Главная / Начальные классы / Внеклассное мероприятие по окружающему миру "Знатоки отчего края" (3 класс)

Внеклассное мероприятие по окружающему миру "Знатоки отчего края" (3 класс)

МБОУ «Мари – Биляморская средняя общеобразовательная школа им. Н. П. Венценосцева»









Знатоки отчего края

(игра «Брейн - ринг»)

Внеклассное мероприятие





















Подготовила учительница начальных классов –

Аксенова Валентина Аркадьевна









Цели:

1.Обобщить представления детей о природе и характерных признаках лесной зоны.

2.Развить желание познавать природу родного края; учить детей вести себя экологически сообразно в окружающей природе; развивать умение работать в команде;

3.Воспитать чувство гордости за родной край, воспитывать чувство товарищества, умение выслушивать мнение оппонентов и отстаивать свою точку зрения.



Ход игры:

Дети заходят в класс, вытаскивают из ящика эмблему (не глядя). Они рассаживаются по командам в зависимости от вида рисунка на полученной эмблеме.

1. Вводная часть

Учитель: Наша республика называется Республика Марий Эл. Она входит в состав России и расположена в центре Европейской части страны, на Восточно-Европейской равнине. Взгляните на карту, и вы увидите что,

… Марийский край родной,

На карте мира

Меньше, чем кленовый лист.

Если вы посмотрите на карту природных зон страны, то увидите, что республика находится в зоне лесов. Леса в нашем крае занимают более половины всей площади.

По территории республике протекает самая большая река Европы – Волга. Хороши наши марийские леса! Богат и разнообразен животный и растительный мир.

Есть в нашем крае и своя Красная книга, куда занесены редкие и исчезающие виды растений и животных. И сегодня победит та команда, которая знает наш край лучше других. Эта команда будет носить звание «Знатоки отчего края».

2. Игра

Конкурс 1: «Защита эмблем»

Команды за 1 мин должны определить, что (кто) изображено на этой эмблеме и почему.

http://im8-tub.yandex.net/i?id=42985736&tov=8http://www.biodat.ru/db/rbp/pic/435.jpgCypripedium calceolus

  • Беркут – на эмблеме 1-й команды. Крупная птица размахом крыльев до 2 м. Гнездится на крупных деревьях. Численность птицы в нашей республике небольшая. Редкая птица занесена в Красную книгу.

  • Венерин башмачок относится к орхидеям. Любит затемненные, влажные места. Растет одиночно или небольшими группами. Очень редкое растение. Оно зацветает только на 17 год. В Марий Эл это редкое растение найдено в природном парке « Марий чодра». Включена в Красную книгу СССР, в Красную книгу Республики Марий Эл.

  • Чилим (водяной орех) – водное растение, которое почти повсеместно исчезло. Оно растет в стоячих водоемах или в поймах рек. Охраняется в озерном заказнике «Марьерский».

Ответы оцениваются 3 баллами.

Конкурс 2: «Знаете ли вы?»

Вопрос задается всем командам, право ответа у той, которая быстрее нажмет на звуковой сигнал. Время обдумывания – не более 30 сек.

1. Какие птицы прилетают к нам первыми? (грачи, жаворонки полевые, скворцы)

2. У какого зверя родятся детеныши зимой? (у медведицы)

3. Какой зоологический памятник республиканского значения расположен в Мари-Турекском районе? (зоологический памятник республиканского значения «Ирека»)

4. Какие озера Марий Эл носят названия рыб? (Щучье, Карась, Сомино, Окунево)

5. Назовите самое крупное лесное животное марийского края. (лось)

6. Какая птица высиживает птенцов зимой? Почему? (Клест еловый, так как основной корм для питания птенцов – еловые семена, созревают только зимой)

7. Какие птицы в сильный мороз зарываются в снег? Почему? (Куропатки, рябчики, тетерева, глухари, так как птицам здесь тепло и безопасно.)

8. Стелющееся болотное растение с красными кислыми плодами. (клюква)

9. Дикая роза со съедобными плодами. (шиповник)

10. Назовите самое глубокое озеро Марий Эл. (Зрыв или Табашинское)

Ответы оцениваются в 1 балл.

Конкурс 3: «Кто это?»

По внешнему виду жителя нашего края, рассказать об его образе жизни, особенностях внешнего вида. Время выполнения – 1 мин.

F:\DCIM\100_PANA\P1000252.JPGCiconia nigra

  • Черный аист

  • Хариус

  • Выхухоль

Ответы оцениваются в количестве от 1 до 5 баллов (в зависимости от полноты прозвучавшей информации).

Конкурс капитанов

Для каждого капитана дается задание и время на подготовку ответа (2-3 мин).

