Инфоурок География Другие методич. материалыВнеклассное мероприятие по географии. Географический вечер. Жизнь и деятельность А.Е. Ферсмана. 5 класс

Внеклассное мероприятие по географии. Географический вечер. Жизнь и деятельность А.Е. Ферсмана. 5 класс

Скачать материал

ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ВЕЧЕР

Тема: «Жизнь и деятельность А.Е. Ферсмана».

Цели и задачи:

- углубить знания учащихся о выдающемся ученом геохимике и минералоге;

- способствовать повышению образовательного уровня учащихся;

- расширить кругозор учащихся, развивать самостоятельность, творчество, инициативу;

- совершенствовать коммуникативные умения учащихся;

- развивать любознательность, настойчивость в приобретении знаний;

- воспитание патриотических чувств.

Оборудование:

- физическая карта России, карта полезных ископаемых России,

портрет А.Е. Ферсмана, книги о жизни ученого, рисунки, рефераты, стенд «Александр Евгеньевич Ферсман – «поэт камня», презентация.

 

План географического вечера:

1.    краткое вступление;

2.    детство, выбор профессии;

3.    работы А.Е. Ферсмана;

4.    А.Е. Ферсман – писатель;

5.    имя А.Е. Ферсмана на карте Родины.

 

  Вечер готовит актив географического кружка под руководством учителя. На этом этапе подготовки вечера учитель очень кратко рассказывает ребятам об А.Е. Ферсмане, рекомендует им прочитать книги об этом ученом, а также его работы.

  Далее намечают план вечера:

 

- краткое вступление;

  - детство, выбор профессии;

  - работы А.Е. Ферсмана;

  - имя А.Е. Ферсмана на карте Родины.

  Группа оформителей получает задание подготовить специальный стенд, на котором помещены:

  - плакат с маршрутами экспедиции А.Е. Ферсмана;

  - основные даты и событии его жизни;

  - его книги и книги о нём.

 

Для подготовки к вечеру используют следующие книги:

1.Баландин Р.К. «А.Е.Ферсман».- М : Просвещение,1985.

2.Громов Л.В., Данильянц С.А. «Названное именем геолога».- М.:Недра,1982.

3.Перельман А.Н. «Александр Евгеньевич Фесман».М.:Наука,1968.

4.Ферсман А.Е. «Занимательная геохимия6 хмия земли». -Л.: Детгиз,1954.

5.Ферсман А.Е. « Путишествие за камнем».-Л.:Детгиз,1956.

6.Щербаков Д.И. «А.Е. Ферсман и его путишествие». – 2-е изд. – М.:Географигиз,1953.

Содержание вечера.

Ведущий:

   В ноябре 1983г. Наша страна отметила 100-летие со дня рождения Александра Евгеньевича Ферсмана (1883-1945г.г.),замечательного советского минеролога  и геохимика.

    Его научная, общественная и организаторская деятельность оставила глубокий след в развитии советской науки, промышленности и сельского хозяйства.

   А.Е. Ферсман был не только талантливый учёный, но и деловой, энергичный человек, заботящийся о процветании своей Родины. После его многочисленных изысканий минеральных богатств в пустынях и тундрах возникли заводы, строились рудники.

Академик В.И Вернадский так говорил о нём: «Александр Евгеньевич Ферсман принадлежит к числу тех многих русских учёных, которые ясно сознают, что наука теснейщим образом связана с жизнью, есть не только мысль, но и действие».

Академик Д.И. Щербаков высоко оценил вклад А.Е. Ферсмана в науку: «Его работы, его многообразная научная деятельность создали новую эпоху в русской минералогии, геохимии и в учении от полезных ископаемых».

Каким был путь Александра Евгеньевича в науку? Какие открытия он совершил? Почему так высоко ценили его труд современники и потомки? Об этот мы будем вести речь сегодня.

Первый ученик:

Александр Евгеньевич Ферсман написал много интересных книг, в которых рассказал о своей любви к камню.

На склоне лет, подводя итоги своей жизни, Ферсман признался: «Почти полстолетия жизни исканий и увлечений, почти полстолетия любви безраздельной к камню, к куску простого кварца и обломку черной руды!»

