Главная / Русский язык и литература / Внеклассное мероприятие "Хлеб - всему голова" (6 класс)

Внеклассное мероприятие "Хлеб - всему голова" (6 класс)

Внеклассное мероприятие «Хлеб - всему голова»

(6 класс)

hello_html_96f2559.jpg

Цели мероприятия:

  • показать, что во все времена хлеб был и остается основой жизни человека;

  • воспитывать бережное отношение к хлебу.

Задачи мероприятия:

  • обеспечить развитие самостоятельного применения знаний в различных ситуациях.

Оборудование: репродукция картины И.Шишкина “Рожь”, пословицы о хлебе, сочинения детей о хлебе, персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран, свежая выпечка, хлеб, каравай лежат на столике.

Методические приемы: презентация; сообщения; беседа по очерку Сахнина «Огненные трактористы»; выразительное чтение стихотворений; просмотр отрывка об уборочной страде из фильма «Тени исчезают в полдень»; видеоклип о хлебе; инсценировка «Что самое ценное в нашей жизни»; чаепитие.


Ход мероприятия


Чтец 1:

Слава
Миру на земле!
Слава
Хлебу на столе!


Чтец 2:

Вот он - хлебушко душистый,
С хрусткой корочкой витой;
Вот он – теплый, золотистый,
Словно солнцем налитой!
В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал, пришел.


Чтец 3:

В нем здоровье наше, сила,
В нем душевное тепло;
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!
Ведь не сразу стали зерна
Хлебом – тем, что на столе.
Люди долго и упорно
Потрудились на земле.


Чтец 4:

Слава
Миру на земле!
Слава
Хлебу на столе!
Слава тем,
Кто хлеб растил,
Не жалел трудов и сил!


Видеоклип «Хлеб – всему голова» в исполнении Воронца

Учитель.

-Какие впечатления у вас возникли от услышанного?

- Как вы думаете, какие слова могут служить девизом нашего мероприятия? Почему вы так считаете?

-Так о чем пойдет речь на нашей встрече?

Хлеб! Какое краткое , но емкое слово?
Хлеб! Он заключает в себе историю человечества!
Хлеб! Он символ богатства!
Хлеб! Он может поставить на ноги, может на колени.

Есть хлеб - будет жизнь! Хлеб и жизнь, эти два слова стоят рядом. Вечна жизнь, вечен хлеб. Они неотделимы друг от друга.

Нет ничего превыше хлеба.
В нём наш исток и наш итог.
Как будто солнце с неба,
Пшеничный катится поток.

Трудно, пожалуй, невозможно назвать другую тему, которая затрагивала бы каждого человека столь кровно.

Хлеб всегда был в почете у людей… Хлеб, хлебушко, хлеб-батюшка, хлеб-кормилец, - так ласково и уважительно называют его в народе . Это не только продукт питания… Хлеб- мерило достатка, символ благополучия, человеческой доброты. Хлеб - наша гордость, богатство, сила…

Хлеб дар Божий”, – говорит русский народ о хлебе и с почтительностью относится к этому дару, который спасает от голода.


- Докажите, что хлеб – дар Божий. Какие еще пословицы и поговорки о хлебе вы знаете?


Учащиеся приводят примеры пословиц о хлебе и дают им толкование

-Ел бы богач деньги, кабы бедняк не кормил его хлебом.

Будет хлеб, будет и обед.

Спасибо тому, кто поит и кормит, и вдвое тому, кто хлеб-соль помнит.

Без соли и хлеба – худая беседа.

Хлеб – соль ешь, а правду режь.

Хлеб в пути не тягость.

Хлеб да соль, и обед пошёл.


Учитель: Этими и другими пословицами человек определил роль хлеба в своей жизни.

- А что же говорят поэты о хлебе?


Ученики читают наизусть стихотворения

Чтец: “Хлеб” Н.Рыленкова

Кто землю сам пахал, тот за столом
Разрежет хлеб, не уронив ни крошки,
Стянув, на свежей скатерти узлом
В дни страды исхоженные стежки.
Я тоже в поле вырос и окреп,
Шел не прохожим по родному краю,
И по тому, как люди ценят хлеб,
Себе друзей в дорогу выбираю.


Чтец : «Хлеб» Елена Благинина


На свете я видела хлеба немало-
Крестьянка его из печи вынимала
И клала на стол, осеняя крестом,
И он отдыхал , накрытый холстом.

В горнице пахло сильно и сладко,
Хлеб грозным казался, как имя отца.
За трапезой ели его без остатка-
Ни корки, ни крошки , ломоть - до конца.

