Инфоурок Классному руководителю Другие методич. материалыВнеклассное мероприятие "Встречай с любовью птичьи стаи"

Внеклассное мероприятие "Встречай с любовью птичьи стаи"

Скачать материал

Внеклассное занятие «Встречай любовно стаи птичьи»

Цели:

1) с помощью поэтических, музыкальных образов способствовать развитию эмоциональной сферы, правильного оценочного суждения действительности;

2)познакомить с народными традициями встречи весны, способствовать сохранению фольклора;

3)показать отрицательное воздействие людей на жизнь птиц; формирование бережного, заботливого отношения к птицам;

4)расширять представления о природоохранной деятельности;

5)способствовать воспитанию нравственно - эстетического отношения к природе, закладывать основы экологического сознания и культуры.

Под музыку звучит стихотворение в исполнении учителя.

Весна всему свой голос дарит –

Воде, листве, земле – всему:

Кострам в лесу и птичьей паре,

Глазам и сердцу моему.

Все началось с простой капели,

И вот уже текут снега,

И зажурчали, зазвенели

Деревья, воздух и луга.

Несется плеск с лесных излучин,

В овраге ветер струны рвет,

Весь мир разбужен и озвучен

И дирижеру смотрит в рот.

-Какое замечательное стихотворение! И ведь не случайно. Потому что весна – самое прекрасное время года.. А какие признаки весны в неживой природе вы наблюдали?

( Ярче светит солнце, небо стало выше, день становится длиннее, t0 становится выше, начал таять снег, лед).

-А какие изменения произошли в живой природе?

( Началось сокодвижение, набухли почки, появляются первые насекомые на оттаявшей земле, прилетают первые весенние птицы.)

-Весна « прилетела » к нам на солнечных крыльях. У нее строгий порядок работы. Первым делом она освобождает землю: делает проталины, топит лед на реках и озерах. Из оттаявшей земли выползают насекомые, а вслед за ними прилетают пернатые гости – птицы.

На солнце темный лес зардел,

В долине пар белеет тонкий

И песню раннюю запел

В лазури жаворонок звонкий.

Он голосисто с вышины

Поет, на солнышке сверкая:

« Весна пришла к нам молодая,

Я здесь пою приход весны … »

-И с этого дня начинается месяц птиц. Птицы возвращаются с зимовок. Переселение птиц идет в строгом порядке, отрядами. Каждый отряд прилетает в свою очередь. Летят они одной и той же дорогой, что и их предки тысячи лет назад.

Ученик: Скоро гости к тебе соберутся,

Сколько гнезд понавьют, - посмотри!

Что за звуки, за песни польются

День-деньской, от зари до зари!

-Кто же прилетает первым из наших пернатых друзей?

( Выходит ученик – « грач »)

Грач. Меня вы не забыли?

Переносье с белым кругом,

Важно я хожу за плугом,

Огородом, полю – врач.

Глянцевитый, черный (грач).

Открывают весну грачи. Зиму эти птицы проводят на юге нашей страны. По дороге к своим гнездам они очень спешили, не раз попадали в жестокие метели. Десятки и сотни птиц выбивались из сил и погибали в пути. Первыми долетели самые сильные. Теперь они важно расхаживают по дорогам и ковыряют землю крепкими клювами. Грачи в народе всегда были символами весны. Чаще всего они прилетают к нам 17-19 марта. В народном календаре день 17 марта называется Герасим – грачевник. Есть немало поговорок, связанных с этим днем, например: « Грач зиму расклевал », « Увидел грача – весну встречай ».

 ( выходит ученик – « скворец »)

Скворец. На шесте дворец,

Во дворце певец. ( Скворец).

