Главная / Начальные классы / Внеклассное мероприятие "Хлеб - всему голова"

Внеклассное мероприятие "Хлеб - всему голова"

Внеклассное мероприятие

«От зерна до каравая»

Цель: узнать о значении хлеба в жизни человека.

Задачи:

  1. Изучить историю возникновения хлеба;

  2. Узнать, почему хлеб называют хлебом.

  3. Понять и оценить роль хлеба в годы Великой отечественной войны.

  4. Узнать, как хлеб приходит к нам на стол.

Оборудование: выставка репродукций картин художников, а также детских рисунков, выставка хлебных изделий, музыкальное сопровождение.

Таблички: «Булочная», «продавец», «Хлебопекарня», «пекарь», «поддоны», «Хлебозавод», «транспортер», «жернова», «Мельзавод», «мельник», «элеватор», «Поле», «трактористы», «комбайнеры, «шофера, «агроном», «ученые».

Гербарий.

Красная книга.


Здравствуйте!

Люди добрые,

Люди взрослые,

Детки малые.

Рады все вам,

Как добрым вестям.

Цель:

Собрались мы сегодня, чтобы поговорить о чуде земли, чуде труда человека – хлебе.

Слышите (звучит музыка)

Звучит гимн хлебу.


Девочка ( в русском сарафане)

Вот он… хлебушко душистый

С хрустской корочкой витой

Вот он теплый, золотистый…

Словно солнцем налитой.

(подает хлеб гостям).

Мальчик

Как пришел ты к людям хлеб?

Учитель

Ты давно привык к нему и наверное не задумываешься над тем, откуда он берется?

Мальчик

А чего тут думать? Ясное дело, из булочной.

Учитель

Верно, из булочной. А как он туда попал? И откуда? Впрочем, не будем гадать. Давайте – ка, лучше отправимся в путешествие и сами посмотрим, откуда берется хлеб.


С чего же начать наше путешествие?

С булочной и начнем, тем более она рядом за углом.

(табличка булочная)

Ученик

Восемь утра,

Магазин открыт-

Хлеб разгрузили только,

Каждый батон румянцем горит-

Торговля идет бойко.

Ученик

Чего только нет в этой булочной! Продолговатые батоны и круглые караваи, коричневые буханки, похожие на кирпичи, и белые плетеные булки, обсыпанные маком.

Ученица

А на соседнем прилавке – сушки, баранки, пряники, сухарики…

Ученик

(сценка)

«Эй, товарищ, сколько вам?

Рабочий в ладони лодочкой

Деньги протягивает:

Мне булочку

С поджаристой корочкой»


Спешит продавец, доволен народ,

Идет покупатель разный:

То слесарь зайдет,

То извозчик зайдет,

То школьник с красивым ранцем.

Учитель

Хлеб привезли в автомобильном фургоне с надписью «Хлеб» Ещё час назад не было ни батонов, ни булок. Было одно только мягкое тесто и не в автофургоне, а в хлебопекарне.

Что такое хлебопекарня, объяснять, наверное не стоит. Из самого названия ясно здесь пекут хлеб.

Ученик

Тяжелый был труд пекарей, пока им на помощь не пришли специальные машины. Пожалуй, тяжелее всего было замешивать тесто.

Ученица

Ты, наверное, видел, как это делается, когда мама или бабушка пекли пироги.

Учитель

(помогает родитель) Я предлагаю нашим пекарям замесить тесто.

В кастрюлю насыпают муку, наливают воду, добавляют сахар, соль и дрожжи. И пошла работа, Месят до тех пор, пока жидкое тесто не станет густым и вязким. Теперь из него можно лепить всё, что хочешь. теперь из него можно лепить всё, что хочешь. Можно птичку, можно зайца, а можно и обычную булку.

Учитель

В хлебопекарне тесто замешивают две стальные руки, помещенные внутри месилки. Из месилки тесто переносится в делительную машину, где огромный кусок теста разрежут на равные кусочки. Другая машина раскладывает эти кусочки и придает им форму батонов.

Ученик

А где же пекарь?

Учитель

Пекарь тут как тут. Разложит батоны на поддоны (подставка с плоским дном), поддоны поставит на тележку, и катись тележка в печь, чтобы булки нам испечь.

