Главная / Биология / Внеклассное мероприятие "Черный стриж-птица года 2014"

Внеклассное мероприятие "Черный стриж-птица года 2014"

hello_html_m53a26a5.jpg

Конкурс «Мир живой природы»

Данные для диплома

Номинация,

название конкурсной работы.


e-mail, с которого материал оправляется на конкурс

Размер оплаченного оргвзноса, т. е.

230руб. или 380руб. и адрес *


Ф.И.О (полностью)

Должность, категория, звание


Сокращенное название учреждения



Яхонтова Светлана Альбертовна

Учитель коррекционного обучения

МКОУ «Цветнопольская СОШ»

Сценарий мероприятия, посвященный живой природе Внеклассное мероприятие «Черный стриж, птица года 2014»

mx_55@mail.ru

230 руб. 646884 Омская обл,Азовский ННР,с.Цветнополье,ул. Майская 184.(для Яхонтовой Светланы Альбертовны)



Внеклассное мероприятие

"Черный стриж-птица года 2014"

 

Цель:

- активизировать познавательную деятельность детей,

- воспитывать любовь и бережное отношение к природе , окружающему миру

- сплочение классного коллектива, расширение кругозора, проверка знаний, эрудиции.

Задачи:

1. Расширять и систематизировать знания по охране окружающей среды.
2. Воспитывать аккуратность, бережное отношение к природе.
3. Коррекция и развитие связной речи, обогащение словарного запаса, через умение грамотно составлять и выражать свои мысли в постановке предложений

Планируемые результаты:

-знать особенности природы родного края

-значение птиц в нашей жизни

-заложить основы природоохранного поведения

Оборудование. Картины с изображением птиц, плакаты с загадками, фонограмма голосов птиц, презентация «Черный стриж-птица 2014 года»,кроссворды.

Ход занятия

l. Историческая справка.

Уже почти век орнитологи всего мира традиционно отмечают 1 апреля Международный день птиц. Начало этому положено в 1906 году, когда была подписана Международная конвенция об охране птиц. В России День птиц появился в 1920 году по инициативе юных натуралистов. В сороковые годы традиция прервана, а в 1996 году возобновлена.

С 1996 года Союз охраны птиц России ежегодно избирает птицу года. Цель этой кампании — привлечение внимания населения России к нашим птицам и проблемам их охраны. Выбранная птица оказывается в «свой» год в центре общего внимания. Идёт сбор данных о её численности и распространении, люди помогают решать её проблемы. Участники акции своим творчеством пропагандируют красоту этой птицы и, конечно, рассказывают об уязвимости живого мира.



2. «Чёрный стриж – птица 2014 года»

Описание:

Размером немного больше воробья, но из-за больших крыльев выглядит  гораздо крупнее. Горло грязно-белое, остальное оперение буро-черное.  Хвост с вырезкой. От ласточек отличается темным брюхом и длинными,  серповидно изогнутыми крыльями. Молодые похожи на взрослых, но имеют  светлые каемки на перьях, наиболее заметные на крыльях, и особенно на  лбу, так что белесый лоб виден даже с расстояния. Цевка оперенная, все 4  пальца направлены вперед. Вес 30-56 г, длина 16-18, крыло 16.4-18.0,  размах 42-48 см.

В 2014 г. птицей года выбран чёрный стриж. Это один из лучших летунов среди птиц. Большую часть своей жизни он проводит в полёте и может пролететь в день до 1800 км. 

В России обитает четыре вида стрижей. Самый обычный и широко известный из них – чёрный стриж, который населяет территорию Российской Федерации от западных границ до Бурятии. Именно этот стриж населяет Москву, Санкт-Петербург и другие города Европейской России и южной части Западной Сибири. В Восточной Сибири и на Дальнем Востоке его замещает белопоясный стриж, ареал которого в Якутии заходит за Полярный Круг. Белобрюхий стриж в России заселяет Кавказ, а иглохвостый стриж – юг Восточной Сибири и Дальнего Востока. Иглохвостый стриж – самый быстрый из всех стрижей и одна из самых быстрых птиц в мире.

Чёрный стриж хорошо приспособился к жизни рядом с человеком. В природе он гнездится в расщелинах скал, в старых дуплистых деревьях, а в населенных пунктах - под карнизами, крышами, в разнообразных нишах высотных зданий. Эта птица давно уже стала городским жителем и, казалось бы, не нуждается в помощи человека. Однако в ходе реконструкции зданий зачастую ниши заделываются, и стрижам становится негде строить гнёзда. Один из путей решения проблемы – изготовление искусственных гнездовий. Стрижи охотно заселяют обыкновенные скворечники; для этих птиц также сооружают и специальные домики – «стрижатники».

