Главная / Классному руководителю / Внеклассное мероприятие во 2 классе – «Чистота телесная и духовная».

Внеклассное мероприятие во 2 классе – «Чистота телесная и духовная».

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

г. ВЛАДИМИРА

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №11»







Внеклассное мероприятие во 2 классе – «Чистота телесная и духовная».

В рамках семинара-практикума для заместителей директоров по воспитательной работе по теме:

«Формирование моральных ценностей как одно из условий духовно-нравственного развития учащихся».







Подготовила:

учитель начальных классов

Чернова Антонина Васильевна









Тема:Чистота телесная и духовная.

Цель: укрепить уверенность детей в том, что счастливая жизнь может быть только у здорового телом и душой человека.

Задачи:

Личностные: формирование у учащихся интереса к изучению новой темы, расширение кругозора; формироватьу детей позиции признания ценности телесного и духовного здоровья, захотеть быть здоровым человеком, увидеть свои изъяны в душе и тогда от этого желания стремиться стать человеком с большой буквы, полученные знания использовать в повседневной жизни;

Метапредметные: высказывать свое предположение; устанавливать и выявлять причинно-следственные связи; добывать новые знания, используя свой жизненный опыт, перерабатывать полученную информацию, делая выводы; слушать и понимать речь других, договариваться с одноклассниками, работать в паре, группе;

Предметные: познакомить учащихся с понятиями«телесная чистота», «духовная чистота», расширить представления детей об этих понятиях.

Оборудование и материалы: мультимедийный проектор, экран, стихи , пословицы,.

Ход мероприятия

1. Введение в тему.Создание проблемной ситуации.

- Добрый день, дорогие ребята и уважаемыегости ! Сегодня у нас с вами необычный день и необычное занятие. Предлагаю начать нашу встречу с просмотра отрывка из мультфильма «Маша и медведь.Он поможет вам узнать, о чём у нас сегодня пойдёт разговор. (Песня о чистоте из мультфильма «Маша и медведь»)

- Правильно, мы поговорим о чистоте.

«ЧИСТОТА» В толковом словаре В.И.Даля слово (ЧИСТЫЙ,незамаранный, незагрязненный, непачканный. Чистота, состояние и качество чистого. Блюди чистоту телесную и духовную, опрятность и непорочность (в ком нет пороков, дурных свойств, качеств);

- Мы сегодня поговорим непросто о чистоте, а о «Чистоте телесной и духовной». Нашу тему мы можем назвать и очень интересной, и непростой одновременно.

2. А начнём с народной мудрости. Прочитайте пословицы. (слайд 2)

Чистота - лучшая красота.

Чисто жить – здоровым быть.

Чистая вода – для хвори беда

Чистота – залог здоровья.

- Как вы понимаете смысл пословиц?

-Что же даёт нам чистота?( Чистота - здоровье, красота)

- Что нам помогает ухаживать за своим телом, содержать его в чистоте?(Личная гигиена)

- Какие гигиенические процедуры вы знаете? (Мыть тело, голову, подстригать ногти, подстригать волосы, чистить зубы).

У гигиены есть помощники

-Для этого предлагаю учащимся отгадать загадки. После того как учащиеся отгадали загадку, изображение отгадки должно появиться на слайде. (слайд 3 – 9)

Загадки

Закаляют нас всегда

Солнце, воздух и... (Вода)


Ускользает, как живое,

Но не выпущу его я.

Белой пеной пенится,

Руки мыть не ленится! (Мыло)


Я не море и не речка,

Я не озеро, не пруд,

Но как утро или вечер -

Люди все ко мне бегут. (Ванна)



Резинка Акулинка

Пошла гулять по спинке.

А пока она гуляла,

Спинка розовая стала. (Мочалка)


Говорит дорожка –

Два вышитых конца:

«Помылься хоть немножко,

Чернила смой с лица!

Иначе ты в полдня

Испачкаешь меня!» (Полотенце)


Костяная спинка,

Жёсткая щетинка,

С мятной пастой дружит,

Нам усердно служит.

(Зубная щетка)

Хожу, брожу не по лесам,

А по усам, по волосам.

И зубы у меня длинней,

Чем у волков и у мышей. (Расческа)


-Как вы думаете, какие из них являются личными средствами гигиены? (зубная щётка, расчёска, полотенце, мочалка)

Задание: Почему нужно чистить зубы и мыть руки?

