Главная / История / Внеклассное мероприятие "Мужество, творящее историю"

Внеклассное мероприятие "Мужество, творящее историю"

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение –

средняя общеобразовательная школа

села Ягодного Асиновского района Томской области











Методическая разработка внеклассного мероприятия


«МУЖЕСТВО, ТВОРЯЩЕЕ ИСТОРИЮ»



Внеклассное мероприятие в 8 классе



Перунова Татьяна Юрьевна,

учитель истории и обществознания













2014

Ягодное


Оглавление.


Введение…………………………………………………………………….стр. 2

Великий подвиг ленинградцев. Методическая разработка…...………... стр. 3

Список литературы…………………………………………………………стр. 11




































Введение


Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения - сегодня одна из актуальных задач стоящих перед обществом, государством и школой. Большую роль в формировании патриотизма и гражданственности играет школьный музей, который функционирует в нашей школе с 2008 года. Литературно-музыкальная композиция «Мужество, творящее историю» приурочена к годовщине снятия блокады Ленинграда. Сценарий классного часа разработан для учащихся 8 класса. При разработке мероприятия использован краеведческий материал о Ягодном детском доме, основанном в нашем селе в 1942 году для детей из блокадного Ленинграда.

Внеклассное мероприятие проводится в школьном музее, где оформлена экспозиция «Ягодный детский дом», хранятся воспоминания воспитателей детского дома, письма воспитанников, книга директора детского дома П.А. Анисимова.

Сценарий способствуют эмоциональному стимулированию патриотических чувств учеников, знакомит их с героическими событиями нашей страны, развивает навыки выразительного чтения. Создание презентации значительно расширило возможности предъявления информации, помогло наглядно представить события тех лет и сделать классный час более интересным и увлекательным.

hello_html_11090369.pnghello_html_11090369.pnghello_html_11090369.pnghello_html_11090369.pnghello_html_11090369.pnghello_html_11090369.pngЦель: Пробудить патриотические чувства учеников к своей Родине на примере подвига защитников Ленинграда в годы Великой Отечественной войны, показать героизм и мужество людей на фронте и в тылу.

hello_html_11090369.pnghello_html_11090369.pnghello_html_11090369.pnghello_html_11090369.pnghello_html_11090369.pnghello_html_11090369.pngЗадачи:

  • Способствовать формированию положительной нравственной оценки подвига во имя Родины, воспитанию чувства патриотизма.

  • Воспитывать уважение к людям старшего поколения, к ветеранам Великой Отечественной войны, труженикам тыла.

  • Формировать у учащихся негативное отношение к войне.


Оборудование:

Мультимедийный компьютер, проектор, экран, презентация Power Point XP, выставка книг о блокаде Ленинграда, музейная экспозиция.


Рефлексия:

Записи в альбоме отзывов участников и гостей мероприятия.


Продолжительность мероприятия: 45 минут.







Великий подвиг ленинградцев.

Вступительное слово учителя. (слайд 1)

Звучит фонограмма песни «Священная война» (сл. В.Лебедева-Кумача, муз. А.Александрова)

22 июня 1945 года фашистская Германия вероломно напала на Советский Союз. Началась Великая Отечественная война. В летописи Великой Отечественной особое место занимает героическая оборона Ленинграда, который 900 дней находился в кольце вражеской блокады. На долю его жителей выпали неимоверные трудности и лишения. Они жили под постоянными бомбёжками и обстрелами, мёрзли, умирали от голода. Не было ни одной ленинградской семьи, которая не потеряла бы близких. Жизнь ленинградцев во время блокады – каждодневный подвиг.

За беспримерный подвиг в годы Великой Отечественной войны Ленинграду присвоено почётное звание «Город – герой» и вручена медаль «Золотая Звезда».

