Главная / Русский язык и литература / Внеклассное мероприятие «Святые дочери России»

Внеклассное мероприятие «Святые дочери России»

Внеклассное мероприятие

«Святые дочери России»


Мы будем вечно прославлять ту женщину, чье имя – Мать.


Цель:

Форма проведения:

Материально-техническое обеспечение:

- медиапроектор, ноутбук, экран (для демонстрации презентации, фотографий).

Подготовительная работа:

1. Выставка книг, посвященных известным женщинам России.

2. Презентация.


Ведущий 1: На протяжении многих веков образ женщины, ее очарование, загадочность и склонность к самопожертвованию были предметом восхищения и величайшего преклонения. С любви и уважения к женщине начинается Человек. Ведь не зря женщина от природы обладает необъяснимой силой, огромным обаянием и возможностью дарить на земле небесное блаженство.

Ведущий 2: Женщины в русской истории… В чем их особенность? Федор Михайлович Достоевский писал: «Русская женщина смело пойдет за тем, во что верит».

Даже в самое трудное время женщина не требовала к себе снисходительности. В ее слабости таилась огромная сила. Это подтверждают многие русские женщины, жившие в различные эпохи: княгиня Ольга, Ярославна, Маргарита Тучкова, Екатерина Трубецкая, Наталья Долгорукова, Мария Волконская и многие другие…

Ведущий 1: Имя великой княгини Ольги упоминается всякий раз, когда речь заходит о выдающихся женщинах Древней Руси. Истории неизвестно, где и когда родилась княгиня Ольга, но ее деяния остались в памяти людей. Образ ее встает перед нами, когда мы читаем «Повесть временных лет». Веками ткалось кружево народных преданий об Ольге как о деятельной, мудрой, «вещей» правительнице и защитнице земли Русской.

Христианское имя великой княгини – Елена, в переводе с древнегреческого означающее «избранная, светлая», очень точно отражает ее натуру. Крещение Ольги в 955 году было ознаменовано пророческими словами патриарха: «Благословенна ты будешь в женах русских, ибо оставила Тьму и возлюбила свет. Прославлять тебя будут сыны русские до последнего рода!»

Чтец: Она была такой прекрасной.

Что красотой ее пленяясь,

К ней воспылал любовью страстной

И в жены взял – великий князь!

Была такою умной Ольга,

Что – хоть историка спроси! –

Из всех княгинь ее лишь только

Прозвали Мудрой на Руси!

Она была еще жестока

И проливала кровь за кровь,

Пока Господь в мгновенье ока

Не дал ей веру и любовь.

Крестившись, Ольга изменилась

И, не творя отныне зла,

По всей Руси добро и милость,

И слово Божие несла!

Предвидя, что придется внуку,

Крестя вести нас к Небесам,

Не так мечу, седлу и луку

Его учила, как псалмам!

Владимир не забыл об этом

И Русь - крестил! А Ольгу мы

Сравним с зарей перед рассветом,

С подснежником в конце зимы!

(Е.Санин «Святая равноапостольная Ольга»)

Ведущий 2: Примером идеала древнерусской женщины может стать образ святой Февронии, преданной и благочестивой, мудрой и просветленной спутницы муромского князя Петра. Сначала она спасла его жизнь, потом неоднократно давала мудрые советы, помогала управлять княжеством.

Ведущий 1: Подлинным трагизмом овеян образ Ярославны – жены князя Игоря, воспетой безымянным автором «Слова о полку Игореве». К несчастью, нам ничего неизвестно о самой Ярославне, как практически обо всех женщинах той далекой эпохи.

Ярославна вместе с мужем управляла небольшим городом Новгородом-Северским. Когда князь Игорь вместе с братом Всеволодом и сыном Владимиром отправился в 1185 году в злополучный поход на половцев, его жене было около тридцати лет. Чтобы как можно скорее получать вести о милом, Ярославна переехала из Новгорода-Северского в расположенный на самой границе со степью Путивль, где ее застала весть о пленении мужа. И «разразилась Ярославна на крепостной стене горьким плачем», донесенным до нас «Слово о полку Игореве».

Чтец: На Дунае Ярославнин голос слышится,

Кукушкою безвестною рано кукует:

«Полечу, - говорит, - кукушкою по Дунаю,

Омочу шелковый рукав в Каяле-реке,

Утру князю кровавые раны

На могучем его теле».

