Главная / Начальные классы / Внеклассное мероприятие по окружающему миру. Игра «Путешествие в царство живой природы»(4 класс)

Внеклассное мероприятие по окружающему миру. Игра «Путешествие в царство живой природы»(4 класс)

Введение


В последние годы слово «экология» приобрело исключительную популярность. Однако совсем недавно, оно было известно лишь узкому кругу ученых, в основном биологов. Кроме того, слово экология для многих тождественно охране окружающей среды, а это не совсем правильно.

Научные достижения 20 века создали иллюзию почти полной управляемости миром, однако хозяйственная деятельность человеческого общества, использование природных ресурсов, огромные масштабы отходов – все это противоречит возможностям планеты (ее ресурсным потенциалам, запасам пресных вод, способностью самоочищения атмосферы, вод, рек, морей, океанов).

Сегодня УУД придается огромное значение. Это совокупность способов действий обучающегося, которая обеспечивает его способность к самостоятельному усвоению новых знаний, включая и организацию самого процесса усвоения. Универсальные учебные действия - это навыки, которые надо закладывать в начальной школе на всех уроках. Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока:

1) личностные; 2) регулятивные; 3) познавательные; 4) коммуникативные.

Актуальность данного внеклассного мероприятия заключается в том, что оно привлекает внимание обучающихся к проблемам охраны окружающей среды, воспитывает любовь и гуманное отношение к природе.

Использование такой формы, как игра, позволяет у обучающихся формировать новые качества личности. Игровая деятельность влияет на развитие внимания, памяти, мышления, воображения, всех познавательных процессов, а так же на успешное усваивание норм поведения и деятельность школьников.

Внеклассное мероприятие позволяет повторить и закрепить знания о животных и растениях, занесенных в Красную книгу, что такое Красная книга, заказник, как вести себя в природе, что нужно делать, чтобы помочь окружающей среде, а так же способствует формированию у обучающихся умения высказывать свою точку зрения, давать характеристику своим поступкам («хорошо», «плохо»), слушать друг друга.









Игра «Путешествие в царство живой природы»


Цели игры: привлечь внимание ребят к проблемам охраны окружающей среды; воспитывать любовь, гуманное отношение к природе; предоставить возможность реализовать свой творческий и интеллектуальный потенциал.

Методика проведения игры:

1. Игра проводится в форме соревнования команд.

2. Время 35-45 минут.

3. Возраст участников – 4-е классы.

4. Ход игры отражается на доске.

5. Игра проводится в шесть туров.

6. В конце игры выявляется команда – победительница, набравшая наибольшее количество баллов.

7. Отдельно отмечаются активные и эрудированные дети.

8. Награждение.

Дидактический материал:

  • таблица по учету заработанных победных баллов;

  • карточки с заданиями;

  • победные жетоны;

  • детские рисунки.

Правила игры:

1-й тур – «В мире животных». Играют четыре команды. Игроки получают карточки с вопросами. На обсуждение одного вопроса – 10 секунд. Всего 9 вопросов. За каждый правильный ответ команда получает по одному баллу.

2-й тур – «Осторожно! Заповедник!». Командам предлагают карточки с изображениями редких и исчезающих видов представителей животного и растительного мира. Нужно соотнести название с картинкой. Время на обсуждение – 40 секунд. Всего 10 карточек. За каждый правильный ответ команда зарабатывает по 2 балла.

3-й тур – «Цветик - семицветик». Капитаны команд получают по конверту с буквами, из которых нужно собрать названия трех цветов, занесенных в Красную книгу. Время на составление – 3 минуты. За каждый правильный ответ – 5 баллов.

4-й тур – «Мы любим природу». Капитаны команд вытягивают карточки с номерами вопросов. Ведущий зачитывает вопрос. Время на обсуждение – 20 секунд. За правильный ответ команда зарабатывает по 10 баллов.

5-й тур – «Переполох в зоопарке». Командам выдаются таблицы с перепутанными названиями животных. На наведение порядка дается 2 минуты. За правильный ответ – 5 баллов.

6-й тур – «Правда ли это?». Ведущий зачитывает вопросы. Команды на вопросы с ответами «да» поднимают карточки красного цвета. За каждый правильный ответ команда получает по одному баллу. (Всего 8 вопросов). Время на задание – 2 минуты.


Ход мероприятия:


ВСТУПЛЕНИЕ


Мы знаем, как разнообразен мир живой природы. Попробуйте по описанию определить, о ком идет речь:

1. Они откладывают яйца и покрыты перьями. Большинство из них умеют летать. (Птицы).

