Главная / Классному руководителю / Внеклассное мероприятие "Учимся думать о себе и о других»

Внеклассное мероприятие "Учимся думать о себе и о других»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 6 г. Киренска» Иркутской области

666701, Иркутская обл., г. Киренск, ул. Полины Осипенко, 8, тел.: 8(39568)44997











Внеклассное мероприятие

«Учимся думать о себе и о других»

для учащихся 6, 8 классов


Подготовила и провела Палашенко И.А.,

классный руководитель 6 класса
























2014-2015 учебный год

Тема мероприятия: «Учимся думать о себе и о других»


Цели деятельности учителя: донести до сознания детей смысл Конвенции ООН о правах ребёнка, ее основные принципы; формировать духовные и нравственные качества.


Педагогические задачи: дать учащимся представление о значимости Конвенции о правах ребенка; обобщить знания об основных правах ребёнка; познакомить с понятием «права» и «обязанности», показать единство прав и обязанностей; формировать отрицательное отношение к противоправным поступкам; побуждать детей к защите своих прав; воспитывать уважение к правам других людей.

Первый уровень воспитательных результатов и эффектов деятельности: первичное понимание социальной реальности и повседневной жизни, приобретение школьниками социальных знаний.

Планируемые результаты:

Предметные: получат представление о правах ребенка, понятиях «конвенция», «права» и «обязанности».

Личностные: проявляют познавательный интерес к изучаемому материалу, испытывают моральное удовлетворение от результатов вне учебной деятельности.

Метапредметные (универсальные учебные действия):

- познавательные: общеучебные – формулируют ответы на вопросы по теме занятия; внимательно слушают; строят речевые высказывания в устной форме; логические - совершенствуют мыслительные операции;

- коммуникативные - слушают ответы одноклассников, считаясь с их мнением; тактично, корректно и аргументировано высказывают свою точку зрения, отличную от партнёрской, но понятную ему; задавая вопросы учителю и одноклассникам, черпают нужную для решения учебной задачи информацию;

- регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу; планируют действия согласно поставленной задаче; осуществляют контроль деятельности.

Образовательные ресурсы: мультимедийная презентация, толковый словарь С.И.Ожегова (три экземпляра), плакаты для оформления доски.


Информация к размышлению:


Детству следует оказывать величайшее уважение

Ювенал

После этого занятия учащиеся смогут:

объяснять значения понятий «права» и «обязанности»;

видеть единство прав и обязанностей;

работать в группе, выступать публично;

выражать свое мнение о роли прав и обязанностей в их жизни


Предварительная работа: разбить класс на три группы и назначить лидеров – учащихся 8-ого класса; сообщить тему мероприятия, предложить выполнить специальное задание:

  • Первая группа - в словарях найти определения слов «конвенция», «права» и «обязанности»; приготовить мини-доклад «ООН и Конвенция о правах ребенка»;

  • Вторая группа – провести и сделать анализ анкеты "Температура прав человека" в твоей школе; приготовить презентацию;

  • Третья группа – оформить выставку сочинений и рисунков на тему «Мои права и обязанности»; разыграть сценки.

Задание для всех групп: составить свод прав и обязанностей для нашего класса.



Ход занятия

1.Вступительное слово учителя

Очень много стран на свете, это знает каждый.
Кто, скажите, в странах этих самый-самый важный? (Пауза)
Не спешите, не пытайтесь дать ответ в один момент,
Главных много – выбирайте, там король, здесь – президент.

Про вождей и про царей знаем мы с пелёнок,
Но главней, нужней, важней для страны – ребёнок!
Кем он станет завтра, маленький и нежный?
 Всей Земле права его – право на       надежду!


2.Основная часть.

Добрый день. Тема нашего мероприятия – «Учимся думать о себе и о других».

Для начала поиграем. Каждый ряд составляет команду. Сидящие на первых партах - капитаны. (Учитель раздает количество карандашей, часть - у себя).

-        Игра началась! (Дети приходят в замешательство. Учитель через 30 с удивляется, что ученики не умеют играть, затем объясняет, что они должны передавать в конец  ряда по одному предмету.)

