Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыВнеклассное мероприятие КВН ,,М.Ю. Лермонтов. Судьба и творчество”.(9-11 классы)

Внеклассное мероприятие КВН ,,М.Ю. Лермонтов. Судьба и творчество”.(9-11 классы)

Скачать материал

Филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

,,Средняя общеобразовательная школа п. Садовый Самойловского района

Саратовской области”в с. Хрущёвка

 

 

 

Методическая разработка

внеклассного мероприятия

 

КВН ,,М.Ю. Лермонтов. Судьба и творчество”.

 

 

                                                                            Подготовила Литвишко Людмила Валерьевна

 

 

 

 

 

с. Хрущёвка

Тема мероприятия:  «М.Ю. Лермонтов. Судьба и творчество».

Форма проведения: литературный КВН

Цели:    

? прививать детям любовь к литературе, приобщать к богатству русской литературы, к 

            искусству слова;

? воспитывать тактичность, чувство взаимопомощи, солидарность в принятии решений, ответственность;

? развивать творческие способности учащихся, мышление, навыки работы в коллективе (группе).

Ход мероприятия

I. Вступление

Чтец 1:

«И через всю жизнь проносим мы в душе образ этого человека – грустного, строгого, нежного, властного, скромного, смелого, благородного, язвительного, мечтательного, насмешливого, застенчивого, наделенного могучими страстями и волей и проницательным умом. Поэта гениального и так рано погибшего. Бессмертного и навсегда молодого». И. Андронников
Чтец 2:

15 июля 1841 года, около 5 часов вечера... разразилась ужасная буря с молниею и громом; в это самое время между горами Машуком и Бештау скончался... Лермонтов.

Чтец 1:

Да, ему было неполных 27 лет. И всё, что им было создано за 13 лет творчества, - это подвиг во имя свободы и родины.

Чтец 2:

Казался ты и сумрачным и властным,

Безумной вспышкой непреклонных сил;

Но ты мечтал об ангельски прекрасном,

Ты демонски-мятежное любил.

Ты никогда не мог быть безучастным,

От гимнов ты к проклятиям спешил,

И в жизни верил всем мечтам напрасным:

Ответа ждал от женщин и могил!

Но не было ответа. И угрюмо

Ты затаил, о чём томилась дума,

И вышел к нам с усмешкой на устах.

И мы тебя, поэт, не разгадали,

Не поняли младенческой печали

В твоих как будто кованых стихах!

 

Ведущий: Мы начинаем КВН, посвящённый жизни и творчеству великого русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова.

 

II. Основная часть

1/ Выбор жюри.

2/ Проведение игры.

 

1 конкурс «Визитная карточка». (Максимальный балл---2)

Литературное представление команд.

Команды выходят и представляют себя. (Участвуют две команды по 5 человек. Участники команд одеты в костюмы героев произведений Лермонтова, например: Печорин, Грушницкий, Вера, Бэла, Максим Максимыч, Княжна Мери, Мцыри, Тамара, Демон и т. д.)

 

2 конкурс «Разминка». (За каждый правильный ответ---1 балл)

Вопросы для разминки командам задаются поочерёдно. На обдумывание ответа даётся не более 10 секунд.

 

1.    В каком году родился М.Ю. Лермонтов?

2.    Где прошло детство и отрочество поэта?

3.    Как звали мать М.Ю. Лермонтова?

4.    В каком году М.Ю. Лермонтов поступил в Благородный пансион?

5.    На каких музыкальных инструментах играл М.Ю. Лермонтов в детстве?

6.    Сколько романов написал М.Ю. Лермонтов

7.    Назовите девичью фамилию матери М.Ю. Лермонтова?

8.    Известно, что М.Ю. Лермонтов провёл детство в Тарханах. Назовите, в какой губернии оно находилось?

9.    Где родился великий поэт?

10.  Вспомните, как звали няньку М.Ю. Лермонтова?

11.  Назовите точную дату 1-й дуэли Лермонтова с Барантом?

