Главная / Обществознание / Внеклассное мероприятие по обществознанию «Я - гражданин России!»

Внеклассное мероприятие по обществознанию «Я - гражданин России!»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа № 4 города Белово»
















Внеклассное мероприятие «Я - гражданин России!»

















Составитель:

Учитель обществознания

Дорогова А.В.










Белово 2013


Внеклассное мероприятие «Я - гражданин России!»


Цели: сформировать представление о Конституции РФ, изучить основные разделы Конституции, познакомиться с основными правами человека; воспитание у учащихся чувства патриотизма и интереса к историческому прошлому нашей страны.

Оборудование: картинки с изображением Флага России, Герба России, текста Гимна, Конституции РФ и мн.др., магнитная доска.

Ход мероприятия:

Учителя читают стихотворения:

1. Люблю на Кремль глядеть я в чае вечерний. Он в пять лучей над миром засверкал. Люблю я Волги вольное течение, Люблю сибирских рек задумчивое пение, Люблю, красавец мой. Люблю тебя, Амур!

2. Я-русский человек и русская природа Люба мне и я ее пою. Я-русский человек, сын своего народа, Я с гордостью гляжу на Родину мою.

3. Немеркнущая Родины звезда...

И мы ее с тобой не выбираем:

Горит,

Горит она над отчим краем,

Она у нас одна-

И навсегда!

4. Над Отчизной моей Занимается юное утро И спешит по земле, Что предчувствием утра полна, А навстречу рассвету Выходит спокойно и мудро Вся в делах и заботах Огромная наша страна.

Ведущий 1. Среди множества законов и иных правовых актов есть один, роль и значение которого трудно переоценить. Иногда его так и называют - Основной Закон, но чаще - Конституция. Первая Конституция была принята в США в 1787 г. В нашей стране Конституция появилась лишь в 1918 г.

Конституция (от лат. constilutio - устанавливаю) - это основной закон государства, определяющий, как устроено общество и государство, как образуются органы власти, каковы права и обязанности граждан, герб, гимн и флаг государства, его столица и т.д.

Основным законом конституция называется потому, что все остальные законы должны ориентироваться на ее содержание, подчиняться ей, соответствовать ее положениям.

Нынешняя Конституция РФ принималась в очень сложной обстановке, в условиях экономического и политического кризиса. Долго обсуждались различные проекты нового Основного Закона. Наконец, были назначены выборы в Федеральное Собрание и референдум по новой Конституции России. 12 декабря 1993 г. большинство принявших участия в голосовании одобрили представленный на референдум проект Конституции. Этот день был объявлен праздничньш.

Новая Конституция РФ юридически закрепила переход России в разряд стран с демократической, республиканской формой правления, рыночной экономикой, уважением к правам человека. Современная Конституция РФ состоит из 3 глав:

1. Основы конституционного строя РФ.

2.Права и обязанности гражданина РФ.

3.Федеративное устройство РФ.

Россия сегодня - федеративное государство, во главе стоит президент. Орган, отвечающий за принятие закона, иначе говоря, парламент, в нашей стране называется Федеральное Собрание. За соблюдением законов следят суды РФ.

Учащиеся 5-7 классов представляют плакаты о правах

Ведущий 1. Но не только в Конституции зафиксированы основные права. 10 декабря 1948 года Генеральная Ассамблея Объединенных Наций приняла и провозгласила Всеобщую декларацию прав человека «в качестве задачи, к выполнению которой должны стремиться все народы и все государства с тем, чтобы каждый человек и каждый член общества, постоянно имея в виду настоящую декларацию, стремились путем просвещения и образования содей­ствовать уважению этих прав и свобод и обеспечению, путем национальных и международных прогрессивных мероприятий, всеобщего и эффективного признания».

У детей есть свои права, которые никто не может нарушать, и они записаны в Декларации прав ребенка, которая была принята Генеральной Ассамблеей ООН в 1959 году. Сейчас мы вам расскажем ваши права, и чтобы вам было легче их запомнить и понять смысл всех статей, мы для вас обыграем каждую статью и вам все станет ясно.

Статья 2-я часть 1-я гласит: «Государство уважает и обеспечивает все права за каждым ребенком, без какой-либо дискриминации, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, национального или социального происхождения».

5-7 классы показывают сценки о правах

СЦЕНКА 1

Несмеяна (плачет).

