Если
человек не знает, к какой пристани он держит путь,
для него
ни один ветер не будет попутным.
Сенека, древнеримский
философ.
Воспитательный час «Машинист локомотива – профессия на все времена»
Цели:
1. Ознакомить обучающихся с особенностями профессий машинист
локомотива и помощник машиниста, с историей этих профессий.
2. Расширить знания обучающихся о требованиях, предъявляемых к
профессиональным качествам машиниста и помощника машиниста.
3. Формировать у обучающихся умение работать с дополнительной
литературой и интернет-ресурсами.
4. На примере опыта действующего машиниста локомотивного депо
раскрыть такие черты характера, как трудолюбие, любознательность,
настойчивость, смелость и содействовать воспитанию этих качеств у обучающихся.
Подготовка:
1.
Сбор необходимого информационного
материала.
2.
Подготовка выступлений
обучающихся.
3. Обсуждение
с приглашённым участником хода мероприятия, возможных вопросов, фотоматериалов
и документов, которые будут использованы в качестве иллюстраций его
выступления.
4.
Подготовка презентации «Машинист
локомотива – профессия на все времена».
5.
Подготовка видеоматериала
(отрывки из видеофильмов, учебные видеофильмы, видеоролики РЖД ТВ, симулятор
кабины электровоза ЭП1 – 181)
Оборудование: мультимедийный
проектор, экран, ноутбук.
Ход мероприятия
1. Вступительное слово (преподаватель)
Сегодня мы проводим воспитательный час, посвященный вашей будущей
профессии – машинист локомотива.
Долго рассуждать о нужности, важности и финансовой
защищенности машинистов локомотивов - бессмысленно. Просто взгляните на карты
железных дорог любой страны мира, и одного этого будет достаточно, чтобы понять
– профессия машиниста была, есть и ближайшие столетия будет одной из самых
востребованных на планете. Не говоря уже о России, где железные дороги зовут
транспортными артериями страны – именно они связывают тысячи городов и сел
нашего огромного по площади государства в единый организм.
Ни
авиация, ни, тем более, морской транспорт не способны заменить железную дорогу
по степени охвата и разветвленности, грузоподъемности и пропускной способности,
и, наконец, по степени надежности. И, само собой, никто не сможет заменить
людей, ведущих стремительно рассекающие необъятные пространства страны
локомотивы, тянущие за собой сквозь тайгу и пустыни, горы и леса составы
поездов. Профессия машиниста была почетной и высокооплачиваемой во все
времена - с момента своего появления более двухсот лет назад и по сей день
получить эту профессию, овладеть всеми ее премудростями и завоевать право вести
локомотив, значит, купит билет в одну сторону - в надежное, стабильно
обеспеченное будущее, локомотивом которого являешься только ты сам.
2. Преподаватель:
А сейчас мы с вами посмотрим видеофильм корпоративного телевидения РЖД
«Железнодорожные профессии. Помощник машиниста локомотива»
(Видеофильм РЖД
ТВ)
3.Преподаватель:
Железные дороги изменили отношение к расстояниям. То, что было далёким, стало
близким. Вполне естественно, что главным направлением развития железнодорожного
транспорта стало увеличение скорости движения, мощности локомотивов и
грузоподъёмности подвижного состава. О высокоскоростном железнодорожном сообщении расскажет А.Саркисян.
(Сообщение А.Саркисяна)
4.Преподаватель: Есть несколько способов выбора профессии.
Первый - метод проб и ошибок, когда человек пробует себя и разных сферах деятельности,
пока не найдет профессию, которая будет приносить ему не только средства к
существованию, но и радость. Но на это может уйти половина человеческой
жизни...
Другой путь - изучение себя, своих интересов, склонностей,
мышления, памяти и внимания.
Познав себя, можно знакомиться с миром профессий, узнавать требования профессии
к человеку и сопоставить их со своими возможностями, чтобы выбор был сознательным.
Есть еще третий путь - выбор профессии своих родителей,
дедов и прадедов. Он возможен в семье, где профессию передают из поколения
в поколение. Для этого нужны многие составляющие, но главное - это
положительное отношение взрослых к своей профессии, любовь к своему делу.
Сегодня у нас в гостях САДАЕВ ОЛЕГ ИБРАГИМОВИЧ . Он –
железнодорожник. А поподробнее о своей работе, я думаю, расскажет он сам.
- Расскажите, пожалуйста, о Вашей профессии. Кем Вы
сейчас работаете?
Примерные вопросы:
·
Где Вы учились?
·
Почему выбрали эту профессию?
