Главная / Русский язык и литература / Внеклассное мероприятие для средних классов Эпопея человеческих страданий. Дети блокады.

Внеклассное мероприятие для средних классов Эпопея человеческих страданий. Дети блокады.

Внеклассное мероприятие для средних классов


Эпопея человеческих страданий.

Дети блокады.

(по книге Д.Гранина, А.Адамовича «Блокадная книга»)


Хамитова Куралай Тулегеновна,

учитель русского языка и литературы Донской средней школы

Енбекшильдерского района Акмолинской области Республики Казахстан

е/mail donskaya-ssh@mail.ru


Данное мероприятие было разработано по книге Д.Гранина и А.Адамовича «Блокадная книга» в рамках подготовки к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.

В мероприятии освещается проблема выживаемости, самоотверженности, героизма маленьких граждан в трудные годы ленинградской блокады.

Читая рассказы о блокаде Ленинграда, ученики смогут лучше воспринимать историю своей Родины, сравнивая жизнь детей разных поколений.

К участию приглашаются учащиеся 5-7 классов, их родители, учителя школы.


Цели:

- Познакомить учащихся с художественными произведениями и с документалистикой (обзорно), описывающими событиями блокады Ленинграда 1941 г- 1944г

- Развивать интерес к изучению произведений, посвященных Великой Отечественной войне

- Пробудить патриотические чувства ребят к своей Отчизне, способствовать формированию стойких человеческих качеств на примере жизни и подвига детей блокадного Ленинграда

- Познакомить с музыкальными произведениями; которые посвящены защитникам Ленинграда и участникам Ленинградской блокады


Используемый материал:

-книга Д.Гранина, А. Адамовича «Блокадная книга»

- презентация с текстовой подборкой «Мы помним», «Дети войны»

- стихи О.Берггольц, Р.Рождественского, Л.Зазерского, И.Малышева и др. авторов

- музыкальные номера (Седьмая симфония Д.Шостаковича, песня «Ленинградцы» И.Шварца, В.Коростылева, «Дорога жизни» А.Розенбаума, «Дети войны» О.Юдахиной, И.Резника, «Мир, который нужен всем»А.Ермолова)

- Ведущие: ученики 9 класса


На стенде записи: 8 сентября 1941 г- 27 января 1944 г., 871 день, «Дети войны», 125 г., «Дорога жизни», цветок жизни, рисунок ласточки с письмом в клюве.


Межпредметные связи: литература, история, музыка


Стадия вызова.

Групповая работа. (Ребята разделены на группы из 4-6 человек)

Учитель:

- Какие ассоциации у вас возникают, когда мы говорим слово ДЕТСТВО? (послушать ответы)

- Какие картины из вашего детства вам запомнились? Что бы вы хотели нарисовать? (Все участники каждой группы рисуют на постере, сообщают друг другу, что они нарисовали, затем один ученик представляет работу другим)

В то время, когда дети рисуют, на интерактивной доске включена презентация с песней «Мир, который нужен всем» АЕрмолова

2. Стадия осмысления.


Учитель:

Вам сейчас 10 – 14 лет. Вы родились и живете на мирной земле.

Как и положено, вы утром спокойно просыпаетесь, идете в школу, отвечаете на уроках, общаетесь со своими друзьями, играете с ними после школы, занимаетесь любимым видом спорта, слушаете музыку…

Вы видите, как строятся новые дома, как трактора в полях сеют пшеницу…

Вы ежедневно ходите в магазин, покупаете любимые булочки, пирожные…

Вы можете спокойно выйти на улицу, прислушаться к тому, как шумит листва на деревьях, поют птицы, как стучит дождь в окно, гремит гром…

Вы иногда играете в «войнушки», побеждаете врага и безмерно радуетесь…

У вас счастливое детство!

К великому счастью:

Вы не слышали орудийного грома, не видели ужасных взрывов войны

Вы не подозреваете, как легко разрушаются дома под градом бомб и снарядов.

Вы не представляете, что это такое – остаться без хлеба, быть голодным и бояться завтрашнего дня.

К счастью, вы не видели ужасов войны.

А ведь таким же, как вы детям, пришлось когда-то испытать все тягости, которые несет с собой война, удалось победить изнуряющий голод, холод, лишения и сохранить человеческие качества.

В этом году мы с вами отметим 70-летие Победы в Великой Отечественной войне.

- А что вы знаете о Великой Отечественной войне? (дети отвечают по желанию)


Чтецы (5 класс)

1:По рассказам и книжкам я знаю войну,

Что сиротами сделала многих детей.

Что заставила плакать седых матерей.

По рассказам и книжкам я знаю войну.


2: По рассказам и книжкам я вижу войну.

Вижу стены, разорванный бомбами дом.

Дым пожарищ, чернеющий пепел кругом.

По рассказам и книжкам я вижу войну.


3:По рассказам и книжкам я слышу войну

Слышу грохот орудий и раненых крик.

Слышу вздох партизан, затихших на миг.

По рассказам и книжкам я слышу войну.


4: Я не знаю войны, да зачем она мне?

Я хочу мирно жить, гимны петь красоте.

Надо мир укреплять, чтоб всегда и везде

Знали б лишь о прошедшей войне.



Учитель:

- Слышали ли вы о блокаде? Каковы ее последствия?



Инсценировка стихотворения М. Яснова «Бабушка» (ученики 6 класса)

Мы пришли к блокаднице,

Вынули тетрадку:

Расскажите, бабушка,

Все нам по порядку –

Как вы голодали,

Как вы замерзали,

Как на вас фугасы

По ночам бросали...


Придвигает бабушка

В вазочке конфетки,

Предлагает бабушка:

Угощайтесь, детки!

Здесь берите пряники,

А вот здесь – помадку...


Я на белой скатерти

Разложил тетрадку:

Кто лечил вас, бабушка,

Если вы болели?

Как же вы работали,

Если вы не ели?..


Отвечает бабушка,

Угощая чаем:

А пирог с капустою

Мы не покупаем,

Я сама пеку его –

Кушайте, касатки!..


Я вожу рассеянно

Ручкой по тетрадке:

Правда ли, что воду

Из Невы носили?

Сколько же народу

Вы похоронили?..


Отвечает бабушка:

Что ж вы не едите?

Может быть, оладушков

Вы еще хотите?

Ой, совсем забыла, –

Ешьте шоколадку!..

Мне девчонки шепчут:

Закрывай тетрадку!..


Съели мы оладушки

И пирог с капустой...

До свиданья, бабушка,

Было очень вкусно!

Учитель:

-Что узнали дети о блокаде из рассказа бабушки? А вы что поняли? (дети замерзали, были голодные, не было воды и приходилось ходить на Неву, много людей погибло от голода, холода, бомбежки)

Ведущий 1:

Сегодняшнее мероприятие у нас необычное, оно посвящается тем, кто выстоял блокаду Ленинграда, и посвящается самым юным героям - детям блокады.


Чтецы (6 класс)

Их теперь совсем немного –

Тех, кто пережил блокаду,

Кто у самого порога

Побывал к земному аду.


Были это дети просто,

Лишь мечтавшие о хлебе,

Дети маленького роста,

А душой почти на небе.


Каждый час грозил им смертью,

Каждый день был в сотню лет,

И за это лихолетье

Им положен Целый Свет.


Целый Свет всего, что можно,

И всего, чего нельзя.

Только будем осторожней –

Не расплещем память зря.


Память у людей конечна –

Так устроен человек,

Но ТАКОЕ надо вечно

Не забыть. Из века в век! (Л. Зазерский)


Ведущий 2:

22 июня 1941 г. началась Великая Отечественная война, и одним из событий этой трагической войны стала блокада Ленинграда.


Учитель (у исторической карты):

Гитлер решил стереть Ленинград с лица земли. Из приказов гитлеровского командования: «После поражения советской России нет никакого интереса для дальнейшего существования этого большого населенного пункта… Предложено тесно блокировать город и путем обстрелов из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбежки с воздуха сровнять его с землей».


Ведущий 1

Директива гитлеровского командования – стереть город с лица земли – выполнялась пунктуально. Город беспощадно бомбили и обстреливали. В берлинских штабах давно расчертили план Ленинграда на квадраты и пронумеровали важнейшие боевые цели… Что же это были за цели? Объект №192 – Дворец пионеров, №89 – больница, №708 – Институт охраны материнства и младенчества, №736 – средняя школа. Свой номер получили и Эрмитаж, и студенческие общежития, и церкви и храмы…

Ведущий 2:

Началась эвакуация из Ленинграда. На юго-восток потянулись эшелоны. Вывозили в первую очередь детей, женщин, больных и немощных, но не только – еще и целые заводы и фабрики с оборудованием и людьми.

Учитель:

Но вскоре эвакуироваться стало невозможно. 8 сентября 1941 года фашисты полностью окружили Ленинград с суши (показывает на карте). Около двух миллионов восьмисот тысяч человек не успели уехать. В осажденном Ленинграде осталось более 400 тысяч детей. Началась блокада, которая продлилась 871 день. Это самая продолжительная и страшная осада города за всю историю человечества. Почти 900 дней боли и страдания, мужества и самоотверженности.


Ведущий 1:

Население трагически сокращалось от бомбежек и обстрелов. Но не только бомбами и снарядами Гитлер пытался сломать Ленинград. Вскоре после начала блокады одна из бомб уничтожила продовольственные склады города. В осажденном городе продуктов практически не осталось, их стали отпускать по карточкам. В ноябре нормы отпуска хлеба по карточкам снизились до предела: рабочим и инженерно-техническим работникам полагалось 250 г. в сутки, остальным – по 125 г. Остальным – это служащим, старикам, немощным пенсионерам и – детям. Потеря карточки была настоящей трагедией. Особенно, если в начале месяца, и особенно, если карточек лишалась вся семья.


Учитель:

- Ребята, вы знаете, как выращивают хлеб? Какие пословицы о хлебе знаете? Прочитайте некоторые пословицы (дети берут «колосья». На них написаны пословицы:

Хлеб - всему голова

хлеб везде хорош;

хлеба ни куска, так и в тереме тоска, а хлеба край, так и под елью рай;

хлеба нет – корочка в честь;

хлеб – батюшка, вода – матушка;

хлеб хлебу брат;

худ обед, когда хлеба нет;

хлеба нет – корочка в честь.


- Ведущий 2:

Послушайте рассказ одной девочки, которую эвакуировали из Ленинграда: «Когда дети все спали, я побежала в поле. Все говорили: хлеб растет. Я понимала это в буквальном смысле. Думаю, надо раскопать ямку – и там буханка свежего хлеба. Я ее возьму и сыта буду. Сижу, копаю. Ямку глубокую выкопала, а хлеба – то нет! Сижу, реву. И вот, помню, какой-то очень высокий дядька идет: «Что ты здесь делаешь?» Говорю – хлеб копаю. И этот человек посадил меня на плечи, куда-то принес. Картошки мне дал и долго рассказывал, что хлеб надо сначала посеять, потом вырастить, убрать, муку смолоть, потом испечь. Тогда это хлеб будет: (с.164)


Ведущий 1:

«В перечне блокадной еды всякое можно найти – конопляные зерна от птичьего корма, и самих канареек, и дроздов, и попугаев, собирали мучной клей от обоев, извлекали его из переплетов, вываривали приводные ремни, ели кошек, собак, ворон, потребляли всякого рода технические масла, использовали олифу, лекарства, специи, вазелин, всевозможные отходы растительного сырья. Список это длинный, удивительный по своей изобретательности. (с.38)

Предлагается прослушать выступление Павла Картаева о блокаде Ленинграда (запись)

Учитель:

Каждый человек в осажденном городе оказывал врагу сопротивление – уже одним фактом своей продолжавшейся жизни, своей духовной силой, своей уверенностью в завтрашнем мирном дне. До сих пор кажется неправдоподобным, что люди в условиях блокады занимались научным поиском, писали стихи, сочиняли музыку!

(Звучит отрывок из 7-ой симфонии Д.Д.Шостаковича).


Ведущий 2:

Начинался голод - наемный убийца гитлеровцев, как сказала ленинградская поэтесса Ольга Берггольц. Да, это было действительно так. Фашисты поставили голод в один ряд с другими военными операциями и надеялись, что из-за голода город обезлюдится быстро.


Учитель:

Научное обоснование операции «Голод» разработал крупный гитлеровский специалист по питанию профессор Цигельмайер. Он прекрасно знал о существовавшей в городе хлебной норме в 125г! По его расчетам, город должен был умереть в первую блокадную зиму.


Ведущий 1 Чтение отрывка из «Блокадной книги»:

«Цигельмайер вычислял, сколько может продлиться блокада при существующем рационе, когда люди начнут умирать, как будет происходить умирание, в какие сроки они все вымрут» (с.31)

«Жители города должны, обязаны были умереть, а они продолжали жить, они двигались, они работали, нарушая незыблемые законы науки. Цигельмайер не понимал, в чем он просчитался» (с. 33)


Ведущий 2:

К началу блокады в городе были мизерные запасы продовольствия и топлива. Введенные по карточной системе нормы продовольствия снижались много раз. Прекратилась подача электроэнергии. Дерево для растопки печки стоило почти как человеческая жизнь. Остановились трамваи и троллейбусы, вышли из строя водопровод и канализация. Зимой снежные сугробы перекрывали улицы. Жестокий голод и свирепый холод обрушились на город.


Учитель:

Сто двадцать пять граммов блокадного хлеба! Пепельно-черный кубик на сморщенной ладони. Главное, а то и единственное суточное пропитание, роковые сто двадцать пять граммов. Как жить? Как выжить? Но город держался.

Особенно больно ударила блокада по детству.

Детство в блокадном Ленинграде. Какое оно?

Как жили дети осажденного города?

О чем думали, о чем мечтали?

Мы можем узнать об этом, обратившись к "Блокадной книге" А.Адамовича и Д.Гранина. Эта книга особенная, она написана на основе воспоминаний тех людей, которые жили в блокадном Ленинграде. Одна из глав книги называется «Ленинградские дети».


Просморт презентации «Мы помним» с песней «Дети войны»


Ведущий 1. Чтение отрывка из книги:

«Ленинградские дети» Когда звучали эти слова – на Урале и за Уралом, в Ташкенте и в Куйбышеве, в Алматы и во Фрунзе, - у человека сжималось сердце. Всем, особенно детям, принесла горе война. Но на этих обрушилось столько, что каждый с невольным чувством вины искал, чтобы хоть что-то снять с их детских плеч, души, переложить на себя. Это звучало как пароль – «ленинградские дети» (с.153)


Ведущий 2:

Война прошлась по детским судьбам грозно,

Всем было трудно, трудно для страны

Но детство изувечено серьёзно:

Страдали тяжко дети от войны…


Чтецы (7 класс)

А мы не стали памяти перечить

И, вспомнив дни далекие, когда

Упала нам на слабенькие плечи

Огромная, не детская беда.


Была зима и жесткой и метельной,

Была судьба у всех людей одна.

У нас и детства не было отдельно,

А были вместе – детство и война.


И нас большая Родина хранила,

И нам Отчизна матерью была.

Она детей от смерти заслонила,

Своих детей для жизни сберегла.


Года пройдут, но эти дни и ночи

Придут не раз во сне тебе и мне.

И, пусть мы были маленькими очень,

Мы тоже победили в той войне. (Р.Рождественский)


Учитель:

- Ребята, нравится вам ходить в школу? Какие предметы любите? Помните ли вы случаи, когда в школе отменялись занятия? (послушать ответы учащихся)


Ведущий 1:

Несмотря на голод, холод, в блокадном Ленинграде шли занятия в школе. В первый год блокадной зимы работало 39 школ. Местом учебы стали и некоторые бомбоубежища жилых зданий. Даже в жутких условиях дети учились. Это был подвиг. Опасен и тяжел путь в школу. На улицах часто рвались снаряды. В помещениях стоял такой мороз, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках, рукавицах. Руки коченели, а мел выскальзывал из пальцев. Ученики шатались от голода, но все равно учились.


Учитель:

- Ребята, в какие игры вы любите играть? (послушать ответы)


Ведущий 1:

Ленинградские дети разучились шалить. И даже смеяться разучились. Не хватало сил даже на улыбку: «Вы знаете, мы не очень озорничали. Нас, по-моему, не за что было наказывать, только расшевелить можно было. Во всяком случае, когда я в школу пошла… Вот запомнила имя своей учительницы в первом классе –Елена Игнатьевна. Она, когда мы впервые чему-то засмеялись в классе – это уже было, наверно, в 44 году, класс почему-то захохотал, - она после этого пошла по домам, обошла родителей и всем говорила: «Сегодня ваши дети смеялись!» Это было самым важным сообщением (из рассказа А.Агронской, с.157)


Ведущий 2:

В первом смехе детей Елена Игнатьевна увидела важное событие. Она оценила это событие как великое, может быть решающее. Настолько, что обошла всех родителей.


Учитель:

- Ребята, вы любите Новый год? Какие впечатления остались от Нового года?


Ведущий 2:

Послушайте о новогодних елках 1942 года: «Мы пошли на елку. Сидели в классе. Окна были затемнены, в коридорах тоже. Нас развели по классам. Когда мы пришли, был концерт. Я его не помню. Помню, елка была без огней.

В столовой пообедали, все быстренько съели. Пошли по классам. Каждый класс пришел к себе. Там на ощупь стали раздавать 18 изюминок в шоколаде. Из школы выходили по 2-3 человека. Было уже 6 часов вечера. Матери оставшиеся дома, страшно беспокоились. Могли отобрать подарки, избить»


Учитель:

- Ребята не обратили внимания на фокусника, концерт, елку. В памяти отчетливо остались лишь 18 изюминок в шоколаде. Вот таким запомнился Новый год.

А вот еще рассказы детей: «Помню эпизод, когда нас уже привезли на Урал. Нам дали пряники. Их делили не поперек, а вдоль. Чтобы видимость целого пряника была, а не половины… Эти пряники давали и все спрашивали: «Вкусно?» А я даже не понимала. Помню, сидела и рассуждала: что такое вкусно, невкусно? Что такое хочется есть или не хочется есть? Клянусь, сижу в углу, и вот эта мысль у меня: что такое значит «не хочу есть?»


Ведущий 1:

Несмотря на все трудности и лишения, люди находили в себе силы помогать друг другу, отдавая живым весь сохранившийся запас душевного участия. Даже маленькие дети проявляли самые глубокие человеческие качества. Вот рассказ Ирины Киреевой, которая с сестрой оказалась в больнице: «Когда привозили детей, они часто уже есть не могли, так были истощены. Меня поразило то, что в три с половиной года дети стали взрослыми… Это было страшно. Помню привезли ребят-близнецов… Вот родители прислали им маленькую передачу: три печеньица и три конфетки. Сонечка и Сереженька – так звали ребятишек. Мальчик себе и ей дал по печенью, потом печенье поделили пополам. Остаются крошки, он отдает их сестричке. А она бросает ему такую фразу: «Сереженька, мужчинам тяжело переносить войну, эти крошки съешь ты». Им было по три года! Они даже едва говорили». (с.133)


Учитель:

- Ребята, приходилось ли вам вести дневник жизни? О чем в них можно писать?


Ведущий 2:

- Во время блокады многие вели дневники, и один из них – это дневник пятнадцатилетнего мальчика Юры Рябинина. Авторы «Блокадной книги» отмечают, что «все, кто соприкасался с дневником Рябинкина, безошибочно ощущали силу и талантливость этого документа» (с.214). Юра описывает подробно день начала войны, когда он, как и другие дети, еще полностью не осознавал предстоящих ужасов голодного Ленинграда. А затем последуют записи, которые будут свидетельствовать о взрослении Юры. «Многое ломалось, перестраивалось в этом неустановившемся характере. Он развивался быстро» Ему предстояло все открыть впервые и хорошее и плохое и в себе и в людях (с.280)

«Мне надо приучаться к голоду, а я не могу. Ну что же мне делать? Я не знаю, как я смогу учиться. Я хотел на днях заняться алгеброй, а в голове не формулы, а буханки хлеба… Самое обидное, самое что ни на есть плохое для меня – это то: я здесь живу в голоде, в холоде, среди блох, а рядом комната, где жизнь совершенно иная – всегда хлеб, каша, мясо, конфеты, тепло, комфорт… Это называется завистью – то, что я чувствую при мысли о соседке Анфисе Николаевне, но побороть ее не могу» (с.296)

- Дневник для Юры стал опорой, возможностью видеть себя как бы со стороны, самокритично разбирать свои поступки. Дневник становился как бы совестью, которая его словами же обращалась к нему.

«Я совсем почти не могу ни ходить, ни работать. Почти полное отсутствие сил. Мама еле тоже ходит - я уж себе даже представить этого не могу, как она ходит. Теперь она часто меня бьет, ругает, кричит, с ней происходят бурные нервные припадки, она не может вынести моего никудышного вида - вида слабого от недостатка сил, голодающего, измученного человека, который еле передвигается с места на место, мешает и "притворяется? больным и бессильным. Но я ведь не симулирую свое бессилие, Нет! Это не притворство, силы (...) из меня уходят, уходят, плывут... А время тянется, тянется, и длинно, долго!.. О господи, что со мной происходит?

И сейчас я, я, я...» (с.363)

Самое страшное это то, что ничем нельзя помочь ни Юре, ни его сестре и всем другим блокадникам. Авторы книги пишут: Он не сумел до конца понять, что, почему пришлось погибнуть, не успев осуществить себя, как ему казалось, ни в чем. Но остался его дневник и через его дневник – его страстное томление по жизни» (с.427)


Фото Юры Рябинкина (на доске)

hello_html_58cbe8d7.jpg


Учитель:

- Поведала людям о войне, принесшей столько горя ей и её близким, одиннадцатилетняя девочка Таня Савичева.

Фото Тани Савичевой и ее дневника (на доске)

hello_html_m6aeeeb25.jpg


Чтец

9 страничек. Страшные строчки.

Нет запятых, только черные точки.

Пусто и тихо в промерзшей квартире.

Кажется, радости нет больше в мире.

Если бы хлебушка всем по кусочку,

Может, короче дневник был на строчку.

Маму и бабушку голод унес.

Нет больше сил и нет больше слез.

Умерли дядя, сестренка и брат

Смертью голодной…” Пустел Ленинград.

Умерли все. Что поделать. Блокада.

Голод уносит людей Ленинграда.

Тихо в квартире. В живых только Таня.

В маленьком сердце столько страданья!

Умерли все! Никого больше нет.

Девочке Тане 11 лет… ( И.Малышев)


Ведущий 1:

Сам дневник сегодня выставлен в музее истории Ленинграда, а его копия - в витрине одного из павильонов Пискарёвского мемориального кладбища. До сих пор останавливаются перед этими строчками, старательно выведенными детской рукой, потрясенные люди разных возрастов и разных национальностей, вглядываются в простые страшные слова.


Ведущий 2:

Не удалось спасти и саму Таню. Даже после того, как ее вывезли из блокадного города. Ее мучили страшные головные боли, открылся туберкулез. Через 2 года Тани не стало. На ее могиле установлен памятник, на котором высечены строки из ее дневника. В честь Тани названа одна из планет.


Учитель:

В связи с вражеской блокадой Государственный Комитет Обороны принял решение организовать непрерывную связь страны с Ленинградом через Ладожское озеро (показывает на карте). Это стало возможно только зимой, когда озеро замерзло. По льду Ладоги была проложена «Дорога жизни», и о ней писала поэтесса Ольга Берггольц, пережившая со всеми вместе блокаду:

Дорогой жизни шел к нам хлеб,

Дорогой дружбы многих к многим.

Еще не знают на земле

Страшней и радостней дороги…

Просмотр презентации к песне Розенбаума «Дорога жизни»


Учитель:

-Весной 1942 года многие ленинградцы носили на груди жетон, маленький жестяной значок – ласточку с письмом в клюве. Этот знак стал ответом на заявления фашистов о том, что в город даже птица не пролетит. Жители осажденного Ленинграда показывали, что ждут хороших вестей с фронта, что не теряют связи со своей страной. «Блокадная ласточка» – символ надежды на лучшее, на скорую встречу с родными и близкими. В 1945 г. Ольга Берггольц написала стихотворение «Блокадная ласточка»




Чтец:

Сквозь года, и радость, и невзгоды

вечно будет мне сиять одна –

та весна сорок второго года,

в осажденном городе весна.

Маленькую ласточку из жести

я носила на груди сама.

Это было знаком доброй вести,

это означало: "Жду письма".

Этот знак придумала блокада.

Знали мы, что только самолет,

только птица к нам, до Ленинграда,

с милой-милой родины дойдет.


Ведущий 1:

Гитлер, который брал города за несколько дней, покорял целые страны за несколько недель, жестоко просчитался. Ленинград не сдался, несмотря ни на что!

Ведущий 2:

27 января 1944 года – 71 год тому назад – залпы орудий возвестили миру о победе советских войск под Ленинградом, о полном снятии блокады в городе.

Ведущий 1:

Нет примеров, равных почти 900-дневной обороне блокированного Ленинграда. Ничто не сравнится с этой героической эпопеей.

Ведущий 2:

«Никто не забыт и ничто не забыто». Эти слова родились в Ленинграде. Мы должны помнить и знать все, что вынесли, что сделали ленинградцы и защитники Ленинграда – те, что прокладывали для нас через войну дороги Победы, дороги Жизни.

Ведущий 1:

8 мая 1965 года городу Ленинграду было присвоено звание «Города – героя».

28 октября 1968 года был открыт монумент “Цветок жизни”. Он создан в память о погибших детях блокадного Ленинграда. Высота памятника 15 метров. На лепестках цветка изображены лицо улыбающегося мальчика и слова “Пусть всегда будет солнце”. Рядом находится плита, на которой надпись: Во имя жизни и против войны. Детям – юным героям Ленинграда 1941–1944 годов”.

Возле памятника “Цветок жизни” высажено 900 берез, по одной березе за каждый день блокады. До сих пор в январские дни березы украшают алыми галстуками.


Монумент «Цветок жизни»


hello_html_645c42fc.jpg


Стадия рефлексии.

Учитель:

-Ребята, давайте мы на ласточках (стикерах) напишем свои пожелания детям всего мира.



Внеклассное мероприятие для средних классов Эпопея человеческих страданий. Дети блокады.
  • Русский язык и литература
Описание:

Внеклассное мероприятие для  средних классов

 

 

 

Эпопея человеческих страданий.

 

Дети блокады.

 

 (по книге Д.Гранина, А.Адамовича «Блокадная книга»)

 

 

 

Хамитова Куралай Тулегеновна, 

 

учитель русского языка и литературы Донской средней школы

 

Енбекшильдерского района  Акмолинской области Республики Казахстан

 

е/mail donskaya-ssh@mail.ru

 

 

 

Данное мероприятие было разработано по книге Д.Гранина и А.Адамовича «Блокадная книга» в рамках подготовки к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.

 

В мероприятии освещается проблема выживаемости, самоотверженности, героизма маленьких граждан  в трудные годы ленинградской блокады.

 

Читая рассказы о блокаде Ленинграда, ученики смогут лучше воспринимать историю своей Родины, сравнивая жизнь детей разных поколений.

 

К участию приглашаются учащиеся 5-7 классов, их родители, учителя школы.

 

 

 

Цели:

 

- Познакомить учащихся с художественными произведениями и с документалистикой (обзорно), описывающими событиями блокады Ленинграда 1941 г- 1944г

 

- Развивать интерес к изучению произведений, посвященных Великой Отечественной войне

 

- Пробудить патриотические чувства ребят к своей Отчизне, способствовать формированию стойких человеческих качеств на примере жизни и подвига  детей  блокадного Ленинграда

 

- Познакомить с музыкальными произведениями; которые посвящены защитникам Ленинграда и участникам Ленинградской блокады

 

 

 

Используемый материал:

 

-книга Д.Гранина, А. Адамовича «Блокадная книга»

 

- презентация с текстовой подборкой «Мы помним», «Дети войны»

 

-  стихи О.Берггольц, Р.Рождественского, Л.Зазерского, И.Малышева  и др. авторов

 

- музыкальные номера (Седьмая симфония Д.Шостаковича, песня «Ленинградцы» И.Шварца, В.Коростылева, «Дорога жизни» А.Розенбаума, «Дети войны» О.Юдахиной, И.Резника, «Мир, который нужен всем»А.Ермолова)

 

- Ведущие: ученики 9 класса

 

 

 

На стенде записи: 8 сентября 1941 г- 27 января 1944 г., 871 день, «Дети войны», 125 г., «Дорога жизни», цветок жизни, рисунок ласточки с письмом в клюве.

 

 

 

Межпредметные связи: литература, история, музыка

 

 

 

Стадия вызова.

 

Групповая работа. (Ребята разделены  на группы из 4-6 человек)

 

Учитель:

 

- Какие ассоциации у вас возникают, когда мы говорим слово ДЕТСТВО? (послушать ответы)

 

- Какие картины из вашего детства вам запомнились? Что бы вы хотели нарисовать? (Все участники каждой группы рисуют на постере, сообщают друг другу, что они нарисовали, затем один ученик  представляет  работу другим)

 

В то время, когда дети рисуют, на интерактивной доске включена презентация с песней «Мир, который нужен всем» АЕрмолова

 

2. Стадия осмысления. 

 

 

 

Учитель:

 

Вам сейчас 10 – 14 лет. Вы родились и живете на мирной земле.

 

Как и положено, вы утром спокойно просыпаетесь, идете в школу, отвечаете на уроках, общаетесь со своими друзьями, играете с ними после школы, занимаетесь любимым видом спорта, слушаете музыку…

 

Вы видите, как строятся новые дома, как трактора в полях сеют пшеницу…

 

Вы ежедневно ходите  в магазин, покупаете любимые булочки, пирожные…

 

Вы можете спокойно выйти  на улицу, прислушаться к тому, как шумит листва на деревьях, поют птицы, как стучит дождь в окно, гремит гром…

 

Вы иногда играете в «войнушки», побеждаете врага и  безмерно радуетесь…

 

У вас счастливое детство! 

 

К великому счастью:

 

Вы не слышали орудийного грома, не видели ужасных взрывов войны

 

Вы не подозреваете, как легко разрушаются  дома под градом бомб и снарядов.

 

Вы не представляете, что это такое – остаться без хлеба, быть голодным и бояться  завтрашнего дня.

 

К счастью, вы не  видели ужасов войны.

 

А ведь таким же, как вы детям, пришлось когда-то испытать все тягости, которые несет с собой война, удалось победить  изнуряющий голод, холод, лишения и сохранить человеческие качества.

 

В этом году мы с вами отметим 70-летие Победы в Великой Отечественной войне.

 

- А что вы знаете о Великой Отечественной войне?  (дети отвечают по желанию)

 

 

 

Чтецы (5 класс)

 

1:По рассказам и книжкам я знаю войну,

 

Что сиротами сделала многих детей.

 

Что заставила плакать седых матерей.

 

По рассказам и книжкам я знаю войну.

 

 

 

2: По рассказам и книжкам я вижу войну.

 

Вижу стены, разорванный бомбами дом.

 

Дым пожарищ, чернеющий пепел кругом.

 

По рассказам и книжкам я вижу войну.

 

 

 

3:По рассказам и книжкам я слышу войну

 

Слышу грохот орудий и раненых крик.

 

Слышу вздох партизан, затихших на миг.

 

По рассказам и книжкам я слышу войну.

 

 

 

4: Я не знаю войны, да зачем она мне?

 

Я хочу мирно жить, гимны петь красоте.

 

Надо мир укреплять, чтоб всегда и везде

 

Знали б лишь о прошедшей войне.

 

 

 

 

 

Учитель:

 

- Слышали ли вы о блокаде?  Каковы ее последствия?

 

 

 

 

 

Инсценировка стихотворения М. Яснова «Бабушка» (ученики  6 класса)

 

Мы пришли к блокаднице,

 

Вынули тетрадку:

 

– Расскажите, бабушка,

 

Все нам по порядку –

 

Как вы голодали,

 

Как вы замерзали,

 

Как на вас фугасы

 

По ночам бросали...

 

 

 

Придвигает бабушка

 

В вазочке конфетки,

 

Предлагает бабушка:

 

– Угощайтесь, детки!

 

Здесь берите пряники,

 

А вот здесь – помадку...

 

 

 

Я на белой скатерти

 

Разложил тетрадку:

 

Кто лечил вас, бабушка,

 

Если вы болели?

 

Как же вы работали,

 

Если вы не ели?..

 

 

 

Отвечает бабушка,

 

Угощая чаем:

 

– А пирог с капустою

 

Мы не покупаем,

 

Я сама пеку его –

 

Кушайте, касатки!..

 

 

 

Я вожу рассеянно

 

Ручкой по тетрадке:

 

Правда ли, что воду

 

Из Невы носили?

 

Сколько же народу

 

Вы похоронили?..

 

 

 

Отвечает бабушка:

 

Что ж вы не едите?

 

Может быть, оладушков

 

Вы еще хотите?

 

Ой, совсем забыла, –

 

Ешьте шоколадку!..

 

Мне девчонки шепчут:

 

Закрывай тетрадку!..

 

 

 

Съели мы оладушки

 

И пирог с капустой...

 

До свиданья, бабушка,

 

Было очень вкусно!

 

Учитель:

 

-Что узнали дети о блокаде  из рассказа бабушки? А вы что поняли? (дети замерзали, были голодные, не было воды и приходилось ходить на Неву, много людей погибло от голода, холода, бомбежки)

 

Ведущий 1:

 

Сегодняшнее мероприятие у нас необычное, оно посвящается тем, кто выстоял блокаду Ленинграда, и посвящается самым юным героям - детям блокады.

 

 

 

Чтецы (6 класс)

 

Их теперь совсем немного –

 

Тех, кто пережил блокаду,

 

Кто у самого порога

 

Побывал к земному аду.

 

 

 

Были это дети просто,

 

Лишь мечтавшие о хлебе,

 

Дети маленького роста,

 

А душой почти на небе.

 

 

 

Каждый час грозил им смертью,

 

Каждый день был в сотню лет,

 

И за это лихолетье

 

Им положен Целый Свет.

 

 

 

Целый Свет всего, что можно,

 

И всего, чего нельзя.

 

Только будем осторожней –

 

Не расплещем память зря.

 

 

 

Память у людей конечна –

 

Так устроен человек,

 

Но ТАКОЕ надо вечно

 

Не забыть. Из века в век! (Л. Зазерский)

 

 

 

Ведущий 2:

 

22 июня 1941 г. началась Великая Отечественная война, и одним из событий этой трагической войны стала блокада Ленинграда.

 

 

 

Учитель (у исторической карты):

 

Гитлер решил стереть Ленинград с лица земли. Из приказов гитлеровского командования: «После поражения советской России нет никакого интереса для дальнейшего существования этого большого населенного пункта… Предложено тесно блокировать город и путем обстрелов из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбежки с воздуха сровнять его с землей».

 

 

 

Ведущий 1

 

Директива гитлеровского командования – стереть город с лица земли – выполнялась пунктуально. Город беспощадно бомбили и обстреливали. В берлинских штабах давно расчертили план Ленинграда на квадраты и пронумеровали важнейшие боевые цели… Что же это были за цели? Объект №192 – Дворец пионеров, №89 – больница, №708 – Институт охраны материнства и младенчества, №736 – средняя школа. Свой номер получили и Эрмитаж, и студенческие общежития, и церкви и храмы…

 

Ведущий 2:

 

Началась эвакуация из Ленинграда. На юго-восток потянулись эшелоны. Вывозили в первую очередь детей, женщин, больных и немощных, но не только – еще и целые заводы и фабрики с оборудованием и людьми.

 

Учитель:

 

Но вскоре эвакуироваться стало невозможно. 8 сентября 1941 года фашисты полностью окружили Ленинград с суши (показывает на карте). Около двух миллионов восьмисот тысяч человек не успели уехать. В осажденном Ленинграде осталось более 400 тысяч детей. Началась блокада, которая продлилась 871 день. Это самая продолжительная и страшная осада города за всю историю человечества. Почти 900 дней боли и страдания, мужества и самоотверженности.

 

 

 

Ведущий 1:

 

Население трагически сокращалось от бомбежек и обстрелов. Но не только бомбами и снарядами Гитлер пытался сломать Ленинград. Вскоре после начала блокады одна из бомб уничтожила продовольственные склады города. В осажденном городе продуктов практически не осталось, их стали отпускать по карточкам. В ноябре нормы отпуска хлеба по карточкам снизились до предела: рабочим и инженерно-техническим работникам полагалось 250 г. в сутки, остальным – по 125 г. Остальным – это служащим, старикам, немощным пенсионерам и – детям. Потеря карточки была настоящей трагедией. Особенно, если в начале месяца, и особенно, если карточек лишалась вся семья.

 

 

 

Учитель:

 

- Ребята, вы знаете, как выращивают хлеб? Какие пословицы о хлебе знаете? Прочитайте некоторые пословицы (дети берут «колосья». На них написаны пословицы:

 

Хлеб  - всему голова

 

хлеб везде хорош;

 

хлеба ни куска, так и в тереме тоска, а хлеба край, так и под елью рай;

 

 хлеба нет – корочка в честь;

 

хлеб – батюшка, вода – матушка;

 

хлеб хлебу брат;

 

худ обед, когда хлеба нет;

 

хлеба нет – корочка в честь.

 

 

 

- Ведущий 2:

 

Послушайте рассказ одной девочки, которую эвакуировали из Ленинграда: «Когда дети все спали, я побежала в поле. Все говорили: хлеб растет. Я понимала это в буквальном смысле. Думаю, надо раскопать ямку – и там буханка свежего хлеба. Я ее возьму и сыта буду. Сижу, копаю. Ямку глубокую выкопала, а хлеба – то нет! Сижу, реву. И вот, помню, какой-то очень высокий дядька идет: «Что ты здесь делаешь?» Говорю – хлеб копаю. И этот человек посадил меня на плечи, куда-то принес. Картошки мне дал и долго рассказывал, что хлеб надо сначала посеять, потом вырастить, убрать, муку смолоть, потом испечь. Тогда это хлеб будет: (с.164)

 

 

 

Ведущий 1:

 

«В перечне блокадной еды всякое можно найти – конопляные зерна от птичьего корма, и самих канареек, и дроздов, и попугаев, собирали мучной клей от обоев, извлекали его из переплетов, вываривали приводные ремни, ели кошек, собак, ворон, потребляли всякого рода технические масла, использовали олифу, лекарства, специи, вазелин, всевозможные отходы растительного сырья. Список это длинный, удивительный по своей изобретательности. (с.38)

 

Предлагается прослушать выступление Павла Картаева о блокаде Ленинграда (запись)

 

Учитель:

 

Каждый человек в осажденном городе оказывал врагу сопротивление – уже одним фактом своей продолжавшейся жизни, своей духовной силой, своей уверенностью в завтрашнем мирном дне. До сих пор кажется неправдоподобным, что люди в условиях блокады занимались научным поиском, писали стихи, сочиняли музыку!

 

(Звучит отрывок из 7-ой симфонии Д.Д.Шостаковича).

 

 

 

Ведущий 2:

 

Начинался голод - наемный убийца гитлеровцев, как сказала ленинградская поэтесса Ольга Берггольц. Да, это было действительно так. Фашисты поставили голод  в один ряд с другими военными операциями и надеялись, что  из-за голода город  обезлюдится быстро.

 

 

 

Учитель:

 

Научное обоснование операции «Голод» разработал крупный гитлеровский специалист по питанию профессор Цигельмайер. Он прекрасно знал о существовавшей в городе хлебной норме в 125г! По его расчетам, город должен был умереть в первую блокадную зиму.

 

 

 

Ведущий 1    Чтение отрывка из «Блокадной книги»:

 

 «Цигельмайер вычислял, сколько может продлиться блокада при существующем рационе, когда люди начнут умирать, как будет происходить умирание, в какие сроки они все вымрут» (с.31)

 

«Жители города должны, обязаны были умереть, а они продолжали жить, они двигались, они работали, нарушая незыблемые законы науки.  Цигельмайер не понимал, в чем он просчитался» (с. 33)

 

 

 

Ведущий 2:

 

К началу блокады в городе были мизерные запасы продовольствия и топлива. Введенные по карточной системе нормы продовольствия снижались много раз. Прекратилась подача электроэнергии. Дерево для растопки печки стоило почти как человеческая жизнь. Остановились трамваи и троллейбусы, вышли из строя водопровод и канализация. Зимой снежные сугробы перекрывали улицы. Жестокий голод и свирепый холод обрушились на город.

 

 

 

Учитель:

 

            Сто двадцать пять граммов блокадного хлеба! Пепельно-черный кубик на сморщенной ладони. Главное, а то и единственное суточное пропитание, роковые сто двадцать пять граммов. Как жить? Как выжить? Но город держался.

 

Особенно больно ударила блокада   по детству.

 

Детство в блокадном Ленинграде. Какое оно?

 

Как жили дети осажденного города?

 

О чем думали, о чем мечтали?

 

Мы можем узнать об этом, обратившись к "Блокадной книге" А.Адамовича и Д.Гранина. Эта книга особенная, она написана на основе воспоминаний тех людей, которые жили в блокадном Ленинграде. Одна из глав книги называется «Ленинградские дети».

 

 

 

Просморт презентации  «Мы помним» с песней «Дети войны»

 

 

 

Ведущий 1.   Чтение отрывка из книги:

 

«Ленинградские дети» Когда звучали эти слова – на Урале и за Уралом, в Ташкенте и в Куйбышеве, в Алматы и во Фрунзе, - у человека сжималось сердце. Всем, особенно детям, принесла горе война. Но на этих обрушилось столько, что каждый с невольным чувством вины искал, чтобы хоть что-то снять с их детских плеч, души, переложить на себя. Это звучало как пароль – «ленинградские дети» (с.153)

 

 

 

Ведущий 2:

 

Война прошлась по детским судьбам грозно,

 

 Всем было трудно, трудно для страны

 

 Но детство изувечено серьёзно:

 

Страдали тяжко дети от войны…

 

 

 

Чтецы (7 класс)

 

А мы не стали памяти перечить

 

И, вспомнив дни далекие, когда

 

Упала нам на слабенькие плечи

 

Огромная, не детская беда.

 

 

 

Была зима и жесткой и метельной,

 

Была судьба у всех людей одна.

 

У нас и детства не было отдельно,

 

А были вместе – детство и война.

 

 

 

И нас большая Родина хранила,

 

И нам Отчизна матерью была.

 

Она детей от смерти заслонила,

 

Своих детей для жизни сберегла.

 

 

 

Года пройдут, но эти дни и ночи

 

Придут не раз во сне тебе и мне.

 

И, пусть мы были маленькими очень,

 

Мы тоже победили в той войне.          (Р.Рождественский)

 

 

 

Учитель:

 

- Ребята, нравится вам ходить в школу? Какие предметы любите? Помните ли вы случаи, когда в школе отменялись занятия?  (послушать ответы учащихся)

 

 

 

Ведущий 1:

 

Несмотря на голод, холод, в блокадном Ленинграде шли занятия в школе. В первый год блокадной зимы работало 39 школ. Местом учебы стали и некоторые бомбоубежища жилых зданий. Даже в жутких условиях дети учились. Это был подвиг. Опасен и тяжел путь в школу. На улицах часто рвались снаряды. В помещениях стоял такой мороз, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках, рукавицах. Руки коченели, а мел выскальзывал из пальцев. Ученики шатались от голода, но все равно учились.

 

 

 

Учитель:

 

- Ребята, в какие игры вы любите играть? (послушать ответы)

 

 

 

Ведущий 1:

 

Ленинградские дети разучились шалить. И даже смеяться разучились. Не хватало сил даже на улыбку: «Вы знаете, мы не очень озорничали. Нас, по-моему, не за что было наказывать, только расшевелить можно было. Во всяком случае, когда я в школу пошла… Вот запомнила имя своей учительницы в первом классе –Елена Игнатьевна. Она, когда мы впервые чему-то засмеялись в классе – это уже было, наверно, в 44 году, класс почему-то захохотал, - она после этого пошла по домам, обошла родителей и всем говорила: «Сегодня ваши дети смеялись!» Это было самым важным сообщением (из рассказа А.Агронской, с.157)

 

 

 

Ведущий 2:

 

В первом смехе детей Елена Игнатьевна увидела важное событие.  Она оценила это событие как великое, может быть решающее. Настолько, что обошла всех родителей.

 

 

 

Учитель:

 

- Ребята, вы любите Новый год? Какие впечатления остались от Нового года?

 

 

 

Ведущий 2:

 

Послушайте о новогодних елках 1942 года: «Мы пошли на елку. Сидели в классе. Окна были затемнены, в коридорах тоже. Нас развели по классам. Когда мы пришли, был концерт. Я его не помню. Помню, елка была без огней.

 

            В столовой пообедали, все быстренько съели. Пошли по классам. Каждый класс пришел к себе. Там на ощупь стали раздавать 18 изюминок в шоколаде. Из школы выходили по 2-3 человека. Было уже 6 часов вечера. Матери оставшиеся дома, страшно беспокоились. Могли отобрать подарки, избить»

 

 

 

Учитель:

 

- Ребята не обратили внимания на фокусника, концерт, елку. В памяти отчетливо остались лишь 18 изюминок в шоколаде. Вот таким запомнился Новый год.

 

А вот еще рассказы детей: «Помню эпизод, когда нас уже привезли на Урал. Нам дали пряники. Их делили не поперек, а вдоль. Чтобы видимость целого пряника была, а не половины… Эти пряники давали и все спрашивали: «Вкусно?» А я даже не понимала. Помню, сидела и рассуждала: что такое вкусно, невкусно? Что такое хочется есть или  не хочется есть? Клянусь, сижу в углу, и вот эта мысль у меня: что такое значит «не хочу есть?»

 

 

 

Ведущий 1:

 

Несмотря на все трудности и лишения, люди находили в себе силы помогать друг другу, отдавая живым весь сохранившийся запас душевного участия.  Даже маленькие дети проявляли самые глубокие человеческие качества. Вот рассказ Ирины Киреевой, которая с сестрой оказалась в больнице: «Когда привозили детей, они часто уже есть не могли, так были истощены. Меня поразило то, что в три с половиной года дети стали взрослыми… Это было страшно. Помню привезли ребят-близнецов… Вот родители прислали им маленькую передачу: три печеньица и три конфетки. Сонечка и Сереженька – так звали ребятишек. Мальчик себе и ей дал по печенью, потом печенье поделили пополам. Остаются крошки, он отдает их сестричке. А она бросает ему такую фразу: «Сереженька, мужчинам тяжело переносить войну, эти крошки съешь ты». Им было по три года! Они даже едва говорили». (с.133)

 

 

 

Учитель:

 

- Ребята, приходилось ли вам вести дневник жизни? О чем в них можно писать?

 

 

 

 Ведущий 2:

 

- Во время блокады многие вели дневники, и один из них – это дневник пятнадцатилетнего мальчика Юры Рябинина. Авторы «Блокадной книги» отмечают, что «все, кто соприкасался с дневником Рябинкина, безошибочно ощущали силу и талантливость этого документа» (с.214). Юра описывает подробно день начала войны, когда он, как и другие дети, еще полностью не осознавал  предстоящих ужасов голодного Ленинграда. А затем последуют записи, которые будут свидетельствовать о взрослении Юры. «Многое ломалось, перестраивалось в этом неустановившемся характере. Он развивался быстро» Ему предстояло все открыть впервые и хорошее и плохое и в себе и в людях (с.280)

 

«Мне надо приучаться к голоду, а я не могу. Ну что же мне делать? Я не знаю, как я смогу учиться. Я хотел на днях заняться алгеброй, а в голове не формулы, а буханки хлеба… Самое обидное, самое что ни на есть плохое для меня – это то:  я здесь живу в голоде, в холоде, среди блох, а рядом комната, где жизнь совершенно иная – всегда хлеб, каша, мясо, конфеты, тепло, комфорт… Это называется завистью – то, что я чувствую при мысли о соседке Анфисе Николаевне, но побороть ее не могу»  (с.296)

 

- Дневник для Юры стал опорой, возможностью видеть себя как бы со стороны, самокритично разбирать свои поступки. Дневник становился как бы совестью, которая его словами же обращалась к нему.

 

«Я совсем почти не могу ни ходить, ни работать. Почти полное отсутствие сил. Мама еле тоже ходит - я уж себе даже представить этого не могу, как она ходит. Теперь она часто меня бьет, ругает, кричит, с ней происходят бурные нервные припадки, она не может вынести моего никудышного вида - вида слабого от недостатка сил, голодающего, измученного человека, который еле передвигается с места на место, мешает и "притворяется? больным и бессильным. Но я ведь не симулирую свое бессилие, Нет! Это не притворство, силы (...) из меня уходят, уходят, плывут... А время тянется, тянется, и длинно, долго!.. О господи, что со мной происходит?

 

И сейчас я, я, я...» (с.363)

 

            Самое страшное это то, что ничем нельзя помочь ни Юре, ни его сестре и всем другим блокадникам. Авторы книги пишут: Он не сумел до конца понять, что, почему пришлось погибнуть, не успев осуществить себя,  как ему казалось, ни в чем. Но остался его дневник и через  его дневник – его страстное томление по жизни» (с.427)

 

 

 

Фото Юры Рябинкина (на доске)

 

  

 

 

 

Учитель:

 

- Поведала людям о войне, принесшей столько горя ей и её близким, одиннадцатилетняя девочка Таня Савичева.

 

Фото Тани Савичевой и ее дневника (на доске)

 

 

 

 

 

Чтец

 

9 страничек. Страшные строчки.

 

Нет запятых, только черные точки.

 

Пусто и тихо в промерзшей квартире.

 

Кажется, радости нет больше в мире.

 

Если бы хлебушка всем по кусочку,

 

Может, короче дневник был на строчку.

 

“Маму и бабушку голод унес.

 

Нет больше сил и нет больше слез.

 

Умерли дядя, сестренка и брат

 

Смертью голодной…” Пустел Ленинград.

 

Умерли все. Что поделать. Блокада.

 

Голод уносит людей Ленинграда.

 

Тихо в квартире. В живых только Таня.

 

В маленьком сердце столько страданья!

 

Умерли все! Никого больше нет.

 

Девочке Тане 11 лет…    ( И.Малышев)

 

 

 

Ведущий 1:

 

Сам дневник сегодня выставлен в музее истории Ленинграда, а его копия - в витрине одного из павильонов Пискарёвского мемориального кладбища. До сих пор останавливаются перед этими строчками, старательно выведенными детской рукой, потрясенные люди разных возрастов и разных национальностей, вглядываются в простые страшные слова.

 

 

 

Ведущий 2:

 

Не удалось спасти и саму Таню. Даже после того, как ее вывезли из блокадного города.  Ее мучили страшные головные боли, открылся туберкулез. Через 2 года Тани не стало. На ее могиле установлен памятник, на котором высечены строки из ее дневника. В честь Тани названа одна из планет.

 

 

 

Учитель:

 

В связи с вражеской блокадой Государственный Комитет Обороны принял решение организовать непрерывную связь страны с Ленинградом через Ладожское озеро (показывает на карте). Это стало возможно только зимой, когда озеро замерзло. По льду Ладоги была проложена «Дорога жизни», и о ней писала поэтесса Ольга Берггольц, пережившая со всеми вместе блокаду:

 

Дорогой жизни шел к нам хлеб,

 

Дорогой дружбы многих к многим.

 

Еще не знают на земле

 

Страшней и радостней дороги…

 

Просмотр презентации к песне Розенбаума «Дорога жизни»

 

 

 

Учитель:

 

-Весной 1942 года многие ленинградцы носили на груди жетон, маленький жестяной значок – ласточку с письмом в клюве. Этот знак стал ответом на заявления фашистов о том, что в город даже птица не пролетит. Жители осажденного Ленинграда показывали, что ждут хороших вестей с фронта, что не теряют связи со своей страной. «Блокадная ласточка» – символ надежды на лучшее, на скорую встречу с родными и близкими. В 1945 г. Ольга Берггольц написала стихотворение «Блокадная ласточка»

 

 

 

 

 

 

 

Чтец:

 

Сквозь  года, и радость, и невзгоды

 

вечно будет мне сиять одна –

 

та весна сорок второго года,

 

в осажденном городе весна.

 

Маленькую ласточку из жести

 

я носила на груди сама.

 

Это было знаком доброй вести,

 

это означало: "Жду письма".

 

Этот знак придумала блокада.

 

Знали мы, что только самолет,

 

только птица к нам, до Ленинграда,

 

с милой-милой родины дойдет.

 

 

 

Ведущий 1:

 

            Гитлер, который брал города за несколько дней, покорял целые страны за несколько недель, жестоко просчитался. Ленинград не сдался, несмотря ни на что!

 

Ведущий 2:

 

27 января 1944 года – 71 год  тому назад – залпы орудий возвестили миру о победе советских войск под Ленинградом, о полном снятии блокады в городе.

 

Ведущий 1:

 

Нет примеров, равных почти 900-дневной обороне блокированного Ленинграда. Ничто не сравнится с этой героической эпопеей.

 

Ведущий 2:

 

«Никто не забыт и ничто не забыто». Эти слова родились в Ленинграде. Мы должны помнить и знать все, что вынесли, что сделали ленинградцы и защитники Ленинграда – те, что прокладывали для нас через войну дороги Победы, дороги Жизни.

 

Ведущий 1:

 

8 мая 1965 года городу Ленинграду было присвоено звание «Города – героя».

 

28 октября 1968 года был открыт монумент “Цветок жизни”. Он создан в память о погибших детях блокадного Ленинграда. Высота памятника 15 метров. На лепестках цветка изображены лицо улыбающегося мальчика и слова “Пусть всегда будет солнце”. Рядом находится плита, на которой надпись: Во имя жизни и против войны. Детям – юным героям Ленинграда 1941–1944 годов”.

 

Возле памятника “Цветок жизни” высажено 900 берез, по одной березе за каждый день блокады. До сих пор в январские дни березы украшают алыми галстуками.

 

 

 

    Монумент «Цветок жизни»

 

 

 

 

 

 

Стадия рефлексии.

 

Учитель:

 

-Ребята, давайте мы на ласточках (стикерах) напишем свои пожелания детям всего мира.

 

 

 

 

 

Автор Хамитова Куралай Тулегеновна
Дата добавления 10.02.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Другое
Просмотров 793
Номер материала 56006
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