Главная / Технология / Внеклассное мероприятие в рамках предметной недели технологии «Русская коса – девичья краса»

Внеклассное мероприятие в рамках предметной недели технологии «Русская коса – девичья краса»

ОКООУСТ «Клюквинская школа – интернат»

«Русская коса – девичья краса»

5 класс. Факультатив. ( В рамках предметной недели).

























Провела: учитель технологи Субочева Е.И.









2013 – 2014гг.



Актуальность

В последние десятилетия Российской истории характеризуются сменой не только экономического уклада, но и духовной мировоззренческой сферы. Повысился интерес к истокам русской культуры и народных традиций. Традиционный женские русские прически поистине уникальны, они позволяют понять смысл важнейших этапов в жизни женщины: девичество, сватовство, венчание, замужество. Собранный в работе материал поможет понять магию такой простой прически как «Русская коса».

Издревле главным украшением женщины считались длинные, красивые волосы. Согласно преданиям, в них хранилась вся мудрость и сила человека, а при выборе будущей жены, смотрели на стан, лицо и толщину косы.

Мир изменился, и иметь свою «косу до пояса» стало практически невозможно. Листаешь модные журналы, завидуешь моделям. «Ах, какие у них волосы – мне бы такие» - сколько замечательных причесок можно сделать из длинных волос! Но именно в этой работе я хочу рассказать о косе и ее истории.

Цели работы:

изучение материалов по истории русской косы;

изучение верований связанных с русской косой;

оформление постера;

составление презентации.

Результаты работы:

собран иллюстративный материал по истории русской косы.

составлена презентация «Русская коса – девичья краса»

основной результат работы – возможность использовать данный материал в создании современных причесок к праздникам.


Коса́ — причёска, при которой несколько прядей волос на голове человека сплетаются вместе. При простой косе волосы разделяются на три одинаковые пряди. Внешняя прядь (попеременно левая и правая) переплетается со средней. Конец заплетённой косы закрепляется с помощью резинки, заколки, ленты или другого приспособления.
Помните библейского Самсона, вся сила которого была в его волосах, и коварную Далилу, которая отрезала эти волосы, и что из этого вышло? Самсон носил семь кос. Неудивительно, ведь косы — самая удобная, и, наверное, самая первая прическа, которую придумал себе человек.
Прическа появилась даже раньше одежды, она рассказывала о множестве вещей — о племени, о характере, о намерениях. Самая удобная прическа — коса. Мелкие косички носили в Африке, косы и косички носили некоторые племена индейцев. Парики из заплетенных косичек были приняты у египтян. Но для нас косы — традиционная русская прическа. Сами по себе длинные волосы считались украшением, что отличает иудеев, греков и древние народы Ближнего Востока от египтян, бривших головы, но также употреблявших парики в виде косичек. О последнем упоминает и "отец истории" Геродот.
Косы носили во всех странах мира, но для нас она они всегда будут ассоциироваться с Древней Русью. От природы у женщин были густые длинные, светлые волосы, пепельные, льняные или цвета меда.

На первый взгляд, коса – самая простая и неприхотливая прическа, не требующая много времени для ее создания. А на самом деле косы как таковые издревле имеют глубокий сакральный смысл, и наши далекие предки украшали свои головы косами отнюдь не из-за их практичности.

С помощью кос показывали семейный и социальный статус, обращались к богам за помощью, отгоняли злых духов. Косы служили охранным амулетом в битвах, кормящие матери плели сложные косы, чтобы запутать ведьм и не лишиться молока, колдуны и шаманы нейтрализовали чужую магию.

Расти, коса, до пояса, не вырони ни волоса.
Расти, косонька, до пят - все волосоньки в ряд.

Эту присказку знали наши бабушки, когда еще сами были девочками.
Из нее можно заключить, что самая древняя прическа на Руси - коса, но это не так. Сначала носили распущенные волосы. А чтобы они не падали на глаза, держали пряди обручем или перевязывали лентой. Обруч делали деревянным, из луба или бересты. И обшивали тканью, отделывали бисером, крашеным ковылем, птичьими перьями, живыми или искусственными цветами. Ну а косы появились намного позже.

