Главная / Классному руководителю / Внеклассное мероприятие "Словесные игрушки"

Внеклассное мероприятие "Словесные игрушки"

Внеурочное мероприятие

«Словесные игрушки»


Разработка мероприятия для обучающихся 4 – 5 классов по теме: "Словесные игрушки".


Цели мероприятия:


- Обобщить знания обучающихся о малых фольклорных жанрах: пословицах, поговорках, песнях, потешках, считалках, загадках и т д.;

-развивать память, речь, артистические способности, навыки коллективной, индивидуальной работы;

-воспитывать интерес к устному народному творчеству, истории родного народа.


Оборудование:

сборники загадок, пословиц, поговорок; игрушки; презентация, DVD- диски с караоке, мультфильмами, интерактивная доска для выстраивания фольклорной лестницы.


Ход урока:

Слайд 1

Здравствуйте ребята, и наши гости! Сегодня у нас очередное занятие в нашей книжной стране. На предыдущем занятии мы с вами делали закладки, давайте посмотрим на экран. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие, будем подниматься по ступенькам фольклорной лестницы и при этом играть в «словесные игрушки»







Слайд 2

Со словом фольклор вы уже встречались на уроках обучения грамоте и знаете, что переводится оно как «народная мудрость».

Но фольклор - не только народная мудрость. Это еще и проявление души народа.

«Народная мудрость» сопровождает нас с первых дней жизни. Сейчас вас окружает особенный мир – мир детства и в этом мире существует милый и добрый детский фольклор?

Слайд 3


Детский фольклор представляют малые жанры - это веселые стихи, смешные песенки, забавные дразнилки и скороговорки их знают все.

Итак, первая ступенька на нашей фольклорной лестнице – колыбельная песня. (Брем муз Баю-баюшки)

Слайд 4

Смогли бы вы уснуть под такую колыбельную? А если вам удастся уснуть, какие сны вам будут сниться?

Как вы думаете, почему песня называется колыбельной?... (Правильно). Показывает на кукле, как мама укачивает ребенка.)

Раньше ребенка качали в колыбели и тихо напевали песню.

Давайте подумаем вместе, а какие слова должны звучать в колыбельных песнях?

Слова в них ласковые, певучие, в них нет резких взрывных звуков. В этих песнях говорится о тишине и покое.

Давайте споем хорошо известную песню из детской передачи « Спокойной ночи малыши»

Слайд 5 (Пестушка)

Следующая ступенька у нас – пестушка. Пестушка от слова… пестовать, что означает заботливо с любовью растить, нянчить малыша.

Когда ребёнок проснётся, гладит мама своего малыша и приговаривает, играя с ним. Представим, что вот эта кукла маленький ребенок, кто желает поиграть с проснувшимся малышом? (пестушку проговаривает ребёнок)

Потягушеньки, порастушеньки, )

Поперёк толстунюшки,

А ножки ходунюшки,

А ручки хватунюшки,

А в роток говорок,

А в головку разумок

А вот когда маленький человек учиться ходить обычно говорят : (игра с детьми)

Большие ноги
Шли по дороге:
Топ, топ, топ,
Топ, топ, топ.
Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ, топ, топ, топ,
Топ, топ, топ, топ!

Маленькие дети, как правило, плохо кушают, и чтобы накормить малыша взрослые приговаривают: Кто поможет, что приговаривают?

Умница, Танечка Ешь кашку сладеньку,
Вкусную, пушистую,
Сладкую, душистую.

Как уговаривают ребенка съесть еще хоть ложечку? (За папу, за маму и т. д )

Слайд 6 (Потешка)

Еще одна ступенька на пути попробуем ее пройти.

Здесь мы с вами вспомним самые первые игры – потешки. Ножками мы потопали, теперь и ручками похлопаем. Кто желает быть ведущим в этой игре?

Ладушки-ладушки, где были? У бабушки!
А что ели? Кашку!
А что пили? Бражку!
Кашка масленька!
Бражка сладенька!
(Бабушка добренька!)
Попили, поели, ш-у-у-у...
Шуууу!!! (Домой) Полетели!
На головку сели! ("Ладушки" запели)
Сели посидели,
Дальше полетели!!!

Вы заметили на слайде футболистов? Они тоже играют в ладушки, выражая свою радость и успех.

Какую потешку- игру вы ещё знаете? «Сорока»

Сорока-ворона
Кашу варила,
Деток кормила:
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала

Зачем дров не пилил
— Зачем воду не носил.

Есть еще одна всем знакомая потешка, в которую любят играть в основном папы с детьми. Они складывают пальцы и приговаривают… (Идет коза)

А мне нравятся две потешки про пальчики, вы слушаете и загибаете пальчики…

Ведущий

Этот пальчик – дедушка
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я, вот и вся моя семья.

Этот пальчик – маленький,

Этот пальчик – слабенький,

Этот пальчик – длинненький,

Этот пальчик – сильненький,

Этот пальчик – толстячок,

Ну а вместе кулачок.

Молодцы хорошо у вас получается.

Слайд 7 (прибаутка)

Три ступеньки позади - прибаутки впереди. Это небольшие весёлые высказывания, которые описывают забавные ситуации.

Стучит-гремит по улице,
Фома едет на курице,
Тимошка на кошке,
По кривой дорожке.

Одна из разновидностей прибауток - небылицы-перевёртыши. В центре небылицы - заведомо невозможная ситуация.

Как правило, они описывают короткую забавную ситуацию о том, как скачет галка по ельничку, как курочка в сапожках избушку метет. Сейчас мы с вами посмотрим одну из забавных историй. (М/Ф Ехал Ваня)

Слайд 8 (Заклички)

Эта ступенька привела нас на середину лестницы. Заклички представляют собой обращение к солнцу, радуге, дождю и другим явлениям природы. Хоть на улице лежит, но ноябрь месяц осенний и сейчас мы послушаем ваше обращение к осени.

