Главная / Биология / Внеклассное мероприятие на тему

Внеклассное мероприятие на тему

МКОУ Алешковская сош.










Внеклассное мероприятие


«Первые вестники весны – Первоцветы»






Учитель

биологии Данцева Н.И.







2014г.




Внеклассное мероприятие

«Первые вестники весны – первоцветы» (слайд № 1)



Методические рекомендации: мероприятие проводится для учащихся 1 – 6 классов. Перед началом мероприятия кабинет оформляется красочными тематическими стенгазетами.


Образовательные задачи:

1.закрепление в процессе практической деятельности теоретических знаний, полученных на уроках окружающего мира;

2. вовлечение в словарный запас биологических слов и выражений;

3.развитие коммуникативных навыков;

4.осуществление межпредметных связей.


Развивающие задачи:

1.развитие памяти, внимания;

2. развитие образного мышления;

3.развитие творческого воображения;

4.развитие восприятия;

5. повышение самооценки, снижение тревожности.


Воспитательные задачи:

1.воспитание любви и уважения к изучаемым предметам;

2. развитие творческих способностей учащихся;

3.самореализация личности подростка в коллективе через внеклассную деятельность.

Цель:

1.развивать творческие способности учащихся,

2.приобщать к красоте,

3.развивать знания о цветах, их происхождении;

4.внимательно и бережно относиться к природе, вызвать интерес к миру растений;

5.развивать эстетическое восприятие природы.


Используемые методы:

- словесный

- наглядный

- практический


Используемые технологии:

- технология сотрудничества

- технология развивающего обучения

- игровая технология


Педагогические возможности.



Закрепление полученных знаний о первоцветах, привитие чувства ответственности, бережного отношения к раннецветущим растениям, сплочение детского коллектива.

Оборудование: компьютер, экран, мультимедийный проектор.



Рекомендации на подготовительный период

В период подготовки к мероприятию изучается тематическая литература, разрабатываются основные методы и этапы проведения, готовится наглядный материал, костюмы для сценки. Практическая работа проводится группами, что позволяет ребенку, независимо от его способностей, считать себя автором созданного.

Для помощи педагогу в проведении данного мероприятия можно привлечь учащихся старшего школьного возраста.

С целью пропаганды охраны первоцветов на мероприятие приглашаются учащиеся старших классов, которые рассказывают младшим школьникам о необходимости сохранения первых весенних цветов.

















Ход мероприятия

Ведущий: Добрый день! Сегодня у нас необычный праздник. В нем участвуют учащиеся 1 – 5 классов. Но для того, чтобы начать наш праздник нам нужно отгадать его название.

Вот перед вами ребус. Разгадайте его и вы узнаете название нашего праздника.


(слайд № 2)


hello_html_5fe869c5.png











Ответ: Первоцветы.


Ведущий: Еще не успел стаять снег, а уже поднимают свои яркие цветки к весеннему солнышку первоцветы. Хоть и ждешь с нетерпением их цветения - все равно каждый год испытываешь удивление и восхищение от этой красоты. После длительного зимнего периода созерцание цветущих первоцветов в природе вызывает положительные эмоции у человека. Наш праздник будет посвящен ПЕРВОЦВЕТАМ.


(слайд № 3) «Первые вестники весны – первоцветы»


Ведущий: ( Слайд № 4). Первоцветы - это первые цветы, которые появляются после холодной зимы, когда еще не везде растаял снег. Первоцветы вырастают быстро, цветы превращаются в плоды с семенами, а корни и луковицы растут и накапливают силу на будущую весну. Они первыми появляются из-под снега, поэтому их ещё называют

ПОДСНЕЖНИКАМИ.

В летний период  первоцветы увядают, спят и готовятся к новой весне.

На Руси считали, что первоцветы вырастают там, где ударит первая молния. В скандинавских преданиях первоцвет – это не что иное, как ключик богини весны Фреи, которым она отпирает двери теплу после долгой зимы.