На Руси с давних времен символом девичьей красоты считалась коса. Эта прическа была распространена еще в домонгольский период. Женские прически Древней Руси и Московского государства долгое время сохраняли национальный колорит: для всех сословий и для всех возрастов — косы. Единственное разделение — на девичьи и женские прически.
Девушки украшали косу на конце лентой или “косником” (“накосником”). Это была дощечка из бересты, расшитая бусинками. Волос не покрывали, прическу дополняла лента или венок на голове. В день свадьбы подружки невесты под пение протяжных грустных песен с плачем расплетали девичью косу, чтобы переплести ее на две височные и уложить короной вокруг головы, прическу покрывали маленькой полотняной шапочкой (“повойником”), чтобы посторонние мужчины не могли увидеть волос. С той поры осталось выражение “опростоволосить”, то есть опозорить женщину.

Русские девочки заплетали только одну косу. И этим отличались от мам, которым полагались две.
Девушки Беларуси и Восточной Украины одну косу заплетали лишь по праздникам. А в рабочие дни плели по две и укладывали на голове венцом.
На западе Украины одна коса вовсе была неизвестна. Две, четыре и больше косичек украшали прически местных девушек. Называли их «мелкие косички» или «дрибушки».
Заплетали косички чаще всего в три прядки одна поверх другой. Это еще одна отличительная черта детской прически. Мамы вплетали одну прядь под другую. Иногда косы плели в четыре и большее число прядок. На севере России такая прическа называлась «бесчисленница».

На Руси две косы, обернутые вокруг головы и убранные под кику, служили показателем того, что женщина замужем. Считалось недопустимым обнажить голову в присутствии посторонних, а уж тем более – распустить волосы. Исключение составляла разве что только баня и некоторые языческие праздники.

Самым простым и распространенным считали плетение в три плетешка — “русскую косу”, но плели и объемные тонкие колосовидные косички, широкие плоские косы в несколько плетешков. Они украшали пучки в дамских прическах. Косы могли быть многоцветными: пряди окрашивали в два или три цвета и переплетали между собой.
В России после 1917 изменилась мода на прически. Трудящиеся женщины стали носить короткие стрижки “под гребенку”. А те, кто не хотел расставаться со своими длинными волосами, продолжали носить традиционные косы, укладывая их “в корзинку” или обвивая вокруг головы “короной”, “венчиком”. В послевоенные годы на несколько десятилетий косы становятся бессменной прической для школьниц. И до 90-х годов огромное число школьниц носили косички (в младших классах — часто две). С распространением западных женских образов кос стало меньше, и все же коса никогда не уйдет совсем. Она остается по сию пору символом женственности, красоты и стиля, не зависящего от капризов моды.
Время от времени дизайнеры моды и стиля пытались вернуть косам былую популярность, но долгое время это не встречало понимания. Однако косы вернулись в неожиданном исполнении. Теперь в них больше этнических мотивов, заимствованных из разных культур.
После замужества волосы заплетали в две височные косы. Существовал обычай накануне свадьбы собираться и под пение печальных песен переплетать одну косу в две. Этот обряд был посвящен прощанию с девичьей свободой. Женская прическа была сделана в виде короны, косы укладывали вокруг головы. покрывали маленькой полотняной шапочкой (повойником)
Замужние женщины не имели право открывать волосы при посторонних мужчинах - только на своей половине, при муже.

На Руси существовало выражение "опростоволосить", что значило сорвать покрывало с головы.

В других случаях «опростоволоситься» означало покрыть себя и своего мужа позором. Молодые девушки и девочки тоже заплетали косу, одну, украшали ее лентами, гордились ей. Утрата косы была еще большим позором, чем испачканные дегтем ворота. Девушка запиралась дома и ждала, пока волосы отрастут заново – без косы у нее просто не было шансов выйти замуж. Поэтому такую беду скрывали от посторонних глаз с помощью различных ухищрений.

