Главная / Биология / Внеклассное мероприятие по биологии "Мы за здоровый образ жизни" (5 - 9 кл.)

Внеклассное мероприятие по биологии "Мы за здоровый образ жизни" (5 - 9 кл.)


МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Верхнерагозецкая основная общеобразовательная школа»

Советского района Курской области





Внеклассное мероприятие

по профилактике вредных привычек

для обучающихся 5-9 классов


hello_html_5206c2dd.gif

hello_html_125490aa.pnghello_html_m23e08d1e.png




Подготовила и провела

учитель биологии

I квалификационной категории

Венкова Валентина Николаевна


д.Ефросимовка – 2014г.


Цель мероприятия:
Актуализировать тему здорового образа жизни проведением  профилактической   работы  с  учащимися   по  борьбе с вредными привычками: употреблением алкоголя и наркотических препаратов, табакокурение; продолжить формирование здорового образа жизни, стимулирование ответственного поведения за свою жизнь и жизни близких.

Задачи  мероприятия:

  1. способствовать  развитию  стремления  к  здоровому  образу  жизни;

  2. стремиться  развить  у  учащихся  чувство  самосохранения;

  3. активизировать  учащихся  в  борьбе  с  негативными  воздействиями  окружающей  среды.

  4. Формирование навыков самостоятельного анализа и оценки предлагаемой информации;

  5. Воспитание активной жизненной позиции, ответственного отношения к своему здоровью.

Оборудование:
мультимедийная установка, аудио и видео записи, памятки о здоровом образе жизни, ПРЕЗЕНТАЦИЯ, одежда медицинского работника, пустышка детская, солнцезащитные очки, бандана, кнут, палка-костыль, эмблемы внутренних органов.

 УЧИТЕЛЬ: Здравствуйте! При встрече люди обычно говорят это хорошее слово, желая друг другу здоровья. Вот и я обращаюсь к вам – здравствуйте, уважаемые коллеги дорогие ребята.

«Вы любите жизнь? Что за вопрос? Жизнь – это богатство, данное каждому изначально, и очень хочется, чтобы она была прекрасной и счастливой. А что такое хорошая жизнь? Поразмышляйте об этом, пожалуйста, каждый и дополните своими мыслями продолжение фразы: «Счастливая жизнь – это…»

Учащиеся высказывают те понятия, которые, по их мнению, характеризуют счастливую жизнь

учитель предлагает обсудить мнения и расставить их по степени значимости.

УЧИТЕЛЬ Если определить, от чего зависит жизнь и здоровье людей на Земле, то самым главным будет мир, отсутствие войны. Это самое главное, самое важное. Потом последуют: достаточное питание, материальное благополучие, медицинское обслуживание… Мы хотим, чтобы вы были развитыми в физическом и духовном отношении, целеустремленными, жизнерадостными людьми. Хочется, чтобы юное поколение, которое является нашим будущее, научилось укреплять свое здоровье, и в этом деле нет мелочей.

Здоровый образ жизни становится все более популярным среди подростков, однако очень многое зависит от самого человека, от того, как он относится к себе, к своему будущему.

Итак, сегодня речь пойдет о здоровом образе жизни! викторину. ПРЕДЛАГАЮ В НЕЙ ПОУЧАСТВОВАТЬ

Ведущий викторины :

До середины XX века считалось, что здоровье это отсутствие болезней. Ребята вы согласны с этим? А вот такой пример: у человека ничего не болит, но у него плохая память. Разве он здоров? Или еще пример: постоянно пьяный человек. У него тоже ничего не болит, но можно ли его назвать здоровым?

Здоровье – это не только отсутствие болезней, это состояние физического, психического и социального благополучия.

Викторина

  1. В декабре 2000 года городские власти этого города впервые в мире приняли самый жесткий закон о курении, запрещающий курить в общественных местах, на работе, в кафе, баре, ресторане. За курение в общественном месте виновного наказывают лишением свободы сроком на один год или штрафом в 1000 долларов. Где был принят этот закон? (Этот закон был принят властями Нью-Йорка).

  2. Закончите английскую пословицу: «Курильщик впускает в свои уста врага, который похищает…» (Мозг).

  3. Известный врач П. Брэгг говорил, что есть 9 докторов. Начиная с четвертого это естественное питание, голодание, спорт, отдых, хорошая осанка и разум. Назовите первых трех докторов, упомянутых Брэггом. (Солнце, воздух и вода).

  4. Назовите принципы закаливания – «Три П». (Постепенно, последовательно, постоянно).

  5. Назовите насекомых – индикаторов отсутствия у человека навыков гигиены. (Блохи, вши).

