Главная / Биология / Внеклассное мероприятие по экологии для обучающихся 7-9-х классов.

Внеклассное мероприятие по экологии для обучающихся 7-9-х классов.

Экологический турнир: « ЖИВИ, ЗЕМЛЯ !»


Цели: формирование экологических знаний школьников; воспитание любви к природе, Родине; формирование у учащихся творческого подхода к решению экологических проблем.

Образовательные задачи:

  • закрепление в процессе практической деятельности теоретических знаний, полученных на уроках природоведения и биологии;

  •  вовлечение в словарный запас биологических и экологических  слов и выражений;

  •  развитие коммуникативных навыков;

  •  осуществление межпредметных связей.

Коррекционные задачи:

  • развитие памяти, внимания;

  •  развитие образного мышления;

  •  развитие творческого воображения;

  •  развитие восприятия;

  •  повышение самооценки, снижение тревожности.

Воспитательные задачи:

  • воспитание любви и уважения к Родине;

  •  развитие творческих способностей учащихся;

  •  самореализация личности подростка  в коллективе через внеклассную деятельность.


Форма: экологическое соревнование

Подготовительная работа.

Формируются три команды по 6 человек, каждой из которых дается домашнее задание:

  • Подготовить Презентацию «Мои соседи по планете» и подготовить выступление.

  • Придумать название, девиз и эмблему команды.

  • Выбирается жюри из учителей, которое обговаривает критерии оценки и баллы каждого конкурса. По итогам каждого конкурса подводятся предварительные итоги.


Оборудование:Компъютер, проектор, Глобус-табло; цветные стикеры(цветы); набор информационных карточек на три стола, распечатанные карточки-задания, листы А 4, карандаши, набор предметов для конкурса.

Ход мероприятия

1.Организационный момент.


Учитель -организатор:Здравстуйте дорогие наши ребята, педагоги, гости.

Сегодня мы собрались на экологическом турнире «Живи,Земля!». Мы надеемся, что турнир не будет для Вас скучным и вы приобретёте много новых полезных знаний, способствующих пониманию необходимости заботы о всех живых существах.А помогать нам в этом будут ученики :……………………………………………………………………………….

2. Вступление.

Ведущий 1. Здравствуйте!

Мы сегодня собрались поговорить о нашем общем доме, о самой загадочной и неизведанной, о самой красивой и родной планете.

Вы, наверное, догадались, что наш разговор пойдет о нашей колыбели, о нашем общем доме - планете Земля.


Ведущий 2.Вы наверняка знаете, что весной отмечается много праздников: День птиц. День Земли, День воды. И нашу сегодняшнюю встречу мы проведем в форме турнира, не простого, а экологического, посвящённого Дню Земли,который будет отмечаться 21 марта.

Вы – молодое поколение, а это значит, что будущее планеты в ваших руках и от вашего отношения к ней зависит очень многое. Мы все с вами - дети матушки природы и должны с уважением относиться к ней, жить по её законам.

Учащийся читает стихотворение.


Как яблоко на блюде
У нас Земля одна.
Не торопитесь, люди,
Все выскрести до дна.
Немудрено добраться
До скрытых тайников,
Разграбить всё богатство
У будущих веков.

Мы общей жизни зерна,
Одной судьбы родня.
Нам пировать позорно
В счет будущего дня.
Поймите это, люди,
Как собственный приказ,
Не то Земли не будет
У каждого из нас.



Ведущий 1.


В последнее время много говорят и пишут о неблагоприятной экологической ситуации, которая сложилась на Земле. И сегодня мы с вами должны продемонстрировать не только знания по биологии, но и знания проблем экологии, понимание необходимости заботы обо всех наших соседях по планете.

Так как турнир наш экологический, то давайте вспомним, что- же означает слово "экология”.

Слово "Экология” образовано от греческого "ойкос”, что означает дом (жилище, местообитание, убежище) и "логос” - наука. В буквальном смысле экология – это наука об организмах "у себя дома”. Наука, в которой особое внимание уделяется "совокупности или характеру связей между организмами и окружающей среды”.


Ведущий 2


Экология приобрела практический интерес еще на заре развития человечества. В примитивном обществе каждый индивидуум для того, чтобы выжить, должен был иметь определенные знания об окружающей среде или о силах природы, растениях и животных. Как и другие области знаний, экология развивалась непрерывно, но не равномерно на протяжении истории человечества.

