Главная / Директору-завучу / Внеклассное мероприятие по профилактике религиозного экстремизма Круглый стол «Религиозный экстремизм: миф или реальность?»

Внеклассное мероприятие по профилактике религиозного экстремизма Круглый стол «Религиозный экстремизм: миф или реальность?»



Внеклассное мероприятие по профилактике религиозного экстремизма

Круглый стол «Религиозный экстремизм: миф или реальность?»


Цели:  формирование толерантности и профилактика экстремизма в молодёжной среде.


Задачи:

- ознакомить с основными целями, признаками религиозных сект и экстремистских организаций, с правилами поведения при теракте; 
- способствовать развитию критического мышления, способности анализировать,

- способствовать формированию толерантности, справедливости, отрицательного отношения к крайним мерам, к терроризму, экстремизму.


Целевая группа: 9 классы

Оформление и оборудование: «круглый стол» для участников, столик для гостей; мультимедийный проектор, кластеры, мудрые изречения известных людей о религиозном экстремизме на доске, «дерево толерантности» на экране, памятки, брошюры.


«Казахстан – это единственное место в мире, где в согласии живут мусульмане, православные, католики, протестанты, буддисты, иудеи.

Это единственное место, где они могут вместе собраться и говорить о всех своих проблемах».

(Президент Республики Казахстан,

Председатель Ассамблеи народа Казахстана

Н.А. Назарбаев)



Ведущий:- Здравствуйте, уважаемые гости, коллеги и участники круглого стола. Исторически Казахстан всегда  был перекрестком, местом встречи и диалога различных религий, культур и цивилизаций Востока и Запада.

Ни для кого не секрет, что сегодня вопрос о религии ставит перед обществом большие проблемы: на улицах все чаще и чаще встречаются люди, предлагающие разные брошюры; в гостях у родственников мы нередко можем услышать о каком-то направлении, придя в которое человек может получить чуть ли не все блага мира; кто-то из друзей может пригласить нас посетить какую-нибудь лекцию, прослушав которую, мы сможем избавиться от всех проблем. НО в итоге всех этих действий очень часто человек, обратившийся в надежде получить помощь, превращается, чуть ли не в «зомби».

И вот сегодня, чтобы помочь Вам, ребята, понять, где правда, а где ложь пришли на встречу представители из отдела ……………………………………………………………………………..

(представление гостей)


Ведущий: - Не секрет, что сегодня все больше, и больше молодежи принимает ту или иную религию. Может это порывы сердца, а может своеобразная дань моде. Многие молодые люди становятся жертвами деструктивных культов или иначе – сект.


Ведущий:( На экране появляется слайд с определением «Секта»)


- «Секта» (деструктивные культы) - это авторитарные религиозные организации любой ориентации, которые являются по своей сути разрушительными к духовному, психологическому и физическому состоянию личности. Культы практикуют скрытое психологическое насилие, выражающееся в незаконном контроле над сознанием,  поведением и жизнью других личностей без их добровольного согласия.



  • Мозговой штурм:

Вопросы участникам:

Как Вы думаете, ребята, как и при каких обстоятельствах люди попадают в секты?


Предполагаемые ответы:

-В минуты подавленности и горя

- Это просто слабые духом люди, они ищут поддержку, общения.

- Люди с комплексами, а в такой группе его слушают, считаются с его мнением, он становится значимым!

- Пережившие трагедию или конфликт с близкими

- Психически неуравновешенные люди


Вопросы ведущего гостям:

- Какие методики используют вербовщики?

- А могут они использовать гипноз?

Ответы гостей

Ведущий:- Ребята, вот Вы сказали о слабости духа, воли,о гипнозе.


Выступление психолога. Тренинговое упражнение «Лимон»


Психолог: (внушающим тоном): "А теперь представьте, что вы сидите за праздничным столом. Вам приносят спелый, сочный, ярко-желтый лимон. В одну руку вы берете лимон, в другую - нож, чтобы разрезать его на маленькие дольки. Вы отрезаете одну дольку, пока сок еще не появляется. Но вот вы отрезаете следующую дольку, и на поверхности срезанной части лимона появляется много маленьких капелек кислого сока. Именно в этот момент вы начинаете ощущать кислый вкус во рту. После этого вы отрезаете еще одну дольку лимона, взяв ее рукой, кладете себе в рот. Ощущение кислого вкуса во рту усиливается". Поднимите руку, кто почувствовал кислый вкус лимона?

- Лица, у которых таким путем удалось вызвать обильное выделение слюны и ощущение кислоты во рту, оказываются более внушаемыми, чем те, у которых этого вызвать не удается.

А давайте посмотрим на результаты теста, который был проведён с вами ранее?

На экране появляется анализ теста в слайде

«Поддаетесь ли Вы чужому влиянию?»


Ведущий: - Как видите, некоторые из вас подвержены чужому мнению, это значит, что в большинстве случаев вы, вместо того, чтобы подумать руководствуетесь зачастую эмоциями и слушаете мнение окружающих, что играет на руку опытным вербовщикам. Как же уберечься вам от миссионеров - вербовщиков, которые пытаются воспользоваться вашей неопытностью, молодостью и доверчивостью. Если Вы находитесь на улице, то конечно проще просто уйти, не начав разговора с вербовщиком. Но если вы в гостях? Я предлагаю Вам запомнить следующее:


(слайды на тему «Как уберечься от вовлечения в секту?)»


