Главная / Начальные классы / Внеклассное мероприятие в 4 классе "Семь чудес Калмыкии"

Внеклассное мероприятие в 4 классе "Семь чудес Калмыкии"

Внеклассное мероприятие в 4 классе

«Семь чудес Калмыкии».


Интеграция предметов: чтение, краеведение, окружающий мир, изобразительное искусство.


Подготовила: учитель начальных классов Боваева М.Н.


Цели и задачи: - воспитывать у детей чувство гордости за свой народ, уважение и бережное отношение к природе родного края, к национальным достояниям;

- помочь детям раскрывать красоту поэтической речи калмыцких поэтов, видеть прекрасное в работах калмыцких художников;

- расширять знания учащихся, обогащать словарный запас, формировать навыки правильного выразительного чтения;

- развивать память, речь, мышление, познавательный интерес, умение пользоваться информацией и выступать перед аудиторией.


Материалы к уроку: книга «Джангар», фотографии: лотос, тюльпан, курганы, Хошеутовский хурул, город Шахмат, храм «Золотая обитель Будды Шакъямуни, государственные символы РК, портрет князя Серебджаба Тюменя, иллюстрации В.А.Фаворского «Богатырь Джангар» и «Страна Бумба», карта РК, памятки, указки.


Форма проведения: устный журнал.


Ход мероприятия.


Вступительное слово учителя. Красота степной республики, расположенной на стыке Европы и Азии, воспета поэтами и художниками. Она создана не только природой, но и творениями рук человеческих. Человеку не в силах представить, сколько природных чудес и чудес, созданных человеческой гениальностью и изобретательностью, исчезли навсегда не только с лица земли, но даже из памяти народов – потомков этих культур.

Жизнь народа в пространстве бесчисленных лет,

Продвигаясь вперёд, оставляет свой след.

Он вобрал в себя тысячи тысяч следов.

Что-то стёрто, размыто теченьем годов,

Но следы величайших побед и трудов

Не под силу стереть и теченью веков.

Не забылся, не стёрся и в этот момент,

Что-то в нём – от легенд, что-то в нём - документ.

В даль былого вглядись! И увидь, и услышь!

(Лиджи Очирович Инджиев).

Сейчас мы с вами перелистаем устный журнал «Семь чудес Калмыкии», на страницах которого познакомимся со следами в Истории человечества, связанные с судьбой калмыков, с героическим прошлым двух братских народов – русского и калмыцкого. Они остались в природных и рукотворных памятниках, в устном народном творчестве. «Семь чудес Калмыкии» - это визитная карточка республики.

Попросим открыть первую страницу журнала Санджиева Канура.


Канур. На этой странице расскажу о первом чуде Калмыкии: «Джангар» - народный героический эпос. Это величественное произведение устного творчества калмыков, ставшее в сознании народа священным, появилось примерно в 1440-м году. В «Джангаре», как в зеркале, отражены надежды и чаяния калмыцкого народа, его представления о чести и благородстве, об истинной дружбе, его мечты о счастливой и благополучной жизни в стране Бумбы. Бумба – страна шести тысяч и двенадцати богатырей, страна, управляемая легендарным ханом Джангаром, страна

Где неизвестна смерть, где бессмертны все,

Где небеса в нетленной сияют красе.

Основная идея эпоса – идея единения народа, защита своей страны от многочисленных врагов. В служении народу, Отчизне видят смысл герои «Джангариады», что выражается в присяге богатырей:

Жизни свои острию копья предадим,

Страсти свои державе родной посвятим.

Да отрешимся от зависти, от похвальбы,

От затаённой вражды, от измен, от алчбы.

Груди свои обнажим и вынем сердца

И за народ отдадим свою кровь до конца.

Вот что сказал великий русский писатель Николай Васильевич Гоголь:

«…Калмык способен верить чудесному и охотник до сказок. Иногда дня по три сряду слушает предания о подвигах сказочных героев, которых очень любит. Рассказчики водятся мастера своего дела и сопровождают, где следует пением, музыкой, телодвижением, где нужно – подражанием голосу животных. Герои бывают ростом в несколько вёрст, махом меча поражают целые тысячи, конями перескакивают моря и горы. Более всех других нравится баснословная повесть «Джангар»».

