Пояснительная
записка.
Праздник. Пасха на
Руси.
Данное внеурочное
мероприятие духовно – нравственного направления проводится с учащимися 3 или 4
класса с приглашением родителей и родственников. Желательно, чтобы родители
тоже участвовали в празднике в качестве ведущих и в сценке.
Цель:
Включение детей и родителей в совместную деятельность, приобщение к традиции празднования Пасхи.
Задачи:
Формирование интереса к
истории православной культуры нашей Родины.
Развивать познавательный интерес, творческие способности, навыки
публичного выступления.
Развитие жизненного опыта воспитанников в процессе творческого изучения
прошлого и настоящего своего народа во взаимосвязи с общечеловеческими
ценностями.
Формирование уважительного отношения к русским обычаям и православным
праздникам.
Воспитание ценностного отношения и желание сохранять традиции русского
народа.
Оборудование:
Компьютер,
презентация, интерактивная доска, запись колокольного
звона «Пасхальный благовест», вербы на каждого ребёнка, сценические костюмы деда, бабы, курочки Рябушки,
котят Пушка и Рыжика, корзина с пасхальными яйцами, желобки для яиц, рисунки
учащихся для оформления класса.
План.
Организационный момент (приветствие, настрой на
занятие).
Сообщение целей занятия.
Исполнение песни «В это радостное утро»
Чтение закличек.
Колокольный звон «Пасхальный благовест»
Хоровод с вербами.
Знакомство со значениями цветов яиц. Презентация.
Сценка «Пасхальный подарок»
Пасхальные игры.
Подведение итогов занятия.
Чаепитие.
Предварительная подготовительная работа:
Подготовка к празднику начинается за 2-3 недели. Семья Прокудиных помогала
классному руководителю в подготовке сценария к празднику, ведущие праздника
мама – О. В. и дочь Марина, презентацию «История пасхального яйца» составили
Петрова К. с мамой С. В., в сценке «Пасхальный подарок» участвовали Томилова
Я. с мамой Е.М., Никулочкин Н. с папой А. И. и Прохоренко А, семья
Каргаполовых подготовила Пасхальные игры. На уроке труда дети изготовили
поздравительные открытки с Пасхой, для оформления класса сделали рисунки,
родители на чаепитие приготовили куличи и пасхальные яйца.
Ход праздника.
1.Вступительное слово учителя.
- Дорогие, дети, родители, гости, сегодня мы
собрались, чтобы порадоваться самому светлому христианскому празднику-празднику
Пасхи, который, надеюсь, оставит добрый след в душе каждого из вас. Мы
познакомимся с историей его происхождения, с украшениями и атрибутами Пасхи,
узнаем о традициях этого праздника.
Дети исполняют песню « В это
радостное утро»
музыка: неизвестный, слова: неизвестный (Приложение 1)
1ведущий. Здравствуйте, гости
дорогие!
2ведущий. Здравствуйте, добры молодцы !
1вед. Здравствуйте, красны девицы!
Уч. Пасха наступила,
Радость охватила.
Поздравляю с лаской,
С богоданной Пасхой-
Праздником прекрасным,
Чудом из чудес..
2 вед. Праздник Пасхи богат обрядами и обычаями. В этот
день молодые парни и девушки взбирались на крыши домов, чтобы лучше
рассмотреть, как будет «играть» и «веселиться» солнце. Дети обращались к
солнцу с песенками, говорилками, закличками.
Уч. Солнышко, ведрышко,
Выгляни в окошко, выгляни немножко.
Солнышко,
покатись,
Красное, нарядись.
Уч. Гори, солнце, ярче,
Лето будет жарче,
И зима – теплее
А весна – милее!
Уч. Солнышко красно
Гори-гори ясно!
В небо пташкой залети,
Нашу землю освети,
Уч. В небе рыбкой поплыви
Нашу землю оживи!
Всех на свете ребятишек
Обогрей, оздорови!
1ведущий. В этот день в церкви звонили в колокола. Издавна
считалось, что колокольный звон лечит душу, восстанавливает силы человека.
Звонили по- особенному, торжественно.