Вслед за грачами в конце марта прилетают скворцы. Издавна любят скворцов в народе. Не только потому, что от этих птиц много пользы: весной вместе с грачами ходят они по полям, собирая насекомых и их личинок, зимовавших в земле, летом отыскивают различных гусениц, жуков- листоедов. Выкармливая птенцов прилетают к гнезду по 200-300 раз в день. Скворцов любят и за веселый нрав. Неважно, что у них нет своих песен, они прекрасные звукоподражатели. Мы не задумываемся даже, откуда в наших дворах, у наших домов появляются скворцы. Ведь не испокон же веков они здесь жили: скворцы существовали тогда, когда не только скворечники никто не развешивал, но и домов – то не существовало. Скворцы прилетели к человеку из леса. И сейчас немало их живет там. Гнезда свои устраивают в дуплах. Но дупел часто всем не хватает. Поэтому, проявляя заботу о скворцах, вывешивая скворечники у домов, в садах, парках, вы делаете очень полезное дело!

Ласточка. Отгадайте загадку:

Шило- вило - мотовило, по-нашему говорило,-

Спереди шильце, сзади вильце,

На спине суконце, с исподу – белое полотенце.

Ну конечно, это ласточка! Ласточки прилетают к нам в последних числах апреля или в начале мая, когда появится много летающих насекомых. Ласточки – прекрасные летуны: значительную часть жизни эти птицы проводят в воздухе. Пища ласточек состоит исключительно из насекомых, добываемых на лету. Насекомые, увлекаемые потоками теплого воздуха, в ясную солнечную погоду поднимаются довольно высоко вверх. В это время ласточки, занятые охотой, также летают высоко в небе. Когда же, особенно перед грозой, воздух насыщается водяными парами и намокнувших насекомых «прибивает » к земле, ласточки летают низко. В нашей местности встречаются городская ласточка, или воронок, деревенская ласточка, или касатка, и береговая ласточка.

Ласточка – одна из самых любимых в народе птиц. Не зря о ней создано столько стихов, пословиц, поговорок:

Ласточка под кровлю – к счастью.

Ранняя ласточка – к счастливому году.

Одна ласточка весны не делает.

Ласточка весну начинает, а соловей кончает.

Не знаю, когда прилетел соловей,

Не знаю, где был он зимой,

Но полночь наполнил он песней своей,

Когда воротился домой.

Весь мир соловьиною песней прошит:

То слышится где-то свирель,

То что-то рокочет, журчит и стучит

И вновь рассыпается в трель.

( С. Маршак)

Соловей. Нет такого человека, который бы не знал о знаменитом певце – соловье, хотя само его пение слышали далеко не все.

Поет соловей, сидя на веточке невысоко от земли, несколько сгорбившись и опустив крылья. Молодые певцы учатся искусству пения у старых, подражая им. Вот почему там, где птицеловы отлавливают хороших певцов, новое поколение птиц поет хуже. Долгое время своим искусством славились курские соловьи, у которых в песне было до 40 колен.Зимует соловей в тропической части Восточной Африки, прилетает к нам поздно – в средине мая и начинает петь, по народной примете, «когда напьется из березового листка», т.е. когда у березы будут листочки , что в них уместятся капли росы.

Поет соловей полтора месяца. Когда в гнезде появятся голенькие птенчики, певцу уже не до пения – только успевай находить и приносить еду детишкам. Значительная часть добычи – вредители леса, однако, неизмеримо большое эстетическое значение лучшего из наших птиц певца.

-Какие еще птицы к нам возвращаются весной из теплых стран?

( Жаворонок, кукушка, иволга, трясогузка, аисты, журавли, гуси, утки и др.)

Ученик: Дети, хлопайте в ладоши –

Прилетели к нам грачи!

Май зеленый, май хороший

Сеет по земле лучи.

Нет в полях ни горстки снега-

Все снега унес апрель.

На заре и в полдень с неба

Льется жаворонка трель.

Мы построили скворечник

Для пернатого жильца.

Дрозд, веселый пересмешник,

Дразнит вечером скворца.

Дети, хлопайте в ладоши-

Зеленеет вся земля!

Май веселый, май хороший

Подарил нам журавля.

( М. Лифшиц )

-С прилетом наших пернатых друзей ожили леса, рощи, парки, сады.( Звучит запись «Голоса птиц »)

На фоне этого звучит стихотворение :

Мы безмерно богаты.