(раздача памяток о методах и способах вербовщиков)


Ведущий: - Ребята, многие из вас знают, что Республика Казахстан, согласно первой статье Конституции, объявляет себя не только демократическим, правовым и социальным государством, но и СВЕТСКИМ, то есть, свободным от религии. Это значит, что никакая религия в нашей стране не имеет статус государственной, каждый в праве сам выбирать, что исповедовать. А о чём ещё в отношении религии нам говорит Основной Закон государства?


(Выступление соц.педагога «Статьи Конституции РК о религии»)


Ведущий: - Свобода выбора – это хорошо, однако многие создатели деструктивных культов этим пользуются в своих интересах. А что думают по этому поводу проповедники мировых религий. Давайте послушаем официальную точку зрения по этому вопросу.


(Просмотр фильма «Осторожно, секта!»)

Ведущий: - Как показывает практика, зачастую из молодых завербованных сектантов формируются впоследствии религиозные экстремисты. А как вы понимаете понятие «экстремизм»? От какого слова оно произошло? (ответы детей)


(слайд с понятием «Экстремизм», «Терроризм», «Фашизм»)


Ведущий:- Большинство молодежных экстремистских группировок носят не формальный характер. Ряд их членов имеют смутное представление об идеологической подоплеке экстремистских движений. Громкая фразеология, внешняя атрибутика и другие аксессуары, возможность почувствовать себя членом своеобразного «тайного общества», имеющего право безнаказанно творить расправу над неугодными группе лицами, все это привлекает молодежь. Сторонники экстремизма стремятся путём демагогии, организации беспорядков, актов гражданского неповиновения дестабилизировать и разрушить существующие общественные структуры для достижения своих целей. При этом широко используют силовые методы - террористические акты, партизанскую войну и другое, в принципе отрицают переговоры, соглашения, компромиссы, основанные на взаимных уступках.


Вопросы учащимся:


- Чтобы эффективно противодействовать религиозному экстремизму, необходимо, условно говоря, знать врага в лицо. Как вы представляете себе сегодняшнего экстремиста?


- Принято считать, что сегодняшним экстремистом является молодой человек с отпущенной бородой и подкороченными брюками, а его спутницей является девушка в хиджабе. Насколько вписываются данные образы в социальный портрет экстремиста? (ответы детей)

Вопросы гостям:

  • Какие нетрадиционные для Казахстана религиозные течения наиболее активно действуют в стране?


  • - Какие регионы, слои казахстанского общества наиболее подвержены влиянию чуждых нам религиозных течений? С чем это связано?


  • - В каких направлениях и какими методами ведется работа по профилактике религиозного экстремизма в Казахстане?


  • Означает ли борьба с религиозным экстремизмом борьбу с религией, как это иногда воспринимается в обществе?



Ведущий: -Учёные – политологи официально заявляют, что в настоящее время имеющие место факты экстремизма и терроризма на самом деле являются попытками использования религии для прикрытия, чаще всего, криминальных или политических целей каких-либо групп, в том числе внешних сил. Львиную долю доходов исламистских организаций, таких как «Аль - Каида», составляют деньки от продажи наркотиков. На эти средства террористы закупают оружие. Вот список запрещённых экстр. и террор. организаций на территории Казахстана.

(слайд)

Ведущий: - Уважаемы гости, проинформируйте нас о случаях террористических или экстремистских актов в нашей Республике, если такие имели место быть?

(ответы гостей)

Ведущий: - Что делать, если вы внезапно стали жертвой террористического насилия?

(выступление зам.директора по ВР)

Ведущий: - Последние события на Украине, военные действия в Сирии, теракты в Волгограде – яркие примеры развития религиозного экстремизма и его неоправданной жестокости по отношению ко всему человечеству.

Такое качество как толерантность подразумевает не только солидарность и согласие между «нами и другими», но и признание за другими право быть не такими, как мы, не соглашаться с нами. В нормальном обществе люди не пребывают в идеалистическом согласии друг с другом. Борьба мнение служит двигателем обществ.жизни, если не сводится к навязыванию своей воли другим и не выражается в нетерпимость к инакомыслию. Признаком высокого духовного и интеллектуального развития человека считается именно толерантность. Что она подразумевает?

(упражнение «Дерево толерантности»)

Рефлексия. Тренинговое упражнение «Я –дрозд, ты – дрозд»

Подведение итогов круглого стола. Мини – опрос на листочках.

- является ли для тебя проблемой экстремизм и толерантность?

- достаточно ли проводится мероприятий в нашем коллективе для его сплочения?

- понятен ли был тебе материал, рассмотренный на сегодняшней встрече?


Заключение.


Ведущий:- Ребята, прежде чем прислушиваться к кому-либо, подумайте хорошо, понаблюдайте, соответствуют ли слова Вашего собеседника его поведению, внешнему виду? Оцените его речь, интеллект, культуру. Главное, проявляйте разумную осторожность. Не поддавайтесь любопытству в ущерб здравому смыслу. Увы, любопытство и чрезмерная самоуверенность привели к трагическому концу очень многих людей. Давайте не будем поддаваться этим искушениям. А если кто-то все-таки смог внушить вам доверие, не спешите с принятием решения: спросите совета у родителей, классных руководителей- они всегда рядом с Вами. Или Вы всегда можете попросить совета у наших сегодняшних гостей, так, как это те люди, которые не равнодушны к Вашей судьбе, а значит нашей молодой Республике, об этом говорит то, что они сегодня здесь. Спасибо Вам за внимание.














































ЯЗЫК ВРАЖДЫ. ЭКСТРЕМИЗМ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ


ЧАС ИНФОРМАЦИИ


План часа информации:

Что такое экстремизм? (Просмотр презентации и обсуждение слайдов)

Вы считаете себя толерантными? (Игра и беседа с примерами из жизни класса)

Как вы думаете, теперь вы знаете, что такое толерантность? (Игра и беседа)

Результаты анкетирования.

