Главная / Биология / Внеклассное мероприятие "Экология и человек" (8 класс)

Внеклассное мероприятие "Экология и человек" (8 класс)



Мhello_html_m1ca8669c.gifуниципальное бюджетное

образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 40

Ленинского района г. Воронежа

Ул. Краснознаменная 74, т. 236-46-36, 236-56-54.

Shkola40@comch.ru.

hello_html_608a1ac2.png

hello_html_4b808d26.gifhello_html_4b808d26.gif

Номинация «Организация внеклассной работы по предмету»





Внеклассное мероприятие по биологии и экологии

«Экология и человек»

(для учащихся 8 класса)



Подготовила и провела учитель биологии и экологии ВКК

Шацких Марина Алексеевна

Стаж работы 25 лет


Адрес: 394088 г. Воронеж

Ул. Вл. Невского д. 15-А кв. 179

rodnik-marina@yandex.ru

8920-40-30-525








Воронеж

Цель: обобщить, закрепить и углубить экологические знания учащихся, полученные на уроках экологии, биологии и занятиях школьного экологического объединения «Родник».

Образовательные и развивающие задачи:

  1. Формирование представлений о здоровом образе жизни как обязательном условии гармоничного развития личности человека.

  2. Расширение и углубление знаний, полученных на уроках.

  3. Осуществление межпредметных связей.

  4. Формирование практических умений и навыков.

  5. Развитие познавательного интереса к предметам естественного цикла.

Воспитательные задачи:

  1. Развитие научного мировоззрения.

  2. Связь с жизнью, с её экологическими проблемами.

  3. Формирование мотивации здорового образа жизни, активной позиции в отношении охраны своего здоровья.

Оборудование: письма, газета «Экологический бумеранг», банки с краской, обои, известь, буклеты о мебели, книги о комнатных растениях, комнатные растения, поделки.

Участники мероприятия: ведущие – 2 человека, учёный, корреспондент, строитель, директор магазина «Мебель Черноземья», доктор, фитодизайнер, мастер.

Мероприятие проходит в форме телепередачи «Экология и здоровье» и рассчитано на учащихся 8 класса. Мероприятие можно провести во время экологического месячника или по окончании изучения курса «Экология человека»

Планируемый результат.

Освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения собственного здоровья.

Ход мероприятия

Ведущий 1. Добрый день, уважаемые телезрители! Мы рады новой встречи с вами в нашей популярной и всеми вами любимой программе «Экология и человек». С вами ее постоянные ведущие.

Вед.2. Каждый день в адрес нашей передачи мы получаем множество писем. Отрывок одного из них мы зачитаем. (зачитывает письмо)

Пишет нам пенсионер Семён Иванович Душнов. «Месяц назад я лежал в больнице. Меня и ещё трёх больных положили в только что отремонтированную палату. В палате не только побелили потолок и покрасили стены, но и постелили новый линолеум. Очень светлая, чистая палата. Казалось бы, в такой палате мы быстро должны пойти на поправку. Но оказалось, наоборот, с каждым днём наше пребывание в палате приводило к обострению заболеваний, не смотря на лечение. Видя такое положение, врачи через неделю нас выписали. Спустя два дня после выписки из больницы я почувствовал себя гораздо лучше. В чем же причина?»

Вед.1. И это не единственное письмо. Вот еще очень интересный факт мы прочитали в местной газете. «В течение длительного времени в поликлинику обращались пациенты, въехавшие в новые дома, с жалобами на тошноту, головокружение, рвоту, слёзотечение, но назначаемое лечение слабо помогало. При обследовании этих домов сотрудники СЭС выявили, что для приклеивания линолеума была использована мастика, не разрешённая к применению в закрытых помещениях жилых домов».

Вед.2. Действительно, большую часть жизни человек проводит в помещениях – квартирах, детских садах, школах, служебных помещениях. Квартира – наша «крепость», в которой должны быть обеспечены полноценный отдых и восстановление сил после работы или учёбы, возможность удобного приготовления и приёма пищи и многое другое. Поэтому о наших квартирах и домах пойдёт сегодня речь в нашей программе.

Вед.1. С вопросом: « Что же такое квартира?», мы обратились к нашему постоянному участнику, известному учёному-экологу (Ф.И.О.).

Учёный. Квартира – это гетеротрофная экосистема, напоминающая город в миниатюре. Как и город, она существует за счёт поступления энергии и ресурсов. Так как её главными обитателями являются люди и животные, живущие вместе с ними, она и является гетеротрофной. Как в любой экосистеме, в квартире присутствуют три функциональные группы организмов: продуценты (комнатные растения), консументы (человек и животные) и редуценты ( грибы и бактерии).