На свете я видела хлеба немного.
Его отмеряли так скудно, так строго.
Его запивали крутым кипятком,
Его называли не хлебом – пайком.

С соломой, с мякишем, с трухой, со жмыхами
Он все же казался желанней всего!
И матери тайно и тяжко вздыхали,
Когда на частицы делили его.

На свете я видела хлеба разливы:
Мешки , бункера, элеваторы, нивы.
Он золотом лился, волною бежал,
Горой на токах деревенских лежал.

И если примечу кусок в небрежье-
В грязи придорожной, в подножной пыли,
То самое первое сердца движенье-
Поднять и спасти это чудо земли.


Учитель: Откуда пришел к нам хлеб в Россию?

Сегодня к нам на урок пришли ученые. Доктор исторических наук расскажет об истории хлеба.


Доктор исторических наук :

Первыми хлебопеками были египтяне. Они пекли хлеб в виде лепешек на горячих от солнца камнях. В Египте они ели пресный хлеб. В жарком климате, тесто быстро закисало и его выбрасывали. Но нашлись люди (видимо бедные) , которые стали из кислого теста печь хлеб – кислый хлеб. Так родился новый вид хлеба – кислый хлеб. Вначале в Европе ели пшеничный и ячменный хлеб, а с 17 века стали употреблять ржаной хлеб. С 19 века хлебопечение тало самостоятельной профессией.


Учитель: Изобилие хлеба – заветная мечта миллионов людей, живущих на Земле. К. Тимирязев сказал: “Тот, кто сумеет вырастить два колоса на том месте, где вырос один – навеки заслужит благодарность человечества”. Мы порой забываем об истинной цене хлеба, о том, что сравнительно недорогие булочки, буханки, такие привычные, всякому доступные, вобрали в себя великий труд. Не одного человека, не двух, не трех. Труд многих людей. День и ночь – и в палящий зной, и в дождь – идет битва за урожай. Истинные хлеборобы постоянно в тревоге за него. Урожай всегда выстрадан хлеборобами. Тысячи людей трудятся, чтобы зерно вырастить, собрать, обмолотить, смолоть и, наконец, выпечь хлеб. Семена, машины, механизмы, удобрения, элеваторы, пекарни – все это необходимо для того, чтобы получить хлеб. Его стоимость складывается из стоимости машин и механизмов, всех работ, связанных с обработкой земли, посевом, уборкой урожая.

Сейчас я вас познакомлю с очерком Сахнина «Огненные трактористы». Это история, которая произошла на самом деле летом 1962 года. Была сильная жара, длившаяся целых 3 месяца. В 20-ти километрах от совхозного поля кто-то бросил на дорогу окурок. Ветер схватил его и швырнул на ковыль. Вспыхнуло пламя и метнулось по бровке вдоль дороги. Поднялась пятикилометровая огненная стена и всей массой ринулась в строну нескошенного совхозного поля…


Читаю очерк Сахнина «Огненные трактористы» (стр.66)

- О чем подумали Коля Грибов и Владимир Котешков, когда увидали горящий ковыль? Какое решение они приняли?


-Как вели себя в поединке с огнем мужественные трактористы?



Чтец: «Ладони, пахнущие хлебом» Николай Рыленков


Кому, какой дается жребий,
Какая песня под луной,
А я взрастал на черном хлебе,
То хлеб земли моей родной.

Его солил я крупной солью
И запивал воды глотком,
С ним по широкому раздолью
Ходил за плугом босиком.

Я молотил и веял жито,
За стол садился не спеша,
Я знал : в ржаной ковриге скрыта
Всей доброты земной душа.

Святая мудрость землепашца
В ней навсегда воплощена.
Ни возгордиться, ни зазнаться
Не даст в дороге мне она.

И нужно мне под русским небом,
Чтоб каждый день и каждый миг
Ладони, пахнущие хлебом,
Я чуял на плечах моих.


Просмотр отрывка об уборочной страде из кинофильма

«Тени исчезают в полдень»

Доктор экономических наук:

Хлеб – народное богатство. Каждому гражданину нашей страны надо помнить о настоящей цене хлеба. Его стоимость вовсе не та, что определяется рублями, которые мы платим в магазине, а другая – это цена огромного человеческого труда, затраченного на выращивание и изготовление хлеба. На Руси всегда было почтительное отношение к хлебу. Считалось большим преступлением бросить даже его маленький кусочек. Не бросайте хлеб, обращайтесь с ним бережно! Помните: если каждый из нас выбросит в день пол ломтика хлеба, то за год наберется 7 кг. . Если их умножить на число людей живущих в нашей стране , то получится, что все мы выбросили хлеб, который выращивали свыше 350 колхозов. 3,5 млн. человек участвовало в производстве выброшенного нами хлеба. Вдумайтесь в эти цифры!