Мы часто слышим: «Мойте руки перед едой! Не грызите ногти! Ешьте только чистые фрукты и овощи!» Почему? Мне стало интересно, что произойдет, если не соблюдать все эти правила? На этот вопрос мама ответила коротко: «Можешь заболеть».

Грязные руки провоцируют множество заболеваний, начиная от дизентерии и заканчивая стоматитом. Не так давно японские ученые из различных университетов провели исследования. В процессе исследования они обнаружили, что на руках имеется огромное количество микробов (от 100 до 200 разновидностей).

Информационное сообщение (доказать необходимость мыть руки)( слайд 10-13)

А после чего надо мыть руки?

после улицы;

перед едой;

после пребывания в общественном транспорте

после контакта с животными;

после посещения больного;

выйдя из туалета.

Чтобы не болеть, нужно правильно мыть руки.

- Давайте составим правило пяти шагов к чистым рукам.

(Пантомима: озвучивают каждый из пяти шагов: открыть воду, намылить руки, хорошо потереть руки и ногти, смыть водой, вытереть полотенцем.)

С детства родители рассказывали нам, что если не чистить зубы то, у нас образуется кариес, зубы начнут портиться, болеть.

- Сколько раз в день нужно чистить зубы? (два раза: перед завтраком и после ужина)

- Все знают, как правильно надо чистить зубы?Сейчас вспомним это правило.

Зубы мне почистить нужно

В руку щёточку возьму,

Зубную пасту нанесу.

И, за дело взявшись смело,

Зубы чищу я умело:

Сверху – вниз и справа – влево.

Снизу – вверх и снова – влево.

Изнутри, потом снаружи

Я старательно потру.

Чтоб не мучиться с зубами,

Щётку я вожу кругами.

Зубы чищу осторожно,

Ведь поранить дёсны можно…

 

3.В народе говорят: «Кто жаден до еды, тот дойдет до беды».

От какого питания можно дойти до беды? (От неправильного питания, от переедания.)

Какая беда может случиться от неправильного питания? (Неправильное питание приводит к болезням: гастритам, колитам, к заболеванию печени, заболеванию зубов – кариесу, диатезу, аллергии, ожирению.)

– Что значит питаться правильно? (Есть здоровую пищу.)(соблюдать гигиену питания)

Что значит есть здоровую пищу? (Надо есть больше овощей и фруктов. Нужно есть супы, каши, нежирное мясо, рыбу, творог, пить соки, употреблять в пищу молочные продукты,…) (разнообразное питание)

– Почему эти продукты называют полезными? (Они приносят пользу нашему организму.)

Какие продукты следует ограничить в употреблении? (Нужно ограничить соленые, сладкие, жирные, копченые продукты, газированные напитки, соусы, маринады, консервы, колбасу, жареные продукты)

Когда говорят о гигиене питания, то прежде всего обращают внимание на правильное питание.

Разговор о правильном питании” готовит ребёнок. (слайд 14-18)

Если хочешь вырасти красивым, здоровым и сильным, надо есть полезные продукты. Они нужны человеку каждый день. В этих продуктах есть вещества, без которых человек не может расти и быть здоровым - это витамины.

Витаминов много, но самые главные - это витамины А, В, С, Д.

Витамин А очень важен для зрения, а также необходим для поддержания здоровья кожи, костей, зубов и волос. Содержится в яйцах, рыбьем жире, печени, в ярко – окрашенных и тёмно- зелёных овощах и фруктах. Много его в моркови.

Витамин В способствует хорошей работе сердца и содержится в чёрном хлебе, в различных кашах (овсяной), в картофеле, молоке, дарах моря.

Витамин Д необходим для роста и делает наши кости крепкими. Содержится в рыбе, маргарине, в сыре и других молочных продуктах.

Витамин С укрепляет весь организм, делает человека более здоровым, не подверженным простуде. Содержится в фруктах, особенно в цитрусовых (лимоны, апельсины), плодах шиповника, в картофеле, перце, в зелёных овощах.

Кальций необходим для формирования костей и зубов. Содержится в молочных продуктах, пшеничной муке и изделий из неё.

Проблемная ситуация.

