ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО БИОЛОГИИ ДЛЯ
6-7 КЛАССОВ
«ЧУДЕСА РЯДОМ С НАМИ»
Подготовила:
Кулёва Надежда Борисовна
КГУ
«Новопокровская средняя школа»
Цель:
формирование целостного восприятия природы, осознание необходимости
чуткого, бережного отношения к природе.
Задачи:
пробудить у учащихся интерес и любовь к окружающей природе, научить
общению с ней; развивать системное мышление, наблюдательность;
способствовать углублению знаний учащихся по биологии и экологии,
воспитывать гуманное отношение к природе, чувство ответственного
отношения ко всему живому.
Ход игры:
Ведущий: Добрый
день, ребята! Сегодня наше мероприятие проводиться для тех, кто хочет больше
узнать о том, что окружает нас. Ведь удивительное рядом, надо только посмотреть
вокруг!
Все, все на
свете, на свете нужны!
И мошки не
меньше нужны, чем слоны.
Нельзя обойтись
без чудищ нелепых
И даже без
хищников, злых и свирепых.
Нужны все на
свете, нужны все подряд:
Кто делаем мед
и кто делает яд.
Давайте
окунемся в мир удивительных, замечательных, многообразных животных и растений. Вы
все сможете поучаствовать в наших конкурсах и показать свои знания и помогать
нам в этом сегодня будут две прекрасные богини Флора и Фауна, хозяйки царств
Растения и Животные.
Давайте послушаем
о них небольшую сказку.
Сказка. Давным –давно жили – были две прекрасные девушки Флора и Фауна.
Они были родными сёстрами, но не любили друг друга. Каждая из них считала себя
самой красивой. И никто не хотел уступать.
Однажды, мимо пролетал Ветер и невольно услышал их спор.
- Я самая красивая и нужная на земле! - сказала Флора.
- Нет, я самая красивая и необходимая на планете! - воскликнула Фауна.
Я украшаю мир сказочной красоты цветами, травами, деревьями, и от этого Земля
становится необыкновенной! - произнесла Флора.
- Ты права, - ответила Фауна, - но что бы делали твои цветочки, травы и деревья
без моих
бабочек, пчёл, птиц и зверей? Кто бы их опылял, спасал от вредителей?!
- А чем бы питались твои животные и насекомые, если бы не я?!
Но, Флора не
успела на это ничего ответить, так как тут подлетел Ветер и сказал:
-Милые красавицы! Я случайно подслушал ваш разговор и хочу признаться,
что вы обе правы! Не будь на земле цветов, полей, лугов и лесов, всё погрязло
бы
в кромешной серости, и кругом бы царила Тоска! Но не было бы жизни в таком
мире…
Только порхание бабочек и мотыльков, пение птиц, голоса зверей наполняют этот
мир
жизнью! Но и это ещё не настоящая жизнь! Не может жизнь продолжаться без
Солнца, Ветра, Дождя и многого другого! Мы все нужны нашей планете!
Так что, не надо ссориться!
С тех пор Флора и Фауна всегда вместе, помогают друг другу делать нашу планету
самой прекрасной.
А сегодня они
помогут провести наши конкурсы.
И наш 1й
конкурс - «Разминка».
Поднимаем руки и отвечаем
на вопросы, а самые активные будут участвовать в нашем следующем конкурсе.
1. Что кормит
волка? (ноги)
2. Какое животное может дышать тремя способами: легкими, кожей, ртом? (лягушка)
3. Название какой птицы в древнерусском счете соответствовало 10 млн.? (ворон)
4. Какой зверь является самым крупным хищником на суше? (белый медведь)
5. Может ли белый медведь съесть пингвина? (нет, в природе они не встречаются)
6. Чем нельзя кормить соловья? (баснями)
7. Каких животных используют для лечения высокого кровяного давления, глазных
болезней, закупорки вен? (пиявки)
8. В какой среде обитания живут самые быстрые животные? Назовите их.
(Наземно-воздушная: стриж, сокол, гепард)
9. Эта птица - настоящий акробат, только она может бегать по стволу дерева
вверх и вниз. Кто это? (поползень)
10. А у этой птицы все не как у других - и клюв крест накрест, и птенцов может
выводить даже зимой? (клест. Потому что может и зимой прокормить птенцов
семенами сосны, ели)
11. Кого из насекомых можно назвать "тяжеловесом" (муравья)
12. Есть такое выражение - "муравьиные коровы". Кто это и почему так
называют? (тли. Муравьи кормятся сладкими выделениями тлей и "пасут"
этих насекомых, охраняя их от врагов.)
