МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
г. ВЛАДИМИРА
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
№11»
Внеклассное
мероприятие во 2 классе – «Чистота телесная и духовная».
В
рамках семинара-практикума для заместителей директоров по воспитательной работе
по теме:
«Формирование
моральных ценностей как одно из условий духовно-нравственного развития
учащихся».
Подготовила:
учитель начальных классов
Чернова Антонина Васильевна
Тема:Чистота
телесная и духовная.
Цель:
укрепить уверенность детей в том, что счастливая жизнь может быть только у
здорового телом и душой человека.
Задачи:
• Личностные: формирование
у учащихся интереса к изучению новой темы, расширение кругозора; формироватьу
детей позиции признания ценности телесного и духовного здоровья, захотеть быть
здоровым человеком, увидеть свои изъяны в душе и тогда от этого желания стремиться
стать человеком с большой буквы, полученные знания использовать в повседневной
жизни;
• Метапредметные:
высказывать свое предположение; устанавливать и выявлять причинно-следственные
связи; добывать новые знания, используя свой жизненный опыт, перерабатывать полученную
информацию, делая выводы; слушать и понимать речь других, договариваться с
одноклассниками, работать в паре, группе;
• Предметные: познакомить
учащихся с понятиями«телесная чистота», «духовная чистота», расширить
представления детей об этих понятиях.
Оборудование и материалы:
мультимедийный проектор, экран, стихи , пословицы,.
Ход мероприятия
1. Введение в тему.Создание проблемной
ситуации.
- Добрый день, дорогие ребята и уважаемыегости
! Сегодня у нас с вами необычный день и необычное занятие. Предлагаю начать
нашу встречу с просмотра отрывка из мультфильма «Маша и медведь.Он поможет вам
узнать, о чём у нас сегодня пойдёт разговор. (Песня о чистоте из мультфильма
«Маша и медведь»)
- Правильно, мы поговорим о чистоте.
«ЧИСТОТА»
В толковом словаре В.И.Даля слово (ЧИСТЫЙ,незамаранный, незагрязненный, непачканный. Чистота, состояние и качество чистого. Блюди
чистоту телесную и духовную, опрятность и непорочность (в
ком нет пороков, дурных свойств, качеств);
- Мы сегодня поговорим непросто о чистоте,
а о «Чистоте телесной и духовной». Нашу тему мы можем назвать и очень
интересной, и непростой одновременно.
2. А начнём с народной мудрости.
Прочитайте пословицы. (слайд 2)
Чистота - лучшая красота.
Чисто жить – здоровым быть.
Чистая вода – для хвори беда
Чистота – залог здоровья.
- Как вы понимаете смысл пословиц?
-Что же даёт нам чистота?( Чистота - здоровье,
красота)
- Что нам помогает ухаживать за своим
телом, содержать его в чистоте?(Личная гигиена)
- Какие гигиенические процедуры вы знаете?
(Мыть тело, голову, подстригать ногти, подстригать волосы, чистить зубы).
У гигиены есть помощники
-Для этого предлагаю учащимся отгадать
загадки. После того как учащиеся отгадали загадку, изображение отгадки должно
появиться на слайде. (слайд 3 – 9)
Загадки
Закаляют
нас всегда
Солнце,
воздух и... (Вода)
Ускользает,
как живое,
Но
не выпущу его я.
Белой
пеной пенится,
Руки
мыть не ленится! (Мыло)
Я
не море и не речка,
Я
не озеро, не пруд,
Но
как утро или вечер -
Люди
все ко мне бегут. (Ванна)
Резинка
Акулинка
Пошла
гулять по спинке.
А
пока она гуляла,
Спинка
розовая стала. (Мочалка)
Говорит
дорожка –
Два
вышитых конца:
«Помылься
хоть немножко,
Чернила
смой с лица!
Иначе
ты в полдня
Испачкаешь
меня!» (Полотенце)
Костяная
спинка,
Жёсткая
щетинка,
С
мятной пастой дружит,
Нам
усердно служит.
(Зубная щетка)
Хожу,
брожу не по лесам,
А
по усам, по волосам.