Проявляя преступную беспечность, человек воздействуя на природу, быстро изменяет естественную среду обитания. Человек – этот наиболее одаренный и могущественный представитель всего живого на Земле – приступил к широкому преобразованию естественного облика нашей планеты, и прежде всего ее растительного и животного царства.


Учащийся читает стихотворение.


Природа мать, во тьме сомнений,
От часа в час, от века в век,
Готовила венец творений,
Тебя рождала, человек,
Даря тебе тепло улыбки,
Она тебя учила жить,
Жестоко мстила за ошибки,
Чтоб ты не смел их повторить,
Но вновь и вновь ты ошибался, 
Хлестал ты землю как хлыстом,
Ты разобраться не старался,
В том, что ты бил.
Ты бил свой дом.


Ведущий 1

Сегодня в нашем турнире примут участие команды трёх 7-классов.

Оценивать знания участников предлагается компетентному жюри. (Представление членов жюри).

Ну а теперь слово предоставляется командам –участницам.

1 Конкурс «Представление»

(Объявляются команды-участницы с предоставлением возможности разъяснить свою эмблему и девиз.)


1 команда. "Цветочки”.







2 команда. "Солнышко”








3 команда














Ведущий2:

Всемирный фонд защиты природы бьет тревогу: за последние 25 лет люди уничтожили более 30% природных ресурсов планеты, разрушили обширные площади естественных мест обитания многих видов растений и животных. Все чаще говорят об экологическом кризисе, который один ученый сравнил с рифом, а нашу Землю с кораблем, что мчится к нему на всех парусах. Остановить движение корабля невозможно, круто изменить курс - тоже нельзя. Остается замедлить его движение в опасном направлении.


Ведущий 1:

Сегодняшнее население Земли – общество суперпотребителей. Подсчитано: на каждого из нас в год затрачивается 20 т сырья, правда большая его часть – 97%- идет… в отходы. Львиная доля потребления, а значит и отходов, приходится лишь на несколько десятков в развитых стран. Более того, современная экономика поощряет расточительство. 20 лет назад автомобили пробегали 250 тыс. километров практически без поломок, а сегодня, если на спидометре машины 120 тыс. километров, она кандидат на свалку. Новые виды товаров, новые марки – покупай, покупай, покупай… А старые, но вполне еще годные вещи выкидываются.

Вопрос «куда деть мусор?» становится все актуальней. И мы попробуем сегодня ответить на него.Слово предоставляется команде 7Акл…..и тд.


2 Конкурс-Домашнее задание. «Вторая жизнь старым вещам»


Команды предоставляют Жюри поделки из старых, использованных вещей и дают пояснение.(жюри совещается и оценивает конкурс, размещает на глобусе-табло стикеры-цветы)


Ведущий 2


Мусор на нашей планете-одна из важнейших экологических проблем. Есть даже целая наука. Она называется ГАБРОЛОГИЯ-наука о мусоре и способах его утилизации. Посмотрим, как наши команды ориентируются в этой науке.


3  Конкурс «Что мы выбрасываем, или Золотые россыпи помоек»


Команды получают по три таблички – указателя с цифрами 1,2,3. На каждый задаваемый вопрос ведущий дает три варианта ответа. По сигналу ведущего команды поднимают табличку с номером ответа, жюри сразу оценивает.


* Большую часть мусора, загрязняющего Землю, составляют :

  1. Пластмасса

  2. Стекло

  3. Металл.

* Прежде чем начать утилизацию отходов, их необходимо:

1. Рассортировать.

2. Собрать в одном месте.

3. Раскрошить.

* Для того чтобы переработать пластмассу, её необходимо:

1. Компостировать.

2. Сжечь при специальных условиях.

3. Переплавить

* Первоочередная забота при выборе места свалки:

1. Защита поверхности земли и грунтовых вод.

2. Ограждение места свалки.

3. Укомплектование соответствующей техникой.

* Появление «партизанских» свалок влечёт за собой:

1. Загрязнение почвы.

2. Уродство ландшафта.

3. Изменение климатических условий (температура, влажность).

* Вредные выбросы оказывают влияние :

1. Только на те регионы, где появилось загрязнение.

2. На близлежащие регионы.

3. Даже на территории, удалённые от места, где загрязнение «увидело свет».

* Самая страшная «добавка» к воде:

1. Бытовой мусор.

2. Пестициды.

3. Минеральные удобрения.

* Более половины общего количества отходов в странах Европейского экономического сообщества приходится:

1. На тяжёлую промышленность.

