Главная / Математика / Внеклассное мероприятие по математике «Путешествие на машине времени».

Внеклассное мероприятие по математике «Путешествие на машине времени».

hello_html_m2a7690f7.gif
Внеклассное мероприятие по математике

«Путешествие на машине времени».

Цели :


Учебно-познавательная: развивать и укреплять интерес к загадочной науке

математике, расширять математическую эрудицию,


Развивающая: развивать умение самостоятельно работать,

любознательность,

логическое мышление, внимание, память,

воображение,

геометрическое зрение, наблюдательность,

смекалку.


Воспитательная: воспитание культуры мышления, настойчивости и

трудолюбия,

стремления преодолевать трудности.




Ведущий 1:


Есть о математике молва,

Что она в порядок ум приводит,

Потому хорошие слова

Часто говорят о ней в народе.

Ты нам, математика даешь

Для победы трудностей закалку,

Учится с тобою молодежь

Развивать и волю, и смекалку.


Ведущий 2:


И за то, что в творческом труде

Выручаешь в трудные моменты,

Мы сегодня искренне тебе

Посылаем гром… Аплодисментов!


Ведущий 1:


С тех пор, как существует мирозданье,

Такого нет, чтоб не нуждался в знанье.

Какой мы не возьмем язык и век, -

Всегда стремился к знанью человек.


На сцену выходят Шурик и Иван Васильевич.


И.В. Ну-ка, давай отправляй меня быстрее в мое время!

Шурик: Сейчас, сейчас! Еще один транзистор остался.




Ведущий1:


Математика! Даже в каменный век

Обращался к тебе человек,

Без тебя невозможно предметы считать,

Невозможно построить мосты,

Там, где сложное, новое надо создать,

Лучшим другом являешься ты.




Сценка «Математика по-неандертальски»

Первый. Ты уроки сделал?

Второй. А как же! Я же отличник! Вот…(Показывает кусок булыжника.)

Первый. Дай списать…(Достает другой булыжник и, все время, посматривая на первый, высекает.) Тук– тук– тук– тук- тук…

Третий. (Появляясь). Здравствуйте, дети!

Первый и второй. У! У! У!

Третий. Прошу садиться! (Пытается сесть и сам, но тотчас вскакивает как ужаленный.) А- а- а! Кто подложил мне бивень мамонта?! Это твои штучки, Ослиное Ухо! Завтра с отцом в школу…

Первый. А папа не может: он в командировке, в соседнем племени.

Третий. Тогда пусть…

Первый. А мама не может: она огонь в очаге поддерживает…

Третий. Тогда…

Первый. А бабушка на охоте – за мамонтом гоняется.

Третий (хватает огромный камень, выстукивает на нем). А я вот (тук – тук…) ей напишу записку (тук - тук …), и останешься сегодня без сырого мяса…

Первый. За что?! (Плачет.) Я больше не буду - у…

Второй. Он больше не будет!

Третий. А ты Вырви Глаз не заступайся! Ослиное Ухо к скале. Повторим математику.

Второй (шепотом) Шпоры! Шпоры возьми! (протягивает булыжники)

Первый. (Взяв булыжники, идет к скале). Я готов!

Третий. Высекай условие задачи: «По небу летели птеродактили». Высек?

Первый (высекает). «Птеродактили». Высек.

Третий. «Сначала их было столько, сколько пальцев на одной руке, потом к ним престало еще столько. Сколько стало всего?»

Второй (отвлекая) Ой, посмотрите в окно! Динозавриха с динозавриком!

Третий. Где? (Идет к окну.)

Первый (в это время лихорадочно перебирает шпоры - булыжники). Это не то, это тоже не то…

Третий (у окна.) Ну, где динозавры?

Второй. Долго шли! Уже вымерли…

Третий. Ах, Вы шутите! Ну. Сейчас мы пошутим! Ослиное ухо. Садись – два! А ты, Вырви Глаз, к скале. Решил задачу про птеродактилей?

