Внеклассное мероприятие
Тема:
Чтобы жизнь повторилась сначала…
Цели:
1. Способствовать формированию семейных ценностей, любви к близким,
укреплению связи поколений, воспитанию уважения к семейным традициям.
2. Развивать интерес к истории
своей семьи, своего имени и фамилии.
Оформление:
Рисунки «Моя семья»
Высказывания о семье.
Гордиться славою
своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное
малодушие.
А.С.Пушкин
Ход
мероприятия:
Учитель:
Добрый день, дорогие ребята! Наша встреча сегодня посвящена подведению итогов
работы над проектом «Моя родословная». Мы с вами провели огромную работу,
составляя свои родословные. Думаю, сегодня вам есть чем поделиться друг с
другом.
- Ребята, когда нам трудно, кто нам
поможет? (Ответы детей). Конечно, самые близкие и родные.
- В слове семья много поучительных загадок
и открытий. Это слово можно разделить на «семь» и «я», т.е. семеро таких, как
я. И, действительно, в семье все чем-то похожи друг на друга: лицом, взглядом,
мимикой, жестами. Само по себе число «7» особенное – оно неделимое. Предлагаю
вам продолжить фразу:
Семья – это… (Ответы детей).
- Семья – это не просто родственники,
живущие вместе. Это - люди, которые сплочены чувствами, интересами, отношением
к жизни. Нет ничего дороже семьи.
Ученик:
Семья – это то, что мы делим на всех,
Всем понемножку: и слезы, и смех,
Взлет и падение, радость, печаль,
Дружбу и ссоры, молчанья печать.
Семья – это то, что с тобою всегда.
Пусть мчатся секунды, недели, года,
Но стены родные, отчий твой дом –
Сердце навеки останется в нем!
- Ребята, а как вы думаете, когда появилась
семья? (Ответы детей)
Ученица:
Когда появилось слово семья?
Когда-то о нём не слыхала Земля –
Но Еве сказал перед свадьбой Адам;
– Сейчас я тебе семь вопросов задам:
Кто деток родит мне, богиня моя?
Ева тихонько ответила: «Я»
– Кто их воспитает, царица моя?
Ева покорно ответила: «Я»
– Кто есть приготовит, о радость моя?
Ева всё также ответила: «Я»
– Кто платье сошьёт, постирает бельё,
Меня приласкает, украсит жильё?
«Я, я», – тихо молвила Ева: «я, я»,
Сказала она знаменитых семь «Я»
Вот так на Земле появилась семья.
- Какие ассоциации у вас возникают со
словом семья?
(Ответы детей: род родственники, родные,
Родина).
- А что объединяет всех родственников?
(Прошлое).
- Зачем нам нужно знать прошлое своей
семьи? (Ответы детей).
- У каждого из нас есть своя история. Мы
знаем, где и когда родились, знаем памятные даты семьи, дни рождения близких
людей, храним семейный фотоальбом.
- Прослушайте запись песни «Семейный
альбом».
- Представьте на миг, что вы
потеряли память, вы не знаете, кто вы, где ваша семья. Как прожить
человеку без памяти?
-Семья - это наша опора, защита.
Семейные отношения – это корни большого дерева, которые питают нас
влагой, дают нам силы, помогают нам крепче стоять на ногах, и чем мощнее и
глубже эти корни, тем увереннее мы чувствуем себя в жизни. Это так важно в наше
время, что люди даже придумали специальную науку генеалогию, которая
изучает прошлое семьи.
-Пришло время познакомиться с
вашими творческими работами по составлению родословной.
- О своей родословной нам расскажут Асранкулов
Саша, Шереметьев Дима, Чайкина Арина и др.
- У каждого из нас есть имя и фамилия. А
знаете ли вы, откуда появились имена и фамилии? Почему вас назвали Димой,
Наташей, Сашей? Что означает ваша фамилия?
Выступление детей.
-
Человек рождается, получает имя. Раньше родители выбирали имя по святцам
(церковным книгам) в честь какого-нибудь святого, чей праздник отмечается в тот
день, когда родился ребёнок. Сейчас родители чаще дают такое имя, какое им
нравится (модное в данный момент или же в честь кого-нибудь из членов семьи).
Ученик:
Что имя – звук,
оброненный случайно,
В котором нет ни
смысла, ни значенья?
Конечно, нет. И в
именах есть тайна,
И таинство есть
имянареченье.
Ученица:
И вот мы сами,
силами своим
Осознаём в начале
нового века:
Не человек
находит себе имя.
А имя выбирает
человека.
- Знаете ли вы о
происхождении вашего имени? Что оно означает? (Выступления детей)
- Для ребят,
которые не узнали о происхождении своего имени, я приготовила сюрприз: сама
отыскала значения ваших имен, откуда они пришли. (Зачитываю значения имен и
называю источник информации).