Ученик 1. (Слайд № 5) Хохлатка плотная



Хохлатка плотная (Corydalis bulbosa) относится к эфемероидам. Она цветет в апреле – начале мая в лесах и кустарниках.

Хохлатка – очень изящное и хрупкое растение. Ее сиреневые и изредка белые цветки собраны в цилиндрические плотные кисти. Вскоре после цветения образуются плоды, из которых высыпаются черные семена. Хохлатка расселяется только с помощью семян. После того как семена прорастут, хохлатка зацветает только на 4-5 год.

Под землей находятся клубеньки хохлатки, в которых хранится запас питательных веществ, который позволяет растению быстро развиться весной до распускания листьев на деревьях и кустарниках. Клубеньки эти желтоватого цвета, размером с лесной орех. При сборе хохлатки на букеты, эти клубеньки легко вырываются из земли, что влечет за собой гибель не только цветоноса, но и всего растения.


Ведущий: О следующем цветке я расскажу легенду.


По народному преданию, этот цветок возник из кусочков неба, упавших на Землю. Его латинское название «суилла», что в переводе означает «морской луг», наверное, потому что его цвет напоминает синеву моря. У многих народов существует поверье, что этот цветок исцелят больных. Он считается символом веселого настроения. В наших краях он появляется одним из первых. Стебелек его тонок и хрупок, а сам цветок вызывает нежные и трогательные чувства. (Пролеска).




Ученик 2. (Слайд № 6). Пролеска сибирская


Пролеска сибирская (Scilla siberica) – травянистое многолетнее луковичное растение. Прорастает пролеска после таяния снега, а увядает, к маю.

При первой встрече пролеска ошеломляет. Трудно передать словами и фотографиями тот насыщенный и яркий синий цвет, которым залита земля в лесу. Это цветет пролеска, или как ее называют в просторечии подснежник. Нежные цветы и плотные зеленые листья украшают пустые пока дубравы. Пролеска, наряду с гусиным луком и мать-и-мачехой – первый весенний цветок. Тем, кто любит туризм и природу, вид этих ранних цветов доставит незабываемое эстетическое наслаждение.

Свое видовое название «пролеска сибирская» растение получило по ошибке. В Сибири данный вид не встречается, а растет в Восточной Европе, в Западной Азии, на Кавказе и даже в Северной Америке. Обитает обычно в широколиственных лесах, и в зарослях кустарников.


Ученик 3. ( Слайд №7) Ветреница лютиковая



Ветреница лютиковая, или лютичная (Anemone ranunculoides)– растение семейства Лютиковые. Это один из самых распространенных лесных первоцветов. Лесные поляны и опушки бывают буквально залиты нежно-желтым цветом густых зарослей ветреницы.


Ветреница лютиковая широко распространена в Центральной и Восточной Европе, в Южной Сибири, в Предкавказье, на Дальнем Востоке, в Средиземноморье и Малой Азии. Ветреница предпочитает широколиственные и елово-широколиственные леса.


Высота растения – до 30 см, под землей находится ползучее, длинное корневище. Золотисто-желтые цветки около 3 см в поперечнике, имеют по 5 лепестков. Цветет ветреница в апреле-мае. После цветения образуются плоды зеленые многоорешки.


Как и многие другие весенние цветы, ветреница – эфемероидподземное корневище, накопившее питательные вещества, для побегов следующей весны.

Ученик 4. (Слайд № 8) Гусиный лук



Гусиный лук, или как его еще называют птичий лук (Gagea)– растение семейства Лилейные, распространенное в Евразии и Северной Африке. Гусиный лук – эфемероид, цветущий одним из первых. Когда леса еще голы, а в лугах и степях преобладает серый цвет от прошлогодней травы, гусиный лук уже радует взгляд своими изящными желтыми цветочками. Это первый источник нектара для истощенных за зиму пчел, шмелей и бабочек.

