Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыВнеклассное мероприятие по русскому языку.

Внеклассное мероприятие по русскому языку.

Скачать материал

МКУ Каменская ООШ

 

 

 

Внеклассное мероприятие

по русскому языку

 

 

 

"Хочу всё знать".
 

 

 

 

 


        

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                     Составила

                                                        учитель начальных классов

    Куценко Татьяна Дмитриевна.

                                                         II квалификационная категория

 

 

 

 

 

 

 

                                       2009 год

 

Цель:

          Ознакомить учащихся с происхождением письма.

          Ознакомить с разными видами словарей.

          

Задачи:

            Развивать любознательность, память, интерес.

            Расширять кругозор, обогащать словарный запас.

            Воспитание трудолюбия через пословицы

 

 

Оборудование:

 

Конверт, алфавит, ракушка,

дерево-рисунок, камень –рисунок,

Рисунки детей пиктографические ,

 таблица иероглифов, листок бумаги ( для объяснения слова «папирус»),  словари, карточки с буквами для физминутки,

словарные слова отпечатанные для игр,

 рисунки для пословиц,

два ведра с тряпками, рубашки,

рисунок боярина, шапка бумажная, 

слова на полосках бумаги для объяснения значения ( работа в группах), 

  Кружки красного, черного, желтого цветов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                       

 

 

 

 

 

 

Слайд №1.

(Чтение стихотворения вслух.)

 

 

 

- Мы эту книгу просим вас открыть!

В ней спрятаны ответы:

Так  много нужно  изучить

И в нашем русском языке постичь

секреты.

 

                               ***

- Наше занятие мы посвящаем Великому русскому языку.

Я думаю,  вам будет интересно узнать,  как люди изобрели письмо. Чем богат русский язык, обо всем вы узнаете,  если отправимся в небольшое путешествие в наше прошлое.

 

 Письмо. Что оно значит для вас. Как вы понимаете это слово?

Ответы детей:

1)  Письмо – это лист бумаги с написанным текстом, который один человек может послать другому, например по почте.

Показать.                

 

2)  Письмо – это умение, навыки письма и сам процесс письма.  

                                                                    

А б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т  у ф х ц ч ш щ  ъ ы ь э ю я

 
3)  Письмо это система графических знаков, которые используются для написания. 

 

 

 

- Мы будем говорить сегодня о письме как о системе графических знаков, которые человек использует для записи своих мыслей. В мире существуют разные типы письма. Мы используем для записей своих мыслей буквы.

 

v Скажите, а всегда ли люди для передачи своих мыслей на дальние расстояния пользовались буквами? Что вы об этом знаете?

( ответы детей)

 

- Задолго до того как были придуманы буквы, люди чувствовали необходимость передать свои мысли другим людям, которые находились от них далеко. Ни телефона, ни компьютера в те времена не было. Человек имел только конкретные предметы – камень дерево, морские раковины. ( показать)

 

Слайд №2

Человек брал палку и привязывал к ней тоненькие ремешки из кожи животных. Каждый ремешок завязывался различным способом для различных целей

 

 

 

 

 

 

 

 


( простой узел означал десяток предметов или людей, двойной узел – сотню..) ремешки окрашивались в разные цвета, и каждый цвет имел свое значение( красный обозначал воинов, желтый – золото, белый- серебро, зеленый – зерна хлеба)

Такое письмо называлось – КИПУ

 

Слайд №3

У других народов узелки заменялись бусами из различных,  разноцветных раковин:  белая, желтая, красная, черная. Это означало: «Мы вступим с вами в союз, если вы будете платить нам дань. Если же вы не согласны , то мы пойдем на вас войной.

                                                 Слайды № 4 и  №5             

 


          

                                  

№6

Но это же письмо можно прочитать иначе.»Мы просим мира и готовы за это дать много золота. Если война будет продолжаться, то мы все погибнем.»

                                                      

- Подумайте и ответьте, как надо сделать, чтобы письмо из узелков или ракушек было понятно именно в том смысле, что вложил в него человек, его  написавший.

 

- Вы сказали верно (неверно). Чтобы не было путаницы, написавший письмо из раковин или ниток должен был сам прочесть его послу, а посол должен был вслух повторить все сказанное.

 

(Вызвать к доске ученика, который будет послом, сказать ему любой приготовленный  текст. Он должен повторить слово в слово.)

 

- Так в чём же заключалось неудобство такого письма?

