Главная / Начальные классы / Внеклассное мероприятие по русскому языку.

Внеклассное мероприятие по русскому языку.

МКУ Каменская ООШ




Внеклассное мероприятие

по русскому языку




hello_html_6e934cf1.gif













Составила

учитель начальных классов

Куценко Татьяна Дмитриевна.

II квалификационная категория








2009 год


Цель:

Ознакомить учащихся с происхождением письма.

Ознакомить с разными видами словарей.

Задачи:

Развивать любознательность, память, интерес.

Расширять кругозор, обогащать словарный запас.

Воспитание трудолюбия через пословицы



Оборудование:


Конверт, алфавит, ракушка,

дерево-рисунок, камень –рисунок,

Рисунки детей пиктографические ,

таблица иероглифов, листок бумаги ( для объяснения слова «папирус»), словари, карточки с буквами для физминутки,

словарные слова отпечатанные для игр,

рисунки для пословиц,

два ведра с тряпками, рубашки,

рисунок боярина, шапка бумажная,

слова на полосках бумаги для объяснения значения ( работа в группах),

Кружки красного, черного, желтого цветов.






















Слайд №1.

(Чтение стихотворения вслух.)


hello_html_m30d59f3a.jpg



- Мы эту книгу просим вас открыть!

В ней спрятаны ответы:

Так много нужно изучить

И в нашем русском языке постичь

секреты.


***

- Наше занятие мы посвящаем Великому русскому языку.

Я думаю, вам будет интересно узнать, как люди изобрели письмо. Чем богат русский язык, обо всем вы узнаете, если отправимся в небольшое путешествие в наше прошлое.


Письмо. Что оно значит для вас. Как вы понимаете это слово?

Ответы детей:

1) Письмо – это лист бумаги с написанным текстом, который один человек может послать другому, например по почте.

Показать. hello_html_2ba90ef4.jpg


2) Письмо – это умение, навыки письма и сам процесс письма.

hello_html_m5499b1c9.gif

3

А б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ ъ ы ь э ю я

) Письмо это система графических знаков, которые используются для написания.




- Мы будем говорить сегодня о письме как о системе графических знаков, которые человек использует для записи своих мыслей. В мире существуют разные типы письма. Мы используем для записей своих мыслей буквы.


  • Скажите, а всегда ли люди для передачи своих мыслей на дальние расстояния пользовались буквами? Что вы об этом знаете?

( ответы детей)


- Задолго до того как были придуманы буквы, люди чувствовали необходимость передать свои мысли другим людям, которые находились от них далеко. Ни телефона, ни компьютера в те времена не было. Человек имел только конкретные предметы – камень дерево, морские раковины. ( показать)


Слайд №2

Человек брал палку и привязывал к ней тоненькие ремешки из кожи животных. Каждый ремешок завязывался различным способом для различных целей

hello_html_288a74c0.jpg








( простой узел означал десяток предметов или людей, двойной узел – сотню..) ремешки окрашивались в разные цвета, и каждый цвет имел свое значение( красный обозначал воинов, желтый – золото, белый- серебро, зеленый – зерна хлеба)

Такое письмо называлось – КИПУ


Слайд №3

Уhello_html_m1fe8ad4f.jpg
других народов узелки заменялись бусами из различных, разноцветных раковин: белая, желтая, красная, черная. Это означало: «Мы вступим с вами в союз, если вы будете платить нам дань. Если же вы не согласны , то мы пойдем на вас войной.

Слайды № 4 и №5

hello_html_m325b9e3f.jpg

6

Но это же письмо можно прочитать иначе.»Мы просим мира и готовы за это дать много золота. Если война будет продолжаться, то мы все погибнем.»

hello_html_m484ba536.png

- Подумайте и ответьте, как надо сделать, чтобы письмо из узелков или ракушек было понятно именно в том смысле, что вложил в него человек, его написавший.


- Вы сказали верно (неверно). Чтобы не было путаницы, написавший письмо из раковин или ниток должен был сам прочесть его послу, а посол должен был вслух повторить все сказанное.


(Вызвать к доске ученика, который будет послом, сказать ему любой приготовленный текст. Он должен повторить слово в слово.)


- Так в чём же заключалось неудобство такого письма?


