Главная / Начальные классы / Внеклассное мероприятие по самопознанию "Ты и твои друзья"

Внеклассное мероприятие по самопознанию "Ты и твои друзья"

Внеклассное мероприятие по самопознанию

« ТЫ И ТВОИ ТОВАРИЩИ

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ГОСТЯХ».


Цель: создать условия для воспитания таких качеств человека, как доброжелательность, взаимопонимание, сострадание, гостеприимность; способствовать созданию дружного и сплочённого коллектива; выработать правила поведения в гостях.

Что дети должны усвоить.

Помни закон жизни: один за всех и все за одного.

Будь вежлив со своими товарищами: не давай им прозвищ и кличек, разговаривая, не кричи, не забывай говорить волшебные слова, здоровайся при встрече.

Не спорь с товарищем по пустякам, не ссорься, старайся работать и играть дружно.

Не ябедничай. Если друг в чём-то не прав, скажи сразу об этом. Останови товарища, если он занимается чем-то плохим.

Не зазнавайся, если у тебя что-то хорошо получается: не сердись и не павай духом, если у тебя что-то не выходит.


КЛАССНЫЙ ЧАС.


Мотивационно-целевой этап.


(Звучит песня «От улыбки хмурый день светлей…».).

  • Слова этой песни вам давно известны. «С голубого ручейка начинается река, ну а дружба начинается с улыбки».

  • Для чего человеку нужна дружба? Зачем нужны друзья?


(Входят 2 инопланетянина).

  1. Дру-зь-я? Ч-то-э-то?

  2. К-то-э-то?

Учитель: Кто вы?

1ин- Мы- жи-те-ли-д-ру-го-й-пла-не-ты.

2-Д-ру-зь-я? К-то-та-ки-е-д-ру-зья?

Учитель: Ребята. Объясните гостям с другой планеты: «Кто такие друзья».


1 ин-Не-по-ня-л. Пов-то-ри-те.

2 ин- Не- по-нял. Объ-яс-ни-те.

Учитель: Ну что ж проходите, садитесь и внимательно слушайте. Сегодня мы вамрасскажем о том, кто такие друзья, зачем они нужны и что делать, чтобы у вас было много друзей?

Друзья, вы согласны?

Основная часть.


  • Чтобы гости с другой планеты лучше узнали, кто такие друзья, мы все вместе исполним песню «Вот что значит настоящий верный друг»,

  • Что вы узнали о друзьях?

1 ин.- Друг не спро-си-т-он-бу-де-т-мо-л-ча-ть.

2 ин.-Он-все-гда-мо-л-чит-он-не-мо-же-т-го-во-рить.

Учитель: вы ничего не поняли. Ребята, объясните смысл этой песни. Что в этой песнеговорится о друзьях?

  • Да, друзья-это самые близкие после родителей люди. Это люди, с которыми легко и интересно. Это люди, которые нужны тебе и которым нужен ты.

  • Объясните пословицу: «Не встретил друга-ищи, а нашёл-береги».

  • Послушайте внимательно рассказ и ответьте на вопрос: «Права ли мама?».


Жили 2 подружки-первоклассницы. Обе они, маленькие, розовощекие, светловолосые, очень походили друг на друга. Даже обеих мамы одевали почти одинаково, обе учились только на пятёрки.

  • Мы во всём, во всём одинаковые, - с гордостью говорили девочки.

Но однажды Соня, так звали одну девочку, прибежала домой и похвасталась маме:

  • Я получила по математике 5, а Вера только 3. Мы стали уже не одинаковые.

Мама внимательно посмотрела на дочку и сказала грустно:

  • Да, ты стала хуже.

  • Я? – удивилась Вера.-Но ведь тройку получила не я.

  • Тройку получила Вера, но она получила её потому, что на днях болела… А ты обрадовалась,-и это значительно хуже.

Учитель: Права ли мама? Как вы понимаете её слова? Почему она не обрадовалась тому, что Соня получила 5?

  • Что вы сказали Соне?

  • Как вы понимаете: «Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе»?

  • Как надо относиться к друзьям?

  • Послушайте стихотворение и скажите: «Бываете ли вы похожи на его героев?»

В третьем «Б» вошло в привычку –

Очень странная она-

Отзываются на кличку, позабыли имена

Скажешь Рябчикову: «Витя!!»

Он решит других зовут.

Ну а –«Рябчик!»-позовите-

Витя сразу тут как тут.

Помидоровой Татьяне

Скажешь Таня-тишина.

«Помидора!»-сразу станет

Вся внимания полна.

Коля-бантик

Катя-Чудик

Лена Струнова-Струна

Удивительные люди-

Позабыли имена!

  • Бываете ли вы похожи на героев стихотворения?

  • Понравились ли вам они?

  • Хотели бы вы иметь таких друзей?


1ин.- Ха-ха-ха! По-ми-до-ра, Ря-б-чик, Бан-тик! Смеш-но!

2ин.- О-чень сме-шно!

Учитель: Ребята, а вам тоже смешно? А если бы это были ваши клички?

  • Можно ли сказать, что герои стихотворения учатся в дружном классе?

  • Подходит ли им пословица: «Один за всех и все за одного!» Как вы её понимаете?

  • Подходит ли им пословица: «Один за всех и все за одного!» Как вы её понимаете?

  • Друзья, а как вы считаете, что самое Страшное для человека?


1 ин.-Са-мо-е-страш-но-е, ког-да и-дёт до-ждь. Я ржа-ве-ю.

2 ин.-Я ло-ма-юсь. Дождь – са-мо-е-страш-но-е!

Учитель: - А как вы считаете?

- Мы сейчас прочитаем рассказ «Самое страшное». А вы подумайте, действительно ли это самое страшное?

САМОЕ СТРАШНОЕ

Вова рос крепким и сильным мальчиком. Все боялись его. Да и как не бояться такого. Товарищей он бил. Взрослым рожи корчил. Собаке Пушку на хвост наступал. Коту усы выдёргивал. Колючего ежа под шкаф загонял. Даже своей бабушке грубил.

Никого не боялся Вова. И этим он очень гордился. Гордился, да недолго.

Настал такой день, когда мальчики не захотели играть. Оставили его - и всё. Он к девочкам побежал. Но и девочки, даже самые добрые, тоже от него отвернулись. Кинулся тогда Вова к Пушку. А тот на улицу убежал. Хотел Вова с котом поиграть, а тот на шкаф забрался и недобрыми глазами на мальчика смотрит. Сердится.

Решил Вова из-под шкафа вытащить. Куда там! Ёжик давно в другой угол перебрался.

Подошёл Вова к бабушке. Обиженная бабушка на внука даже глаз не подняла. Сидит, старенькая, чулок вяжет да слезинки вытирает.

Наступило самое страшное из самого страшного, какое только бывает на свете. Вова остался один. Один - одинёшенек.

  • Что же самое страшное для человека? Да, одиночество, действительно, должно пугать каждого. Вам не с кем поговорить, обсудить понравившуюся книгу или фильм, рассказать о своём горе или радости. Вы одни.

  • Кто может сказать: «Почему бывают люди, которые чувствуют себя одинокими?»

  • Всем нам необходимо оглянуться, посмотреть на окружающих нас людей. Помните пословицу: «Лицом хорош, да душой не пригож». Как вы понимаете её? На что надо обращать внимание при выборе друзей?

  • Каким людям трудно найти себе друзей?

  • Послушайте стихотворение и объясните: «хотелось бы вам иметь такую подругу, как Соня?»

