Главная / Технология / Внеклассное мероприятие по технологии "Путешествие в город мастеров"

Внеклассное мероприятие по технологии "Путешествие в город мастеров"

hello_html_5476ba5f.gifhello_html_3c151a35.gifhello_html_m3e515a0a.gifhello_html_m789b8d6f.gifhello_html_m581c23c5.gifhello_html_m3e515a0a.gifhello_html_m7ef1c.gifhello_html_m397a4327.gifhello_html_5358dc48.gifhello_html_10d814de.gifhello_html_4db1bc27.gifhello_html_m7f7f5fbf.gifhello_html_m12b86c30.gifМетодическая разработка

внеклассного мероприятия





Образовательная область

«Технология»













Тема:

Путешествие в «Город мастеров».













Разработала:

Учитель 1 категории

Новобатайской

СОШ №9

Половинкина Н. И.








Новобатайск


Пояснительная записка

Народное искусство было неотъемлемой частью национальной культуры на протяжении всей истории человечества.

Основу декоративно-прикладного искусства составляет творчески ручной труд мастера.

Общеобразовательные школы используют разнообразные формы трудового обучения, что позволяет не только знакомство учащихся с традициями народного декоративно-прикладного искусства, но и его развитию.

На занятиях различными видами декоративно-прикладного искусства ученицы учатся создавать красоту своими руками. Эти занятия не только формируют эстетический вкус у школьников, но и дают необходимые технические знания, развивают трудовые умения и навыки.

В начале урока и в последующие от урока к уроку стремилась выполнить следующие задачи:

  • раскрыть истоки народного творчества и роль декоративно-прикладного искусства в жизни общества;

  • привить любовь к традиционному народному искусству;

  • сформировать представление о народном мастере, как творческой личности;

  • усвоить специфику художественной системы народного искусства (повтор, вариации, импровизация);

  • развить художественно-творческие способности учащихся;

  • обучить учащихся навыкам и приёмам художественной обработки материалов разных видов.


В процессе теоретического обучения знакомила учащихся с истоками возникновения и развития различных видов народного декоративно-прикладного искусства, раскрывая их тесную вязь с природой, традициями, жизнью народа, его историей.

В ходе занятий использовала разнообразный иллюстрационный материал и образцы произведений народных мастеров.

После общего знакомства учащихся с разными видами народного декоративно-прикладного искусства перешла к более углублённому изучению некоторых видов прикладных искусств.

Изучение каждого вида начинала с исследования образцов, уточнения процесса и последовательности выполнения каждого вида.

В ходе каждого практического занятия формировала у школьников навыки и умения по изготовлению художественных изделий на основе знаний, полученных в процессе теоретического обучения.

Эстетические чувства, художественная культура учащихся активнее развивается в процессе творческого труда, в процессе изготовления ими общественно полезных вещей.

Поэтому особенно тщательно подбирала предметы, над которыми будут работать ребята.

Лучше заниматься изготовлением предметов, которые сразу найдут своё место в жилом и общественном интерьере или станут частью современного костюма. такое обучение делает занятия серьёзными.

Большие изделия лучше выполнять коллективно. что ускоряет процесс творчества. и даёт учащимся навыки совместной работы.

Успех детей рождает у них уверенность в своих силах, готовность к проявлению творчества.

Часто называемое «печворк» (в переводе с английского – «лоскутная работа»), оно стало возрождаться только в конце 60-х годов.

Художники-фольклористы разработали кроме обычного лоскутного шитья; текстильную мозаику, текстильный коллаж.

Сравнительно мелкие и простые вещи можно шить на руках (показывает несколько видов прихваток, выполненных на руках).

Выполняются они так: берём квадратики или треугольники и сшиваем их, соблюдая цветовое сочетание. Соединив все детали, выполнив две заготовки, вкладываем между ними прокладки из утеплителя или плотной ткани и сметываем все три детали вместе, а затем тесьмой оформляется край.

Тесьму можно делать из ткани или брать фабричную.

(Каждое объяснение мастер сопровождает показом).

Первый экскурсовод: Мы побывали с вами у чудо-мастеров, увидели, какие интересные вещи получаются в их умелых руках. Я предлагаю вам проверить себя, а точнее запомнили ли вы:

1. Какие ткани и материалы можно использовать для аппликации?

2. Способы выполнения аппликации.

3. Как ещё можно назвать технику лоскутного шитья.

- Эти три карточки хранят в себе ответы на эти вопросы, заполнив их правильно, вы проверите себя, усвоили ли все, о чём говорили мастера в мастерской «Лоскуток».

(Раздаёт желающим кроссворд, чайнворд, головоломку).

Пока получившие карточки заполняют их, остальным предлагаются вопросы:

1. Кто помнит, из чего получают х/б и льняные ткани?