- Неудобств было много. Да и назвать этот способ было трудно. Ведь человек не писал, а составлял комбинации из предметов.


Слайд №7

Самым древним видом настоящего письма, которое возникло за 4 тыс. лет до нашей эры, является письмо рисунками, или


пиктография ( на экран)

( от латинского piktus – нарисованный и греческого Grapho- пишу.


Первобытный человек делал рисунки на камнях, шкурах, костях: это были фигурки людей, животных, вещи домашнего обихода.


hello_html_mbf897e1.jpghello_html_m6f2139c1.jpg






Слайд №8

При помощи рисунков человек научился передавать не только отдельные понятия., но и целые рассказы. Такими рисунками и сейчас пользуются некоторые племена индейцев и народы, не имеющие письменности.

hello_html_m3d9092ae.jpghello_html_1a38c54e.jpg













- Письмом – рисунками мы пользуемся и сейчас. Так на вывеске булочной изображен хлеб, на овощном магазине – овощи.


- Скажите, какие еще вывески, написанные пиктографическим письмом, вы видели?

( Конкурс пиктографических рисунков)

- Дома вы рисовали вывески к магазинам, давайте их все рассмотрим и догадаемся, что в этих магазинах продают.

- По мере развития человеческого общества развивался и его язык. Рисунки, которыми человек пользовался для письма, становились более упрощенными, теряли тесную связь с определенными предметами. Такой упрощенный рисунок стал превращаться в условный знак, письмо стало

идеографическим (Название на экране)


слайды №9 и № 10

(от греческих слов – idea – понятие, grapho- пишу ).


Такие упрощенные рисунки знаки стали употребляться для обозначения одного слова. Например, в китайском языке слово «человек» передается знаком, напоминающем две ноги.

Интересно, а что мог обозначать в китайском языке этот знак?

Иероглиф "сидящий мужчина" hello_html_m5b5e282e.jpg определял слова "человек, писец" и.т.п.; иероглиф "связанный пленник" hello_html_mfcee68d.png - слова "пленник, враг";

иероглиф "идущие ноги" hello_html_m296a551e.jpg - "ходить, бежать";

иероглиф "три горы" hello_html_51e4e31a.jpg

иероглиф шкура с хвостом hello_html_m6ff0e644.png - "животное, зверь" и т. д.


hello_html_5efaae6d.pnghello_html_18ff97ab.jpghello_html_76a0f879.jpghello_html_m4c102336.jpg


Постепенно количество слов в языках разных народов увеличивалось, и пользоваться десятками тысяч рисунков становилось трудно. Рисунки начали обозначать не только отдельные слова, но и отдельные слоги, и даже отдельные звуки, как, например, в древнеегипетском письме. Оно называлось иероглифическим.


(«Иерос»-священный, «глифе» - резьба)


такое письмо сохранилось на стенах храмов и гробницах.

Письмо иероглифов

(Лежат на партах у каждого ученика)


hello_html_m2cabb25f.png




Слайды № 11 и № 12

Позже человек стал писать не только на камнях, но и на папирусе, на дереве, применяя кисточку и черные или красные чернила. Иероглифы до сих пор сохранились в Китае. Там используется до шести тысяч иероглифов.

Слайд №13

У нас тоже есть иероглифы. Давайте прочитаем.

1 2 3 4 … 10

во всех странах цифры пишутся одинаково, но произносятся по - разному.

-Кто умеет считать по - немецки? А по - английски?

Итак, письмо из иероглифов не позволяет передавать язык во всей его полноте. Все знают слово «певец» , но есть и слово «певун». Представим, что для слова «певец» у нас есть иероглиф, но нам нужно передать слово «певун». Как это сделать? Изобретать новый иероглиф? Чтобы ответить на вопрос, отгадайте загадку.

«Черные кривые от рождения немые, а как встанут в ряд, сразу все заговорят»


-Правильно! А как появились буквы? Первый алфавит был создан в Древнем Египте.

Для обозначения звука [а], люди рисовали голову быка, который на их языке назывался «алеф».

Для обозначения звука [б] использовался рисунок дома, который в этом языке назывался «бета»

( показать на картинке)

hello_html_74fe8813.jpg


-А знаете ли вы, кто создал славянское письмо?

