Главная / История / Внеклассное мероприятие .“Путешествие в прошлое. Знакомство с крестьянским бытом»

Внеклассное мероприятие .“Путешествие в прошлое. Знакомство с крестьянским бытом»

МОУ Карлинская средняя общеобразовательная школа им.И.С.Полбина













Путешествие в прошлое. Знакомство с крестьянским бытом»

Внеклассное мероприятие подготовлено учителем истории Патрикеевой О.А.



























ЦЕЛЬ: Расширение и углубление знаний учащихся по культуре русского быта, предметам обихода и домашней утвари крестьянских изб в России;

развивать артистические способности, выразительность речи;

воспитание глубокого уважения к истории Отечества и чувства патриотизма; учить детей чтить и уважать традиции русского народа.


Оборудование: Предметы крестьянского быта из школьной экспозиции.

Вступительное слово учителя:

Велик и вечен народ, который помнит свое прошлое и чтит своих предков! И нет страшнее проклятия, чем забвение. Так оградим же себя от греха и отправимся по дороге времени в таинственный, мудрый и прекрасный мир наших пращуров - мир образов старинного русского быта.

Изба

Ученик №1.Крестьянин, строя свое жилище, старался сделать его прочным, теплым, удобным для жизни. Однако в устройстве избы нельзя не увидеть свойственную русскому народу потребность в красоте. . Избу и другие крестьянские постройки крестьянин обычно рубил сам или нанимал опытных плотников. Собираясь строиться крестьянин рубил деревья поздней осенью или ранней весной: к этому времени жизнь в дереве замирает, последнее годичное кольцо приобретает твердую, наружную оболочку, что предохраняет древесину от разрушения. Прямо в лесу или возле деревни ставили сруб, приготовленный вчерне - без окон и дверей который разделялся на три части для просушки. А ранней весной его перевозили в деревню и собирали. Эта работа производилась обычно "помочью" ("толокой"). "Помочь"- однодневная общественная бесплатная работа в пользу одной крестьянской семьи. На строительство собиралась вся деревня и даже округа. Об этом очень древнем обычае говорится в старинной пословице: "Кто на помочь звал, тот и сам иди". Для всей "помочи" крестьянин должен был устроить угощение.

Конкурс «Нарисуй избу»

Ученик №2.А теперь войдем внутрь.

 Обстановка избы отвечает образу жизни крестьянской семьи. Здесь все предельно скромно, строго и целесообразно.( Большая печь топилась "по-черному".) , все оборудование избы состоит из встроенной в сруб мебели. Вдоль трех стен тянутся лавки, опирающиеся на широкие дощатые ножки – подставки. Над низкими дверьми - тесовые полати, на которых обычно спали дети. Место около печи - "бабий кут" - отделено невысокой дощатой заборкой. Все основные элементы жилища-полати, лавки, полки - существовали на Руси с давних времен. Переступив высокий порог, окажемся внутри жилища. Здесь все предельно скромно, строго и целесообразно. Стены - из гладко обтесанных бревен. Углы же до конца не стесаны, а оставлены круглыми, чтобы зимой не промерзали. Про круглые углы в народе сложена загадка: "На улице рогато, а в избе гладко". . Поперек избы проходит массивная балка - "матица", служащая опорой для потолочин. В избе каждое место имело определенное назначение. На лавке у входа работал и отдыхал хозяин, напротив входа - красная, парадная лавка, между ними - лавка для прях.

Ученик №1На полках хозяин хранил инструмент, а хозяйка - пряжу, веретена, иглы и пр. На ночь дети забирались на полати, взрослые же располагались на лавках, на полу, старики - на печи. Постели убирали на полати после того, как протопят печь и веником обметут с них сажу. В красном углу под божницей - место для обеденного стола. Удлиненная, сделанная из хорошо обструганных и подогнанных досок крышка стола - столешница - покоится на массивных точеных ножках, которые установлены на полозья. Полозья позволяли легко передвигать стол по избе ". В старину в каждой крестьянской семье были коробейку-лубяные сундучки с закругленными углами. В них хранили семейные/ценности, одежду, приданое. ("Дочку в колыбельку, приданое в коробейку"). На гибкой жерди - висит лубяная колыбелька (зыбка) под домотканым пологом. Обычно крестьянка, качая зыбку за петлю ногой, выполняла какую-либо работу, пряла, шила, вышивала. Про такую зыбку на очепе в народе сложена загадка: "Без рук, без ног, а кланяется". На длинных полках вдоль стен - кринки для молока, глиняные и деревянные миски, солонки и т. д. Очень рано оживала крестьянская изба. Прежде всех вставала "домаха", или "большуха",- жена хозяина, если была еще не стара, или одна из невесток. Она затопляла печь,

Печь

Ученик №3Русская печь — слышишь эти слова, и сразу веет стариной, теплом и уютом. Кажется, уж лучше печи ничего до сих пор не придумано, и она по праву исстари занимает самое важное место в доме. Недаром говорится: «Печь греет и варит, печет и жарит. Она накормит, обсушит и порадует душу». А еще говорили: «печь нам мать родная», «на печи все красно лето», «добрая-то речь, коль в избе есть печь», «уж лучше хлебом не корми, но с печи не гони».

Печь хранила языческие верования, через нее человек продолжал поклоняться огню и вообще силам природы. Она находилась как бы на границе христианского мира и мира народных суеверий. Считалось, например, что через трубу в дом может влететь ведьма. Полагали, что в важные для семьи дни души умерших предков слетаются к печи; что в подпечье или за печью живет домовой — покровитель дома, и когда семья перебиралась на новое место жительства, под печь ставили лапоть, чтобы домовой, как на саночках, уехал вместе со всеми.

Ученик №4 Известно множество «профессий» русской печи. Она обогревала жилище, в ней пекли хлеб, готовили еду, сушили продукты, одежду, грели воду, на ней спали. Наконец, русская печь довольно успешно выполняла роль бани. Делали это так. Из разогретой печи удаляли угли, под хорошо подметали и устилали соломой. Ставили чугун с горячей водой, забирались в печь и ложились на солому так, чтобы голова выглядывала из устья. Сбрызгивали свод горнила настоем душистых трав или квасом, отчего в нем резко повышалась влажность воздуха и температура. Ну, а дальше брали березовый веник и хлестали себя так, чтобы, как говорят, «чертям тошно стало». Главная особенность такой парилки — в том, что в печи почти нет пара и все тело равномерно прогревается от горячих стен, из которых исходит сухое тепло. Именно такое тепло лучше всего лечит. Однако главным назначением печи всегда было и остается приготовление пищи.. Кто хоть однажды испробовал хлеб, испеченный в русской печи, томленые щи или кашу, уже не забудет их превосходного вкуса и аромата. В ней прекрасно пекутся пироги, тушатся овощи, мясо и рыба. Печь являлась важнейшим элементом русского быта, и поэтому она часто фигурирует в фольклоре, в частности, в народных сказках. Положительные персонажи сказок часто любят сидеть или лежать на печи.

Вопрос: Какие сказки вы знаете, где упоминается печь?

Илья Муромец провел на ней 33 года своей жизни, Емеля, не желая покидать уютную лежанку, ездил на печи. Такую же любовь к печи обнаруживает и Баба-Яга, что, впрочем, не мешает ей делать попытки изжарить заблудившихся детей. Печка иногда наделяется человеческими чертами, способностью разговаривать: например, в сказке «Гуси-лебеди» девочка в поисках пропавшего брата набредает на печь, стоящую в чистом поле, и спрашивает у неё совета. Печь предлагает ей отведать пирожков, а впоследствии, на обратном пути, прячет девочку от погони.

Ученик №5.Около печи находились необходимые в быту вещи.

Сяду рядышком на лавку

Вместе с вами посижу

Загадаю вам загадки,

Кто смышленей погляжу.

Отгадайте, о каких вещах идет речь? Показать их.

1)-Не бык , а бодает,

Не ест, а еду хватает. (ухват)

2)Жил Кирилл,

Много людей кормил,

А разбился,

Под плетнем очутился.(чугунок)

3)Черный конь скачет в огонь.

4)Без работы холодная она ,

А после работы-красна от огня .(кочерга)

4)Скручен, связан по избе пляшет. (веник)

5)В полотняной стране

По реке простыне

Плывет пароход,

То назад, то вперед,

А за ним такая гладь

Ни морщинки не видать.( утюг)

6)У носатого у Фоки

Постоянно руки в боки.

Фока воду кипятит

И как зеркало блестит.

7)В небо дыра,

В землю дыра

А в середине

Огонь да вода (самовар)

8)Хоть оно и ново, но –

В мелких дырочках все дно.(Решето)

9)Дом – стеклянный пузырек,

И живет в нем огонек.

Днем он спит,

А как проснется —

Ярким пламенем зажжется. (Лампа)

10)Есть у бабушки-старушки

Очень маленький секрет:

Платья, книжки и игрушки,

Занавески, погремушки,

Кукол и велосипед –

Всё она упрямо прячет,

Чтоб не смог добраться внук.

Есть у бабушки на даче

Ветхий старенький… (Сундук)

Прядение

Ученик №6Крестьянский дом невозможно представить без прялки, прялка - верная спутница русской крестьянки - сопровождала ее с детства и до глубокой старости. Первую прялочку девочка получала к семи годам от отца; заневестившись - вторую, собственноручно изготовленную отцом или заказанную местному мастеру; третью - как подарок мужа супруге.

Прялка была ценным подарком: отец дарил ее дочери, жених -
невесте, муж - жене. В некоторых местах, по обычаю, жених должен был
изготовить прялку собственноручно, а старую родительскую сломать в знак
помолвки.
И всегда это было не только орудие женского, глубоко почитавшегося труда, но и дар любви. Каждую прялку делали "себе на особицу" - поэтому даже в пределах одного района не встретишь одинаковых. Мастера по дереву старались украсить прялку, чтобы придать ей неповторимый вид. Были праздничные прялки и прялки для будней.

частушки

Пропоем мы вам частушки,

Просим не смеяться.

Мы артисты молодые-

Можем растеряться.

Уж ты пряслица, ты пряслица моя

Пойду вынесу на улицу тебя,

Буду прясть и попрядывать,

На подружек поглядывать.

Пряла лен, пряла лен

Да льняное волокно

Приходи ко мне миленок

С тальянкой под окно.

Моя прялка не прядет,

Колесо не вертится.

Что- то милый не идет,

Видно долго сердится.

Дайте лен ,дайте лен,

Дайте 9 веретен.

Стану прясть-попрядывать

На дружка поглядывать.

Мы не все частушки спели,

Знаем много их вдвоем

Приходите в гости снова

Мы другие вам споем.

Самовар

Мальчик: А когда появился самовар?

Девочка : Самовар – исконно русское изобретение. Долгое время считалось, что впервые появился он в Туле.

Девочка 2: Действительно, есть документ – подтверждение, что именно в Туле в 1778 году мастер Назар Лисицын открыл первую в России самоварную мастерскую. Через тридцать лет таких мастерских было уже 8, а к 1850 году – аж 28! Недаром Тула называется самоварной столицей!

Мальчик: Тула Тулой, но есть свидетельства, что первые в России самовары были изготовлены примерно в 1740 году на Урале, на Иритинском заводе. И были они не только металлические, но и из фарфора, из фаянса и даже из хрусталя. Кстати, русские солдаты, придя в 1813 году в Париж, подарили самовар Европе.

Девочка: Чем хорош самовар?

Мальчик: В летнюю жару не надо печь топить, чтобы воду согреть. А чай прежде пивали неспешно, дюжинами чашек, с разговорами и пересудами, особенно после баньки. Чаем трапезу начинали, а потом в продолжении обеда, и чаем трапезу заканчивали.

Девочка: Первые самовары делали из меди, потом их стали изготавливать из латуни, железа, покрывать никелем и даже золотом или серебром.

Мальчик: Для мастера – самоварщика самовар не просто изделие, он – произведение искусства. Каждый мастер стремился придать самовару особую форму, украсить его чеканкой, гравировкой, сканью и эмалью, чернью или росписью.

Девочка: Посмотрите еще раз на самовары. (Показ самоваров).