2. Из чего получают животные волокна?

3. Чем отличаются волокна растительного происхождения от волокон животного происхождения?

4. Что, кроме ткани, можно использовать при оформлении аппликации?

учитель: Ответившие правильно на вопросы получают синие фишки, а те, кто нашёл правильные ответы для кроссворда, головоломки, чайнворда, - получают красные фишки. (Раздают фишки)

в дальнейшем се участники, принимавшие участие в путешествии, правильно усвоившие материал и ответившие на вопросы, будут тоже получать фишки. всех владельцев фишек в конце путешествия ждёт сюрприз.










Цель мероприятия:

Систематизация и обобщение изученного материала.

Цель путешествия:

Выработать умение слушать своих товарищей и дополнять их рассказы, добиваться умения правильно, последовательно и рационально обосновывать и излагать свои мысли; повысить теоретический и практический уровень учащихся; развивать творческие способности, фантазию, воспитывать бережливость.

Оборудование: ткань (обрезки, лоскуты) различной расцветки и видов, ножницы, переводная бумага, карандаш, картон, бумага, нитки, иголки, клей, полиэтилен, рисунки; нитки для вязания (х/б, шерсть), набор крючков, схемы узоров; соломка, шаблоны деталей узора, дощечки разной формы; электроутюг; карточки для опроса (кроссворд, чайнворд, головоломка); образцы работ (работы, оформленные аппликацией); работы, выполнение в технике «печворк»; салфетки, воротнички и детские вещи, украшения, выполненные крючком; панно из соломки.

Работы-сюрпризы:

1. Набор для кухни; газетницы; прихватки;

2. Салфетки, игрушки, украшения;

3. Панно-миниатюры из соломки.

Подготовительная работа:

1. Беседы, рассказы о видах рукоделия.

2. исследование образцов народно-прикладного искусства.

3. Проведены блоки занятий по каждому из предложенных видов прикладных искусств (в ходе которых отработана система последовательного изготовления изделий с использованием различных приёмов).

Рекомендации по ходу урока:

1. Вспомнить виды прикладного искусства.

2. Оживить свой рассказ демонстрацией изделий.



















Ход

Учитель: Сегодня мы с вами посетим «Город мастеров». В нашем путешествии мы не будем торопиться и побываем у нескольких мастерских, где работают чудо-мастера – умелые руки. Послушаем, что нам расскажут наши гиды – экскурсоводы из города мастеров.

Первый экскурсовод приглашает всех в мастерскую «Лоскуток». Знакомит гостей с мастерами, умело работающими по оформлению изделий аппликации. Показывает изделия, оформленные аппликацией. Затем предлагает мастерам рассказать о своей работе.

Первый мастер: Этот вид рукоделия широко применяется для украшения одежды, сумок, панно и других изделий.

Для аппликации подойдут любые кусочки тканей, кожи, меха, фетра, замши, сукна, а также тесьма, шнурок, бусы, бисер.

Узоры для сумок, панно из других изделий переводят с помощью копировальной бумаги. при этом кусочки тонкой ткани (ситец, сатин, штапельное плолтно, шёлк и др.) слегка подкрахмаливают и разглаживают.

Элементы узора переводят на лоскутки так, чтобы направление нитей ткани лоскутов и фона совпадало.

Вырезанные детали узора на основу можно прикрепить тремя способами:

а) клеевым;

б) ручной (используя петельный или тамбурные швы);

в) машинным (используя прямую или зигзагообразную строчку);

При выполнении аппликации из толстых тканей используют прямую машинную строчку.

- А сейчас я вам покажу работы и объясню способы их выполнения. (Показывает несколько предметов, оформленных аппликацией, и рассказывает, как они выполнялись).

Второй мастер: Я вам покажу, как выполнить самый лёгкий способ аппликации. Его выполнить смогут даже те, кто не умеет держать иголку в руках.

Вначале мы выбираем рисунок, готовим выкройку – шаблон для каждого элемента узора. (Показывает, как это всё выполняется).

С помощью этих шаблонов делаем выкройку из ткани. чтобы детали не растерять и не спутать, скалываем их булавками.

Далее располагаем элементы в том порядке, как они расположены на рисунке, на основу.

Если работа сложная, то каждый элемент клеится отдельно. (Каждый приём работы выполняется вместе с объяснением).

Третий мастер: Но из лоскутов можно выполнить не только аппликацию, используя обрезки х/б из льняных тканей (цветных и однотонных) можно сшить вот такие интересные и нужные доме вещи. (Показывает на стенде несколько работ, выполненных разными приёмами в технике «печворк» - лоскутной мозаики).

- Теперь немного истории.

Лоскутное шитьё известно на Руси как один из интересных видов домашнего рукоделия очень давно, но как профессиональное искусство.



Карточки-задания по первому этапу.