Царь (сидит, вздыхая).

Глашатай (читает царский указ). Всем! Всем! Судари! Слушайте и не говорите, что не слышали! Любой, кто рассмешит принцессу, получит полцарства и принцессу в жены! Слышите! Любой, кто рассмешит!

Несмеяна (плачет).

Приходят

Г л а ш а т аи. Жених первый.

Первый жених. Я царевич зеленых островов, пришел рассмешить тебя, принцесса Несмеяна. (Показывает фокус, любой детский.)

Несмеяна (плачет).

Глашатай. Жених второй.

Второй жених. Я купец из Восточных стран, торгующий
китайским шелком, пришел рассмешить тебя, о, прекраснейшая из
прекраснейших принцесса Несмеяна. (Рассказывает детский

анекдот.)

Несмеяна (плачет).

Г л а ш а т а й. Жених третий.

Третий жених. Я крестьянский сын Иван, пришел рассмешить тебя, красивая принцесса. (Надувает воздушный шарик, лопает его; надувает другой и тот улетает. Берет третий, надутый, лопает, и из него выливается вода.)

Несмеяна (хохочет).

Иван. Пошли, Несмеяна, теперь со мной, я тебя рассмешил.

Царь. Нет, тому не бывать, чтобы моя дочь да за крестьянина, нет, этому не

бывать!

Несмеяна. Батюшка, да какая разница, принц он или крестьянин.

Статья 2-я часть 2-я: «Государство принимает все необходимые меры для обеспечения защиты ребенка от всех форм дискриминации или наказания на основе статуса, деятельности».

СЦЕНКА 2

Повариха, ткачиха сидят и пишут письмо. Одна диктует другой: «Родила царица в ночь не то сына, не то дочь, ни мышонка, ни лягушку, а неведому зверюшку». Запечатывают и отдают царю.

Царь (читает). Ой, что же это? (Пишет и говорит.) Ждать Царева возвращенья для законного решенья.

Повариха и ткачиха (берут, вслух читают, рвут его и дают царице другое письмо). Царица (читает). Царь велит своим боярам, Времени не тратя даром, И царицу и приплод Тайно бросить в бездну вод. Ткачиха и повариха.

Вот настал и час расплаты. Прочь ступай! Иди отсюда. Царица (плачет). Статья 7-я гласит: «Ребенок регистрируется сразу же после рождения и имеет право на имя и приобретение гражданства».

СЦЕНКА 3

Красная Шапочка идет, поет, подбегает Волк.

Волк. Красная Шапочка, я тебя съем! Иди сюда поближе!

Красная Шапочка. Ой, ой, Волк, помогите, спасите!

Волк (берет ее за шиворот).

Красная Шапочка. Не ешь меня, пожалуйста, Волк!

Волк. Ха, пожалуйста, вот еще чего, это слово не для меня, конечно съем! Мальчик. Нет, ты ее не будешь есть. Волк. Это еще почему?

М а л ь ч и к. Да потому, что она не зайчик, а человек! Ребенок! И у нее есть право! Право на жизнь!

Статья 6-я гласит: «Государство признает, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь, личную неприкосновенность, право на защиту своих прав».

СЦЕНКА 4

Буратино идет в школу с «Азбукой».

Лиса. Буратино, ты куда идешь?

К о т. Да еще с «Азбукой»! Ха-ха!

Лиса. Вот именно!

Б у р ат и н о. Учиться!

Л и с а. Да разве деревянных берут?!

Кот. Да, да, деревянных!

Буратино. Папа Карло сказал, что возьмут!

Лиса. Ха! Я б на твоем месте даже не ходила бы в школу, все равно не возьмут!

Возьмут! Статья 28-я часть 1-я гласит: «Государство признает право ребенка на образование на основе равных возможностей». А статья 31-я гласит: «Государство признает право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной и творческой жизни».

СЦЕНКА 5

Мачеха. Так, скоро бал, ты должна сшить три прекрасных платья за 2 дня и вышить их.

Золушка. Так быстро я не сумею!

Мачеха. Сумеешь, я что зря тебя кормлю.

Золушка. А как же школа, кружок вышивания, кружок шитья, если я буду шить, то я должна все дни сидеть не вставая, и никуда не ходить и даже не спать,

Мачеха. А ты и будешь сидеть не вставая, и никуда не пойдешь.