Второй. Конечно! Я же первобытный отличник!

Третий. Ну, и сколько же будет птеродактилей?

Второй. Птеродактилей будет много!

Третий. Ну, неплохо, садись – четверка,

Второй. За что четверка – то?!

Третий. Ответ не совсем полный. Надо было сказать: «Птеродактилей будет очень много!»

Второй (плачет) Ну спросите меня еще! Зачем мне четверка, я же отличник!… Ну спросите!

Третий. Ладно, так и быть, слушай задачку: «У одного мальчика были…ммм, ослиные уши» Одно ему намяли, одно оторвали. Сколько всего ослиных ушей было у мальчика?

Второй. О- о- о! Меня не проведешь! Одно! Одно ухо было у мальчика. Одно ему на мяли его же оторвали!

Третий. Неправильно! В ответе – два уха! С ответом не сходиться! Ха – ха…

Второй. Как… не сходиться? С каким ответом, покажите…

Да вот он перед тобой. Ослиное ухо, встань, покажись! Ну, конечно. Два!

Второй (хватает первого за ухо) Сейчас сойдется! Извини, друг! У меня должен сойтись ответ. Ну что тебе – ухом больше, ухом меньше…. А у меня, если с ответом не сойдется – четверка в четверти, представляешь?…

Первый. А – а – а! (Убегает).


Ведущий 1: Вот они основы зарождения математики.


И.В. Не то, не то! Ну давай же, отрок отправляй меня!


Сценка 2 «Древний Египет»


Шурик. Вот это да! Иван Васильевич, мы с вами в Египте.

Иван Васильевич. Ох и жарковато в этих краях!

III у р и к . Отдохните пока под пальмой, а я погуляю по берегу.

В это время на сцене появляются два гарпедонапта (землемера). На экране - слайды с изображением земельных участков Египта.

1-й гарпедонапт. Опять этот жадный старик Ахмес жалуется, что мы неправильно восстановили его участок.

2-й гарпедонапт. Всегда ему кажется, будто мы уменьшили его поле. Даже если это так, то ему же лучше - меньше налог заплатит чиновникам фараона.

1-й гарпедонапт. Шутки шутками, а придется заново измерять его участок. Видишь, сидит под пальмой, финики жует и нас ждет.

2-й гарпедонапт (разворачивает план, оглядывается, куда бы повесить его; увидел Шурика, окликает его). Мальчик!

Иди сюда, нечего без дела стоять. Ну и странно же ты одет! Ладно, подержи-ка свиток.

1-й гарпедонапт. Ну что, проверим угол. Три, четыре, пять (измеряет веревку локтем).

Шурик. Чего три-четыре-пять?

Иван Васильевич. Локтей, так как главной мерой длины у египтян служил локоть.

1-й гарпедонапт. Завязывай концы. Складывай треугольник (натягивают веревку в треугольник и раскладывают его на земле).

Шурик (Ивану Васильевичу). А что они сейчас делают?

Иван Васильевич. У них получился треугольник с прямым углом, который кладут против стороны в 5 локтей. Треугольник со сторонами 3, 4, 5 вошел в историю математики под названием египетский.

2-й г а р п е д о н а п т. Ну вот, угол верный. Измерим границы (обращается к первому гарпедоиапту). Проверяй по плану (измеряет): 120 локтей...50 локтей (измеряет от вершины прямого угла). Считай площадь участка.

1-й гарпедонапт (считает). 50 умножаю на 120, делю пополам. Итого - 3000 (заглядывает в свиток). Все верно! Ну, Ахмес! Сколько времени из-за него потеряли!

2-й гарпедонапт (забирает свиток). Учись, мальчик! Может быть, и ты землемером станешь.

Шурик (обращаясь к Ивану Васильевичу). Так, они 50 умножали на 120. это же площадь прямоугольника.

Иван Васильевич. Но результат они разделили пополам. Значит, они нашли площадь прямоугольного треугольника.