Ярославна рано плачет

В Путивле на забрале, приговаривая:

«О ветер, ветрило!

Зачем, господин, веешь ты навстречу?

Зачем мчишь хиновские стрелочки

На своих легких крылышках

На воинов моего милого?

Разве мало тебе было под облаками веять,

Лелея корабли на синем море?

Зачем, господин, мое веселье

По ковылю ты развеял?»

Ярославна рано плачет

В Путивле-городе на забрале, приговаривая:

«О Днепр Славутич!

Ты пробил каменные горы

Сквозь землю Половецкую.

Ты лелеял на себе Святославовы насады

До стана Кобякова.

Прилелей же, господин, моего милого ко мне,

Чтобы не слала я к нему слез на море рано».

Ярославна рано плачет

В Путивле на забрале, приговаривая:

«Светлое и трижды светлое солнце!

Всем ты тепло и прекрасно:

Зачем, владыко, простерло ты горячие свои лучи

Над войной моего лады?

В поле безводном жаждою им луки скрутило,

Горем им колчаны заткнуло?»

(«Слово о полку Игореве»)

Ведущий 2: Этот плач дает нам уникальную возможность соприкоснуться с внутренним духовным миром русской княгини, жившей более восьми столетий тому назад.

Ведущий 1: Еще один незабываемый женский образ – образ святой Ксении Петербургской. Она родилась в начале XVIII века. О детстве ее нам ничего неизвестно, можно только сказать, что святая Ксения получила хорошее образование. Когда она подросла, ее взял в жены Андрей Федорович Петров. Он пел в хоре, составленном самой императрицей Елизаветой Петровной. Муж и жена очень любили друг друга. Но счастье было недолгим. Через три года Андрей Федорович умер. С его смертью Ксения будто лишилась рассудка. Она надела на себя его одежду и просила называть себя его именем. Сразу после похорон она раздала все свои деньги, а дом оставила под приют для нищих. Родные подумали, что бедняжка сошла с ума, но потом поняли, что все эти поступки продиктованы добротой сердца и любовью к людям.

Вот так Ксения стала блаженной. Дни напролет она ходила по городу босая, в мужской одежде. Однажды горожане решили проследить, где ночует Ксения, и увидели, что по вечерам она выходит за город, в поле, и там горячо молится, засыпая лишь перед рассветом, прямо на земле. Во время строительства церкви на Смоленском кладбище блаженная Ксения по ночам тайком раскладывала кирпичи на лесах, чтобы таким образом помочь строителям.

Через некоторое время горожане заметили: куда зайдет блаженная Ксения, туда приходит удача. В лавке процветает торговля, больной ребенок начинает выздоравливать… Всегда она старалась быть полезной людям: делом или добрым советом.

Умерла Ксения через 45 лет после смерти мужа. Над ее могилой на Смоленском кладбище была построена часовня, в которой происходили чудесные исцеления, страждущие получали надежду и успокоение. Эта часовня, названная в честь святой Ксении Петербургской, до сих пор является одной из главных святынь православного Петербурга.

В 1988 году Поместный собор Русской православной церкви причислил Ксению Петербургскую к лику святых.

Ведущий 2: Удивительна судьба русской женщины Маргариты Тучковой, родившейся в 1781 году в семье Нарышкиных. Во время всех военных действий она следовала за мужем Александром Тучковым, научилась ухаживать за ранеными. Ее муж был ранен в Бородинском сражении, солдаты пытались вынести генерала с поля боя, но во время обстрела они все погибли.

Маргарита Михайловна на поле боя пыталась отыскать тело Александра. У нее еще была слабая надежда, что он жив или, может быть, в плену. Убитой горем женщине удалось найти лишь место гибели горячо любимого мужа. Маргарита продала драгоценности и воздвигла у края Бородинского поля небольшую часовенку. Пережить страшную потерю ей помог сын: она жила ради него. Но еще одно несчастье постигло Маргариту: в пятнадцатилетнем возрасте умер ее сын. Мать похоронила его под сводами храма Спаса Нерукотворного.

Маргарита продала имение и на вырученные деньги построила дома для солдатских вдов. Позже она обосновала женский монастырь, где стала игуменьей. Все силы и энергию она потратила на то, чтобы облегчить страдания солдатских вдов.

