Главная / Русский язык и литература / Внеклассное мероприятие по русскому языку "КВН юных филологов"

Внеклассное мероприятие по русскому языку "КВН юных филологов"


Внеклассное мероприятие "КВН юных филологов"

Цель:

  1. Пополнение словарного запаса учащихся;

  2. Развитие мышления, творческих способностей;

  3. Способствовать расширению кругозора учащихся;

  4. Воспитывать интерес к предмету

Оформление: высказывания о русском языке, эмблемы команд.

1. Вступительное слово учителя.

Сегодня у нас необычный вечер. Мы проводим КВН юных филологов. Встречаются две команды из 5-6 классов. Им предстоит нелегкая борьба. Выиграет тот, кто лучше справится со всеми заданиями.

Ребята! Наш сегодняшний вечер мы посвящаем русскому языку. Русский язык - один из развитых языков. Он обладает богатым словарным запасом и терминологией по всем областям науки, тех­ники, культуры, выразительностью лексических и грамматических средств, развитой системой функциональных стилей, способностью отобразить все многообразие и богатство окружающего мира.

Язык называют одним из самых удивительных орудий в руках человечества, но пользоваться им нужно умело, изучить все его особенности и секреты.


1 ведущий.

Каждый язык - это целый мир. Язык не только предмет для изу­чения, а живая душа народа, его радость, боль, память, сокровище. Он должен вызвать у каждого из нас горячую любовь, признатель­ность, трепетное отношение.

Главное назначение языка - средство общения людей. Он нераз­рывно связан с мышлением, сознанием человека, служит средством формирования и выражения мыслей.

2 ведущий. А сейчас попробуем свои силы в роли юных филологов.

Ведущий. А судить нашу сегодняшнюю встречу будет уважа­емое жюри. (Представляет членов жюри.)

Ведущая. Первое задание — «Русский язык». Ведь юные филологи в первую очередь должны быть очень грамотными людьми.

Ведущий. Сейчас вам будут предложены вопросы, ответы на которые вы будете давать всей командой, посовещавшись.

Ведущая. На совещание вам дается 10 секунд.

Ведущий. Но имейте в виду: вопросы с подвохом! Итак, я буду называть слово в единственном числе, а вы хором произне­сете его во множественном числе. Например, луч — лучи. Учтите, у некоторых слов нет формы множественного числа. Будьте вни­мательны! (Поочередно задает вопросы командам.)

  • Кот (коты), плот (плоты), мука (нет множественного числа).

  • Беда (беды), крот (кроты), грот (гроты).

* Дуга (дуги), рука (руки), еда (нет множественного числа).

  • Слива (сливы), грива (гривы), диво (нет множественного числа).

  • Ведро (ведра), бедро (бедра), метро (нет множественного числа).

  • День (дни), пень (пни), лень (нет множественного числа).

Ведущая. А теперь я назову существительное мужского рода, а вы образуете от него существительное женского рода. Напри­мер, крестьянин — крестьянка. Только опять учтите, что вопро­сы с подвохом. (Поочередно задает командам вопросы.)

* Повар (повариха), портной (портниха), кузнец (нет женско­го рода).

* Певец (певица), купец (купчика), храбрец (нет женского рода)-

Ведущий. Теперь перевернем задание. Я назову существи­тельное женского рода, а вы образуете существительное мужско­го рода, например, слониха — слон. (Задает вопросы.)

*Зайчиха (заяц), коза (козел).

* Волчица (волк), оса (нет мужского рода).
Ведущая. Прошу жюри подвести итоги первого задания.

Жюри подводит итоги.

Ведущий. Переходим ко второму заданию. Оно называется «Неверная буква». Это задание для тех, кто сейчас будет представлять команду.

Ведущая. Ведь юный филолог должен отлично знать русский язык и разбираться в нем. Прошу подойти ко мне знатоков рус­ского языка.

Игроки-журналисты подходят и берут по карточке.

В ваших карточках написаны тексты, в которых допущены ошиб­ки. Найдите слово с ошибкой и укажите ее.