- Подумайте в парах, можно ли приготовить обед из трёх блюд, если у вас есть только свёкла, картофель, фасоль, лук и плоды шиповника. (борщ, картофельное пюре с фасолью и напиток из шиповника).

- Для чего нужно соблюдать чистоту тела и питания? (Для того, чтобы быть здоровым.)

Вывод: чтобы тело было здоровым, необходимо соблюдать гигиену тела и питания.

4. Физкультминутка. Под песню «Закаляйся» выполняется комплекс физических упражнений для утренней гимнастики.(Слайд 19)


-Все привыкли считать, что для того, чтобы быть здоровым, нужно соблюдать гигиену(чистоту) тела и питания, но не только …..

Человек представляет собой сложный организм, который состоит из физического тела, внутренних органов и самого важного — Души.Мы часто слышим, да и употребляем сами в своей речи слово "Душа", не всегда понимая, что стоит за этим словом.

5.- Что же такое душа?

Это внутренний (невидимый) мир человека: мысли, желания, чувства, воля.(слайд 21)

Итак, давайте откроем невидимый мир человека, который называют душой.

В вашей голове постоянно появляются мысли, когда вы:

- начинаете воображать лес, речку, горы и т. д.;

- вспоминаете какое-нибудь событие;

- собираетесь что-либо сделать.

У вас появляется желание:

- сделать что-то интересное и полезное;

-увидеть что-либо и т.д.

А иногда бывает так, что вам совсем не хочется что-то делать, а вы всё же делаете.

Например, вы пришли домой и хочется побегать, поиграть, а надо учить уроки. Тогда вы проявляете волю.

В вашем сердце рождается чувство радости, любви или сострадания, когда вы:

- получаете долгожданную игрушку;

- встречаетесь со своей мамой, бабушкой, братиком и т.д.;

- обидели вашего друга.

Может ли человек жить без мыслей, любви, радости?

Этот невидимый мир существует постоянно в человеке, то есть душа есть часть человека.

У человека есть тело и душа.

О чистоте тела мы уже говорили. Но чистоты телесной мало для здоровья

Надо ещё беречь чистоту в душе.

От чистого сердца чисто зрят очи”; “Чистота души – лучшая красота”,

гласит народная мудрость..

- Чистота души тесно переплетается с духовностью. Чистота – это нечто святое, данное Богом всем при рождении. С соблюдения чистоты нужно начинать свое духовное воспитание.(слайд22)

Каждый человек должен заботиться о душе хотя бы столько, сколько он заботится о своём теле.

- А почему? Красота(чистота) души делает человека счастливым.

- А как надо следить за чистотой души? (Работа по группам) (слайд 23)


А. Прочитайте:

- Тит, поди молотить!

- Брюхо болит.

- Тит, поди кисель есть!

- Где моя большая ложка?

Константин Ушинский


- Каким качеством обладает Тит?

- Может ли чистая душа быть ленивой?

- Как победить лень? (Проявить волю ….)


Б.Прочитайте отрывок из стихотворения«Любочка»А.Барто.


Она кричит еще с порога,

Объявляет на ходу:

У меня уроков много,

Я за хлебом не пойду!


Едет Любочка в трамвае —

Она билета не берет.

Всех локтями раздвигая,

Пробирается вперед.


Говорит она, толкаясь:

Фу! Какая теснота!—

Говорит она старушке:

Это детские места.

Ну садись,— вздыхает та.


Синенькая юбочка,

Ленточка в косе.

Вот какая Любочка

Во всей своей красе.


Агния Барто

Вопросы:

Что вы можете сказать о девочке Любочке?

Может ли чистая душа проявить грубость, неуважительное отношение к старшим?

Как победить грубость (Уступать место в автобусе старшим, быть вежливым).

В..Прочитайте отрывок из стихотворения Я. Акима «………..».
Кто держит конфету свою в кулаке. 
Чтоб съесть её тайно от всех в уголке. 
Кто, выйдя во двор, никому из соседей 
Не даст прокатиться на велосипеде? 
Кто мелом, резинкой – любою безделицей 
В классе ни с кем ни за что не поделится 
Имя тому подходящее дадено. 
Даже не имя, а прозвище – ……….! 


-Может ли человек прожить счастливо, если он жаден и почему?