Маргарита умерла ранней весной 1852 года. В ее руках нашли небольшой листок бумаги. Это было письмо на французском языке со словами: «Кто владеет моим сердцем? Прекрасная Маргарита!»

Такова судьба этой удивительной русской женщины, жены и матери.

Ведущий 1: Ярким примером бескорыстной любви и преданности является подвиг поистине «святых» женщин России – жен декабристов.

Екатерина Ивановна Трубецкая, урожденная Лаваль, первой покинула дом, отвергла блеск и роскошь, отказалась от богатства и доброго имени, порвала с прошлым и бросилась, как в пропасть, в неведомую Сибирь. А ведь ей тогда было лишь двадцать шесть лет. Она решила разыскать своего мужа – князя Сергея Трубецкого, «государственного преступника», осужденного по делу о восстании 1825 года на Сенатской площади. Умерла Екатерина Трубецкая в городе Иркутске. Рядом с ее могилой на территории бывшего Знаменского женского монастыря похоронены ее дети.

Вслед за Трубецкой выехала княгиня Мария Николаевна Волконская, дочь генерала Раевского, прославленного героя Отечественной войны 1812 года.

Она умерла в 1863 году, оставив после себя «Записки» с ярким описанием тюремно-каторжного режима, характеристикой многих декабристов, сведениями о быте, нравах, культуре и отношении населения Сибири к декабристам.

На Северном Урале в небольшом городке Пушкинске похоронена жена декабриста Василия Ивашева – Камилла. Она родилась в 1808 году в семье француза Пьера Рене Ле-Дантю, который переехал жить в Россию, где женился на своей соотечественнице. В 1812 году семья переселилась из Петербурга в Симбирск. Там мать Камиллы поступила гувернанткой на службу в семью помещиков Ивашевых. В имении Камилла впервые увидела сына хозяев Василия Петровича. Молодой человек произвел на Камиллу глубокое впечатление. Через несколько лет Камилла тоже стала гувернанткой в Петербурге. После того, как произошли выступления декабристов, Камилла узнала о том, что Василий Ивашев арестован.

В 1828 году Камилла направила царю письмо с просьбой разрешить ей ехать в Сибирь и получила разрешение в сентябре 1830 года. В июне 1831 года Камилла выехала к своему возлюбленному.

Более ста семидесяти лет прошло с тех пор, но и сегодня люди помнят о подвиге жен декабристов и навещают их могилы.

Ведущий 2: А женскому подвигу Натальи Долгоруковой уже почти три столетия, но имя ее тоже не кануло в лету, хотя никаких особых заслуг перед Отечеством на ее счету нет. Полюбив в шестнадцать лет фаворита Петра I – Ивана Долгорукова, она обручилась с ним в 1729 году.

После смерти Петра ее родные, зная нерасположение Анны Ивановны к Долгоруковым, уговаривали ее отказать князю Ивану, но Наталья с негодованием отвергла эти советы. Свадьба состоялась в 1730 году, а через три дня семью Долгоруковых постигла ссылка. Наталья была сослана вместе с Долгоруковым. В Березове у Долгоруковой родился сын. Первые годы пребывания в Березове тяготы ссылки смягчались для нее любовью мужа и привязанностью к сыну. В 1738 году у Натальи родился второй сын, а Долгорукова отправили в Тобольск. Только в конце 1739 года Наталья Долгорукова узнала о казни мужа и получила разрешение жить у брата.

Ведущий 1: Может, сущность женщины и заключается в том, чтобы оставаться ею при любых, даже самых трагических обстоятельствах, а женский талант заключается в готовности к самопожертвованию вплоть до самоотречения.

Чтец: Женщина!

Все победила она:

Боль и разлуку,

И смерть, и усталость.

Девушка, Мать и Сестра, и Жена –

Сколько ей горя и счастья досталось!

Пусть продолжается праздник весны,

И ничего ей не нужно на свете, -

Только бы не было в мире войны,

Только счастливыми были бы дети.

Ведущий 2: Великая Отечественная война… Она навсегда останется в памяти народа. И, пожалуй, самой трагичной в годы этой войны была судьба женщины - солдатской вдовы. Мало их уже осталось в живых – тех, кто провожал на великую битву своих сыновей-солдат и потом долгие годы ждал их возвращения.

