Главная / Русский язык и литература / Внеклассное мероприятие: викторина по русскому языку и культуре речи "Знаю ли я родной язык?"

Внеклассное мероприятие: викторина по русскому языку и культуре речи "Знаю ли я родной язык?"

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ПРИМОРСКОГО КРАЯ

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «НАХОДКИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНО-ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»












МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ (ВИКТОРИНЫ)

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И КУЛЬТУРЕ РЕЧИ

«ЗНАЮ ЛИ Я РОДНОЙ ЯЗЫК?»


Для студентов 3 курса группы 231, 331



















г. Находка, 2014


Викторина: «Знаю ли я родной язык?»


Форма проведения – внеклассное мероприятие.

Продолжительность урока – 90 минут.

Участники: студенты групп 331, 231

Оборудование: компьютер, экран, проектор.

Методическое обеспечение: заранее заготовленные задания, раздаточный материал.

Цель урока:

- в игровой форме привлечь внимание студентов к изучению русского языка и культуры речи,

- определить лучшего в знании изученных разделов и тем русского языка и культуры речи,

- обобщить и систематизировать знания,  полученные в результате изучения курса по русскому языку.

- прививать любовь к родному языку;

- закреплять знания и умения, полученные на занятиях;

Задачи:

- обогатить словарный запас учащихся;

- систематизировать знания студентов по основным разделам русского языка и культуры речи;

- сформировать умение работать в команде;

- развивать логическое мышление, творческую мыслительную деятельность, память;

- повысить языковую культуру

- сформировать интерес к дисциплине русский язык и культура речи.


План урока.

Организационный момент.

Приветствие преподавателя.

Постановка целей и задач.

Основная часть (выполнение заданий).

Подведение итогов викторины (определение победителей).


Ход внеклассного мероприятия


Знаете ли вы, что…..

В мире в настоящее время существует около пяти тысяч языков.

Русский язык занимает пятое место в мире по числу говорящих на нем людей.

Одним из самых богатых, колоритных и образных является русский. Русский язык чрезвычайно богат, гибок, живописен. С русским языком можно творить чудеса!!!

Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, игра света, спектральный блеск красок, шум и тень садов, рокот грозы, детский шепот и шорох морского гравия. Нет таких красок, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения!

Как он красив и многогранен

Любимой родины язык!

В нем в каждом звуке голос мамы,

Березки шелест, птицы крик…..


Сегодня мы с Вами повторим, обобщим и систематизируем знания, которые вы получили ранее на уроках русского языка и культуры речи.

Участвовать будут 3 команды. За каждый конкурс начисляется по 1 балу. На выполнение задания отводится определенное время.



Разминка. Слайд №

  • «Плясать под чужую дудку» — беспрекословно выполнять волю

  • «Водить за нос» — обманывать

  • «Сесть на шею» —быть обузой для другого человека.

  • «Тянуть кота за хвост» —надолго затягивать какое-либо решение или дело.

  • «Не разлей вода» - дружные ребята

  • «Витать в облаках» — мечтать

Конкурс № 1 «Диалектизмы». Слайд №

Определите лексическое значение диалектизма

  • Ноговицы – Носки

  • Издевленок - Шутник

  • Хлопанцы - Шлепанцы

  • Шмыгало – Подвижный человек

  • Провинка - Ошибка

  • Седмица - Неделя

  • Рех – Дыра, отверстие, прореха

  • Подколотник – Помощник


Конкурс №2 «Потерянная буква». Слайд №

Вставьте пропущенные буквы Ж или Ш

  • Варе….ка (Ж)

  • Коври….ка (Ж)

  • Деревя….ка (Ш)

  • Костя….ка (Ш)


Конкурс №3 «Архаизмы». Слайд №

Подберите к устаревшим словам современное слово в русском языке

  • Око - Глаз

  • Чело – Лоб

  • Выя - Шея

  • Чрево - Живот

  • Перст - Палец

  • Вежды - Веки

  • Ланиты - Щеки

  • Уста - Губы


Конкурс № 4 «Загадочный писатель». Слайд №

Какой русский писатель подписывал иногда свое произведение Нави Волырк?