СОНЕЧКА

Тронь её нечаянно –

Сразу: - Караул!

Ольга Николаевна,

Он меня толкнул.

Он, я укололась! -

Слышен Сонин голос. -

Мне попало что-то в глаз

Я пожалуюсь на вас.

Дома снова жалобы;

- Голова болит...

- Я бы полежала бы -

Мама не велит.

Сговорились мальчики:

Мы откроем счёт:

Сосчитаем жалобы -

Сколько будет в год?

Испугалась Сонечка

И сидит тихонечко.


  • Понравилась ли вам Сонечка? Почему?

  • Хочется ли вам иметь такую подругу? (друга)

  • Как вы думаете: «Изменится ли Сонечка?»


  • У вас на столе лежат листочки. Напишите, каким должен быть друг (полученные листочки вывешивают на дерево дружбы)

Очень часто можно увидеть, что в классе есть ребята, которые редко улыбаются, ни с кем не дружат, ходят хмурые. Как быть в таком случае?

  • Послушайте стихотворение «Ежик» и подумайте, можно ли назвать учеников этого класса настоящими друзьями?

ЕЖИК

Серёжа очень нелюдим.

Ох, как бы подружиться с ним?

А может быть, напрасный труд?

Его не зря Ежом зовут.


Девчонки просят: -Ёжик,

Дай перочинный ножик!

А Коля крикнет, всех смеша:

- Не уколитесь об ежа!

Но Ёж как - будто глух и нем -

Сидит, не говорит ни с кем.

- Серёжа, взять в кино билет-

- А он сердито буркнет: - Нет.

- А на коньках пойдёшь кататься?

- Нет, мама будет волноваться.


И вот уже под Новый год

Узнали об еже

Что Ёжик с матерью живёт

В подвальном этаже.


Что нет отца, а мать больна.

Давно уж не встаёт она.

И Ёжик ходит за обедом

И топит печь вдвоём с соседом.

Он должен в комнате убрать,

А иногда и постирать.

Конечно, трудно одному

Приходится Серёже,

Решил Алёша: «Мы ему

Всей звёздочкой поможем!»

Друзья стучатся у дверей.

- Открой, Серёжа, поскорей!

- Мы в нашем переулке

Тебе купили булки.

- И сахар взяли заодно!

- А здесь в пакетике, - пшено!

Давай готовить ужин! —

Серёжа был сконфужен.

Уж не казался он ежом,

Он стал совсем не колкий,

Скорей за чайником пошёл,

Достал посуду с полки.


Теперь хотел бы он дружить,

Пожалуй, с целым светом!...

Когда кому-то трудно жить,

Должны мы знать об этом!

(О. Высоцкая.)

- Итак, можно ли считать учеников этого класса настоящими друзьями?

- Если мы видим, что человеку очень плохо, конечно, надо ему помочь, поддержать.

- Как поддержали ребята Серёжу? Изменится ли отношение Серёжи к ребятам? Почему?

- Итак, ребята пришли в гости к Серёже. Кто ещё ходит в гости к своим друзьям?

- Но всегда ли мы умеем вести себя в гостях? Какие правила надо знать, когда приходишь в гости?

1ин. —Пра-ви-ла? Ка-ки-е-пра-ви-ла?

2ин. - У нас п-ла-не-та-без-п-ра-вил. Как хочу, так к ве-ду.

1ин. - Что хо-чу, то и де-ла-ю!

2ин. - Ес-ли-ты-друг тер-пи!

Учитель: Ребята, правы ли наши гости-инопланетяне?

Чтобы в гости к людям ходить,

Чтоб гостей к себе в дом приглашать,

То эти правила важные

Ты должен всегда соблюдать.


ПРАВИЛО 1: Любой человек, переступивший порог твоего дома, является гостем, которого следует принять любезно и сердечно.

ПРАВИЛО 2: Предложи гостю снять пальто. Причём ты должен помочь ему повесить пальто на вешалку.

ПРАВИЛО 3: Постарайся, чтобы гость поскорее освоился и почувствовал себя, как дома.

ПРАВИЛО 4: Не оставляй гостя на долгое время одного.

ПРАВИЛО 5: Если ты пришёл в гости, веди себя так, чтобы в следующий раз тебя захотели пригласить.

ПРАВИЛО 6: Неожиданный визит почти всегда причиняет беспокойство.

ПРАВИЛО 7: Помни: «Гостям дважды радуются: встречая и провожая». Как вы это понимаете?

  • Бывали ли такие случаи, что к вам приходили гости, которым вы не были рады? Почему? Как следует вести себя в таких ситуациях?

  • Настоящий друг, приветливый хозяин никогда своим видом не покажет отрицательного отношения к гостям. Каждого гостя следует принять любезно.

«Однажды я был у друга в гостях. Там были ещё ребята. На меня нашло такое веселье! Я ко всем приставал, говорил смешные глупости. Жевал конфеты со страшным чавканьем. В общем, всех смешил. А всем это не нравилось. И хозяину тоже. Мне кажется, что гостеприимный хозяин не должен дуться на своих гостей. Всё им должен прощать.»

  • Прав ли автор этих строк?

  • Очень часто неудачные шутки могут обидеть человека, игры-драки «просто так» могут стать настоящими … как в стихотворении «Два козла»


ДВА КОЗЛА


Однажды на лужайке

Другой его рогами

Подрались два козла.

Под брюхо подцепил!

Подрались для забавы

Один разгорячился,

Не то, чтобы со зла.

Лягнул, что было сил!

Один из них тихонько

Кто прав, а кто виновен -

Приятеля лягнул.

Запутанный вопрос,

Другой из них легонько

Но уж козлы дерутся

Приятеля боднул.

Не в шутку, а всерьёз...

Один лягнул приятеля

Я вспомнил эту драку,

Немножко посильней,

Другой боднул приятеля

Немножко побольней.

Когда передо мной

На школьной переменке

Такой же вспыхнул бой.

(В.Лившиц.)


Рефлексия


  • Ну что ж, ребята, я думаю, что вы многое сегодня запомнили.

  • А что же поняли наши гости-инопланетяне?

1ин. - Д-ру-зь-я-э-то-са-мы-е-б-ли-з-ки-е-лю-ди.

2ин. - Д-ру-зь-я-все-гда-по-мо-га-ют-друг-другу.

1ин. - Дру-зья-дол-жны-быть-доб-ры-ми-за-бот-ли-вы-ми-щедрыми.

2ин. - Д-ру-зей-ну-ж-но-бе-ре-чь. «ста-рый-друг-луч-ше-новых-д-вух».

Учитель: - Что ещё забыли каши гости?

  • Молодцы! Вы, действительно, многое поняли. Я хочу надеяться, что вы станете настоящими, верными и преданными друзьями.

  • Давайте завершим нашу встречу песней, которую мы слышали в начале нашего разговора.

ПЕСНЯ «УЛЫБКА».

КЛАССНЫЙ ЧАС: «ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ НА УЛИЦЕ»

Цель: создание условий для успешного освоения учащимися правил поведения на улице;

воспитание культуры поведения;

воспитание доброжелательного отношения к людям.

ДЕТИ ДОЛЖНЫ УСВОИТЬ:

  • на улицу надо выходить чисто и опрятно одетым, перед выходом почистить обувь, платье, причесаться. Посмотри на себя в зеркало - всё ли в порядке.

  • ходи по улице не сутулясь, будь подтянутым, не размахивай руками, не шаркай ногами, не держи руки в карманах.

  • нельзя сорить на улице, рисовать и писать на стенах домов.