  6. Какая поговорка учит нас правильному режиму питания? (Завтрак съешь сам, обед раздели с другом, а ужин отдай врагу).

  7. Кто такие «совы» и «жаворонки»? (Это люди с разными биологическими ритмами).

  8. Почему детям до 15 лет нельзя заниматься тяжелой атлетикой? (До этого возраста активно формируется скелет).

  9. Сколько часов в сутки должен спать человек?  (Взрослый человек – 8 часов, подросток – 9 – 10 часов, ребенок – 10 – 12 часов).

  10. Какими видами спорта следует заниматься для формирования осанки? (Плаванием, гимнастикой, легкой атлетикой).

  11. От какой вредной привычки появляются 25 болезней? (Курение.)

  12. Кто из русских царей ввел изготовление медали для пьяниц в 4 кг? Медаль эту пьяница должен был длительное время носить на шее. (Петр I)

  13. Какие вредные привычки начинаются с невинных забав, а заканчиваются нищетой, болезнями, смертью? (Токсикомания, наркомания, курение, алкоголизм, игромания.)

(Отвечающие получают сладкий приз.)

Учитель Вы великолепно справились с заданием. Поднимите руки те, кто никогда не болел. А кто более одного раза в год? А кто болеет ЧАЩЕ? Посмотрите, мы привыкли болеть. Это неверная установка. Чтобы не болеть необходимо БОЛЬШЕ ДВИГАТЬСЯ, ЗАНИМАТЬСЯ СПОРТОМ.



ПЕСНЯ «Раз, два, три, четыре» (Аня)

ГРУППА ДЕВОЧЕК ПОКАЗЫВАЕТ ПОД МУЗЫКУ УПРАЖНЕНИЯ ПО АЭРОБИКЕ


2 ведущий: Говоря о здоровье надо сказать и о стрессах. Они подстерегают нас повсюду. Резкое пробуждение и подъем – стресс, уроки - стресс, дорога – стресс. Родители ругают… С друзьями поссорился…

1 ведущий: Я вот знаю людей, которые говорят: «А ты закури – и все пройдет!», «Выпей рюмочку – и полегчает»

УЧИТЕЛЬ: Да, действительно, алкоголь , курение , наркомания, токсикомания – эти слова известны всем, с этими проблемами человечество столкнулось давно. Мы говорим это плохо, а как же влияют на организм такие вредные привычки.

Послушаем НАШИХ ДОКЛАДЧИКОВ, ПОДГОТОВИВШИХ СВОИ СООБЩЕНИЯ

  1. Табакокурение (Кристина).

Табакокурение часто относят к вредным привычкам, а ведь это одна из опасных болезней, называемая химической зависимостью. Согласно мировой статистике, ежегодно из числа курильщиков преждевременно умирают около 2,5 млн. человек. В табачном дыме около 400 компонентов, 40 из которых имеют канцерогенный эффект, т.е. способны вызвать раковые заболевания. Наиболее опасен радиоактивный полоний-210.Особенно пагубно влияет курение на организм женщины. Очень вредно курение для детей и подростков, юношей и девушек. Ведь именно в подростковом возрасте окончательно формируется организм, который должен служить всю жизнь. Курение опасно не только для самого курильщика, но и для окружающих его людей. Так называемое «пассивное курение», когда человек вынужден вдыхать дым, находясь в прокуренном помещении, оказывает на организм такое же отрицательное воздействие, как и собственно курение.


2. Алкоголизм (Оля)

: «Алкоголизм делает больше опустошения, чем три исторических бича, вместе взятых: голод, чума, войны», – У. Гладстон.

В глубокой древности человек познакомился с необычным веселящим действием некоторых напитков. Самое обычное молоко, мед, соки плодов, постояв на солнце, меняли не только свой внешний вид, вкус, но и приобретали способность возбуждать, вселять ощущение легкости, беззаботности, благополучия. Не сразу люди заметили, что на следующий день человек расплачивается головной болью, разбитостью, дурным настроением. Наши далекие предки и не догадывались, какого страшного врага они приобрели.

Основным составляющим веществом большинства алкогольных напитков является этиловый спирт. Принятый вовнутрь, через 5–10 минут он всасывается в кровь и разносится по всему организму. Алкоголь – яд для любой живой клетки. Быстро сгорая, он отнимает у тканей и органов кислород и воду. Под действием алкоголя нарушаются чуть ли не все физиологические процессы в организме, а это может привести к тяжелым заболеваниям. Быстрее и губительнее всего алкоголь действует на клетки головного мозга, перерождается ткань почек, сердца, сосудов, печени.

