Инфоурок Физика Другие методич. материалыВнеклассное мероприятие "Путешествие в царство Физики"

Внеклассное мероприятие "Путешествие в царство Физики"

Скачать материал

 

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

 Беляевская основная общеобразовательная школа

 

Внеклассное мероприятие

по физике

 

«Путешествие в царство Физики»

 

 

 

 

Подготовила

учитель физики

Гелюх Н.М.

 

 

2014

 

 

Цели мероприятия: знакомство учащихся с предметом физики, стимуляция у них познавательного интереса к данному предмету (учащиеся младшего возраста),  повышение уровня мотивации учебной деятельности и создание условий, способствующих проявлению знаний и умений в нестандартной обстановке, совершенствование коммуникативных навыков (учащиеся старшего возраста).

Необходимое демонстрационное оборудование: компьютер, медиапроектор, экран,  трубочки, эбонитовая палочка и шерсть, мелко нарезанная папиросная бумага.

Оборудование на столах учащихся: бумага, ручка, деревянная линейка, две монеты разных размеров.

Участники:

1.     Фея-физика

2.     Первобытный человек Тумбо.

3.     Ученик, играющий роль учёного Ньютона.

4.     Волшебник.

5.     Мисс инерция.

Ход мероприятия.

К гостям выходит Фея-физика. Слайд 1

Здравствуйте, дети. Вы пришли в кабинет физики, а я - Фея-Физика, хозяйка этого царства. Сегодня мы с Вами отправимся в увлекательное путешествие в царство Физики. Что же это за царство, в котором правит Физика?  Мы узнаем, что изучает физика, и где в жизни мы сталкиваемся с этой интересной, я бы даже сказала «чудесной» наукой. А что такое “чудо”? (Чудо – это что-то необычное) Ребята, верите ли вы в чудеса? (Да) И я верю!

Слайд 2. Посмотрите на картинки. Что на них изображено? Молния, радуга, туман, ветер – это все тоже чудеса. Только это чудеса природы.

Что такое природа? Природа это – всё то, что нас окружает; это – земля и вода, воздух и растения, животные и люди, и все предметы вокруг нас. Именно природу, ее законы и изучает физика.

Слайд 3. Так эту науку назвал еще в 4 в. до н.э. древнегреческий учёный Аристотель. Представляете, какая это древняя наука. Слово «физика» в переводе с греческого означает «природа».

Слайд 4. В русский язык слово «физика» ввёл в 18 веке наш учёный М.В.Ломоносов.

Слайд 5. Если вы думаете, что физику изучают только в школе – вы ошибаетесь. Есть спе­циальные институты, в которых готовят ученых - физиков. Но физи­ка нужна не только ученым — она нужна всем: рабочим, вра­чам, инженерам, конструкторам. Только зная физику, можно строить дома, за­воды, машины, космические аппараты, даже просто одежду и продукты питания. Без знания физики нельзя было бы сделать ни часы, ни теле­фон, ни пылесос, ни телевизор, и мы были бы лишены многих полезных вещей, которые помогают нам в быту.

Слайд 6. Итак, физика – наука древняя, в переводе с греческого означает «природа».

В природе постоянно происходят какие-то изменения: дует ветер, тает снег, день сменяется ночью, меняются времена года и т.д. Как называются все эти изменения? Все эти изменения называются явлениями.

Слайды 7-11. Все явления физика делит на 5 групп:

  • механические
  • электрические
  • магнитные
  • тепловые
  • звуковые

Запомнили? (Да) Молодцы! А если кто-то не запомнил - ничего страшного, у вас еще все впереди!

Слайд 12. Физические явления физики изучают с помощью наблюдений и опытов. Давайте теперь вы побудете в роли физиков.

Потрите ладошки друг о друга. Что вы наблюдаете? Ладошки нагрелись.  Перед вами на столе   две монетки, потрите их о деревянную линейку. Нагрелись? Сейчас вы проделали опыт. Его можно повторить несколько раз. Повторите с другими монетами разных размеров. Повторите два раза: сначала медленно, а потом быстрее. Какой вывод из ваших опытов можно сделать? От чего зависит степень нагретости монет? (Ученики должны заметить зависимость: чем больше монета, тем меньше нагревается, чем быстрее двигать, тем больше нагревается). Молодцы! На основании опытов вы, как настоящие учёные, сформировали закономерность.

На сцену выскакивает ученик в костюме первобытного человека Тумбо:
Тумбо:

Хооолодно! Как же можно согреться в такую погоду? Всё наше племя мёрзнет, а я ничем не могу им помочь. Видно боги на что-то разозлились на нас и послали нам испытание холодом. Помогите кто-нибудь!

