Главная / Химия / Внеклассное мероприятие "Посвящение в химики"

Внеклассное мероприятие "Посвящение в химики"

Тема внеклассного мероприятия: Посвящение в химики

Цели урока:

    • Обучающая:  показать привлекательность данного предмета и направить деятельность учащихся на сознательное изучение химии в дельнейшем, закрепление в процессе практической деятельности теоретических знаний;

    • Развивающая: способствовать развитию общеучебных умений и навыков (планирование ответа, логически рассуждать, применять свои знания на практике), самостоятельности, воли, умения преодолевать трудности в учении, логическое мышление;

    • Воспитывающая: содействовать воспитанию коллективизма, умения работать в парах, проводить рефлексию собственной деятельности.


Ход мероприятия

Слово учителя: Сколько мы с вами читали книг и сказок, в которых добрые феи и могущественные волшебники совершают удивительные чудеса! Но вот мы дочитали сказку до конца, закрыли книгу, и в тот же миг, словно в тумане, исчезли волшебники, а от чудес осталось лишь смутное воспоминание. Да и как иначе? Ведь в жизни никто еще не встречал волшебников, не ходил с ними по улицам, не разговаривал.

Но значит ли это, что чудес в жизни не бывает? Отнюдь нет! Люди ведь сами творят чудеса. Но они так к ним привыкают, что перестают видеть что-либо чудесное.

Наука – вот истинная волшебница наших дней. И если уж говорить о чудесах, то среди всех прочих наук особенно выделяется химия. Недаром ее называют доброй волшебницей. Она позволяет человеку добывать металлы из руд и минералов, извлекать из природного сырья вещества, одно чудесней и удивительней другого. Она рождает сотни тысяч веществ, даже не встречающихся в природе, с свойствами полезными и важными. Она превращает нефть в каучук и бензин, газ – в ткань, уголь – в духи, красители и лекарственные вещества. Перечень добрых дел, которые творит химия, поистине неисчерпаем. Химия нас кормит, одевает и обувает. Каждый человек, сам того не подозревая, ежедневно осуществляет химические реакции, даже не выходя из дома: намыливая руки, зажигая спички и газ, приготавливая пищу. Да и сам человеческий организм – большая химическая фабрика, в которой происходит множество химических реакций.

1-й ведущий.

Что? Почему? Зачем? И где?
Живут в земле, в огне, в воде.
Вот в первый раз огонь добыт.

А почему огонь горит?
Зерно под солнцем проросло.
Зачем растению тепло?

Дым легкий, а скала тверда.
Что значит лед, а что – вода?
Что? Почему? Зачем? И где?
Мы все узнать хотим.
Соль растворяется в воде,
А мел нерастворим.

2-й ведущий.

Бумага не сгорит дотла:
В печи останется зола.
А если медь в печи нагреть,
То станет тяжелее медь
С окалиною вместе.
Не верите – так взвесьте.

Открытий путь – нелегкий путь,
Но человеку – не свернуть.
Что? Почему? За ним следят,
Чтоб шел вперед, а не назад.
Вот почему из года в год
Наука движется вперед.

1-й ведущий.

Добрый день, дорогие ребята! В этом году вы приступили к изучению удивительного, интересного, но нелегкого предмета «Химия». Химия – это наука о веществах и их превращениях, настолько необыкновенных, что для непосвященных они кажутся чудесами.

2-й ведущий.

Сегодня – праздник посвящения в химики. Прежде чем получить это почетное звание, вам придется пройти испытания на профессиональную пригодность. Ваши знания и умения оценят мастера – лучшие химики старших классов

Представляю вам наше уважаемое жюри.

Жюри. Ученики старших классов.

1-й ведущий.

Итак, мы поприветствовали наше жюри, теперь поприветствуем наши команды.

Встречайте умных, красивых, обаятельных и находчивых участников посвящения…

Представление команд – 8а, 8б, 8в, 8г

СОСТЯЗАНИЕ 1: «Визитная карточка команды»

Представление команды – максимальное количество – 5 баллов.

2-й ведущий.

СОСТЯЗАНИЕ 2: «Интеллектуальное»

Вам необходимо ответить на предоставленные вам вопросы.

