Главная / История / Внеклассное мероприятие по истории на тему:

Внеклассное мероприятие по истории на тему:

200-лет Победы в Отечественной войне 1812года Игра-викторина для школьников С...
История наша богата событиями: Как значительными, так и не очень. Какие-то п...
«Главнейшими же причинами нашего торжества в 1812 году должны быть признаваем...
Вы на пороге будущих открытий, Которые бодрят сердца И наполняют содержанием ...
Первый этап – «Картография» выполни задание в контурной карте 
Пройдя по датам и событиям, Их в правильной последовательности соединив, Откр...
1. 12 июня 2. 22 июля 3. 8 августа 4. 24 августа 5. 26 августа 6. 1 сентября ...
– Военный совет в Филях – бои у Тарутино – Вторжение Наполеона в Россию – Гла...
1. 12 июня – Вторжение Наполеона в Россию 2. 22 июля – Соединение 1-й и 2-й а...
 2 3 1 4 5 6 7 8 9 10 11 15 13 14 12 
В имении графа Беннигсена, недалеко от Вильно, 12 июня 1812 г. состоялся бал,...
При отступлении наполеоновской армии из России французские солдаты достаточно...
В Париже на Монмартре есть кабачок «Матушка Катрин». Её украшает мемориальная...
Документ 1. С.Н Марин:» Мы стоим теперь на Калужской дороге 63 вёрстах от Мос...
Документ 2. Кутузов: « Позиции наши на Воробьёвых горах крайне невыгодны. Мно...
Пятый этап - В одно мгновенье враг разбит,  Врасплох застигнут удальцами,  И ...
След наших земляков в истории Почти каждая вещь хранит в себе духовность чело...
1. В каком месяце началась Отечественная война, в которой в итоге русская арм...
1. В каком месяце началась Отечественная война, в которой в итоге русская арм...
Шестой этап – Роль личности в истории 1. М. Платов 2. Фигнер 3. Д. Давыдов 4....
Фигнер Кутузов Багратион М.Платов Тормасов Д. Давыдов Барклай-де-Толли 
Слава донцов в силе отцов Д. Е. Кутейников Н.В. Иловайский 5-й Г. Д. Иловайск...
Седьмой этап – Народная мудрость Собери пословицы и прокомментируй их Под дро...
Народная мудрость Правильные ответы Под Малым Ярославцем(т.е. во время сражен...
Великому французскому полководцу Наполеону Бонапарту приписывают следующий зн...
Почти сразу после того, как 12 июня 1812 г. армия Наполеона перешла Неман, ру...
Под чьим руководством действовали крупнейшие партизанские отряды в войне 1812...
Назовите фамилию руководителя партизанского движения в период войны 1812 г., ...
Подведение итогов конкурса награждение победителей вручение призов самым акти...
1 из 29

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 200-лет Победы в Отечественной войне 1812года Игра-викторина для школьников Сост
Описание слайда:

200-лет Победы в Отечественной войне 1812года Игра-викторина для школьников Составила Титова Е.В. учитель истории первой квалификационной категории МБОУ Ленинской СОШ 2012 год 

№ слайда 2 История наша богата событиями: Как значительными, так и не очень. Какие-то помн
Описание слайда:

История наша богата событиями: Как значительными, так и не очень. Какие-то помнят все поколения, А есть и такие, что помнят немногие. Сегодня идет год 2012. Вы спросите: «Чем же он знаменательный?» Так тем же, что Президентом России, Объявлен он годом истории. Нам стоит задуматься с вами о том, Что в великой и богатой событиями Стране мы живем. И сколько бы раз не грозила беда, Достойно встречали мы нападение врага. В этом году отмечаем мы славную дату: Двести лет как французу дали отпор Русские солдаты. В .Титова (ученица 8класса МБОУ Ленинской СОШ)

№ слайда 3 «Главнейшими же причинами нашего торжества в 1812 году должны быть признаваемы…
Описание слайда:

«Главнейшими же причинами нашего торжества в 1812 году должны быть признаваемы… патриотизм народа, мужество нашей армии и искусство наших полководцев». Н. Г. Чернышевский

№ слайда 4 Вы на пороге будущих открытий, Которые бодрят сердца И наполняют содержанием Всю
Описание слайда:

Вы на пороге будущих открытий, Которые бодрят сердца И наполняют содержанием Всю нашу жизнь, от самого истока До старости глубокой и конца… Пред вами семь этапов – семь заданий, Которые должны сейчас пройти, И показать должны вы знание Истории Отечественной войны. Приветствуем участников игры! 