Фея-физика:

Знакомьтесь, ребята, это Тумбо из племени Юмбо Тумбо и его племя не знают, как можно согреться, может, мы сможем им помочь? (ребята предлагают потереть ладошки, потереть монетку). Но эти способы не смогут согреть всё племя! Я лучше дам ему «волшебную палочку». (Протягивает Тумбо спичку и коробок)

Тумбо (зажигает спичку). О! Тепло! Побегу к нашим, покажу всем, теперь мы не вымрем! Спасибо вам, о, умнейшие из умнейших, за ваш божественный подарок!

радостным криком убегает).

Фея-физика:

Ну вот, ребята, теперь вы как истинные учёные передали полученные знания людям! Из века в век передаются полученные знания, и каждый век приносит всё новые и новые открытия!  

Слайд 13. Фея-физика. Сейчас я приглашу сюда волшебника, который может заколдовать все вокруг. (взмахивает волшебной палочкой)

На сцену выходит волшебник

Волшебник. Здравствуйте, ребята. C помощью своего магического мастерства я смогу сделать так, чтобы кусочек бумаги остался сухим при опускании его в воду».

1.     Сомну бумажное полотенце и положу его на дно стакана.

2.     Переверну стакан и убедись, что комок бумаги остаётся на месте.

3.     Произнеси над стаканом какие-нибудь волшебные слова, например: «магические силы, оградите бумагу от воды». Потом медленно опусти перевёрнутый стакан в миску с водой. Старайся держать стакан как можно ровнее, пока он не скроется под водой полностью.

4.     Вытащи стакан из воды и стряхни с него воду. Переверни стакан дном книзу и достань бумагу. Дай зрителям пощупать её и убедиться, что она осталась сухой.

Результат

Зрители обнаруживают, что бумажное полотенце осталось сухим.

Объяснение. Воздух занимает определённый объём. В стакане есть воздух, в каком бы положении он не находился. Когда ты переворачиваешь стакан кверху дном и медленно опускаешь в воду, воздух остаётся в стакане. Вода из-за воздуха не может попасть в стакан. Давление воздуха оказывается больше, чем давление воды, стремящейся проникнуть внутрь стакана. Полотенце на дне стакана остаётся сухим. Если стакан под водой перевернуть набок, воздух в виде пузырьков будет выходить из него. Тогда сможет попасть в стакан.

А сейчас я заколдую воду в стакане, и она не будет выливаться.

(В каждом опыте волшебник проводит пассы руками)

Опыт  «Волшебная вода»

 Возьмем стакан и нальем в него воду. Накроем его листком бумаги и перевернём вверх дном. Почему вода не выливается (ведь она давит на лист сверху)?

Все тела на поверхности Земли окружены воздухом. Он только кажется нам невесомым. На самом деле атмосфера давит на поверхность Земли и нас с вами, причём, с очень не малой силой. Это явление называется атмосферным давлением. Вода из стакана не выливается, потому что снизу на неё действует сила атмосферного давления.

Волшебник. У меня есть волшебная палочка. Она, конечно, не может исполнить ваши желания, но если ее потереть о кусочек меха, то она сможет притягивать к себе мелкие предметы. У вас тоже есть палочка, которую можно сделать волшебной. Это ручка. Для этого нужно потереть её шерстяной тряпочкой (волосы). Поднесём ее к бумажкам. Мы видим, как бумажки стремятся к “волшебной” палочке. Природа этого явления - электрическая. При натирании палочки шерстью она получила электрический заряд. Электрические заряды взаимодействуют друг с другом - притягиваются и отталкиваются.

Волшебник.  Всему этому я научился из великой книги, которая называется Физика. (Кланяется)

Фея-физика (взмах волшебной палочки). Познакомьтесь - сэр Исаак Ньютон
собственной персоной! Он покажет нам опыты, которые позднее стали основой
целого раздела физики - динамики.

Исаак Ньютон. Я вам покажу несколько интересных опытов, а вы их потом можете повторить сами.

Демонстрируются опыты по инерции: Инерция – стакан и монетка.

Возьму стакан и  на него положу плотный лист бумаги, а на нее монетку. Резко щелкну пальцем по листу бумаги, чтобы ее сбросить. Лист бумаги слетает, но монетка не следует за ней, а падает в стакан.

Результат этого опыта объясняется явлением инерции. Чтобы сдвинуть с места тело, необходимо всегда некоторое на него воздействие. Если продолжительность воздействия очень коротка, то тело не успевает изменить свою скорость. Это одно из проявлений инерции.

 Кто хочет повторить? Молодцы!