Слайд № 14

Да, верно. Его создали два брата: Кирилл и Мефодий которые жили в Болгарии. Их новый алфавит получил новое название «кириллица».


А сколько букв в современном новом алфавите?


Конкурс. Кто больше вспомни загадок о письме, чтении, буквах.


Физминутка:

Парам дать задание – изобразить букву пантомимой. Зрители угадывают.

***

В русском языке великое множество слов. Но сколько их точно? На этот вопрос не ответит ни один специалист…

Богатая и разнообразная лексика собрана в различных словарях.

СЛОВАРИ – это сборники слов, расположенных в алфавитном порядке.

Ознакомьтесь с ними. ( Учащиеся читают на слайде название словаря и рассматривают его на выставке )


Слайд № 15

Орфографический (правильное написание),

этимологический (происхождение слова),

Орфоэпический (произношение слова)

толковый словарь Ожегова.

( слова написать на доске)

А так же есть и другие словари:

Словарь фразеологизмов,

словарь образцового русского ударения (орфоэпический)

Словари иностранных слов (этимологичекий)


-А сейчас идем за богатствами русского языка.

Открываем следующую страницу

hello_html_mdb8afee.gif

Пословицы, поговорки.

Задание первое ( слайд № 16)

  • Объяснить смысл пословиц.

* Кто не работает, тот не ест.

*Много спать – дело не знать.

  • Какие пословицы о труде вы знаете?

Задание второе:

- По рисунку угадать пословицу.

(Пословица в виде рисунка:

«И жнец, и швец, и в дуду игрец».

«Любишь кататься, люби и саночки возить».

Задание третье ( слайд № 17):

Иногда одна буква меняет смысл всего предложения, так случилось с поговорками, приведенными ниже. Нужно восстановить поговорки приведенные ниже.

hello_html_2f79fe8d.gif

Аппетит проходит во время еды.

Город не тётка.

Машу маслом не испортишь.



Фразеологизмы. ( слайд № 18 )

- А это словарь фразеологизмов.

- Соедините слова в противоположных столбиках.

«Спустя козырем»

«ходить рукава, засучив рукава


( Инсценировка. Возле доски ученик одетый в рубаху с длинными рукавами. )

Почему рукава так называются – это понятно, от слова «рука». Но при чем здесь «спустя рукава», «засучив рукава»?

Так стали говорить в те далекие времена, когда на Руси люди носили одежду с очень длинными рукавами: у мужчин они достигали порой 95 см, а у женщин были еще длиннее 130 – 140 см. мода такая была. Чем длиннее, тем моднее. Только не легко тем модникам приходилось. Гулять – то без дела может быть и ничего. А попробуй, поработай в одежде с такими рукавами: ( Ученику дают задание постирать в тазу с такими длинными рукавами) будет неудобно, работа плохо получится, рукава длиннющие всюду мешаться будут. А чтобы дело спорилось рукава надо было засучить, то есть подвернуть.. Вот и стали говорить о людях, которые делают свое дело лениво, нехотя, медленно, что они работают спустя рукава.. А про спорого, умелого работника и по сей день говорят, что он работает, засучив рукава.


«Ходить козырем».

( Инсценировка. К доске выходит другой ученик.)

Как понимаете эту фразу? У этого выражения интересная история. Оно от воротника пошло, правда, не от обычного, как у тебя на рубашке, а от наряда. В Древней Руси бояре, в отличие от простых людей, пришивали к вороту кафтана расшитый серебром, золотом и жемчугом воротник, который назывался козырем. ( На ученика одевают «кафтан» с высоким воротником).

Козырь внушительно торчал вверх, придавая гордую осанку боярам. Голова из-за такого воротника не была видна, приходилось надевать высоченные шапки. (Одевают ученику на голову высокую шапку, сделанную из картона.)

А чтобы шапка на нос не съехала или, не дай бог при всем честном народе на землю не свалились, бояре друг перед другом ходили, задрав носы. Отсюда и пошли выражения «ходить козырем» и «козырять». «Ходить козырем», значит ходить важно, с гордостью. А козырять, значит хвастаться чем – нибудь.


- А теперь проверим, хорошо ли вы знаете устойчивые сочетания.