-        Игра началась! (Учитель быстро останавливает игру и требует передавать  карандаши через левое плечо).

-        Снова играем! ( Опять останавливает игру и, по своему усмотрению, объявляет победителей).

-        Что вам не понравилось в ходе игры?

-        Почему вам показалась игра нечестной?

-        Что надо было изменить, чтобы  игра прошла успешно?

Ответы: в игре должны быть правила, они должны быть известны заранее, должны быть четкими, ясными. Они не должны меняться по ходу игры. ( На доске появляются слова: ясность, четкость, стабильность, равенство).

-Как вы думаете, почему наш урок мы начали с игры?

Что наша жизнь - игра... И на уроках права вы знакомитесь с самыми важными правилами этой игры - законами. Именно закон отвечает этим  требованиям (ясность, четкость, стабильность, равенство). Закон регулирует все стороны нашей жизни. А незнание закона может привести к замешательству (которое было у нас в игре). На примере разминки в начале занятия, полагаю, мне удалось убедить вас в серьезности и значимости наших уроков права.

-        Составьте словосочетание со словом « право».

-        Как называется основной международный документ по правам человека? ( Всеобщая  декларация прав человека)

-        А обладают ли дети такими же правами и свободами, что и взрослые?

-   Необходим ли специальный документ по защите прав детей? Почему?

-        Такие документы существуют сегодня, это и есть тема нашего урока.

(На столе лежит коробка). Представьте себе, что на столе лежит что-то очень желанное, но запретное. Раскрывать коробку нельзя. Сейчас каждый из вас жестами, без слов, покажет, как он поступил бы по отношению к этому предмету.
- Ребята, вам хотелось бы посмотреть, что в коробке? А почему вы не развернули бумагу? (было правило не брать)
- Назовите синоним к слову правило.    
 Закон.
- Какой закон есть у всех детей мира?    
 Конвенция о правах ребенка.
- Наша задача сегодня – вспомнить основные законы, по которым вы живете. Но сначала обратимся к толковому словарю.

Мини-лекция «Конвенция о твоих правах».

Каждый ребёнок должен знать свои права и обязанности, чтобы использовать эти знания при необходимости. В России проблема защиты детей стояла и стоит чрезвычайно остро. Экономический кризис, продолжающийся в стране, пагубно влияет, прежде всего, на несовершеннолетних. Это подтверждают такие факты, как увеличение числа бедных семей, рост числа правонарушений и преступлений, совершаемых несовершеннолетними, убегающих из дома, и так далее.

В 1959 году ООН принимает Декларацию прав ребенка, в котором провозглашают социальные и правовые принципы, касающиеся защиты и благополучия детей.

ООН – авторитеты международная организация, созданная после Второй мировой войны. Это война отняла у десятков миллион людей их главное право – право на жизнь. Чтобы не допустить третьей мировой войны, народы всего мира объединились в Организацию Объединенных Наций.

Шло время, мир изменился, и положение детей - будущего всего человечество – потребовало от мирового сообщества принятия нового документа, в котором бы не просто декларировались права детей, но на основе юридических норм фиксировались меры защиты прав. В период с 1979 по 1989 год над ним работала Комиссия ООН по правам человека, в котором участвовала специалисты из многих стран мира. Этот документ, Конвенция о правах ребёнка, был принят 20 ноября 1989 года.

К сожалению, наш мир не стал безопасным: войны, теракты, преступления, аварии, стихийные бедствия, голод и эпидемии. Даже взрослые, сильные люди не могут противостоять этим опасностям, но самыми беззащитными оказываются дети. Они даже в мирной жизни нуждаются в особой внимании со стороны взрослых. Чтобы защитить права детей, и были принята Конвенция «О правах ребенка».

Конвенция – это соглашение. Это значит, что все государства, которые подписали этот документ, согласились защищать права детей.