  • неприлично громко разговаривать, кричать, смеяться, обращая на себя внимание прохожих.

  • если можешь помочь перейти кому-либо через улицу, найти нужный адрес, сделай это.

  • Не обращай особого внимания на человека, имеющего какие-либо физические недостатки, ему это больно и неприятно.

КЛАССНЫЙ ЧАС

Ребята, сегодня мы с вами поговорим о правилах поведения на улице. Зачем нужны эти правила?

Если на улицу вышел гулять,

Ты правила должен всегда соблюдать.

Зачем же они? Для кого? Для чего?

Ребята, для нас, для тебя, для него.

Гуляешь ли в роще, а может в саду,

Они никогда не накличут беду,

Помогут они нам в любой день и час.

Правила поведения только для нас.

Чтоб люди весёлыми были у нас,

Чтоб город всегда во всём радовал глаз,

Мы правила будем сегодня учить.

Давайте скорее о них говорить

Ребята, как называется город, в котором мы живём? Нравится ли он вам? Чем? Какие места вам кажутся наиболее красивыми? Почему?

Какой у нас чудесный город!

Как славен он, красив к молод!

На берегу реки Иртыш

Мой чудный город, ты стоишь.

По берегу, по паркам я пройду

Нигде я набережной лучше не найду

Пройду по улицам, в тени деревьев посижу,

На солнце утром, вечером на звёзды погляжу.

Красивый город! Чист и свеж всегда,

Он год за годом радует меня.

Пусть Павлодар порадует и вас,

Друзья, зависит это всё от вас!

  • Почему же красота и чистота города зависит от каждого из нас?

  • Да, действительно, очень приятно пройти по чистым красивым улицам нашего города. Но бывали ли такие ситуации, когда вам было неприятно, хотелось поскорее уйти? (рассказы ребят)


Инсценировка стихотворения « Герой»

Вы, может быть, видели Вальку Петрова?

В школе часто о нём говорят.

Все знают Петрова, он парень толковый

По крайней мере на первый взгляд.

Он ходит солидно: пальто нараспашку,

Фуражка набок, руки в карман.

Вместо рубашки он носит тельняшку

Не парень, а просто лихой атаман.

Встретишь его - уступайте дорогу!

Походку его отличишь за версту.

И право, поступков геройских много

У Вальки Петрова на личном счету.

(герой ходит, хмурится, шаркает ногами, держит руку в карманах и грозит детям кулаком)

И пусть на меня не будет в обиде

Нынешний Валька тринадцати дет,

Но, кажется мне, что он так и не видит

В чём есть геройство, а в чём его нет.

  • Понравился ли вам Валька Петров? Почему?

  • Что бы вы хотели сказать ему? Как надо ходить по улице?

  • В чём же заключается настоящее геройство человека?

(ВЫВОД: На улицу надо выходить чисто и опрятно одетым. Перед выходом почисти одежду, причешись. Ходи не сутулясь, не держи руки в карманах.)

СЦЕНКИ - ЗАГАДКИ НА ТЕМУ: « ЧТО ЗДЕСЬ НЕ ВЕРНО?»

1.Коля вышел на улицу. Навстречу ему идёт Витя с двумя тяжёлыми сумками или большим количеством книг. Мальчики здороваются и расходятся.

(Ошибка: Коля должен был предложить свою помощь)

ВЫВОД: Если ты видишь - что кому-нибудь нужна твоя помощь - помоги.

2.Встречаются две подруги, интересуются о делах, новостях, угощают друг друга семечками и расходятся. На их месте остаются огрызки от яблок, фантики от конфет.

Что же неверно в этой сценке?

«И НЕЗРЯЧЕМУ ВИДНО».

Шёл Боря домой из школы. Видит — идёт из школы слепой человек и палочкой тротуар ощупывает. Подошёл к тротуару и остановился. Вроде как прислушивается к чему-то. « Это он движение пережидает», догадался Боря. Подошёл к человеку и сказал:

  • Я вас через улицу переведу.

Слепой потянул Боре руку и сказал:

  • Вижу, хороший ты человек.

  • Видите? – удивился Боря.

  • Это и незрячему видно, - улыбнулся человек.

(В. Голышкин.)

  • Как же слепой человек увидел, что Боря - хороший мальчик?

  • Чему может научить этот рассказ?

(Если можешь помочь перейти кому-нибудь через дорогу, сделай это. Не обращай внимание на человека, имеющего какие-либо недостатки, это ему больно и неприятно.)

  • Итак, ребята, какие правила поведения мы можем уже с вами назвать?

Действительно у нас очень красивый и чистый город. Каждый житель города должен следить, за его чистотой; стараться сделать так, чтобы каждому человеку было приятно оказаться рядом с вами. Различные организации стараются сделать наш город краше. Они убирают город, садят цветы, поливают их, следят за чистотой парков. В городе мы знаем как себя вести, но очень часто выезжаем за его пределы. Как же вести себя вдали от города? Что вы можете посоветовать людям, отдыхающим за пределами города?

Рефлексия

На лепестках ромашки записаны вопросы, попробуем ответить на них

1. Ты вышел на улицу. На что перед этим надо обратить внимание?

2. Как надо вести себя на улице, чтобы лишний раз не обращать на себя внимание?

3. Какую помощь ты можешь оказать людям на улице?

4. От чего зависит красота и чистота нашего города?

5. Что может сделать каждый человек, чтобы наш город был ещё краше и чище?

"Каждой вещи свое место" (3-4 кл.)

Цели: способствовать формированию у детей привычки быть аккуратным, воспитанию культуры общения (умения слышать и слушать)

I Мотивационно-целевой этап. Вступительная беседа.

  • Прочитайте, пожалуйста, тему классного часа.

  • Как вы ее понимаете? Почему это важно знать и уметь? (ответы детей)

II Основная часть.

  • Послушайте стихотворение Вл. Лифшиц «Перчатки»

1 ученик: Ну, все пропадает

У девочки Вали!

Сегодня у Вали

Перчатки пропали.

Старательно ищет

Перчатки весь дом,

Поэтому в доме

Ужасный содом.

2 ученик: Их дедушка ищет

У Вали в кармане.

Их бабушка ищет

За кухней в чулане.

Под старым диваном

Их ищет сестра.

Там Валин передник

Был найден вчера.

3 ученик: - Быть может, за шкафом? -

Додумался папа,

Но папе не сдвинуть

Тяжелого шкафа.

Он с помощью мамы

Его поволок –

Перчатки не найдены,

Найден чулок.

Их нет под плитою,

Где варится ужин

Зато под плитою

Башмак обнаружен.

Быть может, упали

Они за буфет?

Там Валина кукла,

Перчаток там нет.

4 ученик: Сестра говорит:

- Загляну под кровать я!

- Там Валина лента

И Валино платье.

Вдруг мама воскликнула:

- Вот они, Валенька!

И вынула обе перчатки

Из валенка.

Я думал,

Что эти стихи

Про перчатки,

А вышло, что эти стихи

О порядке.

На этом, ребята,

Они и кончаются.

И всем растеряхам

Они посвящаются.

  • Почему же вся семья не могла найти Валины перчатки?

  • Чего не умела девочка? А умеете ли вы содержать свои вещи в порядке?

В 1 классе мы учились собирать школьные вещи в портфель. Не забыли ли мы об этом в 3 классе?

(учащиеся проверяют, правильно ли они собрали сегодня все необходимое для уроков. К столу выходят ребята (по желанию), чтобы рассказать и показать, все ли у них в порядке в портфеле. Класс контролирует их, учитель подчеркивает достоинства каждого ученика, а также отмечает недостатки).