Золушка. Но я хочу в школу, я не хочу отставать от ребят, я потом ничего не пойму.

Мачеха. Да мне хоть вообще не ходила бы, больше пользы

для дома было бы.

Так нельзя поступать с детьми. Статья 32-я гласит: «Государство признает право ребенка на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья или служить препятствием в получении им образования, либо наносить ущерб его физическому здоровью, умственному, моральному развитию».

СЦЕНКА 6

Дюймовочка сидит, в руках у нее цветок.

Жаба. Ага, вот и ты, красавица, пошли со мной.

Дюймовочка. Зачем? Жаба. Будешь женой моего сына! Дюймовочка. Но я не хочу!

Жаба. Хочешь, хочешь! Ты будешь счастлива!

Дюймовочка. Да нет, я не хочу замуж!

Жаба. Пошли, говорю! Дюймовочка. Нет!

Жаба. Ну, тогда я тебя украду!

Не смей! Статья Зб-я гласит: «Государство принимает все необходимые меры для предотвращения похищения детей, торговли или их контрабанды в любых целях и в любой форме».

Ведущий 2: Молодцы! Вы не задумывались ни когда о том, что в сказках тоже иногда нарушаются права человека? Давайте узнаем у каких сказочных героев были нарушены права. Например:

- В какой сказке нарушаются права человека владеть своим имуществом? («Зо­лотой ключик, или приключение Буратино».)

  • В какой сказке нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу? («Серая шейка», «Красная Шапочка», «Сказкао мертвой царевне и семи богатырях», «Дюймовочка», «Сказка о рыбаке и золотой рыбке» и др.)

  • Какие литературные герои могли бы пожаловаться, что нарушено их право на неприкосновенность жилища? («Три поросенка», Зайка из русской сказки «Ледяная избушка».)

  • Героини каких сказок воспользовались правом свободного передвижения и выбора места жительства? («Лягушка-путешественница», старуха из сказки «Сказка о рыбаке и золотой рыбке».)

  • В какой сказке героиня воспользовалась правом искать и находить в других странах убежище и защиту от преследований? («Дюймовочка».)

  • Какие литературные герои воспользовались правом на свободу мирных собраний? (Бременские музыканты, «Квартет», Семь гномов.)

  • В какой сказке подтверждается право работающего на справедливое вознаграждение? («Мороз Иванович», «Госпожа Метелица», «Сказка о попе и его работнике Балде».)

  • У какой известной сказочной героини нарушено право на отдых и досуг, разумное ограничение рабочего дня? (Золушка.)

Будь я сытым иль голодным, Должен все же знать:

Человек рожден свободным

И все люди братья.

Никого на целом свете

Бить нельзя и обижать.

Это каждый на планете Непременно должен знать!

Никого нельзя жестоко Унижать или пытать.

Здесь не нужно слов потока-

Это каждый должен знать!

Если ты беден, убог и несчастен,

То право имеешь на то,

Чтобы питаться, пускай и нечасто,

И в холод надеть паль

Учиться, учиться, учиться,

И снова учиться опять!

К знаниям имеешь право стремиться,

И это обязан ты знать!

Ты с детства обязан твердо знать:

Права и свободу другого

Нужно всегда уважать, признавать.

И нет в этом ничего плохого!

Ведущий 1. Помимо прав и обязанностей граждан в Конституции Российской Федерации закреплены государственные символы. Символы — это живая история, легенда о прошлом и настоящем, о жизни и славных делах народа и государства.

Государственный герб — официальная эмблема государства, изображаемая на печатях, бланках официальных органов, денежных знаках и т. п. Государственный герб может быть частью государственного флага. Изучением гербов занимается историческая дисциплина геральдика (гербоведение).

Государственный Флаг — официальный символ государственной власти, олицетворяющий суверенитет государства. Он вывешивается на зданиях верховных органов государственной власти, посольств, торговых представительств, консульств за рубежом, кораблях, плавающих в открытом море и территориальных водах иностранных государств.

Государственный гимн — торжественная песня. Также, как Государственный флаг и герб, является официальным символом того или иного государства. Свой гимн имеют все современные государства.

Учащиеся:

Медленно история листается,

Летописный тяжелеет слог.