Подведение итога классного часа.


Ход часа информации


I. Вступительная беседа


Ведущий: Выпускник школы. Каким он должен быть, чтобы максимально быстро адаптироваться к тем условиям, в которые попадет после окончания школы. Адаптация человека к новым условиям, как в жизни, так и в профессиональной деятельности возможна лишь при наличии сформировавшихся профессиональных и социальных умений и качеств личности. Одним из таких качеств является толерантность.


Обсуждение первого теста, почему я не поеду с этими людьми?


Основные нормативные правовые акты:


Понятие "экстремизм" определено и упоминается в нормативных правовых актах, в числе которых:


1. Конституция Российской Федерации. Экстремизм во всех своих проявлениях в разной степени, но всегда посягает именно на то, что закрепляет Конституция РФ: основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, порядок и принципы государственного устройства и местного самоуправления.


2. Федеральный закон от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности".


3. Федеральный закон от 05 июля 2002 года № 112-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности".



4. Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".


5. Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 211-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия экстремизму".


6. Указ Президента Российской Федерации от 23 марта 1995 года № 310 (в редакции от 03.11.2004) "О мерах по обеспечению согласованных действий органов государственной власти в борьбе с проявлениями фашизма и иных форм политического экстремизма в Российской Федерации".


7. Постановление Правительства Российской Федерации о 18.01.2003 г. № 27 (в редакции от 08.12.2008) "Об утверждении Положения о порядке определения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности, и доведения этого перечня до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом".


Большой толковый словарь дает следующее определение экстремизму: экстремизм - это приверженность крайним взглядам и мерам.


Акты насилия относятся к категории экстремистских, если:


а) они не только используются в качестве прямого способа достижения политических, идеологических и социальных целей, но и являются инструментом публичности и устрашения;


б) они направлены на то, чтобы причинить вред не непосредственному противнику, а другим людям.


Экстремистская деятельность (экстремизм) - это:

насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;

публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;

возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;

пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;

нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;

воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения;

воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения;

совершение преступлений по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы;

пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения;

публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения;

публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением;

организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению;

финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путём предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг.


Экстремальное поведение:


- это крайние способы достижения социальной справедливости, каких-то благ, привилегий, как для себя, так и депривированных (социальное сиротство, низкий уровень жизни, группы риска и т.д.) социальных групп. Профилактика экстремизма - это система определенных мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, когда она еще не осуществляется (не осуществляются пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, не осуществляются публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности и т.д.).

Терроризм - это крайнее проявление экстремизма явление, связанное с насилием, угрожающее жизни и здоровью граждан.

Национализм - это форма общественного единства, основанная на идее национального превосходства и национальной исключительности.

Расизм - это совокупность концепций, основу которых составляют положения о физической и психической неравноценности человеческих расс и о решающем влиянии расовых различий на историю и культуру человеческого общества.

Фашизм - это идеология и практика, утверждающие превосходство и исключительность определенной нации или расы и направленные на разжигание национальной нетерпимости, дискриминацию, применение насилия и терроризма, установления культа вождя.


В жизни человек общается с представителями различных национальностей, культур, миров, конфессий, социальных слоев, поэтому важно научиться уважать культурные ценности как своего народа, так и представителей другой культуры, религии, научиться находить точки соприкосновения. Кроме того, толерантность как качество личности считается необходимым для успешной адаптации к новым неожиданным условиям. Люди, не обладающие толерантностью, проявляя категоричность, оказываются неспособными к изменениям, которых требует от нас жизнь.


Толерантность является сравнительно поздним порождением культуры, а, следовательно, и поздним порождением психики человека, поскольку условия социальной действительности в гораздо большей степени способствуют формированию "интолерантности" - явлению, противоположному по своему содержанию толерантности. Осознание актуальности толерантности отдельным индивидом предполагает его длительную духовную работу над собой.



Предлагаю всем сосредоточиться на следующих вопросах (беседа).


- Вспомните, как вы в детстве переживали обиды?


- Из-за чего вы огорчались?


- Кто проявлял к вам жалость и сострадание в трудную минуту?


- Что такое терпение?


- Что такое толерантность?


- В чем их схожесть?


- Как вы понимаете выражение "толерантность в общении"?


- Все ли терпимо?


- Где границы терпимости?


Итак, мы видим, что термин "толерантность" объемен и многогранен.


Ведущий : Из этого можно сделать вывод, что ситуация в целом такова: толерантность превратилась в ключевую проблему для всего мира; не менее остра эта проблема и в странах, считающихся стабильными и свободными, признающих толерантность как существенную составляющую свободного общества и стабильного государственного устройства. Перед тем как повсеместно распространять толерантность, нужно выработать четкое понятие толерантности.


II. Игра - "Дополни". "Быть толерантным - это значит..." (все ответы записываются на доске).


Ведущий: Мы видим, что есть два пути развития личности - толерантный и интолерантный. Интолерантный путь характеризуется представлением о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, преобладанием чувства дискомфортности существования в окружающей действительности, желанием власти, материального достатка любой ценой, непринятием противоположных взглядов, традиций и обычаев, низким уровнем эмпатии.


Другой путь - это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям, с высоким уровнем эмпатии.


Эмпатия (греч. - "в" + греч. - "страсть", "страдание") - осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека, без потери ощущения внешнего происхождения этого переживания.