У писателя Александра Фадеева есть волнующие строки, обращенные к матери: «Но если и в дни войны у людей есть кусок хлеба, и есть одежда на теле, и если бегут по рельсам поезда, и вишни цветут в саду, и пламя бушует в домне, и чья-то незримая сила подымает воина с земли или с постели, когда он заболел или ранен, - все это делали руки матери моей – моей и его».

Ведущий 1: Женщина и война…Что может быть более противоестественным? Женщина, дарящая жизнь и оберегающая ее, и война, уносящая эту жизнь, единственную и неповторимую… Эти понятия несопоставимы…

Чтец: Я сына родила не для войны!

Не для войны букварь ему давала,

Тревожилась, гордилась, тосковала,

Пожизненно влюбленная, как мать,

Готовая и штопать, и мечтать,

И ждать скупых, нерасторопных писем

С какой-нибудь окраины страны.

Я сына родила не для войны!

Еще вчерашний звонкий голосок,

А ныне жизнерадостный басок

Мне веру в жизнь и счастье утверждает.

А где-то в мире солнечном блуждает

Угроза смерти, голода и тьмы –

Работают холодные умы…

Я сына родила не для войны.

(Н.Бурова «Я сына родила не для войны…»)

Ведущий 2: Прошли годы… А матери вновь скромно, изо дня в день совершают свой незаметный подвиг – растят, поднимают на ноги детей, воспитывают их добрыми, работящими, любящими.

Но в мире опять неспокойно, и в разных концах планеты появляются «горячие точки». И вспыхивают багровые отсветы пожарищ, воют и грохочут смертоносные снаряды, слышатся крики ужаса и бессильные стоны, и переворачиавет душу детский плач. И над всем этим растерзанным и развороченным миром вновь вырастает сгорбленная горем фигура матери.

Чтец: Жизнь не прожить без черных дней,

Но в час беды и в час бессилья

Вы не кляните матерей

За то, что вас они родили.

Им не дано предугадать

Все, что детей их ждет на свете,

Но всякая на свете мать

Желает только счастья детям.

Баюкая детей грудных,

От века матери мечтали,

Чтоб не споткнулись дети их,

Чтоб на дороге не упали.

И ни одна на свете мать,

Какими б ни были мы с вами,

Нам, детям, не желала стать

Ни жертвами, ни палачами.

Пусть многое не привелось

Им обрести самим когда-то,

Они мечтали, чтоб жилось

Их детям вольно и богато.

И если это не сбылось,

Кто-кто, а мать не виновата.

Поэтому и в черный час,

Когда наш путь тернист и труден,

Клясть матерей своих не будем

За то, что породили нас.

(К.Кулиев «О матери»)

Учитель: Очень жаль, что мы часто избегаем разговоров с нашими матерями о жизни, о счастье, не стараемся вникнуть в их проблемы, и не делимся собственными.

Редко мы спрашиваем у них, что нового у них случилось за день, что пережили, и ни слова не говорим о себе, о своем оставшемся позади дне, в котором что-то порадовало, а что-то, увы, расстроило.

Мы никогда не говорим о своих ошибках и о том, как мы их исправляем, как продолжаем изо дня в день воспитывать себя, как стремимся быть отзывчивее, работоспособнее.

И в то же время, будучи духовно сильными, наши мамы остаются по-женски слабыми. А вы, дорогие, ребята, старайтесь увидеть в своих мамах не сдающихся жизненным невзгодам людей, имя которым Женщина-Мать.

Чтец: Есть в природе знак святой и вещий,

Ярко обозначенный в веках!

Самая прекрасная из женщин –

Женщина с ребенком на руках.

От любой напасти заклиная

(Ей-то уж добра не занимать!),

Нет, не Богоматерь, а земная,

Гордая, возвышенная мать.

Свет любви издревле ей завещан,

Так вот и стоит она в веках –

Самая прекрасная из женщин –

Женщина с ребенком на руках.

Все на свете метится следами,

Сколько б ты ни вышагал путей,

Яблоня украшена плодами,

Женщина – судьбой своих детей.

Пусть ей вечно солнце рукоплещет,

Так она и будет жить в веках –

Самая прекрасная из женщин –

Женщина с ребенком на руках.

Ведущий 1: Мы кланяемся всем женщинам, матерям и бабушкам за вашу беззаветную любовь, доброту, за ваши руки, которые творят на земле добро и справедливость, украшают жизнь, наполняют ее смыслом, делают счастливой.