2ведущий. А по-старинному русскому обычаю всю пасхальную
неделю любой добрый христианин мог пройти в колокольню и позвонить в колокола в
честь большого праздника.
Запись колокольного звона.
Этот звон зовется Пасхальный
благовест.
С. Есенин под впечатлением праздничного
колокольного звона написал стихотворение, которое так и называется «Пасхальный
благовест».
Уч. Колокол дремавший
Разбудил
поля.
Улыбнулась
солнцу
Сонная земля
Понеслись удары
К синим небесам,
Звонко раздается
Голос по лесам.
Скрылась за рекою
Белая
луна.
Звонко
побежала
Резвая
волна.
Тихая долина
Отгоняет сон.
Где то за дорогой
Замирает звон
1ведущий. За неделю до Пасхи празднуется Вербное
воскресенье. В церковь приносят веточки ивы, украшенные пушистыми цветочками –
вербочками. После освещения вербы приносят домой и ставят в красный угол рядом
с иконами.
2ведущий. Верба, не давшая еще листьев, цветет и как бы
заявляет, что наша природа скоро наградит нас и все живое на земле теплом и
новым урожаем. Верба считалась целебным, наделенным особой силой деревом,
поэтому существовал обычай – вербными ветками выгоняли скот на первый выпас
весной.
1вед. А маленьких детей шутливо стегали веточками вербы, приговаривая:
«Как вербочка растет, так и ты расти».
2 вед. А тех, кто постарше стегали посильнее,
но не больно, говоря: «Верба хлест, бей до слез. Бьем, чтобы были здоровыми».
Хоровод с вербами. (песня «Вербочки», музыка М.Минков,
слова А. Блок)
1вед. Все ждали радостный праздник Пасхи. К нему готовились особенно:
вставали рано, чтобы успеть приготовить традиционные пасхальные угощения.
2 ведущий (подходит к праздничному столу). Обратите внимание, как
красив и радостен наш пасхальный стол, его украшают традиционные пасхальные
блюда пасха, кулич, крашеные яйца. Яйца красили в разные цвета, но чаще в
красный. А почему в красный цвет? Спросить у детей
Уч. Пришла
к императору Мария Магдалина и подала Ему яйцо со словами «Христос Воскрес».
Император ответил, что этого не может быть так же , как это белое яйцо вдруг
станет красным. Но с этими словами яйца коснулись теплые лучи, оно словно Кровь
Христова, алым, красным стало.
2вед. Но сейчас яйца красят не только в красный
цвет, об этом и ещё многое вы узнаете из Презентации «История Пасхального яйца»
(Просмотр презентации Приложение 4)
После просмотра детям предлагается отгадать
кроссворд. (Приложение 2)
1 вед. А сейчас вы посмотрите одну простую историю, которая
произошла в соседней деревне.
Сценка «Пасхальный подарок»
Действующие лица: ведущий, дед, баба, Рябушка, Пушок,
Рыжик
Вед. Жили себе дед да баба. Была у них курочка Рябушка,
да два маленьких пушистых котенка Пушок и Рыжик.
*Пушок. Рыжик, а что это там под лавкой спрятано?
Давай посмотрим.
Рыжик. А бабушка с дедушкой нас не будут ругать?
Вед. Подошли котята осторожно к лавке и увидели там
корзину с яичками.
-Рыжик. Ой, смотри , Рябушка яички снесла.
*Пушок. А давай над Рябушкой пошутим, спрячем их.
-Рыжик. Она обидится и все бабушке с дедушкой
расскажет. Ой, попадет нам.
Вед. Пушок схватил корзину с яичками и помчался, а Рыжик-
за ним. Тут вошли дед с бабой.
Дед. Баба, а что, приготовила ты яички к празднику? Пасха ведь на дворе,
разговеться будем чем?
Баба. Ой, дед, что-то с Рябушкой- кормилицей случилось. Уж целую неделю нет
ни одного яичка.
Дед. Да что ты баба? Не может быть.
Баба. Я тебя огорчать не хотела.
Вед. Пригорюнились дед с бабой. Сели они на лавку и
плачут. Вошла Рябушка.