Учитель:

Хлеб был всегда в почете на Руси
Ее просторов главное богатство
Его ты хочешь цену знать?
Спроси:
Тебе ответить могут “ленинградцы”.


Сообщение:

Во время блокады Ленинграда пришлось резко снизить нормы выдачи хлеба жителям города. Рабочие получали в день 250 гр,, а остальные жители – 125 гр. Этот хлеб состоял из небольшого количества муки, древесной целлюлозы, жмыха, отрубей и других примесей. И все-таки он помог ленинградцам не только выстоять, но и победить.


Сообщение:

История борьбы и сопротивления ленинградцев образец стойкости человеческого духа. Однажды стала выходить из строя одна из немногих печей, выпекавших хлеб. Чтобы устранить неисправность, нужно было остановить печь, охладить ее и только тогда ремонтировать. Но главный механик Н.А. Лобода понимал, чем это грозит ленинградцам, сколько жизней может унести не выпеченный во время ремонта хлеб. И он, облившись водой, полез в раскаленную печь и устранил неисправность. В печи, уже сделав работу, Николай Антонович потерял сознание. Товарищи его вытащили, и он остался жив. Ленинградцы получили хлеб, а Лобода за свой подвиг был награжден боевым орденом.


Сообщение:

Это было в Ленинграде, в 50-е годы. На Невском проспекте около реки Мойки вдруг затрезвонили трамваи (тогда они еще ходили по Невскому проспекту), загудели машины, засвистели милиционеры, и как-то резко остановилось все движение. По проезжей части дороги шла пожилая женщина, вытянув вперед руки. Ругались водители, что-то кричал вагоновожатый, шумела толпа, но женщина шла вперед, преграждая путь транспорту. Потом она что-то подняла, прижав руки к груди, пошла обратно. Подойдя к шумевшей толпе, протянула руки, и все увидели кусок изуродованного хлеба, вернее, остатки того, что было хлебом. Как он попал на проезжую часть дороги – объяснить трудно. Видимо кто-то, слишком сытый не переживший блокаду, бросил кусок хлеба. А, потом, у поэта Р. Рождественского родились такие строки.


Чтец: На Невском замерло движенье...
Не ночью, нет – средь бела дня.
На мостовой, как изваянье,
Фигура женщины видна.
Там, на дороге, как во сне,
Седая женщина стояла –
В ее протянутой руке
Горбушка черная лежала.
Нет, не горбушка, а кусок,
Обезображенный бездушьем,
Размятый множеством машин.
И все забывшим равнодушьем...
А женщина держала хлеб.
И с дрожью в голосе шептала:
Кусочек этот бы тогда
И сына б я не потеряла.
Кусочек этот бы тогда…
Кто осквернил? Кто позабыл?
Блокады страшные года…
Кто, бросив на дорогу хлеб,
Забыл, как умирал сосед?
Детей голодные глаза.


Учитель: Сопереживать людям, брать на себя их душевную боль – значит понимать ценность хлеба и при сегодняшнем изобилии хлеба – бояться потерять его.


- Ребята, для чего нужен хлеб?

Выходят дети, инсценируют “Что самое ценное в нашей жизни?”

Автор: Однажды добрый молодец нашел золотой самородок. Обрадовался. Поднял его и понес к ювелиру, спросил:

Добрый молодец: Сколько стоит мой самородок?

Ювелир: 1000 руб.

Автор: Не поверил молодец, пошел к другому торговцу. Тот оценил его самородок в 5 тысяч рублей. Третий же ювелир сказал:

Другой ювелир: Стоит твоя находка 10 тысяч рублей.

Автор: Совсем растерялся юноша и решил пойти к мудрецу за советом.

Добрый молодец: Я знаю, что ничего нет дороже золота на земле, но не могу я установить истинную цену самородку.

Взял в руки золото мудрец:

Мудрец: Твоя находка, добрый молодец, стоит целого состояния. Но не гордись этим, потому, что ты ошибаешься, что золото дороже всего на свете. Попробуй неделю не поесть – отдашь самородок за кусок хлеба. Вот и разумей теперь, что самое ценное в нашей жизни.


Рассказ учителя: Есть еще одна народная сказка, очень мудрая, про богача, который был так жаден, что согласился продать душу дьяволу, если он выполнит одно его условие: все, к чему он будет прикасаться, должно превращаться в золото!