-Как вы думаете, что лучше в жизни человека- умение отдавать и делиться, или умение не давать никому и ничего?


Жадный - тот, кто ненасытен в своем желании приобрести что-то.

Если этими качествами не обладает чистая душа, то какими….

Задание: Найдите качества, которые проявляет чистая душа.

Г.Прочитайте отрывок изстихотворенияИ.Северянина « В парке плакала Девочка»

В парке плакала девочка:

«Посмотрите-ка, папочка!

У хорошенькой ласточки

Переломана лапочка.

Я возьму птицу бедную

И в платочек укутаю».

И отец призадумался,

Потрясенной минутою,

И простил все грядущие

И капризы, и шалости

Милой, маленькой дочери,

Зарыдавшей от жалости.


- О каком качестве души говорится? (сострадание, доброта)Доброта – это стремление человека сделать счастливыми других. Она не требует наград, если сделал добро – забудь, а если получил от других, то помни.

Д. Прочитайте рассказ.


Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине была вода только на дне. Галке нельзя было достать. Она стала кидать в кувшин камушки и столько накидала, что вода стала выше, и можно было пить. (Л.Н.Толстой).


- Благодаря чему птице удалось исполнить желание? (терпению и труду)

«Неоконченный рассказ»

Ребята, послушайте, пожалуйста, очень внимательно один рассказ.

«В одном классе дружили два мальчика. Всюду они были вместе. Все считали их настоящими друзьями. Витя учился хорошо, а Гена немного хуже, особенно по математике. Закончилась первая четверть, и подошло время для написания контрольной работы по математике. Учительница вошла в класс, записала задание на доске, дети начали работать. Витя быстро справился с работой, и, видя, что Гена не решил задачу, написал на бумажке и бросил ему. Гена поднял её – а на бумажке вся задача была решена…»

- Ребята, как вы думаете, что произойдет дальше? Спишет или не спишет?

«…Гена не знал, как поступить, но все-таки списал задачу и сдал тетрадь. Целый день у Гены было плохое настроение. Наступил следующий день. Учительница стала объявлять оценки. Она похвалила детей, которые хорошо написали работу, особенно она была довольна Геной: «Ты очень меня порадовал, Гена»,-сказала она и отдала ему тетрадь. Гена взял тетрадь, но посмотреть в глаза учительнице не смог, стыдно было ему. А за соседней партой тихо плакала девочка Катя, она получила «2». Урок почти закончился, Гена вдруг встал, подошел к учителю и сказал: «Ольга Николаевна, поставьте мне «2», пятерка-это не моя оценка, я работу списал». Учительница сказала: «За правду спасибо, Гена, это очень хорошо, что ты понял все». Она исправила оценку на «2», а Гена нес тетрадь так, будто он получил пятерку, а не двойку.

-Что вы можете сказать о поступке Гены, правильно он поступил, признавшись в обмане?

-Легко ли ему было признаться в своем поступке? Почему?

-Какие качества характера он проявил? (смелость, храбрость, честность)

-А как бы вы поступили в подобной ситуации?

Совесть – залог физического и духовного здоровья.

- Честность – такое качество характера, которое связано с тем, что есть правда. Честные люди правдивы и в своих словах и в своих делах. Они делают мир лучше, чище.

Ещё какие качества проявляет чистая душа? (слайд 24)


Доброта, человеколюбие – это всё христианские заповеди; честность, терпение, сострадание – эти понятия и являются составляющими душевной чистоты. Но на первом месте находится любовь! Ведь человек, способный любить, не умеет делать зла. Любовь очищает душу человека и поднимает его на новую ступень развития Невозможно дать человеку духовное, не дав прежде душевное… Чем выше духовность человека, тем чище его душа.


- Что надо сделать, чтобы сберечь чистоту души?

Не пачкать её злыми мыслями, потому что злые мысли потом переходят в слова.

Сейчас мы сделаем так, что плохих слов вообще не будет (слайд 25с солнышком) (На экране изображение солнца, на лучах которого записаны «плохие» слова: Подберите к ним антонимы, слова противоположные по смыслу.

Ребята, посмотрите, какое ласковое солнышко у нас получилось, как ярко светят его лучи.

- Посмотрите внимательно на экран. А как вы думаете, во что могут превратиться добрые слова ? (вдобрыедела, поступки).