- У вас
прекрасные, благозвучные имена. А вот какую историю описал в своём шутливом
стихотворении Юрий Благов.
Ученик
1:
Дед, стараясь для
внучонка,
Нахватал из разных
мест
Ряд имён, звучащих
звонко:
Товий… Муций…
Свен… Орест…
Ученик
2:
Зять решил по ходу
прений
Повернуть вопрос
ребром:
Назовём
посовременней –
Гелий… Атом…
Космодром…
Ученик
3:
Дочь, захваченная
спором,
Шумно лезет на
рожон
С целым импортным
набором:
Эдвин… Мельвин…
Сельвин… Джон…
Ученик
4:
Бабка с нехристями
знаться
Не желает и сама,
Вносит лепту,
глядя в святцы:
Псой… Сысой…
Кузьма… Фома…
Ученик
5:
Сочинительством
премудрым
Занимались
вчетвером.
Ночь проспорили, а
утром
Мальчик назван был
Петром.
- Видите,
оказывается, не так просто подобрать ребёнку имя. Поэтому очень неприятно
бывает слышать, когда вы придумываете обидные прозвища и обзываете ими друг
друга.
- Итак, что же у
нас получается? Имя вам дали родители. Отчество – от отца. А фамилия? Как
известно, слово «фамилия» заимствовано из латинского языка и дословно означает
«наследственное, семейное имя, переходящее от родителей к детям». Значит, к
вашему отцу фамилия перешла от деда, к деду – от прадеда. Но кто же первый так
назывался и почему?
Сегодня
«ФАМИЛИЕЙ» называются официальные наименования, указывающие на принадлежность
человека к определённой семье.
- Откуда же
взялись фамилии?
Выступления
детей.
- Большинство
фамилий произошли от отчеств или имён старейшин рода. Есть фамилии, которые
произошли от профессий. Например: работал человек на мельнице, среди своих
односельчан он прослыл мельником. Проходят годы, а потомки этого человека
получают фамилию Мельниковы, которая уже передаётся по наследству. Это очень распространенная
фамилия: в Германии - это Мюллеры, в Англии – Миллеры, а во Франции – Менье.
Фамилии
образовывались от различных признаков наружности или черт характера –
Черноголов, Ташбулатов, Соловей, Абзалов.
Животные,
которые окружали человека в его повседневной жизни, часто были производными
фамилий – Зайцевы, Гусевы, Елтаевы.
У большинства
семей в нашей стране фамилии появились в последние 150-200 лет.
Ученик
1:
В фамилиях
различных лиц,
Порою нам
знакомых,
Звучат названья
рыб и птиц,
Зверей и
насекомых…
Ученик
2:
Лисичкин, Раков,
Индюков,
Селедкин, Мышкин,
Тёлкин,
Мокрицын, Волков,
Мотыльков,
Бобров и
Перепёлкин.
Ученик
3:
Звучат, как
музыка, как стих,
Фамилии простые.
Вглядись, и ты
увидишь в них
Историю России.
- А знаете ли вы,
что означают ваши фамилии и как они появились? (Выступления детей)
- Сегодня мы
говорили о семье, о тепле родного очага, о семейных традициях.
- Нужно ли знать
историю своей семьи? - Почему люди чтят память своих прародителей?
- Как вы
понимаете высказывание К.Пруткова: «Отыщи всему начало, и ты многое поймешь».
-Друзья! Нужно
жить так, чтобы огонек тепла в вашем доме не погас! Гордитесь своей семьей!
Берегите ее честь! Собирайте свою родословную! И тогда родовое древо вашей
семьи будет вечно зеленым!
Ученик:
У каждого из нас своя дорога,
Свои посевы, и
свое жнивье,
Но радостью,
надеждой и тревогой
Мы непременно
делимся с семьей.
Как зерна в колосе
– и в этом нет секрета –
Мы связаны единою
судьбой.
И рамкой для
семейного портрета
Нам служат наше
братство и любовь.
- Вот и подошел к
концу наш урок. Что интересного и полезного вы взяли с сегодняшнего занятия?
Достойно несите свои имена и фамилии, чтобы передать внукам и правнукам. И
тогда вы сможете сказать о себе: «Я представитель большого семейного рода!»
Звучит запись песни «Моя семья».
.
Литература:
1. Самсонов
В.К. Твоя родословная. – Салон-Пресс, 2008.
2. Рыжова
Н.А. Методика составления родословной. М., Просвещение, 1999.
3. Коротов
Е.В. Твоя родословная. Кто ты? – Волгоград, Перемена, 1999.
4. Налётова
Г.И. Семейный праздник «Моя родословная» [Электронный ресурс].
5. Интернет.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.