В поэме Лермонтова красочно рассказано об этом. Молодой опричник нанес оскорбление красавице Алене Дмитриевне, жене купца Калашникова, за что был вызван на кулачный бой и убит.
В русской живописи косу лучше других запечатлел Кустодиев. На его полотнах - толстая русская коса, величаво покоящаяся на плече ("Девушка на Волге"). Она доходит до колен (эскиз костюма Варвары к "Грозе" Островского) или залихватски развивается по ветру ("Машка, дочь купеческая"). Поэтому очень интересна акварель "Матрос и милая", на которой - в полную противоположность купчихам и красавицам - представлена женщина с короткой стрижкой.
ХХ век стал временем заката кос. Этнические влияния в среде хиппи и растаманов не меняют общей тенденции.
Хочешь сама заплести косу, как это делали в старину? Тогда хорошенько расчеши волосы гребнем на прямой пробор. Смочи их квасом или соленой водой, раздели на три пряди и вплетай одну поверх другой. Над ушами лучше оставить завитые прядочки. Хорошо бы украсить косу косником. Это плотный треугольник из кожи или бересты, обшитый кожей и украшенный бусами. В праздники к прическе подвешивали рясы - спускающиеся вдоль щек нити жемчуга. На лоб - жемчужную сетку.
Нашим далеким предкам было свойственно обогащать традиционное восприятие предметов символическими смыслами. Даже обычная прическа славянок имела значение. Так, длинная коса была прерогативой молодых девушек. В наше время косички заплетают маленьким девочкам – на Руси же их коротко стригли до самого девичества. Длинная коса с вплетенной лентой обозначала, что девица уже может быть засватана.

Перед свадьбой наши далекие предшественницы устраивали девичьи посиделки, которые и называли словом «коса». На Руси существовало множество обрядов, среди которых было немало ритуалов, связанных непосредственно с женской прической. Например, на славянских свадьбах косу девушки распускали и заплетали две косы. История древних славян рассказывает нам о том, две косы были показателем вступления девушки в брачную жизнь. Прическа замужней женщины отличалась тем, что обе косы закалывали так, чтобы удобно было носить головные уборы. Неслучайно фраза «коса девичья краса» стала «крылатой», ведь шикарные локоны, заплетенные в одну косу, могли носить только девушки на выданье. В древности девушкам не нужны были особенные прически, и  тем более не существовало таких понятий, как стрижка для овального лица, короткие стрижки. Универсальной прической женщины была одна или две косы. 

На Руси считалось, что расплетенная коса – символ траура или бесчестия. Некоторые народы наделяли косу магической силой, утверждая, что девичий магнетизм зависит от длины и толщины косы. История о волшебных свойствах «самой русской женской прически» стала основой сказочных сюжетов, в которых именно по косе отважные рыцари взбираются в темницу к возлюбленной, для того, чтобы освободить ее из заточения.



Внеклассное мероприятие в рамках предметной недели технологии «Русская коса – девичья краса»
  • Технология
Описание:

Актуальность

В последние десятилетия Российской истории характеризуются сменой не только экономического уклада, но и духовной мировоззренческой сферы. Повысился интерес к истокам русской культуры и народных традиций. Традиционный женские русские прически поистине уникальны, они позволяют понять смысл важнейших этапов в жизни женщины: девичество, сватовство, венчание, замужество. Собранный в работе материал поможет понять магию такой простой прически как «Русская коса».

Издревле главным украшением женщины считались длинные, красивые волосы. Согласно преданиям, в них хранилась вся мудрость и сила человека, а при выборе будущей жены, смотрели на стан, лицо и толщину косы.

 

Мир изменился, и иметь свою «косу до пояса» стало практически невозможно. Листаешь модные журналы, завидуешь моделям. «Ах, какие у них волосы – мне бы такие» - сколько замечательных причесок можно сделать из длинных волос! Но именно в этой работе я хочу рассказать о косе и ее истории.

Автор Субочева Елена Ивановна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Технология
Подраздел
Просмотров 695
Номер материала 22127
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