Эта необыкновенная любовь к камню возникла у Ферсмана в детстве. А.Е. Ферсман в своей книги «Воспоминания о  камне» писал: « Я вижу себя шестилетним мальчиком на берегу моря около Афин, весь берег Елевсинской бухты усыпан серой и белой обточенной галькой, а я забавляюсь, бросая камешки в тихо набегающую волну. – А знаешь ли ты, что все эти камешки – мрамор? – говорит мне отец, и слово «мрамор» врезается мне в память, как острый шип шиповника. – это не простой камень, это тот мрамор, из которого построен Акрополь в Афинах… Мрамор, мрамор… я не могу успокоиться, престаю бросать камешки, собираю лучшие, обточенные водой, бережно кладу их в спичечную коробку и храню, как талисман, много десятков лет!»

Самозабвенная любовь к камешкам, охота за ними началась у Саши Ферсмана на Южном берегу Крыма, где он провел не одно лето на даче у дяди – химика, который увлекался выращиванием в простой стеклянной банке различных кристаллов минералов.

Целые дни проводил маленький Саша на крутых склонах гор, в каменоломнях, выискивая новые минералы, их одиночные кристаллы, их «соцветия» - друзы. Как зачарованный, часами наблюдал за результатами работы искуснейшего мастера- природа.

Так из детской страсти коллекционера камешков, из юношеского увлечения минералогия стала целью жизни.

Второй ученик:

Жизнь А.Е,Ферсмана это труднейшие искания смелые порывы, разочарования, ослепительные удачи, упорный труд.

  А.Е.Ферсман учился в Новороссийском университете, потом учился и работал с минералогами Московского университета. Огромное влияние на него оказала совместная работа  с известным учёным В.И.Вернадским: она укрепила в нём стремление наблюдать и изучать минералы природной обстановки. Очень нравилось Ферсману минералогические экскурсии. Изучая минералы в природной обстановке, молодой учёный осознал неразрывную связь экономики и промышленности страны с её природными богатствами.  Ферсман всерьёз занялся практическими вопросами приложения минерологи и геохимии( науки, созданной   молодым учёным совместно с В.И Вернадским на «стыке» геологии и минералогии) к поискам полезных ископаемых. Он работал  в комиссии по изучению естественно-производительных сил России.

  В 1919 г. Ферсмана избирают действительным членом Академии наук. Он становиться директором Минералогического музея. Ему 36 лет, он полон  энергией, оптимизма.

Принимая участие в организации промышленности, индустриализации страны, Ферсман выступал за рациональное природопользование, за разумную эксплуатацию недр.

В 1920г. По инициативе учёного на Южном Урале в Ильменских горах был создан первый в мире минералогический заповедник. Его директором стал Ферсман. Спустя несколько лет было основано Всероссийское  общество охраны природы, Ферсман был избран его почётным членом.

 Полстолетия назад охрану природы многие учёные считали делом необязательным или даже невыгодным, вредным для молодого Советского государства: сплошные расхода, а доходов никаких. Ферсман был учёным, имевшим твёрдую гражданскую позицию, проявившим хозяйское отношение к природным богатствам Родины, заинтересованность в благосостоянии страны в настоящем и будущем.

  Вполне современно звучит и в наши дни призыв учёного проводить комплексные исследования минеральных ресурсов, искать не какое-то одно полезное ископаемое , а выяснить всю геохимическую обстановку. Идея комплексного изучения и использования природных ресурсов, по словам Ферсмана,- «это идея охраны наших природных богатств от их хищнического расточения, идея использования сырья до конца, идея возможного сохранения наших природных запасов на будущее».

 

 

  Вполне актуален и в наши дни призыв учёного о недопустимости «пускать на воздух» сернистые газы заводов, теряя ценное сырьё и заражая окружающую местность, или бесцельно накапливать в отвалах жидкие и твёрдые отходы производства.

 Ферсман совершил множество путешествий по просторам нашей Родины. Он был первооткрывателем поискового дела в Средней Азии в 20-30-е годы. А.Е. Ферсман был не согласен с теми учеными, которые высказывали самые пессимистические мнения о природных богатствах Средней Азии. Он отмечал, что ископаемые богатства Средней Азии не так концентрированы, как, например, на Урале и Кольском полуострове, но они исключительно своеобразны.

  Героический период жизни Ферсмана - это участие в хибинских экспедициях Академии наук. Сам А.Е. Ферсман в книге «Путешествие за камнем» так писал об этом периоде жизни: «…Самым ярким в моей жизни были впечатления от Хибин – целого научного этноса, который почти 20 лет заполнял все мои думы, силы, владел всем моим существом, закалял волю, будил новую научную мысль, желание, надежды… Только таким горением и упорством, только огромной работой над Хибинами мы смогли добиться результатов в этой стране чудес, стране постепенно, как в сказке, раскрывавшей перед нами свои богатства».