  • Показать границы Марий Эл, столицу, назвать соседей, с которыми граничит наша республика. (Йошкар-Ола, на севере граничит с Кировской обл., на западе – Нижегородской, на юге и востоке – Чувашская и Татарская республики)

  • Назвать и показать крупнейшие реки республики. (Ветлуга, Юшут, Большая и Малая Кокшаги, Илеть, по республике протекает великая русская река Волга)

  • Назвать самую высокую точку республики. (Самое высокое место у д. Чукша Куженерского р-на (275 м)

  • Назвать заказники Марий Эл. Для чего они созданы? (На территории республики имеются 8 заказников: «Васильсурские дубравы», Ветлужский комплексный заказник, Кузьминский, Моркинский, Пектубаевский, Устье-Кундышский заказники, Ботанический заказник «Марьерский», Лесомелиоративный заказник «Лебедань». В заказниках разрешена хозяйственная деятельность человека, однако она не должна причинять вред природе. Здесь люди не только охраняют, но и разводят растения и животные с последующим их расселением. )

Ответы оцениваются в количестве от 1 до 5 баллов (в зависимости от полноты прозвучавшей информации).

Конкурс 4: «Определить птицу по голосу»

Проводится, пока капитаны готовятся отвечать.

Используется звукозапись голосов чайки, лебедя, цапли, журавля.

Ответы оцениваются в 1 балл.

Конкурс 5: «Закончи народные приметы»

  • Распустилась … (калужница) – выгоняй домашний скот на пастбища.

  • (Комары) летают у самой земли – к дождю.

  • (Божья коровка) летит к земле – быть дождю.

  • Расцвела …(калина) – капусту, огурцы, помидоры можно высаживать на грядки (прошли холода).

  • (Тополь) роняет свой пух – время выходить на сенокос.

  • Рано белеет … (заяц) – скоро наступит зима.

  • Закрываются цветочки … (одуванчика) – жди дождя.

Ответы оцениваем в 1 балл.

Конкурс 6: «Экологические задачи»

Время решения – 1 мин.

  • В чистом пруду жило 50 рыб. Отходы с фабрики загрязнили воду. Чтобы спасти рыб, их необходимо перевести в другое водохранилище. К сожалению, в грязной воде погибло 20 рыб. Подсчитайте, сколько рыб удалось спасти.

  • В парке был 61 скворечник, 20 домиков сломались. Ребята починили 5. Сколько сейчас в парке несломанных скворечников?

  • В лесу росло 99 красивых дубов. Неосторожный мальчик оставил на опушке леса бутылочку, которая, выполнив «роль» линзы, стала причиной пожара. После того как пожар потушили, выяснилось, что осталось только 73 дуба. Сколько дубовых деревьев сгорело вовремя пожара.

Ответы оцениваются в количестве от 1 до 3 баллов.

Конкурс 7: «Угадай по описанию»

Право ответа – у команды, первой нажавшей на звуковой сигнал.

  • Живут эти грибы на деревьях или пнях. Живут большими компаниями. Иногда с одного дерева или пня можно собрать сразу чуть ли не целое лукошко … (опята).

  • Ягоды эти похожи на малину. Только черного цвета. Да колючки, как у ежа … (ежевика).

  • Снаружи жилища этих трудолюбивых насекомых – просто куча хвоинок о мелких веточек. А внутри – настоящий многоэтажный город с улицами, переулками, перекрестками. О ком идет речь? ... (муравьи).

  • Этот жук летает и в апреле, и в июне. Но чаще всего – в мае. Отсюда и название жука … (майский).

  • Его все называют «лесным» доктором за то, что он «лечит» деревья – вытаскивает из под ствола и из под коры вредных насекомых и их личинки … (дятел).

  • Приникли к земле красивые, вырезные по краям листочки. А между ними на тонкой ножке – вкусная и ароматная ягода. Первая ягода лета … (земляника).

Ответы оцениваются в количестве от 1 до 3 баллов (с учетом полноты ответа).

3. Подведение итогов.

Пока жюри подводят итоги, дети читают стихотворения о природе.

























Внеклассное мероприятие по окружающему миру "Знатоки отчего края" (3 класс)
  • Начальные классы
Описание:

Внеклассное мероприятие по окружающему миру "Знатоки отчего края" проводится в виде игры брейн - ринг для учащихся третьего класса. 

Цели:

1.Обобщить представления детей о природе и характерных признаках лесной зоны.

2.Развить желание познавать природу родного края; учить детей вести себя экологически сообразно в окружающей природе; развивать умение работать в команде;

3.Воспитать чувство гордости за родной край,  воспитывать чувство товарищества, умение выслушивать мнение оппонентов и отстаивать свою точку зрения.

 

 В ходе мероприятия учащиеся начальных классов узнают о растениях  и животных из Красной книги Республики Марий Эл.

Автор Аксенова Валентина Аркадьевна
Дата добавления 22.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 539
Номер материала 10045
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