Кровеносные сосуды под действием алкоголя сначала расширяются, и насыщенная алкоголем кровь бурно приливает к мозгу, вызывая резкое возбуждение нервных центров, – вот откуда чрезмерно веселое настроение и развязность пьянеющего человека. Вслед за усиливающимся возбуждением в коре больших полушарий наступает резкое ослабление процессов торможения. Кора перестает контролировать работу отделов мозга. Поэтому опьяневший человек теряет контроль над собой и критическое отношение к своему поведению. Утрачивая сдержанность и скромность, он говорит и делает то, чего не сказал и не сделал бы в трезвом состоянии.

Многие думают что пиво это лёгкий алкогольный напиток и если выпить баночку пива, то ничего не случится.

Пиво вовсе не так безобидно, как порой кажется, 0,5 л пива соответствуют 60-80 г водки. По наблюдениям немецкого психотерапевта Крепелина, 45% его пациентов стали алкоголиками в результате того, что регулярно пили много пива. Кроме того, не забывайте, что это очень калорийный напиток. Постоянное потребление пива способствует выработке избыточного количества женских гормонов и человек очень быстро толстеет.


3. Наркомания (Снежана)

Часто первый шаг к наркотикам делается из любопытства. До 60% наркоманов именно так «попробовали» наркотики. Наркотическая зависимость формируется очень быстро, ее процесс столь стремителен, что в 30-40 лет наркоман – это уже глубокий старик. От психологической склонности до физической зависимости проходит всего 2–3 месяца.

Наркотические вещества оказывают на организм человека чрезвычайно выраженное влияние. Нервные клетки как бы сгорают, резко снижаются защитные функции организма. Беззащитный организм подвергается атаке множества болезней. Страдают все органы и системы организма: поражается мышца сердца, возникают гастрит, язвенная болезнь, панкреатит, цирроз печени, желчнокаменная и почечнокаменная болезни, пневмония, плеврит, гепатит, СПИД.

Нарушаются все виды обмена: белковый, углеводный, жировой. Изменения личности выражаются в прогрессирующей деградации, нередко переходящей в слабоумие.

4. Токсикомания (Лиля)

Токсикомания (от др.-греч. токсикос) — ядовитый, страсть, безумие, влечение) — совокупность болезненных состояний, характеризующихся влечением и привыканием к приёму лекарственных средств и других веществ, не относимых к наркотическим. Характеризуется хронической интоксикацией, т.е. отравлением организма в целом, наличием синдромов психической и физической зависимости.

Медико-биологических различий между токсикоманией и наркоманией не существует. Отличие, в первую очередь, заключается в типе употребляемых веществ: токсикоманы предпочитают химические вещества, обладающие опьяняющим или галлюциногенным действием, но официально не причисленные к наркотикам. Ещё одно отличие характеризуется способом употребления веществ. Наркоманы применяют довольно разнообразные методы введения наркотика в организм: курение, глотание, вдыхание через нос, инъекции. Токсикоманы обычно только вдыхают (нюхают) ядовитые вещества.

Токсикомания чаще наблюдается среди детей и подростков и является социальной проблемой, иногда называемой «детской наркоманией». Попадание токсичных веществ в организм чревато достаточно быстрым развитием тяжёлых поражений центральной нервной системы, необратимого падения интеллекта, влекущего за собой инвалидность.


УЧИТЕЛЬ: Да, вот так , употреблением всего вышеперечисленного некоторые предлагают нам снять стресс, а стресс снимается просто: спорт, песни, танцы. Вот вам поучительная история…

Сценка : папа и сын…

Ведущий: С соской сын пришел к отцу,

И спросила кроха.

Сын: Папа это хорошо или это плохо?

Ведущий: Папа сыну отвечал

На вопрос курьезный,

Папа Если б соску не сосал,

Был бы ты серьезный.

Брось ее – и в тот же миг

Повзрослеешь, ты, старик!

Ведущий: Год прошел, седьмой грядет

Мальчик в первый класс идет.

И отцу, хоть и подрос,

Задает опять вопрос.

Сын: Там у школы два мальчишки

Зажигают часто спички.

Подскажи, ну как мне быть?

Предлагали закурить.

Я попробовал отрава,

эти сигареты, Ява.

Как же можно их курить,

Так здоровью то вредить.

Ведущий: Подумал папа и в ответ

сыну дал такой совет.

Папа: Кто сигареты поджигает –

Жизнь на годы сокращает.

Окружающим, себе,

Может быть тебе и мне.

Ведущий : Дни летят, идут года

Сын растет как никогда.

Десять классов за спиной,

Стал сынок совсем большой.