Гусиный лук размножается с помощью семян, а также с помощью дочерних луковичек, интенсивно образующихся у основания материнской луковицы и в пазухах листьев. Гусиный лук издавна применяли в качестве лекарственного растения, а также в качестве источника первых весенних витаминов.

Ученик 5. (Слайд № 9) Мать - и - мачеха


Мать – и – мачеха наш самый первый

весенний цветок. Мать - и – мачеха во время цветения немного

напоминает одуванчик. По цветкам мать – и – мачехи можно определить

время. Вечером кажется, будто цветок завял. Закроется корзинка цветка, поникнет головка.

На самом деле мать –и – мачеха всего лишь заснула.

А утром, проснувшись, выпрямит стебелёк и засияет жёлтыми цветами.

И так почти в одно и то же время каждый день, пока цветёт.

И ещё одна интересная особенность есть у мать –и – мачехи: она не переносит присутствия

соседей – других растений. Обратите внимание, где она пышно разрастается – только на голых

участках земли, лишённых растительного покрова.


Учитель: Загадки.


1.Из - под снега расцветает,

Раньше всех весну встречает.

(Подснежник)



2.Цветок с лиловыми кудрями,

Ты чем так сильно озадачен?

О чем и днями, и ночами

Дождь над тобою горько плачет?

(Гиацинт)


3. И матушке родная,

И мачехе злая

Бок о бок живут –

Через стеночку.

(Мать-и-мачеха)


4 Какое растение называют «цветок-букетик»?

(Медуница)


5. Белые горошки на зеленой ножке.

(Ландыш)


6. Первым вылез из землицы

На проталинке.

Он мороза не боится

Хоть и маленький.

(Пролески)


Легенды о цветах.


Ученик 6. Легенда о мать- и - мачехе

С появлением на земле этого цветка связана легенда, не обошлось здесь без любви и ревности.

Одна злая женщина задумала погубить дочку своего мужа, потому что

не хотела, чтобы он ходил встречаться с ней и своей бывшей женой.

Заманила она ее к обрыву и столкнула с него. Тем временем мать, обнаружив пропажу девочки, бросилась ее искать, но опоздала, была девочка уже бездыханная. Бросилась она на мачеху и, сцепившись, полетели они на дно оврага. А на следующий день покрыло склоны его растение, листья которого с одной стороны были мягкие, а с другой стороны жесткие, и возвышались над ними маленькие желтые цветки, напоминавшие светлые волосы девочки.


Ученик 7. Легенда о пролеске.


Весь март грело яркое солнышко, растапливая снега, увеличивая день, предлагая Зиме подвинуться, а затем вовсе уйти, уступить место Весне. Потому что всему свое время. Зима сопротивлялась изо всех сил, по ночам главенствуя, днем отступая.

Подходило время и ей приходилось медленно перебираться все дальше на Север.

Уходила зима, пряталась рыхлыми сугробами в канавах и рытвинах, в чаще леса темной и прохладной.

Растеряла она всю свою суровость, обессилела от борьбы с пригревающим солнцем, да наступающей Весной и, не выдержав, расплакалась от бессилия, понимая, что придется ей совсем уйти, отступить иначе погибнет...

Слезы Зимы скатывались с ее щек на лесную землю и на остатки сугробов и превращались в пролески.

Каждый год, когда Зима и Весна делят власть, расцветают синие зимние слезки - первые лесные весенние цветы.



Ученик 8. Гусиный лук.

Когда-то гусиного лука по лугам и лесным полянам было очень много. И старые люди рассказывают, что на эти луга и поляны по весне всегда опускались стаи диких гусей, чтобы передохнуть здесь после трудной дороги и пощипать всходы лука, который они очень любили... Вот откуда и сложилось полное имя этого ранневесеннего цветка - гусиный лук. И верно, стоит появиться первым цветкам гусиного лука, как тут же высоко-высоко в небе появляются стаи перелётных гусей, летящих весной с юга на север, на свою родину.


