Главная / Обществознание / Внеклассное мероприятие по избирательному праву

Внеклассное мероприятие по избирательному праву











Внеклассное мероприятие по избирательному праву

для обучающихся 8-9 классов

«Мы – будущие избиратели!»





Разработано: Мосягиной Екатериной Александровной

Учителем истории и обществознания

МБОУ СОШ им. А.М. Селищева с. Волово



























Цели :

Образовательные:

- проверить знания учащихся по теме «Избирательное право»;

- развитие познавательного интереса к знаниям в области избирательного права и избирательного процесса.

Воспитательные:

- воспитание активной гражданской позиции;

- разъяснение ценностей достижения демократии - право голосовать и быть избранным;

- подведение к ответственности за пользование этим правом.

Развивающие:

- развитие творческих способностей учащихся.

Эпиграф»

  • «Цель любых выборов… прежде всего в том, чтобы обрести правителей - людей, обладающих наивысшей мудростью для того, чтобы выделять цели, общие для всего общества, и наивысшей добродетелью для того, чтобы придерживаться их в своей деятельности». Джеймс Мэдисон

  • Тот, кто будет управлять всеми, должен быть избран среди всех.

Плиний Младший (61 — ок. 114), римский писатель



Жюри: могут быть учителя, родители, учащиеся.


В турнире участвуют 2 команды по 3-4 обучающегося.

Каждая команда сидит за отдельным столом. Побеждает команда, набравшая в ходе игры наибольшее количество баллов.


Ход мероприятия


Учитель: Каждое поколение имеет право выбирать свое будущее и определять пути развития. Мы приходим в этот мир, взрослеем, получаем профессию, приобретаем знания и опыт и передаем их другим поколениям. Но каждый из нас неразрывно связан с тем реальным миром, в котором живет и работает. Статья 3 Конституции РФ гласит: Носителем суверенитета и единственным источником власти Российской Федерации является ее многонациональный народ.

Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону.

Ещё в Древнем Риме все жители делились на граждан и неграждан. Вспомните какие права были у граждан? (право голосовать). Многие стремились стать гражданами, потому что это была почётная обязанность: избирать и быть избранным, т. е. можно было влиять на власть.

Выборы это древняя процедура, известная во всем мире. Выбирали царей, военачальников и даже главарей банд или пиратских шаек. Наша жизнь невозможна без выбора, мы часто выбираем. Граждане выбирают президента, губернатора, парламент, главу администрации.

Выборы в истории человечества (сообщение учащегося)

С древнейших времён выборы стали свойственны человеку. На общих собраниях (сходах) выбирали предводителей. Так возник первичный орган властвования – своеобразный элемент демократии – первобытный по характеру.

Истоки современных выборов лежат в Древней Греции и Древнем Риме, где свободные граждане были обязаны участвовать в политической жизни, заседая в народных собраниях. Воля народа, выраженная голосованием в собрании, приобретала силу закона.

В Древней Греции применялось открытое голосование и тайная баллотировка с помощью жребия. «Бюллетенем» был боб: белый боб означал «за», черный - «против».

В Афинах существовал еще один тип тайного голосования «суд черепков»: по нему община имела право изгонять из пределов города любого общественного деятеля, если его популярность угрожала основам демократии. Процедура голосования выглядела так: участник получал черепок и писал на нем имя человека, которого считал нужным изгнать из Афин, а затем помещал черепок в специальное огороженное место на площади. Тот, чье имя повторялось большее число раз, объявлялся изгнанным.

В Древнем Риме предвыборная кампания начиналась задолго до дня голосования. Кандидат заявлял органам власти о своем желании баллотироваться. После этого начиналась предвыборная борьба. Происходило это следующим образом: кандидат облачался в белоснежную тогу (кандидата), что означало его чистую совесть, и отправлялся на площади и базары, прося поддержки у избирателей. В день голосования каждый избиратель получал маленькую дощечку - избирательный бюллетень - и писал на ней имя кандидата и опускал в урну.

            Как же проходили выборы в России?

Выборы на Руси. Вспомним Новгородское вече – орган прямой демократии, выросший на фоне народных родовых общин, которые отличались развитым самоуправлением. В период Московского царства при государстве для решения важных вопросов возникла Боярская дума, но в чрезвычайных случаях она усилилась новыми членами и превратилась в Земский собор. В состав Собора входили все чины Московского государства: духовенство, бояре, дворяне, гости, старосты гостиных сотен, сотники чёрных сотен, казаки, а также «уездные люди» (вольные крестьяне). Для участия в Соборе депутаты прибывали по должности, но нередко и по выбору. В компетенцию Собора входили вопросы войны и мира, присоединения новых земель, сбора финансовых средств и т.д. Соборы 1598 г. и 1613 г. избирали царей Бориса Годунова и Михаила Романова.