Рябушка. Что за беда? Почему слезы? Куд-куда?
Баба. Как же нам не плакать, не горевать? На дворе Пасха, а у нас ни одного
яичка.
Рябушка. Не плачьдед.не плачь баба. Я вам снесу яичко
не простое. А сами увидите какое.
Вед. Рябушка ушла, дед с бабой перестали плакать, сидят,
удивляются.
Дед. Какое же яйцо нам снесет Рябушка?
Баба. Может золотое?
Вед. Недолго ждали свою Рябушку старики. Вошла в комнату
с яичком. Да с каким яичком! Расписным, сияющим.
Дед. Что за чудо?
Баба. Вот так чудо! Спасибо тебе, Рябушка.
Дед. Какой подарок к празднику! Мы это яичко в церковь отнесем, нашему батюшке.
Рябушка. А у меня для вас еще подарок припасен. Целая
корзина.
Вед. Подошла Рябушка к лавке, хотела взять корзину, а там
ее нет. Всполошилась, закудахтала.
Рябушка. Куд-куда,ой, беда? Куд-куда, ой беда?
Дед. Что случилось?
Рябушка. Я вам целую неделю яички собирала да в
корзину складывала, хотела вас обрадовать. Где же она? Вы не видели?
Баба. Нет.
Дед. Давай поищем.
Вед. Старики с Рябушкой стали искать корзину, а котята в
это время спокойно сидели в другой комнате и рассматривали яички.
*Пушок. Давай раскрасим их.
-Рыжик. Зачем?
*Пушок. Яички всегда на Пасху красят.(можно
рассказать, повторить откуда пошел обычай красить пасхальные яйца)
Вед. Котята так увлеклись, что не заметили как вошла
Рябушка.
Рябушка. Вот они, яички! Где вы их нашли?
Вед. Испугались котята, вскочили со своих мест.
Рябушка. Какие красивые яички! Это вы их так
раскрасили? Вот бабушка с дедушкой будут рады.
Вед. Взяли Рябушка с котятами корзину и понесли бабушке с
дедушкой.
Дед. Какие яички! Что за чудо! Где вы их взяли?
*Пушок. Мы с Рыжиком решили сделать вам подарок.
Рябушка снесла яички, а мы их раскрасили к празднику.
Дед. Спасибо вам Рябушка, Пушок и Рыжик.
Баба. Куда же нам столько?
Дед. Да мы всех гостей и ребят угостим.
Баба. Вот так праздник! Христос Воскресе!
Все. Воистине воскресе!
Дети читают стихотворения.
Земля и солнце,
Поля и лес.
Все славят Бога:
Христос воскрес!
В улыбке синих
Живых небес
Все та же радость
Христос воскрес!
Как дивны звуки
Святых небес
В которых слышно
Христос воскрес!
2 вед. Мы все христуемся на Пасху, обмениваемся
яичком, целуемся друг с другом и говорим: «Христос Воскресе», а другой
отвечает «Воистину воскресе». Христос нам дал жизнь, а яйцо – это символ
жизни.
Всем гостям участники сценки раздают яйца. (Звучит
музыка).
1вед . Как всякий большой праздник - Пасха заполнена
различными забавами, играми. Некоторые мы вам покажем. (Приложение 3)
1вед. Мы думаем, что вы уже имеете представление о
том, как праздновалась и празднуется Пасха.
Поздравляем с праздником. Христос Воскресе!
Все. Воистине Воскресе!
Итог.
-Какие традиции Пасхи вам особенно понравились и запомнились?
-Какие Пасхальные
традиции есть в вашей семье?
Вывод.
Пасха – светлый праздник, который празднуется весной,
когда пробуждается, оживает природа. Люди приветствуют, поздравляют друг друга
словами Христос Воскресе, а отвечают Воистине Воскресе.
Традиционные блюда: творожная пасха, куличи, крашенные
яйца.
Сохранились игры с пасхальными яйцами: каток, битки,
раскрутки
Напутственное
слово учителя.
- Дорогие ребята, родители пусть на нашем пути встречается много
людей, которым бы мы хотели сказать "Христос воскрес!" и в
ответ услышать "Воистину воскрес!"