III. Работа по группам. Необходимо продумать, изобразить и объяснить эмблему толерантности (работают 3-4 группы).


IV. Защита своей эмблемы.



Толерантность - не пассивное, неестественное покорение мнению, взглядам и действиям других, не покорное терпение, а активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя позитивного взаимодействия между этносами, социальными группами, во имя позитивного взаимодействия с людьми иной культурной, национальной, религиозной или социальной среды.


V. Итоговый тест. Проверь насколько ты толерантный.


Заключение.


Бывают разные ситуации - но надо оставаться человеком. Доброта спасет мир. (Просмотр фотографий класса - мы разные, но нам хорошо вместе)


Приложение

Помните, что самые главные вопросы задаются не людям, а самому себе, но ответы на них следует искать вместе. Познание себя, управление собой должно стать постоянной заботой каждого молодого человека. Особого внимания требует умение управлять своим эмоциональным состоянием.

Учитесь путем тренировок отстраняться от своего привычного взгляда и смотреть на проблему и людей беспристрастно, вырабатывайте психологический взгляд стороннего наблюдателя.

Становясь старше, все больше внимания обращайте на появление и преодоление своих возрастных и профессиональных стереотипов. Изменение взглядов, мыслей и поведения требует многих усилий, большой внутренней работы и активности.

Помните, если другие не разделяют ваших точек зрения, это не показатель их несостоятельности.

Относитесь с иронией к значимости своей персоны, чаще улыбайтесь.

Не страдайте оттого, что не все упорядочено, строго, правильно в окружающей действительности и людях, принимайте окружающий мир таким, какой он есть, ведь для нас этот мир - единственный.

Взаимоотношения с единомышленниками и оппонентами стимулируют когнитивные и творческие процессы, больше общайтесь с разными людьми.

Будьте реалистами, не ждите легкости в процессе позитивного самоизменения, а главное, не ожидайте изменения окружающих людей, но при обнаружении изменений искренне порадуйтесь.

Если вы заинтересованы в продуктивном общении с людьми, обращайтесь к тому позитивному, что в них есть, поворачивайте людей к себе хорошей стороной. Никогда не критикуйте личность, а давайте оценку только негативному поступку (не "ты плохой", а "ты плохо поступил").

Будьте терпимы к человеческим недостаткам и слабостям. В любой конфликтной ситуации учитесь находить и предлагать оптимальное решение. Умейте признавать свою неправоту и при необходимости - извиняться.

Делайте выбор самостоятельно, помня, что никто не может нам навязать толерантные отношения, и если вы считаете их малоэффективными и психологически не готовы их принять, это ваше право.

Развивайте наблюдательность, воображение, учитесь понимать эмоциональное состояние другого, верно истолковывать его поведение.


Приложение 1


Анкета


С кем из этих людей ты меньше всего хотел бы оказаться в одном купе поезда?


1. Цыганка.

2. Явный гомосексуалист

3. Скинхед.

4. Молодой человек, больной СПИДом.

5. Неаккуратно одетая женщина с маленьким ребёнком.

6. Кавказец-мусульманин.

7. Человек из деревни с большим мешком.

8. Грязный дурно пахнущий БОМЖ.

9. Африканский студент.

10. Подросток, похожий на наркомана.

11. Бывший заключённый.

12. Таджик в национальной одежде.

13. Милиционер.

14. Инвалид со складной коляской.

15. Кришнаит.

16. Китаец, который ест, странно пахнущую еду.

17. Человек, говорящий на непонятном языке.

18. Пожилой человек явно неадекватного поведения













Приложение 2


Тест на определение терпимости, уважения к чужому мнению /толерантности/

Тест поможет хотя бы приблизительно определить нашу толерантность.


Отвечать быстро, не задумываясь.



1. Вам предстоит участие в ролевой игре. Что Вас устраивает:


а/ чтобы играли те, кто не знает еще правил;

б/ чтобы участвовали те, кто признает и знает правила игры.


2. Вы спокойно встречаете жизненные неурядицы?


а/ да; б/ нет.


3. Болезненна ли для Вас ситуация:


Когда приходится отказываться от своего проекта, потому что аналогичный проект предложили Ваши одноклассники:


а/ да; б/ нет.


4. Вызывают ли у Вас неприязнь одноклассники, которые нарушают правила общественного поведения:


а/ вас это вообще не интересует, если они не переступают допустимых границ;


б/ они Вам неприятны, потому что не умеют себя контролировать.


5. Можете ли Вы легко найти контакт с одноклассниками, которые имеют иные, чем у Вас верования, обычаи, намерения?


а/ вам всегда это трудно сделать;

б/ сравнительно легко.


6. Как Вы реагируете на шутку, объектом которой становитесь:


а/ Вы не переносите ни шуток, ни самих шутников.

б/ пытаетесь найти ответ в такой же шутливой форме.



7. Согласны ли Вы с бытующим в обиходе мнением, что многие одноклассники пытаются делать "не свое дело", стремятся казаться лучше, чем есть:


а/ да; б/ нет.


8. Вы приводите в компанию знакомого, который становится объектом всеобщего внимания. Ваша реакция: а/ Вам не приятно, что внимание уделено ему, а не Вам; б/ рады за знакомого.



А теперь подсчитайте баллы. Запишите по 2 балла за ответы:


1-б, 2-б, З-б, 4-а, 5-б, 6-б, 7-а, 8-б. сложите баллы.




РЕЗУЛЬТАТЫ:


- От 0 до 4-х баллов. Вы обладаете высокой степенью упрямства и непреклонности. Часто Вы стараетесь навязать свое мнение другим. С вашим характером трудно поддерживать нормальные отношения с людьми, которые думают иначе, чем вы, не соглашаются с тем, что говорите и делаете.