13. Ваш возраст всегда можно узнать по свидетельству о рождении или паспорту. А
что служит "паспортом" рыбе? (чешуя. Подсчитав число колец на ней,
можно определить возраст рыбы.)
14. Кто "видит" ушами? (Летучая мышь)
Конкурс 2. «Самые внимательные».
Из зала приглашаются два участника.
Фауна:
Очень важное качество при изучении природы - наблюдательность. Сейчас нам с
вами предстоит выяснить, кто самый внимательный и наблюдательный. В течение
нескольких секунд на экране будут демонстрироваться различные животные. Ваша
задача - успеть узнать, запомнить, а затем назвать как больше из них, а также
подметить общую, характерную для всех черту.
На экране демонстрируется 8 слайдов с изображением различных животных,
каждый слайд продолжительностью 3-5 секунд. (Слайды: дельфин, пингвин,
кайот, лягушка, цапля, крокодилл, белый медведь, жук-плавунец. Характерная
черта - хищничество)
Конкурс 3 “В мире
животных ”.
Из зала приглашаются 3 участника.
Каждый участник за одну минуту должна придумать как можно больше названий
животных на букву “К”. Ребята по очереди называют животных. Если слова
закончились, учащийся выбывает. Побеждает тот, у кого окажется больше всего
слов.
А пока они готовятся, мы с вами
узнаем немного интересного о животных.
Когда работники
Британского музея увидели первого утконоса, они не поверили, что это настоящее
животное, и попытались оторвать ему клюв.
У страуса
маленький мозг (в соотношении с размером тела), что делает его одной
из самых глупых птиц.
Темная крачка может оставаться в воздухе 10 лет. Она ест, пьет и спит во время
полета, а приземляется только, чтобы вывести и вырастить потомство.
Альбатрос может 6 дней парить без единого взмаха крыльев, выбирая
необходимые потоки воздуха.
Толщина кожи гиппопотама
составляет 3,5 сантиметра - она практически пуленепробиваема!
Древние исследователи думали, что жираф был гибридом верблюда и
леопарда, поэтому называли его «верблюдо-леопардом»!
Гриф бросает камни в страусиные яйца, разбивает их, а потом съедает.
Камбала рождается похожей на обычных рыб с глазами по обеим сторонам тела.
Как только она вырастает, один глаз смещается ко второму, таким
образом оба глаза оказываются на одной стороне! Рыба становится более
широкой и плоской. Она опускается на дно моря, где и проводит оставшуюся
жизнь.
Тунец никогда не останавливается. Эта рыба плавает в течение всей своей жизни -
а это свыше 15 лет, - проходя расстояние примерно в 1,6 миллиона
километров.
Чего только не находили внутри желудков акул - лошадиную голову, дикобраза,
части от велосипедов и машин, малярные кисти, овцу, клетку для кур и даже
останки французского солдата в мундире!
Если ворона видит
свое отражение в окне, она нападает на него (даже если ей больно биться о
стекло), потому что думает, что это ее соперник. Птичий мозг...
Конкурс 4.
Ловкий охотник.
Ведущий: Каждому охотнику необходимы знания повадок, сила, ловкость,
бесстрашие. Для ловли животных человек использовал различные приспособления. Мы
же тоже не обойдемся без снасти. Расскажите, кого и как можно поймать при
помощи садовой лейки.
На обсуждение вопроса - 1 мин., затем принимаются ответы.
(Этим
животным является дождевой червь. Если хорошо полить землю в саду, черви
вылезут на поверхность, так как они дышат атмосферным воздухом.)
Если правильного ответа не будет, предлагают самому смелому достать не глядя из
коробки это животное.
А теперь дадим
слово Флоре, и поговорим о растениях.
Физминутка"Деревья,
кустарники, травы".
Флора:
Ребята, наверное
вы уже устали сидеть на месте, поэтому немного разомнемся.
Я буду
называть названия разных растений. Когда буду называть дерево, вы вытягиваете
руки вверх, чтобы показать, какие деревья высокие, кустарник – руки разводите
в стороны (кусты широкие), травы – топаем ногами (травы низкие). Если речь идёт
не о растениях, тогда вы не должны выполнять никаких действий.