Предшественницей нынешней палаты Федерального собрания является Государственная Дума. Первая Государственная Дума была создана в России после издания Николаем II Манифеста 17 октября 1905 года. К участию в выборах допускались мужчины, достигшие 25-летнего возраста. Не получили избирательных прав женщины, военнослужащие, студенты, народы, ведущие кочевой образ жизни, губернаторы, градоначальники, служащие полиции.

Сегодня выборы проводятся на основе всеобщего и прямого избирательного права при тайном голосовании, а участие граждан Российской Федерации в выборах является свободным и добровольным.


Учитель:

Нам выбор дан - добро иль зло,

Пожнешь ты то, что в душу залегло;

Нетерпелив - скорее в путь спеши,

Покоя жаждешь - время не гони,

В любви несчастлив - терпеливо жди,

А славы ищешь - в небо посмотри,

Хочешь - бери, но лучше - отдавать,

Несет дарящий миру благодать.

Желаешь - мсти, святое - всем прощать,

По каплям гнев из сердца вытравлять.

Нам выбор дан - Добро иль Зло,

Пожнешь ты то, что в душу залегло.


Выборы, как социальное явление, прочно вошли в наш обиход, стали привычным атрибутом жизни россиян. Мы выбираем глав администрации районов, области, депутатов в органы государственной власти всех уровней. Таким образом, все мы являемся участниками избирательного процесса.


Конкурс 1. Интеллектуальная разминка « Из истории выборов».

Команды отвечают на одинаковые вопросы письменно на, заранее приготовленных, бланках ответов. Бланки ответов после конкурса сдаются на стол жюри. У жюри имеются критерии оценивания. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл, максимальное количество баллов – 4.

  1. В этом государстве  основные вопросы народное собрание решало путём голосования. Белый камень означал положительное решение, чёрный – отрицательное. На глиняных черепках писали имя неугодного человека, и если таких черепков набиралось много, то он изгонялся из полиса.                          (Древняя Греция)

  2. Здесь выборы проходили торжественно. Целую неделю до голосования кандидат носил белый плащ – кандиду. Белый цвет символизировал чистоту помыслов, но поступки кандидатов были откровенно корыстны, голоса избирателей они откровенно покупали. (Древний Рим).

  3. Великая французская революция изменила облик даже игральных карт. Так, вместо валета появилась карта «равенство», вместо дамы – «Свобода», вместо короля «Гений», а вместо туза - то, что, по мнению просветителей и революционеров, выше и важнее всего прочего. Как называлась карта, заменившая привычный туз? («Закон».)

  4. В Голландии и Бельгии это является обязанностью. В Австралии за уклонение от этого с вас могут взыскать штраф. В Греции за неучастие в этом вы можете лишиться паспорта. О чем речь? (Неявка на выборы.)


Конкурс 2 Викторина

Вопросы задаются командам по очереди. Если команда не отвечает на вопрос, то право ответа переходит к другой команде. 1 вопрос – 1 балл.

1.Всенародное голосование по вопросам государственного значения.

( Референдум)

2. Место, где проводится голосование, и подсчитываются голоса.

( Избирательный участок)

3. Выборные и другие органы, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти. (Органы местного самоуправления)

4. Так называется определенная территория, от которой граждане РФ избирают депутата или иное выборное лицо.

( Избирательный округ)

5. С какого возраста дано право участвовать в голосовании? (с 18 лет)

6. Этот принцип направлен на исключение контроля за волеизъявлением избирателя со стороны каких - либо государственных органов или должностных лиц. (Принцип тайного голосования)

7. Этот принцип означает, что в выборах имеют право принимать участие все без исключения дееспособные граждане РФ, достигшие 18 лет, а по достижения определенного законом возраста могут быть избраны на должность Президента РФ, депутатом или в органы местного самоуправления. (Принцип всеобщего избирательного права)

8. Имеет ли право голосовать человек с двойным гражданством? (Да)

9. Как гражданин сможет воспользоваться своим избирательным правом, если в день голосования он будет отсутствовать по месту постоянного проживания? (Проголосовать досрочно или по открепительному удостоверению в другом населенном пункте в день голосования)

10. Столько депутатских мест в Государственной Думе? (450)

11. В этот промежуток времени дня голосования граждане могут проголосовать за своего кандидата или политическую партию. (с 8 до 20 часов местного времени )

12. Что делать в случае заболевания в день выборов?

13. В этот период запрещено проводить предвыборную агитацию.

(за 24 часа до дня голосования )

14. Такой строки нет в избирательных бюллетенях. (Против всех)

15. Кандидат на пост Президента должен постоянно проживать в России, то есть быть её гражданином не менее ... лет. ( 10 лет)

16. В каком возрасте вы можете стать кандидатом на пост Президента РФ?