Учитель: «Лесная аптека»


Речь идет о лекарственном растении – первоцвете? Узнайте, что за растение.

1. Представьте себе, что вы простыли. У вас кашель, вы чихаете, хотя на улице – весна. Между тем в растительном мире есть много средств от простуды. Ранней весной на оттаявших пригорках и южных склонах канав растет нужное вам лекарство. Верхняя часть этого растения ярко-зеленая, глянцевая, на ощупь холодящая, а снизу лист белый, покрытый нежным, мягким «войлоком». Что это за растение? (Мать-и-мачеха)


2. Однажды кожевенник, медик и пчеловод отправились в лес. Медика интересовала кора дерева, из которой приготовляют лекарства, кожевенника – кора, идущая на изготовление дубильных веществ для обработки кожи, пчеловод пришел посмотреть, расцвело ли дерево-медонос. Вроде каждый интересовался своим, а встретились у одного дерева. У какого? (У Ивы. Ива – первый весенний медонос. Из её коры получают лекарство, дубильные вещества, плетут корзины).


3. Это растение обитает на склонах пригорков хорошо обогреваемых солнцем. Это травянистое растение. Ранней весной появляется побег, заканчивающийся одним крупным золотистым цветком. Это растение старинное народное лекарственное средство, корни и траву народные лекари широко применяли при различных сердечных заболеваниях. Данное растение из-за массового сбора во время цветения взято под охрану. О каком растении идет речь.

(Горицвет весенний)


4. Цветет рано, в мае, растет в лесу в тенистых местах. Представляет собой ряд маленьких белых колокольчиков на стебельке. Обладает неповторимым приятным ароматом. Осенью появляются ядовитые оранжевые ягоды. Но его используют как популярное лекарственное средство. Настойку применяют при острой и хронической недостаточности кровообращения, сердечной недостаточности, как успокаивающее средство при неврозах сердца. Что это за растение ?

(Ландыш)


5. Соком этого растения раньше сводили бородавки? (Чистяк)


6. Первоцвет раньше использовали для лечения заболеваний печени? (Печёночница)


Физкультминутка.


Учитель: Если, вы, ребята, услышите название растения-первоцвета, то приседайте, а если называние другого растения, то подпрыгивайте на месте.

Названия растений:

- Ноготки, колокольчик, незабудка, калужница, мак, василек, гвоздика, медуница, ромашка, астра, космея, ветреница, нарцисс, георгин, гладиолус, мать-и-мачеха, роза, примула, тюльпан.


Учитель: Дорогие, ребята сегодня на наше мероприятие пришли ваши старшие товарищи, которые ежегодно проводят большую работу в рамках экологической акции «Первоцвет!». Послушайте внимательно их выступление.


Сценарий выступления.


1-й участник: Пришла весна. И всюду, где пронеслось ее властное дыхание, земля украшается радугой лепестков, нарядным колером первых цветов.

2 -й участник: Мир цветов таинственен и чудесен.

3 -й участник: Сейчас на Земле в опасности 25 тысяч видов растений.

1-й участник: Многие из них занесены в Красную книгу. (показывает Красную книгу. Слайд № 10)


2 -й участник: Красная книга!? А почему она красная?

3 -й участник: Красный цвет предупреждает нас – стой!

Все: Остановись!

1-й участник: Ещё один неосторожный шаг, и может быть поздно.

2-участник: Чтоб сохранить красу родной Земли,

Чтобы сберечь растенья и цветы,

Все исчезающие виды

В книгу Красную сейчас занесены.



3 -й участник: Красная книга – книга тревоги.

Знай, все растения в ней – недотроги.

Рвать не нужно их, друзья!

Охраняйте их всегда.



1 -участник: Но человек должен бережливо и внимательно относиться не только к тем растениям, которые занесены в Красную книгу, но и к тем, которые повсюду окружают нас – и в природе, и в саду, и дома.

2 -й участник: Красота растений не в букетах, а там, где они растут. Останови сверстника!