По сравнению с Декларацией (1959г.), где было 10 коротких, носящих общий характер положений (принципов), Конвенции включает 54 статьи, учитывающие практически все моменты, связанные с жизнью и положением ребенка в обществе. Она не только конкретизирует, но и развивает положение Декларации, возлагая на принявшие ее государства правовую ответственность за действия в отношении детей.

При появлении ребенка в семье между ним и его родителями сразу возникают определенные отношения, которые регулируются нормами морали и правилами совместного проживания людей. Ребёнок к семье обладает множеством прав. Личными являются такие права детей, как право на жизнь и воспитание в семье, насколько этого возможно, право знать своих родителей и право на их заботу, на совместное с ним проживание, на воспитания своими родителями, право на обеспечение интересов ребенка и уважение его человеческого достоинства.


Документ, в котором определены права и обязанности детей, называется «Конвенция о правах ребенка»

Это слово для вас новое и сложное. Давайте поучимся его произносить и постараемся запомнить. (хором)

СЛАЙД 2 - В Конвенции речь идет о том, чтобы у всех детей на Земле были одинаковые права.

Конвенция – это большой документ, содержащий около 50 статей. Мы сегодня поговорим об основных положениях.


После выступления 1 группы.

Каждой группе предложены карточки, дети находят неверные статьи, высказывают свое мнение и зачитывают верные статьи из Конвенции

  1. Право на жизнь;

Право на имя при рождении и гражданство

Право на семью;

Право на достойное медицинское обслуживание имеют только дети врачей, на достойное жилище – дети строителей, на хорошее питание – дети поваров;

Право на заботу и защиту со стороны государства, если нет временной или постоянной защиты со стороны родителей;

  1. Право посещать школу и учиться;

Право на равенство;

Право свободно выражать свои мысли;

Ни один ребенок не может быть продан или куплен, но может быть заменим на более послушного и вежливого;

Право на собственное мнение;

  1. Право на получение информации;

Право на защиту от насилия и жестокого обращения;

Каждый ребенок, первым прибежавшим к месту получения защиты и помощи, первым их и получает. Все остальные получают подзатыльники. Надо бегать быстрее;

Право на медицинское обслуживание;

Право на отдых и досуг;

Право на дополнительную помощь со стороны государства, если есть особые потребности (это касается, например, детей с ограниченными возможностями).


Ситуация 1. Сценка «Чужое письмо»

(На передний план выходят две девочки с портфелями и кладут и на парту)

Оля: А ты не пойдешь на физкультуру?

Наташа: Нет, я освобождена.

(Все уходят кроме Наташи. Она садится и начинает рисовать)

Наташа: Ой, ластика нет. У кого же взять? У Оли возьму.

(Наташа роется в портфеле у Оли. Находит телефон, читает сообщения. Затем находит дневник и читает его. В это время входит Оля)

Оля: Почему ты открыла мой портфель? И почему ты читаешь мой дневник?

Наташа: А что такого? Я же ничего не взяла, только посмотрела. Разве нельзя?

Учитель: На первый взгляд, казалось бы, обычное дело. Всего лишь почитать SMS-дневник, посмотреть блокнот. А какое ваше мнение?

(Учащиеся высказывают свое мнение)

(Прямое нарушение прав Оли – незаконное вмешательство в тайну корреспонденции.)

Ситуация 2. Сценка «Громкая музыка»

(Перемена. В класс входит девочка, садится, открывает учебник, повторяет материал. Заходят два мальчика. Бросают портфели на парту, один достает телефон.)

Павел: Привет! Заходи! У меня новый музон - классный. Давай послушаем!

Миша: Давай, громче включай, песни классные, пусть все послушают!

Александра: Мальчики, вы не могли бы послушать музыку в другом месте, мне надо повторить материал- сейчас контрольная!

Миша: Отстать! Заучилась совсем!

(Мальчики громко включают музыку, слушают пританцовывая)

Учитель: Правильно ли поступают ребята?

(Учащиеся обсуждают данную ситуацию).

(Нарушение прав Александры на получение образования)



Примерные ответы учащихся:

Согласно Конвенции «О правах ребенка», никто не имеет права унижать Ваше человеческое достоинство.