2. На лёгкую промышленность

3На сельское хозяйство.

* Какие из радиоактивных отходов целенаправленно рассеивают в окружающую среду:

1. Газы.

2.Жидкости.

3. Твёрдые вещества.

* Наиболее эффективный путь борьбы с нарастающим количеством отходов, попадающих в окружающую среду:

1 .Их захоронение.

2. Разработка правовых механизмов регулирования процесса.

3. Рециркуляция (повторное использование отходов).

* Первое место по суммарному объёму выбросов вредных веществ в атмосферу занимает:

1. Теплоэнергетика.

2. Нефте-и газопереработка.

3. Автотранспорт.

3. Способ определения степени чистоты воды.

* Оптимальное решение энергетической проблемы:

1.Экономия энергии.

2. Развитие атомной энергетики.

3. Развитие ветроэнергетики.

* Бутылка или банка из пластмассы, брошенная в лесу, пролежит без изменения:

1. 10 лет.

2. 50 лет.

3. 100 лет и более.

* Выброшенную бумагу «съедят» невидимки-микробы за:

1. 1-2 года.

2. 5-8 лет.

3 . 20 и более лет.

Ведущий 1:

Все мы любим бывать на Природе. Отдохнуть на полянке, поиграть в мяч на берегу водоёма, поискать грибы-ягоды в лесной чаще.. После таких походов , как правило, остаётся много мусора , который мометт нанести очень серьёзный вред окружающей среде.

4 Конкурс «Черная метка»

Следующий Конкурс «Черная метка» будет посвящен именно этой проблеме.

Командам предлагается выбрать определённый предмет, который часто туристы оставляют на месте привала и объяснить, какой вред данная вещь приносит окружающей среде.

(Жестяная банка имеет острые края, которыми могут поранить свои лапы животные;

Стеклянный стакан может сфокусировать солнечные лучи и нагрев сучья, сухую траву привести к пожару;

Пластиковый пакет с остатками еды может бы съеден животными, и не будучи переваренным в кишечнике закупорить пищеварительный тракт и вызвать гибель животного.)


Ведущий2:А вы знаете, что такое Красная книга? (Ответы участников.)

Эта книга особенная. В ней перечислены животные и растения, которые могут безвозвратно исчезнуть. Цвет переплета книги красный. Он, как красный сигнал светофора, предупреждает: «Осторожно! Может случиться беда!»

Страницы в этой книге- разноцветные. Красные, желтые, белые и зеленые. Сделано это было не для красоты. А для того, чтобы сразу было видно, в каком положении находится то или иное животное и растение. На красных страницах поместили тех, которые могут исчезнуть в самые ближайшие годы и которых без специальных мер охраны и восстановления не спасти. На желтых страницах напечатали сведения о видах, численность которых еще пока велика, но быстро сокращается. На белых говорилось о видах, вообще редких на Земле. А на зеленых - о видах, которые человеку уже удалось спасти.

Иногда думают: если вид внесли в Красную книгу, это уже гарантия его спасения. Нет. Это только тревожный сигнал, напоминание, призыв и краткая программа спасения. А дальше должны действовать все мы. Каждый на своем месте и в меру своих возможностей.


Ведущий 1.Наш следующий Конкурс - «По страницам Красной книги».

5 Конкурс - «По страницам Красной книги».

Капитанам команд с помощником предлагается составить список животных, занесённых в Красную книгу:вписать пропущенные буквы в слова и получить названия редких исчезающих животных. Количество баллов равно количеству правильно определенных животных в списке. (Команды письменно выполняют задания в течение 5 минут.)


Задание. Впишите пропущенные буквы в слова и вы получите названия редких и исчезающих животных, внесенных в Красную книгу России.


  • КрАснОзОбАЯ__ кАзАркА_

  • ОрлАн - бЕлОхВОст

  • ГЕпАРд

  • МеДвЕдЬ_

  • СвИрИсТЕлЬ_

  • ЖУрАВль

  • САпсАн

  • ГАдЮка

  • СНЕжнЫЙ БАРС


6 Конкурс Домашнее задание-«Мои соседи по планете»


Ведущий 2 :Пока участники конкурса выполняют задание, команды представляют своё «Домашнее задание»-Конкурс листовок-презентаций, призывающий к охране редких и исчезающих животных.(3 слайда)

Критерии: Краткость.

Информативность.

