Главная / Классному руководителю / Внеклассное мероприятие "Этот загадочный мир"

Внеклассное мероприятие "Этот загадочный мир"

hello_html_69e79ab6.gifhello_html_m5f2d8881.gifhello_html_m4f969de5.gifhello_html_m4f969de5.gifhello_html_m28dcd955.gifhello_html_65ec021c.gif

1.

Организационный момент. Сообщение темы занятия.

1. Тема моего занятия «Этот ЗАГАДОЧНЫЙ мир»
- Как вы думаете, о чем пойдет речь? О чем вам говорит название?

(Рассуждения участников)

Итак, пока это для нас остается загадкой. А загадки нужно разгадывать.




2. Актуализация знаний.







3. Эмоциональный настрой.

2.Я предлагаю вам отправиться в то время, где все мы были безгранично счастливы, т.е. в детство. (Фото детей).

Что больше всего вам запомнилось из детства?

( Игрушки, мама, сказки, песенки и т.д.)

А какие первые литературные произведения из своего детства вы помните? ( Версии ответов)





Проблемная постановка вопроса



- Я предлагаю прослушать тексты и определить их жанр.
























Введение в тему









История жанра




















ЗАГАДКА



  • Почему этот жанр получил такое название? (от слова гадать, разгадать, угадывать)

  • А знаете ли вы, что само слово произошло от слова «гадати» - т.е. думать . рассуждать, потому что гадание – выяснение чего-то скрытого.

Загадки возникли давным-давно, когда люди хотели скрыть слова и намерения от зверей и деревьев, ведь они думали, что те понимают человеческий язык,поэтому, говорили загадочной речью, тайным языком.

Когда человек стал мудрее, обманные названия стали не нужны, они забылись, но загадка осталась. Ею испытывали человеческую смекалку.

Отгадывать загадки любят и взрослые и дети, потому что она испытывает ум и учит думать. Но сочинять самому загадку ещё интересней. А хотите научиться?











4. Структура жанра «Загадки»







1-й тип загадки





















2-й тип загадки





























5. Построение модели к 2-м видам загадок













































6. Закрепление





4. ---- Прочитайте текст.



С хозяином дружит,

Дом сторожит.

Живет под крылечком,

А хвост - колечком.

--- Назовите отгадку. Как вы догадались ? Обратимся к тексту. (перечислены признаки)

  • Как сочиняли такие загадки?

  • С чего начал А ? (с предмета, про который будет загадка).

  • А следующий шаг? (выделил признаки предмета и действия).

  • Вот и разгадали секрет, как строится детская загадка.

  • А теперь возьмём загадку потруднее :



«Золотое решето чёрных домиков полно».



  • Что это?

  • Назовите признаки (золотое ).

  • Золотое - признак подсолнуха по цвету, а его форма похожа на решето. Но решето - это далёкий предмет, происходит переназывание предмета. Семечки тоже «переназываются» и превращаются в домики. И, если не знаешь отгадки, то действительно невозможно представить, как домики могли уместиться в решете. Как называется такой приём «переназывания» в литературе? (Метафорой.)



  • Итак, мы открыли для себя два типа загадок.



Схема на доске:









признаки





действия













предмет -







действия



признаки













  • А сейчас я предлагаю прочитать загадки и определить, к какому типу они относятся.



Может и разбиться, Стоят в поле

Может и свариться, сестрички.

Если хочешь, в птицу Жёлтый глазок

Может превратиться. (яйцо) белые

реснички.

(ромашки)



В лесу живёт смешной зверёк

Опасность чуть – и он в комок.(ёжик)



Покружилась звёздочка

В воздухе немножко,

Села и растаяла

На моей ладошке. (снежинка)















7. Текст-загадка















































































8. Загадки в стихотворениях



























































































































9. Загадки природы









10. Загадки истории













ИТОГ





11. Женщина-загадка







Незабудки

  • Вы уже успели побыть в роли читателей, слушателей и теоретиков.

  • А сейчас я предлагаю вам стать авторами.

  • Согласны?



--- Прочитайте текст.

Какие цветы словесно рисует нам автор?



Очень хороши и красивы эти маленькие голубые цветы.

В крошечных их лепестках как бы отразилась голубизна летнего неба. Приятно смотреть на голубой ковер, сотканный природой, разросшийся у ручья.

(незабудки)



--- По каким признакам вы их легко узнали?



Очень хороши и красивы эти маленькие голубые цветы.

В крошечных их лепестках как бы отразилась голубизна летнего неба. Приятно смотреть на голубой ковер, разросшийся у ручья.



--- Почему автор говорит загадками?

(Чтобы мы могли образнее представить эти замечательные цветы)







А сейчас попробуйте в группах придумать свои загадки к этому тексту



Голубенькие цветы из травы глядят,

И крошечными лепестками нас к себе манят.



Голубой ковер у воды растет,

Неземной красою нас к себе зовет.





У нас получились загадки разных типов.







Я предлагаю прочитать стихотворение С.Я.Маршака Какой секрет скрыт в этом литературном произведении?



Чернеет лес, теплом разбуженный,

Весенней сыростью объят.

А уж на ниточках жемчужины

От ветра каждого дрожат.

Бутонов круглые бубенчики

Ещё закрыты и плотны,

Но солнце раскрывает венчики

У колокольчиков весны.

Природой бережно спелёнутый,

Завёрнутый в зелёный лист,

Растёт цветок в глуши нетронутой,

Прохладен, хрупок и душист.

Томится лес весною раннею,

И всю счастливую тоску,

И всё своё благоухание

Он отдал горькому цветку.



( Это стихотворение – загадка)

  • Назван ли здесь предмет, о котором пойдет речь?

Но мы можем догадаться, о каком цветке идет речь?

По каким признакам?



Где мы уже встречали такие приемы?

(В загадках)



  • Текст художественного произведения - это ещё один вид загадки. Так, открывая секреты мастерства А, читатель стремится прежде всего увидеть и оценить эстетическую сторону текста, т.е. удивительную красоту и поразительное богатство родного языка, величие и силу русского слова, его образность.



  • Найдите загадки, которые ставит перед Ч А?



  • В самом тексте умело сочетаются загадка-метафора и загадка, состоящая на основе признаков и действий. Чтобы понять точку зрения А, надо разгадать предмет.

  • Но в этом произведении есть ещё и 3-я загадка.(Загадка А, авторский замысел, основная мысль)













Зачитать 3-ю часть



  • Автор передает нам, читателям, свои мысли и чувства, используя литературные приемы: эпитет, метафора, оксюморон, прием контраста.

  • Эти приемы способствуют помогают автору передать состояние своей души в этот период времени.

  • В этом и состоит загадка , а нам с вами нужно увидеть и разгадать ее.





Мы поработали с загадкой как с жанром. А в жизни с каким другим лексическим значением слова «ЗАГАДКА» мы встречаемся? (загадка природы, загадка истории)



9. Загадки природы: водопад ИГУАСУ,

гигантская секвойя и баобаб

королевский цветок виктория



10. Загадки истории : Великая китайская стена

Египетские пирамиды

Собор Василия Блаженного

Схождение благодатного огня





11. Женщина-загадка

Итак, мы сегодня с вами говорили о загадках.

Само рождение человека – это уже загадка. Вместе с загадками мы взрослеем, становимся мудрее, учимся жизни.

Весь мир Загадочный.

  • А у меня это слово ассоциируется с женщиной: загадочная женская душа, загадочная улыбка, загадочный взгляд, загадочное выражение лица.

Словом, женщина-загадка. Именно ей ,женщине-загадке, посвящали свои лучшие произведения художники, поэты, композиторы.(стих + видеоролик)

  • В преддверии Женского праздника примите самые теплые слова - поздравления. Счастья вам, душевного тепла, любви.

А еще я желаю каждой из Вас оставаться всегда женщиной-загадкой.








Внеклассное мероприятие "Этот загадочный мир"
  • Классному руководителю
Описание:

Данная разработка может быть использована как на уроках литературы, так и во внеурочной деятельности.

Цель данного занятия побывать учащимся в позиции читателя,слуша-теля,теоретика и самое главное автора. Откывая секреты мастерства учащиеся стремятся оценить эстетическую сторону текста, т.е. богатство родного языка, величие и силу русского слова, его образность.Используя литературные приёмы (эпитет,метафора, оксюморон,приём контраста) автор передаёт состояние своей души в данный период времени.В этом и состоит загадка,которую  учащимся в позиции читателя нужно увидеть и разгадать.

Автор Брыкина Наталья Анатольевна
Дата добавления 29.12.2014
Раздел Классному руководителю
Подраздел
Просмотров 496
Номер материала 17151
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