·
Что, на Ваш взгляд, самое
трудное в профессии помощника машиниста?
·
Какими качествами должен
обладать машинист?
·
Где Вы бывали? Куда ездили?
Что интересного видели из кабины машиниста? Или времени хватает только
управлять локомотивом?
·
Были у Вас во время работы
какие-то смешные, курьёзные случаи? Можете нам о них рассказать?
·
Случались ли у Вас во время
поездки какие-то непредвиденные, сложные ситуации? Как Вы поступили?
·
Что Вам запомнилось больше
всего из Вашей учебы в ГПТУ-16? Многое пригодилось в жизни, в работе?
Преподаватель: И
последний вопрос: «Вы любите свою профессию?»
5.Преподаватель:
А вот как представляет свою будущую профессию «Помощник машиниста» обучающийся
группы М-10 М.Закатов
(Видеоролик)
Поговорим о двухэтажных вагонах. Двухэтажные
вагоны для железной дороге были разработаны для увеличения вместимости
пассажиров в них (вместимость вагона увеличивается на 40-60%). Также
неоспоримым плюсом двухэтажных вагонов поездов является низкая посадка вагона,
что позволяет обойтись без откидных ступенек и платформ. Более подробно об этих
вагонах расскажет Н.Галицкий.
(Сообщение
Н.Галицкого)
6.Преподаватель: Для лучших условий подготовки машинистов создан
симулятор машиниста поезда, с помощью которого можно в учебном классе создать
полную имитацию вождения поезда. Вот и давайте все
вместе представим, что мы оказались в кабине машиниста. Сергея Николаевича я
попрошу прокомментировать то, что мы увидим на экране.
(Учебный фильм
«Электровоз ЭП1 – 181. Отправление со станции Кандалакша»)
7.Преподаватель: Профессия машинист локомотива
выделяется из других. Машинист - последнее звено в цепочке, обеспечивающей
выполнение основной функции транспорта - перемещение грузов и пассажиров. Это
обстоятельство делает профессию машиниста особенно важной, ответственной и предъявляет
высокие требования к человеку, решившему связать свою судьбу с работой на
локомотиве. Однако иногда машинисты могут
позволить себе и пошутить.
(«Весёлые картинки»)
·
Профессия машиниста локомотива нравится
даже президенту РФ.
·
А Жириновский – тот вообще проводником
подрабатывает!
Машинисты не прочь пошутить:
·
Например, в их локомотиве может не
оказаться мест.
·
А могут позвонить из дома и попросить съездить
за молоком.
·
Ведь не зря же предусмотрена 50% скидка на
звонки внутри сети!
·
Или они вдруг решат поехать на Северный полюс.
·
И расставят вдоль дороги новые знаки, которые
сами и придумали.
·
А если в пути станет страшно, то можно
установить дополнительный тумблер.
·
И вообще, «то ли еще будет»!..
Еще машинисты,
загадывают загадки. Одну из них предлагаю разгадать и вам:
- Представьте,
что вы машинист электровоза. В поезде 66 колёсных пар, 66 бочек, в каждой бочке
по 66 кг льда, там 66 бутылок «фанты». Машинист выпил и стал петь. Сколько лет
машинисту?
Как хорошо на свете жить:
Смеяться, плакать и любить,
Идти по снегу босиком,
Мечтать и думать ни о ком,
Вдыхать сиреневый дурман
И верить в дружеский обман,
Мять колесом ковыль степей,
Кормить с ладони голубей…
Не сетовать и не брюзжать,
А каждый день в руках держать,
Как бесконечно ценный дар,
Который нам от бога дан.
8.Рефлексия:
Мы услышали сегодня много о профессии машинист локомотива. В
заключении хочу задать вам несколько вопросов: Что нового вы узнали об истории
профессии машинист? Какими профессиональными качествами должен обладать
машинист локомотива? Какие медицинские противопоказания есть в вашей будущей
профессии?
Почему наше мероприятие названо «Машинист локомотива – профессия
на все времена»?
(Ответы обучающихся)
Вот и подошло к концу наше мероприятие. Надеюсь, каждый из
вас расширил свои знания об истории выбранной профессии, о профессиональных
качествах машиниста и еще раз продумал правильность сделанного выбора.
Для железнодорожного транспорта - высокоразвитой,
технически оснащённой отрасли, профессия "Машинист локомотива"
останется востребованной ещё долгие годы - до тех пор, пока летательные
аппараты будущего повсеместно не
вытеснят тепловозы и электровозы. Благодарю
всех! Успехов вам!
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.