Кроссворд «Как звучит по-английски «лоскутное шитьё».



















Заполнив все строчки по горизонтали правильно, в вертикальном выделенном столбике прочтёте английское название техники лоскутного шитья.

1. Что необходимо для изготовления ткани?

2. Что шьют из х/б ткани?

3. Процесс изготовления ткани.

4. Из чего получают пряжу?

5. Нить, идущая вдоль ткани.

6. Один из видов обработки края изделия.

7. Название неосыпаемого края ткани.













Головоломка «Способы выполнения аппликации».

ко

кле

ре

е

с

ны

вой

р

ок

уч

ч

на

я

е

о

за

ма

чу

ши

е

нный



Зачеркните ненужные буквы и слоги, и вы простеете способы выполнения аппликации. (клеевой, ручной, машинный)

е

к

р

о

м

а

к

к

и

л

у

р

о

с

н

а

в

о

о

н

к

о

л

о

в

о

в

т

с

е

т

к

а

ч

л

ь

ё

а

ж

я

р

П

б














































Чайнворд

«Некоторые ткани и материалы, которые можно использовать для аппликации».


Н



И

С



А
































Заполнив последовательно (цепью) расположенные клеточки так, чтобы получился ряд отгадываемых слов, расположенных таким образом, сто последняя буква предыдущего является первой буквой последующего лова.

1. Плотная шёлковая или х/б ткань с гладкой блестящей лицевой поверхностью. (Атлас)

2. Плотная глянцевая х/б или шёлковая ткань сатинового переплетения. (Сатин)

3. Тонкая, длинная необходимая для соединения деталей. (Нитки)

4. Даже если есть нитки, сшить нет возможности без неё. (Иголка)





Второй экскурсовод: Я приглашаю всех продолжить путешествие и посетить салон «Паутинка» (Показывает набор из ниток разного вида и набор крючков).

Вот эти «чудо клубки» и «волшебные крючки» в умелых руках творят чудо-кружево. (Просит мастера познакомить с историей этого вида рукоделия).

Первый мастер: Кто и когда придумал первую петельку, никто не знает, но уже давно известно, что родилась эта петелька задолго до нашей эры. История нашей планеты рассказывает, что люди владели техникой вязания в древние времена.

В Египте сохранялись экземпляры вязаных вещей 4 и 5 веков нашей эры. Детский носок из цветной шерсти был связан сравнительно сложной (вязкой) техникой; большой палец отделён от остальных так, чтобы между ними мог проходить ремешок сандалей.

Полагают, что в Европу вязание проникло через египетских христиан-коптов.

Интересно, что вязание сначала было мужским ремеслом, и мужчины боролись с женской конкуренцией даже специальными договорами. Лишь позднее, когда вязание широко распространилось, им стали заниматься прежде всего женщины.

Искусство вязания крючком в начале 19 века поистине стало ювелирно. Из тонких ниток шерсти, шёлка, льна в «золотых» руках мастериц рождаются красивые скатерти, покрывала, занавески, шали, кружева, салфетки, воротнички и украшения.

А как приятно связать что-либо в подарок своим близким и друзьям!

Второй мастер: Обратите внимание на эти салфетки, как они великолепны, а для работы были взяты обычные катушечные нитки. В работе использованы самые простые основные приёмы вязания – цепочка, столбики без накида, столбики с одним накидом (берёт крючок и клубок и показывает приём вязания цепочки из воздушных петель; столбики без накида, столбики с накидом).

(Второй экскурсовод приглашает всех подойти к выставочному стенду с различными изделиями, выполненными крючком).

Рассмотрите эти работы повнимательней и назовите приёмы вязания, которыми они выполнены. (Учащиеся по желанию показывают и называют приёмы).

Учитель: Вы назвали приёмы правильно и получаете синие фишки, а те, кто владеет крючком и смогут показать эти приёмы, получают красные фишки. (Предлагает гостям и учащимся показать своё умение, мастера следят за их работой; за правильное безошибочное выполнение приёмов участники получают красные фишки).

Третий экскурсовод: прошу подойти со мной всех желающих в мастерскую «Соломинка».

В этой мастерской обратите внимание на игру солнечных лучей на этих золотистых узорах. Я думаю, что всем будет интересно узнать, как получаются такие работы. Об этом мы попросим рассказать одного из мастеров.

Первый мастер: Я хочу вначале познакомить ас с историей возникновения прикладного искусства – соломка. Мой рассказ продолжат остальные работники нашей мастерской.

Итак! Соломка как поделочный материал давно известна народным умельцам Беларуси, Молдавии, Украины.

они изготавливают из неё различные вещи: циновки, сумки, коврики, игрушки, панно.

В горьковской, Кировской областях соломкой украшают самые разнообразные предметы: ларцы, шкатулки, рамки.