№ слайда 5 Первый этап – «Картография» выполни задание в контурной карте 
Описание слайда:

Первый этап – «Картография» выполни задание в контурной карте 

№ слайда 6 Пройдя по датам и событиям, Их в правильной последовательности соединив, Откроеш
Описание слайда:

Пройдя по датам и событиям, Их в правильной последовательности соединив, Откроешь здесь название, И дальше сможешь ты идти. Второй этап – «Хронология». 1 15 

№ слайда 7 1. 12 июня 2. 22 июля 3. 8 августа 4. 24 августа 5. 26 августа 6. 1 сентября 7.
Описание слайда:

1. 12 июня 2. 22 июля 3. 8 августа 4. 24 августа 5. 26 августа 6. 1 сентября 7. 2 сентября 8. 3 сентября 9. 4 сентября 10. 6 сентября 11. 6-7 октября 12. 8 октября 13. 12 октября 14. 14-17 ноября 15. 25 декабря Даты 

№ слайда 8 – Военный совет в Филях – бои у Тарутино – Вторжение Наполеона в Россию – Главно
Описание слайда:

– Военный совет в Филях – бои у Тарутино – Вторжение Наполеона в Россию – Главнокомандующий - М.И.Кутузов – Бой за Шевардинский редут – Соединение 1-й и 2-й армий под Смоленском – Переправа через Березину – Отступление французов из Москвы – Сражение под Малоярославцем – Начало пожара в Москве – Манифест царя о завершении войны – Наполеон прибыл в Кремль – Наполеон покинул Кремль – Пожар стих, Наполеон вернулся в Кремль – Бородинская битва События 

№ слайда 9 1. 12 июня – Вторжение Наполеона в Россию 2. 22 июля – Соединение 1-й и 2-й арми
Описание слайда:

1. 12 июня – Вторжение Наполеона в Россию 2. 22 июля – Соединение 1-й и 2-й армий под Смоленском 3. 8 августа – Главнокомандующий - М.И.Кутузов 4. 24 августа – Бой за Шевардинский редут 5. 26 августа – Бородинская битва 6. 1 сентября – Военный совет в Филях 7. 2 сентября – Начало пожара в Москве 8. 3 сентября – Наполеон прибыл в Кремль 9. 4 сентября – Наполеон покинул Кремль 10. 6 сентября – Пожар стих, Наполеон вернулся в Кремль 11. 6-7 октября – Отступление французов из Москвы 12. 8 октября – бои у Тарутино 13. 12 октября – Сражение под Малоярославцем 14. 14-17 ноября – Переправа через Березину 15. 25 декабря – Манифест царя о завершении войны Проверь себя 

№ слайда 10  2 3 1 4 5 6 7 8 9 10 11 15 13 14 12 
Описание слайда:

2 3 1 4 5 6 7 8 9 10 11 15 13 14 12 

№ слайда 11 В имении графа Беннигсена, недалеко от Вильно, 12 июня 1812 г. состоялся бал, на
Описание слайда:

В имении графа Беннигсена, недалеко от Вильно, 12 июня 1812 г. состоялся бал, на котором присутствовал император Александр I. Интересно, что перед самым началом бала императору передали срочную депешу. Бегло ознакомившись с её содержанием, Александр I произнёс: «Я этого ожидал, но бал всё-таки состоится». Какую новость русский император сообщил всем присутствующим после бала, огласив содержание упомянутой депеши? Третий этап – «Расшифруй послание» Вторжение Наполеона в Россию 

№ слайда 12 При отступлении наполеоновской армии из России французские солдаты достаточно ча
Описание слайда:

При отступлении наполеоновской армии из России французские солдаты достаточно часто попадали в плен к русским крестьянам и партизанам. Выходя с поднятыми вверх руками, французы, как правило, произносили по-французски: «Шер ами!» (т.е. «дорогой друг»), чтобы максимально, по их понятиям, расположить к себе русских. Крестьяне так часто слышали эти слова, что, слегка переиначив и соединив их на свой лад, стали называть так оборванных и голодных французов. Назовите это по-прежнему популярное, в России слово. Шаромыги

№ слайда 13 В Париже на Монмартре есть кабачок «Матушка Катрин». Её украшает мемориальная до
Описание слайда:

В Париже на Монмартре есть кабачок «Матушка Катрин». Её украшает мемориальная доска, на которой написано, что именно сюда забегали стоявшие в Париже казаки, чтобы «пропустить» рюмочку-другую. Какое новое название целой сети подобных заведений, распространённых теперь по всему миру, родилось в 1815 г. именно потому, что русские казаки очень спешили?   Летом 1812 года прямо по карте можно было проследить, где именно располагались «ноги России», «голова России» и ее «сердце». Кто именно предложил такие странные термины, что под ними подразумевалось? Эти термины предложил Наполеон. Под ними подразумевались три города, по которым можно было наносить удары в начале войны: Киев – ноги, С-Петербург – голова, а Москва – сердце. Эти кафе стали называть «Бистро»

№ слайда 14 Документ 1. С.Н Марин:» Мы стоим теперь на Калужской дороге 63 вёрстах от Москвы
Описание слайда:

Документ 1. С.Н Марин:» Мы стоим теперь на Калужской дороге 63 вёрстах от Москвы. Наши в несколько дней взяли около 3 000 человек в плен, сожгли пропасть их обозу и несколько со снарядами ящиков… С Дону идут 20 полков казачьих и уже начинают соединяться с армией». М.М.Петров: «С 23 сентября по 1 октября армия наша при селе Тарутине пришла в грозное могущество через присоединение к ней резервов, рекрутских депо, партий и команд, выздоровевших от ран и болезней…» -В чём значение отхода русской армии к Тарутино? Как изменилось соотношение сил русской и французской армии? Сдувая пыль архивную с бумаг, Читая строчки документов, Мы понимаем, что и как, Мы понимаем ход событий… Четвертый этап 