(Колокольчик,
облепиха, осина, тополь, малина, тимофеевка, кедр, астра, подосиновик, липа,
дуб, огурец, смородина, подснежник, комар, берёза).
Конкурс 5.
«Отгадай загадку»
Флора: Что то не
вериться мне, что вы хорошо знаете растения. Попробуйте угадать мои загадки.
Хотя я сахарной
зовусь,
Но от дождя я не размокла,
Крупна, кругла, сладка на вкус,
Узнали вы, кто я?…
(Свекла)
На сучках висят
шары,
Посинели от жары.
(Слива)
Я длинный и
зеленый, вкусен я соленый,
Вкусен и сырой. Кто же я такой?
(Огурец)
В садочке есть
плод,
Он сладок, как мёд,
Румян, как калач,
Но не круглый, как мяч, -
Он под самой ножкой
Вытянут немножко.
(Груша)
Прежде чем его мы
съели,
Все наплакаться успели.
(Лук)
Круглое, румяное,
Я расту на ветке.
Любят меня взрослые,
И маленькие детки.
(Яблоко)
Как на нашей
грядке
Выросли загадки
Сочные да крупные,
Вот такие круглые.
Летом зеленеют,
К осени краснеют.
(Помидоры)
Хоть чернил он не видал,
Фиолетовым вдруг стал,
И лоснится от похвал
Очень важный…
(Баклажан)
Он бывает, дети, разный –
Желтый, травяной и красный.
То он жгучий, то он сладкий,
Надо знать его повадки.
А на кухне – глава специй!
Угадали? Это…
(Перец)
Кругла да гладка,
Откусишь-сладка.
Засела крепко
На грядке…
(Репка)
Молодцы, зря я в
вас сомневалась. А теперь попробуйте-ка отгадать комнатные растения. Конкурс
6
«Собери комнатное растение».
С
древнейших времен люди цветами украшали свое жилище, одежду, дарили их в качестве
подарков. История их возникновения уходит далеко в прошлое и начинается, как
свидетельствуют археологические раскопки, 3000 лет назад в Древнем Египте.
Ребята, перед вами фрагменты комнатного растения. Вы должны собрать и сказать
его название.
герань
кактус
фиалка
фикус
бегония
Конкурс 7.
«Угадайка».
Сейчас мы
приглашаем самых артистичных ребят. Вы получаете задание изобразить какое то
животное в определенной, возможно шуточной ситуации. А работа зрителей будет
состоять в том, что бы отгадать это животное и что с ним случилось.
Задания: 1.
«Проспавший петух».
2. «Танцующий медведь».
3. «Слон, увидевший мышь».
А пока ребята готовятся, мы поиграем.
Соображай-ка.
- Когда
температура воробья ниже: летом или зимой? Одинаковая
- Какие
ноги у жирафа длиннее: передние или задние? Одинаковые
- Растет
ли дерево зимой? Нет
- Белая
собака бежит за серым зайцем, кто больше вспотеет? Никто, у них
нет потовых желез
- Что
ест зимой жаба? Ничего, она зимой спит.
- Каких
зверей называют шатунами? Медведей, выгнанных из берлоги и не
спящих зимой.
- Сколько
ног у паука? Восемь
- Что
у цапли сзади, а у зайца спереди? БукваЦ.
Конкурс 8. «Игра в прятки».
Знаете ли вы,
что звери, птицы, рыбки и даже насекомые пишут стихи? Только
подписей под стихотворениями вы не найдете. Эти поэты скромные. Они
прячут свое имя внутри строчек, между слов. Помогите узнать, кто
написал каждое из этих строк.
- Была
гроза. Я целый час не открывал от страха глаз.
- Притих
камыш, мелькнула птица, все спит, никто не шевелится.
- Знакома
рыбам тень моя, над гладью рек танцую я.
- Высоко
летает стриж, но со мною не сравнишь.
- Я
захожу во все заливы, ищу какой-нибудь наживы.
- Внутри
снопа, укрыт от глаз, спокойно спал я целый час.
- Меня
пронырой совы дразнят, нырять и плавать плохо разве?
- Арбуз
по Волге вниз уплыл, я полчаса за ним следил.
- Следы
костра у самой пальмы, кора в ожогах… Факт печальный.
- Вдали
зарница - пляска света: гроза шумит, наверно где-то.
На этом наша игра
подошла к концу. Мы рады, что вы все оказались истинными знатоками и любителями
природы. До новых встреч!
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.