Второй мастер: Работы из соломки необычайно привлекательны. Плетёные вещи очень изящны. Мы в своей мастерской используем приём аппликация, его довольно часто используют мастера России, украшая свои изделия.

Аппликации из соломки отливают золотом, перламутром. такое впечатление создаётся тем, что солома имеет глянцевую поверхность и продольное расположение волокон. аппликация составляется из форм под разными углами по отношению к свету. сувениры из соломы – приятный подарок.

Третий мастер: Чтобы выполнить аппликацию из соломки необходимо подобрать солому разных оттенков и подготовить её к работе. А именно, убрать узлы, расколоть соломины, отгладить их горячим и холодным способами. Оттонировать соломенные ленты. Для работы использую пшеничную, ржаную, овсяную, рисовую соломку. Фоном могут быть дощечка, картон, рамки, шкатулки и т. д.

Четвёртый мастер: Я расскажу и покажу, как выполнить аппликацию. Работа проходит в следующем порядке:

1. Подбираем рисунок.

2. Делаем шаблон каждого элемента узора, указываем направление соломенных волокон.

3. Наклеиваем соломенные ленты на бумажные элементы.

4. Все заготовки под пресс.

5. Все элементы располагаем на фоне, собирая сюжет или орнамент. наклеиваем. тонируем.

6. готовую работу поле сушки вскрываем лаком.

(По ходу объяснения мастер показывает отдельные приёмы выполнения).

Третий экскурсовод: Вы прослушали, просмотрели, как нужно делать аппликацию из соломки. И, наверное, некоторые из вас теперь и сами смогут приготовить чудо-сувенир!

Учитель: Мне бы хотелось уточнить некоторые детали, запомнили ли вы их. для этого надо ответить на такие контрольные вопросы:

1. Какую солому берут для работы?

2. Сколько способов обработки соломы вы знаете? Назовите их.

3. Как получить элементы узора?

4. Что надо учитывать при наклеивании соломенных лент?

5. как сушат готовую работу?

6. Что можно использовать в качестве фона?

7. Расскажите об окончательной обработке изделия.

(За каждый полный правильный ответ учитель даёт синюю фишку).

Учитель: Мы побывали с вами в увлекательном путешествии, познакомились с различными видами прикладных искусств. Прослушав ваши ответы, видно, сто многие заинтересовались этими видами работ. Вы внимательно слушали мастеров, следили за их работой. Активные участники путешествия за свои ответы получили фишки.

Мастера «Города Мастеров» приготовили сюрпризы, их получают владельцы фишек.

(Мастера вносят коробки с различными изделиями).

По оформлению коробок с сюрпризами вы догадались, к кому должны подойти владельцы фишек.

Мастер из мастерской «Лоскуток»: Те, кто получил красные фишки, в нашей мастерской за разгадывание кроссворда, чайнворда и головоломки, получают вот эти работы наших мастеров. (Вручают комплекты для кухни и газетницу).

Получившие синие фишки получают вот эти прихватки. (Вручаются призы).

Мастер из салона «Паутинка»: А теперь я приглашаю подойти к этому столу тех, кто получил красные и синие фишки в нашем салоне.

Получившие красные фишки получают воротнички и салфетки, а те, у кого синие фишки – вот эти игрушки-сувениры.

Мастер из мастерской «Соломинка»: Вот подошла очередь получать сувениры и тех, кто дал точные и полные ответы на контрольные вопросы о работе мастеров в мастерской 2Соломинка». (Владельцы синих фишек получают призы – панно-миниатюры из соломки).

Учитель: Наше путешествие подошло к концу. вы узнали много интересного. за своё активное участие получили призы. те, кто заинтересовался этими идами рукоделия, приглашаются на занятия кружков, где вы более подробно познакомитесь с технической стороной каждого вида. Ждём вас!

Внеклассное мероприятие по технологии "Путешествие в город мастеров"
  • Технология
Описание:

Данная работа представляет собой разработку внеклассного мероприятия по технологии "Путешествие в город мастеров". Целью данного мероприятия является систематизация и обобщение изученного материала.Цель путешествия:

Выработать умение слушать своих товарищей и дополнять их рассказы, добиваться умения правильно, последовательно и рационально обосновывать и излагать свои мысли; повысить теоретический и практический уровень учащихся; развивать творческие способности, фантазию, воспитывать бережливость.

 На занятиях различными видами декоративно-прикладного искусства ученицы учатся создавать красоту своими руками. Эти занятия не только формируют эстетический вкус у школьников, но и дают необходимые технические знания, развивают трудовые умения и навыки.  Эта разработка и является таким занятием.

Автор Половинкина Надежда Ивановна
Дата добавления 17.11.2014
Раздел Технология
Подраздел Конспекты
Просмотров 2586
Номер материала 1579
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