И
зубы у меня длинней,
Чем
у волков и у мышей. (Расческа)
-Как вы думаете, какие из них являются
личными средствами гигиены? (зубная щётка, расчёска, полотенце, мочалка)
Задание: Почему нужно чистить зубы и мыть
руки?
Мы часто слышим: «Мойте руки перед едой!
Не грызите ногти! Ешьте только чистые фрукты и овощи!» Почему? Мне стало
интересно, что произойдет, если не соблюдать все эти правила? На этот вопрос
мама ответила коротко: «Можешь заболеть».
Грязные руки провоцируют множество
заболеваний, начиная от дизентерии и заканчивая стоматитом. Не так давно
японские ученые из различных университетов провели исследования. В процессе
исследования они обнаружили, что на руках имеется огромное количество микробов
(от 100 до 200 разновидностей).
Информационное сообщение (доказать необходимость
мыть руки)( слайд 10-13)
– А после чего надо мыть руки?
•
после улицы;
•
перед едой;
•
после пребывания в общественном транспорте
•
после контакта с животными;
•
после посещения больного;
•
выйдя из туалета.
Чтобы не болеть, нужно правильно мыть руки.
- Давайте составим правило пяти шагов к
чистым рукам.
(Пантомима: озвучивают каждый из пяти
шагов: открыть воду, намылить руки, хорошо потереть руки и ногти, смыть водой,
вытереть полотенцем.)
С детства родители
рассказывали нам, что если не чистить зубы то, у нас образуется кариес, зубы
начнут портиться, болеть.
- Сколько раз в день нужно
чистить зубы? (два раза: перед завтраком и после ужина)
- Все знают, как правильно
надо чистить зубы?Сейчас вспомним это правило.
Зубы
мне почистить нужно
В
руку щёточку возьму,
Зубную
пасту нанесу.
И,
за дело взявшись смело,
Зубы
чищу я умело:
Сверху
– вниз и справа – влево.
Снизу
– вверх и снова – влево.
Изнутри,
потом снаружи
Я
старательно потру.
Чтоб
не мучиться с зубами,
Щётку
я вожу кругами.
Зубы
чищу осторожно,
Ведь
поранить дёсны можно…
3.В народе говорят: «Кто жаден до еды, тот
дойдет до беды».
– От какого питания можно дойти до
беды? (От неправильного питания, от переедания.)
– Какая беда может случиться от
неправильного питания? (Неправильное питание приводит к болезням:
гастритам, колитам, к заболеванию печени, заболеванию зубов – кариесу, диатезу,
аллергии, ожирению.)
– Что
значит питаться правильно? (Есть здоровую пищу.)(соблюдать гигиену
питания)
– Что значит есть здоровую пищу? (Надо
есть больше овощей и фруктов. Нужно есть супы, каши, нежирное мясо, рыбу,
творог, пить соки, употреблять в пищу молочные продукты,…) (разнообразное
питание)
– Почему
эти продукты называют полезными? (Они приносят пользу нашему
организму.)
– Какие продукты следует ограничить в
употреблении? (Нужно ограничить соленые, сладкие, жирные, копченые
продукты, газированные напитки, соусы, маринады, консервы, колбасу, жареные
продукты)
Когда говорят о гигиене питания, то прежде
всего обращают внимание на правильное питание.
“Разговор о правильном питании” готовит
ребёнок. (слайд 14-18)
Если хочешь вырасти красивым, здоровым и
сильным, надо есть полезные продукты. Они нужны человеку каждый день. В этих продуктах
есть вещества, без которых человек не может расти и быть здоровым - это
витамины.
Витаминов много, но самые главные - это
витамины А, В, С, Д.
Витамин А очень важен для зрения, а также
необходим для поддержания здоровья кожи, костей, зубов и волос. Содержится в
яйцах, рыбьем жире, печени, в ярко – окрашенных и тёмно- зелёных овощах и
фруктах. Много его в моркови.
Витамин В способствует хорошей работе
сердца и содержится в чёрном хлебе, в различных кашах (овсяной), в картофеле,
молоке, дарах моря.
Витамин Д необходим для роста и делает
наши кости крепкими. Содержится в рыбе, маргарине, в сыре и других молочных
продуктах.