( Не менее 35 лет)

17. В этот день прошел референдум по принятию ныне действующей Конституции РФ. ( 12 декабря)

18. Допускается ли получение избирательного бюллетеня без паспорта? (нет)

19. В каком случае избирательный бюллетень считается недействительным?

( 1. Проставлен знак более чем в одном квадрате; 2. Не проставлен ни в одном квадрате)

20. Как называется процедура волеизъявления избирателей на выборах? (голосование)

Конкурс 3. Что находится в черном ящике.

Команды отвечают на вопрос письменно и бланк ответа сдают жюри. За правильный ответ – 1 балл


Это выдают гражданам на избирательном участке;

Это избирательный документ для тайного голосования утвержденной формы.

Что за предмет находится в черном ящике? (избирательный бюллетень.)


Конкурс 4. Закончите фразу:

Команды отвечают на одинаковые вопросы письменно на, заранее приготовленных, бланках ответов. Бланки ответов после конкурса сдаются на стол жюри. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл, максимальное количество баллов – 5.

1.Совокупность правовых норм, обеспечивающих и регулирующих формирование выборных институтов власти, а также отзыв выборного лица избирателями - это избирательное право.

2.Специальные условия, ограничивающие приобретение избирательного права - это избирательные цензы.

3.Принцип, означающий, что каждый гражданин участвует в выборах на равных основаниях с другими гражданами - это принцип равенства.

4.Избирательное право, предусматривающее право граждан участвовать в формировании выборных институтов власти через посредство избираемой ими коллегии представителей, которая затем выбирает президента или другое выборное лицо - это косвенное избирательное право.

5.Принцип голосования, предполагающий исключение контроля за волеизъявлением избирателя и обеспечивающийся тем, что избиратель заполняет бюллетень в закрытой от посторонних кабине - это принцип тайного голосования.

Музыкальная пауза (частушки про выборы)

Мы про выборы частушки
Пропоем для вас сейчас,
Если нас не остановишь,
Можем петь хоть целый час.

Права нет у ребятишек
Президента выбирать,
А девчонки и мальчишки
Так хотят голосовать.

Вместе с мамой, вместе с папой,
Я на выборы пойду. 
Голосуем очень дружно,
За любимую страну.

Мы пока всего лишь дети,

Не должны мы выбирать.

Призываем: «Россияне!

Все должны голосовать!»


Избиратель, ты реши

И на выборы спеши.

Чтоб в Госдуму лишь попали

Мальчиши-кибальчиши!


Мамы, папы и бабуси,

Вразумите молодежь,

Польза всем большая будет,

Коль на выборы пойдешь.


На деревне вновь дебаты –

Выступают кандидаты.

Приходи голосовать –

Власть народу избирать!


Конкурс 5. « Избирательный процесс».

Задание: необходимо построить пирамиду. Это необычная пирамида. Она состоит из стадий избирательного процесса. Необходимо вписать эти стадии на плакат с изображением пирамиды. Побеждает команда, которая быстрее и правильно заполнит пирамиду. Задание оценивается в 2 балла.

В пирамиду должны быть вписаны следующие стадии:

1.Назначение даты выборов

2.Выдвижение и регистрация кандидатов,

3. Предвыборная агитация,

4. Голосование и подведение итогов выборов

Конкурс 6. Афоризмы .

Команды получают по 2 набора карточек, на каждой из которых написано по одному слову. Нужно так расположить карточки, чтобы можно было прочитать высказывания известных людей. Время на размышление – 5 минут. За каждую правильно сложенную фразу команда получает 1 балл. Максимальное количество баллов, которое команда может получить в этом конкурсе, - 2.

Плохие власти выбираются хорошими гражданами, которые не голосуют.
Джордж Джин Нейтан

 Голосование не определяет хода событий. Голосование решает, кто будет определять ход событий. Джордж Уилл

Отсутствие выбора замечательно проясняет ум. Генри Киссинджер 

Победа на выборах обеспечивается в основном тем, что большинство людей голосуют не "за", а "против".  Ф. Адамс

Конкурс 7. Литературный

Командам предлагается написать синквейн на тему « Выборы». За выполненное задание – 2 балла.

Примеры синквейна

Выборы

Честные, альтернативные

Голосуем, надеемся, верим,

Опуская бюллетень в избирательную урну.

Будущее.


Выборы

Честные, прозрачные.

Решаем, выбираем, голосуем.

Мы отдаем свой голос.

Перемены.


(Пока участники выполняют задание, учитель предлагает вопросы болельщикам).

Вопросы зрителям

1. Назовите имя Первого Президента РФ.

2. Назовите имя нынешнего Президента РФ

3.Когда состоялись первые выборы депутатов областного совета Липецкой области  (4 марта 1994 года.)

4. В каком году была принята ныне действующая Конституция РФ?

(12 декабря 1993 г.)