Шурик. А что, у всех участки одинаковой формы?

Иван Васильевич. Нет, все участки были разные. Но египтяне догадались, как находится площадь участка любой формы. Для этого они участок разбивали на треугольники

Землемеры собирают план, веревку, уходят.


Иван Васильевич. Что-то скучновато здесь, и в палаты свои уж больно хочется.


Включают «машину времени», гаснет свет; попадают в Грецию.

Сценка 3. Слово Пифагору.

Я много и долго путешествовал по странам Востока, среди которых были Египет и Вавилон.

Изучал арифметику, астрономию, музыку и другие науки.

По возращении на родину я поселился в одной из греческих колоний Южной Италии. Здесь возникла моя знаменитая “Пифагорова школа”. Эта школа сыграла значительную роль не только в философско-научной, но и в политической жизни Древней Греции. Своей философией пифагорейцы (мои ученики) стремились доказать существование незыблемого, вечного мирового порядка определенной гармонии. Основу наших философских идей, пифагорейцы усматривали в числовых закономерностях.

Мы сочетали вместе несочитаемые учения о богах и числах, их арифметика окутана фантастическими и мистическими воззрениями. Но в основном наше учение о числе содержит научные факты.

Арифметику мы тесно связывали с музыкой. Однажды проходя вблизи кузницы, я услыхал звуки различной высоты от ударов различных молотков. Исходя из этого и размышляя также о звуках, получаемых от струн разной длины, я сделал вывод. Если уменьшить длину струны вдвое, тон повысится на октаву, т.е. высота тона обратно пропорциональна длине струны. От трех струн можно получить приятное гармоническое сочетание звуков, если их длины относятся как 6:4:3.

От чисел зависит гармония и числа всегда обусловливают свойства вещей и явлений. Все есть число.

Песня «О Пифагоре» (на мотив песни "Сапожник")

Жил на свете математик Пифагор,
И о нем пойдет сегодня этот разговор.
Сочинял он теоремы и не раз,
Удивить хотел, как видно, нас.

Припев:

Только не надо перебивать,
Только не надо переживать.
Гипотенузу в квадрат возмьешь,
И сумму катетов сразу найдешь.

Шил себе штаны однажды геометр,
Но не мог найти нигде он свой любимый метр.
И тогда он теорему сочинил,
Ту, которой мир весь покорил.

Припев.

Сшил штаны по чертежам своим мудрец,
В них он покорил немало девичьих сердец.
Были на все стороны штаны равны.
И про это точно знаем мы.

Припев.


И.В. Да опять не то время! Да, что же ты не можешь починить свою машину! Быстрее, время уходит!



Сценка 4. «Математическая гостиная»


1 ведущий: - Добрый вечер!

2 ведущий: - Здравствуйте!

1 ведущий: - Сегодня мы впервые приглашаем вас в нашу математическую гостиную. В ней будут собираться все те, кто любит математику, кто сумел открыть для себя ее красоту, кто ценит в ней величайшую полезность.

2 ведущий: - Наша математическая гостиная необычная, в ней будут происходить удивительные события, встречаться люди разных поколений и разных времен.

1 ведущий: - Давайте немного пофантазируем и заглянем в гостиную одного из домов прошлого века. Сегодня здесь собрались юные школьники - или гимназисты.

2 ведущий: - Их привело сюда общее увлечение. Все они успели открыть для себя красоту математики, многие начали пробовать свои силы в самостоятельных работах и докладах.

(На сцене вспыхивает яркий свет, освещает интерьер гостиной 19 века, в разных местах гостиной - несколько школьников в костюмах представляемых героев, все они чем-то заняты, тихо беседуют, жестикулируют. Ведущие представляют присутствующих, каждый при этом встает, слегка кланяется).

1 ведущий: - Сегодня нашу гостиную посетили: Николай Лобачевский, в будущем ректор Казанского университета. В двадцать два года Лобачевский стал профессором, деканом физико-математического факультета. А сейчас ему только двенадцать лет и он учащийся Казанской гимназии.