1) Денис Иванович Фонвизин;

2) Иван Андреевич Крылов;

3) Александр Сергеевич Грибоедов;

4) Александр Сергеевич Пушкин;

5) Николай Васильевич Гоголь.


Конкурс №5 «Узнай слово». Слайд №

Догадайтесь по звучанию или по корню значение слова

  • Мыльня - Баня

  • Представщик – Актер

  • Говядо - Скот

  • Топталище - Тротуар

  • Лечезнание - Медицина

  • Силоделие - Механика

  • Ветродуй - Вентилятор

  • Костотряс – Велосипед


Конкурс №6 «Найди окончание». Слайд №

В каком из слов нет окончания?

  • Степной (- ой)

  • Стеной (- ой)

  • Герой (Нулевое окончание)

  • Долой (Нет окончания, это наречие)

  • Второй (- ой)


Конкурс №7 «Интересные фамилии». Слайд №

Из данных в ряду фамилий определите, чей предок:

  1. Служил в церкви – Г)Пономарев

  2. Выделывал кожу – В)Сыромятников

  3. Шил тулупы – Б)Скорняков

  4. Лепил горшки – Д)Гончаров

  5. Рубил избы – А)Плотников


Конкурс №8 «Обращение». Слайд №

Как правильно обратиться к человеку в Испании???

  • Пан

  • Сеньор

  • Месье

  • Мистер

  • Дон


Конкурс №9 «Жители». Слайд

Жителей Москвы называют москвичами, жителей Петербурга – петербуржцами. А как будут называться жители:

  • Архангельска – Архангелогородцы

  • Копейска – Копейчане

  • Нижнего Новгорода – Нижегородцы

  • Перми – Пермяки

  • Тулы – Туляки

  • Ростова – на – Дону – Ростовчане

  • Вологды – Вологодцы

  • Курска – Куряне

  • Пензы - Пензенцы


Конкурс №10 «Образуйте форму слова». Слайд №

Образуйте форму родительного падежа множественного числа от слов:

  • Кочерга – Кочерег

  • Простыня – Простынь (Простыней)

  • Дно – Доньев


Конкурс №11 «Кто он???». Слайд №

В старину в России была такая профессия – стряпчий. А чем он занимался?

  1. кулинарией;

  2. торговлей;

  3. юриспруденцией;

  4. военным делом;

  5. сельским хозяйством.

Стряпчий занимался юриспруденцией (так в XIX веке назывался чиновник по судебному надзору)

Конкурс №12 «Ох, уж эти существительные». Слайд №

Какого рода существительные сани, сутки, ножницы

в русском языке?

У существительных, имеющих только форму множественного числа (pluralia tantum) род не определяется.

Конкурс №13 «Значение слова». Слайд №

Какое значение в литературном русском языке имеет слово прикол:

  1. шутка, анекдот;

  2. свая, вколоченная в землю;

  3. булавка;

  4. часовой, охраняющий посаженного на кол


Конкурс №14 «Определи род». Слайд №

Определите род несклоняемых имен существительных:

Кенгуру (м), шимпанзе (м), филе (ср), тире (ср), домино (ср.), такси (ср), алоэ (ср), кофе (м), какао (ср), мадам (ж), ателье (ср), пианино (ср), метро (ср), шоссе (ср), пальто (ср), эскимо (ср),

Кино (ср), миссис (ж), жалюзи (ср), меню (ср), кольраби (ж), суфле (ср), желе (ср), колибри (ж), какаду (м), фламинго (м), жюри (ср), пенсне (ср), турне (ср), табло (ср), Баку (м), Миссисипи (ж)

 Конкурс №15 «Наборщики». Слайд №

Вам необходимо из слова ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТЬ составить как можно больше слов и самое большое слово.

Конкурс №16 «Перевертыши». Слайд №

Перед вами «перевертыши» - устойчивые выражения, в которых каждое слово заменено антонимом. Восстановите их первоначальный вид.