Игроки поочередно зачитывают свои тексты и называют ошибки.

1-я карточка

* На виду у детворы крысу красят маляры. (Неверное слово — «крысу»: вместо буквы «с» нужна буква «ш».)

* Закричал охотник: «Ой, двери гонятся за мной!» (Неверное слово — «двери»: вместо буквы «д» нужна буква «з».)

* Посмотрите-ка, ребятки, раки выросли на грядке! (Неверное слов «раки»: вместо буквы «р» нужна буква «м».)

* Тает снег, течет ручей, на ветвях полно врачей. (Неверное слово — «врачей»: вместо буквы «в» нужна буква «г».)

2-я карточка

* Наш кавалерист Пахом на козе скакал верхом. (Неверное сло­во «козе»: вместо буквы «з» нужна буква «н».)

* Жучка будку не доела, неохота, надоело. (Неверное слово — «будку»: вместо буквы «д» нужна буква «л».)

* Мама с бочками пошла по дороге вдоль села. (Неверное сло­во — «бочками»: вместо буквы «б» нужна буква «д».)

* Миша дров не напилил, печку кепками топил. (Неверное сло­во «кепками»: вместо буквы «к» нужна буква «щ»).

Ведущий. Прошу подойти ко мне вторую пару игроков — по одному от каждой команды. Вот ваше задание. Подойдите к Доске, возьмите мел и за одну минуту напишите как можно больше слов по теме, указанной на карточке.

Ведущий раздает карточки с заданиями. Задание первой карточ­ки — «Дом, где я живу»; второй — «Прогулка в лес».

Игра со зрителями.

Ведущий. Посмотрим, как справились с заданием те игроки , которые пишут его на доске.

Игроки демонстрируют выполненные задания.

Ведущая. Уважаемое жюри, выполнено уже несколько зада­ний. Можно ли от вас получить ответ: сколько баллов за выпол­нение каждого из них получили команды и каков общий счет нашей игры?

Жюри объявляет итоги заданий и общий счет.

Ведущая. А теперь прошу выйти сюда самых бойких игроков из каждой команды. Им предстоит соревнование на ско­рость. Я буду читать слова, а вам надо как можно быстрее произ­нести слово с противоположным значением. В грамматике такие слова называются антонимы. Ну, например, я говорю слово «вы­сокий», а вы — «низкий», я говорю — «день», а вы — «ночь» и т.д. Жюри оценивает, кто скорее даст правильный ответ.

Ведущая читает слова: «широкий», «твердый», «зима», «война», «го­рячий», «храбрый», «полезный», «высоко», «радость», «худой», «моло­дой», «больной», «чистый», «далеко», «хорошо», «мало», «быстрый», «голодный», «темный», «вниз», «рано». Участники называют антонимы.

Ведущий. С этими же игроками я проведу поэтический под­бор антонимов. Вам надо подобрать такое слово с противополож­ным значением, чтобы оно завершило стихотворение.

* Я антоним слова «зной».

Я — в реке, в тени густой,

И в бутылках лимонада,

А зовут меня... (прохлада).

*Я антоним слова «смех».

Не от счастья и утех,

А бываю поневоле

От несчастья и от боли,

От обид и неудач.

Догадались? Это... (плач).

  • Я антоним для «начала»,
    Близкий родственник причала.
    Делу всякому венец.
    Называюсь я... (конец).

  • Я антоним шума, стука.
    Без меня вам ночью мука.
    Я — для отдыха, для сна.
    Называюсь... (тишина).

Ведущая. Последнее задание на подбор антонимов — анто­нимы в пословицах.

Назовите антонимы, которые завершают русские народные пословицы.

  • Ученье свет, а неученье... (тьма).

  • Знай больше, а говори... (меньше).

* В учебе корень горек, зато плод ее... (сладок).

* Не бойся врага умного, бойся друга... (глупого).

* Лучшая вещь новая, лучший друг... (старый).

* Мир строит, а война... (разрушает).

* Смелый побеждает, а трус... (погибает).

* Ласточка день начинает, а соловей... (кончает).

Ведущая. Уважаемое жюри, можете ли вы оценить конкурс антонимов и сообщить нам общий счет?

Жюри сообщают счет.


Ведущий. А сейчас такое задание. В карточке написаны четыре строчки стихотворения с ошибками. Вам надо исправить ошибки, написав проверочные слова, и со­считать все ошибки.

Текст карточки

Лиса вдоли веднее,

Сенее нибеса.

Заметней и чирнее

На пашне паласа.

Правильный текст

Леса (проверочное слово — лес) вдали (даль) виднее (вид),

Синее (синь) небеса (нёбо).

Заметней и чернее (чёрный)

На пашне полоса (полосы, полоска).

Всего— восемь ошибок.

Ведущая. Прошу подойти ко мне следующую пару игроков. Вот вам по карточке, где в вопросах переставлены слова. Составьте правильный порядок слов в вопросах. (Раздает карточки.)

  • Сила лодки какая в движение парусные приводит? (Какая сила приводит в движение парусные лодки?)»

  • Круглый деревьев какое зелень из наших год сохраняет? (Какое из наших деревьев сохраняет зелень круглый год?)

  • Дней месяцев из двенадцати в каком меньше всего? (В ка­ком из двенадцати месяцев меньше всего дней ?)

  • Какое года весны наступает время после? (Какое время года наступает после весны ?)

  • Волк животное или питается лягушка какое корова мясом?
    (Какое животное питается мясом — волк, корова или лягушка ?)

  • Неделях суток в трех сколько? (Сколько суток в трех неде­лях?)

Ведущий. Пока наши журналисты работают над заданиями, прошу дать ответы участников поэтического конкурса, которые находили ошибки в знакомом четверостишии.

Участники поэтического конкурса отвечают.

Ведущая. Нашим игрокам осталось выполнить еще не­сколько маленьких заданий. Ваше командное задание — из одного большого слова составить много маленьких. Эта игра называется «Самый умный». В вашем распоряжении будет длин­ное слово, буквами которого можно распоряжаться как угодно. Пока мы доигрываем последние конкурсы, ваша команда долж­на составить как можно больше слов из букв длинного слова и записать их на листке бумаги.

Ведущая. Второе задание для наших типографских рабочих. Напишите в строчку слово «сова», делая большие интервалы между буквами. Теперь для каждой буквы подберите еще по пяти слов, начинающихся с этой буквы, и запишите их в столбик.

Вариант ответа

А

азбука

арфа

арбуз

анкета

алмаз

О

облако

окно

огород

орех

окунь

В

вилка

вата

воск

ворот

венок

С

сокол

сито

сосна

старик

сарай

Ведущий. Нам осталось только сравнить задания, которые выполнялись игроками. Какая из команд написала больше ма­леньких слов из одного большого?

Ведущий. Вот и закончился конкурс, посвященный русскому языку. Все наши игроки с честью доказали, что они грамотные, упорные и сообразительные. Поздравляем их с успехом.

5


Внеклассное мероприятие по русскому языку "КВН юных филологов"
  • Русский язык и литература
Описание:

    неклассное мероприятие  для 5-6 классов в форме игры. Мероприятие   посвящено русскому языку.    Русский язык - один из развитых языков. Он обладает богатым словарным запасом и терминологией по всем областям науки, тех­ники, культуры, выразительностью лексических и грамматических средств, развитой системой функциональных стилей, способностью отобразить все многообразие и богатство окружающего мира. Язык называют одним из самых удивительных орудий в руках человечества, но пользоваться им нужно умело, изучить все его особенности и секреты.

Цели мероприятия: пополнение словарного запаса учащихся, развитие мышления, творческих способностей; расширение кругозора учащихся; закрепление в игровой форме полученных знаний,  повышение интереса к предмету.  

 Встречаются две команды.   Им предстоит нелегкая борьба. Выиграет тот, кто лучше справится со всеми заданиями.Имеются вопросы для зрителей .

Игра может быть использована в рамках предметной недели.

В

Автор Хасанова Гузалия Гаптельхаевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 352
Номер материала 29370
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