Главная / Русский язык и литература / Внеклассное мероприятие по литературе

Внеклассное мероприятие по литературе


Учитель:

Ребята, сейчас я расскажу вам историю, про то, как один школьный учитель сказал своему ученику: «Вы глупый юноша, и из Вас никогда не выйдет ничего путного. Вы собираетесь заняться бумагомаранием, но никто никогда не будет читать ваши сочинения! Их будут скупать старьёвщики. О, Вы ещё у меня поплачете, верзила, Вы этакий!» Ученик слушал, опустив голову. Он был длинный, нескладный. В ту пору ему уже стукнуло семнадцать лет, и среди гимназистов – второклашек он действительно выглядел нелепо. И все же злой учитель ошибался. Как его звали, никто теперь и не помнит. А непутёвого ученика знают и любят дети всего мира. Вы, конечно, догадались, что это великий сказочник Г.Х. Андерсен.

Родился он 02.04.1805года на окраине Оденсе, в маленьком, провинциальном датском городке, в семье бедного башмачника и прачки. В доме его родителей часто не бывало хлеба, не говоря уж о новой одежде и обуви. Но и в этой нищенской жизни были свои радости, простые и вместе с тем необыкновенные. Андерсен любил дом, в котором родился; навсегда остались в его памяти чистая, тщательно прибранная комната в два окна, книжная полка, сапожный верстак, маленькая кухня, ящик с петрушкой и луком за окном. Маленький Ганс Христиан восторженно наблюдал жизнь природы и растений, какими интересными казались ему улицы Оденсе, родного города. Отец будущего писателя, книголюб и мечтатель, человек на редкость способный, свою любовь к чтению, своё желании учиться передал сыну. Но учиться сыну бедного башмачника можно было только в школе для бедных, где учили письму, арифметике и закону божьему. Но были у Андерсена свои детские радости: самодельные игрушки, картонный кукольный театр, куча старых театральных афиш.

А между тем в семье назревали трагические события. Отец будущего сказочника пошёл служить солдатом в армию Наполеона вместо сына богатого крестьянина за соответствующее вознаграждение. Но деньги скоро кончились, а отец Андерсена, заболев чахоткой, умер в 1816 году, когда Гансу Христиану было 11 лет. «Маленький Уильям Шекспир», так звали в городе художественно одарённого мальчика, пошёл работать сначала на суконную, а потом на табачную фабрику. Но тянуло его по-прежнему к книгам и театру. В 1818 и 1819 гг. в Оденсе побывали театральные труппы, приглашавшие в спектакли жителей. Ганс сыграл в одном спектакле роль пажа, в другом – почтальона. Актёры стали его кумирами. Так пришло решение попытать счастья в театре. Утром 06. 09. 1819 г. 14-летний Г. Х. Андерсен впервые увидел башни Копенгагена, столицы Дании. Этот день писатель считал самым знаменательным в своей жизни.

В театр не взяли: голос пропал. Не понаслышке знал он, что значит быть голодным и бесприютным. Но мир не без добрых людей! Помогли они талантливому юноше с обучением в гимназии, а затем и в Копенгагенском университете. И всё это время Андерсен писал!

А писал он не только сказки. Андерсен – автор стихотворений, романсов, пьес. Жизнь его – это бесконечный непрерывный труд. К писателю пришла мировая слава, а когда 4 августа 1875 года его не стало, в Дании был объявлен национальный траур.

Прошли годы, и в Королевском саду в Копенгагене был установлен памятник с надписью: «Воздвигнут датским народом».

За что же так любят и чтят Андерсена? Прежде всего, конечно, за его вечные творения, сравнить которые можно с прекрасным цветком – розой.


На фоне звучащего вальса-шутки 2 ученика-ассистента читают цитаты, оформленные на ватмане


Учитель

Сказки Андерсена мы все любим, и, надеюсь, вспомним во время нашей игры. Готовясь к сегодняшнему мероприятию, мы перечитали любимые сказки Андерсена, заранее разделились на две команды, придумали им названия, позаботились о том, чтобы эти названия как-то отразились и в костюмах участников. Гостей мы наших попросим стать участниками нашей игры в качестве жюри, а два моих ассистента будут ведущими.


(Задания поочерёдно озвучивают ученики-ассистенты)


1 задание «Из какой сказки соперники?»

Представление команд, названных именами героев сказок Андерсена.(Команды «Дюймовочки» и «Оловянные солдатики»)


2 задание (домашнее) Рассказать о каком-либо факте из биографии сказочника.