2. Они живут в воде и покрыты чешуей. Дышать могут только под водой. (Рыбы).

3. Они обладают крыльями и тремя парами ног. (Насекомые).

4. Они кормят своих детей молоком. Обычно покрыты шерстью. (Млекопитающие).


Представление команд (5 баллов).


1-Й ТУР

«В мире животных».

Играют четыре команды. Игроки получают карточки с вопросами. На обсуждение одного вопроса – 10 секунд. Всего 9 вопросов. За каждый правильный ответ команда получает по одному баллу.


1. Назовите самое высокое животное. (Жираф. Его рост достигает 6 метров.)

2. Назовите самое сильное животное. (Муравей. Он переносит тяжести, в 10 раз превышающие его собственный вес.)

3. Какая птица самая дисциплинированная? (Гусь. Он никогда не попадет под колеса машины.)

4. Назовите самую большую птицу. (Страус. Его рост – 3 метра.)

5. Назовите самую длинную змею. (Питон. Его длина – 10 метров.)

6. Назови самую крупную рыбу. ( Китовая акула. Ее длина – 12,5 метра, вес 21 тонна.)

7. Назовите самое большое животное. (На суше – африканский слон. Его рост – 4 метра, вес – 6 тонн.)

8. какие птицы не умеют летать? (Пингвин, страус.)

9. Назовите рыб, название которых связано с орудием труда или оружием. (Рыба-пила, рыба-молот, рыба-меч.)


2-Й ТУР

«Осторожно! Заповедник!»

Командам предлагают карточки с изображениями редких и исчезающих видов представителей животного и растительного мира. Нужно соотнести название с картинкой. Время на обсуждение – 40 секунд. Всего 10 карточек. За каждый правильный ответ команда зарабатывает по 2 балла.

1. Рысь.

2. Выдра.

3. Лось.

4. Бобр.

5. Аист.

6. Журавль.

7. Филин.

8. Дятел зелёный.

9. Подснежник.

10. Ландыш.

3-Й ТУР

«Цветик - семицветик»

Капитаны команд получают по конверту с буквами, из которых нужно собрать названия трех цветов, занесенных в Красную книгу. Время на составление – 3 минуты. За каждый правильный ответ – 5 баллов.

Предлагаются названия трех цветков, занесенных в красную книгу: подснежник, ландыш, кувшинка.

Динамическая пауза.


4-Й ТУР

«Мы любим природу»

Капитаны команд вытягивают карточки с номерами вопросов. Ведущий зачитывает вопрос. Время на обсуждение – 20 секунд. За правильный ответ команда зарабатывает по 10 баллов.


1. Почему становятся редкими и исчезают многие животные и растения?

Из-за неправильного отношения человека к окружающей среде: Браконьерство, осушение рек, болот, загрязнение водоемов, вырубка лесов. Нарушается среда обитания животных и растений.


2. Что такое Красная книга?

Красная книга – это книга, куда вписывают редкие и исчезающие виды животных и растений, нуждающихся в защите и особом внимании. Красная книга – сигнал тревоги!


3. Что такое заповедник? Какой заповедник находится на территории нашей области?

Заповедник – территория, в которой охраняются все растения и животные.


4. Отчего происходит загрязнение почвы, воздуха, воды?

В результате выбросов отравляющих газов, отходов, сточных вод работающих заводов и фабрик в окружающую среду, происходит её загрязнение.


5. Как защитить окружающую среду от загрязнения?

На заводах и фабриках ставить очистительные сооружения, фильтры.


6. Как вы можете помочь в деле охраны природы?

Взрослые создают заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы. А что могут такие малыши, как вы? Очень много. Например, находясь на отдыхе в лесу, не оставляйте после себя мусор, тушите костер, не приносите из леса животных – дома они у вас погибнут, не рвите цветы, не шумите – учитесь слушать лес.


7. Что такое заказник?

В заказниках охраняются растения и животные, находящиеся на грани исчезновения.


8. Назовите трех представителей редких исчезающих животных.

Например, слоновая черепаха, сумчатый волк, панда.


9. Кто занесен на Черную страницу Красной книги?

Исчезнувшие виды, например, бескрылая гагарка, странствующий голубь, горный перепел, тарпан.

5-Й ТУР

«Переполох в зоопарке»

Командам выдаются таблицы с перепутанными названиями животных. На наведение порядка дается 2 минуты. За правильный ответ – 5 баллов.


Медведь

Зубастый

Соловей

Мохнатый

Попугай

Голосистый

Лиса

Полосатая

Заяц

Огромный

Крокодил

Говорящий


Ответы: медведь мохнатый, соловей голосистый, попугай говорящий, зебра полосатая, бегемот огромный, лиса рыжая, заяц трусливый, крокодил зубастый.


