Главная / Русский язык и литература / Внеклассное мероприятие по русскому языку по теме "В мире слов"

Внеклассное мероприятие по русскому языку по теме "В мире слов"

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Открытая (сменная) общеобразовательная школа №6»















Внеклассное мероприятие в рамках предметной недели русского языка и литературы

(урок-игра)















Выполнила: Першина Юлия Александровна,

Учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории

Электронный адрес: yuliya_kovaleva_66@mail.ru



г. Барнаул, Алтайский край

2012



Урок-игра «В мире слов»

Цель:создать условия для формирования коммуникативной и лингвистической компетенций.

Оборудование: листы с примерами логогрифов и шарад(Приложение 1), задания для словесного конструктора и анаграммы(Приложение 2), текст рекламы из китайской гостиницы для русских туристов (Приложение 3)

Условия реализации целей: подготовленный ведущий из числа учащихся и предварительное повторение раздела «Лексика»

Учитель выступает в роли председателя жюри, которое составляется из числа учащихся или учеников.

Ведущий: «Нет таких звуков, красок и мыслей – сложных и простых – для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения», - сказал русский писатель Константин Паустовский. Скажите, что может привести нас к овладению всеми богатствами нашего языка? (ответы учащихся)

Ведущий: Конечно, все, что вы предложили – верно. А я вам предлагаю сегодня открыть одну из увлекательнейших страниц в изучении русского языка – игры со словами. Знаете ли вы, какие существуют игры со словами? (ответы учащихся)

Ведущий:Хорошо, значит у вас не вызовет затруднения наше путешествие в мир слов. Более того, каждый может блеснуть умом и сообразительностью и получить приз, заработавнеобходимое количество баллов. Для подсчета баллов у нас есть компетентное жюри. Кроме этого, другая страница нашего путешествия приведет нас в Китай, где вы имеете возможность получить высокие отметки за владение … нет, не китайским, русским языком.

Итак, первый раунд: «Логогриф»

У вас на столах лежат листы с загадками, по условиям которых из одного слова получается другое путем добавления или отбрасывания буквы или слога. Ваша задача за 5 минут написать в скобках под загадкой те два слова, о которых идет речь. (Листки сдаются жюри)

Второй раунд: «Шарада»

Первые шарады появились в 6 веке в Греции. С 18 века они вошли в моду у французов. Российская история этих затей началась также в 18 веке. Шарады лежат перед вами. Это загадка, составленная в стихах, в ней задуманное слово распадается на несколько отдельных частей, причем каждая часть – самостоятельное слово. Разгадав каждую часть шарады и сложив эти части вместе, легко узнать задуманное слово. За 5 минут вы должны в скобках написать загаданное слово. (Листки сдаются жюри)

Пока жюри подводит итог первых двух раундов, немного из истории русской литературы.

Настоящие мастера слова, какими являются кто? Конечно, в первую очередь, писатели и поэты, в любой ситуации демонстрировали не только свое мастерство, но и блестящее остроумие.

Так, как – то раз Пушкин пригласил нескольких друзей в ресторан. В это же время туда заглянул известный петербургский богач.

_ Однако, Александр Сергеевич, я вижу, у Вас туго набит кошелек!

На это Пушкин ответил:

- Да, ведь я богач. У меня постоянный доход с 36… чего? (букв)

Теперь слово жюри.

Раунд третий: «Анаграмма и словесный конструктор»

Из предложенных вам 10 слов за 5 минут необходимо составить новые, меняя местами буквы. Это первая часть задания. Во второй части вам из одного длинного слова нужно составить как можно больше коротких слов за следующие 5 минут. (Листки сдаются жюри)

Раунд четвертый: «Мы в Китае».

За 10 минут вы должны постараться и составить на красивом русском, а не на ломаном русском объявление из китайской гостиницы для русских туристов. Эту работу вы сдаете учителю и оценки будут озвучены на следующем уроке русского языка.

Пока жюри подсчитывает результаты игр со словами, мы вернемся к историям из жизни мастеров слова.

Марк Твен на одном из приемов беседовал с дамой. У него было хорошее настроение, и он сделал ей комплимент:

- Вы очаровательны!

Нелюбезная особа ответила:

-К сожалению, я не могу ответить Вам тем же.