2 ведущий: - Рэне Декарт, в будущем выдающийся французский ученый. Он был разносторонним ученым: физиологом, физиком, математиком. Сейчас ему четырнадцать лет и он учащийся аристократического колледжа в Париже.

1 ведущий: - Исаак Ньютон - в будущем один из величайших ученых, математик и физик, член английской академии наук, профессор одного из старейших учебных заведений Англии - Кембриджского университета. Сейчас он учащийся средней школы в Греитеме, ему тринадцать лет.

2 ведущий: - А теперь давайте войдем в гостиную, где уже властвует царица всех наук - математика. Прислушайтесь, здесь уже, кажется, закипает спор (звучит музыка).


Спор Ньютона с Лобачевским

Ньютон: - Чем это Вы заняты, Николай?

Лобачевский: - О! Увлекательная задача. Мне кажется, еще немного и я самостоятельно докажу теорему.

Ньютон: - О чем же?

Лобачевский: - О равенстве треугольников. Если три стороны одного треугольника равны трем сторонам другого, то эти треугольники равны. Смотрите.

(Из трех палочек разного цвета составляет два треугольника и накладывает их друг на друга).

Ньютон: - Очень интересно, но в вашем доказательстве есть недостатки.

Лобачевский: - Какие?

Ньютон: - Нельзя доверять только зрительному доказательству, на глаз! Зрение иногда обманывает нас. Вот смотрите: как вы думаете, какой из этих отрезков длиннее?

Они одинаковы! (При помощи циркуля демонстрирует равенство двух отрезков).

И еще пример:

Эта фигура кажется прямоугольником, на самом же деле это квадрат (демонстрирует циркулем).

И еще один обман зрения:

левый кружок кажется больше правого, а ведь они одинаковы.

1 ведущий: - Как сказал юный математик, он был близок к решению этой задачи, а вернее - к доказательству. Он впервые самостоятельно попробовал применить способ наложения для доказательства равенства фигур. Такой способ давно используется в математике, но Николай додумался до него сам.

Лобачевский: - Ну, хорошо, вы правы. А как быть с такой теоремой: "Сумма углов в треугольнике равна 180 градусам"?

Ньютон: - О! Это очень просто! Что еще имеет меру 180 градусов? Развернутый угол, верно? Смотрите! (Берет бумажный треугольник, отрывает два угла и складывает на магнитной доске угол 180 градусов). Вот и все!

Лобачевский: - Но вы же сами сказали, нельзя доверять зрению, оно обманывает. Значит, надо искать другое решение. Эта проблема не дает мне спать по ночам: должен же быть выход!

2 ведущий: - Талант юного Николая Лобачевского позволил ему самостоятельно доказать эту теорему тремя способами. Он использовал параллельные прямые. Эти прямые, которые никогда не пересекаются, так заинтересовали его, что им он посвятил большую часть своей научной деятельности. Он открыл новую эру математики - новую геометрию. Он назвал ее "Пангеометрия", а мы называем геометрией Лобачевского.

1 ведущий: - Простите, но мне кажется, что у нас появился новый гость, точнее гостья.

(Входит девочка в костюме гимназистки, волосы заплетены в косы).

Ковалевская: - Добрый вечер, господа! (все кланяются). Простите мою дерзость, но я слышала, что в ваше общество можно входить без приглашения.

Голоса: - Пожалуйста!

- Милости просим!

- Но кто вы? Что вас привело к нам?

1 ведущий: - Софья Ковалевская - в будущем первая русская женщина-математик, член-корреспондент Российской Академии наук, доцент Стокгольмского университета в Швеции, автор нескольких дерзких открытий.

Ковалевская: - Математикой я увлекаюсь с раннего детства. Когда мне было восемь лет, мою детскую комнату оклеили страницами математического журнала, потому что не хватило обоев. От долгого ежедневного созерцания внешний вид многих формул так и остался в моей памяти.