Деньги просит без конца

У поседевшего отца.

Для чего не говорит

Принимает умный вид.

В подворотне с пацанами

Пиво пьет и ест салями.

Но отец про все узнал

Сына на ковер позвал.

Папа Ты ответь мне, сын родной,

Если пьешь то ты крутой?

Ведь спиртное это яд!

Пусть дружки-то говорят,

Что попробуешь разок

И узнаешь жизнь, браток!

Это все вранье – не верь

Мигом втянешься поверь

Алкоголь туманит разум

Лучше брось ты это сразу

На рюкзак ты мой возьми

И в поход скорей иди

Посмотри ты на природу

Ведь в любую непогоду

Все прекрасно сынка в ней

для людей и для зверей

Набери себе здоровья

И для будущих детей

Сын Ты прав, как всегда. Не нужны кошмары эти –

Ни мне, ни родным, ни нашей планете

Давайте покончим с бедой навсегда

Ведь мир – это наша большая семья


ПЕСНЯ «Если хочешь быть здоров, закаляйся»

(Андрей, Надя, Радион)

УЧИТЕЛЬ.

Да, здоровье необходимо для того, чтобы организм нормально функционировал, чтобы люди могли работать, ходить, радоваться жизни…. Вспомните, как ведут себя родственники тех, кто болен. (Все начинают вспоминать вслух то, что просит ведущий). А теперь вспомните, как ведут себя родные, когда в их семье все здоровые (участники вспоминают). Теперь скажите: вам больше нравятся здоровые люди или больные?

Сейчас мы с вами представим, что окунулись в жизнь всего организма, и начнем «улавливать» ценность самых важных его органов.

Печень. Она переваривает пищу, которая поступает в организм. Еще она задерживает различные токсины и яды.

Сердце. Разносит кровь по всему телу. Оно является «часами» нашей жизни. Без сердца можно жить только в метафорах или в сказках.

Мозг. Он контролирует все действия человека, все его мысли. Каждая часть тела контролируема им.

Кишечник. Благодаря этому органу все полезные вещества пищи проносятся в кровь и распределяются по всему организму.

Почки. Занимаются тем, что выводят различные шлаки. Еще образуют мочу из отходов, которые находятся в крови.


Теперь , посмотрим, что происходит с органами, когда они сталкиваются с вредными веществами.

Сценка «На приеме у врача»


Врачебный кабинет. Доктор сидит за столом. Раздается стук в дверь, после которого появляется больной.

Врач: Какие есть жалобы?

Больной: С лёгкими что-то (голос – хриплый).

Врач: С лёгкими? Вы, я слышу по запаху, курильщик. Предлагаю проверить ваше сердце и ваши легкие.


На сцену, тяжело дыша и громко кашляя, выходят легкие и сердце. Они опираются друг на друга, вызывая сострадание.


Лёгкие: Мимо меня пробегал рак легких. Он выискивал себе новую жертву. Долго ли нам удастся убегать от лап этого чудовища – неизвестно. Хозяин наш становится все слабее с каждым днем. Он много курит! Если бы он понял, как страшно умирать от этой жуткой «болячки» – бросил бы сигареты, больше никогда не прикасаясь к ним.

Сердце: Я очень обижен на хозяина. Я работаю круглосуточно, чтобы он пил, ел, гулял, жил. В благодарность – порция табачного дыма каждый день. А мне так нужна его забота….

Доктор: В курсе ли вы, больной, что в дыме табака находятся тридцать компонентов, которые относятся к ядовитым? Не хотите ли бросить эту свою привычку?

Больной: Я пробовал, доктор.


На сцене появляется Мозг. Он весь трясется, и идет, опираясь на палочку.


Больной. Это кто?

Мозг: Я – мозг. Мне хорошо известно, как можно отравиться никотином. Мой хозяин – бедняга. Он так слаб духом. И лет одиннадцать уже является рабом.

Больной: Чьим это рабом?

Доктор: Сигаретным рабом! Исследователи утверждают, что никотин вызывает невероятное привыкание. Последствия – множество неприятных болезней.

Больной: У меня уже живот от страха заболел очень!

Доктор: Это болит желудок.


На сцену выходит Желудок. Выходит он под звучание музыки, на четвереньках. А на Желудке сидит Язва. Такая довольная, веселая, улыбчивая. Она крутит кнутом, ударяя им Желудок. Бедняга делает попытки отбиться от нее.

Желудок: Убивают! Спасите! Мой Лёша закурил. Этот день помню, будто он был вчера. Вся Еда, которая в меня поступала, только то и делала, что бросалась жалобами. Компот злился, котлета с ума сходила, салат сказал, что не хочет быть съеденным этим человеком…. Досталось мне нешуточно. Не любит меня совсем хозяин. Обидно!