В наших чащах и рощах

Столько всяких пернатых –

Просто диву даешься.

Но спросите иного,

Что он знает о птицах,

Пусть ответит толково –

И, гляди, удивится:

Как же, фауна, дескать,

Как же, наше богатство –

На полях, в перелесках,

Так сказать, птичье царство…

Птичье царство, и только?

Ну, дрозды, ну, синички …

Где запомнишь названья

Просто птички и птички.

( А. Яшин)

-А что вы знаете о птицах?

Викторина «Знатоки птиц »

  1. Какая птица самая большая в мире? ( Африканский страус)
  2. Какая птичка самая маленькая? ( Колибри)
  3. У какой птицы самый длинный язык? ( У дятла)
  4. Какая птица имеет очень длинный хвост? ( Сорока)
  5. Какие птицы выводят птенцов зимой? ( Клесты)
  6. Какая птица ходит по дну водоемов? ( Оляпка)
  7. Какая птица не высиживает яйца? ( Кукушка)
  8. Как называется наука о птицах? ( Орнитология)

-Молодцы, вы настоящие знатоки птиц.

-Действительно, труден и долог путь птиц в родные края, но все ли спокойно и благополучно складывается у них на родине?

Н. Заболоцкий « Просьба »

Раненая птица в руки не давалась,

Раненая птица птицей оставалась.

Этот сон давнишний до сих пор мне снится-

На траве кровавой вздрагивала птица.

Люди – исполины, люди – великаны,

Есть у вас винтовки, есть у вас капканы.

Есть у вас бесстрашье, сила есть навечно,

И должно быть сердце. Сердце человечье!

Люди-человеки, страны и народы.

Мы теперь навечно должники природы.

Надо с этим долгом как-то расплатиться,

Пусть расправит крылья раненая птица!

Учитель: - Неужели в нас не осталось ничего человеческого, неужели мы настолько жестоки и коварны, что сможем поднять руку или навести дуло оружия на эти беззащитные существа, на прекрасные создания природы, частью которой являемся и мы.

И, конечно, тревожно,

Что порой мы безбожно

Не храним, что имеем,

Не щадим, не жалеем.

Не хозяева вроде,

Так добро свое губим.

А гордимся природой

И отечество любим.

(А. Яшин)

-С каждым годом все больше и больше исчезает разных видов птиц. В нашей стране создана Красная книга, где целый раздел посвящен редким и исчезающим птицам.

Красный цвет – цвет тревоги, опасности, призывающей нас остановиться, задуматься над своими поступками, своим отношением к природе. Но Красная книга еще не гарант того, что редким зверям и птицам не грозит опасность, главным является наша человеческая совесть. Давайте же будем заботливы и ответственны за судьбу природы, чтобы, придя в лес, мы смогли услышать чудесное пение птиц.

Каким скучным был бы мир без Птиц!

В нашей стране создаются также заповедники по охране зверей и птиц.

Один из них заповедник « Брянский лес».

Видеоряд: 1) Заповедник « Брянский лес ».

Символ заповедника – черный аист.

2) Заповедник Окский, (разведение стерхов – белых журавлей).

-А чем мы можем помочь птицам?

Ученик:

-Сколько есть дел, посильных каждому из нас! Птицы исключительно отзывчивы на всякую помощь. Это и подкормка в суровую зимнюю пору, и устройство искусственных гнездовий, и охрана дуплистых деревьев, так необходимых для дуплогнездных птиц. И запомните главное правило: даже если вы ничем не можете помочь, в ваших силах всегда не мешать, а это уже не так мало! Очень важно, чтобы птицы, такие прекрасные создания, неустанные труженики, полные притягательных тайн, жили счастливо на нашей Земле! Ведь там, где плохо нашим соседям по планете, плохо и нам самим.

Не разоряйте птичьего гнезда,-

Так счастлива в своем жилище птица!

Она в гнезде спокойна и тогда,

Когда над рощей буря злится.