Согласно Конвенции «О права ребенка», никто не имеет права подвергать Вас жестокому обращению, насилию и оскорблениям.

Согласно Конвенции «О правах ребенка», Вы имеете право на медицинское обслуживание, образование, развитие своих способностей.

Педагог. Согласно Конвенции, каждый ребенок, даже в чем-то неполноценный, должен жить в условиях, не унижающих его достоинство.

Гарри Поттер. Мой опекун постоянно перехватывает и читает письма, адресованные мне. Нарушает ли он при этом мои права?

Примерные ответы учащихся:

Согласно Конвенции «о правах ребенка», каждый ребенок имеет права на личную жизнь, на тайну переписку.

Согласно Конвенции «о правах ребенка», каждый ребенок имеет права уважение его достоинство.

Педагог. Почему права детей не всегда соблюдаются?

Примерные ответы учащихся:

Не все знают права детей.

Не все считают детей полноправными гражданами.


Разбор ситуаций «Права и обязанности». 1).Что такое право?

Это правила, по которым живут люди. Они определяют отношения людей в обществе.

2). Где права, там и обязанности. Что значит - обязанности?

Это требования к поведению и отношению (к учебе, к работе, к людям), которые человек должен выполнять.

3). В каком школьном документе описаны права и обязанности учащихся?

Устав школы определяет права и обязанности учеников и их родителей.



Педагог. У каждого человека есть права. Но пользоваться ими можно только тогда, когда не нарушаются права других людей. Уважать права других людей – обязанность каждого человека. А всегда ли мы это делаем? Предлагаю вам посмотреть несколько сценок и дать оценку поведение героев. Чьи права они нарушают? Какие обязанности не выполняют?

Сценка1.

Мама. Немедленно сделай музыку потише! Уже полночь, ты весь дом разбудишь!

Сын. А я имею право на отдых и досуг! Я привык отдыхать с громкой музыкой!

Педагог. Пожалуйста, помогите разобраться, кто здесь не прав. (Сын нарушает право соседей на отдых в тишине. Он не уважает права других людей.)


Сценка2.

Педагог. Леночка, ты сегодня дежурная, вытри, пожалуйста, доску, полей цветы.

Леночка. Вы не имеете права заставлять меня дежурить! Конвенцией ребенка запрещено насилие над детьми!

Педагог. Объясните, пожалуйста Лене, в чем она не права. (Кроме прав Лены есть и обязанности – дежурного как и у всех детей класса. Кроме того, у нее есть обязанность уважать права других людей на чистоту в классе. Права человека действуют если не нарушаются права других.)

Сценка3.

Педагог. Сидоров, ты опять разрисовал парту в кабинете математики! Ведь дети ее только что помыли!

Сидоров. А что здесь такого? Я имею права на занятия своим любимым делом – рисованием!

Педагог. Кто разъяснит Сидорову его права и обязанности? (Все имеют право сидеть за чистой партой. Сидоров должен уважать права других учеников.)

Сценка4.

Педагог. Поляков, ты почему на уроке литературы вышел из класса без разрешения?

Поляков. Ну и что? Я имею право на свободу перемещения!

Педагог. Правильно ли рассуждает Поляков? (Его одноклассники имеют право на образование. А он вышел из класса, отвлек внимание учащихся от объяснение учителя и нарушал из права. Поляков не уважает права других людей.)

Сценка5.

Мама. Дочка, а почему ты мусор не вынесла, за молоком не сходила? Я же тебя просила.

Дочь. Потому что Организация Объединенных Наций запрещает использовать труд детей!

Педагог. Вот борец за права ребенка! Может быть, она права?

Примерные ответы учащихся:

Нет, девочка не права, потому что молоко она должна купить в том числе для себя, к тому же обещала маме это сделать

Вынести мусор – это не принудительный труд, а помощь по хозяйству.

Мама тоже имеет право на отдых. Дочь должна уважать это право и помогать ей.

Педагог. Какой документ очень хорошо знают герои этих сценок?

Дети. Конвенцию о правах ребенка.