Если увидишь, что он хочет сорвать растение!

Помните!

3 -й участник: Минута любования красотой срезанного цветка быстро проходит, а растение погибнет навсегда.

1 -й - участник: Не рвите, не уничтожайте их, а лучше любуйтесь ими, научитесь их фотографировать или рисовать.



2 -й участник: Природа просыпается весною. Как приятно после долгой зимы увидеть первый цветок!

3 -й участник: Но нельзя забывать, что первые цветы не только красивы и нежны, они хрупки и беззащитны. Есть люди, которые срывают первоцветы, дарят их друг другу, продают на рынках. Хочется им сказать:

1 -й участник: Не рвите первые весенние цветы. ( Слайд № 11 ).


2 - й участник: Бережно относитесь к живым растениям.

3 --й участник: Не покупайте цветы у людей, которые по - варварски относятся к природе!

1-й участник: Просим вас, ребята:

Берегите природу, берегите первоцветы!


2 – й участник: Оказывается, защищать цветы нам нужно от самих себя. И как же их защищать?

Практическая работа.

Учитель: Для этого существует очень много разных способов, но основной - это больше узнавать о жизни растений, рассказывать другим. Одно из правил охраны первоцветов гласит: «Расскажите друзьям и близким об охране первоцветов». А как же можно это сделать? Самым наглядный способ – это оформить плакаты, листовки в защиту первоцветов и развесить их на подъездах домов, на остановках, в парках, чтобы люди запомнили эти цветы и задумались.


Выполнение практической работы (Работа в группах)


Ребята, внимательно прочитайте инструкцию, которая лежит у вас на столах. Внимательно рассмотрите содержимое выданных вам конвертов. Выберите рисунки первоцветов. Разместите эти рисунки на листе бумаги с надписью «Берегите первоцветы!» и наклейте их. Проявите фантазию, дооформите плакат.


Заключительная часть.

Учитель: Первоцветы выросли и зацвели ранней весной, чтобы доставить людям радость, украсить хмурые и неприветливые леса. Но очень обидно, что люди не ценят этого. Но мы с Вами не должны оставаться равнодушными. Эти плакаты, которые вы сегодня оформили, развести около подъездов, чтобы как можно больше людей не оставались в стороне этой проблемы. Берегите первоцветы!!!


Рефлексивный этап

На доске круг из 4-х цветов: красное, желтое, зеленое, фиолетовое поле. У каждого ребенка по 4 сердечка.

- если вы считаете, что работали активно, то возьмите красное сердечко и прикрепите его на красную часть круга;

- если вы работали хорошо, возьмите желтое сердечко и прикрепите его на желтую часть круга;

- если на уроке вы затруднялись, возьмите зеленое сердечко;

- если вам было не интересно, прикрепите фиолетовое сердечко.

Спасибо всем за работу!



Ведущий: Друзья! Вот и подошёл к концу наш праздник. Надеюсь, вам понравилось, и вы узнали много нового о первоцветах.
















































hello_html_m1fad087d.pnghello_html_m4d466bb7.png

Внеклассное мероприятие на тему
  • Биология
Описание:

Мероприятие  проводится  для учащихся  1 –  6 классов.  Перед началом мероприятия кабинет  оформляется красочными тематическими стенгазетами. Закрепление полученных знаний о первоцветах, привитие чувства ответственности, бережного отношения к раннецветущим растениям, сплочение детского коллектива.

В период подготовки к мероприятию изучается тематическая литература, разрабатываются основные методы и этапы проведения, готовится наглядный материал, костюмы для сценки. Практическая работа проводится  группами, что позволяет ребенку, независимо от его способностей, считать себя автором созданного.

С целью пропаганды охраны  первоцветов на мероприятие  приглашаются учащиеся старших классов,  которые  рассказывают младшим школьникам о необходимости сохранения первых весенних цветов.

 

Автор Данцева Нина Ивановна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Биология
Подраздел
Просмотров 589
Номер материала 52951
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