за каждый правильный ответ – 1 б

1.Признаки, по которым вещества отличаются друг от друга или сходны между собой (свойства веществ)

2. Индекс показывает (число атомов элемента в молекуле)

3. Изменение окраски, появление запаха, образование осадка – это ... (признаки химической реакции)

4. Смеси, в которых невооруженным глазом или при помощи микроскопа можно заметить частицы других веществ называется … (неоднородными)

5. Химический символ обозначает (хим. элемент)


1.То, из чего состоят тела (вещества)

2. Вещества, которые состоят из атомов одного химического элемента называются … (простыми)

3. Вещества, состоящие из атомов разных хим. элементов называются (Сложными) Примеры – вода, сульфид железа, поваренная соль

4. Что изучает химия (Химия – наука о веществах, их свойствах и превращениях)

5. Телом или веществом является медная проволока (тело)


1.Испарение воды относится к явлению … (физическому)

2. Примером какого вида явлений является ржавление гвоздя (химического)

3. Явления, в результате которых одни вещества превращаются в другие называется (химическими)

4. Мельчайшая частица вещества, состав и свойства которой такие же, как у данного вещества … (молекула)

5. На какие две группы делятся все элемента…(металлы и неметаллы)


1.Химический элемент – это … (определенный вид атомов)

2. Мельчайшая, химически неделимая частица вещества называется (атом)

3. Вещества, состоящие из атомов одного хим. элемента называются… (простыми) (Примеры – водород, кислород)

4. Условная запись состава вещества посредством химических знаков и индексов называется ... (хим.формула)

5. Способность атомов химического элемента присоединять определенное число атомов другого элемента называется… (валентность)


1-й ведущий.

СОСТЯЗАНИЕ 3: «Химик-экспериментатор»

Продолжаем дальше… Впереди новая преграда. Каждой команде будет показана пантомима. Задание – найти ошибки в действиях лаборантов, перечислить их и рассказать, как надо действовать правильно. За верные, полные ответы – 10 б.

Действия ученика – мима.


Имитирует засыпание вещества из склянки с этикеткой в пробирку. Жестами и мимикой показывает, что взял больше вещества и поэтому отсыпает избыток из пробирки в склянку при этом жестами и мимикой показывает, что просыпал вещество на стол, руками собирает вещество со стола и досыпает в склянку. Закрывает пробирку пальцем и интенсивено встряхивает ее вверх- вниз, кладет пробирку на стол. (правила забора сыпучих веществ + работа с пробиркой)


Достает из кармана яблоко, откусывает, кладет на стол, наливает сок – пьет, ставит на стол с лаб. оборудованием. Достает спиртовку, энергично встряхивает ее, сильно выдвигает фитиль, имитирует зажигание спиртовки от другой спиртовки. Переключает внимание ребят на пробирку, переносит ее в лабораторный штатив, оставив спиртовку «горящей». Спохватывается, «возвращается» к спиртовке, начинает тушить, энергично дуя на нее. (правила работы со спиртовкой + НЕЛЬЗЯ ЕСТЬ И ПИТЬ)


Имитирует наливание воды в пробирку с веществом. Закрепляет пробирку в штативе в вертикальном положении. Зажигает спиртовку, ставит под пробирку, наклоняется над пробиркой, нюхает и убирает пробирку руками в штатив, тушит пробирку колпачком, все аккуратно расставляет на лотке - убирает рабочее место.

(правила нагревания веществ в пробирке + НЕЛЬЗЯ НЮХАТЬ ВЕЩЕСТВА)



2-й ведущий.

СОСТЯЗАНИЕ 4: «Рифы формул»

Следующая преграда «Рифы формул», где зная произношение химических знаков, прочитать формулу вещества. От каждой команды вызывается по 1 игроку (капитан отправляет), за каждый верный ответ –1 б.

1-й ведущий.

СОСТЯЗАНИЕ 5: «Эстафета – учись уравнивать»

На доске написано по 5 уравнений для каждой команды. Задача участников – по очереди расставлять коэффициенты в уравнениях и указать тип реакции. максимальное количество – 10баллов (за каждое уравнение 2 б.)

А пока наши команды работают, болельщики тоже не скучают. Я предлагаю вам перевести с  химического языка на общепринятый следующие выражения:

Не все то аурум, что блестит.
(Не все то золото, что блестит).

Белый, как карбонат кальция.
(Белый как мел).

Куй феррум, пока горячо.
(Куй железо, пока горячо).

Слово - аргентум, а молчание - аурум.
(Слово - серебро, а молчание - золото).

Купрумного гроша не стоит.
(Медного гроша не стоит).

Стойкий станумный солдатик.
(Стойкий оловянный солдатик).

С тех пор много Н2О утекло.
(С тех пор много воды утекло).

Тяжелые плюмбумные тучи.
(Тяжелые свинцовые тучи).

Недонатрий хлористый на столе, перенатрий хлористый на голове.

(Не досол на столе, пересол на голове)

Феррумный характер.

(железный характер)

Прозрачен, как сплав оксидов свинца и кремния с карбонатом натрия.

(прозрачен как стекло)

2-й ведущий.

СОСТЯЗАНИЕ 6: «Кто первый?»