Иллюстративность

Минутка отдыха «Травы, кустарники, деревья»


Ведущий1: Ну а теперь, давайте немного отдохнём.

Дерево, трава, цветок и птица

 Не всегда умеют защититься.

 Если будут уничтожены они,

 На планете вы останетесь одни.

Я зачитаю вам список растений, а Вы,пожалуйста определите, какие из них-травы, какие деревья, а какие кустарники.

(Травы – топают. Кустарники – хлопают. Деревья — машут руками над головой).

Малина, клевер, тополь,чеснок, черёмуха, осина, шиповник, кедр, крапива, боярышник, камыш, берёза,сосна, смородина,

Ведущий 2: Спасибо.Отдохнули, а теперь продолжим.


Ведущий 2.

Все мы - люди, звери, птицы, растения, микроорганизмы - живем на планете Земля. Это наш общий дом. Всем нам надо дышать, есть, пить, где-то жить, растить детишек. За многие тысячи и даже миллионы лет все виды животных и растений приспособились друг к другу и окружающей их природе. И в природе установилось равновесие. Как на весах, когда на обеих чашах одинаковые гирьки. Равновесие это сохраняется до тех пор, пока не нарушаются экологические законы. Например, такой: всегда растений должно быть больше, чем животных, которые ими питаются. А растительноядных животных должно быть больше, чем хищников. Тогда и еды всем хватает, и сохраняются на Земле все виды растений и животных. Если же в этой цепочке разрушить одно какое-нибудь звено, например уничтожить растения, рассыплется вся цепочка. Равновесие нарушится. И даже может произойти экологическая катастрофа.Следующий конкурс покажет нам, что можно сделать для предотвращения подобной ситуации.


7 Конкурс - «Все связано со всем»

Ведущий 1: Наш следующий конкурс - «Все связано со всем»: так звучит первый закон экологии Б.Коммонера. Командам предстоит проанализировать различные экологические ситуации, предсказать последствия, найти выход из этих экологических ситуаций. (Капитаны вытягивают карточки с заданиями. На подготовку дается 5 минут. Максимальная оценка - 10 баллов.)


Пока команды готовятся, ведущий предлагает вопросы для болельщиков.

Игра с болельщиками.

Ведущий 2:

Болельщикам предлагается быстро ответить на вопрос и получив за правильный ответ-стикер, отдать его в пользу понравившейся ему команды.(если ученик не может ответить на вопрос-отвечает ведущий)


1. Какой снег тает быстрее – чистый или грязный? (Грязный).

2. Свежие листья, какого растения прикладывают при ссадинах, ожогах и укусе насекомых? (Подорожника.)

3. Состояние реки, когда вода заливает большие территории.

(Половодье).

4. Трава, которую на ощупь могут узнать даже слепые. (Крапива).

5. Какая охота разрешается в лесу в любое время года? (Фотоохота).

6. Кустарник с розовыми цветами от сорока болезней. (Шиповник).

7. Назовите главного коварного врага леса. (Пожар в лесу).

8. Дерево – символ нашей Родины. (Берёза).

9. Почему зимой нужно делать кормушки для птиц и подкармливать их? (Зимой птицам страшен не холод, а голод: найти корм под снегом трудно.)

10. Как можно помочь дереву, если на стволе рана? (Замазать глиной, чтобы не попали болезнетворные микробы.)

11. Почему нельзя трогать руками яйца птиц в гнёздах? (Многие птицы после этого бросают своё гнездо.)

12. Как погасить костёр в лесу? (Залить его водой или засыпать землёй.)


Ведущий 1: А сейчас представители команд расскажут о той или иной экологической ситуации и о том, как можно из нее выйти. (Выступления команд, время - 3 минуты.)



Карточка 1.

В Мировой океан ежегодно поступает около 13-14 млн. тонн нефтепродуктов. Нефть в водоемы попадает в результате утечки при погрузке танкеров, при авариях танкеров, сбросе остатков нефтяного груза.

Задание. Опишите кратко дальнейшее развитие экологической ситуации при разливе нефти, ее последствия и предложите пути выхода из этой ситуации.


Нефтяные загрязнения весьма токсичны. Портятся вкусовые качества воды, а рыба приобретает неприятный и неустранимый привкус. При концентрации нефтепродуктов выше 0,5 мг на литр рыба гибнет, при концентрации 1,2 мг на литр – не выдерживает планктон и бентос. Ядовитая нефтяная пленка препятствует испарению воды с поверхности Мирового океана, нарушает его нормальный газообмен (за счет океана в атмосферу поступает до 50% кислорода и 82% влаги).