1 ВЕДУЩИЙ: (слайд 2)

Гитлеру были ненавистны имя города на Неве, славные традиции и патриотизм его жителей. Для осуществления своего варварского замысла гитлеровское командование бросило к Ленинграду огромные военные силы – более 40 отборных дивизий, более 1000 танков и 1500 самолётов. Несмотря на героизм и отвагу советских воинов и партизан, в сентябре 1941 года врагу удалось вплотную подойти к Ленинграду и окружить его.

За время осады гитлеровцы обрушили на город 150 тысяч тяжёлых снарядов, сбросили 5 тысяч фугасных и 10 тысяч зажигательных бомб. Были разрушены и сожжены 3174 здания, повреждены – 7143. Третья часть жителей была уничтожена.


1 УЧЕНИК:

Мы отомстим за всё: за город наш,

Великое творенье Петрово,

За жителей, оставшихся без крова

За мёртвый, как гробница Эрмитаж,

За виселицы в парке над водой,

Где стал поэтом Пушкин молодой.

За гибель петергофского «Самсона»,

За бомбы в ботаническом саду,

Где тропики дышали полусонно

( Теперь они дрожат на холоду)

За всё, что накопил разумный труд,

Что немцы превратили в груды груд.

(В. Инбер)

1 ВЕДУЩИЙ: (слайд 3)

2

В итоге жестоких, кровопролитных боев, ценой огромных потерь гитлеровцам удалось овладеть станцией Мга и перерезать последнею железнодорожную линию, связывающую осажденный Ленинград со страной. 8 сентября 1941 года, захватив город Шлиссельбург, враги прорвались на южный берег Ладожского озера. Ленинград оказался полностью блокированным с суши.  


2 УЧЕНИК: (слайд 4)

звучит 7 симфония Шостаковича

На Ленинград обхватом с трёх сторон

Шёл Гитлер силой сорока дивизий.

Бомбил. Он артиллерию приблизил,

Но не поколебал ни на микрон,

Не приостановил ни на мгновенье

Он сердца ленинградского биенье.

И, видя это, разъярённый враг,

Предполагавший город взять с разбега,

Казалось бы, испытанных стратегов

Призвал на помощь он: Мороз и Мрак.

И те пришли, готовые к победам,

А третий, Голод, шёл за ними следом.

(В.Инбер.)

2 ВЕДУЩИЙ: (слайд 5)

Запасы продовольствия в городе таяли с каждым днём. Постепенно сокращались нормы выдачи продуктов. С 20 ноября по 25 декабря 1941года они были самыми низкими, ничтожно малыми: рабочие и инженерно-технические работники получали лишь по 250 граммов хлеба, а служащие, иждивенцы и дети - всего по 125 граммов в день! Муки в этом хлебе почти не было. Его выпекали из мякины, отрубей, целлюлозы. Это было почти единственное питание ленинградцев.


1 УЧЕНИК:

А город был в дремучий убран иней.

Уездные сугробы, тишина…

Не отыскать в снегах трамвайных линий,

Одних полозьев жалоба слышна.

Скрипят, скрипят по Невскому полозья.

На детских санках, узеньких, смешных,

В кастрюльках воду голубую возят,

Дрова и скарб, умерших и больных.


3 УЧЕНИК:

Вот женщина ведёт куда-то мужа:

Седая полумаска на лице,

3

В руках бидончик – это суп на ужин…

Свистят снаряды, свирепеет стужа.

Товарищи, мы в огненном кольце!

А девушка с лицом заиндевелым,

Упрямо стиснув почерневший рот,

Завёрнутое в одеяло тело

На Охтенское кладбище везёт.


2 УЧЕНИК:

Скрипят полозья в городе, скрипят…

Как многих нам уже недосчитаться!

Но мы не плачем, правду говорят,

Что слёзы вымерзли у ленинградцев.

Нет, мы не плачем. Слёз для сердца мало.

Нам ненависть заплакать не даёт.