(Учащиеся выполняют задания по каждому словарю. Групповая работа. )


hello_html_3e35a575.gif


Устойчивые выражения.( слайды № 19, № 20, № 21)


  1. Как говорят о человеке очень искусном в своем деле? У него…

волшебные руки

золотые руки

проворные руки.

  1. Как можно по- другому сказать, что какое-то место находится очень близко.

-рукой достать

-рукой подать

-рукой взять.

3. Как говорят о человеке, резко выделяющемся чем-либо среди окружающих его людей.

  • белая ворона

  • -белая чайка

  • -белая лебедь.



hello_html_m3434c7a8.gif

Этимологический словарь.

«Остолоп» - ( от слова «Столп» столб. Сродни полено, дубина,

чурбан и т.д.


«Хулиган» - из англ. «холиган»


hello_html_7c351b2e.gif

Толковый словарь.

Коверкать- портить, уродовать.

Обмануть- ввести в заблуждение, сказать неправду.

hello_html_m64c33c0f.gif

Орфоэпический словарь.

Свёкла или свекла

Столяр или столяр

Щавель или щавель


hello_html_m3b95eeaf.gif

Орфографический словарь.


Проверьте написание слов.


(Подведение итогов по работе со словарями. )


(Следующая страница)

Мир слов многообразен, увлекателен и еще до конца не разгадан.

Слово – дело великое, - писал Л. Н. Толстой. Великое- потому что словом можно соединить людей и разъединить их.

(Показ слайда № 22)

hello_html_3cfdfc23.jpg





Эзоп





Существует вот какая притча. В Древней Греции жил знаменитый баснописец Эзоп, который был рабом у философа Ксанфа. Однажды Ксанф пригласил гостей и попросил Эзопа приготовить на обед лучшее кушанье. Эзоп отправился на базар, купил языки и приготовил из них три блюда. Гости очень удивились и стали спрашивать, почему Эзоп считает лучшим на свете блюдом какие – то языки. На это Эзоп отвечал: «Ты велел Ксанф, купить самое лучшее. А что на свете может быть лучше языка? С помощью языка люди объясняются друг с другом, получают знания, приветствуют друг друга, мирятся, объясняются в любви» Такое рассуждение понравилось Ксанфу и его гостям.

В следующий раз, чтобы испытать Эзопа, Ксанф приказал приготовить из самого плохого, что есть на свете. Эзоп отправился на базар и купил… ЯЗЫКИ. Все опять удивились. Тогда эзоп начал объяснять: «Ты велел мне сыскать самое плохое, а что на свете хуже языка? Посредством языка люди обманывают и огорчают друг друга, хитрят, ссорятся. Язык может сделать людей врагами. Он может вызвать войну, он приказывает разрушать города и целые государства. Может ли быть что хуже языка?» Этот ответ заставил Ксанфа и его гостей задуматься над мудрыми речами Эзопа.


Мы часто сталкиваемся с бранными и вульгарными выражениями. Многие люди уже не могут построить предложение, не употребив бранных слов. Поэтому такие люди, попадая в приличное общество, больше молчат.

( слайд № 23)

Знаете ли вы, что раньше за матерные слова, произнесенные публично полагалась смертная казнь?

( слайд № 24 )

-Какой с вами подведем итог.

  • Наша речь – это наше зеркало, и пусть оно не будет грязным.

  • Не давайте слову опережать мысли.

  • Подумайте, прежде чем что-то сказать.

  • Грубое слово может оскорбить и обидеть человека, а также принести вред.


( слайд № 25)

Всем спасибо за внимание.


Ребята, вам понравился урок?

Что вам запомнилось?

Что вам понравилось?


Поднимите и покажите нам нужный цвет:


красный – все замечательно

Черный- ничего не понравилось

Жёлтый- так себе, средне.

Внеклассное мероприятие по русскому языку.
  • Начальные классы
Описание:

На внеклассном мероприятии "Хочу всё знать" учащиеся ознакомятся  с происхождением письма, с разными видами словарей.

 Задачи :

            Развитие любознательности, памяти, интереса игровые приемы.

            Расширение кругозора, обогащение словарного запаса.

            Воспитание трудолюбия через пословицы.

К конспекту прилагается презентация "Хочу всё знать".

Автор Куценко Татьяна Дмитриевна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 500
Номер материала 23106
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