№ слайда 15 Документ 2. Кутузов: « Позиции наши на Воробьёвых горах крайне невыгодны. Многие
Описание слайда:

Документ 2. Кутузов: « Позиции наши на Воробьёвых горах крайне невыгодны. Многие дивизии разобщены непроходимыми оврагами… В одном глубоком овраге речка!... Позади позиции Москва-река… За ней город с узкими улицами и переулками. Спуски к 8 мостам так круты, что только пехота может сойти по ним. Ежели неприятель опрокинет наши передовые линии – вся армия будет уничтожена до последнего человека…Пока целая армия, есть надежда с честью кончить войну. С потерей армии не только Москва – вся Россия будет потеряна». М.И.Кутузов: « С потерей Москвы не потеряна ещё вся Россия… Первой обязанностью поставляю себе сохранить армию и сблизиться с теми войсками, которые идут к ней на подкрепление… Самым уступлением Москвы приготовлю неизбежную гибель неприятелю… Посему я намерен, пройдя Москву, отступить по Рязанской дороге… Знаю, вся ответственность обрушится на мою седую голову, но я жертвую собой для блага отечества… Приказываю отступать!» -Какова была главная цель военного совета в Филях? Какое решение было принято на нём? Каковы причины принятия этого решения?

№ слайда 16 Пятый этап - В одно мгновенье враг разбит,  Врасплох застигнут удальцами,  И всл
Описание слайда:

Пятый этап - В одно мгновенье враг разбит,  Врасплох застигнут удальцами,  И вслед за ними страх летит С неутомимыми донцами. (Роль казачества в войне) термины определения Лава часть войск, находящаяся на марше позади главных сил. При отступлении под натиском врага локальным отражением его атак обеспечивает организованный отход и перегруппировку основных сил Арьергард казачья лава, наносящая удары по противнику с использованием пик. Так казаки опрокидывали не только легкую кавалерию противника, но и тяжеловооруженную конницу Взятиев дротики часть войск, находящаяся на марше впереди главных сил авангард боевой тактический прием, применявшийся казаками. Это стремительная и маневренная атака развернутым строем с интервалом в несколько штыков. В нужный момент лава могла разделиться на несколько групп для обхода противника и одновременной атаки по нескольким направлениям. 

№ слайда 17 След наших земляков в истории Почти каждая вещь хранит в себе духовность человек
Описание слайда:

След наших земляков в истории Почти каждая вещь хранит в себе духовность человека, его мысль и красоту, мастерство. Но есть вещи,, судьбы которых сложились особенно счастливо. Они принадлежат всем - всему народу, всему человечеству. Они — наша память, культура, история. И поэтому мы храним и изучаем их в музеях. Здесь вещь превращается в музейный предмет, памятник и обретает свой голос в музейной экспозиции. Вопрос: Какой предмет оставил в память о себе наш земляк, уроженец хутор Рудакова М.Недоедков, который обрел свой голос в экспозиции краеведческого музея г. Новочеркасска?

№ слайда 18 1. В каком месяце началась Отечественная война, в которой в итоге русская армия
Описание слайда:

1. В каком месяце началась Отечественная война, в которой в итоге русская армия одержала победу над войсками Наполеона. А. в июне 1812 г. Б. в июле 1812 г. В. в августе 1812 г. Г. в сентябре 1812 г. 2. Укажите дату Бородинского сражения: А. 26 августа 1812 г. Б. 5 октября 1812 г. В. 1 сентября 1812 г. Г. 25 декабря 1812 г. 3. Укажите место трёхдневной «Битвы народов» в 1813., в которой были разбиты войска Наполеона: А. под Берлином Б. под Аустерлицем В. под Лейпцигом Г. при Ватерлоо 4. Выберите название ключевого пункта обороны левого фланга, которым в Бородинской битве командовал Н.И.Багратион: А. Шевардинский редут Б. батарея Раевского (18 орудий) В. земляные укрепления (флеши) у села Семёновское Г. Курганская высота 5. Выберите имена, с которыми связано партизанское движение в России во время Отечественной войны 1812 г. А. П.С.Нахимов, В.А.Корнилов; Б. Д.В.Давыдов, В.Кожина; В. М.Д.Скобелев, И.В.Гурко; Г. А.В.Суворов, Ф.Ф.Ушаков. 6. Укажите командующего 3-й русской армией в начале Отечественной войны 1812 года. А. П.И.Багратион Б. М.Б.Барклай де Толи В. М.И.Кутузов Г. А.П. Тормасов 7. Определите, что представлял собой «Священный союз», созданный после победы над Наполеоном: А. объединение всех сторонников реформ в Европе; Б. коалиция европейских монархов; В. объединение ветеранов войны 1812-1814 гг.; Г. объединение сторонников Наполеона. 8. Назовите государства, подписавшие договор о Священном союзе в 1815 году: А. Россия, Франция, Испания; Б. Россия, Австрия, Пруссия; В. Россия, Польша, Турция; Г. Россия, Англия, Австрия. Один за всех и все за одного