Нефть склеивает перья морских птиц. Если нефть свежая, то она действует как яд. Нефтяная пленка не дает проникнуть в глубь моря кислороду. Задыхаются водоросли, рачки. Рыбе становится нечем питаться – она погибает от голода. Необходим контроль за транспортировкой, разгрузкой нефти.

Необходимо соблюдение нормативных организационных и хозяйственно-производственных мер при эксплуатации объектов, связанных с перевозкой нефтепродуктов. Если произошла утечка, надо принимать срочные меры по устранению последствий: очищение поверхности океана с помощью специальных реагентов, ограничение распространения нефтяных пятен, спасение животных.


Карточка 2.

Человек - часть живой природы. Здоровье человека определяется не только состоянием окружающей среды, но и образом жизни, питанием. В магазинах города довольно широкий выбор молочных продуктов. В то же время частные лица в неустановленных местах реализуют молоко в полиэтиленовых бутылках, используемых вторично.

Задание. Опишите кратко дальнейшее развитие экологической ситуации, ее возможные последствия влияния на здоровье человека и предложите пути ее решения.


При употреблении молока, купленного у частных лиц, можно получить пищевые отравления, поскольку полиэтиленовые емкости не подлежат термической обработке. Микробы, находящиеся в необработанных бутылках, могут вызвать острые кишечные заболевания. Если реализуется молоко от больного животного, есть риск заболеть ящуром, бруцеллезом и другими болезнями. Лица, торгующие молоком в полиэтиленовой таре, часто не имеют справок о состоянии здоровья животных и качестве реализуемой продукции. Кроме того, бутылки могут быть подобраны в мусорных контейнерах.

Молоко и молочные продукты лучше всего покупать в магазинах, так как продукция в этом случае сертифицирована, указаны сроки реализации. Если молоко приобретается у частников, необходимо требовать у них ветеринарную справку о состоянии здоровья животного и качестве продукции, обращать внимание на чистоту посуды – стеклянной тары – и внешний вид продавцов, кипятить молоко.

Карточка 3.

Морской транспорт чрезвычайно загрязняет Мировой океан. Выбрасываются консервные банки, пластиковые бутылки, бумажные и полиэтиленовые пакеты и другой мусор. Рыбаки оставляют в море рыболовные синтетические сети.

Задание. Проанализируйте последствия загрязнения Мирового океана морским транспортом, предложите выход из данной экологической ситуации.


Это приводит к загрязнению океана, превращению его в свалку. Гибнут морские животные, в частности кожистые черепахи и тюлени. Они принимают полиэтиленовые пакеты за медуз и проглатывают их. Желудок забивается, и животные гибнут. Очень часто в желудках акул обнаруживают при вскрытии консервные банки, комки мазута, другие предметы, так как акулы, когда голодны, хватают все подряд.

Часто морские животные (тюлени, киты, дельфины, птицы) не могут нормально жить и питаться, поскольку их тело туго стягивает сетка, она не разлагается в природе и поэтому доставляет мучения животным на протяжении всей жизни.

Меры: не выбрасывать в океан мусор, который не утилизируется в природе, вести разъяснительную работу с моряками и пассажирами морского транспорта, ввести квоты на рыбный промысел.



Карточка 4.

Бесконтрольное применение минеральных удобрений (азотных и фосфорных) приводит к перенасыщению вод органическими соединениями. Это вызывает рост сине-зеленых водорослей.

Задание. Опишите кратко дальнейшее развитие экологической ситуации и предложите пути ее решения.


Бурное развитие сине-зеленых водорослей («цветение водоемов») сопровождается интенсивным потреблением растворенного в воде кислорода, недостаток которого в дальнейшем вызывает их гибель. Отмирая и оседая на дно, водоросли разлагаются, на что также тратится кислород. Все это влечет за собой массовую гибель представителей флоры и фауны. Водоросли выделяют большое количество веществ, угнетающих зоопланктон и микрофлору, а в некоторых случаях отравляющих рыбу, птицу, домашний скот и человека.

Необходимо нормировать внесение минеральных удобрений на поля, следить за соблюдением правил хранения минеральных удобрений на складах, фермах. В случае загрязнения водоемов удобрениями не допускать домашний скот на водоем. Вести борьбу за восстановление водных ресурсов, проводить мероприятия по очистке сточных вод, так как они также стимулируют размножение сине-зеленых водорослей.