Конкурс «Кто быстро и правильно соберет портфель» (все конкурсы проводятся по группам).

А теперь послушайте историю об одной девочке. (ученица читает стихотворение О. Бедарева «Вот какая я!»)

Чья это ложка валяется

В глиняном блюдце у кошки?

Моя.

Чья это книжка лежит

Под столом без обложки?

Моя.

Пуговка, чья закатилась

Ко мне под кровать?

Моя.

Чья там тетрадка лежит,

На окошке забытая?

Моя.

Что за девочка

Из зеркала хмуро глядит

Неумытая?

Ой! Кажется, я!

Вымою ложку.

Книжку - в обложку.

Тетрадку - на полку.

В руки иголку:

Пуговка пришита.

Кукла умыта.

В зеркало гляну я:

Личико румяное.

Вещь никакая не брошена.

Вот я какая хорошая!

- Расскажите, а как вы следите за своими вещами?

Конкурсы:

- Пришить пуговицу;

- Заплести косичку.

- Знаете ли вы произведение Л. Воронковой «Маша-растеряша»? ребята подготовили его инсценировку, давайте посмотрим.

Жила-была девочка Маша. Утром встало солнышко, заглянуло в окно. А Маша спит.

Пришла мама.

- Маша, поднимайся, Маша, одевайся! Светит солнышко с утра, в детский сад идти пора!

Маша проснулась, открыла глаза:

- Встану - не устану. Я немножко полежу, да в окошко погляжу.

А мама опять:

- Маша, поднимайся. Маша, одевайся!

Нечего делать - надо подниматься, надо чулки надевать. Оглянулась Маша, - а чулок-то нет!

- Где же, где мои чулки? -

Обыщу все уголки

Их на стуле нет,

И под стулом нет, на кровати нет,

Под кроватью нет ...

Ищет Маша чулки, никак не найдет.

А кошка на стуле мурлычет - приговаривает:

- Ищешь, ищешь - не найдешь,

А разыщешь, - так пойдешь.

Надо вещи убирать -

Не придется их искать...

И воробьи за окном Машу поддразнивают:

- Опоздаешь, Маша, Маша - растеряша!

А Маша все ищет:

- И под стулом нет,

И на стуле нет...

Да вот же они - у куклы в кроватке!

Мама спрашивает:

- Маша, скоро?

А Маша отвечает:

- Надеваю чулки,

Обуваю башмачки.

Заглянула под кровать, а там только один башмак стоит, а другого нет!

  • Под кроватью нет,

На кровати нет,

И за шкафом нет,

И под шкафом нет...

А кошка ходит, все свое мурлычет - приговаривает:

- Ищешь, ищешь - не найдешь,

А разыщешь, - так пойдешь.

Надо вещи убирать –

Не придется их искать...

Подошел к окну петушок и запел:

- Опоздаешь, Маша,

Маша - растеряша.

Стала Маша просить петушка:

- Петушок, петушок,

Разыщи мой башмачок!

Петушок поискал - поискал - нет башмачка во дворе.

А башмачок - то вот где – на столе стоит.

Мама спрашивает:

- Маша, скоро?

А Маша отвечает:

- Вот надену платье,

И пойду гулять я!

А платья тоже нет нигде!

- В чем пойду гулять я?

Потерялось платье!

Платье в горошину, -

Куда оно положено?

И на стуле нет,

И под стулом нет...

А кошка все свое мурлычет - приговаривает:

- Ищешь, ищешь - не найдешь, а без платья не пойдешь...

Надо вещи убирать-

Не придется их искать...

Опоздаешь, Маша,

Маша - растеряша!

Но тут Маша увидела свое платье. Обрадовалась:

- Платье в горошину

На полочку заброшено!

Мама говорит:

- Больше ждать я не могу!

А Маша отвечает:

- Я бегу - бегу-бегу!

Бежит Маша в детский сад, торопится.

А ребята в детском саду уже позавтракали и пошли гулять. Они увидели Машу и закричали:

- Опоздала Маша,

Маша - растеряша!

Учитель: - Понравилась инсценировка? Почему же Маша опоздала? Какой совет ей дала кошка? А вы бы что посоветовали?

Конкурс «Разложи все по местам» (на плакаты с изображением комнаты группы клеят картинки-вещи).

Далее учитель напоминает, что порядок нужно поддерживать не только дома, но и в классе. Дети предлагают, как сделать класс уютнее, красивее. Еще раз обсуждаются обязанности дежурных, цветоводов, библиотекарей.

III Рефлексия.

- Сегодня мы вспомнили, что нужно знать и уметь, чтобы быть аккуратным. Давайте поделимся своими знаниями с первоклашками и дадим им советы.

Детям раздаются листочки, на которых им предлагается написать совет. Листочки клеятся на плакат с изображением дерева аккуратности. Советы обсуждаются и дополняются.

Что должны усвоить дети:

Содержи в порядке школьные вещи.

Перед уходом в школу проверь, все ли ты взял для уроков, все ли вещи в порядке, в порядке ли одежда и обувь.

Когда придешь домой, все вещи клади на свои места, не бросай где попало.

Одежду нужно вешать, а не бросать на стул. Поддерживай в своей комнате или уголке порядок. Игрушки после игры убери на место.

Если взял у товарища или в библиотеке книгу, верни ее в том же виде и в назначенный срок.

Поддерживай порядок в классе.

И не забудь, что каждой вещи - свое место.

Классный час: «ПРАВИЛА, ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ДЛЯ ВСЕХ».

Цели: создать условия для усвоения правил поведения дома, на улице, в школе, в общественных местах, воспитания хороших манер.


Задание перед занятием: понаблюдать, как ведут себя ребята, не мешают ли они своим поведением другим людям.

Урок начинается чтением рассказа Ирины Они «Дикий мальчик Дин».

Мальчики бывают домашними, а бывают дикими.

Я знала одного мальчика по имени Дима. Все его звали Дик. Дик никаких законов и правил не признавал.

Едва протерев глаза, он, по его выражению, «врубал маг».

-А-а-а!- вопил «маг».

-А-а-а!- зевал Дик.

Приплясывая и причмокивая, он таскал на кухне со сковороды жареную картошку. Потом, обтерев жирные руки о штаны, летел вниз по лестнице, оглашая дом нечеловеческими воплями. Старушки и маленькие дети прятались по квартирам.

Дик распихивал локтями очередь на остановке и лез в автобус. Плюхался на сидение и победоносно посвистывал.

По улице он несся, как мустанг по прериям, сбивая урны и топча газоны. Его сторонились даже кошки.

В классе Дик сидел не лицом, а спиной к учителю. Строил рожи и никого не боялся.

Зато его все побаивались. Никто не знал, что он в следующий момент выкинет этот дикий Дик.

- Вот бы мне к своим, первобытным, диким...- мечтал Дик.

И, представьте себе, мечта его сбылась. Неважно как. Важно только, что очутился он на «диком бреге» - среди дикарей.

Дика приняли как родного, надели на него шкуру гуанако.

Свирепый молодой дикарь подскочил к нему и, осклабившись, трижды шлепнул его по спине и груди. Дик съездил ему по шее. Так они нашли общий язык.

- Твоя моя понимает, - дико захохотал Дик.

Но на этом взаимопонимание кончилось.

Братья Дика по разуму стали лазать по деревьям, выслеживать зверей и охотиться. У Дика к охоте не было охоты. Он прилег отдохнуть под пальму. К нему подбежал дикарь и стукнул Дика кокосом по голове:

- Твоя должна работать как все!