Ещё одна «стрижиная проблема» – их птенцы нередко преждевременно покидают гнёзда, ещё не умея летать. Такое происходит и у многих других птиц, но у большинства видов родители продолжают заботиться о плохо летающих слегка, защищая их и продолжая выкармливать. У стрижей же вылетевшие из гнёзд молодые птицы сразу начинают самостоятельно питаться и жить без помощи родителей. Поэтому если птенец покидает гнездо, не умея летать – он неминуемо погибнет, если человек не придёт ему на помощь. Выкормить такого стрижёнка дома – дело довольно хлопотное, но вполне возможное

В течение года в рамках кампании «Чёрный стриж – птица 2014 года» вы можете помочь стрижам решить жилищную проблему, выкормить выпавших из гнёзд стрижат, собрать сведения о сроках прилёта стрижей в вашем регионе и поместить их на сайт проекта «Весна идёт!». А также написать о стрижах популярную статью в СМИ и рассказать об этой замечательной птице друзьям, родственникам, сверстникам.

В городе Омске черный стриж - обычная многочисленная птица. Первые птицы появляются в городе 10 - 19 мая, прилет птиц в колонии растягивается на 10 - 12 дней. Брачные полеты на территории гнездовой колонии стрижей начинаются через 1 - 6 дней после прилета гнездящихся птиц. Окончательное формирование колонии заканчивается к 20 мая - 1 июня, примерно через 10 - 12 дней после прилета. В колонии обычно не более 30 гнезд.

Сроки отлета стрижей довольно сильно растянуты. Последние птицы отлетают из города между 13 и 19 августа.





А сейчас мы с вами проведем КВН посвященный дню птиц.

Класс делится на 2команды. Каждая команда придумывает себе название – «птичье имя». По ходу мероприятия ребята должны будут рассказать о птице, именем которой назвала себя команда, перечислить ее достоинства.

При проведении КВН за каждый правильный ответ команда получает «птичку­-сувенирчик» рисунки с изображением правильно угаданной птицы). За неточный или неполный ответ – рисунок с изображением цыпленка. Побеждает та команда, к которой «прилетело» наибольшее количество птиц сувенирчиков.

I. Вопросы викторины

1.Вы хорошо знаете эту птицу. Большая, с крепким клювом, сильными лапами. Это одна из самых умных птиц. Она умеет на расстоянии различать людей. Например, мужчину, от которого она видела много зла, облетает стороной, а женщину может подпустить и вплотную. Она отличает человека с ружьем от человека с палкой и более доверчива к последнему. Постепенно она перестала бояться людей в городах, где, естественно, никто в нее не стреляет. Интересно то, что, раздобыв черствую корку хлеба, она летит с ней к ближайшей луже и размачивает ее.
Забудет ли человек рыбу в лодке, оставит ли на крыльце миску с кашей для собаки или ведро с кормом для скотины – эта птица успеет за несколько минут не только обнаружить забытое, но и поживиться за чужой счет. Как зовут эту умную птицу?

(Ответ. Ворона.)

2.Оседлая, кочующая или перелетная птица наша ворона?

(Ответ. Это и оседлая, и кочующая, и перелетная птица. Там, где зимы из года в год стоят теплые, ворона живет около нас круглый год и никуда не улетает. Там, где зимы выпадают суровые, холодные, вороны на зиму не остаются или остается только часть птиц, а другие откочевывают на юг. Но есть и такие вороны, которые не дожидаются зимнего холода, не гадают, какой будет новая зима, а с наступлением первых холодов летят сразу туда, где ждет их тепло и пища.)

3.Отличается ли ворон от вороны?

(Ответ. Ворон и ворона – разные птицы. Ворона бывает серой и черной. И разница в одежде не потому, что черная ворона где-­то очень сильно испачкалась. Серая и черная вороны хотя и родственницы, но все­-таки разные птицы, и у каждой из них свои места обитания. Серая ворона обитает на европейской части нашей страны и только чуть-­чуть заглядывает за Уральский хребет, а черная – полная хозяйка Сибири, Дальнего Востока и Камчатки. Кроме того, и повадки у этих птиц разные.