В канун празднования 375-летия добровольного вхождения калмыцкого народа в состав Российского государства одной из малых планет, открытой астрономами Крымской астрофизической обсерватории, было присвоено название «Джангар». Позвольте закрыть страницу отрывком из стихотворения Аксёна Илюмджиновича Сусеева «Степь Джангара»:

О джангаре поэма!.. Как она

Полна тепла, глубокого волненья,

Как майский день торжественна, ясна,

А ритм её – само сердцебиенье!


Она пьяняща! Сладостна, как мёд,

Прозрачна и кристальна родниково,

Как молния, в ней вспыхивает слово

И освещает сердца небосвод.


Мысль мудреца и тонкость ювелира

В ней сплетены в великое одно.

Я верю в то, что достояньем мира

Поэме этой сделаться дано!


Учитель: - Спасибо. Действительно, эпос «Джангар» стал известен всему миру. Со второй страницей нас познакомит Эльза Шанкчиева. Пожалуйста.


Эльза: - Калмыцкая степь тянется сотни вёрст от Волги и Каспия до Маныча и Ставропольского плато. По величине она может сравниться с любым европейским государством. Но только там – шум мегаполисов, крупнейшие заводы и фабрики, а у нас – бескрайние просторы, тишина, свобода… Наша степь такая же беспредельная, безбрежная, как и море бездонное с потаёнными сокровищами. Одно из таких сокровищ – лотосы.

Второе чудо Калмыкии – это священный лотос буддистов. Редкое красивое растение слывёт загадочным с тех пор, как, по древневосточной легенде, Будда переплыл на лотосе Индийский океан. Величественная красота, способность в течение дня менять окраску поражает воображение, зачаровывает – это настоящее чудо света! Так, герои легенд отправлялись за чудесным лотосом в Китай и Индию, преодолевая в пути самые сложные испытания.


Учитель: - Четыре сотни лет обитает калмыцкий народ в засушливых прикаспийских степях и почитают цветок лотос. Это символ нашей республики.

Лотос изображён на государственном гербе и флаге Калмыкии. Вот как в официальных документах описываются герб и флаг: «На государственном гербе Республики Калмыкия – Сюльде – в основании его – лепестки лотоса белого цвета – символ чистоты и духовного возрождения… В середине государственного флага изображён голубой круг с белым цветком лотоса, состоящим из девяти лепестков. Верхние пять лепестков лотоса олицетворяют пять континентов земного шара, четыре нижних лепестка – четыре стороны света, символизирующие стремление народа Калмыкии к дружбе и сотрудничеству со всеми народами».

Лотос изображён на ордене, который так и называется – Орден Белого Лотоса. Его вручают как высшую степень отличия Герою республики за личные заслуги, трудовой героизм, особо выдающуюся новаторскую деятельность, значительный вклад в дело процветания Калмыкии.

Эльза (продолжает): - Позвольте мне закрыть страницу отрывком из стихотворения Николая Джамбуловича Санджиева «Лотос»:

За лучшей долей сквозь годы и беды

Катился к Волге наших предков вал.

И в новые края за ними следом

Священный лотос перекочевал.

Он сохранил ойратам в счастье гордом

Все шестьдесят и шесть своих цветов,

На девяносто девяти аккордах

Прославляя к Родине любовь.


Учитель: - Следующее чудо нам представит Канур. Пожалуйста.


Канур: - Это тюльпан. Весной наша степь обновляется. Это самый лучший период – пора цветения дивного создания природы – «венценосного», «золотокоронного», «лампадоподобного» цветка. «Алтн зул цецг» - древнее калмыцкое название тюльпана. Прекрасен он и невольно зовёт каждого полюбоваться своей неповторимо нежной и беззащитной красотой. Чашечки его, просвечиваясь молодыми лучами солнца, тянутся к сини небес, стараясь разлить свой тонкий аромат над всей землёй. Много легенд о тюльпанах. Одну из них рассказал народный поэт Калмыкии Тимофей Отельданович Бембеев в своём стихотворении «Чёрный тюльпан»:

Счастливец я! Знать от рожденья

Мне жребий особенный дан –

В сепии моей, в пору цветенья,

Набрёл я на чёрный тюльпан!