  • С безделья ты отпустишь всех кальмаров в океан (Без труда не выловишь и рыбку из пруда)

  • Четыре дурака плохо, но пять хуже (Один ум хорошо, а два лучше)

  • Продай коляску зимой и самосвал летом (Готовь сани летом, а телегу зимой)

  • Над стоячим песком молоко-то кипит (Под лежачий камень вода не течёт)


Конкурс №17 «Расшифровщики». Слайд №

Расшифруйте пословицы, для этого вставьте гласные

К примеру, СМРЗТМРДНРЗТРЖ – «Семь раз отмерь, один раз отрежь»

  • ЛБШКТТСЛБСНЧКВЗТ (Любишь кататься – люби и саночки возить)

  • НВКСЦВТТВРЩНТ (На вкус и цвет товарищей нет)

  • ПДЛЖЧКМНВДНТЧТ (Под лежачий камень вода не течет)

  • РБТНВЛКВЛСНБЖТ (Работа – не волк, в лес не убежит)


Разрядка. Слайд №

«Доскажи фразеологизм»

Дружнее этих двух ребят

на свете не найдешь.

О них обычно говорят….

Водой не разольешь

Мы исходили городок

Буквально…..

Вдоль и поперек


И так устали мы в дороге,

Что еле-еле…..

Волочили ноги

Фальшивят, путают слова,

Поют……

Кто в лес, кто по дрова


Товарищ твой просит украдкой

Ответ списать из тетрадки.

Не надо!!! Ведь этим другу

Окажешь……

Медвежью услугу

«Найдите вторую часть фразеологизма». Слайд №

  1. Не спеши языком………..

  2. Два сапога………

  3. Буря…………

  4. С кем поведешься…….

  5. Зарубить себе…….

  6. Крокодиловы…

  7. За семь верст……

  8. Принять за ……..

  9. По одежке встречают…..

  10. Решетом……

«Эти забавные животные». Слад №

Делить шкуру убитого….. (медведя)

Купить……в мешке (кота)

Набить как…..в бочке (сельдей)

Считать….(ворон)

Брать….за рога (быка)

Писать как…..(курица лапой)

Сесть на любимого…..(конька)

Дуется как….на крупу (мышь)

Грязный как…..(поросенок)

Смотреть как…..на новые ворота (баран)

Заключение!

Данное мероприятие посвящено русскому языку и проводится в преддверии:

  • Дня Родного языка– февраль;

  • Всероссийского тотального диктанта по русскому языку – апрель;

  • Пожелание:

Ребята, изучайте и открывайте для себя русский язык!!!

И зазвучит легко и прямо

Любимой родины язык.

Как с детства нас учила мама,

Как я люблю, как я привык!


Всем участникам викторины выдается раздаточный материал «Интересные факты о русском языке».

Разработчик: И.В. Черномашенцева, Е.А. Пасечная



Методическая разработка внеклассного мероприятия рассмотрена на заседании предметно (цикловой) комиссии цикла гуманитарных и социально-экономических, общепрофессиональных и специальных дисциплин УГС 050000, 080000, 030000.

Протокол № ________от «___» ______________ 2015 года

Председатель ПЦК С.К.Исаченко


Внеклассное мероприятие: викторина по русскому языку и культуре речи "Знаю ли я родной язык?"
  • Русский язык и литература
Описание:

     Викторина по русскому языку и культуре речи "Знаю ли я свой  язык?" может быть использована преподавателями в качестве внеклассного мероприятия или как практическая часть при изучении дисциплин "Русский язык", "Русский язык и культура речи" для учащихся 10 -11-х классов. Викторина помогает в игровой форме закрепить или изучить материал по некоторым разделам русского языка. Задания, представленные в викторине можно испльзовать как входной или остаточный контроль знаний.  Соревновательный момент увеличивает активность учащихся. А подобранные задания, стимулируют интерес к изучению дисциплины "Русский язык и культура речи". 

Автор Черномашенцева Ирина Валериевна
Дата добавления 04.03.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Другое
Просмотров 1688
Номер материала 57518
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