Дом у него стал золотым, стулья были из золота, спал на золотой кровати, укрывался золотым покрывалом. Захотелось богачу покушать. Потребовал себе еду, но что ни брал в руки, все становилось золотым. Так и умер богач от голода.


- Какой вывод можно сделать?

Действительно, русский народ никогда не считал главным в жизни деньги.

Не держи денег в узлу, а держи хлеб в углу”.
“Ел бы богач деньги, кабы убогий его хлебом не кормил”.


Учитель: На вопрос: «Для чего нужен хлеб», – ответит доктор медицинских наук.


Доктор медицинских наук : По подсчетам ученых-медиков взрослый человек съедает в день около 500 гр. хлеба, а при тяжелой физической работе около 800 гр. хлеба. В хлебе от 4,7% до 7% белка, и от 40 до 45% углеводов, ежедневно обеспечивающих человека 1000-16000 килокалориями энергии. Это значит, что почти половину энергетических ресурсов, необходимых для жизнедеятельности человека получается из хлеба. В нем много минеральных солей и витаминов. Свежий хлеб, безусловно, вкуснее. Многие не едят даже слегка зачерствелый. Однако надо помнить, что свежий хлеб, тем более еще теплый, отягощает деятельность желудка, плохо переваривается. Его не рекомендуют даже здоровым людям, и он должен быть совершенно исключен из питания тех, кто страдает заболеваниями желудка или кишечника. Им полезен хлеб вчерашний или подсушенный.


Учитель: Готовясь к сегодняшнему уроку, вы писали сочинение «Хлеб-всему голова». Я зачитаю некоторые из них…


(Не трудиться, так хлеба не добиться. Конечно, это чистая правда, ведь сколько труда и сил вкладывают наши мужчины в урожай хлеба. Когда я был маленьким, папа брал меня с собой в поле. Там я видел, как комбайнеры с утра до позднего вечера собирали пшеницу. Спешили собрать ее до первых холодов. (Каракулов Матвей))



Учитель:

Хлеб – соль”, – говорят люди и желают счастья.
“Хлеб – соль”, – говорят люди и желают мира.

Нужны нам и мясо, и фрукты –
Однако, коль строго судить,
Жить можно без многих продуктов –
Без хлеба вовек не прожить.
Всему голова и основа
В нем труд хлеборобов, их пот.
И хлебушком – ласковым словом –
Зовет его часто народ.
Какое без хлеба застолье?
Еще с незапамятных дней
Не зря на Руси хлебом – солью
Встречают желанных гостей.

К.Мусорни.


Учитель:
- Как чествуют дорогих гостей?


- Ребята, почему издавна на Руси давались самые святые клятвы?


Дорогих гостей встречают с хлебом и солью, молодоженов на свадьбах осыпают зерном и пшеницей, новорожденных клали в опару.

С хлебом человек рождался, с хлебом жил.

Давайте осуществим одну из заповедей: вручим каравай нашим гостям.


Выходит в середину сцены ученик, говорит слова и вручает каравай для дружного чаепития

Каравай”

Поскорее накрывай стол скатеркой чистой, -
Перед нами каравай с корочкой душистой!
Круглобок, и маслян он, в меру крут, посолен –
Пахнет солнечным теплом, пахнет знойным полем.
Режь, да ешь от всей души, силы набирайся,
Лишь напрасно не кроши, хлебом не швыряйся.
Чтобы в добрый светлый час хлеб на стол явился,
Кто – то встал чуть раньше нас и крепко потрудился!


Учитель: Я вам советую выбирать себе в друзья тех ребят, которые уважают хлеб, ценят его. Помните, какой ценой выстрадан хлеб, помните о людях, которые вложили в него свой труд.

Рыба – вода,
Ягода – трава,
А хлеб голова.
Хлеб будет – всё будет!

hello_html_m62ecaf9f.png



Внеклассное мероприятие "Хлеб - всему голова" (6 класс)
  • Русский язык и литература
Описание:

     Целью внеклассного мероприятия "Хлеб - всему голова"  по литературе в 6 классе является: показать, что во все времена хлеб был и остается основой жизни человека, а также воспитать бережное отношение к хлебу. На мероприятии использовались методические приемы: презентация, сообщения, беседа по очерку Сахнина "Огненные трактористы", выразительное чтение стихотворений, просмотр отрывка об уборочной страде из фильма "Тени исчезают в полдень" и видеоклипа о хлебе. На мероприятии была показана инсценировка "Что самое ценное в нашей жизни" с последующим обсуждением. Закончилось мероприятие дружным чаепитием.

Автор Игнатьева Тамара Николаевна
Дата добавления 30.12.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 733
Номер материала 18073
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