В ХХ веке учёные зарегистрировали новую болезнь. И что странно: болеют преимущественно горожане. Представьте себе, вот получил человек, наконец-то, новую квартиру или построил себе трёхэтажный дом – живи и радуйся. Но вот беда – через некоторое время начинают болеть люди. И болезнь какая-то непонятная: вроде бы здоров человек, но стал уставать, появилась раздражительность, сонливость, боли в спине и в шее, проблемы с пищеварением. Что за странная болезнь? Откуда появилась? А называют учёные эту болезнь «синдром больного здания», и связана она с загрязнением воздуха внутри жилого помещения.

Вед.1. Чем же загрязняется воздух помещений?

Ученый. Концентрация загрязняющих веществ, в квартирах почтив 5 раз выше, чем на улицах города.

Курение в квартире приводит к появлению табачного дыма; клей, лак и растворители, моющие средства выделяют канцерогенные вещества. Канцерогены – это вещества, вызывающие онкологические заболевания. Древесностружечные плиты, фанера, пенопласт выделяют формальдегиды, изоляционные материалы – асбест. В результате приготовления пищи на газовой плите образуется угарный газ. Так же много и излучений, которые поступают от компьютеров, телевизоров, сотовых телефонов.

Все эти загрязнители очень сильно воздействуют на человека: раздражают верхние дыхательные пути, вызывая аллергические заболевания; головные боли, расстройство желудочно-кишечного тракта, возникновение злокачественных опухолей.

Вед.1 Большое спасибо, за ваш исчерпывающий ответ.

Вед.2. Одним из виновников плохой экологической обстановки в квартире являются строительные и отделочные материалы. Какие же материалы можно использовать для ремонта? Очень сложный вопрос. К счастью, в эти дни в нашем городе проходит выставка строительных и отделочных материалов «Стройка – 2012». Наш специальный корреспондент находится на прямой связи с нами. (Имя), вы нас слышите?

Корреспондент. Да. Добрый день, дорогие зрители! Я (Ф.И.О.) веду свой репортаж с Международной выставки строительных и отделочных материалов «Стройка – 2012». На выставке представляют свою продукцию около 100 зарубежных и отечественных производителей. Глядя на всё многообразие материалов, просто глаза разбегаются. Я нахожусь рядом с продукцией нашего Домостроительного комбината. Об экологически чистых материалах я беседую с одним из организаторов выставки, заслуженным строителем и директором комбината (Ф.И.О.).

Говорят «В своём доме и стены помогают». Из каких материалов вы предпочли бы построить стены своего дома?

Строитель. Предпочтительны, дерево, бетон и красный кирпич. Так как другие материалы содержат примеси радиоактивного радона.

Корреспондент. Мы затеяли дома ремонт. Какие материалы вы бы нам посоветовали выбрать.

Строитель. Главным критерием выбора отделочных материалов является наличие в их составе вредных для здоровья веществ. Стены наших домов внутри помещений могут быть покрыты обоями и краской разного типа. Во-первых, обои, как и любой другой товар, должны иметь сертификат качества: для ремонта жилых помещений можно использовать только материалы, разрешённые для группы А; для комнат выберите обои из бумаги без покрытия, для кухни – моющиеся обои.

Для отделки потолка целесообразно использовать побелку известью, которая обладает замечательным качеством: при несколько повышенной влажности воздуха известь «забирает» излишнюю воду, при высокой сухости воздуха при центральном отоплении – «отдаёт» воду.

Известно, что эмиссия…

Корреспондент. А что это такое?

Строитель. Эмиссия – это выделение в окружающую среду легколетучих соединений с поверхности материала. Так вот, эмиссия может продолжаться от нескольких месяцев до нескольких лет. Некоторые виды летучих соединений выделяются в течение всего жизненного цикла использования материалов, вплоть до их утилизации. Исследования строительных материалов далеко не завершены. Из 80 тысяч искусственных, синтезированных человеком химических веществ изучено не более 20%. Многие специалисты в целом отрицательно оценивают большинство материалов из полимеров с экологической точки зрения.

Корреспондент. Какой же выход можно найти?

Строитель. Самый лучший выход из данной ситуации: использовать экологически безопасные строительные материалы. Это керамика, стекло, металлы, древесина, лаки и краски на растительном сырье. Используя синтетические материалы, необходимо поинтересоваться в магазинах информацией об их составе, которая указывается в гигиеническом сертификате на продукцию.

Корреспондент. Спасибо за интервью (Имя).

Вед.2. Это был на связи с нами наш специальный корреспондент с выставки «Стройка – 2012».

Вед.1. Ремонт в квартире сделан, теперь необходимо обставить её мебелью. Какую же мебель лучше выбрать?

Мы пригласили к нам на передачу директора мебельного магазина «Мебель Черноземья» (Ф.И.О.). Здравствуйте.

Директор. Здравствуйте. Я очень рада принять участие в вашей интересной и очень познавательной передаче. Спасибо, за приглашение.