  В результате этой работы было открыто около 90 месторождений редких минералов, и среди них – апатит. При активном участии на Кольском полуострове выросли первые промышленные города – сначала «город ветров» Хибиноградск (кировск), затем Мончегорск, была создана первая научная Хибинская горная станция.

  В годы войны А.Е. Ферсман активно включился в активную работу по обороне страны.

  В конце своей жизни известный ученый с гордостью сказал «Наша промышленность используется уже не двадцать химических элементов, а почти всю Менделеевскую таблицу элементов!»

Третий ученик:

  Друзья А.Е. Ферсмана рассказывают о том, каким замечательным человеком он был. Веселый, энергичный, подвижный. Александр Евгеньевич любил говорить о себе: « Будучи природной в форме шарообразного тела, вынужден постоянно куда-нибудь катится». «Охота к перемене мест» была одной из сторон его беспокойной натуры. Он легко ходил по горам, проявляя особую живость, если видел по близости жилу, сверкающую разноцветными минералами.

  Ферсман был очень точен, дисциплинированным, строгим в работе. Он напряженно трудился всю свою жизнь: вел наблюдения в поле, осваивал новые края, организовывал на местах научно-исследовательские учреждения, краеведческие общества.

  А.Е. Ферсман был блестящем, непревзойденным популяризатором геологических знаний. Он написал ряд книг для юного читателя и своим горячил словом зажег любовь к минералогии и геохимии у целой армии молодежи.

  Книги Ферсмана, написанные по материалам экспедиции - дневникам, отчетом предельно достоверны, насыщены глубоким документальным и научным материалом. Они рассказывают о трудностях пути, сомнениях, неудачах, подкупают искренностью и силой убеждения.

  «Занимательная минералогия», «Занимательная геохимия», «Путешествие за камнем», «Рассказы о самоцветах», «Очерки по истории камня», «Очерки по минералогии и геохимии», «Воспоминания о камне» - эти книги природоведа, натуралиста и сегодня читаются с большим интересом и поражают нас обилием глубоких мыслей.

Четвертый ученик:

  Деятельность ученого оставила свой след в памяти благодарных потомков.

 Его имя увековечено в названиях географических и геологических объектов: гора на Таймырском полуострове, ущелье в Хибинской тундре, остров на Земле Франца Иосифа, ледник, расположенный на Тянь-Шане. Два минерала названы в честь Ферсмана ферсманитом и ферсмитом. Его имя носит поселок в Крыму, улица и Минералогический музей Академии наук России в Москве.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Внеклассное мероприятие по географии. Географический вечер. Жизнь и деятельность А.Е. Ферсмана. 5 класс"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Педагог-психолог

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Цели и задачи:

-углубить знания учащихся о выдающемся ученом геохимике и минералоге;

- способствовать повышению образовательного уровня учащихся;

- расширить кругозор учащихся, развивать самостоятельность, творчество, инициативу;

- совершенствовать коммуникативные умения учащихся;

- развивать любознательность, настойчивость в приобретении знаний;

- воспитание патриотических чувств.

Оборудование:

- физическая карта России, карта полезных ископаемых России,

портрет А.Е. Ферсмана, книги о жизни ученого, рисунки, рефераты, стенд «Александр Евгеньевич Ферсман – «поэт камня», презентация.

 

План географического вечера:

1.    краткое вступление;

2.    детство, выбор профессии;

3.    работы А.Е. Ферсмана;

4.    А.Е. Ферсман – писатель;

 

5.    имя А.Е. Ферсмана на карте Родины. 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 660 119 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 29.12.2014 502
    • DOCX 27 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Яценко Людмила Семеновна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Яценко Людмила Семеновна
    Яценко Людмила Семеновна
    • На сайте: 9 лет и 4 месяца
    • Подписчики: 3
    • Всего просмотров: 13133
    • Всего материалов: 12

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Копирайтер

Копирайтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету «География» в условиях реализации ФГОС ООО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 69 человек из 33 регионов
  • Этот курс уже прошли 760 человек

Курс повышения квалификации

Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения географии в условиях реализации ФГОС

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 39 человек из 25 регионов
  • Этот курс уже прошли 430 человек

Курс повышения квалификации

Содержание и технологии школьного географического образования в условиях реализации ФГОС

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 75 человек из 37 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 327 человек

Мини-курс

Современные подходы к преподаванию географии: нормативно-правовые основы, компетенции и педагогические аспекты

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психоаналитический подход: изучение определенных аспектов психологии личности

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Рациональность и творчество в педагогике

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе