Главная / Русский язык и литература / внеклассное мероприятие по литературе

внеклассное мероприятие по литературе



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РК

ГУ «ВЛАДЫКИНСКАЯ ОСНОВНАЯ ШКОЛА» ООФР»

















ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ на тему:

«ЛЮБЛЮ БЕРЕЗКУ РУССКУЮ…»













Подготовили: Стародубец И. А.,

Павлюк Л. С.








С. ВЛАДЫКИНКА

2013 ГОД




Цель: воспитание патриотических чувств, любви к природе, к родному краю, приобщение к поэзии.

Задачи: познакомить учащихся с творчеством поэтов, чьи произведения пронизаны любовью, гордостью за свое Отечество, воспевающих красоты родного края.

Организационный момент: учитель разрабатывает и организовывает мероприятие совместно с учащимися. Вместе они подбирают необходимые музыкальные записи, стихи; ребятами оформляется зал.

Оборудование: музыкальные записи, портреты С. Есенина, Ф. Тютчева, картины или репродукции картин с изображением берез, сцен народных праздников, связанных с завиванием березы.


Ход мероприятия:


На фоне музыки учащийся читает фрагмент стихотворения А. Прокофьева


Люблю березу русскую,

То светлую, то грустную,

В белом сарафанчике,

С платочками в карманчиках,

С красивыми застежками,

С зелеными сережками,

Люблю ее, заречную,

С нарядными оплечьями,

То ясную, кипучую,

То грустную, плакучую…


Ведущий: Радостное, нарядное дерево. Оно забрало в свое одеяние два главных цвета природы: зелень лугов и белизну заснеженных полей.

Ведущий: И как цвета эти ей к лицу! Немало стихов, песен, рассказов посвящено этой русской красавице.


Учащиеся декламируют стихи С. Есенина.

***

Зеленая прическа,

Девическая грудь,

О, тонкая березка,

Что загляделась в пруд?


Что шепчет тебе ветер?

О чем звенит песок?

Иль хочешь в косы-ветви

Ты лунный гребешок?


Открой, открой мне тайну

Твоих древесных дум.

Я полюбил печальный

Твой предосенний шум …

***

Улыбнулись сонные березки,

Растрепали шелковые косы.

Шелестят зеленые сережки,

И горят серебряные росы.

Далее ребята выступают с небольшими сообщениями.


1-й учащийся. Любовью и нежностью наполнены поэтические строки о юной девушке с тоненьким станом и шелковистыми косами, то печально задумчивой, то радостно игривой. Не только у Сергея Есенина береза пробуждала трепетные чувства.

В одном из писем А. С. Пушкин писал: «…Мы переехали горы, и первый предмет, поразивший меня, была береза, северная береза. Сердце мое сжалось…» Как много этим сказано. Сколько же прелести, неотделимой от природы нашего Отечества.

Ведущий: Никакое другое дерево не распространено так, как береза. Она завладела всеми широтами. В мире насчитывается примерно 140 видов берез: широколистная, большелистная, извилистая, изогнутая, мелколистная, ребристая, низкорослая, карликовая.


2-й учащийся. А еще люди нарекали ее белоствольной красавицей, невестой, веселкой. В старинных песнях поется о березе, как о живом существе, совершающем определенные действия:

Береза девочек гукала:

Ходите, девочки, в луг гулять,

Зеленые листочки завивать!...

Я вам, девочки, согнуся,

Сама в веночки повьюся!... (русский фольклор)


Ведущий: старые люди рассказывают, что на седьмую неделю после Пасхи в четверг (Семик) спозаранку собиралась молодежь на краю деревни, и распевая под гармошку веселые песни, начинала хороводиться. Потом девушки шли в березовую рощу завивать березки. Делали это небольшими группами, по два-три человека.

Ведущий: При себе имели нарядные нити, разноцветные тряпицы по количеству членов семьи, которые навязывали на березовые ветки, приговаривая: это за маму, это за тятю, это за сестру… Таким образом завивались «веночки на все отрадные денечки»;


Инсценировка обряда:

Пойдем, девочки,

Завивать веночки!

Завьем веночки,

Завьем зеленые.

Стой, мой веночек,

Всю недельку зелен,

А я молодешенька,

Увесь год веселешенька.


Девочки завязывают ленты, встают в хоровод.


ТАНЦЕВАЛЬНАЯ ЗАРИСОВКА «»ХОРОВОД»

(под народную музыку «Завивайся, березка» девочки исполняют несколько хороводных движений, изображающих обряд «завивания» ветвей)


Учащийся: Да, умел гулять народ…

Было, было дело.

Так плясал и песни пел,

Что земля гудела.


Плясовые припевки.

(исполняют мальчики)

Зазвени-ка, балалайка,

Вспомни молодость свою.

От души ты нам сыграй-ка,

Ну-ка, жару поддавай-ка!


Барыня ты моя, сударыня ты моя,

Пойдем плясать, пыль столбом поднимать!


Балалаечка, звени,

Струны мои звонкие,

Милка, бровки изогни,

Черные да тонкие!


Барыня ты моя, сударыня ты моя,

Голубка сизокрылая, подружка моя милая!


Ах, вы девоньки, не стойте,

Вы не стойте в стороне.

Ведь такого, как я парня,

Не найдешь в другой стране!


Барыня ты моя, сударыня ты моя,

Пойдем плясать, пыль столбом поднимать!


Я частушки пою

Да народ веселю.

Вот такой я весельчак,

Песни петь, плясать мастак!


Эх, барыня ты моя, сударыня ты моя,

Попросите меня, девки, спеть для вас еще припевки!

Я припевок много знаю,

До утра их могу петь.

Вы согласны меня, люди,

Еще часик потерпеть?!

Эх, барыня ты моя, сударыня ты моя,

Веселись, народ честной, пой, пляши! Пляши и пой!


Игра «Тараторки»

Ведущий: Тара-бара, растабара –

Две кумы у самовара.

Что и как? Почем, когда?

Ну, болтушки, вот беда…

Девушка должна быстро и четко протараторить свою скороговорку рядом стоящей. Та, в свою очередь, другой и так далее. Победительницей считается та команда, девушки которой успешно справились с заданием и быстро, по очереди «протараторили» свою скороговорку.


Задание 1-й команде:

«Две товарки-тараторки тараторят во все глотки».

«Как у Жорки плодожорки все обгрызли помидорки».


Задание 2-й команде:

«Я на ярмарку ходила, бусы новые купила…

- А я красный сарафан, тятьке – новенький кафтан».


Учащийся: Кадриль – старинный танец,

Любимый на Руси.

Через века, столетья

Танцуем теперь мы.


Исполняется танец «Кадриль».



«Петушиный бой».

К состязанию приглашаются юноши. Им предстоит продемонстрировать свою ловкость и сноровку в «Петушином бою».

Ведущий: «Ку-ка-ре-ку» ку-ка-ре-ку!» -

Кричит Петя через реку.

«Кто сразится со мной,

В честный петушиный бой?»

Два соперника становятся в очерченный круг друг против друга. Левой рукой они придерживают ногу, предварительно согнув ее в колене.

Цель игры: грудью, наскакивая друг на друга, постараться вытолкать противника за черту, при этом оставаясь в кругу.


Ведущий. Я люблю, когда шумят березы, когда листья падают с берез.

Слушаю – и набегают слезы на глаза, отвыкшие от слез.

Все очнется в памяти невольно. Отзовется в сердце и в крови.

Станет как-то радостно и больно, будто кто-то шепчет о любви.

Только чаще побеждает проза, словно дунет ветер хмурых дней.

Ведь шумит такая же береза над могилой матери моей.

На войне отца убила пуля, а у нас в деревне у оград

С ветром и с дождем шумел, как улей, вот такой же желтый листопад.

Русь моя, люблю твои березы! С первых лет я с ними жил и рос.

Потому и набегают слезы на глаза, отвыкшие от слез.


Звучит музыка («Священная война»)


Ведущий: Много могли бы рассказать о войне березы. Они видели, как в 1941 году обрушились на нашу землю свинцовые дожди, горели города, села, леса и поля. И вместе с народом на защиту встали деревья.


Учащийся: Деревья тоже воевали, как стяги, голову подняв,

Где нужно, гордо умирали, с груди своей листву сорвав.

Земли родной тревоги, беды по-настоящему поняв,

Они смотрели на свет белый, корнями Родину обняв.


Ведущий: Тихо стоят березы у солдатских могил. Как много они могли бы рассказать о страшной трагедии Великой Отечественной войны. Лучших свидетелей не найти. Последний поцелуй и привет умирающие солдаты посылали ей, березе, как символу Родины.


Учащийся: Ты ее увидишь – и забьется сердце…

Сколько о березе сложено стихов!

Может быть довольно? Но куда же деться?

Если песня созревает вновь?

Потому что помню: в новенькой шинели

Я почти мальчишкой уходил но фронт,

И березы тихо мне во след глядели,

Русский посылая до земли поклон.

Музыка на военную тематику.


Ведущий: Растет в Волгограде березка, растет на той земле, которая пережила 200 огненных дней. Она помнит разрушенный горд, взрывы бомб, реки крови, стоны умирающих.


Учащийся: Я помню, ранило березу

Осколком бомбы на заре

Студеный сок бежал, как слезы

По изувеченной коре.


Ведущий: В России издавна существует обычай: над могилой погибшего солдата сажать березу, чтоб его жизнь продолжалась в земном дереве.


Учащийся: За селом, вдали, на перекрестке полевых, едва заметных троп

Я узнал солдатские березки, у которых рыл себе окоп.

И невольно вспомнил, как стонали ветви их от взрывов и огня…

Возле тех березок подобрали чуть живым товарищи меня.

С той поры с любовью о березках говорили часто мне бойцы:

«Ты бы злую смерть не пересилил, ты бы тяжких ран не перенес,

Если б мы тебя не напоили светлыми слезинками берез»…


Ведущий: Многое пережили, увидели березы. Они – наша память. Наша гордость. Наша жизнь. Время неумолимо мчит вперед, но береза как символ жизни будет жить всегда.


Песня «Береза белая»

внеклассное мероприятие по литературе
  • Русский язык и литература
Описание:

Цель: воспитание патриотических чувств, любви к природе, к родному краю, приобщение к поэзии.

Задачи: познакомить учащихся с творчеством поэтов, чьи произведения пронизаны любовью, гордостью за свое Отечество, воспевающих красоты родного края.

Организационный момент: учитель разрабатывает и организовывает мероприятие совместно с учащимися. Вместе они подбирают необходимые музыкальные записи, стихи; ребятами оформляется зал.

Оборудование: музыкальные записи, портреты С. Есенина, Ф. Тютчева, картины или репродукции картин с изображением берез, сцен народных праздников, связанных с завиванием березы.

Автор Стародубец Ирина Анатольевна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 429
Номер материала 37409
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