Главная / Классному руководителю / Внеклассное мероприятие «Мы сегодня Масленицу встречаем»

Внеклассное мероприятие «Мы сегодня Масленицу встречаем»

Внеклассное мероприятие «Мы сегодня Масленицу встречаем» Цели:

- познакомить учащихся с главными русскими народными праздниками, их символическим значением и местом в жизни наших предков;

- воспитывать нравственно – эстетическое отношение к миру, любовь к Родине и её истории;

- развивать творческую фантазию, активность, умение работать в малом коллективе ( группе);

- ввести школьников в область русского музыкального фольклора, познакомить с жизненными истоками его возникновения в историко - этнографическом смысле;

- обобщить знания и навыки по теме «Древние корни народного искусства», устный, музыкальный и художественный фольклор.

Задачи:

- воспитание позитивного отношения к народному искусству;

- развитие познавательного интереса, творческой активности;

- продолжение формирования представлений о жанрах русской народной песни и наиболее типичных особенностях русского мелоса;

-осознание своей причастности к судьбам культуры, проявление уважительного, бережного отношения к культурному наследию.

Ход мероприятия

Мы сегодня Масленицу встречаем, зиму провожаем, весну заклинаем! Маслена-честная, веселая, широкая — так называли неделю перед Великим постом на Руси.
Празднование Масленицы сопровождалось обрядами во имя урожая, гуляньями, играми, различными забавами. И сегодня мы предлагаем вам перенестись в те далекие времена и принять участие в этом веселом празднике.

Ее происхождение затерялось в глубокой древности, но отмечалась она у всех славянских народов. Люди призывали в свой дом хороший урожай и богатый приплод. Праздник масленицы был связан с культом нарождающегося солнца. Круглые, горячие, золотистые блины представляют собой как бы миниатюрные изображения нашего светила. "Блин - символ солнца, красных дней, хороших урожаев, ладных браков и здоровых детей", писал А. Куприн. Со временем масленица утратила мистический смысл и превратилась в массовое народное гулянье, посвященное проводам зимы. С карнавалами ряженых и ездой на тройках с бубенцами, сжиганием чучела зимы и катаньем на санках с гор, взятием снежных городков и другими шумными и веселыми играми и затеями.

Понедельник — встреча
В этот день из соломы делали чучело Масленицы, надевали на него старую женскую одежду, насаживали это чучело на шест и с пением возили на санях по деревне. Затем Масленицу ставили на снежной горе, где начиналось катание на санях.


1. Приходили молодцы,

Обрубили все концы.

Всем пенёчкам на пригорке,

Даже русским поговоркам.

Нужно предложениям

Сделать продолжение.


Конкурс «Продолжи пословицу» для 2 команд

Один пирог два раза не… (съешь)

Не вкусив горького, не узнаешь и  … (сладкого)

Сам заварил кашу, сам ее и  … (расхлебывай)

Кашу маслом не … (испортишь)

Хочешь есть калачи, не лежи на … (печи)

Кто хочет рыбку съесть, тот должен в воду … (лезть)

Не разбивши яйца, не сделаешь … (яичницу)

Остатки … (сладки)

От черной курочки да белое … (яичко)

От черной коровы да белое … (молочко)

Команда, давшая правильный ответ, получает какую-либо вещь, которую после конкурса надевает на Масленицу.

Вторник — заигpыш

Закончился первый день, встретили мы Масленицу. Наступает второй день недели. А назывался этот день “Заигрыши” С этого дня начинались разного рода развлечения: катания на санях, народные гулянья, представления. Пришло время и нам поиграть, веселою игрою Масленицу потешить.

2. Здравствуй, Масленица годовая,
Наша гостьюшка дорогая!
Приезжай на конях вороных,
На саночках расписных,
Чтоб слуги были молодые,
Нам подарки везли дорогие,
И блины, и калачи
К нам в окошко их мечи!

3. Собирайся, народ,

Неделя "сырная" идет!

Наступает день второй,

Весь наполненный игрой!

День потех и угощений,

Смеха, песен и веселья!

Подходи, торопись,

Вместе с нами веселись!


Конкурс «Тачка»

Новая для вас задачка

Превратиться надо в тачку.

Позабавится народ

Кто быстрее? Кто вперед?

Это состязание можно организовать в виде эстафеты, в которой участвуют команды по пять пар (итого десять человек). Пары организуются сразу, чтобы не было суматохи. Один из участников упирается руками в землю (каждую команду надо обеспечить брезентовыми рукавицами). Его напарник (которому рукавицы не нужны) цепляет "тачку" за ноги, и оба игрока начинают передвижение. "Тачка" перебирает руками и таким образом движется вперед. Его товарищ поддерживает ноги на весу. Также можно использовать гимнастические обручи для определения расстояния. Пары, пройдя туда и обратно, передают рукавицы своим товарищам по команде, и эстафета продолжается. Участникам победившей команды вручаются призы, членам проигравшей команды достаются утешительные призы.