3 задание Конкурс «Звёздный час» Из предложенных вариантов ответов выбрать правильный, записать на листе и передать членам жюри

1 вопрос В какой стране жил Андерсен?

1) Швеция, 2) Германия 3) Норвегия

4) Италия 5) Дания 6) Франция


2 вопрос Какое из произведений не принадлежит Андерсену?

1) «Оле-Лукойе» 2) «Принцесса на горошине» 3) «Гадкий утёнок»

4) «Снежный король» 5) «Дикие лебеди» 6) «Золотой гусь»


3 вопрос Из 6 предметов -5 из сказки «Огниво». Определи лишний.

1) ранец 2) сундук 3) монеты

4) оловянный солдатик 5) сабля 6) кремень


4 вопрос Из какой сказки эта песенка: «Ах, мой милый Августин, всё прошло, всё! »?

1) «Русалочка» 2) «Гадкий утёнок» 3) «Снежная королева»

4) «Дикие дебеди» 5) «Свинопас» 6) «Оле-Лукойе»


5 вопрос Кто из героев Андерсена мог сказать о себе так: « Это было тогда, когда на наших окнах зацвели прекрасные розы. Мы жили дружно и весело, но однажды мне в глаза попал осколок зеркала троллей, и я всё стал видеть злым и безобразным»?

1) Кай 2) Дюймовочка 3) Герда

4) Элиза 5) Солдат 6) Ида


4 задание «Ты мне – я тебе» Вопросы команд друг другу (по 2 вопроса по содержанию сказок Г. Х. Андерсена)


5 задание Конкурс «Бюро находок» (Вопросы задаются поочерёдно командам). Сегодня в читальном зале нашей библиотеки были найдены вещи. По всей видимости, их забыли ночные посетители – сказочные герои. Кому принадлежат вещи, оставленные ночными посетителями читального зала?

1) зонтик (Оле-Лукойе) 2) горошина (Принцессе)

3) санки (Каю) 4) скорлупа грецкого ореха (Дюймовочке)

5) бумажный кораблик (оловянному солдатику)

6) крапива (Элизе) 7) белая и красная розы (Герде)

8) музыкальный горшочек (принцу из сказки «Свинопас»)


6 задание Пантомима. (Представители команд из предложенных заданий выбирают по 2 конверта) Команды поочерёдно представляют по 2 сказки, соперники – называют (1.Крот (Дюймовочка), 2.Лебедь («Гадкий утёнок») 3. Оловянный солдатик («Оловянный солдатик»)

4.Кай в чертогах Снежной Королевы («Снежная королева») )


7 задание По подборке слов назови сказку (командам задаётся поочерёдно)

1. Солнце, снег, лампа, стекло, зеркало, утро, роза, ворона, олень, дружба «Снежная королева»

2. Море, ветер, колдовской напиток, боль, принц «Русалочка»

3. Трава, жаба, кольцо, крапива, терпение «Дикие лебеди»

4. Нора, полевая мышь, крыло, эльф, цветок «Дюймовочка»

5. Лебедь, яйцо, мечта, утка, мороз, курица, вода «Гадкий утёнок»

6. Дупло, ветер, собака, колыбель, кремень «Огниво»

7. Тюфяк, карета, ливень, калоши, принцесса «Принцесса на горошине»

8. Роза, соловей, горшочек, трещотка «Свинопас»


8 задание Конкурс « Портреты героев»

1. «В самой чашечке цветка сидел маленький человечек, беленький и прозрачный, точно хрустальный. На голове у него сияла корона, за плечами развевались блестящие крылышки» Эдьф из «Дюймовочки»


2. «Боже мой. На что она была похожа! Вода бежала с её волос и платья прямо в носки башмаков и вытекала из пяток, а она всё-таки уверяла, что она настоящая …» Принцесса «Принцесса на горошине»


3. «Она была так прелестна, так нежна, вся из ослепительного льда и всё-таки живая. Глаза её сверкали как звёзды, но в них не было ни теплоты, ни красоты» Снежная королева


4. «Шёл солдат по дороге: раз-два, раз- два! Ранец за спиной, сабля сбоку, он шёл домой» Солдат «Огниво»


5. «Они уже ходили в школу, на груди у каждого красовалась звезда, а сбоку гремела сабля; писали они на золотых досках алмазными грифелями и отлично умели читать – хоть по книжке, хоть наизусть – всё равно. Сразу было слышно, что читают настоящие принцы! У них была сестрица…» 11 братьев «Дикие лебеди»