 

- Неудобств было много. Да и назвать этот способ было трудно. Ведь человек не писал, а составлял комбинации из предметов.

 

Слайд №7

Самым древним видом настоящего письма, которое возникло за 4 тыс. лет до нашей эры, является письмо рисунками, или

 

 пиктография ( на экран)

( от латинского piktus –  нарисованный и греческого   Grapho- пишу.

 

 Первобытный человек делал рисунки на камнях, шкурах, костях: это были фигурки людей, животных, вещи домашнего обихода.

 

 

 

 

 

 

 


Слайд №8

При помощи рисунков человек научился передавать не только отдельные понятия., но и целые рассказы. Такими рисунками и сейчас пользуются некоторые племена индейцев и народы, не имеющие письменности.

                                                                     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-  Письмом – рисунками мы пользуемся и сейчас. Так на вывеске булочной изображен хлеб, на овощном магазине – овощи.

 

- Скажите, какие еще вывески, написанные пиктографическим письмом, вы видели?

( Конкурс пиктографических рисунков)

- Дома вы рисовали вывески к магазинам, давайте их все рассмотрим и догадаемся, что в этих магазинах продают.

 

- По мере развития человеческого общества развивался и его язык. Рисунки, которыми человек пользовался  для письма, становились более упрощенными, теряли тесную связь  с определенными предметами. Такой упрощенный рисунок стал превращаться в условный знак, письмо стало

 идеографическим  (Название на экране)

 

слайды №9 и № 10

(от греческих слов – idea – понятие,    grapho- пишу ).

 

Такие упрощенные рисунки знаки стали употребляться для обозначения одного слова. Например, в китайском языке слово «человек» передается знаком, напоминающем две ноги.

Интересно, а что мог обозначать в китайском языке этот знак?

Иероглиф "сидящий мужчина"  определял слова "человек, писец" и.т.п.; иероглиф "связанный пленник"  -  слова "пленник, враг";

 иероглиф "идущие ноги"   - "ходить, бежать";

 иероглиф "три горы"   

 иероглиф шкура с хвостом  - "животное, зверь" и т. д.

 

       

 

Постепенно количество слов в языках разных народов увеличивалось,  и пользоваться десятками тысяч рисунков  становилось трудно. Рисунки начали обозначать не только отдельные слова, но и  отдельные слоги, и даже отдельные звуки, как,  например,  в древнеегипетском письме.   Оно называлось иероглифическим.

 

(«Иерос»-священный, «глифе» - резьба)

 

такое письмо сохранилось на стенах храмов и гробницах.

Письмо иероглифов

             (Лежат на партах у каждого ученика)

 

 

 

 

Слайды № 11 и № 12                                                                                                                                                                              

Позже человек стал писать не только на камнях, но и на папирусе, на дереве, применяя кисточку и черные или красные чернила. Иероглифы до сих пор сохранились в Китае. Там используется до шести тысяч иероглифов.

Слайд №13

У нас тоже есть иероглифы. Давайте прочитаем.

1 2 3 4 … 10

во всех странах цифры пишутся одинаково, но произносятся по - разному.

-Кто умеет считать по - немецки? А по - английски?

Итак, письмо из иероглифов не позволяет передавать язык во всей его полноте. Все знают слово «певец» , но есть и слово «певун». Представим, что для слова «певец» у нас есть иероглиф, но нам нужно передать слово «певун». Как это сделать?  Изобретать новый иероглиф? Чтобы ответить на вопрос, отгадайте загадку.

«Черные кривые от рождения немые, а как встанут в ряд, сразу все заговорят»

 

-Правильно! А как появились буквы? Первый алфавит был создан в Древнем Египте.

Для обозначения звука [а], люди рисовали голову быка, который на их языке назывался «алеф».

Для обозначения звука  [б] использовался рисунок дома, который в этом языке назывался «бета»

( показать на картинке)

 

-А знаете ли вы, кто создал славянское письмо?

Слайд № 14

Да, верно. Его создали два брата: Кирилл и Мефодий которые жили в Болгарии. Их новый алфавит получил новое название «кириллица».

 

А сколько букв в современном новом алфавите?

 

Конкурс. Кто больше вспомни загадок о письме, чтении, буквах.

 

Физминутка:

Парам дать задание – изобразить букву пантомимой. Зрители угадывают.