Лишь раз в девять лет, по преданью,

Родится волшебник степной,

И то лишь прекрасною, ранней,

Ни с чем не сравнимой весной.


Тычинки белы. Благороден

Их цвет, привлекающий взгляд.

Они, улыбаясь природе,

Мне радость и счастье сулят. Редок этот тюльпан. Появляется он в степи через каждые девять лет. Девять – счастливое число в мире кочевых народов. Обязательно расцветает на самой верхушке древнего кургана, под которым покоится прах защитников этой местности. Чёрен тюльпан, как ночь, но тычинки в нём белы, как снег. Чёрные лепестки его охраняют от бед. Белые тычинки обещают счастье. Увидевший чёрный тюльпан никогда не должен касаться его, а просто постоять над ним, загадав желание, никому не разглашать тайну места произрастания этого необычного цветка. Встречается чёрный тюльпан увидевшему его только раз в жизни.


Учитель: - Листовка с памяткой (вручается каждому участнику мероприятия): «В Калмыкии проявляют заботу о тюльпанах. С 1995-го года в республике отмечается праздник «Гимн тюльпану» - благородному цветку, занесённому в Красную книгу России.

Берегите, не рвите цветы, не губите тюльпаны беспечно –

Это символ степной красоты, воплощение юности вечной!

Каждый, кто сорвёт тюльпан, должен знать, что им погублены десятки будущих растений, так как в этом случае цветок лишён возможности образовывать плод и семена. Вместе с цветком обрывается стебель с листьями, и в луковице, не получающей питательных веществ, не формируются почки возобновления. Если уничтожение прекрасных растений, гордости наших степей будет продолжаться, то будущие поколения потеряют возможность любоваться ими. Мы должны сохранить тюльпаны для наших внуков и правнуков.

Чтобы тюльпаны всегда цвели, радуя нас несравнимой красой, надо беречь их и не рвать. Пусть руки, которые тянутся к тюльпанам, вместо того, чтобы сорвать, занесут их неповторимый облик на лист бумаги, пусть щёлкнут затвором фотоаппарата, нажмут на кнопку видеокамеры.

Или просто наклонитесь над его благоухающей шестилепестковой чашечкой-бокальчиком, вдохните чудо-аромат, задышите полной грудью, расправьте плечи, оглядите степь, в которой с каждой весной всё меньше тюльпанов, почувствуйте себя ответственными за её неповторимый облик, дарованный нам нашими мудрыми предками: «Берегите красавицу-степь!»».

Ребята! Прочитайте, обсудите с друзьями, передайте другим содержание памятки, помогите природе своими добрыми и полезными делами и поступками. Спасибо! Передаю слово Эльзе.


Эльза: - Четвёртая страница нашего журнала посвящена степным курганам. Волго-маныческие степи, где расположена наша республика, во все времена населяли различные племена и народы, оставившие после себя память в виде сотен тысяч курганов, которые являются памятниками археологии. Они представляют собой земляные насыпи, возводившиеся над древними погребениями, то есть являются своеобразными кладбищами, в которых на протяжении тысячелетий сменявшие друг друга народы хоронили своих умерших или погибших соплеменников.

Всех курганов нельзя перечислить, а их истории рассказать. Но есть среди их множества два кургана, особенных своей историей создания, - Курган Победы и Курган Пиршества.

Это было во время русско-турецкой войны 1768-1774 годов. В апреле 1769 года Убуши-хан согласно высочайшему повелению отправил десять тысяч калмыцких конников в действующую армию генерала Румянцева, а после с остальным десятитысячным войском выступил сам против татар.

Шесть тысяч татар подступили к границам Калмыцкого ханства, желая разорить и опустошить калмыцкие улусы, оставшиеся без защиты. Убуши-хан, получив известие о приближении татарского войска, продвинулся навстречу неприятелю. Хан был мудрым и опытным военачальником, он решил обмануть татар и с помощью небольшого отряда, посланного вперёд, выманить их, чтобы затем напасть с основными силами. Татары по поднятой пыли догадались о приближении калмыцкого войска, начали отступать и заняли оборону недалеко от реки Калаус (ныне Ставропольский край).

Несмотря на ожесточённое сопротивление, бешеная атака калмыцкой конницы привела неприятельские ряды в полное замешательство. Татары в панике бежали. Калмыки бросились в погоню, рубя и расстреливая рассеянного противника.