Расскажите о них.

-Какие добрые поступки можем совершить мы?(Посетить больного одноклассника, родственника, поиграть с маленьким братом или сестрой )

От здоровья души зависит здоровье всего нашего организма. Больная душа делает больным и здоровое тело. А здоровая душа делает и здоровым больное тело.

Важно родилось желание, захотеть быть здоровым человеком, увидеть свои изъяны в душе и тогда от желания рождается стремление стать человеком с большой буквы. И в этом труд и преодоление самого себя.Доброта, милосердие, радость и переживание за других создают основу человеческого счастья.

6. А подведем итог сегодняшнего занятия сочинением … о чистоте духовной и телесной.

Вера и милостыня помогают человеку быстро очиститься.

Телесный труд и поучение в Божественных Писаниях охраняют чистоту...

С 3 марта по 19 апреля наступает Великий пост. (слайд 26)

Народная традиция: Народ любил время поста, потому что в это время душа очищается и готовится к встрече большого праздника. (Пасха. Светлое Христово Воскресение)

(пословица: Пост - телу чистота, пост - душе красота".)

Пост - воздержание от дурного поведения, от также от мясных и молочных продуктов.

Говеть - духовно очищаться, избавляться от дурных привычек, приобретать полезные привычки.


7.Советы для домашней самостоятельной работы:

- Узнайте у своих родных, была ли в вашей семье традиция соблюдать пост и говеть перед церковными праздниками. Сохранилась ли эта традиция?

8.Рефлексия.

- Ребята, вам понравилась тема нашего занятия?

- Какое настроение у вас в конце нашего занятия?

- Показ видеосюжета.



  От всей души желаю вам быть по-настоящему прекрасными людьми. Пусть все в вас будет прекрасно: и мысли, и слова, и поступки!(слайд 27)



Я желаю вам добра,

Солнечного света и тепла.

Чтоб, как родниковая вода

Была ваша душа чиста.


 

От страха, болезней, лени,

От равнодушия и   мести

От вражды, невежества

И всякой такой нечисти.













Литература:

1. В.И.Даль. Толковый словарь великорусского языка., СПб.- М., 2008.

2.Основы православной культуры. Книга для ученика по курсу «Духовно-нравственная культура России»сост. Игумен Георгий (Шестун), Е.П. Бельчикова, Т.М.Сливкина. – Самара:СИПКРО,2008 год. – 208 стр.

3. Стихи. Барто А.Л. Я. Акима, К.Ушинского, И. Северянина

4. Дереклеева Н. И. Справочник классного руководителя. Начальная школа. 1-4 классы. М.: "ВАКО", 2003.

5. Классные дела в начальной школе: Методические разработки воспитательных дел в классе / Под ред. С.О. Домбек. Вып. 2. - М.: ТЦ Сфера, 2007.

6. Чистая душа живет в чистом теле | Мир Бога - сайт Движения ...

http//www.mirboga.ru › Человек › Совершенство человека‎ [режим доступа свободный]































Внеклассное мероприятие во 2 классе – «Чистота телесная и духовная».
  • Классному руководителю
Описание:

 «Формирование моральных ценностей как одно из условий духовно-нравственного развития учащихся».

 

 

Цель: укрепить уверенность детей в том, что счастливая жизнь может быть только у здорового телом и душой человека.

 

Задачи:

 

          Личностные: формирование у учащихся интереса к изучению новой темы, расширение кругозора; формироватьу детей позиции признания ценности телесного и духовного здоровья, захотеть быть здоровым человеком, увидеть свои изъяны в душе и тогда от этого желания стремиться стать человеком с большой буквы, полученные знания использовать в повседневной жизни;

 

          Метапредметные: высказывать свое предположение;  устанавливать и выявлять причинно-следственные связи; добывать новые знания, используя свой жизненный опыт, перерабатывать полученную информацию, делая выводы; слушать и понимать речь других, договариваться с одноклассниками, работать в паре, группе;

 

          Предметные: познакомить учащихся с понятиями«телесная чистота», «духовная чистота», расширить представления детей об этих понятиях.

Автор Чернова Антонина Васильевна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Классному руководителю
Подраздел
Просмотров 398
Номер материала 33034
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