Главная / Химия / Внеклассное мероприятие "Химическая сказка"

Внеклассное мероприятие "Химическая сказка"

Внеклассное мероприятие по химии

«Химическая сказка».



Группа “Ученики” с учителем разыгрывают сцену “Прерванный урок”.

Учитель – Ребята, сегодня мы будем ставить опыты, чтобы изучить новый тип превращений. Итак, я показываю вам результат опыта между железом в виде гвоздя и медным купоросом в виде раствора! Сравните вещества до опыта и после него.
Опыт №1,
Fe + CuSO4 Ребята, опишите наблюдения! Подумайте, что произошло с металлами? Можно ли назвать этот опыт превращением железа в медь? Давайте проанализируем!
(Стук в дверь, входит ученик.)
Ученик: Амальгама Литиевна, вас к директору, срочно! Ваши Макар Александров и Николай Сашенков опять что-то натворили, кажется, получили сразу по две пятерки.
Учитель. – Ребята, поразмышляйте над моим вопросом, я сейчас вернусь!

Ученик. А можно мы пока мультик посмотрим?

Учитель:Ответите правильно на вопрос- посмотрите сказку, обещаю.

Уходит.


Химик-аналитик: Чего тут думать! Железо – серое?

Химик- наблюдатель: Серое.

Химик-аналитик: А медь – красная?
Химик- наблюдатель: Красная!
Химик-аналитик: Медь тяжелее железа?
Химик- наблюдатель: Тяжелее!
Химик-аналитик: Если серый гвоздь покраснел и стал тяжелее, значит …
Вместе с химиком-наблюдателем: Железо превратилось в медь!
Химик-скептик: Ничего подобного! На самом деле медь вытеснила железо из гвоздя и осела на его поверхности! Соскреби красный слой и увидишь под ним серое железо!
Химик-всезнайка: Эх вы, горе-химики, это железо вытеснило ионы меди из медного купороса, потому что оно более активный металл, посмотрите на ряд активности. Ни во что ваше железо не превратилось, просто перешло в раствор!
Химик-романтик: Здорово! Так можно ржавых железяк насобирать, в медь превратить и на цветной лом сдать!
Химик-скептик: Ага, знаешь, сколько медного купороса истратится! Неэкономично!
Учитель (входя): Разобрались? Химик-всезнайка: произошло замещение меди железом.


Учитель: Все верно. Вы заслужили сказку.
Ученики хором:Сказку! Сказку!

"В некотором царстве, в Химическом государстве..."

Действующие лица: царь, царская дочь - Несмеяна, придворный лекарь, знахарка-ведунья, Хоттабыч, у кресла где сидит Несмеяна, стоит старая металлическая лампа.

Царь грустный, озабоченный и сильно встревоженный.

Царь: Верные мои подданные! В моем царстве-государстве случилась беда великая. Дочка моя единственная, Несмеяна, всеми любимая, заболела, ни пьет, ни ест, все скучает и скучает. Всяких врачей к ней приглашал, известных и неизвестных, но, сколько лекарей ни побывало, никто так и не вылечил. Осталось у меня еще надежда на нескольких лекарей. Доченька!

Входит Несмеяна.

Несмеяна:
Ну, что, батюшка!

Царь: Радость ты моя, что же ты такая печальная ходишь?

Несмеяна: Да надоело мне все. Сижу, сижу тут во дворце, все лица одни и те же. Прислуга в рот смотрит, как бы какое приказание не пропустить. А учителя?! Я уж все знаю давно, а они каждый урок какие-то правила твердят.

Царь: Как же помочь тебе, доченька? Ну, ничего. Позвать первого лекаря.

Лекарь:Ваше Величество! Позвольте мне, Ваше Величество, осмотреть
Несмеяну (проверяет пульс, смотрит язык). Я думаю, что смогу помочь Вам, Ваше Величество! Есть у меня один верный древний рецепт.

Достает пожелтевший свиток и читает: “Когда киммерийские тени покроют реторту своим тёмным покрывалом, ты найдёшь внутри неё спящего Дракона, пожирающего свой хвост…” Принцессе поможет змеиный яд! Нам нужна змея.

Опыт № 1 “Содовая гадюка”

В тарелку насыпают 3 – 4 чайные ложки сухого просеянного речного песка и делают из него горку с углублением в вершине. Затем готовят реакционную смесь, состоящую из 1 чайной ложки сахарной пудры и 1\4 чайной ложки гидрокарбоната натрия. Пропитывают песок 96% этанолом и засыпают в углубление горки приготовленную смесь, а после этого поджигают спирт. Через 3-4 минуты на поверхности смеси появляются черные шарики, а у основания горки – черная жидкость. Когда весь спирт сгорит, смесь чернеет и из песка медленно выползает извивающаяся толстая черная “гадюка”. У основания она окружена «воротником» догорающего спирта.


Несмеяна: Ой, папочка, боюсь! (принцесса прячется за царя).