На следующей ступеньке у нас небольшая заминка – все хотят быть первыми.

Слайд 9 (Считалки)

Ребята, скажите, как надо поступить, чтобы никого не обидеть? Правильно для таких ситуаций существует считалка. Небольшой стишок, с помощью которого определяют, кто водит в игре. Вы пользуетесь считалками? Посчитаемся? (Дети используют считалки, которые знают)

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем в прятки мы играть.
Небо, звезды, луг, цветы –
Ты пойди-ка, поводи!



За морями, за горами, За железными столбами,
На пригорке теремок,
На дверях висит замок,
Ты за ключиком иди,
И замочек отомкни

Шла коза по мостику
И виляла хвостиком.
Зацепилась за перила,
Прямо в речку угодила.
Кто не верит, это он-
Выходи из круга вон!
Ахи, ахи, ахи, ох

Маша сеяла горох,
Уродился он густой,
Мы помчимся, ты постой!
Раз, два, три, четыре, пять, Мы собрались поиграть.
К нам сорока прилетела
И тебе водить велела.

Слайд 10 (дразнилка)

Есть в детском фольклоре дразнилки и поддёвки. Дразнилки - короткие насмешливые стишки, которые высмеивают отрицательные черты характера, а иногда их просто привязывают к имени. Вы ведь знаете такие дразнилки. (Ответы детей)

Хотел Федя
Убить медведя,
А ему медведь:
"Федь, не сметь…"

Катилась апельсинка
По имени Маринка.
Уроки не учила,
Двойку получила.
Только вышла погулять,
Получила цифру пять.

Ябеда-корябеда,
Солёный огурец!
На полу валяется,
Никто его не ест.

Вображала хвост поджала
И под печку убежала,
А под печкой крокодил
Вображалу проглотил.

*- Скажи: лук. - Лук.
- По лбу стук!

- Скажи: осы.
- Осы.
- Хвать тебя за волосы!

- Скажи: муха.
- Муха.
- Хвать тебя за ухо!

Давайте сейчас посмотрим м/ф, где ребята поддразнивали Антошку, а за что вы скажите по окончании мультфильма.

(Мультфильм «Антошка»

За что поддевали ребятишки Антошку- за черты характера, а внешне таких детей за что дразнят?

«песня Рыжий»)

Впрочем, на всякую дразнилку найдётся и отговорка: "Кто обзывается, тот так и называется!", "Обзывайся целый век, все равно я - человек!".


Слайд 11(мирилка)

Находиться в постоянной ссоре – это тяжело и неприятно. Вы согласны со мной? Предлагаем подняться на замечательную ступеньку, где мы с вами будем учиться мириться.

(Дети читают хором со слайда)

Мирись, мирись,
Больше не дерись.
Если будешь драться,
Я буду кусаться.
Не дерись, не дерись,
Ну-ка быстро помирись

Слайд 12 (скороговорки)

Вы успешно прошли 7 ступеней, 8 уровень довольно таки сложный там расположены скороговорки их ещё называют «чистоговорками». А все потому, что фразы в них построены на сочетании звуков, которые затрудняют произношение слов. Кто из вас знает скороговорку несложную? ЕЕ надо говорить быстро, шепотом, выделяя букву «Ша»

Хохотушка буква х рассмеялась ха-ха-ха.

Катя провела разминку, а теперь попробуем проговорить чистоговорку с буквой Ш. Кто желает выйти сюда на серединку?

МЫШОНКУ ШЕПЧЕТ МЫШЬ:

-ТЫ ВСЕ ШУРШИШЬ, НЕ СПИШЬ?

У нас есть скороговорка для взрослых. Она повышенной сложности. Проговорите, пожалуйста быстро-быстро, чисто-чисто.
Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.

Слайд 13

Сегодня интересное было занятие?

Существует такая истина: что интересно, то легче запоминается, дольше сохраняется в памяти. На сколько, вам было интересно и что осталось в вашей памяти, мы сейчас и проверим. На слайде вы видите задание, ваша задача дать правильный ответ.















































Совушка-сова,
Большая голова,
На пеньке сидит,

Подняли руки

Головой вертит,

Вертим головой

Во все стороны глядит,
Да ка-а-ак
Полетит!

Машем руками

Вот мы руки развели,

Развели руки

Словно удивились.

Свели руки

И друг другу до земли

Наклонились вперед

В пояс поклонились!

Выпрямились

Наклонились, выпрямились,

Наклонились вперед

Наклонились, выпрямились.

Выпрямились

Ниже, ниже, не ленись,

Наклонились вперед

Поклонись и улыбнусь.

Выпрямились














hello_html_534fdfd4.png

Внеклассное мероприятие "Словесные игрушки"
  • Классному руководителю
Описание:

 Внеурочное мероприятие

«Словесные игрушки»

      Разработка мероприятия для обучающихся 4 – 5 классов   по теме: "Словесные игрушки".      

 Цели мероприятия:

 - Обобщить знания  обучающихся о малых фольклорных жанрах: пословицах, поговорках, песнях, потешках, считалках, загадках и т д.;

-развивать память, речь, артистические способности, навыки коллективной, индивидуальной работы;

-воспитывать интерес к устному народному творчеству, истории родного народа.

 Оборудование:

сборники загадок, пословиц, поговорок; игрушки; презентация, DVD- диски с караоке, мультфильмами, интерактивная доска для выстраивания фольклорной лестницы.

Автор Сергеева Елена Викторовна
Дата добавления 27.11.2014
Раздел Классному руководителю
Подраздел Другое
Просмотров 487
Номер материала 5687
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