Впереди еще более опасная преграда – водоворот. Ваша задача – не угодить в него, а, используя порядковые номера элементов периодической системы (номера их квартир) прочесть зашифрованную надпись ] – первым – 5 бал, вторым – 4, третьим – 3, четвертым -2 б

24 49 12 77 Я – 8 34 81 44 8 83 Ч 92 Д Е 16 («ХИМИЯ» – ОСТРОВ ЧУДЕС)

В то время пока работают команды я предлагаю вам дорогие зрители ответить на следующие вопросы:

О каком веществе идет речь?

На суку сидит сова,
Выдыхает СО
2.
                   (углекислый газ).

Сапоги мои того,
Пропускают Н
2О.
                   (вода).

NaCl - его все знают,
В магазине покупают,
Без него не сваришь ужин - 
В малых дозах в блюдах нужен.
                   (поваренная соль).

Флакон с KМnO4 - обычно имеется в каждой квартире,
С рожденья ребенок любой с ним знаком,
Едва лишь покинет он с мамой роддом,
Его искупают в ванночке с ним,
Ведь он для дезинфекции незаменим. 
                   (перманганат калия - «марганцовка»).

Что за чудо посмотри - 
Этот СаСО
3.
По доске он проезжает,
За собой след оставляет.
                   (мел).

Если нет у вас для теста
Разрыхлителя, вы вместо - 
NaHCO
3
Положите в пироги.
                   (питьевая сода).

1 -Ведущий: Выслушаем команды, что у них получилось. Действительно – зашифровано «ХИМИЯ» – ОСТРОВ ЧУДЕС, и это не случайно, мы подходим к завершению нашего посвящения, и последнее испытание – обряд «посвящения». Но прежде всего попросим наше жюри подсчитать итоги конкурсов

 Пока наше многоуважаемое жюри подводит итоги, давайте перенесемся на несколько веков назад и побываем в гостях у алхимика. (Разыгрывается сценка с показом опытов, где участвуют доктор алхимии, его ученик и ведущие вечера).

Алхимик: Людская молва преувеличивает мою славу, друзья мои, я всего лишь скромный служитель моей великой науки. Однако не будем терять времени. Какие именно вопросы интересуют вас и ваших друзей? (Обращается к ведущим).

2 ведущий: Нас интересует, что это за палочка у вас в руках?

Алхимик: О, это замечательная палочка, с ее помощью я могу превратить воду в вино и творить множество других чудес.

1 ведущий: Так я вам и поверил!

Алхимик: Ты осмеливаешься не верить мне - доктору алхимии, которого знает весь мир?! (Обращается к своему ученику.) Сын мой, дай мне стакан воды. Смотрите! (Ставит стакан на стол, делает над ним несколько пассов, а потом помешивает в стакане палочкой. Вода в стакане становится розовой, похожей на вино).

Объяснение опыта: в стакане налита щелочь, а перед выходом алхимик смачивает палочку фенолфталеином.

2 ведущий: Да, действительно, даже вином пахнет.

Алхимик: (Забирая у него стакан, с насмешкой.) Ты, я вижу, не против его и на вкус попробовать. Нет, лучше мы сейчас приготовим из воды более подходящий для тебя напиток. (Берет у своего ученика 2 стакана, наполненных на половину прозрачными жидкостями, и, проделав над ними несколько пассов, выливает жидкость из одного стакана в другой, предварительно помешав палочкой. Вода превращается в «молоко».)

Объяснение опыта: В стакане № 1 - находится раствор Na2CO3, в стакане № 2 - раствор BaCl2. При их взаимодействии выпадает осадок карбоната бария белого цвета.

Алхимик: Вот этот напиток больше подходит тебе (обращается к ведущему), чем вино, тем более что молоко - очень полезный продукт для здоровья… А теперь можно опять превратить «молоко» в воду. Ведь в жаркий день хорошо утолить жажду прохладной водой. (Подзывает своего ученика и обращается к нему). Ну-ка, покажи, как это делается. (Ученик берет третий стакан, наполненный на половину прозрачной жидкостью - HCl - выливает ее в стакан с «молоком», при этом «молоко» превращается в воду, выделяется газ).

Объяснение опыта: BaCO3 + 2HCl = BaCl2 + H2O + CO2http://festival.1september.ru/articles/211468/ris4.jpg

Алхимик: Вот видишь, получили воду, да еще и газированную!

1 ведущий: Спасибо вам большое, дорогой доктор алхимик, за показанные чудеса. Но нам бы хотелось увидеть, как с помощью волшебной палочки вы можете добыть огонь.

Алхимик: Что ж, нет ничего проще. (Обращаясь к ученику.) Принеси-ка мне что-нибудь зажечь (Приносят спиртовку. Алхимик незаметно касается палочкой смеси, состоящей из сухого KМnO4 и конц. H2SO4, а потом, делая несколько пассов над спиртовкой, касается ею фитиля - спиртовка зажигается. Можно потушить спиртовку колпачком и снова зажечь палочкой.)