Хлеб в печи. Он готов.

Хлеб нельзя получить без труда.

Песню спеть невозможно без сердца.

( звучит песня)

Ученик

Но так пекут хлеб в небольших пекарнях. В городах, где хлеба надо много, одними пекарнями не обойтись. Нужен целый завод. Их так и называют - хлебозаводами.

Ученик

На хлебозаводе, в отличии от пекарни, все делает машина: и муку засыпает, и воду подает, и тесто замешивает.

Учитель

На заводе много печей из одних выползают батоны, из других - булки, из третьих – рогалики. А пекарь только следит, чтобы все машины работали правильно.

Есть на хлебозаводе особый цех. В нем пекут кольца.

Ученик

Что это за кольца?

Ученики

Большие кольца – бублики, кольца поменьше – баранки, и совсем маленькие – сушки.

Учитель

Для этого в цеху установлены специальные автоматы. Тесто в них подается по специальным трубкам. Щелчок - и из автомата выскакивают сразу несколько колечек. Работнице их остается окунуть в маки разложить на специальные доски и поставить на транспортер (конвейер для перемещения грузов). А транспортер уже сам доставит колечки, но не в печь, бубликам нужен глянец, поэтому, чтобы посадить колечки в печь, их ошпаривают. Не кипятком, конечно, а паром в специальной камере. Вот теперь можно и в печь сажать. Через 20 минут от жары и пара бублики покрылись глянцем, стали гладкими и блестящими.

Учитель

Какой конвейер на заводе самый вкусный?

Ученики

Где делают кондитерские изделия

Учитель

А какие? (называют изделия)

Учитель

Хлеб, наскучит ли он?

Ученица

Никогда!

Без него обойтись и не пробуй

Без него человеку беда.

Ученица

Действительно, в хлебе есть все необходимые питательные вещества: белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины.

Учитель

Я знаю, что ребята любят русскую народную игру – хоровод «Каравай».

В летний день у каравая

Хороводы, звон и смех,

Сам друзей он выбирает,

Выбирает да не всех.

Каравай, каравай

Кого любишь - выбирай!

Как на (Пашины) именины

Испекли мы каравай!

Вот такой вышины,
Вот такой нижины,

Вот такой ужины,

Вот такой ширины.

Каравай, каравай,

Кого любишь – выбирай!

Водящий

Я люблю, конечно, всех,

Нину а (Валю, Колю) больше всех!

Я иду, иду, иду и друзей с собой веду.

(берет за руки тех, кто с ним рядом стоял).

Учитель

Чтобы испечь хлеб, нужно тесто. Чтобы приготовить тесто, нужна мука.

Откуда же она берется?

Послушайте загадку. Она поможет ответить на вопрос.

В землю теплую уйду,

К солнцу колосом взойду.

В нем тогда таких, как я,

Будет целая семья.

(зерно)

Муку получают из зерен. Пшеничную – для батонов и булок – из пшеницы, а ржаную – для черного хлеба, - из зерен ржи.

Чтобы получилась мука, зерна мелют, перетирают между двумя камнями – жерновами. Прежде это делали на ветряных и водяных мельницах. Если вы никогда не видели ветряной мельницы, не расстраивайтесь, мы попросили художника, и он нарисовал ее для вас.

Ученик

В наши дни муку производят на мельзаводах.

Ученик

День и ночь крутятся там механические мельницы и размалывают, перетирают зерно в муку.

Ученик

Но не только в муку, но и в манку – в ту самую крупу, из которой варят манную кашу.

Учитель

Как называют людей, которые мелят муку?

Ученики

Мельники.

Учитель

Хранят зерно в специальных хранилищах – элеваторах. Там зерно сохраняют от холода, сырости, вредных жучков.

Игра « Мельница».

Мельница на кочке

Развесила усочки,

На семи ногах стоит,

На ветер глядит.

Стучит и гремит,

Будто сто коней бежит,

Будто сто коней бежит,

Кругом пыль летит.

Крыльями машет,

Словно ей страшно,

А подняться не может,

Только зерно гложет.

И трет, и мнет,

И завертки рвет.

Сама не глотает,

Другой сыт бывает.