Лекарь: Ну, если вас страшит моя змея, я найду более безобидный способ вам помочь. Сейчас я продемонстрирую Вам чудодейственную воду, выпив ее, принцесса обязательно выздоровеет. Несколько ложек моего лекарства, и хвори принцессы не останется.

Опыт № 2 “Окрашивание водой”

В стакан наливают ярко-синий раствор
CoCl2 или Co(NO3)2 в этиловом спирте или ацетоне. В другой чистый стакан наливают воды и добавляют в стакан с синим раствором. Окраска мгновенно переходит в бледно-розовую. В стакан с бледно-розовым раствором добавляют спирт или ацетон. При этом раствор опять становится ярко-синим.

Лекарь: Прошу Вас, Ваше Величество! Одной капли достаточно, чтобы выздоровела Неулыба.


Несмеяна: Что?! Мне пить эту гадость? Да ни за что на свете!!!

Царь: Доченька! Ну ради меня! Хочешь, я глоток отопью? Папочка выпьет лекарство, и ты тоже.


Несмеяна: Ой, как вы мне надоели. Ладно. Я выпью лекарство, если лекарь отгадает мои загадки.

Несмеяна загадывает загадки, лекарь не знает ответов, просит помощи у ребят.
Презентация.


Как вдохнешь зеленый газ, так отравишься сейчас. (хлор)
К восьмой группе отнесен, в честь России назван он. (рутений)
Из него солдатик твой, но болеет он “чумой”. (олово)
Тот элемент в печной трубе находим в виде сажи, и в простом карандаше его встречаем даже. (углерод)
Он безжизненным зовется, но жизнь без него не создается. (азот)
В технике сплавов нашел применение как стойкий и легкий металл.

И в самолетостроении важное место занял. (алюминий)
Давно известна человеку: она тягуча и красна, и по бронзовому веку знакома в сплавах всем она. (медь)
Гость из космоса пришел, в воде приют себе нашел. (водород)
Он в течение многих лет был причиной многих бед. (золото)


Несмеяна: Какой он лекарь, если простых загадок отгадать не смог. Не буду пить эту гадость! Не верьте ему батюшка! Гоните его лучше!

Царь: Ну, чего стоишь? Не слышишь, что дочка моя сказала?!

Стук в дверь. Входит старуха.

Царь (недоверчиво): Ты, что ли, бабка, хочешь мою дочь вылечить?

Знахарка: Я, царь-батюшка! Я и врачевать, и колдовать – все умею. Чтоб Неулыбу излечить, ей нужно непременно кровь пустить…

Несмеяна: (визжит): Ай, батюшка, что же это делается?! Живьем резаться?! Да ты чего, бабуся, с ума спятила?

Знахарка: Не кричи так, доченька! Как только разрежу я руку-то, она тут же и заживет! А больно ни капельки не будет. И болезнь должна пройти.

Опыт № 3 “Кровь из раны”

Для демонстрации взять тупой нож. Нож показывают зрителям. Затем обрабатывают рану (для дезинфекции) раствором
FeCl3, а бесцветным раствором роданида калия смачивают нож. Далее ножом проводят по ладони, на пол (предварительно застеленный белой бумагой) обильно течет кровь. Ладонь, на которой кровь также осталась, протирают тряпочкой, смоченной раствором фторида натрия или калия. Показывают зрителям, что раны нет и ладонь совершенно чистая.
Несмеяна: (голосит): Батюшка! Оставьте меня в покое, пусть она мои ребусы решает или в темницу ее, пусть там крыс своим зельем лечит.

Знахарка: Принцесса, не гневайтесь на меня старую, попробуйте мороженое.


Несмеяна: (хлопает в ладоши) Мороженое я люблю! Давай скорее свое мороженое!

Опыт № 4 (Осторожно!)

Сахарную пудру в количестве 75 г помещают в высокий стеклянный стакан, смачивают ее 5 -7 мл воды и перемешивают длинной стеклянной палочкой. По палочке приливают 30 – 40 мл концентрированной серной кислоты. Затем быстро перемешивают стеклянной палочкой, которую оставляют в стакане, заполненном смесью. Через одну-две минуты содержимое стакана начинает чернеть, вспучиваться и в виде объемистой, рыхлой и ноздреватой массы подниматься, увлекая вверх стеклянную палочку. Смесь в стакане сильно разогревается и даже дымится. Она медленно выползает из стакана.


Несмеяна: Ой, папочка! Я не буду есть такое мороженое.

Царь: Что ж мне теперь делать? Эх!

Принцессе скучно, она плачет и начитает вытирать своим платком стоящую на подносе железную лампу. На лампе установлена заранее фарфоровая ступка с приготовленными реактивами. Принцесса незаметно касается смоченной водой стеклянной палочкой реакционной смеси. Появляется Хоттабыч.