От кокоса на голове вскочила шишка, он заревел но, почуя запах жареного мяса, кинулся к костру - обедать.

- А ну, дед, подвинься! - отпихнул он старенького дикаря-пенсионера в перьях и плюхнулся на самое почетное место.

И вот тут-то к нему подскочил вооруженный до зубов вождь племени. Он взмахнул татуированной рукой и громко провозгласил:

- Если твоя не соблюдает наших обычаев - мы твою будем лопать! Такой уж у нас обычай!

Дику пришлось, как говорили в старину, откланяться. Лучше уж вернуться домой, где ему не грозит быть слопанным.


Слопать-то не слопают. Но вот будут ли любить? Как вы думаете?


  • Представляете себе, что никто не выполняет никаких правил, каждый делает что хочет, ведет себя, как мальчик Дик. Какой же будет жизнь.

(Дети высказывают свое мнение, фантазируют, приводят собранные ими факты. Важно рассмотреть и мнение «против правил»). Учащиеся должны прийти к выводу, что без соблюдения правил жить трудно.

Затем разыгрываются подготовленные инсценировки.

Например, сценка «В магазине».

Очередь в кассу. Подходит мальчик, хочет заплатить деньги за конфеты. Ему говорят: «Встань в очередь». Он отвечает: «Мне некогда, я опаздываю на занятия кружка. Не могу подвести товарищей!» Один из стоящих в очереди говорит: «Пусть пройдет без очереди, если он торопится». Другой возражает: «Нет, если ему стоять некогда, пусть остается без конфет».

- Нарушил ли мальчик порядок?

Прав ли он, что хотел пройти без очереди?

- Кто из покупателей справедлив к мальчику?

Можно придумать и разыграть аналогичные сценки: «В школьной раздевалке» (каждый хочет быть первым, никто не хочет уступить место другому, на одевание уходит много времени, а иногда происходят ссоры и обиды), «На улице», «В кино» и т.д.

После каждой сценки выясняется, правильно ли вели себя ребята, в чем были не правы, как надо поступить в той или иной ситуации.

Ученики с помощью учителя составляет конкретные правила, связанные с тем, чтобы не подводить других людей, не мешать им, уважать общие порядки, соблюдать чистоту и порядок в общественных местах и на улице.

Правила оформляются в виде плаката с рисунками, сделанными детьми, и вывешиваются в классе.

Дети должны усвоить,

что каждый человек обязан выполнять общие для всех правила.

Труд, общественная работа, игры, развлечения часто бы­вают коллективными, когда от каждого зависит общий успех. Поэтому нельзя подводить товарищей, необходимо обязательно выполнять общие правила.

Когда входишь в школу, не старайся пройти раньше тех, кто впереди тебя. В раздевалке встань в очередь.

Соблюдай чистоту дома, в школе, на улице, и в других общественных местах. Бумажки, огрызки следует бросать в специальную урну для мусора. Входя в помещение, тщательно вытирай ноги.

На улице громко не кричи, не свисти, не мешай прохо­жим.

Нельзя есть в общественном транспорте, около прилавка в магазине, чтобы не запачкать одежду окружающих тебя людей.

Все правила не перескажешь. Вспомни, как тебе бывает неприятно, когда другие не выполняют обязательных правил поведения, тогда ты легко догадаешься, как нужно поступать в каждом случае.

Занятие заканчивается чтением стихотворения О. Дмитриева "Вася Хохолков"

К остановке подошёл трамвай.

Я подумал: "Вася, не зевай!"

Всех толкая, я полез в вагон.

И сказали люди: "Эх ты, слон!"

Я монетку в кассу опустил

И на пятку тёте наступил.

Отвернулся, стал в окно глядеть,

А она сказала: "Фу, медведь"

Я себе представил, как толпой

Чинно шли слоны на водопой.

Лишь один, толкая всех зверей,

Норовил пробраться побыстрей.

И ему тогда, удивлены,

"Эх ты, Вася!" - говорят слоны.

Я представил, как во весь опор

Мчался бурый мишка через бор,

Головой вертел, стрекоз ловил

И соседу лапу отдавил.

Тот кричит: "Ты, братец, бестолков,

Словно школьник Вася Хохолков!"

Это слушать - просто стыд и срам.

Я займусь зарядкой по утрам,

Стану я старательным таким,

Вежливым, внимательным к другим.

Буду все науки изучать,

Чтоб одни пятёрки получать.

Буду лучше всех играть в футбол,

Чтоб сказали люди: "Ну, орёл!"

Мне приятна эта похвала.

Представляю я себе орла –

Как парит он в горной вышине,

А орлы другие в стороне

С уваженьем говорят: "Каков!

Он летает выше облаков!

Не орёл, а Вася Хохолков!"

Мы сегодня хорошо поработали, составили правила пове­дения, но чтобы вашим поведением могли гордиться вы сами, ваши родители, друзья, учителя, помните, что:

Правила надо выполнять всегда, когда тебя кто-то и когда ты один и тебя не видит никто.

По тому, как ты себя ведёшь, люди судят о тебе, о твоей семье, о твоём классе, о твоей школе, о твоих друзьях.

Никогда не забывайте об этом, ребята!

«Вежливые слова и поступки»

Цели: способствовать формирования культуры поведения, доброжелательного и внимательного отношения к окружающим, расширению кругозора, словарного запаса учащихся.

I Вступительная беседа

  • Что, значит, быть вежливым? Какого человека вы считаете вежливым, воспитанным?

  • В чем проявляется вежливость?

  • Как вежливо поздороваться?

  • Как попросить о чем-нибудь?

Вспомните о тех случаях, когда вы не знали, как правильно поступить (ситуации обсуждаются)

II Основная часть

1) Игра «Вежливо или невежливо» (для игры и инсценировок класс делится на 3-4 команды)

Учитель дает детям карточки с ситуациями, (те, которые он наблюдал в классе, на перемене, на улице), их предлагается прокомментировать. Например: «Витя сидит и ест яблоко. В класс входит взрослый и спрашивает, где можно найти учительницу. Мальчик жует яблоко, перелистывает книгу и отвечает, не глядя на вошедшего: «Не знаю»».

«На уроке ученик обращается к соседу: «Ты, дай линейку»» и т.д.

Обсуждая последнюю ситуацию, учитель просит вспомнить, какие «волшебные слова» дети знают, умеют ли ими пользоваться (можно провести конкурс, давая за каждое слово жетончик).

  • А теперь послушайте, какие слова знал мальчик Витя и как он ими пользовался.

Читается стихотворение И. Антонова

«Вежлив Витя или нет?»

Малыша обидел Витя.

Перед школою в строю

Витя просит:

- Извините,

Я ошибку признаю.

На урок пришел учитель,

Положил на стол журнал

Следом Витя:

- Извините,

Я немного опоздал.

- Тихомиров!

Покажите

Нам на карте город Псков

- Извините, - шепчет Витя,

- Я к уроку не готов.

Мы поспорили с Наташей:

Вежлив Витя или нет?

Разберитесь в споре нашем

И пришлите нам ответ.

- Так вежлив ли на самом деле Витя?

Значит, нужно быть вежливым не только в словах, но и в тоне, жестах и действиях. Вежливые слова, сказанные грубым голосом или развязным тоном, перестают быть «вежливыми».

- Вспомните Павлика, героя Пантелеева «Волшебное слово». Когда ему помогло слово «пожалуйста», как его нужно было говорить? (тихим голосом, глядя прямо в глаза).