- От 5 до 12 баллов. Вы способны твердо отстаивать свои убеждения. Но, безусловно, можете и вести диалог. Если считаете нужным, то меняете свои убеждения. Но порой Вы способны и на излишнюю резкость, неуважение к собеседнику, и в такой момент Вы можете выиграть спор с собеседником, у которого слабый характер. Вы не в полной мере умеете отстаивать свою точку зрения, выдвигая убедительные аргументы.


- От 14 до 16 баллов. У Вас твердые убеждения, сочетающиеся с тонкостью, гибкостью Вашего ума. Вы можете принять любую идею, с пониманием относясь к её парадоксальности. Вы критичны к себе, не считаете свое мнение истиной в последней инстанции. Вы способны отказаться от своих ошибочных взглядов с уважением и тактом по отношению к своему собеседнику.













Занятие для учащихся 8-11-х классов.

«Патриотизм без экстремизма»


Цели: дать представление о патриотизме и поступках, в которых он проявляется, о явлении экстремизма на примере движения скинхедов и фашизма, его причинах и негативных последствиях; формировать уважительное отношение к людям независимо от их этнической, культурной или религиозной принадлежности.


Время: 40-90 мин.


Наглядный материал: слайдовый проектор, набор слайдов «Патриотизм без экстремизма», экран, микрофон с усилителем и колонками (если лекция проводится в актовом зале).


План занятия:


1.Вводная часть.

2.Введение понятия экстремизма.

3.Основная часть.

1 раздел. Причины появления движения скинхедов в мире и в нашей стране.

2 раздел. Природа фашизма, проявление фашистской идеологии в движении скинхедов.

3 раздел. Основы патриотизма: воспитание себя как зрелой личности, построение крепкой семьи, профессиональный вклад в развитие своей страны.


4.Заключительная часть.


Определение понятия патриотизма, вывод о необходимости конструктивных поступков на благо Отечества.


Слайд 1

Сегодня молодые люди стремятся стать настоящими патриотами своей страны и помочь развитию и процветанию нашей Родины. Однако многие неверно понимают значение слова «патриотизм» и порой совершают поступки, которые патриотическими не являются. На этом занятии речь пойдет о «патриотизме» и «экстремизме». В чем разница?


Слайд 2

В Большой Советской Энциклопедии экстремизм определяется как приверженность к крайним взглядам и мерам (1).


Для наглядности рассмотрим проблему экстремизма на примере движения скинхедов. Кто они: патриоты или экстремисты?


Слайд 3

Давайте вспомним хотя бы события, которые потрясли весь мир:


  • 11 января 2006 г. в московской синагоге 20-летний москвич нанес ножевые ранения восьмерым прихожанам.


  • 25 марта 2006 г. в Санкт-Петербурге совершено нападение на 9-летнюю девочку-мулатку. Двое молодых людей нанесли ей три удара ножом.


  • 7 апреля 2006 г. в Санкт-Петербурге застрелен 28-летний студент, гражданин Сенегала. Оружие (ружье с нарисованной свастикой) было найдено неподалеку от места преступления.


  • 25 мая 2006 г. в пригородном поезде Москва – Софрино убит 19-летний гражданин России армянского происхождения.





Слайд 4

На слайде приведена официальная статистика жертв экстремизма и национализма всего лишь за первые несколько месяцев 2006 года: было зафиксировано более 100 нападений на национальной почве. В результате этих нападений пострадали 92 человека, 14 погибли. Больше всего нападений на почве национальной ненависти совершают в Москве и Санкт-Петербурге. Только в Москве с начала года в результате нападений погибли девять человек, еще 35 были избиты. В Петербурге два человека погибли, еще 17 получили увечья (2).


Именно из-за насильственных действий на почве национальной ненависти движение скинхедов относится к числу экстремистских.


Слайд 5

Интересно, что самые первые скинхеды не были националистами. Они появились в Англии в 1968-1969 гг., и среди них были как белые, так и черные. Скинхеды "первой волны" были субкультурой рабочих районов Британии. Скинхеды слушали "музыку черных" стилей ска, реггей и рок-стеди. Любимыми певцами скинхедов были чернокожие Дезмонд Декер (ска) и Лорил Эткин (реггей). Именно скинхеды "открыли" и сделали мировой звездой легендарного певца реггей Боба Марли. Даже сама прическа скинхедов была скопирована с прически чернокожих "руди-бойз" (молодежная субкультура Ямайки).


«Первая волна» скинхедов исчезла примерно к 73-му году, так как многие из них обзавелись семьями и перестали принимать активное участие в своем движении.


В конце 70-х гг. в Англии разразился сильный экономический кризис. Целые графства превратились в "зоны социального бедствия", появилось много безработных, в том числе среди молодежи. Дети безработных, сами безработные, многие подростки не видели никаких перспектив, и единственным развлечением для них было подраться с себе по­добными. Они стали одеваться специально для драки: бритая или стриженая "под ноль" голова – чтобы противник или полиция не могли схватить за волосы; короткие куртки без воротника – с той же целью; прочные черные джинсы, на которых плохо видны грязь и кровь; тяжелые армейские ботинки, которые можно использовать как оружие в драке. Они также стали называть себя скинхедами.


В дополнение к этому, с конца 70-х годов в Великобритании активизировались неофашисты. Они стали обвинять во всех проблемах не правительство, как обычно делают люди, а иммигрантов-"цветных": мол, понаехали тут всякие, заняли наши рабочие места. Неофашисты начали активно работать среди скинхедов, и выделять деньги на создание скин-клубов. Скин-группы стали петь песни на откровенно расистские темы. Появилось понятие "наци-скин".