12.  Кто был секундантом Лермонтова в его дуэли с Мартыновым?

13.  Вспомните,  как звали бабушку М.Ю. Лермонтова, у которой воспитывался маленький Миша?

14.  За что М.Ю.Лермонтов был отправлен  царём Николаем I в первую ссылку?

15.  Во время учёбы в Московском университете поэт работал над второй редакцией поэмы «Демон». Кому он её посвятил?

16.  Кто считается родоначальником русской ветви Лермонтовых?

17.  В творчестве А.С. Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Л.Н. Толстого есть одноимённое произведение. Назовите его.

18.  Были ли у А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова общие знакомые? Кто?

19.  Встречались ли А.С. Пушкин и М.Ю. Лермонтов, где и когда?

20.       Кто автор памятника М.Ю. Лермонтова в Пятигорске?

 

ОТВЕТЫ

1.      В 1814 г.

2.      В Тарханах

3.      Мария Михайловна

4.      В 1828 г.

5.      Скрипка и фортепиано

6.      один «Герой нашего времени»

7.      М.М. Арсеньева

8.      Село Тарханы, Пензенской губернии

9.      В Москве

10.  Дворовая женщина Марфа Максимовна Коновалова

11.  18 февраля 1840 года

12.  Васильчиков

13.  Елизавета Алексеевна Арсеньева.

14.  В 1837 году за  сочинение «Непозволительных стихов» на смерть А. С. Пушкина.

15.  В.А. Лопухиной (подруге юных лет)

16.  Георг Лермонт, выходец из Шотландии, с 1613 года служивший в рядах московского войска.

17.  «Кавказский пленник»

18.  Г.Г. Гагарин (художник)

19.  Нет, встречи не произошло, но у Лермонтова были такие намерения.

20.  Скульптор А.М. Опекушин

 

3 конкурс «Кто точнее?». (Максимальный балл---12 баллов)

Команды отвечают на одинаковые вопросы, но письменно на листах. Чей ответ точный, тот получает 1 балл. Если обе команды ответили правильно, то обе получают по 2 балла.

ВОПРОСЫ КОМАНДАМ ДЛЯ ПИСЬМЕННОГО ОТВЕТА:

1.      Запишите год рождения М.Ю. Лермонтова.

2.      Запишите год смерти  М.Ю. Лермонтова.

3.      Запишите год, в котором М.Ю. Лермонтов начал писать стихи.

4.      Запишите год, в котором впервые были опубликованы  стихотворения М.Ю. Лермонтова, т. е. год начала публикации.

5.      Запишите место гибели М.Ю. Лермонтова.

6.      Напишите, почему творчество М.Ю. Лермонтова считается незаконченным?

        Ответы

                1. 1814 год

                2. 1841 год

                3. 1828 год

                4. 1830 год

                5. подножие горы Машук

                6. смерть на дуэли

 

     4 конкурс «Стоит подумать» (Максимальный балл—10 баллов)

     Вопросы командам задаются поочерёдно. За правильный ответ на 1,2 вопросы команды по- 

     лучают по 1 баллу; за 3, 4 вопросы--- по 2 балла; за 5, 6 вопросы--- по 3 балла; за ответ на

     7,8 вопросы можно заработать по 4 балла. Итого максимально за все правильные ответы

     может быть 10 баллов.

       1. В роду Лермонтовых давались мужские имена Юрий и Пётр. Почему Лермонтова на

            звали Михаилом, и как звала его бабушка, которая вырастила мальчика?

                                                                       (В честь деда по матери. Мишель).

       2. В дружеском кругу у Мишеля было шутливое прозвище Маёшка. Откуда оно взялось?

                                                              (Маё - герой французской сатирической литературы).

       3. Кто такая загадочная Н.Ф.И. и какие стихи поэт посвятил ей?

                                                   (Наталья Федоровна Иванова - «Я не унижусь пред тобою...»,            

                                                    «Не ты, но судьба виновата...», «Стансы» и др.

                                                     (около 40 стихотворений 1830-1832 гг.).