Витамин С укрепляет весь организм, делает
человека более здоровым, не подверженным простуде. Содержится в фруктах, особенно
в цитрусовых (лимоны, апельсины), плодах шиповника, в картофеле, перце, в
зелёных овощах.
Кальций необходим для формирования костей
и зубов. Содержится в молочных продуктах, пшеничной муке и изделий из неё.
Проблемная ситуация.
- Подумайте в парах, можно ли приготовить
обед из трёх блюд, если у вас есть только свёкла, картофель, фасоль, лук и
плоды шиповника. (борщ, картофельное пюре с фасолью и напиток из шиповника).
- Для чего нужно соблюдать чистоту тела и
питания? (Для того, чтобы быть здоровым.)
Вывод: чтобы тело было здоровым,
необходимо соблюдать гигиену тела и питания.
4.
Физкультминутка. Под песню
«Закаляйся» выполняется комплекс физических упражнений для утренней гимнастики.(Слайд 19)
-Все привыкли считать, что для того, чтобы
быть здоровым, нужно соблюдать гигиену(чистоту) тела и питания, но не только
…..
Человек представляет собой сложный
организм, который состоит из физического тела, внутренних органов и самого
важного — Души.Мы часто слышим, да и употребляем сами в своей речи слово
"Душа", не всегда понимая, что стоит за этим словом.
5.- Что же такое душа?
Это
внутренний (невидимый) мир человека: мысли, желания, чувства, воля.(слайд
21)
Итак,
давайте откроем невидимый мир человека, который называют душой.
В
вашей голове постоянно появляются мысли, когда вы:
- начинаете воображать лес, речку, горы и т. д.;
- вспоминаете какое-нибудь событие;
- собираетесь что-либо сделать.
У вас появляется желание:
- сделать что-то интересное и полезное;
-увидеть что-либо и т.д.
А иногда бывает так, что вам совсем не хочется что-то
делать, а вы всё же делаете.
Например, вы пришли домой и хочется побегать, поиграть,
а надо учить уроки. Тогда вы проявляете волю.
В вашем сердце рождается чувство радости, любви
или сострадания, когда вы:
- получаете долгожданную игрушку;
- встречаетесь со своей мамой, бабушкой, братиком и
т.д.;
- обидели вашего друга.
Может
ли человек жить без мыслей, любви, радости?
Этот невидимый мир существует постоянно в человеке, то
есть душа есть часть человека.
У
человека есть тело и душа.
О
чистоте тела мы уже говорили. Но чистоты телесной мало для здоровья
Надо
ещё беречь чистоту в душе.
“От
чистого сердца чисто зрят очи”; “Чистота души – лучшая красота”,
–
гласит народная мудрость..
-
Чистота души тесно переплетается с духовностью. Чистота – это нечто святое,
данное Богом всем при рождении. С соблюдения чистоты нужно начинать свое
духовное воспитание.(слайд22)
Каждый
человек должен заботиться о душе хотя бы столько, сколько он заботится о своём
теле.
-
А почему? Красота(чистота) души делает человека счастливым.
-
А как надо следить за чистотой души? (Работа по группам) (слайд 23)
А.
Прочитайте:
-
Тит, поди молотить!
-
Брюхо болит.
-
Тит, поди кисель есть!
-
Где моя большая ложка?
Константин Ушинский
-
Каким качеством обладает Тит?
-
Может ли чистая душа быть ленивой?
-
Как победить лень? (Проявить волю ….)
Б.Прочитайте
отрывок из стихотворения«Любочка»А.Барто.
Она
кричит еще с порога,
Объявляет
на ходу:
—
У меня уроков много,
Я
за хлебом не пойду!
Едет
Любочка в трамвае —
Она
билета не берет.
Всех
локтями раздвигая,
Пробирается
вперед.
Говорит
она, толкаясь:
—
Фу! Какая теснота!—
Говорит
она старушке:
—
Это детские места.
—
Ну садись,— вздыхает та.
Синенькая
юбочка,
Ленточка
в косе.
Вот
какая Любочка
Во
всей своей красе.
Агния Барто
Вопросы:
Что вы можете сказать о девочке Любочке?
Может ли чистая душа проявить грубость,
неуважительное отношение к старшим?
Как победить грубость (Уступать место в
автобусе старшим, быть вежливым).
В..Прочитайте отрывок из стихотворения Я. Акима «………..».
Кто держит конфету свою в кулаке.
Чтоб съесть её тайно от всех в уголке.
Кто, выйдя во двор, никому из соседей
Не даст прокатиться на велосипеде?
Кто мелом, резинкой – любою безделицей
В классе ни с кем ни за что не поделится
Имя тому подходящее дадено.
Даже не имя, а прозвище – ……….!
-Может ли человек прожить
счастливо, если он жаден и почему?
-Как вы думаете, что лучше в жизни человека- умение
отдавать и делиться, или умение не давать никому и ничего?
Жадный - тот, кто ненасытен в своем желании
приобрести что-то.
Если этими качествами не обладает чистая
душа, то какими….
Задание: Найдите качества, которые
проявляет чистая душа.
Г.Прочитайте
отрывок изстихотворенияИ.Северянина « В парке плакала Девочка»
В
парке плакала девочка:
«Посмотрите-ка,
папочка!
У
хорошенькой ласточки
Переломана
лапочка.
Я
возьму птицу бедную
И
в платочек укутаю».
И
отец призадумался,
Потрясенной
минутою,
И
простил все грядущие
И
капризы, и шалости
Милой,
маленькой дочери,
Зарыдавшей
от жалости.
- О
каком качестве души говорится? (сострадание, доброта)Доброта – это стремление человека
сделать счастливыми других. Она не требует наград, если сделал добро – забудь,
а если получил от других, то помни.
Д.
Прочитайте рассказ.
Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине была вода только
на дне. Галке нельзя было достать. Она стала кидать в кувшин камушки и столько
накидала, что вода стала выше, и можно было пить. (Л.Н.Толстой).
- Благодаря чему птице удалось исполнить желание? (терпению и труду)
«Неоконченный рассказ»
Ребята, послушайте, пожалуйста, очень внимательно один
рассказ.
«В одном классе дружили два мальчика. Всюду они были вместе.
Все считали их настоящими друзьями. Витя учился хорошо, а Гена немного хуже,
особенно по математике. Закончилась первая четверть, и подошло время для
написания контрольной работы по математике. Учительница вошла в класс, записала
задание на доске, дети начали работать. Витя быстро справился с работой, и,
видя, что Гена не решил задачу, написал на бумажке и бросил ему. Гена поднял её
– а на бумажке вся задача была решена…»
- Ребята, как вы думаете, что произойдет дальше? Спишет или
не спишет?
«…Гена не знал, как поступить, но все-таки списал задачу и
сдал тетрадь. Целый день у Гены было плохое настроение. Наступил следующий
день. Учительница стала объявлять оценки. Она похвалила детей, которые хорошо
написали работу, особенно она была довольна Геной: «Ты очень меня порадовал,
Гена»,-сказала она и отдала ему тетрадь. Гена взял тетрадь, но посмотреть в глаза
учительнице не смог, стыдно было ему. А за соседней партой тихо плакала девочка
Катя, она получила «2». Урок почти закончился, Гена вдруг встал, подошел к
учителю и сказал: «Ольга Николаевна, поставьте мне «2», пятерка-это не моя
оценка, я работу списал». Учительница сказала: «За правду спасибо, Гена, это
очень хорошо, что ты понял все». Она исправила оценку на «2», а Гена нес
тетрадь так, будто он получил пятерку, а не двойку.
-Что вы можете сказать о поступке Гены, правильно он
поступил, признавшись в обмане?
-Легко ли ему было признаться в своем поступке? Почему?
-Какие качества характера он проявил? (смелость, храбрость,
честность)
-А как бы вы поступили в подобной ситуации?
Совесть – залог физического и духовного здоровья.
-
Честность – такое качество характера, которое связано с тем, что есть правда.
Честные люди правдивы и в своих словах и в своих делах. Они делают мир лучше,
чище.