Нам ненависть залогом жизни стала:

Объединят, греет и ведёт

О том, чтоб не прощала, не щадила,

Чтоб мстила, мстила, мстила, как могу,

Ко мне взывает братская могила

На Охтенском на правом берегу.

( О. Берггольц)


1 ВЕДУЩИЙ: (слайд 6)

Все эти нечеловеческие тяготы и лишения наравне с взрослыми переносили дети и подростки.

3 УЧЕНИК:

Склонившись над мглой снеговою
Девчонка с ведёрком пустым

Чуть движется… А за Невою

Клубиться пожарищ дым…

А там, меж сугробов горбатых,

Где трудно и взрослым шагать,

На саночках узких ребята

Везут свою мёртвую мать.

( Ю. Андрущенко)


4 УЧЕНИК:

На развороченном пути

Стоит мальчишка лет пяти.

В глазах расширенных истома.

И щёки белые, как мел.

- «Где твоя мама, мальчик ? »

4

- «Дома.»

- «А где твой дом, сынок? »

- «Сгорел.»

Он сел. Его снежком заносит.

В его глазах мутится свет.

Он даже хлеба не попросит.

Он тоже знает: хлеба нет.

(С. Алексиевич)

2 ВЕДУЩИЙ:

В осаждённом городе продолжали работать школы. Ученики шатались от голода. У всех была общая болезнь – дистрофия и цинга. Ученики умирали не только дома, на улице по дороге в школу, но, случалось и прямо в классе.


1 УЧЕНИК:

Девочка руки протянула

И головой –

На край стола.

Сначала думали –

Уснула,

А оказалось –

Умерла…

Никто

Не обронил ни слова.

Лишь хрипло.

Сквозь метельный стон,

Учитель выдавил, что снова

Занятия-

После похорон.

( Ю.Воронов)

1 ВЕДУЩИЙ:

Учительский труд в годы ленинградской блокады тоже был подвигом.


2 УЧЕНИК:

Имён сегодня всех не перечесть…

Вы гордость наша,

Гордость Ленинграда!

Спасибо вам,

Что были Вы

И есть,

Учителя далёких лет блокады!

( Н.Уланов)


2 ВЕДУЩИЙ: (слайд 7)

5

Многие знают печальную историю 11-летней ленинградской школьницы Тани Савичевой. Большая дружная семья Савичевых жила на Васильевском острове. Блокада отняла у девочки родных и сделала её сиротой. В маленькой записной книжке ленинградской школьницы Тани Савичевой всего девять страниц. Из них на шести — даты. И за каждой — смерть. Шесть страниц — шесть смертей. Больше ничего, кроме сжатых лаконичных записей.


3 УЧЕНИК:

Этот дневник на процессе Нюрнбергском
Был документом страшным и веским,
Плакали люди, строчки читая,
Плакали люди, фашизм проклиная.
Танин дневник — это боль Ленинграда,
Но прочитать его каждому надо.
Словно кричит за страницей страница:
«Вновь не должно это всё повториться!»
(И. Малышев)


1 ВЕДУЩИЙ:

Дневник Тани Савичевой сегодня выставлен в Музее истории Ленинграда, а его копия в витрине одного из павильонов Пискаревского мемориального кладбища. Таню из детского дома вывезли в Горьковскую область, но истощение, нервное потрясение и ужасы войны сломили девочку и вскоре она умерла.

2 ВЕДУЩИЙ: (слайд 8)

Вся страна помогала Ленинграду в его героической борьбе. С Большой земли в осаждённый Ленинград с невероятными трудностями доставлялись продукты и топливо. По Ладожскому озеру была проложена ледовая автомобильная дорога. Народ очень точно назвал её Дорогой жизни.


1 ВЕДУЩИЙ: (слайд 10)

Свыше 50 тысяч ленинградцев были эвакуированы по ледовой Дороге жизни. Но многих эвакуированных так и не удалось спасти. Внутри блокадной муки, среди всех бед, лишений, ужасов, смертей, главное было спасти детей. «Ленинградские дети»… Эти слова звучали в Средней Азии и за Уралом, звучали везде, где готовы были приютить этих детей, познавших все ужасы войны.

