Внеурочное мероприятие
«Словесные игрушки»
Разработка мероприятия
для обучающихся 4 – 5 классов по теме: "Словесные игрушки".
Цели мероприятия:
- Обобщить знания обучающихся
о малых фольклорных жанрах: пословицах, поговорках, песнях, потешках, считалках,
загадках и т д.;
-развивать память,
речь, артистические способности, навыки коллективной, индивидуальной работы;
-воспитывать интерес
к устному народному творчеству, истории родного народа.
Оборудование:
сборники загадок,
пословиц, поговорок; игрушки; презентация, DVD- диски с караоке, мультфильмами,
интерактивная доска для выстраивания фольклорной лестницы.
Ход урока:
Слайд 1
Здравствуйте ребята,
и наши гости! Сегодня у нас очередное занятие в нашей книжной стране. На
предыдущем занятии мы с вами делали закладки, давайте посмотрим на экран.
Сегодня мы с вами отправимся в путешествие, будем подниматься по ступенькам
фольклорной лестницы и при этом играть в «словесные игрушки»
Слайд 2
Со словом фольклор вы уже встречались
на уроках обучения грамоте и знаете, что переводится оно как «народная
мудрость».
Но фольклор - не
только народная мудрость. Это еще и проявление души народа.
«Народная мудрость»
сопровождает нас с первых дней жизни. Сейчас вас окружает особенный мир
– мир детства и в этом мире существует милый и добрый детский фольклор?
Слайд 3
Детский фольклор представляют
малые жанры - это веселые стихи, смешные песенки, забавные дразнилки и скороговорки
их знают все.
Итак, первая ступенька на
нашей фольклорной лестнице – колыбельная песня. (Брем муз Баю-баюшки)
Слайд 4
Смогли бы вы уснуть под такую
колыбельную? А если вам удастся уснуть, какие сны вам будут сниться?
Как вы думаете, почему
песня называется колыбельной?... (Правильно). Показывает на кукле, как мама укачивает ребенка.)
Раньше ребенка качали в колыбели и тихо напевали песню.
Давайте подумаем вместе,
а какие слова должны звучать в колыбельных песнях?
Слова в них ласковые, певучие, в них
нет резких взрывных звуков. В этих песнях говорится о тишине и покое.
Давайте споем хорошо известную песню
из детской передачи « Спокойной ночи малыши»
Слайд 5 (Пестушка)
Следующая ступенька у нас – пестушка. Пестушка от слова… пестовать, что означает
заботливо с любовью растить, нянчить малыша.
Когда
ребёнок проснётся, гладит мама своего малыша и приговаривает, играя с ним.
Представим, что вот эта кукла маленький ребенок, кто желает поиграть с проснувшимся
малышом? (пестушку проговаривает ребёнок)
Потягушеньки,
порастушеньки, )
Поперёк
толстунюшки,
А ножки
ходунюшки,
А ручки
хватунюшки,
А в роток
говорок,
А в головку
разумок
А вот когда маленький человек учиться ходить обычно говорят
: (игра с детьми)
Большие ноги
Шли по дороге:
Топ, топ, топ,
Топ, топ, топ.
Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ, топ, топ, топ,
Топ, топ, топ, топ!
Маленькие дети, как правило, плохо кушают, и чтобы
накормить малыша взрослые приговаривают: Кто поможет, что приговаривают?
Умница, Танечка Ешь
кашку сладеньку,
Вкусную, пушистую,
Сладкую, душистую.
Как уговаривают ребенка съесть еще
хоть ложечку? (За папу, за маму и т. д )
Слайд 6 (Потешка)
Еще одна ступенька на пути попробуем ее пройти.
Здесь мы с вами вспомним самые
первые игры – потешки. Ножками мы потопали, теперь и ручками похлопаем. Кто
желает быть ведущим в этой игре?
Ладушки-ладушки, где были? У
бабушки!
А что ели? Кашку!
А что пили? Бражку!
Кашка масленька!
Бражка сладенька!
(Бабушка добренька!)
Попили, поели, ш-у-у-у...
Шуууу!!! (Домой) Полетели!
На головку сели! ("Ладушки" запели)
Сели посидели,
Дальше полетели!!!
Вы заметили на слайде футболистов?
Они тоже играют в ладушки, выражая свою радость и успех.
Какую потешку- игру вы ещё знаете?
«Сорока»
Сорока-ворона
Кашу варила,
Деток кормила:
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала
— Зачем
дров не пилил
— Зачем воду не носил.
Есть еще одна всем знакомая потешка,
в которую любят играть в основном папы с детьми. Они складывают пальцы и
приговаривают… (Идет коза)
А мне нравятся две потешки про
пальчики, вы слушаете и загибаете пальчики…
Ведущий
Этот пальчик – дедушка
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я, вот и вся моя семья.
Этот
пальчик – маленький,
Этот
пальчик – слабенький,
Этот
пальчик – длинненький,
Этот
пальчик – сильненький,
Этот
пальчик – толстячок,
Ну а
вместе кулачок.
Молодцы хорошо у вас получается.
Слайд 7 (прибаутка)
Три ступеньки позади - прибаутки
впереди. Это небольшие весёлые высказывания, которые описывают забавные
ситуации.
Стучит-гремит по улице,
Фома едет на курице,
Тимошка на кошке,
По кривой дорожке.