Все стареет,

Родина не старится,

Не пускает старость на порог.

И немало будет пройдено.

Коль зовут в грядущее пути.

Но святей и чище чувства Родины,

Людям никогда не обрести.

С этим чувством человек рождается,

С ним. живет и умирает с ним.

Все пройдет, а Родина-

Останется!

Если мы то чувство сохраним.

Ведущий 2. Сегодня мы поговорим о том, что всегда составляет гордость любого государства - это Государственные символы.

В летописях сохранились упоминание о стягах - первых русских знаменах. Стяг -это длинный шест с укрепленными на верхушке ветками деревьев, пучками травы. Позднее к шестам стали прикреплять куски ярких тканей различной формы. С принятием христианства на Руси на стягах появилось изображение креста. У каждого князя был свой стяг до шести метров в длину. Сохранились предания о стяге Дмитрия Донского, с которым он выступил на поле Куликовом. (Демонстрируется слайд с изображением битвы на Куликовом поле.) Это был стяг черного цвета с изображением Иисуса Христа. Именно тогда стяг впервые был назван Знаменем.

Учащиеся:

Был закон: покуда знамя Развивалось над полком, — Пусть победа не за нами, -

Все равно дерись с врагом.

Но когда оно упало

И исчезло без следа –

Это знак, что все пропало, Рассыпайся кто куда... –

Ныне этого не будет, -

Говорит великий князь.

Знамя черное целует...

И идет, перекрестясь.

Вам понятна мысль простая:

Нет обратного пути.

Наше знамя — Русь святая,

Что у каждого в груди.

Ведущий 1. При отце Петра I, царе Алексее Михайловиче, в России впервые появились знамена с сочетанием трех цветов - белого, синего и красного.

Чрезвычайная сессия Верховного совета РФ 21 августа 1991 года постановила считать исторический флаг России — прямоугольное полотнище из трех горизонтальных полос: верхняя — белая, средняя — синяя, нижняя — красного цвета, официальным флагом РФ. Отношение ширины флага к его длине — 2:3.

Бело-сине-красный флаг стал символом нашей страны. Он — символ свободы и независимости, равенства всех народов, населяющих Российскую федерацию.

Цвета государственного флага не выбираются просто так. Издавна каждый цвет имеет свое особое значение.

Красный цвет означает отвагу, мужество. Пристрастие русского народа к красному цвету известно давно. Царские грамоты скреплялись печатью красного воска, красным бархатом обвешивались изнутри царские суда и кареты, под красным балдахином появлялись цари перед народом.

Ведущий 2. Мы знаем, что до 1991 года флаг России был весь красного цвета. После Октябрьской революции 1917г. был утвержден государственный флаг России красного цвета. В 1918 году первая Советская Конституция установила официальный образец Государственного флага РСФСР. Государственный флаг СССР был принят в 1923 году.

Синий цвет — это символ неба. Еще этот цвет считался цветом Богоматери, покровительницы русской церкви. Небесного цвета балдахины патриархов во время крестных походов указывали на их причастность к служению ей. Синий цвет также означает верность.

Белый цвет был символом благородства, совершенства, свободы и величия, отсюда фольклорный «белый царь», т.е. независимый. Сочетание этих трех цветов, отлично видимых даже в пасмурную погоду, напоминает о свободе и православии того государства, которому принадлежит этот флаг.

Ведущий 1. Герб и государство - эти два понятия связаны друг с другом. Герб -это официальная эмблема государства.

Во времена царствования Ивана III. Великий князь продолжил объединение

земель вокруг Москвы, добился полного освобождения от иноземного ига. Брак

Ивана III с византийской царевной Софьей (Зоей) Палеолог, которая была

племянницей последнего византийского императора, принес на Русь герб —

двуглавого орла, соединив его с московским, — всадником. До этого герба на

Руси просто не существовало, а византийский герб с двуглавым орлом, который

символично смотрит и на запад и на восток, понравился Ивану III. Двуглавый

орел — это один из древнейших в истории человечества символов верховенства

власти, силы и мудрости.

Не меньшее значение в гербе имел всадник, поражающий копьем дракона.

Так изображали святого Георгия, которого московские князья почитали как

защитника, заступника, покровителя. (Показать.) В XVII веке к изображению

орла прибавились скипетр и держава в лапах с когтями. Это были символы

императорской власти.