6. «Было когда-то 25 солдатиков, родных братьев по матери – старой ложке. Ружьё на плече, голова прямо, красный с синим мундир – ну прелесть что за солдаты. Все солдатики были совершенно одинаковы, кроме одного. На него не хватило олова, и он был одноногим» Солдатик. «Стойкий оловянный солдатик»


9 задание Конкурс чтецов (По 1 участнику от команды. Ассистенты указывают отрывки для выразительного чтения из сказки «Снежная Королева»)


10 задание Что было дальше? Продолжить сказку, близко к тексту (берутся отрывки из сказок)


1. «Как-то раз совсем тёмный был вечер, а солдат не мог купить себе даже свечу; и тут вспомнилось ему, что при огниве, которое он взял в пустом дереве, куда спускала его ведьма, был огарок. Достал солдат огниво с огарком и только ударил по кремню и высек огонь, как…» «Огниво»

2.»Утёнок опустился на воду и поплыл навстречу прекрасным лебедям, которые, завидя его, тоже поплыли к нему.

- Убейте меня! – сказал сказал бедняжка и низко опустил голову, ожидая смерти. Но что же увидел он в чистой, как зеркало, воде!» «Гадкий утёнок»


3.»И вот с утра пораньше пошла королева в мраморную купальню, убранную мягкими подушками и чудесными коврами, взяла трёх жаб, поцеловала каждую и сказала первой…»

«Дикие лебеди»


4. «- Знаю, знаю, зачем ты пришла! – сказала Русалочке морская ведьма - Ты хочешь отделаться от своего хвоста и получить вместо него две подпорки, чтобы ходить, как люди. Хочешь, чтобы юный принц полюбил тебя. Но ты должна заплатить мне за помощь, - сказала ведьма… »

«Русалочка»


Конкурс капитанов команд: Назвать как можно больше произведений Андерсена



Подведение итогов, вручение наград (портрет Андерсена и шоколадные медали всем участникам игры – вручает капитан команды – победительницы)


Учитель: По-разному приходит Андерсен к нам. То он тихонько прокрадывается в комнату и навевает, словно добрый волшебник Оле-Лукойе, чудесные сны. То сказка датского писателя приплывает вместе с Дюймовочкой на листе кувшинки. Часто сказка Андерсена смело и весело врывается в мир детства словами из сказки «Огниво»: «Шёл солдат по дороге: раз-два! раз-два!» Но как бы он ни пришел в нашу жизнь, мы понимаем, что вошел он в неё навсегда. Великий сказочник воспевал простых тружеников, мужественно защищавших чувство человеческого достоинства. Он учит нас разбираться в людях, помогает понять, что такое справедливость, правда, красота, любовь. Он учит нас дарить миру розы.


Звучит вальс – шутка.



Внеклассное мероприятие по литературе
  • Русский язык и литература
Описание:

Цели:

1.   Воспитывать и прививать интерес к литературе.

2.   Показать, как сказка (литературный жанр) решает серьёзные проблемы (социальные, морально-этические)

3.   Расширить круг знаний о Г. Х. Андерсене и его произведениях.

4.   Учить культуре общения.

 

Оборудование:

1.   Празднично оформленный класс:

 

·        портрет Г. Х. Андерсена;

·        розы перед портретом сказочника;

·        фотографии памятника Г. Х. Андерсену;

·        цитаты, оформленные на ватмане:

 

1.   «Сказки и истории … скрываются в мыслях, подобно семени, которому нужен только свежий ветерок, солнечный луч, капля росы, чтобы произрасти, и они становятся цветами»          

                                                      (Г. Х. Андерсен)

2.   «Мне кажется, что все мы обязаны делиться с миром лучшим , что есть в нас! Я мог дать только розы! Но вы? Вам дано так много!... Что  вы дадите ему?»

                   (Г. Х. Андерсен Сказка «Улитка и роза»).

 

2.   Выставка книг и иллюстраций.

3.   Два набора цифр от 1 до 6.

4.   Листы ватмана с записанными заданиями.

5.   2 листа бумаги и 2 ручки для выполнения конкурса № 3

6.   4 конверта с заданиями для конкурса № 6

7.   6 конвертов с заданиями для конкурса № 8

8.   Сказка «Снежная Королева» с указанными отрывками для конкурса чтецов (конкурс № 9)

9.   Сказки с отмеченными для зачитывания отрывками для конкурса № 10

10.   Элементы костюмов сказочных героев и эмблемы для участников.

11.   Награды.

12.   Компакт-диск с записью вальса – шутки.  

 

 

Автор Прядкина Ирина Михайловна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 537
Номер материала 53128
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