Доктор: Никотин развивает язву.

Желудок: Вот я ее и подцепил. Она меня уже совсем загрызла. Не знаю, что и делать с ней.

Доктор: Сделать что-то нужно, чтобы Язва отступила! (Доктор совершил попытку спихнуть ее с Желудка, но ничего у него не вышло).

Желудок: Вы не сможете помочь. Хозяин бросит курение – отступит Язва.

Больной: Да, я так вляпался…. Если не буду ничего делать – все хуже и хуже будет. Нужно заключить договор с Силой Воли. Она меня спасала уже много раз. Спасет и в этот, надеюсь.

Доктор: Пока – опоздали. Придется положить вас в больницу. Дальше тянуть нельзя. (Выходят санитары и забирают больного).


Песня «Надо спортом жить»

(5 класс)


Учитель: Итак ребята, я думаю что каждый уже определил для себя от чего нужно отказаться для того чтобы жить долго и счастливо.

Так, что же является компонентами здорового образа жизни.


Рациональное питание.

  Выступление учащегося. Известный русский публицист и литературный критик Д.И. Писарев уверял: «Измените пищу человека, и весь человек мало-помалу изменится». Здоровье человека во многом определяется количеством и качеством пищи, режимом питания. Современный рацион питания большинства людей отличается большим потреблением продуктов, содержащих много углеводов. Результат – переедание и ожирение.

  «Умеренность – союзник природы», – говорил древнегреческий врач, отец медицины Гиппократ. Да, питание должно быть умеренным, но разнообразным и полноценным.

Пища должна содержать витамины! Свежие овощи и фрукты, мед, курага, орехи, изюм, гречка, овсянка, пшено – вот продукты,  повышающие жизнедеятельность организма. Необходимо включать их в свой рацион. А хлеб из муки мелкого помола, макароны, сосиски, колбасы, жареный картофель лишены большей части биологически активных веществ. Такой рацион понижает жизнедеятельность организма. Также важно помнить, что продукты, которые содержат различные консерванты, подсластители и красители, не полезны и даже опасны для здоровья..


Двигательная активность, занятия физкультурой и спортом, положительные эмоции и закаливание.

Выступление учащегося.  Необходимо добавить, что к компонентам здорового образа жизни относится еще и двигательная активность (не менее 30 минут в день). Она улучшает работу всех жизненно важных органов. Без физической нагрузки не может быть здоровья. «Если не бегать, пока здоров, придется побегать, когда заболеешь», – так считал римский поэт Гораций.

  Самые полезные и доступные виды спорта: плавание, езда на велосипеде, гимнастика, походы.

Положительные эмоции тоже необходимы для здорового образа жизни: радость, счастье, удовлетворенность жизнью, доброта. Отрицательные эмоции, которые разрушают здоровье: злость, страх, обида, тревога, тоска, мнительность, жадность. Старайтесь избегать таких эмоций и оберегать от них окружающих вас людей.

1 ведущий: А сейчас я хочу предложить поиграть вам в игру. Мне понадобится 7 участников. Вы должны выбрать лепесток от цветика –семицветика. На этих лепестках задания. Вы должны показать пантомиму.

hello_html_71a4a84f.png


(Правильно ответившие получают приз).


1 ведущий: Будем ли мы и наша страна здоровой, зависит от нас. От каждого из нас. Ну и закончим наше мероприятие на позитивной ноте.


Песня «Жизнь на позитиве»

(Аня)






Внеклассное мероприятие по биологии "Мы за здоровый образ жизни" (5 - 9 кл.)
  • Биология
Описание:

    Разработка внеклассного мероприятия по биологии, направленная на формирование у обучающихся жизненных ценностей и приоритетов. Данное мероприятие позволяет раскрыть все негативные стороны вредных привычек : наркомания, токсикомания, игромания, алкоголь и курение. Материал преподносится в игровой, инсценированной, лекционной формах, что позволяет активно проявить себя  не только старшеклассникам, но и обучающимся начальной школы в конкурсе пантомим.

   Это мероприятие позволило проявить детям не только знания, но и актерское мастерство, вокальные данные и смекалку. Присутствующие коллеги  высоко оценили уровень подготовки и мастерства. Не весь материал разработан мной лично. За основу я брала информацию из сети, за что благодарна другим моим коллегам.

Автор Венкова Валентина Николаевна
Дата добавления 01.01.2015
Раздел Биология
Подраздел
Просмотров 1046
Номер материала 19668
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