Главная / Биология / Внеклассное мероприятие на тему

Внеклассное мероприятие на тему

Тема: «Судьба природы — наша судьба».

Цели:

    • показать учащимся необходимость охраны природы;

    • познакомить с Красной книгой, с экологическими правилами;

    • учить бережно относиться ко всем компонентам природы;

    • развивать наблюдательность, внимание;

    • воспитывать гуманное отношение к природе.


Оборудование: видеоклип песни А.Пахмутовой «Раненая птица», презентация «Красная книга», клип песни В.Шаинского «Не дразните собак».


Ход занятия.

      1. Сообщение темы и целей занятия.

Звучит песня А.Пахмутовой «Раненая птица».

Учитель. Как вы думаете, нужна ли природе помощь человека? В чём? Почему? Как вы понимаете тему «Судьба природы — наша судьба»? Сегодня мы подробно ответим на эти вопросы и ещё раз убедимся в красоте природы.

      1. Экологические проблемы.

Учитель. Певец природы, писатель М.М.Пришвин, не уставал говорить о том, что природа и человек — это одно целое.

Очень важно, чтобы вы, ребята, научились любить и ценить природу. И жизнь станет для вас богаче и интереснее. Вы не будете равнодушными и бессердечными: кто любит природу, тот не испортит дерево, не сорвёт цветок, не погубит птицу.

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

Человек живёт на Земле в постоянном окружении растений и животных. В небе птицы летают стаями, в воде рыбы ходят косяками, в земле муравьи обитают семьями. Люди тоже живут вместе, говорят на одном языке, делают одно общее дело и называются народом. То место, где родился человек, называется Родиной. Мы не мыслим своей жизни без её лесов, полей, рек, озёр.

Михаил Пришвин сказал: «Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю. Мы хозяева нашей природы, а она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе — вода, птице — воздух, зверю — лес, степь, горы. А человеку нужна Родина, и охранять природу — значит охранять Родину».

Книга природы открывается для всех, но по-настоящему доступна лишь тому, кто способен понимать её язык. Поэтому каждый по-своему любит природу и по-своему к ней относится. Один посадит дерево, выходит раненую птицу, не сломает цветущую ветку черёмухи, не разрушит муравейника, птичьего гнезда. А другой вырвет все цветы с василькового поля, не пощадит пчёл, стрекоз, бабочек, забросает склянками, банками и другими отбросами реку, лужок и в своей жизни не вырастит ни одного цветка. Нет! Не назовёшь такого человека частью природы, её детищем.

Установлено, что на Земле погибло уже более половины животных, пропали сотни видов высших растений. И все они стали жертвами деятельности человека. Учёные всего мира бьют тревогу. Ими создан список редких животных и растений, который называется «Красной книгой».

Почему выбран красный цвет? (Красный цвет — это сигнал тревоги.)

Презентация Красная книга.


III. Экологические правила.

Из презентации мы поняли, как люди должны охранять редких животных и растения. А вот как мы с вами можем помочь природе? Ведь вы ещё маленькие! Оказывается и мы можем внести свой вклад в охрану природы!

Давайте составим правила «Помощь природе».

(Учащиеся получают заранее подготовленные памятки-правила «Помощь природе», читают их вслух по очереди.)

Памятка-правила «Помощь природе».

      1. Не разоряй муравейников.

      2. Не спугивай птиц с гнезда, не разоряй гнёзд, не лови птенцов, не нарушай маскировку гнезда; подкармливай птиц зимой, а весной делай скворечники.

      3. Не рви цветов, не ломай ветки деревьев, не делай на коре надрезы: в них могут поселиться споры грибов-трутовиков, разрушающих деревья.

      4. Расчищай лес от сушняка: он убежище для различных вредителей.

      5. Не засоряй мусором водоёмы.

      6. Участвуй в посадке и охране зелёных насаждений.

      7. Не повреди грибницы, собирая грибы. Помни, что грибы нужны не только нам, но и кустарникам, и деревьям, и животным. Не трогай и ядовитые грибы.

      8. Не шуми в лесу. Не пугай животных. Оберегай шмелей, пчёл, бабочек: все они опылители цветов, а их гусеницы поедают сорняки. Подкармливай солью лосей и других животных.

      9. Не разводи костров в лесу. Не оставляй мусор после себя.