Одна из разновидностей прибауток -
небылицы-перевёртыши. В центре небылицы - заведомо невозможная ситуация.
Как правило, они описывают
короткую забавную ситуацию о том, как скачет галка по ельничку, как
курочка в сапожках избушку метет. Сейчас мы с вами посмотрим одну из забавных историй.
(М/Ф Ехал Ваня)
Слайд 8 (Заклички)
Эта
ступенька привела нас на середину лестницы. Заклички представляют собой
обращение к солнцу, радуге, дождю и другим явлениям природы. Хоть на улице
лежит, но ноябрь месяц осенний и сейчас мы послушаем ваше обращение к осени.
На
следующей ступеньке у нас небольшая заминка – все хотят быть первыми.
Слайд 9 (Считалки)
Ребята,
скажите, как надо поступить, чтобы никого не обидеть? Правильно для таких
ситуаций существует считалка. Небольшой стишок, с помощью которого
определяют, кто водит в игре. Вы пользуетесь считалками? Посчитаемся? (Дети
используют считалки, которые знают)
Раз, два, три,
четыре, пять,
Будем в прятки мы
играть.
Небо, звезды, луг, цветы –
Ты пойди-ка, поводи!
За морями,
за горами, За
железными столбами,
На пригорке теремок,
На дверях висит замок,
Ты за ключиком иди,
И замочек отомкни
Шла коза по
мостику
И виляла хвостиком.
Зацепилась за перила,
Прямо в речку угодила.
Кто не верит, это он-
Выходи из круга вон!
Ахи, ахи, ахи, ох
Маша
сеяла горох,
Уродился он густой,
Мы помчимся, ты постой!
Раз, два, три, четыре, пять, Мы
собрались поиграть.
К нам сорока прилетела
И тебе водить велела.
Слайд 10 (дразнилка)
Есть в детском фольклоре дразнилки
и поддёвки. Дразнилки - короткие насмешливые стишки, которые высмеивают отрицательные
черты характера, а иногда их просто привязывают к имени. Вы ведь знаете такие
дразнилки. (Ответы детей)
Хотел Федя
Убить медведя,
А ему медведь:
"Федь, не сметь…"
Катилась
апельсинка
По имени Маринка.
Уроки не учила,
Двойку получила.
Только вышла погулять,
Получила цифру пять.
Ябеда-корябеда,
Солёный огурец!
На полу валяется,
Никто его не ест.
Вображала
хвост поджала
И под печку убежала,
А под печкой крокодил
Вображалу проглотил.
*- Скажи: лук. - Лук.
- По лбу стук!
- Скажи:
осы.
- Осы.
- Хвать тебя за волосы!
- Скажи: муха.
- Муха.
- Хвать тебя за ухо!
Давайте сейчас посмотрим м/ф, где
ребята поддразнивали Антошку, а за что вы скажите по окончании мультфильма.
(Мультфильм «Антошка»
За что поддевали ребятишки
Антошку- за черты характера, а внешне таких детей за что дразнят?
«песня Рыжий»)
Впрочем, на всякую дразнилку
найдётся и отговорка: "Кто обзывается, тот так и называется!",
"Обзывайся целый век, все равно я - человек!".
Слайд 11(мирилка)
Находиться в постоянной ссоре – это тяжело и
неприятно. Вы согласны со мной? Предлагаем подняться на замечательную
ступеньку, где мы с вами будем учиться мириться.
(Дети читают хором со слайда)
Мирись, мирись,
Больше не дерись.
Если будешь драться,
Я буду кусаться.
Не дерись, не дерись,
Ну-ка быстро помирись
Слайд 12
(скороговорки)
Вы успешно прошли 7 ступеней, 8 уровень
довольно таки сложный там расположены скороговорки их ещё называют «чистоговорками». А
все потому, что фразы в них построены на сочетании звуков, которые затрудняют
произношение слов. Кто из вас знает скороговорку несложную? ЕЕ надо
говорить быстро, шепотом, выделяя букву «Ша»
Хохотушка буква х рассмеялась
ха-ха-ха.
Катя провела разминку, а теперь
попробуем проговорить чистоговорку с буквой Ш. Кто желает выйти сюда на
серединку?
МЫШОНКУ ШЕПЧЕТ МЫШЬ:
-ТЫ ВСЕ ШУРШИШЬ, НЕ СПИШЬ?
У нас есть скороговорка для взрослых.
Она повышенной сложности. Проговорите, пожалуйста быстро-быстро, чисто-чисто.
Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.
Слайд 13
Сегодня
интересное было занятие?
Существует такая истина: что интересно, то
легче запоминается, дольше сохраняется в памяти. На сколько, вам было интересно
и что осталось в вашей памяти, мы сейчас и проверим. На слайде вы видите
задание, ваша задача дать правильный ответ.
Совушка-сова,
Большая голова,
На пеньке сидит,
Подняли руки
Головой вертит,
Вертим головой
Во все стороны глядит,
Да ка-а-ак
Полетит!
Машем руками
Вот мы руки развели,
Развели руки
Словно удивились.
Свели руки
И друг другу до земли
Наклонились вперед
В пояс поклонились!
Выпрямились
Наклонились, выпрямились,
Наклонились вперед
Наклонились, выпрямились.
Выпрямились
Ниже, ниже, не ленись,
Наклонились вперед
Поклонись и улыбнусь.
Выпрямились
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.