№ слайда 19 1. В каком месяце началась Отечественная война, в которой в итоге русская армия
Описание слайда:

1. В каком месяце началась Отечественная война, в которой в итоге русская армия одержала победу над войсками Наполеона. А. в июне 1812 г. Б. в июле 1812 г. В. в августе 1812 г. Г. в сентябре 1812 г. 2. Укажите дату Бородинского сражения: А. 26 августа 1812 г. Б. 5 октября 1812 г. В. 1 сентября 1812 г. Г. 25 декабря 1812 г. 3. Укажите место трёхдневной «Битвы народов» в 1813., в которой были разбиты войска Наполеона: А. под Берлином Б. под Аустерлицем В. под Лейпцигом Г. при Ватерлоо 4. Выберите название ключевого пункта обороны левого фланга, которым в Бородинской битве командовал Н.И.Багратион: А. Шевардинский редут Б. батарея Раевского (18 орудий) В. земляные укрепления (флеши) у села Семёновское Г. Курганская высота 5. Выберите имена, с которыми связано партизанское движение в России во время Отечественной войны 1812 г. А. П.С.Нахимов, В.А.Корнилов; Б. Д.В.Давыдов, В.Кожина; В. М.Д.Скобелев, И.В.Гурко; Г. А.В.Суворов, Ф.Ф.Ушаков. 6. Укажите командующего 3-й русской армией в начале Отечественной войны 1812 года. А. П.И.Багратион Б. М.Б.Барклай де Толи В. М.И.Кутузов Г. А.П. Тормасов 7. Определите, что представлял собой «Священный союз», созданный после победы над Наполеоном: А. объединение всех сторонников реформ в Европе; Б. коалиция европейских монархов; В. объединение ветеранов войны 1812-1814 гг.; Г. объединение сторонников Наполеона. 8. Назовите государства, подписавшие договор о Священном союзе в 1815 году: А. Россия, Франция, Испания; Б. Россия, Австрия, Пруссия; В. Россия, Польша, Турция; Г. Россия, Англия, Австрия.

№ слайда 20 Шестой этап – Роль личности в истории 1. М. Платов 2. Фигнер 3. Д. Давыдов 4. Ба
Описание слайда:

Шестой этап – Роль личности в истории 1. М. Платов 2. Фигнер 3. Д. Давыдов 4. Барклай-де-Толли 5. Тормасов 6. М. И. Кутузов 7. Багратион Кто здесь представлен на портрете, Чей вклад в войну неоценим? 

№ слайда 21 Фигнер Кутузов Багратион М.Платов Тормасов Д. Давыдов Барклай-де-Толли 
Описание слайда:

Фигнер Кутузов Багратион М.Платов Тормасов Д. Давыдов Барклай-де-Толли 

№ слайда 22 Слава донцов в силе отцов Д. Е. Кутейников Н.В. Иловайский 5-й Г. Д. Иловайский
Описание слайда:

Слава донцов в силе отцов Д. Е. Кутейников Н.В. Иловайский 5-й Г. Д. Иловайский Т. Д. Греков В. Т. Денисов 7-й В. В. Орлов-Денисов 

№ слайда 23 Седьмой этап – Народная мудрость Собери пословицы и прокомментируй их Под дрогну
Описание слайда:

Седьмой этап – Народная мудрость Собери пословицы и прокомментируй их Под дрогнула Малым (т.е. во время сражения) вся Ярославцем земля. Был не опалён (Наполеон), а из Москвы вышел опалён. На латника по ратнику. Мало вот приклада штыка, так те! Вороне голодный рад француз и вилами француза докалывай! И ружье француза на вилы – Бить приехал французов Кутузов Русский француз боек, а стоек От Москвой бородинской земля пушки под дрожала 

№ слайда 24 Народная мудрость Правильные ответы Под Малым Ярославцем(т.е. во время сражения)
Описание слайда:

Народная мудрость Правильные ответы Под Малым Ярославцем(т.е. во время сражения) вся земля дрогнула. От бородинской пушки под Москвой земля дрожала. Был не опалён (Наполеон), а из Москвы вышел опалён. На латника по ратнику. Мало штыка, так вот те приклада! Голодный француз и вороне рад Докалывай француза вилами! На француза и вилы – ружье Приехал Кутузов бить французов Француз боек, а русский стоек От бородинской пушки под Москвой земля дрожала 

№ слайда 25 Великому французскому полководцу Наполеону Бонапарту приписывают следующий знаме
Описание слайда:

Великому французскому полководцу Наполеону Бонапарту приписывают следующий знаменитый афоризм: «Каждый французский солдат носит в своём ранце маршальский жезл». Назовите известную русскую пословицу, которая в более простой и понятной форме передаёт смысл крылатого выражения Наполеона. Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом

№ слайда 26 Почти сразу после того, как 12 июня 1812 г. армия Наполеона перешла Неман, русск
Описание слайда:

Почти сразу после того, как 12 июня 1812 г. армия Наполеона перешла Неман, русский посол в Англии граф С. Р. Воронцов в своём дневнике сделал следующую запись: «Если Наполеон будет нас преследовать, он погиб… он кончит тем, что будет истреблён… нашей верной союзницей». Подумайте, какую именно союзницу России имел в виду граф Воронцов, пророчество которого вполне оправдалось?  В ходе Отечественной войны 1812 г. русские солдаты, воюя с французами, иногда, как правило, ночью, по ошибке убивали своих же офицеров — выходцев из дворянских семей. Предположите, по какой причине происходили подобные трагические ошибки? «Битва гигантов»…Почему и какое сражение получило это название? Кто одержал в нем победу? Едины ли историки в ответе на этот вопрос? Вопросы для болельщиков 

№ слайда 27 Под чьим руководством действовали крупнейшие партизанские отряды в войне 1812 го
Описание слайда:

Под чьим руководством действовали крупнейшие партизанские отряды в войне 1812 года? В каких местностях? Расскажите, что вы знаете об этих людях. За всю военную карьеру пуля дважды попадала ему в голову. Первая (1774 г., при взятии неприятельского укрепления в деревне Шумне) вошла в левый висок и вышла у правого глаза. Столь же опасна была и вторая пуля, пробившая ему голову в 1788 г. у турецкой крепости Очаков. Врач, лечивший его, писал: «Надобно думать, что само Провидение сохраняет этого человека для чего-нибудь необыкновенного, потому что он исцелился от двух ран, из коих каждая смертельна». Назовите имя этого человека, вошедшего в русскую историю как спаситель Отечества. Вопросы для болельщиков 

№ слайда 28 Назовите фамилию руководителя партизанского движения в период войны 1812 г., пис
Описание слайда:

Назовите фамилию руководителя партизанского движения в период войны 1812 г., писателя, поэта, о котором поэт Н.М.Языков написал: «Не умрет твой стих могучий, Достопамятно-живой, Упоительно кипучий, И воинственно-летучий, И разгульно-удалой»? «Кампания 1812 г. кончена» - сказал Наполеон, войдя в город… Более двух часов прождал Наполеон московскую депутацию с ключами от города. «Нет, не пошла Москва моя к нему с повинной головою», - так оценил это событие… Кто из писателей и поэтов участвовал в Отечественной войне 1812 года и оставил об этом литературные произведения (стихи, поэмы, рассказы, романы, мемуары, записки и т.п.)? Вопросы для болельщиков 

№ слайда 29 Подведение итогов конкурса награждение победителей вручение призов самым активны
Описание слайда:

Подведение итогов конкурса награждение победителей вручение призов самым активным болельщикам 

Внеклассное мероприятие по истории на тему:
  • История
Описание:

МБОУ Ленинская СОШ

 

 

Внеклассное мероприятие по истории на тему:

«200 лет Победы в Отечественной войне 1812 года»

(игра-викторина для учащихся 8-11классов).

 

 

      Автор Титова Елена Владимировна

                                     учитель истории первой

                                               квалификационной категории

 

 

 

 

 

2012 год

Тема: 200 лет Победы в Отечественной войне 1812 года.

Цель: воспитание патриотизма, гражданственности, национального самосознания у подрастающего поколения.

Задачи: осмысление учащимися значимости победы России в Отечественной войне 1812года для истории России и мировой истории;

концентрация внимания на значимых датах отечественной истории;

развитие познавательной активности учащихся, расширение кругозора.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, контурные карты и атласы, рабочие тетради.

Ход игры.

1.      Организационный момент. Данную игру можно провести как между двумя командами  одного класса, так и между командами 8-11классов. Для этого предварительно формируются команды, выбираются их капитаны, название, девиз и эмблема. Формируется жюри. Участники занимают места за столами. Болельщики в зале. Для них также предусмотрено несколько конкурсов, что дает возможность заработать призы и дополнительные очки команде.

Вступительное слово учителя:

История наша богата событиями:

Как значительными, так и не очень.

Какие-то помнят все поколения,

А есть и такие, что помнят немногие.

Сегодня идет год 2012.

 

Вы спросите: «Чем же он знаменательный?»

Так тем  же, что Президентом России,

Объявлен он годом истории.

Нам стоит задуматься с вами о том,

Что в великой и богатой событиями

Стране мы живем.

И сколько бы раз не грозила беда,

Достойно встречали мы нападение врага.

 

В этом году отмечаем мы славную дату:

Двести лет как французу дали отпор

Русские солдаты.

Дорогие друзья.  2012 год - год истории в России и год 200-летия Победы русских над Наполеоном, то есть 200-летие Отечественной войны. Давайте сегодня прикоснемся к наиболее важным событиям этого периода, ведь мы – живем в России, это наша Родина, это наша история, это наша гордость, да и гражданский долг тоже, как бы громко это не звучало. Меня переполняет чувство гордости за наших предков, за их подвиг, вдохновляет их пример мужества, героизма, безразмерной любви к своей Родине, патриотизм. Я надеюсь, что вы с  этим полностью согласны  и испытываете такие же чувства.