2 ведущий: Вот это да! Вот это настоящее чудо! Все это просто замечательно, но нас больше всего интересует совсем другое. Мы решили побеспокоить вас, доктор, чтобы…(Его перебивает первый ведущий).

1 ведущий: Чтобы узнать, действительно ли алхимики могут делать золото. Мы читали об этом, но очень сомневаемся, что такое возможно.

Алхимик: И тем не менее, друзья, это возможно. Вы видите перед собой человека, который всю свою жизнь посвятил тайне приготовления золота. Я, доктор алхимии Магнус, потомок великого Альберта Магнуса. Я умею делать золото.

2 ведущий: Покажите нам, пожалуйста, так хочется посмотреть. Мы никому не расскажем.

Алхимик: Это совершенно невозможно, друзья мои. Тайна эта столь велика, что я могу сказать об этом только моему ученику, и то перед самой своей смертью. Правда, я могу показать вам само золото, не открывая секрета его приготовления. (Обращается к своему ученику). Принеси, друг мой, сюда сосуд с полученным мною золотом. (Ученик приносит большую колбу, в которой находятся искрящиеся кристаллы иодида свинца, полученного в ходе реакции:

Pb(NO3)2 + 2KI = PbI2http://festival.1september.ru/articles/211468/ris5.jpg + 2KNO3

1 ведущий: Дорогой доктор алхимии, разрешите поблагодарить вас за все интересное, что мы увидели и услышали здесь.

Жюри подводит итоги конкурса.

1 ведущий: (обращаясь к восьмиклассникам) Браво! Что ж, я вижу, что вы вполне готовы для того, чтобы продолжить свое путешествие по стране Химия. Вам предстоит узнать много нового и интересного. Но, вступая на этот путь, вы должны дать клятву.

2 ведущий: Повторяйте за мной: КЛЯТВА ХИМИКА.

Я, юный химик, перед лицом своих товарищей торжественно клянусь:

  • Горячо любить уроки химии и никогда их не пропускать;

  • Помнить химические свойства любого вещества на Земле;

  • Знать все 110 элементов Периодической таблицы наизусть;

  • Порошкообразные вещества не просыпать;

  • Жидкие не проливать;

  • Не тратить зря спирт в спиртовке;

  • Жить, учиться и химичить как завещал великий Менделеев.

Клянусь! Клянусь! Клянусь!

В заключение вечера все учащиеся поют «Оду химии».

«Ода химии».
(исполняется на мотив известной в 80 годах песни «Али-баба»).

Даже в праздник учил свой любимый предмет. О, химия!
И законы зубрил, и себя не щадил. О, химия!
Реактивы сливал и задачи решал. О, химия!
И во сне каждый день ты являлась как тень. О, химия!

Припев:

Снится гелий и азот, молибден и водород.
Сера, медь и углерод, серебро и кислород.
О-о, о-о, о-о, о-о.

После взрывов носил весь в заплатах халат. О, химия!
Острый запах вдыхал и в дыму выживал. О, химия!
То, что сам вытворял, в школе все показал. О, химия!
На уроках всех спал, о тебе вспоминал. О, химия!

Припев:

И во сне и наяву только химией живу.
Тебе песню я пою, больше всех тебя люблю.
О-о, о-о, о-о, о-о

Внеклассное мероприятие "Посвящение в химики"
  • Химия
Описание:

Разработка представляет собой конспект мероприятия. В данном Целями данного мероприятия были развитие общеучебных умений и навыков, самостоятельности, воли, умения преодолевать трудности. направление деятельности учащихся на сознательное изучение химии в дальнейшем, закрепление в процессе практической деятельности теоретических знаний.

мероприятии раскрываются межпредметные связи между химией и биологией, географией, а также есть блок "практическая химия", где предложены к выполнению несколько простейших реакций (потребуются реактивы из школьной лаборатории). Данное внеклассное состоит из нескольких состязаний разного уровня сложности и, соответственно, разного количества баллов. Возраст участников - 15 лет и выше.

Форма занятия: познавательная игра на тему «Посвящение в химики»

      Такая форма проведения занятия обеспечивает работу всей группы, позволяет учащимся раскрыть свои способности, «раскрепостить» мышление.

       Данное занятие относится к типу комплексного применения знаний и способов деятельности.

 

     Данное мероприятие проводиться с целью повысить интерес к изучению предмета химии, показав, как можно применять изученные законы и факты химии в повседневной жизни.Химия все больше вторгается в жизнь современного человека. Очень важно научить школьников правильно хранить и использовать бытовые химикаты, лекарства. 

Автор Гузенко Ольга Георгиевна
Дата добавления 30.12.2014
Раздел Химия
Подраздел
Просмотров 427
Номер материала 18111
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