Храните дерево от топора;

Оно, высокое и вековое,

Дает нам тень, когда стоит жара,

Оно чарует все живое.

Не разрушайте птичьего гнезда!

Мне больше, чем другому, боль знакома

Того, чья песня глохнет в холода,

Кто на земле живет без долга.

( К. Кулнев)

Ученик: « Птичьи песни »

Пусть птицы нам поют без нот,

Пускай поют без слов,-

Я знаю все, о чем поет

Щегол и реполов.

Поют на ветке соловей,

Малиновка и дрозд:

«Ты гнезда разорять не смей.

Не трогай птичьих гнезд!

Ты в наши гнезда не смотри,

Не становись на пни,

Яичек теплых не бери –

Зачем тебе они?

Через неделю или две

Зайди послушать в сад –

Птенцы в молоденькой листве

Тихонько запищат»

Чтоб накормить своих птенцов,

Набить едою рот,

Найдут синицы червяков,

Ползущих в огород.

Повсюду птицы полетят –

Они и там и тут.

Всех гусениц, что портят сад,

На яблонях найдут.

От кровожадных комаров

Покоя летом нет.

Их пеночка и реполов

Поймают на обед.

Поют щегол и соловей,

Малиновка и дрозд:

«Ты гнезда разорять не смей,

Не трогай наших гнезд! »

И мы не будем разорять! –

Вот слово всех ребят.

Пусть птичьи песенки опять

В саду у нас звенят.

( З. Александрова)

 ( Работа с природоохранными знаками )

- Птицы населяют все уголки нашей планеты. Они радуют нас стремительным, легким полетом, красивым пением. И только им с высоты их полета видно, как велика, прекрасна, но и хрупка наша планета. Помните об этом и вы.

(Исполняется танец под фонограмму А. Пугачевой « Расскажите, птицы»)

Учитель читает стихотворение:

Простите, птицы, нас, простите,

За неразумные дела.

Я верю, к нам вы возвратитесь,

Когда умчатся холода.

Вы расскажите всему миру,

Что много у земли друзей.

Прошу, пожалуйста, Простите

Таких безжалостных людей.

Мы обижали вас жестоко,

Но верю я, что в новый век,

Шагнет не варвар, не губитель,

А символ жизни – человек.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Внеклассное мероприятие "Встречай с любовью птичьи стаи""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Психолог в социальной сфере

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Цели:

1) с помощью поэтических, музыкальных образов способствовать развитию эмоциональной сферы, правильного оценочного суждения действительности;

2)познакомить с народными традициями встречи весны, способствовать сохранению фольклора;

3)показать отрицательное воздействие людей на жизнь птиц; формирование бережного, заботливого отношения к птицам;

4)расширять представления о природоохранной деятельности;

5)способствовать воспитанию нравственно - эстетического отношения к природе, закладывать основы экологического сознания и культуры.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 654 824 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 03.01.2015 398
    • DOCX 73.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Рыбина Светлана Васильевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Рыбина Светлана Васильевна
    Рыбина Светлана Васильевна
    • На сайте: 9 лет и 4 месяца
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 8198
    • Всего материалов: 9

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Методист-разработчик онлайн-курсов

Методист-разработчик онлайн-курсов

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 120 человек из 43 регионов

Курс повышения квалификации

Особенности реализации Федеральной рабочей программы воспитания в школе

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 92 человека из 34 регионов
  • Этот курс уже прошли 247 человек

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы профориентационной работы в деятельности педагога

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 95 человек из 36 регионов
  • Этот курс уже прошли 118 человек

Курс повышения квалификации

Разговоры о важном: организация и обеспечение внеурочной деятельности

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 794 человека из 73 регионов
  • Этот курс уже прошли 3 967 человек

Мини-курс

Карьерный навигатор: эффективный поиск работы

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 24 человека из 16 регионов

Мини-курс

Эффективные стратегии текстовых коммуникаций в бизнесе

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Развитие дошкольного мышления

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 18 человек