Девизом нашей игры будут слова Н.Г. Чернышевского: «Главнейшими же причинами нашего торжества в 1812 году должны быть признаваемы… патриотизм народа, мужество нашей армии и искусство наших полководцев».

В этом зале те, кому не безразлична судьба своей, Родины, кто ею гордится и готов показать сегодня отличное знание отечественной истории. Команды в зале и их болельщики, а также уважаемое жюри, которое будет оценивать знания, как участников команд, так и болельщиков. Самые активные зрители  смогут не только принести дополнительные баллы своей команде, правильно отвечая на вопросы, но и заработать призы себе. Давайте поприветствуем друг друга (представление жюри, команд, капитанов и их болельщиков).

Вы на пороге будущих открытий,

     Которые бодрят сердца

     И наполняют содержанием

     Всю нашу жизнь, от самого истока

     До старости глубокой и конца…

 

     Пред вами семь этапов – семь заданий,

    Которые должны  сейчас пройти

    И показать должны вы  знание

    Истории Отечественной войны.

Первый этап: «Картография». Перед вами рабочие тетради (Приложение №1). Выполните  задания  № 1.  (Работа с атласом и контурной картой) (5минут).

 

Пока команды работают вопросы викторины для болельщиков:

1.                   Почти сразу после того, как 12 июня 1812 г. армия Наполеона перешла Неман, русский посол в Англии граф С. Р. Воронцов в своём дневнике сделал следующую запись: «Если Наполеон будет нас преследовать, он погиб… он кончит тем, что будет истреблён… нашей верной союзницей». Подумайте, какую именно союзницу России имел в виду граф Воронцов, пророчество которого вполне оправдалось?(Англия).

2.                   В ходе Отечественной войны 1812 г. русские солдаты, воюя с французами, иногда, как правило, ночью, по ошибке убивали своих же офицеров — выходцев из дворянских семей. Предположите, по какой причине происходили подобные трагические ошибки? (они часто говорили по-французски).

Учитель: Время вышло команды сдают работы в жюри для проверки, а мы прдолжаем.

Второй этап: «Хронология». (слайды 6-10) (5минут)

Пройдя по датам и событиям,

Их в правильной последовательности соединив,

Откроешь здесь название,

И дальше сможешь ты идти.

Необходимо расставить события в хронологической последовательности, пронумеровав их, расставить порядковые номера в прямоугольники и соединить их стрелками так, чтобы получилось название населенного пункта, в котором произошло событие, повлиявшее на ход дальнейших событий после Бородинской битвы.(Фили).

1. 12 июня – ВторжениеНаполеона в Россию

2. 22 июля – Соединение 1-й и 2-й армий под Смоленском

3. 8 августа – Главнокомандующий - М.И.Кутузов

4. 24 августа – БойзаШевардинскийредут

5. 26 августа – Бородинскаябитва

6. 1 сентября – Военныйсовет в Филях

7. 2 сентября – Началопожара в Москве

8. 3 сентября – Наполеонприбыл в Кремль

9. 4 сентября – НаполеонпокинулКремль

10. 6 сентября – Пожар стих, Наполеон вернулся в Кремль

11. 6-7 октября – ОтступлениефранцузовизМосквы

12. 8 октября – бои у Тарутино

13. 12 октября – СражениеподМалоярославцем

14. 14-17 ноября – ПереправачерезБерезину

15. 25 декабря – Манифест царя о завершении войны.

Задания болельщикам: «Битва гигантов»…Почему и какое сражение получило это название? Кто одержал в нем победу? Едины ли историки в ответе на этот вопрос?

Жюри подводит итоги  1 этапа.

Третий этап: «Расшифруй послание» - работа с историческими фактами.

Задания группам  в рабочей тетради: Документ №1. «В имении графа Беннигсена, недалеко от Вильно, 12 июня 1812 г. состоялся бал, на котором присутствовал император Александр  I. Интересно, что перед самым началом бала императору передали срочную депешу. Бегло ознакомившись с её содержанием, Александр I произнёс: «Я этого ожидал, но бал всё-таки состоится». Какую новость русский император сообщил всем присутствующим после бала, огласив содержание упомянутой депеши? (Сообщение о нападении Наполеона на Россию)

Документ №2: «При отступлении наполеоновской армии из России французские солдаты достаточно часто попадали в плен к русским крестьянам и партизанам. Выходя с поднятыми вверх руками, французы, как правило, произносили по-французски: «Шер ами!» (т.е. «дорогой друг»), чтобы максимально, по их понятиям, расположить к себе русских. Крестьяне так часто слышали эти слова, что, слегка переиначив и соединив их на свой лад, стали называть так оборванных и голодных французов. Назовите это по-прежнему популярное, в России слово». (шаромыги)

Документ №3: «Летом 1812 года прямо по карте можно было проследить, где именно располагались «ноги России», «голова России» и ее «сердце». Кто именно предложил такие странные термины, что под ними подразумевалось?» (Эти термины предложил Наполеон. Под ними подразумевались три города, по которым можно было наносить удары в начале войны: Киев – ноги, С-Петербург –  голова, а Москва – сердце.)