2) Командам даются иллюстрации.

Посмотрите, как ведут себя сказочные герои. Попробуйте представить себе эту ситуацию и разыграть.

Дети готовят инсценировку, дают оценку поступков героев. Примерное содержание иллюстраций:

1) кадры из мультфильма «Ну, погоди!» (где Заяц и Волк прогуливаются по палубе корабля. Заяц наступает Волку на ноги и отрывается штанина от брюк).

2) попугай Кеша, который мешает Вове готовиться к контрольной работе, а потом еще обижается.

3) про кота Леопольда и мышат

4) как Мальвина учила Буратино писать и т.д.

затем учитель читает статью В. Морозова «Неблагодарные».

«Они не знали здешних мест и думали, что продвигаются к дороге. А лесные заросли становились просто непролазными.

Где-то сверху разгуливало по небу солнце, а в чаще было сумрачно и сыро.

Одна из девочек, Тамара, ушибла коленку, хныкала:

- Теперь как же? - Заплутались!

- Без паники! - приказал Сергей Козаченок, командир отряда, оттопырил ладонями уши, чтобы лучше слышать. Где - то поблизости тарахтел мотор!

Пробрались через заросли, выбежали на глухую просеку. На ней показался грузовик, погруженный бревнами. В кабине - парень в приплюснутой кепке.

- Товарищ водитель! - Сергей остановил машину - Мы следопыты.... Из Минска. Нам надо к Добриневу.

- Так это же в другой стороне, следопыты, я сам из Добринева.

Прихрамывая, к грузовику приблизилась Тамара:

- Вы можете нам помочь?

- Это можно! - Парень за рулем велел путешественникам ждать его на просеке: Отвезу, мол, лес и прикачу за вами.

Не обманул шофер, доставил отряд прямо к крыльцу сельской школы, отданной туристам под ночлег.

На другой день утром Сергей предупредил:

- Теперь мы будем умнее! Хватит плутать одним. Есть же в селе люди, которые помнят партизанскую стоянку.

Верно, такие есть. Вот только дома никого ребята не застали: народ в поле, на фермах, на лесозаготовке. ... О том сообщил пожилой крестьянин, перевивавший плетень на задворках своей хаты.

- А вы можете с нами пойти? - очень учтиво спросила Тамара. То ли ее улыбка подействовала на человека, то ли еще что: человек взялся сам сводить отряд к тому месту в бору, где и теперь заметны следы партизанского лагеря. Тем более, что Михаил Павлович в том самом лагере находился всю войну: живой партизан!

С Михаилом Павловичем было хорошо, только вот шел он слишком медленно и часто устраивал себе перекур.

- Надо же соображать! - говорил после похода Генка. - У него одна нога того ... деревянная. Заметили протез? Оказалось, никто не заметил.

- Видали? Ходит, как на своих ногах! - сказал Сергей.

- Герой. Расскажем дома...

На ужин всем захотелось парного молочка. Ребята дождались, пока пригнали стадо, и снарядили за молоком Тамару с Галкой. Девочки взяли деньги, взяли ведро и возвратились через полчаса... без денег и без молока.

- Упали мы, и все молоко на дорогу, - всхлипывала Галка. - Делайте со мной что хотите.

А что было делать? Деньги у отряда были рассчитаны до копеечки на каждый день.

- Молоко на ужин отпадает, только и всего, - успокоил товарищей Сергей.

Он не предполагал, что Тамару с Галкой могли видеть деревенские ребята. А те и в самом деле видели, как упали девочки. Двое незнакомых подростков и девушка лет семи предстали перед путешественниками, когда скучный ужин их подходил к концу.

- Что же вы так, всухомятку? - сказала девчушка тоном, каким отчитывают обычно провинившихся малышей.

Поставили гости на школьное крыльцо тяжелый подойник:

- Пейте!

- Вот спасибочки! - Сергей хотел тут же сфотографировать «молоконосителей», чтобы память о них была. Но те убежали, не дождавшись даже, когда освободится подойник.

Ушли путешественники из Добринева через три дня. Ушли по направлению к железнодорожному полустанку. Колхозники догадались об этом, когда увидели сильно помятую рожь. Ржаное поле надо было обходить, а следопыты поленились и напрямик по хлебу. Такое в деревне не посмел бы сделать самый отпетый негодник. Потоптать хлеб - все равно, что душу хлебороба топтать.

- А, кажись, культурный все народ, - говорил озадаченный парень, шофер. - Я ведь их из лесу доставлял. Спасибо хором кричали. Ребята, которые угощали путешественников молоком, тоже ничего не смогли понять:

- Веселые такие туристы. Вежливые.

" Вежливые? - горько усмехнулся инвалид, партизанивший когда-то в здешних местах. – Спасибо говорят? Меня тоже благодарили. А на поверку выходит – пустозвоны неблагодарные.

- В том ли суть, - говорил Михаил Павлович, - чтобы вежливенько улыбаться и говорить спасибо за людское добро? Надо, разумеется. Однако же благодарный человек за добро всегда платит добром или хотя бы не пакостит тем, кому обязан своей радостью, счастьем или удачами. Надо согласиться с Михаилом Павловичем. Надо!»

- Как же получилось, что герои этого рассказа вели себя очень вежливо, а ими остались недовольны?

(После высказываний учащихся педагог обращает внимание детей на то, что за добро нужно платить добром, что надо уважать людей, уважать и их труд).

III Рефлексия.

- Так в чем же выражается вежливость? (это не только внешняя культура, нужна культура внутренняя: глубокое уважение к человеку и его труду. В вежливости выражается отношение к другим людям).

Классный час: «правила поведения в театре и кино»

Цели: создать условия для успешного освоения учащимися правил поведения в театре, кино;

Способствовать воспитанию уважительного отношения к людям;

Формировать умение работать в группах.

Что должны усвоить дети.

Собираясь в театр, принято одеваться особенно опрятно, празднично и нарядно.

Нельзя опаздывать к началу спектакля или киносеанса.

Входя в театр, следует снять верхнюю одежду и привести себя в порядок: поправить платье и прическу. Входя в кино, мальчики должны снимать головной убор.

Приходя на свое место, нужно идти между рядами лицом к сидящему.

В зрительном зале нельзя мешать окружающим: вертеться, вскакивать, хлопать откидными сидениями стульев, шуршать бумагой, свистеть, громко разговаривать, топать.

При входе и выходе из зала во время антракта проходи спокойно, не толкайся.

Будь аккуратен в кино и театре, не сори. Не ешь во время действия.

Занятие должно строиться так, чтобы у детей была возможность побыть в роли зрителей и актеров и прочувствовать, как неприятно, когда тебя не слушают, мешают, перебивают, не уважают.

До этого дети уже посещали спектакли, были на просмотре фильмов, значит, некоторая база знаний у них имеется.

Поэтому занятие можно провести следующим образом.

Мотивационно - целевой этап.

  • Сегодня мы поговорим о правилах поведения в театре и кино.

Послушайте стихотворение А. Барто «В театре».

Когда мне было

Восемь лет,

Я пошла

Смотреть балет.

Мы пришли с подругой Любой,

Мы пришли сняли шубы,

Сняли теплые платки.

Нам в театре, в раздевалке,

Дали в руки номерки.

Наконец - то я в балете!

Я забыла все на свете!

Даже три помножить на три

Я сейчас бы не смогла.

Наконец - то я в театре!

Как я этого ждала!

Я сейчас увижу фею

В белом шарфе и венке.