Карточка 5.

На одном далеком острове люди решили уничтожить комаров. Использовали для этого ядохимикаты. Комары действительно исчезли, но через некоторое время появилось множество крыс. Они полчищами нападали на поля и сараи местных жителей, поедая зерно. Люди не могли понять, почему появилась эта «напасть».

Задание. Раскройте причинно-следственные связи, которые привели к развитию данной экологической ситуации, охарактеризуйте последствия и предложите пути выхода из этой экологической ситуации.



Ядохимикаты, уничтожающие комаров, попали на растения, которыми, в свою очередь, питались тараканы (насекомые). Насекомые питались растениями, но не погибали от яда. В то же время он накапливался в их телах.

Этих тараканов ловили ящерицы. Они слабели от яда и становились легкой добычей кошек. Для кошек яд оказался смертельным. Вскоре их совсем не осталось на острове. Наступило раздолье для крыс.


Ведущий 1: Итак, наш турнир подошел к концу. Пока жюри подводит итоги, мы посмотрим кадры из фильма о национальных парках мира.демонстрация фильма.)


Ведущий 2:Слово предоставляется жюри. Оно огласит результаты экологического турнира. (Жюри оглашает итоги конкурса «Всё связано со всем» и окончательные результаты. Проводится награждение.)


Ведущий1: Благодарим всех, принявших участие в нашем турнире, за знания, за умения, большую проделанную работу.

Желаем всем здоровья, успехов, новых знаний! Вносите каждый день пусть маленький, но реальный вклад в дело сохранения живой природы России и мира в целом!




Используемые материалы:

1.http://www.menobr.ru/materials/1309/37155/

2. http://mirbiologii.ru/prezentaciya-ekologicheskoj-igry-na-temu-svalka-po-imeni-zemlya-po-biologii-9-klassa.html

3. http://www.uchportal.ru/load/196-1-0-17397

4. http://www.menobr.ru/materials/1309/37155/



Приложение.


Оценочный лист



Конкурсы

Кол-во баллов

1. «Представление»



2. «Вторая жизнь старым вещам»


3. «Что мы выбрасываем, или Золотые россыпи помоек»

4. «Черная метка»

5. По страницам Красной книги


6. «Мои соседи по планете»

7. «Все связано со всем»

Название 1б

Эмблема 1б

Девиз 1б


Наличие поделки- 2б

Объяснение 2б Max. 4б



За каждый правильный ответ 1 балл . Max.14 б




Max. - 4 балла


За каждое животное 0,5 б, Max.4,5 б


Max.-5 б


Max.8 б




Итого:












Задания.



Все связано со всем

(Конкурс экологических ситуаций)


Карточка №1

В Мировой океан ежегодно поступает около 13-14 млн. тонн нефтепродуктов. Нефть в водоемы попадает в результате утечки при погрузке танкеров, при авариях танкеров, сбросе остатков нефтяного груза.

Задание. Опишите кратко дальнейшее развитие экологической ситуации при разливе нефти, ее последствия и предложите пути выхода из этой ситуации.




Все связано со всем

(Конкурс экологических ситуаций)


Карточка №2

Человек - часть живой природы. Здоровье человека определяется не только состоянием окружающей среды, но и образом жизни, питанием. В магазинах города довольно широкий выбор молочных продуктов. В то же время частные лица в неустановленных местах реализуют молоко в полиэтиленовых бутылках, используемых вторично.

Задание. Опишите кратко дальнейшее развитие экологической ситуации, ее возможные последствия влияния на здоровье человека и предложите пути ее решения.




Все связано со всем

(Конкурс экологических ситуаций)


Карточка №3

Морской транспорт чрезвычайно загрязняет Мировой океан. Выбрасываются консервные банки, пластиковые бутылки, бумажные и полиэтиленовые пакеты и другой мусор. Рыбаки оставляют в море рыболовные синтетические сети.

Задание. Проанализируйте последствия загрязнения Мирового океана морским транспортом, предложите выход из данной экологической ситуации.




Все связано со всем

(Конкурс экологических ситуаций)


Карточка №4

Бесконтрольное применение минеральных удобрений (азотных и фосфорных) приводит к перенасыщению вод органическими соединениями. Это вызывает рост сине-зеленых водорослей.

Задание. Опишите кратко дальнейшее развитие экологической ситуации и предложите пути ее решения.