Документ №4: В Париже на Монмартре есть кабачок «Матушка Катрин». Её украшает мемориальная доска, на которой написано, что именно сюда забегали стоявшие в Париже казаки, чтобы «пропустить» рюмочку-другую. Какое новое название целой сети подобных заведений, распространённых теперь по всему миру, родилось в 1815 г. именно потому, что русские казаки очень спешили? (Эти кафе стали называть «Бистро»).

Жюри подводит итоги  2 этапа.

Четвертый этап: Сдувая пыль архивную с бумаг,
                            Читая строчки документов,
                            Мы понимаем, что и как,
                            Мы понимаем ход событий… (анализ документов и ответы на поставленные вопросы).

Документ 1. С.Н Марин: « Мы стоим теперь на Калужской дороге 63 вёрстах от Москвы. Наши в несколько дней взяли около 3 000 человек в плен, сожгли пропасть их обозу и несколько со снарядами ящиков… С Дону идут 20 полков казачьих и уже начинают соединяться с армией».

М.М.Петров: «С 23 сентября по 1 октября армия наша при селе Тарутине пришла в грозное могущество через присоединение к ней резервов, рекрутских депо, партий и команд, выздоровевших от ран и болезней…»

 -В чём значение отхода русской армии к Тарутино? Как изменилось соотношение сил русской и французской армии?

 Документ 2.  Кутузов: « Позиции наши на Воробьёвых горах крайне невыгодны. Многие дивизии разобщены непроходимыми оврагами… В одном глубоком овраге речка!... Позади позиции Москва-река… За ней город с узкими улицами и переулками. Спуски к 8 мостам так круты, что только пехота может сойти по ним. Ежели неприятель опрокинет наши передовые линии – вся армия будет уничтожена до последнего человека…Пока целая армия, есть надежда с честью кончить войну. С потерей армии не только Москва – вся Россия будет потеряна».

М.И.Кутузов: « С потерей Москвы не потеряна ещё вся Россия… Первой обязанностью поставляю себе сохранить армию и сблизиться с теми войсками, которые идут к ней на подкрепление… Самым уступлением Москвы приготовлю неизбежную гибель неприятелю… Посему я намерен, пройдя Москву, отступить по Рязанской дороге… Знаю, вся ответственность обрушится на мою седую голову, но я жертвую собой для блага отечества… Приказываю отступать!»

 -Какова была главная цель военного совета в Филях? Какое решение было принято на нём? Каковы причины принятия этого решения?

Выступления капитанов с ответами на данное задание. (Жюри оценивает и работу группы и умение капитана представить результат этой работы).

Жюри подводит итоги  3 этапа.

Пятый этап:

                       В одно мгновенье враг разбит, 
                       Врасплох застигнут удальцами, 
                       И вслед за ними страх летит
                        С неутомимыми донцами. 

Всего с Дона на войну с Наполеоном ушло 26 казачьих полков (в том числе 2, собранные по приказу от 26 июня Атамана М. И. Платова, т.е. до объявления о призыве в ополчение), это примерно 15 тысяч казаков. "В совершенной готовности к выступлению" стояли на Дону два рабочих полка, которые занимались строительством Новочеркасска, снабженные оружием и провиантом, а также "шесть орудий конной артиллерии, укомплектованные по штату людьми, зарядами и прочими принадлежностями сполна". В резерве на Дону остались до особого вызова правительством снаряженные донским дворянством из своих крестьян ополчение из 3.074 ратников, обеспеченным необходимым обмундированием, оружием, провиантом.

5.1. Соотнести термины и их понятия:

термины

определения

Лава

часть войск, находящаяся на марше позади главных сил. При отступлении под натиском врага локальным отражением его атак обеспечивает организованный отход и перегруппировку основных сил

Арьергард

казачья лава, наносящая удары по противнику с использованием пик. Так казаки опрокидывали не только легкую кавалерию противника, но и тяжеловооруженную конницу

Взятие в дротики

часть войск, находящаяся на марше впереди главных сил

авангард

боевой тактический прием, применявшийся казаками. Это стремительная и маневренная атака развернутым строем с интервалом в несколько штыков. В нужный момент лава могла разделиться на несколько групп для обхода противника и одновременной атаки по нескольким направлениям.

5.2. След земляков в истории войны. Почти каждая вещь хранит в себе духовность человека, его мысль и красоту, мастерство. Но есть вещи, судьбы которых сложились особенно счастливо. Они принадлежат всем - всему народу, всему  человечеству. Они — наша память, культура, история. И поэтому мы храним и изучаем их в музеях. Здесь вещь превращается в музейный предмет, памятник и обретает свой голос в музейной экспозиции.

Вопрос: Какой предмет оставил в память о себе наш земляк, уроженец хутор Рудакова М. Недоедков, который обрел свой голос в экспозиции краеведческого музея г. Новочеркасска? (Шашка М. Недоедкова, с которой его потомки воевали в годы ВОв, сегодня хранится в музее).

5.3. «Один за всех и все за одного». Ответить на вопросы теста игрокам по очереди, кто быстрее.1. В каком месяце началась Отечественная война, в которой в итоге русская армия одержала победу над войсками Наполеона.