Декарт: - Это мило, но это все детство! Ну, а когда вы всерьез занялись математикой?

Ковалевская: - Совсем недавно. Наш сосед профессор Тырнов забыл у нас учебник физики. Тайком от строгой гувернантки я пробовала читать его, но там оказались непонятные слова "синус", "косинус", разные формулы. Я обратилась за помощью к своему учителю, но он сказал, что мне еще рано этим заниматься. Тогда я попыталась сама без учителя и учебника разобраться в формулах и разобралась. Математика оказалась такой красивой...

Лобачевский: - Правила нашего общества требуют, чтобы каждый новичок предложил какую-нибудь занимательную задачу или математическую шутку.

Ковалевская: - А можно я прочту свое стихотворение? (Звучит тихая мелодия, Софья читает)

Пришлось ли раз вам безучастно
Бездельно средь толпы гулять,
И вдруг какой-то песни страстной
Случайно звуки услыхать?
На вас нежданною волною
Пахнула память прежних лет,
И что-то милое, родное
В душе откликнулось в ответ.

Казалось вам, что эти звуки
Вы в детстве слышали не раз.
Как много счастья, неги, муки
В них вспоминалося для вас.
Спешили вы привычным слухом
Напев знакомый уловить,
Хотелось Вам за каждым звуком
За каждым словом уследить.


Декарт: - Но здесь же никакой связи с математикой. Вы скорее поэтесса.

Ковалевская: - Мне кажется, каждый математик в душе должен быть поэтом.

Ньютон: - Как же вы хотите продолжить учебу после окончания гимназии? Ведь в России девушек не принимают в Университет?

Ковалевская: - Я уже думала об этом. Придется ехать учиться за границу.


1 ведущий: - Софья Ковалевская очень упорно шла к своей цели. Чтобы получить разрешение ехать учиться за границу, она фиктивно (не по-настоящему) вышла замуж. Потому что в Царской России молодым девушкам не разрешали самостоятельно уезжать за границу.


2 ведущий:

Запомни, что Гаусс всем сказал

Наука математика - царица всех наук.

Не зря, поэтому он завещал -

Творить в огне трудов и мук.

Безмерна роль её в открытии законов,

В создании машин, воздушных кораблей

Пожалуй, трудно нам пришлось бы без Ньютонов

Каких дала история до наших дней

Пусть ты не станешь Пифагором,

Каким хотел бы может быть

Но будешь ты рабочим, иль ученым

И будешь честно Родине служить.


Сценка5. «Петр 1»


Палаты Петра.

Стол, на столе глобус, макеты кораблей, свитки. На экране постепенно появляются слайды этого времени.

Иван Васильевич и Шурик разглядывают корабли, указы.

Шурик. Да ведь мы в кабинете самого Петра Великого!

Иван Васильевич. О горе нам, горе! Что делать-то будем?

Раздаются шаги Петра I. Иван Васильевич и Шурик прячутся под стол. Входит Петр I, нечаянно обнаруживает спрятавшихся.

Петр I. Кто такие? Откуда будете?

Шурик (замешкавшись). Мы это... Не знали... Простите... Счас...

Иван Васильевич. Батюшка, отпустите с богом. В палаты уж больно хочется.

Петр I. Так и быть, отпущу я вас, но при одном условии. Я вот очередной указ должен подписать, с народом посоветоваться, разрешить некоторые вопросы. Если парод одобрит, отпущу вас!

Петр I проводит викторину со зрителями.

Викторина

  1. Плотники пилят бревна на метровые куски. Отпиливание одного такого куска занимает одну минуту. За сколько минут они распилят бревно длиной пять метров? (За 4 минуты.)

  2. Экипаж, запряженный тройкой лошадей, проехал за 1 час 15 километров. С какой скоростью ехала каждая лошадь?

  3. Как можно одним мешком пшеницы, смоловши ее, наполнить два мешка, которые столь же велики, как и мешок, в котором находится пшеница?