Ведущий 2. Современный Государственный герб России был принят в декабре 2000 г. (рис. 1). Государственный герб России представляет собой че­тырехугольный красный геральдический щит с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности. На нем изображен золотой двуглавый орел, поднявший вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами, соединенными лентами. Над ними — одна большая корона. В правой лапе орла — скипетр, в левой — держава. На груди орла, на красном щите — серебряный всадник, поражающий копьем черного опрокинутого навзничь и попранного конем дракона. Этот геральдический образ символизирует единство Запада и Востока, западной и восточной культур. Всадник, поражающий копьем дракона, отражает идею борьбы добра со злом, света с тьмой. Всадник — змееборец — это одновременно и Георгий Победоносец, любимый святой европейской аристократии, и символическое изображение князя, встречающееся на русских княжеских печатях еще с XIII века, и знак преемственности московских князей, чьим покровителем считался св. Георгий. Дракон — чудище с лапами грифа, крыльями летучей мыши, языком змеи и рыбьим хвостом — олицетворяет невежество, язычество, нечистую силу.

Ведущий 1. Таким образом, Государственный герб России восходит к традиционным российским государственным символам, несет в себе идею стабильности государства и тех непреходящих ценностей, которые составляют его основу.

Государственный герб России является символом единства народов России, живущих как в европейской, так и в азиатской ее частях, а короны над головами орла рассматриваются как символы республик, краев, областей, из которых состоит Россия. Скипетр и держава означают сильную власть, защиту государства и его единство. Всадник на щите на груди орла - не только древний символ столицы России Москвы, но и олицетворение победы добра над злом, го­товности нашего народа защищать свою страну от врагов.

Ведущий 2. Среди эмблем и символов Российского государства особое место занимает Государственный гимн. Государственный гимн России - это поэтико-музыкальная эмблема величия и славы, торжественное музыкальное произведение, призванное сплачивать, вдохновлять всю нацию.

Слово «гимн» - греческое, означает в переводе «торжественная песнь». В 1943 году С. Михалков и Г. Эль-Регистан и композитор Александров написали Государственный Гимн советского государства. Гимн был утвержден в трудное для страны время - шла Великая Отечественная война. В нем зазвучала твердая уверенность в нашей победе над злейшим врагом человечества - фашизмом.

Прошло время, Советский Союз распался на отдельные государства. Началась работа над новым текстом и мелодией.

8 декабря 2000 года Государственной Думой Российской Федерации в качестве Гимна России принята мелодия бывшего Гимна СССР на музыку А. Александрова. В 2002 году Гимн обрел и слова. Теперь наше государство имеет полноценный Гимн, который отражает все новое и демократическое в нашей стране. (Ученики исполняют Гимн под фонограмму.)

Вот и закончилось наше знакомство с государственной символикой. Мы всегда должны помнить о том, что нужно с уважением относиться к государственной символике, хранить для будущих поколений, уважать Законы своей Родины, готовить себя к защите ее чести, свободы и достоинства. Учащиеся:

Храни огонь родного очага

И не позарься на костры чужие –

Таким законом предки наши жили

И завещали нам через века:

Храни огонь родного очага.

Лелей лоскут отеческой земли,

Как ни болотист, как не каменист он,

Не потянись за черноземом чистым,

Что до тебя другие обрели.

Лелей лоскут отеческой земли!

И если враг задумает отнять

Твоим трудом взлелеянное поле,

Не по страничке, что учили в школе,

Ты будешь знать, за что тебе стоять,

Ты будешь знать, за что тебе стоять!

Внеклассное мероприятие по обществознанию «Я - гражданин России!»
  • Обществознание
Описание:

В решении проблемы патриотического и гражданского воспитания школьников и молодежи недостаточно усилий только образовательных учреждений. Необходима совместная с ними систематическая и целенаправленная деятельность государственных органов, общественных объединений и организаций, воинских частей и учреждений по формированию у подрастающего поколения высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности и способности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.  Данный материал позволяет познакомить обучающихся с  Конституцией РФ, изучить основные разделы Конституции, узнать основные права человека; воспитывать у учащихся чувства патриотизма и интереса к историческому прошлому нашей страны.

Автор Дорогова Анастасия Вячеславовна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Обществознание
Подраздел
Просмотров 684
Номер материала 47269
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