А теперь я возьму два яйца – одно сваренное вкрутую и сырое.  Оказывается, зная явление инерция,  можно отличить крутое яйцо от сырого. Для этого крутанем оба яйца на тарелке. Остановим яйца легким касанием пальца и тут же отнимем палец. Крутое яйцо остановиться, а сырое возобновит вращение. Это потому что в сыром яйце белок и желток продолжают движение даже тогда, когда скорлупа остановилась.

Исаак Ньютон. Я думаю, пришло время познакомиться с самой мисс инерцией.

Слайды 14-15. Мисс инерция. Здравствуйте, ребята. Что же такое инерция? Инерция – это явление сохранения  скорости тела  при  отсутствии действия  на  него других  тел. Исаак Ньютон сформулировал закон инерции: «Если на тело не действуют другие тела, то оно находится в состоянии покоя или равномерного прямолинейного движения.

Слайд 16. Где же можно встретиться с проявлением инерции?

Явление инерции учитывается во многих видах спорта:

·        В хоккее, в футболе шайба и мяч после броска летят по инерции.

·         Благодаря инерции велосипедисты не все время крутят педали. Набрав скорость, они прекращают работать ногами, а велосипед продолжает ехать по инерции.

·        Лыжники, оттолкнувшись, дальше едут по инерции.

Слайд  17. Ребята, а как вы думаете, что произойдет с наездником, если лошадь, прыгая через препятствия, споткнется? Правильно. Наездник упадет, вперед продолжая двигаться по инерции.

Слайд  18. Человек, идущий по гололеду, продолжает двигаться вперед, а ноги, скользя, не успевают за ним. В результате человек падает.

Слайд  19 . Проявления инерции тел широко применяются и в быту, и в технике.

При встряхивании ковра, подушки (если ударить по ним  палкой) человек отходит в сторону, а пыль из-за инерции остается на месте.

 Встряхивание пыльной тряпки,  «сбрасывание» столбика ртути в медицинском термометре — все эти действия используют инерцию движения тел.

Слайд  20 . Едущая машина не может остановиться сразу, она по инерции продолжает двигаться вперед. Поэтому, очень важно помнить об  инерции переходя дорогу!

Фея-физика. Пришло время прощаться с мисс Инерцией, но с явлением инерции мы не прощаемся, т.к. она сопровождает нас повсюду.

Слайд 21. Фея-физика.  Вот и подошла к концу наша встреча.

Все участники выходят на сцену: (говорят по очереди)

  • Наша сегодняшняя встреча была посвящена одной из древнейших наук - физике.
  • Без неё немыслимо дальнейшее развитие человечества.
  • Физика - наука интереснейшая, увлекательнейшая и могучая.
  • Благодаря знаниям физических законов человек смог освоить космические пространства.
  • И, глядя на золотые звёзды, люди говорят:
  • Все вместе: физика - это здорово!
  • Люди высадятся на Марсе и скажут:
  • Все вместе: физика - это грандиозно!
  • А мы, собравшись здесь, говорим:
  • Все вместе: физика - это интересно!
  • Фея-физика. Я надеюсь, что вам понравилась наша встреча, и вы будете с нетерпением ждать новой встречи с этой наукой. Мы не прощаемся, я говорю вам - до свидания! Мы встретимся в этом кабинете, когда вы станете учиться в 7 классе.

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Внеклассное мероприятие "Путешествие в царство Физики""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Инженер по охране окружающей среды

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

  Данная разработка предназначена для учащихся 5-9 классов. Может использоваться как отдельное мероприятие или на недели физики. Также это мероприятие можно использовать для знакомства младших школьников с предметом физика.

  Цели мероприятия:

  • знакомство учащихся с предметом физика, стимуляция у них познавательного интереса к данному предмету (учащихся младшего возраста),
  • повышение уровня мотивации учебной деятельности и созданте условий, способствующих проявлению знаний и умений в нестандартной обстановке,
  • совершенствование коммуникативных навыков.

 

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 654 986 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 29.12.2014 382
    • DOCX 29 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Гелюх Наталья Михайловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Гелюх Наталья Михайловна
    Гелюх Наталья Михайловна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 46257
    • Всего материалов: 47

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Копирайтер

Копирайтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Физика: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель физики

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 536 человек из 70 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 130 человек

Курс профессиональной переподготовки

Физика: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель физики

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 44 человека из 23 регионов
  • Этот курс уже прошли 127 человек

Курс повышения квалификации

Информационные технологии в деятельности учителя физики

72/108 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 117 человек из 46 регионов
  • Этот курс уже прошли 865 человек

Мини-курс

Детское развитие: ключевые моменты взаимодействия с детьми и подростками

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 296 человек из 66 регионов
  • Этот курс уже прошли 160 человек

Мини-курс

Основы нарративного подхода: теория и методы

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Финансовый анализ

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 20 человек из 12 регионов