       4. Какой край стал для Лермонтова «заветной страной», «жилищем вольности простой»:  

          «Как сладкую песню отчизны моей, Люблю я...»?              (Кавказ)

       5. «В пустыне чахлой и скупой...» и «В пустынных степях аравийской земли...» - это зачи-

           ны двух известных стихотворений. Каких? 

                                                       («Анчар» Пушкина и «Три пальмы» Лермонтова).

       6. Как и где Лермонтов использует пушкинский мотив: «Теперь мила мне балалайка Да

           пьяный топот трепака Перед порогом кабака» (из «Евгения Онегина»). 

                                          (В стихотворении «Родина» - «Смотреть до полночи готов

                                          На пляску с топаньем и свистом Под говор пьяных мужичков».

        7. Лермонтов переводил многих европейских поэтов. Самые знаменитые его переводы –

            «На севере диком стоит одиноко...» и «Горные вершины...». Кому принадлежат ориги-

            налы и какие изменения внёс переводчик?

                    (Гейне и Гёте. У Гейне речь идёт о кедре, а не сосне; у Гёте стихотворение

                    называется «Ночная песня странника» (Лермонтов опустил это заглавие)).

     8. Известно, что Байрон, как и Пушкин, был поэтическим учителем Лермонтова. А  

     есть ли в произведениях Лермонтова упоминания имени Байрона?

                («Нет, я не Байрон, я другой...», «И Байрона достигнуть я хотел...», «Мало ли  

                людей, начиная жизнь, думают кончить её, как Александр Македонский или

               лорд Байрон, а между тем целый век остаются титулярными советниками»  

               («Герой нашего времени»).)

 

5 конкурс «Афоризмы» (Максимальный балл---8 баллов)

   Знаете ли вы лермонтовские афоризмы?  В одном конверте лежит начало афоризма, в другом   

   концовка. Их надо соединить. За каждый правильный ответ---1 балл.

а) «Так храм оставленный - всё храм...»; б) «Расстаться казалось нам трудно ...»; в) «Битва без радости и любовь ...»; г) «Всё это было бы смешно ...»; д) «Понять невозможно её ...»; е) «Так жизнь скучна ...»; ж) «А жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг ...»; з) «Странная вещь - сердце человеческое вообще ...»?

 

а) «Кумир поверженный - всё бог»; б) «Но встретиться было б трудней»; в) «Разлука будет без печали»; г) «Когда бы ни было так грустно»; д) «Зато не любить невозможно»; е) «...когда боренья нет»; ж) «Такая пустая и глупая шутка»; з) «...а женское в особенности».

 

6 конкурс «Герой нашего времени»

1) Угадайте, кто этот персонаж? (За правильный ответ—1 балл)

 

 

1.      «Вы опасный человек! Я бы лучше желала попасть в лесу под нож убийцы, чем вам на язычок…Я Вас прошу не шутя: когда Вам вздумается обо мне говорить дурно, возьмите лучше нож и зарежьте меня, я думаю это Вам  не будет очень трудно…» (Княжна Мэри)

2.      « Вы счастливы, Вам стрелять первому! Но помните, что если Вы меня убьёте, то я не промахнусь, даю Вам честное слово». (Печорин)

3.      «Он был мал ростом и худ, и слаб, как ребёнок; одна нога у него короче другой, как у Байрона; в сравнении с туловищем голова его казалась огромна. Маленькие чёрные глаза, всегда беспокойные, старались проникнуть в ваши мысли». (Доктор Вернер)

4.      «И точно, она была хороша: высокая, тоненькая, глаза чёрные, как у горной серны, так и заглядывали к вам в душу» (Бэла).

5.      “Он был среднего роста, стройный, тонкий, стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложение, способное переносить все трудности кочевой жизни и перемены климатов; пыльный бархатный сюртучок его, застёгнутый только на две нижние пуговицы, позволял разглядеть ослепительно чистое бельё; его запачканные перчатки казались нарочно сшитыми по его маленькой аристократической руке”. (Печорин).