Опыт № 5 “Вода – “поджигатель”

В ступке смешивают порошок металлического алюминия и сухого иода. Иода берут около 10г, алюминия в два или три раза больше. Смесь тщательно перетирают и переносят в фарфоровый тигель, который помещают на железном поддоне. Смесь сухих порошков может храниться при комнатной температуре без всяких изменений. Если же к ней прибавить 2- 3 капли воды, то через некоторое время (от нескольких секунд до 2-3 минут) начинается бурная реакция образования иодида алюминия. Реакция сопровождается бурной вспышкой.

Опыт № 6 “Костер без спичек” (если не возможен 1 вариант)

Фарфоровую чашку с 0,3 г перманганата калия, к которому добавлены несколько капель концентрированной серной кислоты, помещаем на поднос. Вокруг чашки кладем стружки. Незаметно для зрителей берем в руки ватный тампон, пропитанный этиловым спиртом, и выжимаем на смесь. Стружки вспыхивают.

Хоттабыч: Поклон тебе, о Владыка из Владык! И тебе, дочь Владыки Земного!


Несмеяна: (печально) Ну вот и еще один.

Царь: Откуда ты, Хоттабыч?

Хоттабыч: Откуда же еще, как не из лампы? Эта прекрасная из прекрасных принцесс потерла мою лампу своими нежнейшими ручками. Ах, ваш платочек, принцесса, стал грязным от вековой пыли старой лампы, но это мы сейчас исправим моя несравненная принцесса.

Опыт № 7 “Несгораемый платок”

Платочек из хлопчатобумажной или льняной ткани смачиваем тщательно водой, чтобы не осталось сухих мест. Затем смачиваем ацетоном или спиртом. После каждой операции ткань слегка отжимаем. Смоченный платок поджигаем горящей лучиной и держим его тигельными щипцами на вытянутой руке.

Хоттабыч: Вот ваш платочек, принцесса, чистый и невредимый, принцесса, но думаю, он вам больше не пригодится. Я помогу вашему горю и эти прекрасные глазки больше не будут проливать слез. Тем более ваша дочь вовсе не больна.

Хоттабыч (Хлопает в ладоши три раза): Крибли-крабли-серный газ, развесели-ка нас сейчас.

Выходит девочка и танцует восточный танец.

Царь: Что за «фабрика звезд»?


Несмеяна: Ну и что здесь такого веселого? Я у батюшки такие танцы каждый день вижу… Скукота.

Хоттабыч: Знаю,знаю, как принцессе помочь. Просто ей скучно одной во дворце, ей нужно поиграть с ребятами и тогда тоску как рукой снимет. А за правильные ответы ребята получат грамоты от самой принцессы.

Опыт № 8 “Составление грамот”

На бумаге пишем приглашение растворами солей сульфатом железа (
III), меди (II), висмута, железа (II). За тем протираем бесцветную запись тампоном, смоченным раствором желтой кровяной соли. Появляются синие, темно-коричневые, желтые, зеленые записи.


Несмеяна: А теперь мы с ребятами будем отгадывать интересные загадки.


а) На суку сидит сова,

Выдыхает СО2.                              (углекислый газ).

б) Сапоги мои того,

Пропускают аш-два-о.   (вода).

в) натрий-хлор - его все знают,

В магазине покупают,

Без него не сваришь ужин -

В малых дозах в блюдах нужен.           ( поваренная соль).

г) Что за чудо посмотри -

Этот кальций-це-о-три.

По доске он проезжает, За собой след оставляет.                     (мел)   

д) Нахожусь, друзья, везде:
 В минералах и в воде.
 Без меня вы как без рук:
  Нет меня - огонь потух.   (Кислород.)

Ученик: Несмеяна, отгадай ты нашу загадку:

Бежит – растворяется, а остановится – взрывается.


Несмеяна: (радостно хлопая в ладоши): Знаю, все знаю, это натрий в воде. Даже опыт могу показать.

Показывает реакцию натрия с водой.

Царь: Спасибо вам ребята, что развеселили мою Неулыбу



Внеклассное мероприятие "Химическая сказка"
  • Химия
Описание:

Дети с большим удовольствием участвуют в постановке химических сказок и даже сами придумывают или дополняют  сценарий. Используя небольшое количество ярких, эффектных демонстрационных опытов, с успехом инсценируется сюжет, объединяющий опыты  художественным замыслом. Участники мероприятия приглашаются в замечательный мир, посвященный такой удивительной науке – химии. Она интересна как сама наша жизнь, ведь всё что происходит с нами можно рассматривать с точки зрения химии! Ученики не только наблюдают опыты, следя за сюжетом, они демонстрируют свои знания, отгадывая загадки и ребусы. Ребята учатся применять знания, полученные на уроке;  у них формируются  навыки коллективной работы;   воспитывается потребность во взаимопомощи;  развивается стойкий позитивный интерес к предмету.

Автор Гаранжа Наталья Алексеевна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Химия
Подраздел
Просмотров 645
Номер материала 23714
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