Внеклассное мероприятие «Святые дочери России»
  • Русский язык и литература
Описание:

Внеклассное мероприятие

«Святые дочери России»

 

Мы будем вечно прославлять ту женщину, чье имя – Мать.

 

Цель:

Форма проведения:

Материально-техническое обеспечение:

- медиапроектор, ноутбук, экран (для демонстрации презентации, фотографий).

Подготовительная работа:

1. Выставка книг, посвященных известным женщинам России.

2. Презентация.

 

Ведущий 1: На протяжении многих веков образ женщины, ее очарование, загадочность и склонность к самопожертвованию были предметом восхищения и величайшего преклонения. С любви и уважения к женщине начинается Человек. Ведь не зря женщина от природы обладает необъяснимой силой, огромным обаянием и возможностью дарить на земле небесное блаженство.

Ведущий 2: Женщины в русской истории… В чем их особенность? Федор Михайлович Достоевский писал: «Русская женщина смело пойдет за тем, во что верит».

Даже в самое трудное время женщина не требовала к себе снисходительности. В ее слабости таилась огромная сила. Это подтверждают многие русские женщины, жившие в различные эпохи: княгиня Ольга, Ярославна, Маргарита Тучкова, Екатерина Трубецкая, Наталья Долгорукова, Мария Волконская и многие другие…

Ведущий 1: Имя великой княгини Ольги упоминается всякий раз, когда речь заходит о выдающихся женщинах Древней Руси. Истории неизвестно, где и когда родилась княгиня Ольга, но ее деяния остались в памяти людей. Образ ее встает перед нами, когда мы читаем «Повесть временных лет». Веками ткалось кружево народных преданий об Ольге как о деятельной, мудрой, «вещей» правительнице и защитнице земли Русской.

Христианское имя великой княгини – Елена, в переводе с древнегреческого означающее «избранная, светлая», очень точно отражает ее натуру. Крещение Ольги в 955 году было ознаменовано пророческими словами патриарха: «Благословенна ты будешь в женах русских, ибо оставила Тьму и возлюбила свет. Прославлять тебя будут сыны русские до последнего рода!»

Чтец: Она была такой прекрасной.

Что красотой ее пленяясь,

К ней воспылал любовью страстной

И в жены взял – великий князь!

Была такою умной Ольга,

Что – хоть историка спроси! –

Из всех княгинь ее лишь только

Прозвали Мудрой на Руси!

Она была еще жестока

И проливала кровь за кровь,

Пока Господь в мгновенье ока

Не дал ей веру и любовь.

Крестившись, Ольга изменилась

И, не творя отныне зла,

По всей Руси добро и милость,

И слово Божие несла!

Предвидя, что придется внуку,

Крестя вести нас к Небесам,

Не так мечу, седлу и луку

Его учила, как псалмам!

Владимир не забыл об этом

И Русь - крестил! А Ольгу мы

Сравним с зарей перед рассветом,

С подснежником в конце зимы!

(Е.Санин «Святая  равноапостольная Ольга»)

Ведущий 2: Примером идеала древнерусской женщины может стать образ святой Февронии, преданной и благочестивой, мудрой и просветленной спутницы муромского князя Петра. Сначала она спасла его жизнь, потом неоднократно давала мудрые советы, помогала управлять княжеством.

Ведущий 1: Подлинным трагизмом овеян образ Ярославны – жены князя Игоря, воспетой безымянным автором «Слова о полку Игореве». К несчастью, нам ничего неизвестно о самой Ярославне, как практически обо всех женщинах той далекой эпохи.

Ярославна вместе с мужем управляла небольшим городом Новгородом-Северским. Когда князь Игорь вместе с братом Всеволодом и сыном Владимиром отправился в 1185 году в злополучный поход на половцев, его жене было около тридцати лет. Чтобы как можно скорее получать вести о милом, Ярославна переехала из Новгорода-Северского в расположенный на самой границе со степью Путивль, где ее застала весть о пленении мужа. И «разразилась Ярославна на крепостной стене горьким плачем», донесенным до нас «Слово о полку Игореве».

Чтец: На Дунае Ярославнин голос слышится,

Кукушкою безвестною рано кукует:

«Полечу, - говорит, - кукушкою по Дунаю,

Омочу шелковый рукав в Каяле-реке,

Утру князю кровавые раны

На могучем его теле».

Ярославна рано плачет

В Путивле на забрале, приговаривая:

«О ветер, ветрило!