В далёкой Сибири, в нашем селе Ягодном Асиновского района Томской области был основан детский дом, в котором должны были поселиться дети из блокадного Ленинграда. И поздней осенью 1942 года около семидесяти ленинградских детей прибыли в наше село. С ними были и воспитатели-ленинградцы.

6

2 ВЕДУЩИЙ: (слайд 11)

Местные жители называли их «дети-блокадники». Это были тихие, молчаливые и неулыбчивые дети. Познав голод, вой сирены, взрывы им непросто было возвращаться в детство. Здоровье ленинградских детей было подорвано, организм истощён, поэтому они получали усиленное питание: им ежедневно давали булочки, а на полдник – морковь.


1ВЕДУЩИЙ: Знакомит с экспозицией музея «Ягодный детский дом»

(слайд 12)

В детском доме с воспитателями-ленинградцами работали и жители Ягодного: Анфиса Сергеевна Студилова и Татьяна Евлампиевна Денисова. Завхозом в детском доме был житель нашего села Денисов Иван Исакиевич. При детском доме было основано большое хозяйство. Елена Ивановна Ратковская, ставшая директором детского дома после Валентины Ивановны Лилиной, вспоминала, что когда она стала директором, то «приняла хозяйство из 15 коров, 4 лошадей и коз. Коз завела Валентина Ивановна Лилина, так как дети были дистрофики, и им нужно было козье молоко. При мне же питание было очень хорошее, много масла, брали в колхозе мёд, рыбу. Но дети всё ещё были полубольные». Позже появилась пасека и в рацион детей стали включать мёд.

Ленинградские дети были разновозрастные, они учились в школах соседнего села Мало-Жирова и Ягодного. Шефство над детским домом взяли учителя местной школы. Они окружили ребят материнской заботой. Оказывали посильную помощь в снабжении детдома продуктами. Все жители принимали посильное участие в судьбе этих детей, делали всё. Чтобы им жилось тепло и уютно в далекой Сибири.


3 УЧЕНИК: Знакомит с экспозицией музея «Ягодный детский дом»

(слайд 13)

В 1945 году, когда закончилась война, детей, родственники которых остались в живых, увезли в Ленинград. С ними в 1946 году уехала и Валентина Ивановна Лилина. Лишь немногие из ленинградских детей остались в Ягодном, но, несмотря на это, детский дом не пустовал, а пополнялся за счёт детей депортированных и репрессированных. Латыши, молдаване, русские, эстонцы, украинцы жили все вместе в детском доме. Они делили все радости и тяготы детдомовской жизни.

Краеведы нашей школы в ходе поисковой работы смогли собрать материал о детском доме: воспоминания воспитателей и воспитанников, фотографии, письма бывших воспитанников детского дома. Все эти материалы представлены на стенде и бережно хранятся в школьном музее.

В январе 1943 года войска Ленинградского и Волховского фронтов получили приказ – прорвать блокаду!


2 УЧЕНИК:

7

Во имя Родины и долга –

На бой! Сегодня наш черёд!

Мы ждали молча, ждали долго

И слово сказано: «Вперёд!»

И как всегда у Ленинграда

Простое, строгое лицо!

Вперёд, орлы, ломай блокаду,

Её железное кольцо!

( М. Дудин)


1 ВЕДУЩИЙ:

22 декабря 1942 года указом Президиума Верховного Совета СССР была учреждена медаль « За оборону Ленинграда».

1 УЧЕНИК:

В блокадных днях

Мы так и не узнали:

Меж юностью и детством

Где черта?

Нам в сорок третьем выдали медали

И только в сорок пятом – паспорта.

(Ю. Воронов)


2 ВЕДУЩИЙ: (слайд 14)

Окончательный разгром фашистских войск под Ленинградом был завершён 14 января 1944 года. 27 января 1944 года в Ленинграде прогремел торжественный салют.