Все связано со всем

(Конкурс экологических ситуаций)


Карточка №5

На одном далеком острове люди решили уничтожить комаров. Использовали для этого ядохимикаты. Комары действительно исчезли, но через некоторое время появилось множество крыс. Они полчищами нападали на поля и сараи местных жителей, поедая зерно. Люди не могли понять, почему появилась эта «напасть».

Задание. Раскройте причинно-следственные связи, которые привели к развитию данной экологической ситуации, охарактеризуйте последствия и предложите пути выхода из этой экологической ситуации.





Ответы. Экологические ситуации.


Карточка 1.

В Мировой океан ежегодно поступает около 13-14 млн. тонн нефтепродуктов. Нефть в водоемы попадает в результате утечки при погрузке танкеров, при авариях танкеров, сбросе остатков нефтяного груза.

Задание. Опишите кратко дальнейшее развитие экологической ситуации при разливе нефти, ее последствия и предложите пути выхода из этой ситуации.


Нефтяные загрязнения весьма токсичны. Портятся вкусовые качества воды, а рыба приобретает неприятный и неустранимый привкус. При концентрации нефтепродуктов выше 0,5 мг на литр рыба гибнет, при концентрации 1,2 мг на литр – не выдерживает планктон и бентос. Ядовитая нефтяная пленка препятствует испарению воды с поверхности Мирового океана, нарушает его нормальный газообмен (за счет океана в атмосферу поступает до 50% кислорода и 82% влаги).

Нефть склеивает перья морских птиц. Если нефть свежая, то она действует как яд. Нефтяная пленка не дает проникнуть в глубь моря кислороду. Задыхаются водоросли, рачки. Рыбе становится нечем питаться – она погибает от голода. Необходим контроль за транспортировкой, разгрузкой нефти.

Необходимо соблюдение нормативных организационных и хозяйственно-производственных мер при эксплуатации объектов, связанных с перевозкой нефтепродуктов. Если произошла утечка, надо принимать срочные меры по устранению последствий: очищение поверхности океана с помощью специальных реагентов, ограничение распространения нефтяных пятен, спасение животных.


Карточка 2.

Человек - часть живой природы. Здоровье человека определяется не только состоянием окружающей среды, но и образом жизни, питанием. В магазинах города довольно широкий выбор молочных продуктов. В то же время частные лица в неустановленных местах реализуют молоко в полиэтиленовых бутылках, используемых вторично.

Задание. Опишите кратко дальнейшее развитие экологической ситуации, ее возможные последствия влияния на здоровье человека и предложите пути ее решения.


При употреблении молока, купленного у частных лиц, можно получить пищевые отравления, поскольку полиэтиленовые емкости не подлежат термической обработке. Микробы, находящиеся в необработанных бутылках, могут вызвать острые кишечные заболевания. Если реализуется молоко от больного животного, есть риск заболеть ящуром, бруцеллезом и другими болезнями. Лица, торгующие молоком в полиэтиленовой таре, часто не имеют справок о состоянии здоровья животных и качестве реализуемой продукции. Кроме того, бутылки могут быть подобраны в мусорных контейнерах.

Молоко и молочные продукты лучше всего покупать в магазинах, так как продукция в этом случае сертифицирована, указаны сроки реализации. Если молоко приобретается у частников, необходимо требовать у них ветеринарную справку о состоянии здоровья животного и качестве продукции, обращать внимание на чистоту посуды – стеклянной тары – и внешний вид продавцов, кипятить молоко.

Карточка 3.

Морской транспорт чрезвычайно загрязняет Мировой океан. Выбрасываются консервные банки, пластиковые бутылки, бумажные и полиэтиленовые пакеты и другой мусор. Рыбаки оставляют в море рыболовные синтетические сети.

Задание. Проанализируйте последствия загрязнения Мирового океана морским транспортом, предложите выход из данной экологической ситуации.


Это приводит к загрязнению океана, превращению его в свалку. Гибнут морские животные, в частности кожистые черепахи и тюлени. Они принимают полиэтиленовые пакеты за медуз и проглатывают их. Желудок забивается, и животные гибнут. Очень часто в желудках акул обнаруживают при вскрытии консервные банки, комки мазута, другие предметы, так как акулы, когда голодны, хватают все подряд.

Часто морские животные (тюлени, киты, дельфины, птицы) не могут нормально жить и питаться, поскольку их тело туго стягивает сетка, она не разлагается в природе и поэтому доставляет мучения животным на протяжении всей жизни.