Вед.1. Придя в мебельный магазин нам предлагают мебель из натурального дерева, мебель из ДСП с покрытием натуральным шпоном, мебель из ДСП с пластиковым покрытием. Что же нам выбрать?

Директор. Конечно, лучше всего приобрести мебель из дерева, но она дорогая.

При изготовлении древесностружечных плит используются смолы, которые впоследствии, испаряясь, загрязняют среду жилого помещения. Поэтому после приобретения новой мебели обязательно нужно часто проветривать помещение во избежание отравления фенолами. Чтобы снизить выделения вредных веществ мебель из древесностружечных плит покрывают лаками или красками.

Вед.2. У моих родителей есть любимый диван, который они купили 15 лет назад. Мама говорит, что нам нужен новый диван, а папа – что диван ещё послужит и лучше купить что-то другое. Кто из них прав?

Директор. Во всех диванах есть слой поролона. К сожалению, со временем он разрушается и образуется множество ядовитых веществ. Через десять лет после покупки поролон дивана будет выделять вредных веществ в десятки раз больше, чем в первый год эксплуатации. Поэтому ваш диван, обязательно, надо менять. Если же вы не хотите расстаться с диваном, то поменяйте обивку и поролон. У вас получится новый диван на старой основе.

Вед.1. Издавна наличие ковров в доме считалось признаком богатства. А сейчас, я знаю, что многие отказались от ковров. Почему?

Директор. Во-первых, ковры «собирают» пыль. А во-вторых, со временем ворс ковров измельчается и попадает в воздух комнат. Ковровая пыль может стать причиной аллергии.

Вед.1. Спасибо. Мы очень благодарны, что вы пришли к нам на передачу.

Ни для кого не секрет, что спокойная мелодичная музыка и виды природы оказывают положительное влияние на организм человека. Они могут нормализовать работу мозга, вызвать положительные эмоции, поэтому мы предлагаем вам музыкальную паузу.

Вед.2. О вредном воздействии табачного дыма мы беседуем с доктором медицинских наук (Ф.И.О.).

Доктор. Пассивным курением называют состояние, когда некурящие люди вынуждены дышать табачным дымом от курящих. Поэтому курильщик наносит вред не только своему здоровью, но и здоровью окружающих людей. С этим мы постоянно сталкиваемся в квартирах, служебных помещениях. При курении в окружающем воздухе образуются иногда такие уровни содержания угарного газа, которые превышают допустимые концентрации его на рабочих местах в промышленности. Такая насыщенность вредными веществами воздуха помещений снижает производительность труда, сказывается на здоровье людей. У некурящих из-за обкуривания их курящими могут возникать приступы астмы, развиваться аллергия, обостряться течение ишемической болезни сердца. Дети курящих родителей в большей степени подвержены заболеваниям органов дыхания, чем дети некурящих. В частности, у таких детей удваивается частота бронхитов и воспалений лёгких.

Наличие полония, радиоактивного свинца и висмута в табачном дыме даёт право считать, что табачный дым опасен не только тем, кто курит, но и всем, кто дышит этим дымом, прежде всего детям. Расстройства сна и аппетита, нарушения деятельности желудка и кишечника, повышенная раздражительность, плохая успеваемость и даже отставание в физическом развитии – вот перечень явлений, причина которых в пачке сигарет. Курящие всегда должны помнить, что здоровье членов его семьи зависит только от него.

Вед.2. А теперь мы отправимся в гости к нашему другу, фитодизайнеру (Ф.И.О.).

Вед.1. Здравствуйте! Как у вас красиво. Мы пришли к вам с просьбой рассказать о том, какие растения способны улучшить экологическую ситуацию дома.

Фитодизайнер. Растения в квартире играют эстетическую и гигиеническую роль: улучшают наше настроение, увлажняют атмосферу и выделяют в неё полезные вещества – фитонциды, убивающие микроорганизмы. Некоторые комнатные растения используют как лекарства (например, алоэ и коланхоэ, листья которых прикладывают к нарывам, а сок принимают внутрь при различных болезнях), от выращенного на подоконнике лука мы получаем витамины и фитонциды.

Комнатный воздух хорошо очищает хлорофитум. Американский учёный Билл Вилвертон, много лет, изучавший комнатные растения отметил: «По каким-то причинам хлорофитум ассимилирует вредные газы с феноменальной скоростью и очищает воздух лучше, чем некоторые технические устройства». Особенно «неравнодушен» хлорофитум к оксидам азота и тяжёлым металлам. Причём чем хуже качество воздуха для человека, тем лучше для растения. 4-5 экземпляров хлорофитума на 10 квадратных метров помещения способны очистить воздух от различных примесей на 70-80%. А вот герань выделяет в воздух много фитонцидов, таким образом, очищает воздух от болезнетворных микроорганизмов.

Существует специальная наука – фитодизайн – умение создавать красивый интерьер, изящно расположив на подоконнике, стенах или специальных подставках, стойках, пирамидах различные комнатные растения. Чем больше растений в комнате, тем чище атмосфера, тем больше в ней кислорода и меньше микроорганизмов. Если вы желаете заняться фитодизайном, то могу порекомендовать вам следующие книги:

  • Целебные растения в комнате. Авторы: Гортинский и Яковлев;

  • Комнатное цветоводство. Авторы Герасимов и Журавлёв.

  • Энциклопедия комнатного цветоводства.

  • Новейшая энциклопедия комнатных растений.

Вед.1. Спасибо, за очень полезные советы.

А теперь снова музыкальная страничка, посвященная нашему городу.

Вед.2. А в завершении нашей программы самая любимая рублика наших телезрителей. И так «Экологическая мастерская» и её ведущая (Ф.И.О.).

Мастер. Сегодня я расскажу вам, как можно украсить свою квартиру с минимальными финансовыми затратами. Мы всегда говорим, что театр начинается с вешалки, а вот дом с порога. Какой же коврик положить нам у своего порога? Это очень просто. В доме всегда найдутся старые колготки и трикотажные вещи. Нарежьте их в виде жгутов и смотайте в клубки. Из таких разноцветных клубков можно связать яркий коврик для прихожей. Так же можно связать и накидки на табуреты.

Покупая ребёнку пижаму, очень часто вам достаются тапочки, в которых ходить просто не возможно. Но не торопитесь их выбрасывать. Посмотрите, из них можно сделать вот такую красивую подвеску для расчёсок. Для этого вам потребуется тесьма и немножко фантазии. При желании можно украсить аппликацией.

Любая хозяйка хочет украсить свой интерьер чем-нибудь не обычным. Для такой цели вполне подойдут такие вещи, как букет цветов из пластиковых бутылок, картина из пластилина. А вот несколько композиций, сделанных из натуральных материалов: спил дерева, мох, семена фасоли, камешки, стекло, сухоцветы. Если у вас есть желание, чтобы ваш дом выглядел красиво и оригинально, используйте свою фантазию. Желаем вам успехов. С вами была «Экологическая мастерская» и я её ведущая.

Вед.1. К сожалению, наша передача подошла к концу. И в заключении мне бы хотелось прочитать вам стихи.

Тема очень важная «Факторы среды»,

Воздействие, которых испытываем мы.

Живя в своих квартирах, мы должны понять,

Что экологию жилища самим нам создавать.

Влажную уборку в квартире проводить.

Проветривать почаще, за чистотой следить.

Побольше растений. Сам знаешь они

СО2 поглощают, что выделил ты.

Воздух увлажняют, фитонциды выделяют.

И снимает даже боль их эстетическая роль.

Из бумаги обои, побелка, паркет.

Экологически чище их нет!

Помни об этом всегда и везде,

Чтобы жил ты отныне лишь в чистой среде!

Вед.2.Мы прощаемся с вами до новых встреч и желаем вам здоровья и уюта в вашем доме.

Пишите нам по адресу: 394052 город Воронеж, улица Краснознаменная 74, передача «Экология и человек». Мы с нетерпением будем ждать ваши письма, которые нам помогут в выборе новой темы для нашей передачи. До свидания.
















Литература


  1. Анастасова Л.П. и др. Человек и окружающая среда: Учеб. Для дифференцир. обучения: 9 кл. – М.: Просвещение, 1997

  2. Дубров А.П. Экология жилища и здоровье человека. – Уфа: Слово, 1995.

  3. Основы экологии и экологическая безопасность: Учебное пособие/ Под ред. В.В. Шкарина, И.Ф. Колпащиковой. – Н.Новгород: Изд-во Нижегородской государственной медицинской академии, 1998.

  4. Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология. Человек: Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2010.

  5. Федорова М.З., Кучменко В.С., Лукина Т.П.. Экология человека: Культура здоровья: Учебное пособие для учащихся 8 классов общеобразовательных учреждений, - М.: Вентана-Граф, 2004


Внеклассное мероприятие "Экология и человек" (8 класс)
  • Биология
Описание:

Внеклассное мероприятие "Экология и человек" проходит в форме телепередачи «Экология и здоровье» и расчитанно на учащихся 8 класса. Мероприятие можно провести во время экологического месячника в школе или по окончании изучения курса «Биология: Человек и его здоровье». Мероприятие отражает важные вопросы экологической безопасности человека.

Планируемый результат

 

Освоение  учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения собственного здоровья.

Автор Шацких Марина Алексеевна
Дата добавления 01.01.2015
Раздел Биология
Подраздел
Просмотров 694
Номер материала 19712
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