Ворон – не «муж» вороны, ни серой, ни черной. Как самку, так и самца ворона отличают значительные размеры, черное с синеватым металлическим блеском оперение, мощный клюв и клиновидный обрез хвоста. Голос ворона – громкое гортанное карканье – скорее напоминает слогосочетание «крук­-крук», нежели воронье «кар­-кар».)

4

hello_html_m63830e38.jpg

Королек

. Самая маленькая из всех наших птичек. Тельце чуть больше наперстка, но теплая зимняя шуба спасает храбреца от самых лютых морозов. На голове – золотистая шапочка, окаймленная черной ленточкой­-полоской. Да к тому же свою золотистую шапочку он умеет поднимать, как маленькую корону. За что и называют его маленьким лесным королем.

(Ответ. Королек.)

5. Эту птицу вы самой первой узнали в своей жизни. Нет другой птицы, которая так неотступно следовала бы за людьми: где люди, там и она. Ушли, уехали люди, переселились на новые места, и почти тут же перебираются на новое местожительство и эти пронырливые птички. В кого первого целятся хулиганы­-мальчишки из рогатки? Кого чаще всего ловят кошки? Кого дольше всего человек считал вредной птицей и старался уничтожить любыми способами, мстя за склеванное зерно, за набеги на поля проса?

(Ответ. Воробей.)

6. Рядом с человеком живут два вида воробьев – воробей домовый и воробей полевой. Они схожи поведением, окраской, голосом да и размером, разве что последний несколько стройнее. Но имеются между ними и различия. Какие?

(Ответ. У самца домового воробья верх головы серый, а оперение самки более или менее однотонное; у полевого воробья, как у самца, так и у самки, «шапочка» коричневая, а на светлых щеках хорошо заметно на расстоянии темное пятно. И еще одно отличие: у самца домового воробья на сложенном крылышке одна поперечная белая полоска, а у самца полевого воробья таких светлых полосок на крыле уже две. У самок это отличие тоже есть, но менее заметно.)

hello_html_33f4f1f9.jpg

Овсянка

7. Этих птиц размером с воробья объединяет специфическое устройство клюва: конической формы, края его как бы втянуты внутрь, отчего надклювье и изогнутое под углом подклювье, даже плотно сжатые, не соприкасаются полностью. Таким клювом удобно шелушить семена. Раньше, когда овес был распространенной культурой, их часто видели поедающими его – отсюда и название этих птиц.

(Ответ. Овсянка.)





8.  Этих птиц вы сразу отличите от всех других наших зимующих птиц. Во-­первых, они относительно крупные – больше синицы, поползня, снегиря. Во­-вторых, очень красивы. Одеты в нарядную розово-­серую пушистую шу

hello_html_2bd4c2a4.jpg

Свиристель

бку с черными широкими полосами­-крыльями. Сразу заметите вы и ярко­-желтую полоску на конце хвоста – уж больно эта полоска яркая и броская.
Поможет узнать их и высокий хохолок. Когда птица опускает свой хохол, то кажется, что на голове у нее накинут кокетливый платочек. А когда хохолок поднят, птица выглядит очень торжественно. Очень любят полакомиться эти птицы яблочками­-дичками, ягодами можжевельника, рябины.

(Ответ. Свиристель.)

9.Эти птицы не только приносят с собой первые весенние песни к нам под окно – прилет их означает, что весна одержала еще одну победу и теперь гонит с полей и лугов последний снег.

Нигде в наших местах не услышишь другой такой странно

hello_html_3c203abf.jpg

Скворец

й песни. И песней-­то ее не назовешь – настоящая птичья песня должна быть мелодичной, красивой, приятной на слух. Но их песню мелодичной назвать нельзя: большей частью это скрипящие и свистящие звуки. Птицы эти – великолепные подражатели: услышат они скрип двери и этот далеко не музыкальный звук могут вставить в свою песенку. Некоторые успешно подражают кваканью лягушек, лаю собак, кудахтанью кур. Они могут научиться и некоторым нашим словам.

Может быть, эта ранне-весенняя песенка птиц кажется нам приятной, желанной лишь потому, что она по-настоящему первая весенняя песня под нашим окном, ведь синички, что радовали нас своими весенними колокольчиками, уже улетели в лес и распевают теперь только там.

У самца этой птицы желтый клюв, сам он весь черный, но черный цвет его одежды не густой, не тусклый, а с ярким металлическим отливом. Самки тоже черные с желтым клювом, но вот такого яркого металлического отлива у них нет, а еще можно заметить на их грудке небольшие светлые пестринки.