                                                    ***

В русском языке великое множество слов. Но сколько их точно? На этот вопрос не ответит ни один специалист…

Богатая и разнообразная лексика собрана в различных словарях.

СЛОВАРИ – это сборники слов, расположенных в алфавитном порядке.

Ознакомьтесь с ними. ( Учащиеся читают на слайде название словаря и рассматривают его на выставке )

 

Слайд № 15

Орфографический (правильное написание),

этимологический (происхождение слова),

Орфоэпический (произношение слова)

толковый словарь Ожегова.

( слова написать на доске)

А так же есть и другие словари:

Словарь фразеологизмов,

словарь образцового русского ударения (орфоэпический)

Словари иностранных слов (этимологичекий)

 

-А сейчас идем за богатствами русского языка.

Открываем следующую страницу

Пословицы, поговорки.

Задание первое ( слайд № 16)

-         Объяснить смысл пословиц.

* Кто не работает, тот не ест.

*Много спать – дело не знать.

-         Какие пословицы о труде вы знаете?

                                          Задание второе:

- По рисунку угадать пословицу.

(Пословица в виде рисунка:

«И жнец, и швец, и в дуду игрец».

«Любишь кататься, люби и саночки возить».

Задание третье ( слайд № 17):

Иногда одна буква меняет смысл всего предложения, так случилось с поговорками, приведенными ниже. Нужно восстановить поговорки приведенные ниже.

Аппетит проходит во время еды.

Город не тётка.

Машу маслом не испортишь.

 

 

Фразеологизмы. ( слайд № 18 )

- А это словарь фразеологизмов.

- Соедините слова в противоположных столбиках.

«Спустя             козырем»

                     «ходить             рукава, засучив рукава

 

( Инсценировка. Возле доски ученик одетый в рубаху с длинными рукавами. )

Почему рукава так называются – это понятно, от слова «рука». Но при чем здесь «спустя рукава», «засучив рукава»?

Так стали говорить в те далекие времена, когда на Руси люди носили одежду с очень длинными рукавами: у мужчин они достигали порой 95 см, а у женщин были  еще длиннее 130 – 140 см. мода такая была. Чем длиннее, тем  моднее. Только не легко тем модникам приходилось. Гулять – то без дела может быть и ничего. А попробуй, поработай в одежде с такими рукавами:  ( Ученику дают задание постирать в тазу с такими длинными рукавами) будет неудобно, работа плохо получится, рукава длиннющие всюду мешаться будут. А чтобы дело спорилось рукава надо было засучить, то есть подвернуть.. Вот и стали говорить о людях, которые делают свое дело лениво, нехотя, медленно, что они работают спустя рукава.. А про спорого, умелого работника и по сей день говорят, что он работает,  засучив рукава.

 

«Ходить козырем».

( Инсценировка. К доске выходит другой ученик.)

 Как понимаете эту фразу?  У этого выражения интересная история.  Оно от воротника пошло, правда, не от обычного, как у тебя на рубашке, а от наряда. В Древней Руси бояре, в отличие от простых людей, пришивали к вороту кафтана расшитый серебром, золотом и жемчугом воротник, который назывался козырем. ( На ученика одевают «кафтан» с высоким воротником).

Козырь внушительно торчал вверх, придавая гордую осанку боярам. Голова из-за такого воротника не была видна, приходилось надевать высоченные шапки. (Одевают ученику на голову высокую шапку, сделанную из картона.)  

А чтобы шапка на нос не съехала или, не дай бог при всем честном народе на  землю не свалились, бояре друг перед другом ходили, задрав носы. Отсюда и пошли выражения «ходить козырем» и «козырять». «Ходить козырем», значит ходить важно, с гордостью. А козырять, значит хвастаться чем – нибудь.

 

- А теперь проверим, хорошо ли вы знаете устойчивые сочетания.

 

(Учащиеся выполняют задания по каждому словарю. Групповая работа.  )

 

 

Устойчивые выражения.( слайды № 19, № 20, № 21)

 

1.     Как говорят о человеке очень искусном в своем деле? У него…

–волшебные руки

–золотые руки

– проворные руки.

2.     Как можно по- другому сказать, что какое-то место находится очень близко.

-рукой достать

-рукой подать

-рукой взять.

3. Как говорят о человеке, резко выделяющемся чем-либо среди окружающих его людей.

-         белая ворона

-         -белая чайка

-         -белая лебедь.

 

 

                                       Этимологический словарь.