На месте этого сражения Убуши-хан повелел насыпать курган и назвал его «Курганом Победы». А на другом берегу реки Калаус, где завершилось преследование и полное уничтожение татарского войска был насыпан второй курган, названный «Курган Пиршества». Оба эти кургана существуют и поныне в степях Ставрополья.

Хасыр Бикинович Сян-Белгин посвятил степным курганам такие строки:

А года продолжали плыть.

Сколько слёз он видал, курган?!

Ими б красный тюльпан полить –

Почернел бы степной тюльпан!

На кургане молчит трава.

Спит курган. На нём пыль времён.


Канур: - Пятым чудом нашей республики признан Хошеутовский хурул – наша память…, наша история…. Построенный в память о ратных подвигах, о героизме и мужестве, проявленных калмыцкими воинами в Отечественной войне 1812 года и заграничном походе русской армии 1813-1814 годов, Хошеутовский хурул всегда производил большое впечатление и вызывал восхищение у всех, кто видел его.

Строительство этого храма велось на добровольные пожертвования калмыцкого народа, большую часть расходов взял на себя Серебджаб Тюмень – Герой Отечественной войны 1812 года и командир второго Астраханского калмыцкого полка. Тюмень хотел, чтобы память о его воинах, погибших за Россию, сохранилась в веках. Так, в начале ХIX века на левом берегу Волги был воздвигнут памятник дружбы и боевого братства русского и калмыцкого народов – Хошеутовский хурул.

Идея строительства этого Храма Победы принадлежала Батур-Убаши Тюменю, младшему брату Серебджаба Тюменя.

В 1909 году хурул стал центром празднования 300-летия добровольного вхождения калмыцкого народа в состав Российского государства, а в 1912 году здесь проводились торжества в честь 100-летия Отечественной войны 1812 года.

Здесь была огромная библиотека книг и рукописей, бережно сохраняемых и передаваемых от поколения к поколению. В хуруле хранилось как величайшая святыня – боевое знамя, с которым калмыцкие воины ходили в поход на врага. С этим знаменем калмыки пришли в пределы России в начале 17-го века. С ним не раз шли в бой с врагами Родины. В последний раз оно развевалось на поле брани во время Отечественной войны 1812 года. И в шести местах было пробито неприятельскими пулями. Это знамя служило символом славного героического пути калмыцкого народа, всегда встававшего вместе с другими народами России на защиту Отечества.

Хошеутовский хурул не просто уникальный историко-архитектурный и культурный памятник, это память калмыцкого народа, память о героических предках и славных деяниях.


Учитель: Теперь пришла пора рассказать о 6-м чуде Калмыкии. Но вначале послушайте народную легенду:

«В кибитке за чёрно-белой доской сошлись два калмыка. Жена хозяина кибитки, занимавшаяся подношением кушаний и напитков соперникам, успевала незаметно бросать взгляд на положение фигур. И когда ситуация для её супруга стала критической, женщина как бы невзначай обратилась к мужу: «Хозяин, пока Вы здесь играете, я распоряжусь, чтобы подводу, на которой будет спать наш дорогой гость, поставили на правый угол кибитки. А заодно отправлю его коня на пастбище». Проигрывавший всё понял. По словам жены, ему следовало перебросить ладью на правый угол доски, отогнать коня противника. Он так и сделал и выиграл партию».


Эльза: - В те времена никто из степняков, так любивших шахматы, и представить не мог, что спустя века в калмыцкой степи разыграют партии лучшие мастера со всего света на ХХХIII Всемирной шахматной Олимпиады. Вот тогда и возникла необходимость строительства Сити-Чесс. Возведение шахматного городка началось в апреле 1997 года и закончилось буквально за несколько минут до начала самой олимпиады – в сентябре 1998 года.

Общая площадь Сити – чесс, расположенного на берегу пересохшего Ярмарочного пруда, - 594 га. В центре жилого комплекса находится общественный центр Сити Чесс холл – Дворец шахмат. Это уникальное сооружение имеет форму стеклянной кибитки. В Сити – Чесс также построены квартиры коттеджного типа, современный гостиничный комплекс. Никогда ранее в Элисте еще не было строений с такой оригинальной архитектурой и планировкой.