Этих птиц, наряду с фазанами и цесарками, можно считать избавителями от нашествия колорадского жука. Они поедают этого вредителя в большом количестве.

(Ответ. Скворец.)

10.Этих птиц не спутаешь с другими – уж больно они необычные. Рыхлое оперенье делает их большими, пухлыми. У них большие головы и совсем не видно шеи. И головы у них необычные – спереди плоские, будто у них, как у человека, есть лицо. И на этом «лице» расположены прямо смотрящие на вас большие круглые глаза. Другой раз встретишь эту птицу и запомнишь только ее голову и глаза, будто нет у нее ни крыльев, ни хвоста, ни лап.

Крылья у всех этих птиц закругленные и широкие, хвост короткий, что обеспечивает маневренный бесшумный полет. (Ответ. Совы.)

11. Назовите самую большую нашу сову. Ее часто называют еще ухало или пугало из­-за того, что и вправду может напугать любого. (Ответ. Филин.).

II.Конкурс “Разминка” (загадки о птицах).

1) На шесте – дворец,
Во дворце – певец,
А зовут его… (скворец)

2) Всё время стучит,
Деревья долбит,
Но их не калечит,
А лечит. (дятел)

3) На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит,
Тычет клювом наугад,
Ищет в речке лягушат.
(цапля)

4) Непоседа пёстрая
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.
(сорока)

5) По лужку он важно бродит,
Из воды сухим выходит,
Носит красные ботинки,
Дарит мягкие перинки.
(гусь)

6) Всех перелётных птиц черней
Чистит пашню от червей,
Взад-вперёд по пашне вскачь,
А зовётся птица… (грач)

  • Что с земли легко поднимешь, а далеко не закинешь? (Пух, перо.)

  • Упадет, разобьется – никакой кузнец не скует. (Яйцо.)

  • Без рук, без топоренка построена избенка. (Гнездо.)

  • Из живого – мертвый, из мертвого – живой. (Курица – яйцо – цыпленок.)

  • В воде купался – сухим остался. (Гусь.)

  • Пестрая крякуша ловит лягушек. (Утка.)

  • Днем спит, ночью летает, прохожих пугает. (Сова.

  • У кого дитя еще не родилось, а уже отдано на воспитание? (У кукушки.)





III. Тестирование команды

Для чего дятел “барабанит”?

А) клюв чистит;

Б) кому-то что-то сообщает; (+)

В) музыкой увлекается.

(сигнал служит приглашением для самки)

  1. Зачем страус голову в песок прячет?

А) от страха;

Б) освобождается от паразитов; (+)

В) разыскивает пищу.

(Закрыв свои большие глаза и опустив голову в горячий песок, страус ждёт, пока погибнут с головы все паразиты. После этого он погружает в песок шею, грудь и принимает самые настоящие песочные ванны).

  1. Какая птица является чемпионом по нырянию?

А) утка;

Б) гагара;

В) пингвин. (+)

(гагара ныряет на глубину 80м, пингвин – 200м).

  1. Почему у журавля рождается только один птенец?

А) журавль откладывает только одно яйцо;

Б) сильный птенец убивает слабого; (+)

В) птенец, вылупившийся первым, выбрасывает остальные яйца из гнезда.

(Журавли откладывают по два яйца, но птенец у них остаётся один. Вылупившиеся птенцы тут же начинают жестокую драку, пока один не убьёт другого, а родители стоят рядом и спокойно наблюдают за этим действием).



IV. Конкурс “Живые синонимы”.


  Вспомнить, как и о ком у нас говорят в народе, используя названия птиц.

  • Могучий как … (орёл)

  • Вольный как … (птица)

  • Вороватый как … (сорока)

  • Важный как … (гусь)

  • Взгляд хищный как … (у ястреба)

  • Зоркий как … (сокол)

  • Болтать как … (сорока)





Кроссворд

Отгадав названия птиц и вписав их по вертикали, в выделенной строке по горизонтали вы получите название науки о птицах.

hello_html_ma54bd78.png

1. Не человек, а говорит.
(
Попугай.)

2. Мальчишка в сером армячишке 
По дворам шныряет,
Крохи собирает,
 
По полям кочует.
 
Коноплю ворует.(
Воробей.)

3. Живет в лесу,
Ухает, как разбойник.
 
Люди его боятся,
 
А он людей боится.(
Филин.)