6-Й ТУР

«Правда ли это?»

Ведущий зачитывает вопросы. Команды на вопросы с ответами «да» поднимают карточки красного цвета. За каждый правильный ответ команда получает по одному баллу. (Всего 8 вопросов). Время на задание – 2 минуты.


1. Становится ли осьминог белым от страха?

Да. Осьминог резко меняет свой цвет, когда он рассержен или испуган.


2. Может ли видеть крот?

Да, но очень плохо.


3. Правда ли, что соловей поет только ночью?

Нет. Пение соловья можно услышать и днем, и ночью. Но днем его не очень слышно из-за пения других птиц.


4. Есть ли у птиц уши?

Да, у птиц есть уши.


5. Прячет ли страус голову в песок?

Нет. Когда птица чувствует опасность, она ложится на землю, вытягивает шею и внимательно наблюдает. Но как только опасность приближается, она вскакивает и убегает.


6. Стрижи спят на лету?

Да. На закате стрижи взлетают на большую высоту и спят на лету, а на рассвете спускаются поближе к земле.


7. Божьи коровки кусаются, когда рассержены?

Нет. Когда божьим коровкам досаждают, они выделяют жидкость, раздражающую кожу.


8. Бабочки живут один день?

Нет. Бабочки живут по многу месяцев, перезимовывая или улетая в далекие края.


ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ИГРЫ


Наше путешествие подошло к концу. Ответьте на вопрос: «Является ли человек царем природы?» (Ответы детей)

Конечно, человек силен, ему ничего не стоит истребить всех животных, вырубить лес или осушить болота. Но будет ли от этого наша жизнь лучше? Конечно, нет. Обедняя природу, мы обедняем себя.

Мы с вами должны сохранить и сберечь природу. Вы спросите: «А что мы можем сделать? Ведь мы такие маленькие!» Вы можете сделать очень много. Вспомните заповеди друзей природы:

  • не оставляйте непогашенным костер;

  • не бросайте мусор;

  • подкармливайте зимой птиц;

  • помыли руки – закройте кран;

  • уходя из комнаты, погасите свет.

(Собирают заповеди).

И, главное, старайтесь любить и понимать природу, и она ответит вам тем же!

Сегодня победила команда, набравшая наибольшее количество баллов.

Награждение.












































Заключение


Обострение экологической проблемы в стране и в мире диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у обучающихся экологического сознания, культуры природопользования. Нынешнее поколение экологически не воспитаны, т.е. не у всех проявляется доброжелательное отношение к живым существам, объектам природы, не у всех достаточен запас знаний об окружающей нас природе, они потребительски относятся к ней.

Данная разработка способствует привлечению внимания обучающихся к проблемам охраны окружающей среды, повторяет правила поведения в природе.







































Список литературы


  1. Ренжин С.В. Экологический букварь. Спб, Печатный двор, 1994.

  2. Детская энциклопедия: Я познаю мир. Экология. М., Издательство АСТ, 1999.

  3. Энциклопедия «Все обо всем». М., Ключ-С, 1995.

  4. Моррис Р. Тайны живой природы. М., Росмэн, 1997.

  5. Брэм А.Э. Жизнь животных. М., Тера, 1992.

  6. Банников А. Г. Красная книга природы. Природа, 1992, № 4.

  7. Журнал «Юный натуралист», 1995 – 1997.

  8. Дроздов П. В мире животных. М., Издательский дом «Открытые системы», 1997.






































11


Внеклассное мероприятие по окружающему миру. Игра «Путешествие в царство живой природы»(4 класс)
  • Начальные классы
Описание:

Актуальность данного внеклассного мероприятия заключается в том, что оно привлекает внимание обучающихся к проблемам охраны окружающей среды, воспитывает любовь и гуманное отношение к природе.

Использование такой формы, как игра, позволяет у обучающихся  формировать новые качества личности. Игровая деятельность влияет на развитие внимания, памяти, мышления, воображения, всех познавательных процессов, а так же на успешное усваивание норм поведения и деятельность школьников.

 

 Внеклассное мероприятие позволяет повторить и закрепить знания о животных и растениях, занесенных в Красную книгу, что такое Красная книга, заказник, как вести себя в природе, что нужно делать, чтобы помочь окружающей среде, а так же способствует формированию у обучающихся умения высказывать свою точку зрения, давать характеристику своим поступкам («хорошо», «плохо»), слушать друг друга.

Автор Новикова Татьяна Вячеславовна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 724
Номер материала 52461
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