6.      “Он хорошо сложен, смугл, черноволос; ему на вид можно дать 25 лет, хотя ему едва ли 21. Он закидывает голову назад, когда говорит и поминутно крутит усы левой рукой, ибо правой опирается на костыль”. (Грушницкий).

  1. «Он казался лет пятидесяти; смуглый цвет лица его показывал, что оно давно знакомо с кавказским солнцем, и преждевременно поседевшие усы не соответствовали его твёрдой походке и бодрому виду».  (Максим Максимыч).

8.      « Если он меня не любит, то кто ему мешает отослать меня домой? Я его не принуждаю, а если это так будет продолжаться, то я сама уйду: я не раба его, я княжеская дочь!» (Бэла)

 

2) А это о чём/ком?

1.      Печорин сказал Максиму Максимычу: «Жизнь моя становится пустее день ото дня; мне осталось одно средство:  ….». Какое?    (путешествовать)

2.      Из разговора с Печориным штабс-капитан сделал вывод: «А всё, чай, французы ввели моду…?»  Какую моду? (скучать, разочарование).

3.      Кто «самые счастливые люди», по мнению Печорина?  (невежды).

4.      О ком Печорин сказал: «Она единственная женщина в мире, которую я не в силах был обмануть»? (о Вере)

5.      О ком Печорин сказал: «Производить эффект – их наслаждение»?  (о Грушницком и ему подобных).

6.      Печорин говорит: ,,Я готов на все жертвы, кроме этой” Чего он боится? Что это за жертва? (Женитьба)

 

    3) Блиц-конкурс (Конкурс капитанов)

    Капитан каждой команды отвечает  подряд, думая лишь 5 секунд, на три вопроса. Если на 

    все ответит верно, то получит 1 балл.

Вопросы для 1 капитана:

  1. В какую женщину никогда не влюбится Печорин? (женщину с характером).

  2. Для чего Печорин держал четырёх лошадей?

               (Одну для себя, трёх для друзей. Он любил выезжать на прогулки. Лошадьми его  

                пользовались, но «с ним никогда никто не ездил»).

   3. «Вся поклажа моей тележки состояла из одного небольшого чемодана, который наполовину был 

         набит …(чем?)      («путевыми записками о Грузии»).

Вопросы для 2 капитана:

   1. «Недавно я узнал, что Печорин, возвращаясь из Персии, умер. Меня это известие очень   

       ….». Какое чувство испытал автор – путешественник, получив такое известие?

                                                                                                                        (обрадовало)

    2. Кого в «водяном» обществе прозвали Мефистофелем?   (Вернера)

 

    3. Кто первый – Печорин или Грушницкий – вызвал на дуэль? (Печорин)

 

   4) Вопрос ,,на засыпку”(Кто при чтении был самым внимательным?)

      За правильный ответ—по 2 балла.

     1. Кому принадлежит данный предмет: ,,небольшой чемодан, который до половины был

       набит путевыми записками о Грузии”? (Автору-рассказчику)

     2. В чём состоял подвох в дуэли между Грушницким и Печориным?

                                                               (Пистолет Печорина должен был быть не заряжен).

     3. В чём ошибся пьяный лекарь?  (Он объявил, что Бэла больше дня прожить не может,

                                                                                                       а  она ещё два дна прожила).

    4. ,,Пришёл Грушницкий и бросился мне на шею… Мы выпили шампанского” Что сделало

       счастливым Грушницкого?   (Грушницкий произведён в офицеры. 

                              ,,О, эполеты, эполеты! Ваши звёздочки, путеводительные звёздочки…

                            Нет! Я теперь совершенно счастлив”)

 

  7 конкурс «Вы---нам, а мы---вам! Вопрос противнику».

Каждая команда задаёт команде-сопернице по два вопроса, которые они подготовили дома.

За правильный ответ –по 1 баллу.

 

   8 конкурс «Домашнее задание».

Команды представляют инсценировки из произведений Лермонтова, не называя их. Противники должны отгадать, откуда этот отрывок и кто его герои. Оценивание—за инсценировку максимально 5 баллов, за угадывание—2 балла.

III Заключение.

 

1/ Подведение итогов. Награждение победителей грамотами и небольшими подарками.

2/ Слово учителя.

    Итак, наша встреча подошла к концу. Я рада, что вы так хорошо подготовились и знаете биографию и творчество Михаила Юрьевича Лермонтова, нашего великого русского поэта, писателя, ЧЕЛОВЕКА! Я уверена, что каждый сегодня открыл для себя нового, своего Лермонтова.

«Как всякий настоящий, а тем более великий поэт, М.Ю.Лермонтов исповедовался в своих произведениях, и, перелистывая томики его сочинений, мы можем прочесть историю его души и понять его как поэта и как человека» (И. Андронников)

«Значение творчества Лермонтова в истории русской литературы огромно. В своей лирике он открыл простор для самоанализа, самоуглубления, для диалектики души. Этими открытиями воспользуется потом русская поэзия и проза. Именно Лермонтов решил проблему «поэзии мысли». В своей лирике он открыл путь к прямому, личностно окрашенному слову и мысли, поставив это слово и мысль в конкретную жизненную ситуацию и в прямую зависимость от духовного и душевного состояния поэта в каждую данную минуту…» (Ю.В. Лебедев)

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Внеклассное мероприятие КВН ,,М.Ю. Лермонтов. Судьба и творчество”.(9-11 классы)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Проректор

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Данная  работа представляет собой методическую разработку внеклассного мероприятия по литературе для учащихся 9-11 классов. По форме проведения---это литературный КВН. Мероприятие состоит из трёх частей: вступления (учащиеся кратко говорят вступительное слово о М.Ю. Лермонтове), основной части (сама игра КВН с самыми разнообразными и интересными вопросами о биографии и творчестве поэта), заключительной части (подведение итогов игры, награждение победителей и заключительные слова о великом поэте).

В основном материал строится на известных факта биографии Лермонтова, о которых говорится на уроках в школе. Но есть вопросы, которые требуют особых энциклопедических знаний.  В качестве литературных произведений взят, в основном, роман «Герой нашего времени». Творчество Лермонтова невозможно объять за 1-1,5 часа внеклассного мероприятия. Лично я, как ярая поклонница творчества Лермонтова, именно он мой любимый поэт, могла бы ,,напичкать” игру вопросами по всем произведениям поэта. Но мне не хотелось делать в головах детей винегрет, и я остановилась на одном романе ,,Герой нашего времени”. Надеюсь, что данная разработка пригодится многим педагогам в своей практике.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 625 455 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Конспект урока на тему "Безударные гласные в корне слова"
  • Учебник: «Русский язык (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями)*», Якубовская Э.В., Галунчикова Н.Г.
  • Тема: Правописание безударных гласных в корне слова
  • 01.10.2020
  • 491
  • 5
«Русский язык (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями)*», Якубовская Э.В., Галунчикова Н.Г.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 21.12.2014 800
    • DOCX 87.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Литвишко Людмила Валерьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Литвишко Людмила Валерьевна
    Литвишко Людмила Валерьевна
    • На сайте: 8 лет и 8 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 17152
    • Всего материалов: 7

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Копирайтер

Копирайтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Родной (русский) язык и родная литература: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель родного языка (русского языка) и родной литературы

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Лингвокультурологический подход в обучении русскому языку как обеспечение принципов и требований ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 22 человека из 13 регионов

Курс повышения квалификации

Особенности преподавания учебного предмета «Родной (русский) язык» в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 106 человек из 41 региона

Мини-курс

Раннее развитие: комплексный подход к развитию и воспитанию детей от 0 до 7 лет.

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 44 человека из 22 регионов

Мини-курс

Профориентация детей и подростков

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 30 человек из 15 регионов

Мини-курс

Мастерство PowerPoint: систематизация, интерактивность и эффективность

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 1048 человек из 82 регионов
Сейчас в эфире

Восстановительные и медиативные практики в профилактике кибербуллинга

Перейти к трансляции