С Христовым Воскресением!
Согласия, добра!
Любви и милосердия!
Храни Вас Бог всегда!
Список использованной литературы.
1. Библия для малышей, АО "Молодая гвардия", М., 1993 г.
2. Детский православный журнал «С нами Бог» №2, 1994г, стихотворения о
Пасхе.
3. Лобанова Е. Начальная школа. №5, 2007г., «Пасха на Руси» с.21-24
4. Православный мир. -М.: Круг чтения, 2000. «Вербочка», «Красное
яичко» с.64-65
5. Смирнова Т.Ю. ПедСовет №1, 2004г «Пасха - праздник праздников» с
10-11
6. Шмаков С. А. Нетрадиционные праздники в школе.- М. : Новая школа.,
1997. «Пасха – праздник праздников, торжество торжеств» с. 237
Приложение 1.
Песня «В это радостное утро»
1.
В это радостное утро
Пробуждаются леса.
Огоньками перламутра
Загорается роса.
Разливается рекою
Песнь весны и в даль и в ширь.
Это Бог своей рукою
Посылает счастье в мир.
2.
Творенье Божье это чудо,
В природе нам не счесть чудес.
И потому я верить буду,
Что и Иисус Христос воскрес
И журчит ручей весенний,
И поёт душа псалом.
Здравствуй праздник Воскресенья,
Здравствуй вечный царь Христос.
Приложение 2.
1. Весенний праздник, связанный с верой в чудесное воскресение Иисуса
Христа.
2. Ива с пушистыми почками - цветочками
3. Пасхальный колокольный звон.
4. Яйцо символизирует …..
5 Простое куриное яйцо вдруг стало красным на руках у Марии
……(фамилия)
6. Одно из разновидностей пасхальных яиц
7. Традиционное пасхальное блюдо из муки
8. Какой овощ помогает в покраске пасхальных яиц?
|
|
|
П
|
а
|
с
|
х
|
а
|
|
в
|
е
|
р
|
б
|
а
|
|
б
|
л
|
а
|
г
|
о
|
в
|
е
|
с
|
т
|
ж
|
и
|
з
|
н
|
ь
|
|
|
М
|
а
|
г
|
д
|
а
|
л
|
и
|
н
|
а
|
п
|
и
|
с
|
а
|
н
|
к
|
и
|
|
|
к
|
у
|
л
|
и
|
ч
|
|
|
л
|
у
|
к
|
|
|
Приложение 3.
Пасхальные игры.
Чисто пасхальными были игры с крашенками (варёными
крашеными яйцами).
1-я игра. Много веков любимой пасхальной игрой является
катание яиц. Для игры -нужно сделать деревянный или картонный «Каток». Вокруг
него освобождали ровное пустое место, на котором раскладывали или крашеные яйца
или маленькие игрушки, конфеты. Играющие подходят к «катку» и катят свое яйцо.
Выигрывает тот предмет, который яйцо тронет.
2-я игра. «Чокаться» яйцами, стукнув тупым или острым концом
крашеного крутого яйца о яйцо соперника – также древняя традиция. Выигрывает
тот, чье яйцо не треснуло, он забирает яйцо соперника.
3-я игра. Играющие садятся напротив друг друга и катают
крашенки, они сталкиваются: чье яйцо разбивается, тот отдает его сопернику.
4-я игра. По команде, дети одновременно раскручивают свои
крашенки. Чье яйцо дольше покрутится, тот и победитель.
5-я игра. Играющие садятся у стен
комнаты напротив друг друга и катают крашенки вдоль половиц. Крашенки
сталкиваются. Чьё яйцо разбивается, тот его сопернику и отдаёт.
6-я игра. Ребята раскладывают принесенные яйца на столе разными кучками и
накрывают их шапками. На столе лежат также шапки, под которыми нет ничего,
Затем шапки двигают по столу. Один из участников в это время находится вне комнаты.
Его вызывают и спрашивают: «Где коки паришь?». Водящий поднимает шапку и, если
там есть крашенки, забирает их себе. Игра ведётся до тех пор, пока все крашенки
не разберут.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.