5. Какой документ был принят 12 июня 1990 г.? (Декларация о государственном суверенитете России)

7. Кто назначает референдум Российской Федерации? (Президент РФ)

8. На какой день недели может быть назначено голосование на выборах? (Второе Воскресенье месяца сентября)

9. Документ для тайного голосования утвержденной формы (избирательный бюллетень)

10. На какой срок избирается Президент Российской Федерации? (На 6 лет)


Конкурс 8. Домашнее задание

Команды заранее получили задание нарисовать плакат на тему «Я иду на выборы». Эти плакаты вывешены на доске во время всей игры и используются для оформления класса. Конкурс оценивается в 5 баллов.


Учитель:  Пока жюри будет заниматься подсчетом баллов, я хочу, чтобы вы прослушали небольшую притчу.

 «В стародавние времена в одном городе жили-были 2 мудреца. Однажды они поспорили между собой, кто из них самый мудрый. Для решения этого спора они предложили собрать горожан на центральной площади города и провести этот спор публично.

И вот в назначенный день на площади собрались зрители. В образовавшийся круг вышли 2 мудреца. Один из них был, очевидно, уверен в своей победе: счастливая улыбка так и играла на его устах. Второй держался спокойно.

Толпа потребовала начинать состязание. Тогда улыбающийся мудрец протянул вперед свои руки. Все увидели, что он что-то держит в своих ладонях. Мудрец задал свой вопрос сопернику: «Скажи мне, что в моих руках?» Живое или мертвое?» Он полагал, что если соперник скажет: «Живое», то можно будет с легкостью раздавить бабочку, которую он держал в ладонях, и показать всем горожанам, насколько тот не прав. Если же он вымолвит: «Мертвое», то он выпустит бабочку, и она, взмахнув крыльями, на глазах у изумленной публики скроется из виду. Так в любом случае его противник будет повержен.

Однако вопреки ожиданиям честолюбца его соперник дал неожиданный ответ. Он сказал: «Все в твоих руках…»

И действительно все в ваших руках: дальнейшие пути-дороги, учеба, здоровье, будущее семей и многое другое, что мы называем жизнью.


8. Подведение итогов конкурса. Объявление победителей.

Учитель: Завтра вы станете избирателями, и, я думаю, что вы не будете равнодушны и пассивны, так как общественные проблемы станут для вас личными.

Сегодняшняя молодежь четко должна осознавать цели и задачи современного общества в целом и каждого гражданина в отдельности.


Боль гражданства – не в собственной боли.

Тот, кто истинный гражданин, Защищает собой все поле, Даже если он в поле один. Все мы порознь, как в чаще тропинка, И дорога, как мы одно. Все мы порознь, как в поле травинка, Ну а вместе – Бородино. (Е.Евтушенко)

Ребята, будьте настоящими гражданами своей Родины.

Использованная литература:

1. Конституция Российской Федерации.

2. Комментарии к Конституции РФ.

3. Федеральный закон “О выборах Президента РФ”.

4. Федеральный закон “Об обеспечении конституционных прав граждан избирать и быть избранными в органы местного самоуправления”.

5. Введение в обществознание: 8-9 кл./ Под ред. Боголюбова Л.Н.,.- М., 2007.

6. Иоффе А.Н Методические материалы по гражданскому образованию.- М., 2003.-240 с.

7. Морозова С.А. Методика преподавания права в школе.-М.,2004.-224 с.

8. Гражданское образование: содержание и активные методы обучения / под ред. Н.Воскресенской и С. Шехтера.-М.,2005

9. Пронькин В.Н. ,Гутников А.Б. Живое право. Занимательная энциклопедия практического права.-М.,2000.-512с

10. Любимов А.П.Конституция Российской Федерации в таблицах и схемах.-М.,2004.-176 с.

11.Сборник материалов по повышению правовой культуры молодых избирателей под редакцией О.А. Абанина.- Биробиджан, 2005.


8. Материалы Интернета.

http://krkrub.kubannet.ru/navig/page/59/message/423/

http://tikzadonsk.ucoz.ru/index/vybory_glazami_detej_i_molodezhi/0-20



Внеклассное мероприятие по избирательному праву
  • Обществознание
Описание:

Внеклассное мероприяти по избирательному праву проводится среди сборных команд 8-9 классов, которые уже имеют некоторые знания по праву.

Занятие проводится с использованием элементов  деловой игры.

В турнире участвуют 2 команды по 3-4 обучающегося.

 

Каждая команда сидит за отдельным столом. Побеждает команда, набравшая в ходе игры наибольшее количество баллов.

Научность и значимость данного занятия состоит в том, что в ходе него реализуется основная идея — единство обучения, воспитания и развития. 

Автор Мосягина Екатерина Александровна
Дата добавления 27.12.2014
Раздел Обществознание
Подраздел
Просмотров 1448
Номер материала 13045
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