Меры: не выбрасывать в океан мусор, который не утилизируется в природе, вести разъяснительную работу с моряками и пассажирами морского транспорта, ввести квоты на рыбный промысел.



Карточка 4.

Бесконтрольное применение минеральных удобрений (азотных и фосфорных) приводит к перенасыщению вод органическими соединениями. Это вызывает рост сине-зеленых водорослей.

Задание. Опишите кратко дальнейшее развитие экологической ситуации и предложите пути ее решения.


Бурное развитие сине-зеленых водорослей («цветение водоемов») сопровождается интенсивным потреблением растворенного в воде кислорода, недостаток которого в дальнейшем вызывает их гибель. Отмирая и оседая на дно, водоросли разлагаются, на что также тратится кислород. Все это влечет за собой массовую гибель представителей флоры и фауны. Водоросли выделяют большое количество веществ, угнетающих зоопланктон и микрофлору, а в некоторых случаях отравляющих рыбу, птицу, домашний скот и человека.

Необходимо нормировать внесение минеральных удобрений на поля, следить за соблюдением правил хранения минеральных удобрений на складах, фермах. В случае загрязнения водоемов удобрениями не допускать домашний скот на водоем. Вести борьбу за восстановление водных ресурсов, проводить мероприятия по очистке сточных вод, так как они также стимулируют размножение сине-зеленых водорослей.


Карточка 5.

На одном далеком острове люди решили уничтожить комаров. Использовали для этого ядохимикаты. Комары действительно исчезли, но через некоторое время появилось множество крыс. Они полчищами нападали на поля и сараи местных жителей, поедая зерно. Люди не могли понять, почему появилась эта «напасть».

Задание. Раскройте причинно-следственные связи, которые привели к развитию данной экологической ситуации, охарактеризуйте последствия и предложите пути выхода из этой экологической ситуации.



Ядохимикаты, уничтожающие комаров, попали на растения, которыми, в свою очередь, питались тараканы (насекомые). Насекомые питались растениями, но не погибали от яда. В то же время он накапливался в их телах.

Этих тараканов ловили ящерицы. Они слабели от яда и становились легкой добычей кошек. Для кошек яд оказался смертельным. Вскоре их совсем не осталось на острове. Наступило раздолье для крыс.



«По страницам Красной книги»


Задание. Впишите пропущенные буквы в слова и вы получите названия редких и исчезающих животных, внесенных в Красную книгу России.


  • Кр_сн_з_б__ к_з_рк_

  • _рл_н - б_л_х__ст

  • Г_п__д

  • _е_в_д_

  • Св_р_с__л_

  • Ж_р__ль

  • С_пс_н

  • Г_д_ка

  • С…жн… Б..Р.



«По страницам Красной книги»


Задание. Впишите пропущенные буквы в слова и вы получите названия редких и исчезающих животных, внесенных в Красную книгу России.


  • Кр_сн_з_б__ к_з_рк_

  • _рл_н - б_л_х__ст

  • Г_п__д

  • _е_в_д_

  • Св_р_с__л_

  • Ж_р__ль

  • С_пс_н

  • Г_д_ка

  • С…жн… Б..Р.



«По страницам Красной книги»


Задание. Впишите пропущенные буквы в слова, и вы получите названия редких и исчезающих животных, внесенных в Красную книгу России.


  • Кр_сн_з_б__ к_з_рк_

  • _рл_н - б_л_х__ст

  • Г_п__д

  • _е_в_д_

  • Св_р_с__л_

  • Ж_р__ль

  • С_пс_н

  • Г_д_ка

  • С…жн… Б..Р.





Внеклассное мероприятие по экологии для обучающихся 7-9-х классов.
  • Биология
Описание:

Внеклассное мероприятие, проводимое в рамках праздника "День Земли".Занятие предназначено для учащихся 7-9-хклассов. Направлено на получение экологических знаний школьниками; воспитание любви к природе, Родине; формирование у учащихся творческого подхода к решению экологических проблем. Данное мероприятие способствует способствует формированию экологических правил поведения в окружающей нас среде, как нормы жизни.По своей форме представляет экологический турнир. Перед началом мероприятия проводится предварительная работа с группами учеников, принимающими участие в турнире. 

 

Автор Александрова Юлия Сергеевна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Биология
Подраздел
Просмотров 1259
Номер материала 45383
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