Учитель

Есть в народе пословица

«Хлеб – батюшка, водица матушка.

Как понимаете значение этой пословицы.

Учитель

Ну а все же, как приходит этот хлеб к тебе на стол?

(ответы детей)

Ученица

Он не падает к нам с неба,

Появляется не вдруг.

Чтобы вырос колос хлеба,

Нужен труд десятков рук,

Учитель

Вот и поле. Выезжают трактора с плугами и сеялками.

(мелодия «Русское поле»)

Ученик

За околицей за нашей

Трактора гудят с утра.

По весенней теплой пашне

Ходят с песней трактора.

Даже ночью им не спиться-

Бьется в двигателях дрожь:

Здесь посеем мы пшеницу,

Ну а здесь, посеем рожь.

Золотое солнце с неба

На посевы пролилось.

Чтобы больше было хлеба,

Чтобы весело жилось.

Ученик

вот на поля, где недавно гудели тракторы с плугами и сеялками выезжают комбайны.

Ученик

Ездит по полю комбайн, скашивает спелые колосья, и тут же обмолачивает – отделяет от колосьев зерно.

Ученица

Рядом с комбайном ползет грузовик с открытым кузовом. Наполниться кузов зерном, отъедет машина. А на ее место уже следующая подъезжает. И так без остановки, пока весь урожай не уберут.

Учитель

А можно сделать так, чтобы урожай стал богаче?

Выступает агроном СЮН Жилкина Лариса Владимировна.

Ученые знают, если скрестить разные сорта пшеницы, получится новый сорт. Его называют гибридным. Зерен у него в три раза больше. Вот и трудятся ученые над выведением новых сортов, таких, чтобы не боялись ни морозов, ни засухи, ни ветра, ни дождя. (Рассказ о сортах, культивируемых в данной местности, и о Красной книге Иркутской области).

Учитель

Ребята! Хлеб надо беречь!

Не проголодавшись,

За стол не садись:

Дороже хлеба нет.

Не умыв руки,

За стол не садись:

Чище хлеба нет.

Не сняв шапку,

За стол не садись:

Старше хлеба нет.


Резал хлеб в старину самый уважаемый семьи – отец, мать, или старший из детей: стоя, отрезал ножом ровные ломти, будто бороздку прокладывал, старательно, чтобы ни одна крошка не упала на стол.

По обычаю казахов, хлеб резали на белой скатерти.

Небрежное отношение к хлебу – это надругательство над памятью тех, кто погиб в борьбе за хлеб, и тех, кто умер от голода.

Учитель

Я хочу вам поведать о том, как жилось вашим сверстникам в блокадном Ленинграде:

Девочка руки протянула

И головой –

На край стола.

Сначала думали –

Уснула,

А оказалось –

Умерла…


Уважительным должно быть и наше обращение с хлебом.

Итог:

Подошло к концу наше путешествие. Теперь вы знаете, откуда берется хлеб. Как его сеют, убирают и пекут. Знаете, сколько труда вкладывают люди: трактористы, комбайнеры, ученые, пекари – чтобы утром, когда вы проснетесь, на столе всегда лежала свежая булка или каравай.


Литература: журнал «Начальная школа» № 4, 2001г. И.Н. Иванова, Г.Н. Иванова «Чудо земли – хлеб».








Внеклассное мероприятие "Хлеб - всему голова"
  • Начальные классы
Описание:

 

Проведению этого внеклассного мероприятия предшествовала большая подготовительная работа: экскурсии на хлебозавод и в булочную, станцию юных натуралистов, конкурс рисунков на тему «Хлеб – всему голова», беседа по тематической выставке репродукций картин А.А. Пластова  «Ужин тракториста», Т.Н. Яблонской «Хлеб», Е. Гордиец «Хлеб пекут», М.Ф. Данциг «Золото земли», А.Г. Сафаргалина  «Запрягайте, хлопцы, коней». Сами дети участвовали в сборе пословиц, поговорок, народных примет по теме.

 

  Данное мероприятие проведено с учащимися 1 класса.

 

 

 

 

 

Автор Чернявская Любовь Георгиевна
Дата добавления 21.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел Конспекты
Просмотров 755
Номер материала 9417
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