Урок – игра по биологии
«Всю
жизнь цветы не оставляют нас»
«Чтобы
жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок»
Г.Х. Андерсен
Цель урока:
выработать у учеников умение обобщить познания о многообразии царства цветов,
расширить кругозор учеников, сформировать способности к общей умственной
деятельности, воспитывать любовь к живой природе, желание ухаживать за ней и
беречь её
Ход урока.
1. Организационный
момент.
Учитель: “Чтобы жить, нужно солнце, свобода и
маленький цветок”, - говорил великий сказочник Ганс Христиан Андерсен. И
действительно, цветы сопровождают нас всю жизнь: встречают при рождении,
утешают в старости, радуют на свадьбе, именинах и празднествах, приходят в
памятные даты. И дома и на работе, весной и в лютый холод, жарким летом и
осенью – цветы необходимы, без их красоты беднее становится жизнь.
Вот и мы с вами сегодня поговорим о цветах,
проверим ваше знание цветочных культур.
Итак, начинаем наше
мероприятие. Наша игра состоит из семи туров. Для начала, пусть каждая команда
представит себя. (Приветствие команд)
Первый тур – «Легенда».
Командам зачитывается легенда, по которой они должны угадать, о
каком цветке идет речь. За правильный ответ – 5 баллов. За подсказку минус 1
балл.
1) Легенда
гласит, что после похищения Персефоны Аидом, ее мать, богиня плодородия
Деметра, в поисках дочери странствовала по земле. Безмерно страдая, и не находя
себе покоя, она была не в силах остановиться и отдохнуть. Боги, сочувствую
несчастной матери, сделали так, что при каждом её шаге вырастал цветок красного
цвета. Богиня набрав целый букет, наконец, успокаивалась и засыпала.
Подсказки:
1. Цветки
крупные, одиночные. Красные, белые или фиолетовые
2. Человек
начал его развить ради съедобных семян
3. Млечный
сок этого растения действует как снотворное
4. У
основания лепестков есть темноокрашенное пятно
5. К
сожалению, с давних пор, его используют не только как лекарство, но и как
наркотик.
ОТВЕТ:
мак
2) Согласно
легенде, Кентавр нашел, что сок этого растения обладает драгоценными свойствами
заживлять раны. Он исцелил им свою рану, нечаянно нанесенную отравленной
стрелой Геракла. Именно с этих пор, растение имеет название «центаура», т.е.
цветок Кентавра. Кентавр впоследствии пожертвовал собой, отказался от
бессмертия и ушел вместо Прометея в царство мертвых. И лишь – синие цветки
каждое лето напоминают о нем.
Подсказки:
1. Это
растение по-своему украшает хлебные поля. Оно цветет одновременно с рожью и
считается злостным сорняком.
2. Это
растение из семейства сложноцветных.
3. Краевые
цветки воронковидные, ярко-синие.
4. Из
цветов получают голубую и синюю краску
5. Название
сходно с именем человека.
ОТВЕТ:
василёк
Второй
тур - «Кто быстрее»
Учитель:
На столах разбросаны буквы. Кто первым соберет из них названия цветов, тот
получает 6 баллов.
1. Нарцисс
2. Георгин
Третий
тур - «Литературный»
За правильный ответ – 1 балл
1. Какой
персонаж очень хотел создать каменный цветок? ( Данила- мастер, П. Бажов).
2. В
каком литературном произведении герои летели на воздушном шаре в цветочный
город? ( Н. Носов Незнайка и его друзья).
3. «
… и вдруг видит он, на пригорочке зеленом цветет цветок, цвету алого, красоты
невиданной и неслыханной, что ни в сказке сказать, ни пером описать…» Что за
цветок? Кто автор произведения? (А. Аксаков. Аленький цветочек).
4. От
какого растения приходил в ужас тигр Шерхан? (Огненный цветок. Р Киплинг
Маугли).
5. Какой
писатель заставил цвести подснежники в феврале? ( С. Маршак Двенадцать
месяцев).
6. «…посадила
женщина ячменное зернышко в цветочный горшок, и тут же из него вырос большой
чудесный цветок..». Кто является автором и как называется это произведение.
Какой это был цветок? (Г.Х. Андерсен. Дюймовочка, тюльпан).
7. Какие
цветы являлись символом массового кровопролития в средневековой Англии? (Война
Алой и Белой роз).
8. В
гербе какой страны можно увидеть цветок – хризантему? ( Япония).
Четвертый тур - «Цветочный кроссворд»
Учитель: Выпишите названия растений из семейства розоцветные. Конкурс
оценивается в 4 балла.
(малина, земляника, вишня, шиповник)
Пятый тур – «Загадки»
Учитель: Мы
начинаем пятый тур нашей викторины. Я вам буду по очереди загадывать загадки.
За каждый правильный ответ команда получает один балл.
Загадки:
1. Синенький
звонок висит, никогда он не звенит. (Колокольчик)
2. Есть один
такой цветок, не вплетешь его в венок.
На него подул
слегка, был цветок – и нет цветка. (Одуванчик)
3. Стоят в
поле сестрички, желтый глазок, белые реснички. (Ромашка)
4. Кувшинчики
и блюдца не тонут и не бьются. (Лилия)
5. Из – под
снега
расцветает,
Раньше всех весну
встречает. (Подснежник)
6. Стоит
он задумчивый
В желтом венце
Темнеют веснушки На
круглом лице. (Подсолнечник)
7. Голова
на ножке,
В голове горошки. (Мак)
8. Там на
грядке яркий шарик днем зажегся, как фонарик. (Тюльпан)
Шестой
тур – «Конкурс капитанов»
Учитель:
Участвуют по одному человеку от каждой команды. За 5 минут они должны
написать, а затем назвать все части цветка, обозначенные на рисунке цифрами. За
этот конкурс можно получить 9 баллов.
Седьмой
тур – «Творческий»
Учитель:
Итак, мы дошли до последнего этапа. Заключительный тур
– Творческий. Каждая команда должна спеть, станцевать или прочитать стих про
цветы.
Учитель:
Народная мудрость гласит: «Кто выращивает цветы, тот приносит радость себе и
людям». Живя на земле, мы постоянно должны помнить об охране природы, о
приумножении естественных богатств. Жюри
оценивают конкурс, выставляют оценки и подводят окончательные итоги.
Объявляется и награждается победитель.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.