Я сижу, дышать не смею,

Номерок держу в руке.

Вдруг оркестр грянул в трубы!

Мы с моей подругой Любой

Даже вздрогнули слегка.

Вдруг вижу - нету номерка.

Фея кружится по сцене –

Я на сцену не гляжу.

Обыскала все колени –

Номерка не нахожу.

Может, он

Под стулом где-то?

Мне теперь

Не до балета!

Все сильней играют трубы,

Пляшут гости на балу,

А мы с моей подругой Любой

Ищем номер на полу.

Укатился он куда- то...

Я в девятый ряд ползу.

Удивляются ребята:

- Кто там ползает внизу?

По сцене бабочка порхала –

Я не видела ничего:

Я номерок везде искала

И наконец нашла его.

Но тут как раз зажегся свет,

И все ушли из зала.

-Мне очень нравится балет, -

Ребятам я сказала.

Основная часть.

- Какое оно, серьезное или шуточное?

- Что вас рассмешило?

- Что бы вы сказали такой «любительнице» театра?

- А какие правила поведения в кино, театре вы знаете?

- Давайте поработаем в группах. Придумайте и разыграйте сценки. А может какие-то случаи вы наблюдали? (Можно дать детям свободу выбора или распределить, например: внешний вид в театре, поведение в буфете, антракт, во время спектакля или фильма, в гардеробе и т.д.)

детям напоминается о том, что сейчас они будут в роли артистов и в роли зрителей и должны уважать друг друга.

Сценки анализируются.

Театр – это всегда праздник, всегда удовольствие. Сел в кресло и ... Но иногда сосед попадается, что не обрадуешься! Вот если б тебе пришлось сидеть рядом на спектакле с Вадиком – героем следующего рассказа Ирины Они. «Садись, Годунов!»

- Сегодня – культпоход в театр, - сказала Маша Сонечкина. – Культпоход – это культурный поход. Поняли?

- Поняли! Ура! – взвыли машины одноклассники и захлопали в ладоши, будто они уже в театре. Вадик тоже зааплодировал. Только ногами. В этот момент он стоял на руках.

- К тебе, Вадим, это относится в первую очередь, - заметила умная Маша.

- А чего я-то? – пробасил Вадик. – Даешь культуру!

Вечером все приоделись и отравились в театр. Только Вадик пришел в грязных школьных штанах и с чернильным пятном на носу.

Сразу Вадик ринулся в буфет. Пирожные он глотал целиком, а бумажки от конфет он бросал на пол. Потом в фойе стал играть в пятнашки сам с собой.

- Ты уже в театре, Вадик! – взмолилась Маша.

- Не - а! – Вадик утер рот рукавом. – Вот когда спектакль начнется...

Наконец прозвенел последний звонок, и все пошли в зал. Поскакал и Вадик.

- У меня бенуар! Где это - орал он. – Что за бенуар?

Уже погасили свет, а он все метался по залу, топча ноги зрителям. Наконец он уселся и, шурша шоколадной оберткой, жуя шоколад, стал делать театральное лицо. Пошире раскрыл глаза, вытянул шею.

Спектакль «Борис Годунов» начался. Просил копеечку Юродивый, Самозванец признавался в любви Марине Мнишек в сцене у фонтана. Актеры, как теперь модно, сошли со сцены, и действие уже разворачивалось прямо в зале. Для усиления впечатления.

- Чего это вы тут ходите? – обращался Вадик к боярам.

А те упорно отмалчивались. Бояре есть бояре. Тогда Вадик подскочил к Юродивому и сунул ему в протянутую ладонь десять копеек. Юродивый вместо того, чтобы спасибо сказать, обиженно надулся. Зал захлопал, и Вадик, раскланявшись, сел на место и стал насвистывать что-то из «Ласкового мая». Маша дернула его за рукав и прошипела неласково. Вадик принялся расспрашивать ее, что она имела в виду, но тут он увидел, что прямо рядом с ним, у его кресла, стоит царь Борис – не очень молодой, усталый мужчина, весь в гриме, в тяжелой царской амуниции и с трагической думой на раскрашенном лице. Вадик улыбнулся до ушей и сказал вежливо: «Здрасте». Царь покосился на него и сделал вид, что не слышит. Вид у царя был грозный.

Царь мрачным усталым голосом произнес:

- Ух, тяжело, дай дух переведу...

И тут Вадик поклонился, как японец, и, указав на кресло, громко и четко произнес:

- Садитесь, пожалуйста!

Но царь злобно сверкнул на него очами да как заорет:

- Так вот зачем тринадцать лет мне сряду все снилось убитое дитя! – еще раз сверкнул и убежал на сцену.

Вадика вывели из зала.

- Ну вот, - рассуждая, он после спектакля, - с вашей этой вежливостью всегда впросак попадаешь!

Приходилось ли тебе встречать в театре или в кино таких ребят? Что ты о них думаешь?

Дети отвечают на вопрос:

- Что вы думаете о Вадике?

Чтобы вы, ребята не оказались таким вот неприятным соседом, давайте еще раз уточним, как принято себя вести в кино и в театре. А поможет нам в этом книга Алины Гольдниковой «Хорошие манеры в картинках и примерах».

Дети работают в группах со статьей «В театре, кино».

Посещение театра – это праздник, к которому мы рекомендуем тщательно подготовиться – одеться получше и привести себя в порядок. Пальто и плащи зрители, как известно, оставляют в гардеробе. Там они и должны спокойно находиться до окончания спектакля. Бежать за ними, не дождавшись, пока в последнем акте опустится занавес, крайне некрасиво. Если уж ты пошел в театр, то досмотри спектакль до конца и без спешки получи пальто.

Прежде чем войти в зрительный зал, посмотри на плане, который обычно вывешивается у входа или около кассы, где находится твое место. Тогда тебе не придется понапрасну суетиться, толкаться между рядами и беспокоить людей.

Найдя нужный ряд, пройди на свое место. Повернись к сидящим лицом, а не спиной. Им это будет гораздо приятнее. Вежливая улыбка на твоем лице будет означать, что ты просишь прощения за беспокойство. Воспитанные люди в таких случаях обычно встают, чтобы тебе было удобнее пройти.

После того как ты благополучно сел на свое место, и занавес поднялся, единственным источником звуков может быть только сцена. Все, что тебе хочется сказать относительно спектакля, отложи до антракта.

Есть во время спектакля, шелестеть бумажками, ерзать в кресле, которое скрипит, шептаться и пересмеиваться ни в коем случае нельзя. Это отвлекает внимание зрителей и мешает актерам.

В театре ты можешь увидеть различные пьесы. Одни из них созданы давно, в них описываются далекие времена, когда люди по-иному, чем мы, выражали свои чувства и мысли, по-иному одевались. Кое-что может тебя удивить и даже насмешить. Можно показаться комичным способ, каким актер передает отчаяние своего героя, причину отчаяния можешь счесть пустячной. Но рассмеяться в трагический для героя пьесы момент, не суметь подавить веселое настроение было бы верхом неприличия. Тот факт, что на сцене люди страдают не взаправду, а «понарошку», ни в коем случае не может тебя оправдать. Только человек, совершенно лишенный чуткости и деликатности, может смеяться над чьими-то чувствами и переживаниями, о которых в пьесе говорится вполне серьезно.

Существуют, конечно, развлекательные произведения, цель которых развеселить и позабавить зрителей. Смешные реплики и комические ситуации вызывают веселье в зрительном зале.