Педагог. Чего они совершенно не знают?

Дети. Они не знают, что обязаны уважать права других людей.

Педагог. Как же примирить свои права с правами других людей? (Если ты будешь уважать права других, то и твои права будут уважать.)



От кого зависит температура прав человека в школе?

- Многие ошибочно полагают, что знать свои права достаточно. Необходимо помнить, что там, где права, там и обязанности и ответственность. По мере вашего взросления объем и соотношение прав и обязанностей, прав и ответственности будет меняться. Поэтому, заявляя о своих правах, будьте внимательны, ведь ваши права заканчиваются у кончика вашего носа. Чтобы улучшить правовую атмосферу в классе, семье, школе, надо помнить о правах других людей, об ответственности за свои поступки и  о своих обязанностях.

Это и будет вашим  домашним заданием.


«Имеешь право или нет?»

Ситуации

Объясни

Во время урока ты свободно ходишь по классу, так как считаешь, что имеешь право на свободу передвижения.


Человек не может быть полностью свободен. Твое право кончается там, где начинаются права других людей. Закон, обязанность примерно вести себя на уроке не разрешает тебе ходить по классу. И еще, по закону, ты не имеешь права мешать другим учиться, ты нарушаешь права других ребят.

Вы разговариваете с товарищем на уроке, так как считаете, что имеете право на свободу слова

Обязанность уважать учителя и воспитателя, не мешать проведению урока. Право ограничено Уставом школы.

На уроке ты слушаешь песенку по телефону, так как считаешь, что у тебя есть право на пользование культурными достижениями.

Обязанность выполнять все распоряжения учителя на уроке. Право ограничено Уставом школы.


Игра «Знатоки»

Рассолова Рая Николаевна, учитель физики и математики, классный руководитель.

  1. В какой стране был принят первый документ, регламентирующий права человека?

А. Англия Б. Франция В. Германия

2. Принятие ООН Декларации всеобщих прав человека:

А. в 1948 г. Б. в 1953 г. В. В 1948 г.

3. Тайное хищение имущества именуется:

А. грабеж Б. кража В. Мошенничество.

4. Бессмысленное уничтожение ценностей называется:

А. разбой Б. вандализм В. вымогательство.

5. Систематическое нанесение побоев, это

А. хулиганство Б. истязание В. Клевета

6. С какого возраста наступает уголовная ответственность?

А. с 14 лет Б. с 18 лет В. с 21 года.

7. Всемирный день прав ребенка:

А. 20 ноября Б. 1 июня В. 12 декабря

8. Как называется стремление к жестокости, наслаждение чужим страданиям, которое карается законом?

А. мазохизм Б. садизм В. нацизм

9. Являются ли постоянные споры с учителем проявлением свободы выражения мнения обучающегося?

А. да Б. нет В. все зависит от того, о чем спор.

10. Декларация прав ребенка, защищающий ваши права, принята:

А. в 1959 году Б. в 1953 году В. в 1948 году

11. Международный день защиты детей отмечается:

А. 1 сентября Б. 1 апреля В. 1 июня

12. С какого года Россия является участницей Конвенции ООН о правах ребенка?

А. 1989 г. Б. 1990 г. В. 1959 г.

13. Среди перечисленных документов назовите лишний:

А. Декларация прав ребенка

Б. Конвенция о правах ребенка

В. Уголовный кодекс Российской Федерации

Г. Конституция РФ.

14. На сколько группы объединены в Конвенции права?

А. 4 Б. 5 В. 6



Ответы: 1- а, 2-а, 3- б, 4- б, 5- б, 6- а, 7- а, 8- б, 9- в, 10- а, 11- в, 12- б, 13- в.



3. Подведение итогов (рефлексия).

Педагог. Полезно ли детям свои права7 Понравилось ли вам выступать в роли юриста?

Примерные ответы:

Знать свои права очень полезно, это дает уверенность в себе.

Свои права знать нужно, но необходимо помнить и про обязанности, не нарушать прав других людей.