В ответ на это скинхеды "первой волны", озлобленные тем, что их стали называть "фашистами", выступили против наци-скинов. На улицах британских городов развернулись ожесточенные схватки между "старыми" и "новыми" скинхедами. Результатом этих уличных столкновений стало появление двух скин-движений - с одной стороны, наци-скинов ("новых"), с другой - "ред-скинз", "красных скинов" ("старых"). Часто "ред-скинз" носят шнурки красного цвета - чтобы сразу отличать своих от врагов. Крупнейшая организация "ред-скинз" получила название SHARP (Skin Heads Against Racist Prejudice – скинхеды против расовых предрассудков) (3).


После распада Советского Союза в России к середине 90-х годов скинхеды вдруг сразу становятся если не массовым, то многочисленным и заметным явлением. Для сравнения: во всех остальных странах мира существует около 70 тысяч скинхедов (4). В европейских странах количество ред-скинз и наци-скинов примерно одинаковое, но в России, практически, все скинхеды являются националистами, причем не редко весьма агрессивными. Что привело к этому? Какие события в нашей стране так сильно повлияли на развитие движения скинхедов?


Слайд 6

Одной из причин того, что многие даже вполне нормальные молодые люди стали скинхедами, является то, что в начале 90-х годов у них, практически, не было возможности стать частью какой-либо молодежной группы, имевшей патриотическую идеологию. А ведь это чрезвычайно важно для молодых людей, находящихся в поисках цели жизни и своего предназначения, настроенных на вдохновенное служение интересам Родины. А подхватить это вдохновение оказалось на тот момент практически некому, кроме экстремистов.


Неслучайно значительную массу движения скинхедов составляют подростки, твердо верящие в то, что таким образом они служат отчизне. Их часто волнует, что думают друзья-скинхеды. И им трудно противостоять мнению толпы.


Слайд 7

Посткоммунистический кризис вызвал психологическую, духовную, катастрофу: гласность и свобода обнажили духовный кризис личности и семьи, который уже не мог сдерживаться старой бездуховной идеологией. Кто-то в этой ситуации занялся духовным развитием себя, находя ответы в религии, а кто-то пошел по пути поиска «козла отпущения». Кроме того, лишившись привычного образа жизни, население России стало приходить в отчаяние. Преступность, алкоголизм и наркомания захлестнули страну. Семейные скандалы и насилие в семье, побеги детей из дома из-за голода, побоев и невыносимых условий существования (так же, впрочем, как и отказы от детей) стали массовым явлением.


Параллельно с развалом экономики шел процесс реформации системы образования и воспитания. Так получилось, что в 90-х годах система образования в России во многом перестала уделять должное внимание воспитанию в школе нравственных качеств личности. Вместо всего наследия человечества дети стали получать лишь частичное, узкое образование, цель которого – приобретение специальности и нахождение своего места в экономической системе. С одной стороны, такое специализированное, нацеленное на профессию образование дает большой объем знаний, необходимых для благополучного существования в современном мире. Однако, с другой стороны, такое образование связано только со средствами к жизни, но не с ее целями. Ясное видение жизненных целей является совершенно необходимым (6). Как известно, процесс «академизации» образования сопровождался катастрофическим взлетом детской и подростковой преступности, наркомании, токсикомании, алкоголизма, проституции, эпидемиями заболеваний, передающихся половым путем.


Слайд 8

Позиция СМИ оказалась довольно размытой и безоценочной в отношении экстремистов. Часто и довольно долго в рассказах о погромах, которые устраивают западные скинхеды, журналисты предпочитали просто констатировать этот факт, не давая оценки поступкам экстремистов. С другой стороны, СМИ вообще ничего не говорили об аналогичной проблеме в России. Такая политика замалчивания по отношению к скинхедам со стороны СМИ привела экстремистски настроенную молодежь к мысли о безнаказанности.


Слайд 9

Помимо этого, в начале 90-х годов в России появляются неофашистские организации, которые стали открыто пропагандировать фашистскую идеологию в нашей стране. При этом подобные организации навязывают неискушенным людям свою идеологию, признанную во всем мире античеловеческой. И есть люди, которые им верят. Потому что не знают истории. Подумайте сами: время, отведенное в школе на изучение Великой Отечественной войны, было сокращено. Поэтому сейчас многие школьники мало знают о фашизме и о глобальных последствиях нацистской риторики.


Слайд 10

Понимая главные причины расцвета экстремизма в стране, нам в первую очередь необходимо разобраться, что в идеологии экстремистов, нео-фашистов, скинхедов не так, а затем проанализировать свои взгляды и ценности в отношениях с людьми. Спустя 60 лет после Второй мировой войны наше поколение уже не только не помнит, но и не знает всех кошмаров фашизма. Что он из себя представляет и в чем его опасность?


Проверочная работа.


Слушатели в течение нескольких минут отвечают (устно/письменно) на вопросы преподавателя:

Приведите имена фашистских диктаторов в истории мира.

Существовала ли свобода и гражданственность в фашистской Германии?

Вспомните названия каких-либо концентрационных лагерей, созданных немецкими фашистами?

Сколько советских граждан и военных погибло в Великой Отечественной войне?

Ответы на вопросы прозвучат в продолжении лекции.


Информация.


Фашизм – форма политической диктатуры, характеризующаяся насилием над массами через всеобъемлющую государственно-политическую машину, включающую систему массовых организаций и разветвленный аппарат идеологического воздействия, а также систему массового террора, широко использующую национал-социалистические лозунги и формы организации масс для маскировки тотального насилия (7).