IV. Чтение стихов «Берегите Землю!»


Сколько прекрасных стихотворений написано поэтами о природе и её охране!

Услышу ль шум в полдневный час,

Журчанье ль струй средь камушков у брода,

О, люди, мыслю я, у всех у нас

Есть мать одна по имени Природа!

У ней для всех хватает доброты...

И мы живём, запечатлев навеки

В душе её прекрасные черты -

Поля, луга, леса, моря и реки.

Три клада у Природы есть: вода,

Земля и воздух — три её основы.

Какая бы ни грянула беда,

Целы они — всё возродится снова.

«Зелёный друг» - так пишем мы подчас

И говорим про лес. И в час досуга

Мы навестить всегда готовы друга.

    • В лес, в лес! - и он одаривает нас

Всем, чем богат. Там травы до колен,

А там грибы … Не сбейся только с круга.

Но честно ль это: всё забрать у друга

И ничего не дать ему взамен?!

С.Викулов






Ребята, а сейчас вы можете прочесть такие стихи.



Заклинание с полюса.

Берегите Землю! Берегите

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на стебле повилики,

На тропинке солнечные блики,

На камнях играющего краба,

Над пустыней тень от баобаба,

Ястреба, парящего над полем,

Ясный месяц над речным покоем,

Ласточку, мелькающую в жите.

Берегите Землю! Берегите

Чудо песен городов и весей,

Мрак глубин и волю поднебесий,

Старости последнюю отраду -

Женщину, бегущую к детсаду,

Нежности беспомощное пепье

И любви железное терпенье.

Берегите молодые всходы

На зелёном празднике природы,

Небо в звёздах, океан и сушу

И в бессмертье верящую душу -

Всех судеб связующие нити.

Берегите Землю! Берегите

Времени крутые повороты,

Радость вдохновенья и работы,

Древнего родства живые свойства,

Дерево надежд и беспокойства,

Откровение земли и неба,

Сладость жизни, молока и хлеба.

Берегите доброту и жалость,

Чтоб она за слабого сражалась.

Берегите будущего ради

Это слово из моей тетради.

Всё дарю! И всё от вас приемлю!

Только берегите эту Землю!

Михаил Дудин.


Кто целится камнем в птенца, в синеву?..

Кто целится камнем в птенца, в синеву?

Эй, брось, говорю!

Не шучу я с тобой.

Живой он, ты только подумай -

Живой!

И мама, наверное, ищет его:

Ребёнок для мамы дороже всего!

Маразиз Агзам.


Я иду тропинкой.

Я иду тропинкой узкой, Я один — и мне не страшно:

Пробираюсь в лес густой; Кто обидит здесь, когда

Зеленеющие ели Сам пришёл не обижать я,

Стелят ветви надо мной. Отдохнуть пришёл сюда!

По бокам трава с цветами, Я не трону птички малой

Песни птиц звенят кругом; И цветов не стану рвать,

Ручеёк журчит в ложбине, Если жизнь я дать не в силах,

Струйки блещут серебром. Как могу её отнять?

И.Белоусов


Ты, дружок, смотри не подкачай!..

Ты, дружок, смотри не подкачай!

Правдивым быть и добрым обещай.

Не обижай ни пташки, ни сверчка,

Не покупай для бабочки сачка.

Люби цветы, леса, простор полей -

Всё, что зовётся Родиной твоей.

И.Мазнин


Что ты тискаешь утёнка? Взял тебя бы крепко в лапу,

Он малыш, а ты — большой. Языком бы стал лизать,

Ишь, задравши головёнку, Ух, как стал бы звать ты папу,

Рвётся прочь он всей душой... И брыкаться и кричать!..

Ты представь такую штуку, - Ты снеси утёнка к утке,

Если б толстый бегемот Пусть идёт купаться в пруд, -

Захотел с тобой от скуки Лапы мальчика не шутка,

Поиграть бы в свой черёд? Чуть притиснешь — и капут.

Саша Чёрный


V. Экологическая сказка.

Доктор Планет Планетович.

На Красной планете-карлике жил очень умный доктор Планет Планетович. Он обдумывал, как же на планетах Солнечной системы можно создать жизнь, такую как на планете Земля. От сложнейшей работы его отвлёк телефонный звонок.

    • Кто звонит?