«Остолоп» - ( от слова «Столп» столб. Сродни полено, дубина,

 чурбан и т.д.

 

«Хулиган» - из англ. «холиган»

 

Толковый словарь.

Коверкать- портить, уродовать.

Обмануть- ввести в заблуждение, сказать неправду.

Орфоэпический словарь.

Свёкла или свекла

Столяр или столяр

Щавель или щавель

 

Орфографический словарь.

 

Проверьте написание слов.

 

(Подведение итогов по работе со словарями. )

 

(Следующая страница)

Мир слов многообразен, увлекателен и еще до конца не разгадан.

Слово – дело великое, - писал Л. Н. Толстой. Великое- потому что словом можно соединить людей и разъединить  их.

(Показ слайда  № 22)

 

 

 

 

 


Эзоп

 

 

 

 

Существует вот какая притча. В Древней Греции жил знаменитый баснописец Эзоп, который был рабом у философа Ксанфа. Однажды Ксанф пригласил гостей  и попросил Эзопа приготовить на обед лучшее кушанье. Эзоп отправился на базар, купил языки и приготовил из них три блюда. Гости очень удивились и стали спрашивать, почему Эзоп считает лучшим на свете блюдом какие – то языки. На это Эзоп отвечал: «Ты велел Ксанф, купить самое лучшее. А что на свете может быть лучше языка? С помощью языка люди объясняются друг с другом, получают знания, приветствуют друг друга, мирятся, объясняются в любви» Такое рассуждение понравилось Ксанфу и его гостям.

В следующий раз, чтобы испытать Эзопа, Ксанф приказал приготовить из самого плохого, что есть на свете.  Эзоп отправился на базар и купил…  ЯЗЫКИ. Все опять удивились. Тогда эзоп начал объяснять: «Ты велел мне сыскать самое плохое, а что на свете хуже языка? Посредством языка люди обманывают  и огорчают друг друга, хитрят, ссорятся. Язык может сделать людей врагами. Он может вызвать войну, он приказывает разрушать города и целые государства. Может ли быть что хуже языка?»  Этот ответ заставил Ксанфа и его гостей задуматься над мудрыми речами  Эзопа.

 

Мы часто сталкиваемся с бранными и вульгарными  выражениями.  Многие люди уже не могут построить предложение, не употребив бранных слов. Поэтому такие люди,  попадая в приличное общество,  больше молчат.

( слайд № 23)

Знаете ли вы,   что раньше за матерные слова, произнесенные публично полагалась смертная казнь?

( слайд № 24 )

-Какой с вами подведем итог.

v Наша речь – это наше зеркало, и пусть оно не будет грязным.

v Не давайте слову опережать мысли.

v Подумайте,  прежде чем что-то сказать.

v Грубое слово может оскорбить и обидеть человека, а также принести вред.

 

( слайд № 25)

Всем спасибо за внимание.

 

Ребята, вам понравился урок?

Что вам запомнилось?

Что  вам понравилось?

 

Поднимите и покажите нам  нужный цвет:

 

красный – все замечательно

Черный- ничего не понравилось

Жёлтый- так себе, средне.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Внеклассное мероприятие по русскому языку."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Менеджер образования

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

На внеклассном мероприятии "Хочу всё знать" учащиеся ознакомятся  с происхождением письма, с разными видами словарей.

 Задачи :

            Развитие любознательности, памяти, интереса игровые приемы.

            Расширение кругозора, обогащение словарного запаса.

            Воспитание трудолюбия через пословицы.

К конспекту прилагается презентация "Хочу всё знать".

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 625 839 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 03.01.2015 279
    • DOCX 743 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Куценко Татьяна Дмитриевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Куценко Татьяна Дмитриевна
    Куценко Татьяна Дмитриевна
    • На сайте: 9 лет и 2 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 8584
    • Всего материалов: 7

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Секретарь-администратор

Секретарь-администратор (делопроизводитель)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности на уроках математики у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
аудиоформат

Курс повышения квалификации

Основы религиозных культур и светской этики: проблемы и перспективы преподавания в начальной школе

72/108/144 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 227 человек из 61 региона

Курс повышения квалификации

Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 65 человек из 29 регионов

Мини-курс

Психологическая экспертиза в юридической сфере: теоретические аспекты

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Договоры и их правовое регулирование

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психология общения: эффективное общение и решение конфликтов

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 481 человек из 67 регионов