На это Марк Твен рассмеялся и сказал:

- А Вы сделайте так же, как я…(обманите)

Что посоветовал писатель?

Тот же Марк Твен однажды получил анонимное письмо. В нем было всего одно слово: «свинья». На следующий день он поместил в своей газете ответ: «Нередко я получаю письма без подписи. Но вчера…(закончите мысль) (я получил подпись без письма)

Гете, прогуливаясь по городскому парку, случайно вышел на тропинку, по которой мог идти только один человек. Навстречу шел критик, известный своим враждебным отношением к поэту. Когда они сошлись, тот надменно произнес:

- Я никогда не уступаю дорогу дуракам!

Поэт ответил короткой фразой и отошел в сторону.

Что ответил Гете? (А я – уступаю!)



Ведущий: Теперь слово нашему жюри.

Ведущий: «Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен», - сказал Александр Иванович Куприн. Скажите, сегодняшний урок помог вам в том, чтобы стать более умелыми и опытными во владении русским языком?

Спасибо всем, до новых встреч в стране слов!







































Приложение №1

Логогриф

1. Готов вас напоить водой.

Но «э» прибавьте мне в начале.

И соберу перед собой

Я зрителей в квартире, зале.

(кран,, экран)


2. Могу я кушать и зевать.

Но если «к» прибавить мне в начале,

Я землю рыть начну

Копать на огороде бабы Вали.

(рот, крот)


3. Чтоб сварить меня, рыбу поймайте,

Положите в бульон, помешайте.

Но прибавьте в начале «м»,

Зажужжу я и сама рыбу съем.

(уха, муха)


4. Мы – перелетные птицы,

Любим летать и нырять.

Коль «с» впереди примоститься,

Мы время начнем измерять.

(утки, сутки)

Шарада

1.Часть первая на земле остается,

Когда по ней кто-то пройдет.

Вторая – дается

Ошибками в долгом труде.

А словом охотник,

Что зверя отыщет в тайге. (следопыт)


2. Мой первый слог – на дереве,

Второй мой слог –союз.

А в целом я – материя,

И на костюм гожусь. (сукно)


3. Первый слог – местоименье,

Второй – весенний месяц яркий,

В конце частица для смягченья,

В целом – остров очень жаркий. (Ямайка)









Приложение №2

Анаграмма

Коршун – шнурок

Лапоть – пальто

Монета – немота – отмена

Нищета – щетина

Погреб – пробег

Умница – цунами

Трибуна – турбина

Касторка – красота

Диктор – дротик

Автопарк – отправка

Словесный конструктор

Доброкачественный – брак, вена,вес, коробка, рокочет, сто, сток,створ, вор, сок, кора, бодрый, сетка, корсет, рот, рок, острый, корона, барон, коренной, военный, бок, бой, бокс, сера, скат.



























Приложение №3

Рекомендатель компании служения «Цин Хуа Чин».

Уважаемый господин игоспожа.Здравствуйте! Вас приветствует компания служения «Цин Хуа Чин». Вам представим прекрасное служение, специальных техников и удобное окружение. Здесь Вы можете развлечься и встретиться с вашими друзьями. Здесь Вам будет теплое чувство, как дома . Мы особенно открыли Вам номер Почтеного гостя «цена 50рублей на час». Здесь имеют нормативные установки, что может хорошо регурировать и ускоривать обмен веществ и может рассасывать воспаление иобезболить . Отдел косметики-стрижки имеют первоклассные установки и отличные техники. Здесь Вы будете изменяться еще красивее и моложе, чем раньше. Наша компания представила Вам прейскурант, чтобы Вы чувствовали довольно.

Внеклассное мероприятие по русскому языку по теме "В мире слов"
  • Русский язык и литература
Описание:

В рамках предметной недели уместным будет проведение урока-игры, который представлен данной разрвботкой. Урок можно провести в классах с любым уровнем подготовки, так как материал рассчитан в большей степени на логику и сообразительность. Разработку урока можно легко модифицировать, добавив или изменив материал. В приложениях даны примеры игрового материала, а также материал для лингвистической работы. Данный материал может быть рассчитан как на один, так и на два урока. Работа с материалом третьего приложения может потребовать времени и пояснений учителя либо небольшого исследования.

Автор Першина Юлия Александровна
Дата добавления 23.12.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 465
Номер материала 10917
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