В 2001 году во Дворце был открыт Музей Шахматной Славы. Он был и остается единственным музеем шахмат в мире. Основной фонд музея составляет 3749 единиц хранения. Он включает в себя коллекции Михаила Таля и подарков Главы Республики Калмыкия Кирсана Илюмжинова. В юбилейный 2008 год музею присвоено имя М. Таля.

Сегодня Сити – Чесс небольшой городок, который стремятся увидеть сотни туристов, посещающих Элисту. Здесь побывали известные политические и религиозные деятели, артисты и спортсмены. В Сити – Чесс проходят крупные международные форумы. О Городе Шахмат на юге России знают во всем мире.

Учитель: - Седьмым калмыцким чудом стало, пожалуй, самая главная достопримечательность нашей столицы, архитектурное чудо Элисты, место поклонения многих тысяч верующих – Центральный хурул «Золотая обитель Будды Шакъямуни».


Канур: - Центральный хурул, построенный по благословению Его Святейшества Далай – ламы ХIV, Золотая Обитель Будды Шакъямуни в Калмыкии вырос, как в сказке: необыкновенно быстро и на диво красивым. Внешне он выглядит хорошо задуманным и искусно исполненным архитектурным ансамблем. Но каждая деталь – не просто украшение, все они имеют сакральное значение. Их множество. Вокруг хурула расположено 108 барабанов и 17 статуй пандитов. В каждом из барабанов заложены миллионы молитв, определенные благовония, а в статуях – древо жизни «сокшин», расписанное молитвами. Почитание этих святынь несет людям благословение и удачу на жизненном пути.

Из Индии специально были доставлены тысячи статуэток Будды. Они изготовлены из бронзы и латуни высотой в 20 сантиметров для оформления алтаря и для закладки в буддистские ступы, расположенные вокруг храма.

Таким образом, «Золотой храм» в центре Элисты, согласно буддистским повериям, превратился в


«Дворец тысячи Будд».


Пыль отряхнув исканий и тревог,

Судьбы, крещенной пряником и плетью,

Возвел народ божественный чертог –

Как образ красоты, великолепья.

Не пожалел ни золота, ни сил –

Все на алтарь, в деяние вникая,

И столько он в реликвию вложил,

Что долго ей звучать, не умолкая.

Прекрасен вид твой, горделива стать,

Восторг рождаешь ты и удивленье.

Слились в тебе и божья благодать,

И зодчества святое вдохновенье.

Буддийский храм, живет где божество,

Где свет и озаренье ищет,

Где веры обретенной торжество,

И утоленье сокровенной жажды.

Глава твоя вольготно вознеслась,

Над степью, так чиста и осияна,

Как будто в строгий облик великана

Души народной сила пролилась!

Века тебе святиться и сиять,

Не ведая забвения и тленья,

И жажду веры щедро утолять,

Живущим и грядущим поколеньям!

А. Скакунов.

Учитель: - Мы с Эльзой и Кануром познакомили вас с «Семью чудесами Калмыкии». Мы рады, что благодаря нашим стараниям вы теперь знаете, что есть и в нашей небольшой республике свои семь чудес, которыми гордятся все жители Калмыкии и посвящают свое творчество.

Эльза и Канур проделали большую творческую работу. Спасибо вам ребята, за труд и упорство в подготовке устного журнала.

Спасибо за внимание!


Внеклассное мероприятие в 4 классе "Семь чудес Калмыкии"
  • Начальные классы
Описание:

"Семь чудес Калмыкии" - это устный журнал, на страницах которого дети знакомятся со следами в истории человечества, связанные с судьбой калмыков, с героическим прошлым двух братских народов - русского и калмыцкого. Они остались в природных и рукотворных памятниках, в устном народном творчестве. 

"Семь чудес Калмыкии" - это визитная карточка республики. В  нем рассказывается о народном героическом эпосе "Джангар", о священном для буддистов цветке лотоса, о дивном создании природы - тюльпане, о древних памятниках археологии - степных курганах, о Хошеутовском хуруле, воздвигнутом в память о ратных подвигах воинов-калмыков, о шахматном городе Сити Чесс, о центральном хуруле Золотая обитель Будды Шакьямуни.

Автор Боваева Мацак Натыровна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 992
Номер материала 51546
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