Фашизм отринул основные философские тенденции XVIII и XIX веков, делавшие упор на личную свободу и всеобщее равенство. Наоборот, главной ценностью провозглашалась нация. Согласно фашистской идеологии вся жизнь подчинена дисциплине и исполнению долга и полностью управляется государством.


Муссолини стал одним из первых фашистских диктаторов, пришедших к власти в Европе в 1920-е годы. В Италии все политические партии, кроме фашистской, были запрещены. Пресса и книги подвергались цензуре. Были переписаны школьные учебники. Воспитание мальчиков предполагало, что они станут солдатами. Дети вступали в организацию юных фашистов. Муссолини организовал тайную полицию и устроил концлагеря для своих противников.


Гитлер пришел к власти во время сильного экономического кризиса в Германии и на волне исторической обиды немцев на страны-победительницы по итогам первой мировой войны. Когда многие люди страдали от нищеты, Гитлер предложил им возможность хорошо жить за счет других и взять реванш за унизительное поражение Германии в первой мировой войне. Ведь Германия и её бывшие союзники были лишены значительных территорий, принуждены платить большие репарации, существенно ограничить свои вооруженные силы (8). В основу своей философии Гитлер поставил идею о существовании в далеком прошлом мифического арийского племени, которое, по словам Гитлера, состояло из «настоящих» людей, в то время как все остальные в его глазах людьми не считаются. И Гитлер провозгласил, что немцы – это потомки этого племени «настоящих людей», а поэтому для установления собственной гегемонии немцы призваны порабощать или даже истреблять другие народы. Такая уродливая философия привела к многочисленным зверствам, которые фашисты устраивали во всех завоеванных странах.


Властью не только игнорировались, но и на совершенно законных основаниях нарушались права человека, в том числе и немцев. Например, запрещались браки между немцами и евреями (9). А если у человека уже семья и дети? Все приносилось в жертву идее расовой чистоты. Кстати, говорить о национальности или расе зачастую можно лишь довольно условно, так как в истории все народы неоднократно перемещались и смешивались друг с другом. Подобная участь не обошла и немцев.


Слайд 11

Главная проблема фашизма коренится в нетерпимости и неуважении к другому человеку и его взглядам. В конечном итоге нетолерантное отношение неминуемо приводит к насилию по отношению ко всем инакомыслящим.


Слайд 12

Так, от националистических лозунгов («немцы должны осознавать превосходство арийской расы и хранить расовую чистоту») и таких же законов Гитлер привел Германию к международной агрессии. Заставив немцев чувствовать свое превосходство, фашизм из националистической идеологии превратился в воинствующую философию, легшую в основу страшных международных преступлений во всем мире.


Слайд 13

На слайде приведены слова, с которыми Гитлер обращался к солдатам Восточного фронта. Говоря о нашей стране, Гитлер призывал немцев к убийствам, к уничтожению нашего народа.


Слайд 14

Примером бесчеловечности фашизма может служить Хатынь: все жители этой белорусской деревни были заживо сожжены, включая младенцев и стариков. В фашистских концлагерях погибло более 11 миллионов человек. В одном только Бухенвальде было убито 250 тысяч человек, включая немецких военных, отказавшихся служить Гитлеровской Германии и осужденных военным трибуналом. Одним из самых страшных


концлагерей был Освенцим, располагавшийся на территории оккупированной Польши. В нем по разным оценкам погибло от 1,5 до 4,5 млн. человек, людей самых разных национальностей, включая Советских гражданских лиц и военнопленных. Людей здесь сжигали в печах и травили в газовых камерах, они умирали от непосильного труда, голода и многочисленных болезней. Над живыми людьми проводили жестокие эксперименты. Такова природа фашизма.


Вот чем закончился кровавый марш Гитлера по Европе. Военные действия велись на территории 40 государств. В вооружённые силы было мобилизовано 110 млн. чел. Общие людские потери достигли 50-55 млн. человек, из которых на фронтах погибло 27 млн. человек. Наша страна пострадала от фашизма больше всех, потеряв 35 млн. человек (10).


О преступлениях фашизма важно помнить всегда. Любая неофашистская философия таит в себе опасность для всего человечества. Слоганы современных экстремистов слышали, наверное, все: «Россия – страна арийцев», «Россия – для русских», «Бей нерусских – спасай Россию» и т.д. Чем они отличаются от призывов Гитлера? По смыслу – ничем. Подобные изречения – не просто эмоции, по сути, это – взвешенный призыв к насилию и погромам.


Слайд 15

К сожалению, находятся те, на кого такие слоганы действуют как указание к действию. Так в 2001 году экстремистами был устроен погром на Царицынском рынке, во время которого несколько человек погибло. При этом среди пострадавших оказались также женщины и дети. О гибели детей и подростков неславянского происхождения мы узнаем все чаще и чаще. Никакие философии и идеи не могут оправдать подобную жестокость.


Давайте зададимся вопросом: можно ли считать эти действия проявлением любви к Родине? А как насчет самой Родины: гордится ли она этими поступками? Награждают ли руководители страны скинхедов и идеологов экстремизма за особые достижения в деле служения интересам Родины? Нет. Именно поэтому экстремизм не является выражением патриотизма и любви к Родине. Страна стыдится экстремизма. Народ, в стране которого царит разгул экстремизма, не может жить в спокойствии, потому что жизнь любого человека здесь находится под угрозой.


Дискуссия:


1. Почему возникает тенденция свысока относиться к определенным группам людей?


2. Чем могут отличаться от нас некоторые группы людей?