Среда — лакомка

4. Нынче Лакомка у нас!

Угощенье это раз!

Объеденье это два!

Пляски прямо у стола!

 

5. Угощаемся блинами,

Заедаем пирогом!

Мы ни крошки не оставим,

Посидевши за столом!

Название «Масленица» возникло потому, что на этой неделе по православному обычаю мясо уже исключается из пищи, а молочные продукты еще можно употреблять — вот и пекут блины масленые. По этой же причине Масленицу называют Сырной неделей. В каждой семье
накрывали столы с вкусной едой, пекли блины, в деревнях в складчину варили пиво.
Повсюду появлялись театры, торговые палатки. В них продавались горячие сбитни (напитки из воды, меда и пряностей), каленые орехи, медовые пряники. Здесь же, прямо под открытым небом, из кипящего самовара можно было выпить чаю. Чем же лакомились на Масленицу?

Конкурс «Угадай блюдо»

Мы рецепт для вас прочтем и ответа подождем

Приготовить сдобное кислое тесто, увеличить в 2 раза количество сахара. Разделать тесто на шарики, дать им расстойку 20-25 минут. Жарят так же, как пирожки. Сложить на блюдо и обсыпать сахарной пудрой. Ответ: Пончики московские.

Пропустить говядину, свинину, лук и чеснок через мясорубку, посолить, поперчить, добавить молока и хорошо размешать фарш до пышности, приготовить тесто и слепить.

Ответ: Пельмени сибирские.

Белый хлеб, вымоченный в молоке, лук, обжаренный в сливочном масле, и мясо промолоть в мясорубке два раза, добавить специи, перемешать, сделать изделия, положить на раскаленную  сковородку и обжарить в жире. Затем поставить в духовку и печь до готовности. Ответ: Фрикадельки.

Мясные продукты залить водой в кастрюле, поставить на огонь и варить до полной готовности. Свеклу нашинковать, обжарить на сливочном масле. Добавить лук и ложку муки, смешанной с бульоном. В бульон положить нарезанную капусту, через пятнадцать минут добавить свеклу. В конце положить сметану. Ответ: Борщ.

Мясо нарезать на куски, натереть солью, жарить с луком до полуготовности. Добавить нарезанную морковь и поставить в духовку. Через пятнадцать минут положить картофель и жарить с мясом и морковью, поливая бульоном. Ответ: Жаркое.

 Творог выдержать под прессом, протереть сквозь сито, добавить сметану и растертое свежее сливочное масло, соль, сахарный песок, перемешать и выложить в форму.

 Ответ: Пасха.

Рыбу отварить со специями, охладить. Нарезать ломтиками картофель. Свеклу и морковь отварить, охладить, нарезать кубиками, смешать с рыбой, посолить, заправить майонезом или соусом. Ответ: Винегрет.

Правильно.

Ох, уж эти блины на Масленицу! Пышны, румяны, пухлы, вкусны, маслены, со сметаной, с медом, с припеком. Блин кругл, красен и горяч, как горячее, щедрое солнце. Во многих семьях блины начинали печь с понедельника. Тесто ставили на снеговой воде, на дворе при свете луны. Каждая хозяйка пекла их по своему рецепту и держала его в секрете. Да и названия они имели разные. Как можно по-другому сказать? (блины, блинцы, блинища, блинчики, блинки, блиночки) 

6. Все смеются, все шумят,

Все несутся в пляске.

Масленица, Масленица!

Всё кругом, как в сказке!

Ну-ка встаньте в ровный ряд!

Руку протяните!

И от Масленицы блин 

Вы себе возьмите!

Четверг — назывался «щирокий» или «разгуляй-четверток», На этот день приходилась середина игр и веселья. Возможно, именно тогда проходили и жаркие масленичные кулачные бои, кулачки, ведущие свое начало из Древней Руси.

Веселье усиливалось. Днём молодёжь веселилась на улице, разгуливая с песнями и гармониками или устраивая хороводы. Парни и девушки ходили также на ледяные горки, где усаживались толпой на больших санях, лихо скатывались с них. Считалось, что чем дальше скатишься, тем длиннее уродится лён. Вечером встречались на вечеринках, гуляньях, которые сопровождались песнями, частушками, плясками. Приходили ряженые.

Песня "Ой, блины" (исполняет подготовленная группа учащихся)

Как на Масляной неделе
Мы блиночков захотели.
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои.
Наша старшая сестрица
Печь блины-то мастерица.
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои.

На поднос она кладет,
И сама на стол несет.
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои.
Гости, будьте же здоровы,
Вот блины мои готовы.
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои.