Ещё
какие качества проявляет чистая душа? (слайд 24)
Доброта,
человеколюбие – это всё христианские заповеди; честность, терпение, сострадание
– эти понятия и являются составляющими душевной чистоты. Но на первом месте
находится любовь! Ведь человек, способный любить, не умеет делать зла. Любовь очищает
душу человека и поднимает его на новую ступень развития Невозможно дать
человеку духовное, не дав прежде душевное… Чем выше духовность человека, тем
чище его душа.
- Что надо
сделать, чтобы сберечь чистоту души?
Не
пачкать её злыми мыслями, потому что злые мысли потом переходят в слова.
Сейчас
мы сделаем так, что плохих слов вообще не будет (слайд 25с солнышком) (На
экране изображение солнца, на лучах которого записаны «плохие» слова: Подберите
к ним антонимы, слова противоположные по смыслу.
Ребята, посмотрите, какое ласковое
солнышко у нас получилось, как ярко светят его лучи.
- Посмотрите внимательно на экран. А как
вы думаете, во что могут превратиться добрые слова ? (вдобрыедела, поступки).
Расскажите
о них.
-Какие добрые
поступки можем совершить мы?(Посетить больного одноклассника, родственника,
поиграть с маленьким братом или сестрой )
От
здоровья души зависит здоровье всего нашего организма. Больная душа делает
больным и здоровое тело. А здоровая душа делает и здоровым больное тело.
Важно
родилось желание, захотеть быть здоровым человеком, увидеть свои изъяны в душе
и тогда от желания рождается стремление стать человеком с большой буквы. И в
этом труд и преодоление самого себя.Доброта,
милосердие, радость и переживание за других создают основу человеческого
счастья.
6. А
подведем итог сегодняшнего занятия сочинением … о чистоте духовной и телесной.
Вера и
милостыня помогают человеку быстро очиститься.
Телесный
труд и поучение в Божественных Писаниях охраняют чистоту...
С
3 марта по 19 апреля наступает Великий пост. (слайд 26)
Народная
традиция: Народ любил время поста, потому что в это время душа очищается и
готовится к встрече большого праздника. (Пасха. Светлое Христово Воскресение)
(пословица:
Пост - телу чистота, пост - душе красота".)
Пост
- воздержание от дурного поведения, от также от мясных и молочных продуктов.
Говеть
- духовно очищаться, избавляться от дурных привычек, приобретать полезные
привычки.
7.Советы для домашней самостоятельной
работы:
- Узнайте у своих родных, была ли в вашей
семье традиция соблюдать пост и говеть перед церковными праздниками.
Сохранилась ли эта традиция?
8.Рефлексия.
-
Ребята, вам понравилась тема нашего занятия?
-
Какое настроение у вас в конце нашего занятия?
-
Показ видеосюжета.
От всей души желаю вам быть по-настоящему прекрасными людьми. Пусть все в вас
будет прекрасно: и мысли, и слова, и поступки!(слайд 27)
Я
желаю вам добра,
Солнечного
света и тепла.
Чтоб,
как родниковая вода
Была
ваша душа чиста.
От
страха, болезней, лени,
От
равнодушия и мести
От
вражды, невежества
И всякой
такой нечисти.
Литература:
1.
В.И.Даль. Толковый словарь великорусского языка., СПб.- М., 2008.
2.Основы православной
культуры. Книга для ученика по курсу «Духовно-нравственная культура
России»сост. Игумен Георгий (Шестун), Е.П. Бельчикова, Т.М.Сливкина. –
Самара:СИПКРО,2008 год. – 208 стр.
3.
Стихи. Барто А.Л. Я. Акима,
К.Ушинского, И. Северянина
4.
Дереклеева Н. И. Справочник классного руководителя. Начальная школа. 1-4
классы. М.: "ВАКО", 2003.
5.
Классные дела в начальной школе: Методические разработки воспитательных дел в
классе / Под ред. С.О. Домбек. Вып. 2. - М.: ТЦ Сфера, 2007.
6.
Чистая душа живет в чистом теле | Мир
Бога - сайт Движения ...
http//www.mirboga.ru
› Человек › Совершенство человека [режим
доступа свободный]
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.