-Ребята, пусть в вашем доме всегда будет мир, покой и счастье. Пусть вас окружают добрые и отзывчивые люди, хорошие и верные друзья.



Мы  имеем  право жить, радоваться и дружить.

Иметь просторный добрый дом.

Видеть тихий мирный сон.

Врачей помощь получать.

Обучаться, отдыхать.

Быть веселым и здоровым.

Восхищаться чем-то новым.

И любить, и быть любим.

 

Мы права свои учим в школе,

Чтобы в дружбе жить и в доброй воле.

Будет жизнь волшебной и прекрасной,

Мы права учили не напрасно.

Пусть всегда над нами солнце светит,

Пусть живут в добре и счастье дети.

 Товарищи дети! Будьте бдительны!

Права свои знайте, хорошими детьми растите.


Вот в углу стоит мальчонка,

Плачет, надрывается.

Бить, наказывать ребенка

Строго (запрещается)

С мамой дети должны жить,

Ей цветы всегда дарить –

Это (разрешается).

Рисовать и петь учиться,

Если заболел – лечиться,

Это – (разрешается).

Этот трудится ребенок,

Мало у него силенок,

Ноги подгибаются.

В детстве тяжкая работа (запрещается).

Вместе дружно в мире жить,

С разными детьми дружить –

Это (разрешается).

Этот слабый горбит спину,

Перед сильным преклоняется.

Быть рабом у господина

Строго (запрещается).

Я – ребенок, я — человек, я должен иметь права,
На то, чтобы жить в свободной стране, а не там, где идет война. 
Я имею права, на то, чтоб любить и на то, чтобы быть любимым, 
Я имею права, на то, чтобы жить и на свете быть самым счастливым.
Я имею права, чтобы мир на Земле царил всегда и везде. 
Я имею права, чтобы в небе большом всегда была тишина.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

- В каком международном документе записаны права детей?

- Какие основные права вы запомнили?

- Кто является ответственным за обеспечение прав ребенка?

ВЫВОД: Наше государство провозглашает равными перед законом всех людей. Человек может использовать свои права, но и не должен нарушать права других людей. Взаимопонимание, уважение друг к другу – единственный способ решения всех конфликтов. Помните об этом, ребята.


Внеклассное мероприятие "Учимся думать о себе и о других»
  • Классному руководителю
Описание:

Цели деятельности учителя: донести до сознания детей смысл  Конвенции ООН о правах ребёнка, ее основные принципы; формировать духовные и нравственные качества.

Педагогические задачи: дать учащимся  представление о значимости Конвенции о правах ребенка; обобщить знания об основных правах ребёнка; познакомить с понятием «права» и «обязанности», показать единство прав и обязанностей; формировать отрицательное отношение к противоправным поступкам; побуждать детей к защите своих прав; воспитывать уважение к правам других людей.

Первый уровень воспитательных результатов и эффектов деятельности: первичное понимание социальной реальности и повседневной жизни, приобретение школьниками социальных знаний.

Планируемые результаты:

        Предметные:   получат представление о правах ребенка, понятиях «конвенция», «права» и «обязанности».

        Личностные: проявляют познавательный интерес к изучаемому материалу, испытывают моральное удовлетворение от результатов вне учебной деятельности.

       Метапредметные (универсальные учебные действия):

       - познавательные: общеучебные – формулируют ответы на вопросы по теме  занятия; внимательно слушают; строят речевые высказывания в устной форме; логические - совершенствуют мыслительные операции;

       - коммуникативные - слушают ответы одноклассников, считаясь с их мнением; тактично, корректно и аргументировано высказывают свою точку зрения, отличную от партнёрской, но понятную ему; задавая вопросы  учителю и одноклассникам, черпают нужную для решения учебной задачи информацию;

       - регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу; планируют действия согласно поставленной задаче; осуществляют контроль деятельности.

 

       Образовательные ресурсы:  мультимедийная презентация, толковый словарь С.И.Ожегова (три экземпляра), плакаты для оформления доски.

Автор Палашенко Ирина Александровна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Классному руководителю
Подраздел
Просмотров 497
Номер материала 37658
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