4 УЧЕНИК:

За залпом залп.

Гремит салют.

Ракеты в воздухе горячем

Цветами пёстрыми цветут.

А ленинградцы

Тихо плачут

Ни успокаивать не надо,

Ни утешать людей пока.

Их радость слишком велика –

Гремит салют над Ленинградом!

(Ю. Воронов)


1 ВЕДУЩИЙ: (слайд 15)

Многомиллионный город жил и боролся в течении 900 труднейших блокадных дней и не только выстоял, но и победил!


8

1 УЧЕНИК:

Мы чашу горя выпили до дна.

Но враг не взял нас никаким измором.

И жизнью смерть была побеждена,

И победили человек и город!

( Л. Панова)


2 ВЕДУЩИЙ: (слайд 16)

Многие дети блокадного Ленинграда так и не увидели победного салюта. Они лежат с взрослыми защитниками на Пискаревском кладбище.


4 УЧЕНИК:

Под шелестом опущенных знамён

Лежат бок о бок дети и солдаты.

На пискарёвских плитах нет имён,

На пискарёвских плитах только даты.

Где сорок первый…

Где сорок второй…

Полгорода лежит в земле сырой.

(В.Суслов)


1 ВЕДУЩИЙ: (слайд 17)

Давайте же склоним головы перед ленинградцами и защитниками города, не доживших до наших дней, перед всеми, кто не вернулся с войны и почтим их память минутой молчания.

Звучит звук метронома

Все встают.


3 УЧЕНИК: читает строки из « Реквиема» Р.Рождественского:

Люди!

Покуда сердца

Стучат, -

помните!

Какою ценой завоёвано счастье,

Пожалуйста,

Помните!

Песнь свою

Отправляя в полёт, -

Помните!

О тех,

Кто уже никогда не споёт,-

Помните!

Детям своим

9

Расскажите о них,

Чтоб запомнили.

Детям

Детей

Расскажите о них,

Чтоб тоже

Запомнили!

Во все времена

Бессмертной Земли

Помните!

К мерцающим звёздам

Ведя корабли, -

О погибших помните!

Встречая трепетную весну,

Люди Земли!

Убейте войну!

Прокляните

Войну!

Люди Земли!

Мечту пронесите через года

И жизнью наполните!…

Но о тех,

Кто уже не придет

Никогда, -

Заклинаю:

ПОМНИТЕ!


Слайд 18. Звучит песня «День Победы»


Участники и гости внеклассного мероприятия оставляют свои отзывы в альбоме.














10

Список литературы:


  1. Великая Отечественная война 1941 – 1945: энциклопедия. – М., 1985.

  2. Гранин Д. Блокадная книга. М., 1997.

  3. Патриот Отечества. Ежемесячный общероссийский журнал. - №1, 2009.

  4. Священная война. Стихи о Великой Отечественной войне. М.: Художественная литература, 1966.

  5. www.65pobedа.ru

  6. www.soldat.ru

  7. http://www.child-library.ru/



































11


Внеклассное мероприятие "Мужество, творящее историю"
  • История
Описание:

Внеклассное мероприятие по истории. Литературно-музыкальная композиция "Мужество. творящее историю".

Цель: пробудить патриотические чувства школьников к своей Родине на примере подвига народа в годы Великой Отечественной войны.

Мероприятие способствует формированию у обучающихся чувства патриотизма, негативного отношения к войне, воспитывает уважение к людям старшего поколения.

При разработке мероприятия был использован краеведческий материал.

Сценарий способствует эмоциональному стимулированию патриотическихчувств учеников, знакомит их с героическим прошлым  нашей страны, развивает навыки выразительного чтения

Автор Перунова Татьяна Юрьевна
Дата добавления 16.12.2014
Раздел История
Подраздел Другое
Просмотров 383
Номер материала 7260
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