Зачем, господин, веешь ты навстречу?

Зачем мчишь хиновские стрелочки

На своих легких крылышках

На воинов моего милого?

Разве мало тебе было под облаками веять,

Лелея корабли на синем море?

Зачем, господин, мое веселье

По ковылю ты развеял?»

Ярославна рано плачет

В Путивле-городе на забрале, приговаривая:

«О Днепр Славутич!

Ты пробил каменные горы

Сквозь землю Половецкую.

Ты лелеял на себе Святославовы насады

До стана Кобякова.

Прилелей же, господин, моего милого ко мне,

Чтобы не слала я к нему слез на море рано».

Ярославна рано плачет

В Путивле на забрале, приговаривая:

«Светлое и трижды светлое солнце!

Всем ты тепло и прекрасно:

Зачем, владыко, простерло ты горячие свои лучи

Над войной моего лады?

В поле безводном жаждою им луки скрутило,

Горем им колчаны заткнуло?»

(«Слово о полку Игореве»)

Ведущий 2: Этот плач дает нам уникальную возможность соприкоснуться с внутренним духовным миром русской княгини, жившей более восьми столетий тому назад.

Ведущий 1: Еще один незабываемый женский образ – образ святой Ксении Петербургской. Она родилась в начале XVIII века. О детстве ее нам ничего неизвестно, можно только сказать, что святая Ксения получила хорошее образование. Когда она подросла, ее взял в жены Андрей Федорович Петров. Он пел в хоре, составленном самой императрицей Елизаветой Петровной. Муж и жена очень любили друг друга. Но счастье было недолгим. Через три года Андрей Федорович умер. С его смертью Ксения будто лишилась рассудка. Она надела на себя его одежду и просила называть себя его именем. Сразу после похорон она раздала все свои деньги, а дом оставила под приют для нищих. Родные подумали, что бедняжка сошла с ума, но потом поняли, что все эти поступки продиктованы добротой сердца и любовью к людям.

Вот так Ксения стала блаженной. Дни напролет она ходила по городу босая, в мужской одежде. Однажды горожане решили проследить, где ночует Ксения, и увидели, что по вечерам она выходит за город, в поле, и там горячо молится, засыпая лишь перед рассветом, прямо на земле. Во время строительства церкви на Смоленском кладбище блаженная Ксения по ночам тайком раскладывала кирпичи на лесах, чтобы таким образом помочь строителям.

Через некоторое время горожане заметили: куда зайдет блаженная Ксения, туда приходит удача. В лавке процветает торговля, больной ребенок начинает выздоравливать… Всегда она старалась быть полезной людям: делом или добрым советом.

Умерла Ксения через 45 лет после смерти мужа. Над ее могилой на Смоленском кладбище была построена часовня, в которой происходили чудесные исцеления, страждущие получали надежду и успокоение. Эта часовня, названная в честь святой Ксении Петербургской, до сих пор является одной из главных святынь православного Петербурга.

В 1988 году Поместный собор Русской православной церкви причислил Ксению Петербургскую к лику святых.

Ведущий 2: Удивительна судьба русской женщины Маргариты Тучковой, родившейся в 1781 году в семье Нарышкиных. Во время всех военных действий она следовала за мужем Александром Тучковым, научилась ухаживать за ранеными. Ее муж был ранен в Бородинском сражении, солдаты пытались вынести генерала с поля боя, но во время обстрела они все погибли.

Маргарита Михайловна на поле боя пыталась отыскать тело Александра. У нее еще была слабая надежда, что он жив или, может быть, в плену. Убитой горем женщине удалось найти лишь место гибели горячо любимого мужа. Маргарита продала драгоценности и воздвигла у края Бородинского поля небольшую часовенку. Пережить страшную потерю ей помог сын: она жила ради него. Но еще одно несчастье постигло Маргариту: в пятнадцатилетнем возрасте умер ее сын. Мать похоронила его под сводами храма Спаса Нерукотворного.

Маргарита продала имение и на вырученные деньги построила дома для солдатских вдов. Позже она обосновала женский монастырь, где стала игуменьей. Все силы и энергию она потратила на то, чтобы облегчить страдания солдатских вдов.

Маргарита умерла ранней весной 1852 года. В ее руках нашли небольшой листок бумаги. Это было письмо на французском языке со словами: «Кто владеет моим сердцем? Прекрасная Маргарита!»