    • Это планета Земля! Мне срочно нужна помощь!

    • Что случилось?

    • Я вся изранена, исцарапана банками, склянками и бутылками, которые разбрасывают люди.

    • Вылетаю немедленно.

Доктор очень быстро, всего через каких-то двадцать минут прибыл на Землю. Осмотрев бедняжку, задумался: перевязать раны цветным бинтом или белым? Решив, что такая красавица, как Земля, заслуживает лучшего, достал 100 000 000 000 (100 миллиардов) километров цветного бинта и перевязал порезы.

Вылечив планету, доктор обратился к человечеству, резко дёрнув рукой вверх так, что чуть не упал с Земли:

    • Вам нужна живая планета!

    • Люди! Живите в мире с планетой! Ваша судьба в ваших руках.


Учитель. Я уверена, что вы будете беречь всё живое на Земле, охранять природу. Но чтобы оказать помощь природе, надо многое знать. Давайте проверим ваши знания.


VI. Экологическая викторина.

Ребята, будьте внимательны. За каждый верный ответ вы получите 1 балл.

      1. Что такое «замор» рыбы? (Гибель рыбы подо льдом из-за нехватки кислорода в воде. Вот почему зимой на реках надо делать лунки, чтобы был доступ воздуха в воду.)

      2. Назовите животного водоёмов, которое является настоящим живым фильтром. (Улитка. Пропуская через себя воду, улитка очищает её. Вот почему улиток селят в аквариумы.)

      3. Как можно помочь дереву, если на стволе рана? (Замазать глиной, чтобы не попали болезнетворные микробы.)

      4. Почему нельзя рвать цветы? (Они не успевают дать семена.)

      5. Какую пользу приносят дождевые черви? (Рыхлят почву, улучшают её плодородие.)

      6. Может ли гриб дерево съесть? (Да. Трутовики разрушают древесину, превращая её в труху.)

      7. Почему весной строго запрещена охота на пушных зверей? (Весной животные дают потомство, которое надо кормить, воспитывать, учить выживать. Кроме того, весной происходит линька животных — их мех непригоден.)

      8. Кто такие слетки? Почему нельзя их трогать? (Птенцы, которые выпали из гнезда.)

      9. Почему нельзя трогать руками яйца птиц в гнёздах? (Многие птицы после этого бросают своё гнездо.)

      10. Почему зимой нужно делать кормушки для птиц и подкармливать их? (Зимой птицам страшен не холод, а голод: найти корм под снегом трудно.)

      11. Пользу или вред приносят синицы зимой, когда все насекомые спят? (Пользу. Зимой синицы разыскивают в щёлочках коры деревьев спрятавшихся насекомых, их яйца, личинки и поедают их.)

      12. Почему нельзя убивать стрекоз? (Они уничтожают множество комаров, мух и других летающих насекомых.)


VII. Итог занятия.

Учитель. Посмотрите вокруг, какой прекрасный, удивительный мир окружает нас — леса, поля, реки, моря, океаны, горы, небо, солнце, звери, птицы. Это природа! Природа кормит, поит, одевает нас. Она щедра и бескорыстна.

Трудно и страшно представить себе Землю без лесов, без зверей, без птиц. Берегите ПРИРОДУ!

Как яблоко на блюдце, у нас Земля одна;

Не торопитесь, люди, всё выскрести до дна.

Мы общей жизни зёрна, одной судьбы родня,

Нам пировать позорно в счёт будущего дня.


Клип песни «Не дразните собак».

Внеклассное мероприятие на тему
  • Биология
Описание:

Внеклассное мероприятие на тему: «Судьба природы — наша судьба».

Было проведено в рамках недели биологии в 5-х классах.

Цели:

    • показать учащимся необходимость охраны природы;

    • познакомить с Красной книгой, с экологическими правилами;

    • учить бережно относиться ко всем компонентам природы;

    • развивать наблюдательность, внимание;

    • воспитывать гуманное отношение к природе.

 

 

Как вы думаете, нужна ли природе помощь человека? В чём? Почему? Как вы понимаете тему «Судьба природы — наша судьба»? Сегодня мы подробно ответим на эти вопросы и ещё раз убедимся в красоте природы.

Автор Сущенко Наталия Валентиновна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Биология
Подраздел
Просмотров 516
Номер материала 45283
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