4. В болоте плачет,
А из болота не идет.(
Кулик.)

5. Hе король, а в короне, 
Не гусар, а при шпорах,
 
На часы не глядит,
 
А время знает.(
Петух.)

6. На шесте дворец, 
Во дворце певец.(
Скворец.)

7. Шило впереди, 
Ножницы сзади. (
Ласточка.)

8. Летать летаю, 
Птиц всех забиваю. (
Орел.)

9. Весной за пахарем ходит, 
А под зиму с криком уходит. (
Грач.)

10. На голове у этой птицы 
Хохолок высокий, длинный,
 
Очень любит эта птица
 
Плоды ранетки и рябины. (
Свиристель.)

11. Посередь деревьев кузнец кует. (Дятел.)



V. Конкурс “Узнай птицу по портрету”.

   Каждое существо имеет своё лицо, свой портрет. Лица эти по-своему интересны, удивительны и даже красивы.

Сегодня по портрету будем узнавать птиц. А теперь каждой команде предлагаем нарисовать птицу ,носящую название команды.

VI. Конкурс “Веришь – не веришь”.

  • Верите ли вы, что кукушка кукует, не открывая клюва? (да)

  • Верите ли вы, что яйцо аиста самое крупное? (нет)

  • Верите ли вы, что у птиц память отсутствует? (нет)

  • Верите ли вы, что птицы путешествуют по своим законам? (да)


В заключение хотим вам рассказать как птицы отправляются в свои дальние путешествия.

Подведение итогов жюри подсчитывает количество баллов и объявляет победителей.


Заключительная часть.


Наш праздник хотелось бы закончить стихотворением Н.А.Заболоцкого “Просьба”

Раненая птица в руки не давалась,
Раненая птица птицей оставалась.
Этот сон давнишний до сих пор мне снится!
На траве кровавой вздрагивает птица.
Птицы, рыбы, звери в душу к людям смотрят
Вы их жалейте, люди! Не убивайте зря!
Ведь небо без птиц – не небо,
А море без рыб – не море,
А земля без зверей – не земля.
Люди – человечки, страны и народы,
Мы теперь навеки должники природы!
Надо с этим долгом как – то расплатиться,
Пусть расправит крылья раненая птица.

Сейчас мы предлагаем проявить нашу заботу о птицах-развесить скворечники и кормушки заготовленные своими руками.





Литература

Иваницкий В.В. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Птицы. – М.: ООО «Издательство Астрель»; ООО «Издательство АСТ», 2000.

Любимцев В.В. Вопросы и ответы. – М.: Дрофа, 1995.

Онегов А.С. Школа юннатов. Наши пернатые друзья и соседи: Научно­художественная литература. – М.: Дет. лит., 1980.

Потапова Л.М. Детям о природе. Экология в играх для детей 5–10 лет. – Ярославль: Академия развития: Академия, Ко: Академия Холдинг, 2000.

Пукинский Ю.Б. Птицы. – Л.: Лениздат. 1988.

Тарабарина Т.И., Соколов Е.И. И учеба, и игра. Природоведение. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1998.

В,Н.Русакова-Омск,2010-592с.Энциклопедия Омской области.в 2 т.


Земля Омская.История области глазами современников.Омск: Арен,2006-336с.


Земля, на которой мы живем. Природа и природопользование Омского Прииртышья.-Омск. Манифест,2006-576с.


Красная книга Омской области-Омск:Изд-во ОмГПУ,2005-460с.





















Внеклассное мероприятие "Черный стриж-птица года 2014"
  • Биология
Описание:

Цель:

- активизировать познавательную деятельность детей,

- воспитывать любовь и бережное отношение к природе , окружающему миру

- сплочение классного коллектива, расширение кругозора, проверка знаний, эрудиции.

Задачи:

1. Расширять и систематизировать знания по охране окружающей среды.
2. Воспитывать аккуратность, бережное отношение к природе.
3. Коррекция и развитие связной речи, обогащение словарного запаса, через умение грамотно составлять и выражать свои мысли в постановке предложений

Планируемые результаты:

-знать особенности природы родного края

-значение птиц в нашей жизни

-заложить основы природоохранного поведения

Оборудование. Картины с изображением птиц, плакаты с загадками, фонограмма голосов птиц, презентация «Черный стриж-птица 2014 года»,кроссворды.

 

 
Автор Яхонтова Светлана Альбертовна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Биология
Подраздел
Просмотров 1002
Номер материала 51377
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