Если мы не должны своими неправильными реакциями мешать актерам, то тем более не следует им «помогать». Разные выкрики, вроде: «Не верь ему, он врет!», или «Беги, а то они тебя убьют», не только не нужны – они недопустимы. О судьбе героя пьесы позаботился автор, он тщательно продумал все, что должно с ними происходить, и изменить уже ничего нельзя.

Не пытайся «оживить» представление громкими и, как тебе кажется, необычно остроумными замечаниями в адрес актеров. Подобного «остряка» каждый имеет полное право выставить за дверь.

Не менее важно вести себя прилично и на школьном любительском спектакле.

После окончания спектакля не срывайся с места, как будто в театре вспыхнул пожар, и не кидайся опрометью в гардероб. Сначала надо поблагодарить аплодисментами актеров. Подумай сам, приятно ли им будет, склонившись в прощальном поклоне, увидеть одни ваши спины и пустеющий на глазах зал. Может быть, и они должны, произнеся последнюю реплику, мчаться за кулисы, на ходу сбрасывая с себя парики и костюмы? Ведь и они устали и спешат домой!

Собираясь в кино, не обязательно так тщательно продумывать свой туалет, как при походе в театр. В кинотеатрах, как правило, нет гардеробов, и зрители находятся в зале в верхнем платье. Пальто и плащ можно, конечно, снять, только нужно быть осторожным, чтобы, раздеваясь, не ударить кого-нибудь локтем. Пальто рекомендуется аккуратно сложить, но не на коленях соседа, а на своих собственных.

Девочки - особенно зимой - не должны думать, будто их мохнатые шляпы интересуют зрителей больше, чем фильм. Глядя на экран, не забывай о тех, кто сидит за тобой.

Не превращай кинозал в свалку мусора – пользуясь темнотой, не бросай под стулья бумажки и фантики.

Так же как в театре, в кино во время демонстрации фильма запрещается шептаться и делать замечания вслух. Если ты заядлый киноман и уже видел этот фильм, не порть другим удовольствия, не кричи в самом начале: «Вон тот с усиками - шпион, его будут искать до конца фильма!»

Нет нужды говорить, что громкий смех, особенно в те минуты, когда впечатлительные зрители едва сдерживают слезы, вовсе не свидетельствует о том, что у тебя «сильный характер». Сиди лучше тихо, не мешай людям следить за тем, что происходит на экране.

Человечество сделало большой шаг вперед, перейдя от немого фильма к звуковому. Что же касается зрительного зала, то он, как в давние времена немого кино, должен оставаться нем. Исключение может составить только дружный смех во время демонстрации комедийного фильма.

Рефлексия.

Пишут на небольших листочках:

- Что интересного, нового узнали?

- Как поработали в группах?

- Что хотели бы узнать на следующем занятии?

Обобщающее занятие (3-4 кл)

Игра "Путешествие по городу вежливости".

Цели: подвести итоги работы по формированию навыков культурного поведения учащихся;

Создать условия практического применения знаний, полученных на классных часах;

Способствовать воспитанию культуры общения.

Содержание игры заключается в следующем. Школа превращается в город с улицами, площадями, переулками.

Класс делится на 5-6 групп (в зависимости от количества учащихся).

Если позволяют условия, игру лучше провести на школьной площадке, разместив станции на расстоянии друг от друга (при проведении игры на улице есть возможность организовать команды из нескольких классов).

Детям предлагается 6 станций и 5 переходов между ними (вывешиваются таблички и указатели).

Станции:

1. Улица Вежливых слов (составить как можно больше вежливых слов)

2. Улица Аккуратных (Здесь участников ждет неряха – лицо грязное, волосы растрепаны, из кармана торчит грязный платок, пуговица болтается, шнурки развязаны, вещи в портфеле сложены как попало и т.д. – Задание привести ребенка в порядок)

3. Улица Добра (назвать, какие добрые дела вы можете сделать).

4. Улица Красоты (объяснить, как понимаете, что значит быть красивым человеком)

5. Улица Здоровья (придумать и провести зарядку)

6. Улица Дружная (пословицы, поговорки, песни, стихи о дружбе и друзьях) Переходы:

1) Аллея Тишины (тихо дойти до следующей станции)

2) Площадь Вежливости (пропускать девочек вперед, говорить вежливые слова и т.д.)

3) Квартал Дружной Песни (от станции до станции идти, дружно исполняя песню)

4) Переулок Ласкового имени (идти, ласково называя друг друга)

5) Шоссе Грации (пройти красиво, не сутулясь и т.д.)

Учитель готовит табличку, по которой затем составляются маршрутные листы команд (движение начинается с разных станций).

Например:

hello_html_m2f6430a1.gif КОМАНДЫ

1

2

3

4

5

6

СТАНЦИИ













улица Аккуратных

1

2

3

4

5

6

hello_html_49ee3825.gif







площадь вежливых













уhello_html_49ee3825.gifлица Вежливости

2

3

4

5

6

1








аллея Тишины













улица Добра

3

4

5

6

1

2

hello_html_7ff4c6bc.gif







квартал Дружной песни













улица Красоты

4

5

6

1

2

3

hello_html_7ff4c6bc.gif







переулок Ласкового имени













улица Здоровья

5

6

1

2

3

4

hello_html_2a2b9d6e.gif







шоссе Грации













улица Дружная

6

1

2

3

4

5

hello_html_2a2b9d6e.gif







аллея Тишины













КОНЕЧНАЯ

Роль контролеров на всех станциях и промежуточных пунктах могут выполнять родители, учителя, вожатые.

Оценка производится по пятибальной системе и заносится в маршрутные листы команд (или выражается в жетонах). Учитывается правильность и полнота ответа, активность участников.

Если команда правильно выполняет переход, она получает дополнительное очко-жетон.

Перед началом игры проводится линейка, где детям сообщаются цели игры и ее правила, вручаются маршрутные листы.

На конечной станции подводятся итоги, объявляются победители (учитывается количество набранных баллов и время прохождения маршруты).

Игра засчитана примерно на урок. Требует небольшой предварительной подготовки со стороны учителя (маршрутные листы, указатели, карточки и принадлежности для выполнения заданий).

Хорошо организованная игра «Путешествие по городу вежливых» производит большое впечатление на детей, играют они с огромным удовольствием и старанием.

Здорово, если игру удастся завершить праздником – чаепитием, где дети смогут попробовать себя в роли гостеприимных хозяев, затейников, поупражняться в умении вести себя за столом и применить на практике знания, полученные на классных часах.


Внеклассное мероприятие по самопознанию "Ты и твои друзья"
  • Начальные классы
Описание:

Цель: создать условия для воспитания таких качеств человека, как доброжелательность, взаимопонимание, сострадание, гостеприимность; способствовать созданию дружного и сплочённого коллектива; выработать правила поведения в гостях.

         Что дети должны усвоить.

         Помни закон жизни: один за всех и все за одного.

         Будь вежлив со своими товарищами: не давай им прозвищ и кличек, разговаривая, не кричи, не забывай говорить волшебные слова, здоровайся при встрече.

         Не спорь с товарищем по пустякам, не ссорься, старайся работать и играть дружно.

         Не ябедничай. Если друг в чём-то не прав, скажи сразу об этом. Останови товарища, если он занимается чем-то плохим.

 

         Не зазнавайся, если у тебя что-то хорошо получается: не сердись и не павай  духом, если у тебя что-то не выходит.

Автор Вирясова Наталья Витальевна
Дата добавления 09.03.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел Конспекты
Просмотров 817
Номер материала 57699
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