Такова судьба этой удивительной русской женщины, жены и матери.

Ведущий 1: Ярким примером бескорыстной любви и преданности является подвиг поистине «святых» женщин России – жен декабристов.

Екатерина Ивановна Трубецкая, урожденная Лаваль, первой покинула дом, отвергла блеск и роскошь, отказалась от богатства и доброго имени, порвала с прошлым и бросилась, как в пропасть, в неведомую Сибирь. А ведь ей тогда было лишь двадцать шесть лет. Она решила разыскать своего мужа – князя Сергея Трубецкого, «государственного преступника», осужденного по делу о восстании 1825 года на Сенатской площади. Умерла Екатерина Трубецкая в городе Иркутске. Рядом с ее могилой на территории бывшего Знаменского женского монастыря похоронены ее дети.

Вслед за Трубецкой выехала княгиня Мария Николаевна Волконская, дочь генерала Раевского, прославленного героя Отечественной войны 1812 года.

Она умерла в 1863 году, оставив после себя «Записки» с ярким описанием тюремно-каторжного режима, характеристикой многих декабристов, сведениями о быте, нравах, культуре и отношении населения Сибири к декабристам.

На Северном Урале в небольшом городке Пушкинске похоронена жена декабриста Василия Ивашева – Камилла. Она родилась в 1808 году в семье француза Пьера Рене Ле-Дантю, который переехал жить в Россию, где женился на своей соотечественнице. В 1812 году семья переселилась из Петербурга в Симбирск. Там мать Камиллы поступила гувернанткой на службу в семью помещиков Ивашевых. В имении Камилла впервые увидела сына хозяев Василия Петровича. Молодой человек произвел на Камиллу глубокое впечатление. Через несколько лет Камилла тоже стала гувернанткой в Петербурге. После того, как произошли выступления декабристов, Камилла узнала о том, что Василий Ивашев арестован.

В 1828 году Камилла направила царю письмо с просьбой разрешить ей ехать в Сибирь и получила разрешение в сентябре 1830 года. В июне 1831 года Камилла выехала к своему возлюбленному.

Более ста семидесяти лет прошло с тех пор, но и сегодня люди помнят о подвиге жен декабристов и навещают их могилы.

Ведущий 2: А женскому подвигу Натальи Долгоруковой уже почти три столетия, но имя ее тоже не кануло в лету, хотя никаких особых заслуг перед Отечеством на ее счету нет. Полюбив в шестнадцать лет фаворита Петра I – Ивана Долгорукова, она обручилась с ним в 1729 году.

После смерти Петра ее родные, зная нерасположение Анны Ивановны к Долгоруковым, уговаривали ее отказать князю Ивану, но Наталья с негодованием отвергла эти советы. Свадьба состоялась в 1730 году, а через три дня семью Долгоруковых постигла ссылка. Наталья была сослана вместе с Долгоруковым. В Березове у Долгоруковой родился сын. Первые годы пребывания в Березове тяготы ссылки смягчались для нее любовью мужа и привязанностью к сыну. В 1738 году у Натальи родился второй сын, а Долгорукова отправили в Тобольск. Только в конце 1739 года Наталья Долгорукова узнала о казни мужа и получила разрешение жить у брата.

Ведущий 1: Может, сущность женщины и заключается в том, чтобы оставаться ею при любых, даже самых трагических обстоятельствах, а женский талант заключается в готовности к самопожертвованию вплоть до самоотречения.

Чтец:  Женщина!

Все победила она:

Боль и разлуку,

И смерть, и усталость.

Девушка, Мать и Сестра, и Жена –

Сколько ей горя и счастья досталось!

Пусть продолжается праздник весны,

И ничего ей не нужно на свете, -

Только бы не было в мире войны,

Только счастливыми были бы дети.

Ведущий 2: Великая Отечественная война… Она навсегда останется в памяти народа. И, пожалуй, самой трагичной в годы этой войны была судьба женщины - солдатской вдовы. Мало их уже осталось в живых – тех, кто провожал на великую битву своих сыновей-солдат и потом долгие годы ждал их возвращения.

У писателя Александра Фадеева есть волнующие строки, обращенные к матери: «Но если и в дни войны у людей есть кусок хлеба, и есть одежда на теле, и если бегут по рельсам поезда, и вишни цветут в саду, и пламя бушует в домне, и чья-то незримая сила подымает воина с земли или с постели, когда он заболел или ранен, - все это делали руки матери моей – моей и его».