§ нация


§ раса


§ профессия


§ вероисповедание


§ политические убеждения


§ класс, социальный статус


§ мнение


3. Почему существуют различия национальные, расовые, религиозные?


4. Являются ли национальная или расовая принадлежность и культурные (религиозные) обычаи страны заслугой человека? Почему?


Выводы: человек не выбирал и не создавал свою нацию, расу и или религию; принадлежность к нации или расе не определяет качество духовной жизни человека. Человек может отличаться от нас по одному или нескольким признакам, он может иметь отличные от нас привычки и обычаи, но ценность человека составляет лишь качество его жизни, объем блага, которое он несет другим.


Слайд 16

Информация.


Тогда каких людей отечество признает истинными патриотами? Сограждане ценят и помнят людей, проявивших зрелость характера, миротворчество, любовь к Родине и людям, сопереживание и самопожертвование. В этом проявляется настоящий патриотизм. Родина – это все люди, которые живут в моей стране, и никто не должен приноситься в жертву ради счастья


и благоденствия одной группы людей, не важно – представляет она большинство населения или нет.


Слайд 17

Например, всем известно имя Леонида Рошаля, который во время терактов на Дубровке в 2002 году и в Беслане в 2004 году добровольно ходил к террористам и договаривался об освобождении заложников. В этом поступке проявилась не только зрелость характера, но и настоящий патриотизм, желание помочь своим согражданам, оказавшимся в страшной ситуации. Чтобы совершить такой поступок,


человек должен уметь чувствовать горе людей, как свое собственное. Это называется способностью к эмпатии, т.е. умением понять другого, посредством сопереживания и мысленной постановки себя на его место. Заметьте, Леонид Рошаль не интересовался, сколько среди заложников русских и сколько нерусских. За такой поступок Россия считает Леонида Рошаля героем, а весь Западный мир – достойным примером для подражания, о чем явно говорит присужденная доктору почетная премия «Европеец года-2005».



Слайд 18

Информация.


Также достойно уважения и патриотично желание человека создать крепкую семью и воспитать своих детей достойными гражданами своей страны. Такое отношение к жизни укрепляет семейные и нравственные ценности, духовные основы отечества. Вообще, не секрет, что построить гармоничные отношения в семье очень непросто, а тот, кто этого все-таки добился,достоин всеобщего уважения.


Слайд 19

Об отношении мирового сообщества к международным или межрасовым бракам даже и говорить не приходится. В таких семьях объединяются не только грани темпераментов, но и различные исторические, национальные и расовые черты, что, несомненно, содействует становлению мира и дружеских отношений между народами.


Дискуссия.

Почему говорят, что «Семья – ячейка общества»?


Слайд 20

Информация.


В любой стране высоко ценятся профессионалы, которые своим трудом помогают государству развиваться и достигать процветания. Учиться и работать ради будущего своей страны – лучшее, что может сделать настоящий гражданин и патриот. Россия гордится людьми, внесшими значительный профессиональный и творческий вклад в конструктивное


развитие культуры, экономики, спорта, здравоохранения, политики, образования страны.


Слайд 21

Никита Михалков – известный режиссер, творчество которого вдохновляет людей к раскаянию и глубокому размышлению о цели своей жизни, о судьбе нашей страны. Поэтому он удостоен многих наград и премий известных киноакадемий.


Слайд 22

Информация.


Патриотизм – это совокупность выше названных основных факторов, потому что воплощение именно этих жизненно важных целей позволяет стране развиваться. Гитлер пришел к власти в Германии, стремясь сделать эту страну высокоразвитой и влиятельной. В итоге он превратил ее в руины. Германию потом восстанавливали всем миром, только поэтому она смогла быстро развиться до современного уровня.


Слайд 23

Как видно из определения (12), патриотизм – это любовь к своей Родине, которая выражается в конструктивных делах и значимых достижениях. Однако если в сердце человека только темные предрассудки и вражда к другим народам, то, сколько бы он ни говорил о любви к Родине, стране от этого лучше не станет. Вражда и ненависть способны привести только к разрушению, чем и отличаются национализм и шовинизм от патриотизма.


Иными словами, патриотизм – это любовь к стране, а экстремизм – это ненависть к людям. Поэтому настоящий патриот никогда не станет экстремистом.


Индивидуальная работа или в группах.


Необходимо в течение нескольких минут вспомнить и записать имена российских деятелей неславянского происхождения, которые внесли значимый вклад в развитие культуры, экономики, спорта, здравоохранения, политики, образования России.

Внеклассное мероприятие по профилактике религиозного экстремизма Круглый стол «Религиозный экстремизм: миф или реальность?»
  • Директору-завучу
Описание:

Цели:  формирование толерантности и профилактика экстремизма в молодёжной среде.

Целевая группа: 9 классы

Не секрет, что сегодня все больше, и больше молодежи принимает ту или иную религию. Может это порывы сердца, а может своеобразная дань моде. Многие молодые люди становятся жертвами деструктивных культов или иначе – сект.

Ни для кого не секрет, что сегодня вопрос о религии ставит перед обществом большие проблемы: на улицах все чаще и чаще встречаются люди, предлагающие разные брошюры; в гостях у родственников мы нередко можем услышать о каком-то направлении, придя в которое человек может получить чуть ли не все блага мира; кто-то из друзей может пригласить нас посетить какую-нибудь лекцию, прослушав которую, мы сможем избавиться от всех проблем. НО в итоге всех этих действий очень часто человек, обратившийся в надежде получить помощь, превращается, чуть ли не в «зомби».

 

 

Автор Левченко Ирина Константиновна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Директору-завучу
Подраздел
Просмотров 2418
Номер материала 38266
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