 А.  в июне 1812 г.        Б.  в июле  1812 г.  В. в августе 1812 г.   Г. в сентябре 1812 г. 

2. Укажите дату  Бородинского сражения:

А. 26 августа 1812 г. Б.  5 октября  1812 г. В. 1 сентября 1812 г. Г. 25 декабря 1812 г.

3. Укажите место трёхдневной «Битвы народов» в 1813., в которой были разбиты войска Наполеона:

А. под Берлином     Б. под Аустерлицем       В. под Лейпцигом       Г. при Ватерлоо

4. Выберите название ключевого пункта обороны левого фланга, которым в Бородинской битве командовал Н.И.Багратион:

А. Шевардинский редут                                               Б. батарея Раевского (18 орудий)

В. земляные укрепления (флеши) у села Семёновское      Г. Курганская высота

5. Выберите имена, с которыми связано партизанское движение в России во время Отечественной войны 1812 г.

А.  П.С.Нахимов, В.А.Корнилов;                      Б.  Д.В.Давыдов, В.Кожина;

В.  М.Д.Скобелев, И.В.Гурко;                           Г. А.В.Суворов, Ф.Ф.Ушаков.

6. Укажите командующего 3-й русской армией в начале Отечественной войны 1812 года.

А. П.И.Багратион       Б. М.Б.Барклай де Толи     В. М.И.Кутузов      Г. А.П. Тормасов

7. Определите, что представлял собой  «Священный союз», созданный после победы над   Наполеоном:

А. объединение всех  сторонников реформ в Европе; Б. коалиция  европейских монархов; В. объединение ветеранов войны 1812-1814 гг.; Г. объединение сторонников Наполеона.

8.  Назовите государства, подписавшие договор о Священном союзе в 1815 году:

А. Россия, Франция, Испания;                            Б. Россия, Австрия, Пруссия;

В. Россия, Польша, Турция;                                Г. Россия, Англия, Австрия.

Шестой этап: «Роль личности в истории».Кто здесь представлен на портрете,

                                                                        Чей вклад в войну неоценим?

Необходимо выполнить задание № в рабочей тетради

  1            2      34                5        5 6                  1. М.И. Кутузов   2. М. Платов  3.Барклай-де-Толли  4. Багратион  5. Тормасов  6. Д. Давыдов  7. Фигнер 

Вопросы для болельщиков: Портретная галерея донских военачальников, героев Отечественной войны с комментариями болельщиков об их деятельности и заслугах.

Седьмой этап: «Народная мудрость».

Собери пословицы

Под  дрогнула Малым (т.е. во время сражения) вся Ярославцем земля.

Был не опалён (Наполеон), а из Москвы вышел опалён.

На латника по ратнику.

Мало вот приклада штыка, так те!

Вороне голодный рад француз и

вилами француза докалывай!

И ружье француза на вилы –

Бить приехал французов Кутузов

Русский француз боек, а стоек

От Москвой бородинской земля пушки под дрожала

Правильные ответы: Под Малым Ярославцем(т.е. во время сражения) вся земля дрогнула.

От бородинской пушки под Москвой земля дрожала.

Был не опалён (Наполеон), а из Москвы вышел опалён.

На латника по ратнику.

Мало штыка, так вот те приклада!

Голодный француз и вороне рад

Докалывай француза вилами!

На француза и вилы – ружье

Приехал Кутузов бить французов

Француз боек, а русский стоек

От бородинской пушки под Москвой земля дрожала.

Вопрос всем участникам, пока жюри подводит итоги игры: Великому французскому полководцу Наполеону Бонапарту приписывают следующий знаменитый афоризм: «Каждый французский солдат носит в своём ранце маршальский жезл». Назовите известную русскую пословицу, которая в более простой и понятной форме передаёт смысл крылатого выражения Наполеона. (Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом).

Назовите фамилию руководителя партизанского движения в период войны 1812 г., писателя, поэта, о котором  поэт Н.М.Языков написал:

 «Не умрет твой стих могучий,

   Достопамятно-живой,

   Упоительно кипучий,

   И воинственно-летучий,

    И разгульно-удалой»?

«Кампания 1812 г. кончена» - сказал Наполеон, войдя в город…

Более двух часов прождал Наполеон московскую депутацию с ключами от города. «Нет, не пошла Москва моя к нему с повинной головою», - так оценил это событие…

Кто из писателей и поэтов участвовал в Отечественной войне 1812 года и оставил об этом литературные произведения (стихи, поэмы, рассказы, романы, мемуары, записки и т.п.)?

Заключительное слово учителя: Отечественная война1812г. – была национально-освободительной войной, т.к. «великая» армия Наполеона была разгромлена и побеждена народом России, объединившимся в справедливой войне за освобождение своей Родины

Слово жюри для подведения итогов и  награждения победителей и самых активных участников.

 

Спасибо за внимание.

Автор Титова Елена Владимировна
Дата добавления 01.01.2015
Раздел История
Подраздел
Просмотров 660
Номер материала 19764
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