Учитель: А мы поиграем в игру, которая называется  Бросание снежков по мишени. Двое участников бросают снежок в цель заранее приготовленный щит с нарисованной мишенью. Побеждает тот, кто сделал лучший бросок (в десятку или как можно ближе к ней).

Бой "петухов". Чертится круг. В кругу два участника, прыгающих на одной ноге. Одна рука за спиной, другая держит ступню поджатой ноги. Задача: толкать соперника плечом. Проигрывает тот, кто потеряет равновесие или выйдет из круга.

Другой вариант этой игры: сзади за пояс поддеваются цветные атласные ленточки одинаковой длины. Задача: выдернуть рукой "хвост". Побеждает тот, кто сделает это первым.

Пятница - тещины вечерки. Родители идут в гости к детям. Блины готовит молодая хозяйка. Зятья угощают тещ. Теща обязана была прислать с вечера все необходимое для печения блинов и научить невестку какому-нибудь старинному секретному рецепту.

Инсценировка.

Тёща Когда ставишь опару, как появятся звезды, надо выйти на реку, озеро или к колодцу  и сказать (шепчет Невестке на ушко)

Невестка обращается к Месяцу

«Месяц, ты месяц,
Золотые твои рожки!
Выглянь в окошко,
Подуй на опару!»

Особенно популярным было катание по улицам в нарядных санях с бубенцами под дугой. Везде светились огни балаганов, выступали раешники, продавали чай, блины, сладости.

 

Конкурс «Езда на санях» (Эстафета с обручами)

Суббота - “Золовкины посиделки”.

Золовка — это сестра мужа. Итак, в этот субботний день молодые невестки принимали у себя родных, а незамужних золовок старались познакомить с неженатыми парнями из своих родных или друзей. Целый ряд масленичных обычаев был направлен на то, чтобы ускорить свадьбы, содействовать молодежи в нахождении себе пары.

Суббота – проводы Масленицы.

Куклу Масленицу проводили под руки из одного конца деревни в другой. Шла большая толпа ряженых, все шутили, пели песни, плясали.

Весёлая эстафета животных

1эт. Пингвины

2эт. Лягушки

3 эт. Кенгуру

4 этап собачки

5эт. Рак

Воскресенье - “Прощенный день”

Торжественно сжигают соломенное чучело в знак победы жизни над смертью; пепел развивают по полю, чтобы придать силу посеву, будущему урожаю. Катанье, песни, звуки гармоники, шум и гам в последний день продолжались до вечера.

Родственники и друзья ходили друг к другу не праздновать, а просили прощения за умышленные и случайные обиды и огорчения. При встрече (порой даже с незнакомым человеком) полагалось остановиться и с троекратными  поклонами спросить взаимного прощения. В этот день прощаются все обиды и оскорбления, ведь встретить весну необходимо с чистой совестью.

Одна шеренга: Прости меня, в чём я виноват или согрешил перед тобой.

Другая шеренга: Да простит тебя Бог, и я прощаю.

Все кланяются друг другу. (Разжигают костёр, сжигают Масленицу)

7. Ты прощай, прощай,

Наша Масленица.
Ты прощай, прощай,

Наша Масленица широкая.

8. Ты не в среду пришла

И не в пятницу,
Ты пришла в воскресенье,
Всю недельку веселье.

9. Ты пришла с добром,
С хмельным пивом и вином,
Со блинами, пирогами

Да с оладьями.


 

10. Блины масляные,

Шаньги мазаные.
Мы катаемся с горы

От зари и до зари.


11. А сегодня, в воскресенье.

Наше кончилось веселье.
Прощай, прощай,

Наша Масленица!


Внеклассное мероприятие «Мы сегодня Масленицу встречаем»
  • Классному руководителю
Описание:

Цели:

- познакомить учащихся с главными русскими народными праздниками, их символическим значением и местом в жизни наших предков;

- воспитывать нравственно – эстетическое отношение к миру, любовь к Родине и её истории;

- развивать творческую фантазию, активность, умение работать в малом коллективе ( группе);

- ввести школьников в область русского музыкального фольклора, познакомить с жизненными истоками его возникновения в историко - этнографическом смысле;

- обобщить знания и навыки по теме «Древние корни народного искусства», устный, музыкальный и художественный фольклор.

Задачи:

- воспитание позитивного отношения к народному искусству;

- развитие познавательного интереса, творческой активности;

- продолжение формирования представлений о жанрах русской народной песни и наиболее типичных особенностях русского мелоса;

-осознание своей причастности к судьбам культуры, проявление уважительного, бережного отношения к культурному наследию.

Автор Алфимова Наталья Витальевна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Классному руководителю
Подраздел
Просмотров 388
Номер материала 35019
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