  4. Как называли меру длины в старину в России? (Аршин.)

  5. Сколько примерно составляет один аршин? (71 см.)

  1. Мера расстояния, равная 500 саженям? (1 км 67 см.)

  2. Назовите меру массы в старину в России, равную 16 кг. (Пуд.)

  3. Старая денежная единица, равная 3 копейкам? (Алтын.)

  4. Назовите автора первого учебника по математике. (Магницкий.)

К). Чему равна одна верста? (1 км 67 м.)

  1. Сколько верст составляет одна миля? (7 верст.)

  2. Сколько километров составляет одна миля? (1 км 609 м.)

  3. Приказчик Ерофей орет, как резаный, 5 часов в сутки и спит, как убитый, 16 часов в сутки. Остальное время приказчик Ерофей радуется жизни всеми доступными ему способами. Сколько часов в сутки приказчик Ерофей радуется жизни? (3 часа.)

Негр I. Ну что ж, отправляйтесь на все четыре стороны! Л я? Л пойду-ка я окно в Европу рубить! (Достает топор, уходит. Иван Васильевич и Шурик подходят к «машине времени».)

Сцена 6. Сегодня и завтра (будущее).


Иван Васильевич наедине с компьютером.

Он оказался в комнате, стоит на столе компьютер музейного образца с надписью «Pentium 5». Иван Васильевич разглядывает его и постепенно (осторожно) нажимает на кнопки клавиатуры, в это время на экране появляются слайды.

1. Москва - Кремль.

И в а и В а с и л ь е в и ч . Лепота!

2. Девушка.

Иван Васильевич. Ах, боярыня, красотою лена, червлена бровями!

3. Снимок школы.

Пиан Васильевич. О! Знакомые все палаты! Отроков в них свыше шести сотен, и все уму разуму учатся!

4. Реклама.

Иван Васильевич. Красатуля! Что за камушки грызет?


И.В. оценивающе смотрит на слайды и попадает в свое время.

Шурик: Ну наконец-то отправил!


Все участники выходят на сцену и поют заключительную песню.


Заключение Песня "Мы желаем счастья вам"


.Нам без математики нельзя,

Математика для нас важна -

Делает нас сильными и мудрыми она.

Снова всех сплотила нас она,

В этом классе вместе собрала.

Рады всех приветствовать мы

И пропеть друзьям.


Припев.

Мы желаем счастья вам, счастья в этом мире большом.

Как солнце по утрам пусть оно приходит в дом.

Мы желаем, счастья вам, и оно должно быть таким -

Когда ты счастлив сам, счастьем поделись с другим.


Математика везде нужна,

Помогает в жизни нам она,

Корабли водить на море,

строить города.

Будем с математикой дружить,

Интересней будет в жизни жить.

Интересней будет

В этом мире жить!!

Внеклассное мероприятие по математике «Путешествие на машине времени».
  • Математика
Описание:

Есть о математике молва,

Что она в порядок ум приводит,

Потому хорошие слова

Часто говорят о ней в народе.

Ты нам, математика даешь

Для победы трудностей закалку,

Учится с тобою молодежь

 

Развивать и волю, и смекалку.

И за то, что в творческом труде

Выручаешь в трудные моменты,

Мы сегодня искренне тебе

 

Посылаем гром… Аплодисментов!

С тех пор, как существует мирозданье,

Такого нет, чтоб не нуждался в знанье.

Какой мы не возьмем язык и век, -

Всегда стремился к знанью человек.

 Математика! Даже в каменный век

Обращался к тебе человек,

Без тебя невозможно предметы считать,

Невозможно построить мосты,

Там, где сложное, новое надо создать,

Лучшим другом являешься ты.

 Жил на свете математик Пифагор,

И о нем пойдет сегодня этот разговор.
Сочинял он теоремы и не раз,
Удивить хотел, как видно, нас.

Автор Ермолаева Мария Сергеевна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Математика
Подраздел
Просмотров 548
Номер материала 47655
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