Ведущий 1: Женщина и война…Что может быть более противоестественным? Женщина, дарящая жизнь и оберегающая ее, и война, уносящая эту жизнь, единственную и неповторимую… Эти понятия несопоставимы…

Чтец: Я сына родила не для войны!

Не для войны букварь ему давала,

Тревожилась, гордилась, тосковала,

Пожизненно влюбленная, как мать,

Готовая и штопать, и мечтать,

И ждать скупых, нерасторопных писем

С какой-нибудь окраины страны.

Я сына родила не для войны!

Еще вчерашний звонкий голосок,

А ныне жизнерадостный басок

Мне веру в жизнь и счастье утверждает.

А где-то в мире солнечном блуждает

Угроза смерти, голода и тьмы –

Работают холодные умы…

Я сына родила не для войны.

(Н.Бурова «Я сына родила не для войны…»)

Ведущий 2: Прошли годы… А матери вновь скромно, изо дня в день совершают свой незаметный подвиг – растят, поднимают на ноги детей, воспитывают их добрыми, работящими, любящими.

Но в мире опять неспокойно, и в разных концах планеты появляются «горячие точки». И вспыхивают багровые отсветы пожарищ, воют и грохочут смертоносные снаряды, слышатся крики ужаса и бессильные стоны, и переворачиавет душу детский плач. И над всем этим растерзанным и развороченным миром вновь вырастает сгорбленная горем фигура матери.

Чтец: Жизнь не прожить без черных дней,

Но в час беды и в час бессилья

Вы не кляните матерей

За то, что вас они родили.

Им не дано предугадать

Все, что детей их ждет на свете,

Но всякая на свете мать

Желает только счастья детям.

Баюкая детей грудных,

От века матери мечтали,

Чтоб не споткнулись дети их,

Чтоб на дороге не упали.

И ни одна на свете мать,

Какими б ни были мы с вами,

Нам, детям, не желала стать

Ни жертвами, ни палачами.

Пусть многое не привелось

Им обрести самим когда-то,

Они мечтали, чтоб жилось

Их детям вольно и богато.

И если это не сбылось,

Кто-кто, а мать не виновата.

Поэтому и в черный час,

Когда наш путь тернист и труден,

Клясть матерей своих не будем

За то, что породили нас.

(К.Кулиев «О матери»)

Учитель: Очень жаль, что мы  часто избегаем разговоров с нашими матерями о жизни, о счастье, не стараемся вникнуть в их проблемы, и не делимся собственными.

Редко мы спрашиваем у них, что нового у них случилось за день, что пережили, и ни слова не говорим о себе, о своем оставшемся позади дне, в котором что-то порадовало, а что-то, увы, расстроило.

Мы никогда не говорим о своих ошибках и о том, как мы их исправляем, как продолжаем изо дня в день воспитывать себя, как стремимся быть отзывчивее, работоспособнее.

И в то же время, будучи духовно сильными, наши мамы остаются по-женски слабыми. А вы, дорогие, ребята, старайтесь увидеть в своих мамах не сдающихся жизненным невзгодам людей, имя которым Женщина-Мать.

Чтец: Есть в природе знак святой и вещий,

Ярко обозначенный в веках!

Самая прекрасная из женщин –

Женщина с ребенком на руках.

От любой напасти заклиная

(Ей-то уж добра не занимать!),

Нет, не Богоматерь, а земная,

Гордая, возвышенная мать.

Свет любви издревле ей завещан,

Так вот и стоит она в веках –

Самая прекрасная из женщин –

Женщина с ребенком на руках.

Все на свете метится следами,

Сколько б ты ни вышагал путей,

Яблоня украшена плодами,

Женщина – судьбой своих детей.

Пусть ей вечно солнце рукоплещет,

Так она и будет жить в веках –

Самая прекрасная из женщин –

Женщина с ребенком на руках.

Ведущий 1: Мы кланяемся всем женщинам, матерям и бабушкам за вашу беззаветную любовь, доброту, за ваши руки, которые творят на земле добро и справедливость, украшают жизнь, наполняют ее смыслом, делают счастливой.

 

 

Автор Иваницкая Марина Анатольевна
Дата добавления 17.11.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Видеоуроки
Просмотров 1029
Номер материала 1610
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