Каких только самоваров не делали: и конические, и овальные, и гладкие, и граненые. Разнились они и по названиям: «Ваза», «Рюмка», «Банка», «Яйцо», «Желудь», «Груша», «Репка» и даже «Пламя». А в 1873 году для Всемирной выставки в Вене был изготовлен самовар в форме «Петуха».

Мальчик: Где можно приобрести самовар?

Девочка: Для состоятельных людей их делали на заказ. Но самовар можно было купить и на ярмарках, которых в старые времена проходило видимо-невидимо. Самовар можно было приобрести и в лавке, и на базаре.

Вспомним, в каком стихотворении героиня купила самовар и пригласила на чаепитие друзей?

Мальчик: В стихотворении Александра Романова «Самовар» есть такие строки: «Ну, что ж, судьба изменчива, и даже твоя судьба, российский самовар!» Строго подати сбирали –

Самовары отбирали,

Я, мальчонка, дома был,

Самовар захоронил

Девочка: Действительно, Даже самовара коснулась нелегкая судьба русского народа. Вот о чем поется в частушках, дошедших до нас через столетие.

Мальчик: Где они теперь, старые, домовитые, угольные самовары? Не стало их в городах, почти перевелись они в деревнях.

Девочка: И в городе, и на селе – электричество и газ. А воду для чая мы кипятим в неказистом эмалированном или никелированном чайнике. Трудно отыскать и истинного знатока «самоварных традиций».

Мальчик: Ответьте на вопрос: В каких случаях ставили самовар в доме?

Девочка : Самовар ставили в доме тогда, когда приходил или приезжал родной или дорожный человек. А также – на проводах, перед обедом в сенокосный день, после бани, на праздниках, с холоду, с радости, или с расстройства, к пирогам, просто для нагрева воды .

Сценка

ИВАН ИВАНЫЧ САМОВАР

Иван Иваныч Самовар

Был пузатый самовар,

Трехведёрный самовар.


В нем качался кипяток,

Пыхал паром кипяток,

Разъярённый кипяток;


Лился в чашку через кран,

Через дырку прямо в кран,

Прямо в чашку через кран.


Утром рано подошел,

К самовару подошел,

Дядя Петя подошел.


Дядя Петя говорит:

«Дай-ка выпью, говорит,

Выпью чаю», говорит.


К самовару подошла,

Тетя Катя подошла,

Со стаканом подошла.


Тетя Катя говорит:

«Я, конечно, говорит,

Выпью тоже», говорит.


Вот и дедушка пришел,

Очень старенький пришел,

В туфлях дедушка пришел.


Он зевнул и говорит:

«Выпить разве, говорит,

Чаю разве», говорит.


Вот и бабушка пришла,

Очень старая пришла,

Даже с палочкой пришла.


И подумав говорит:

«Что-ли, выпить, говорит,

Что-ли, чаю», говорит.


Вдруг девчонка прибежала,

К самовару прибежала —

Это внучка прибежала.


«Наливайте!— говорит,

Чашку чая, говорит,

Мне послаще», говорит.


Тут и Жучка прибежала,

С кошкой Муркой прибежала,

К самовару прибежала,


Чтоб им дали с молоком,

Кипяточку с молоком,

С кипяченым молоком.


Вдруг Сережа приходил,

Всех он позже приходил,

Неумытый приходил.


«Подавайте!— говорит,

Чашку чая, говорит,

Мне побольше», говорит.


Наклоняли, наклоняли,

Наклоняли самовар,

Но оттуда выбивался

Только пар, пар, пар.


Наклоняли самовар,

Будто шкап, шкап, шкап,

Но оттуда выходило

Только кап, кап, кап.


Самовар Иван Иваныч!

На столе Иван Иваныч!

Золотой Иван Иваныч!


Кипяточку не дает,

Опоздавшим не дает,

Лежебокам не дает.


Ученик №6.Вот ещё одна загадка.

Три братца пошли купаться,

Два купаются, третий на берегу валяется.

Искупались, вышли, на третьем повисли (коромысло)

Ученик №5.Первостепенным предметом сельского быта раньше считалось коромысло . Сейчас коромысло уже почти нигде и не увидишь, разве что в далекой глубинке, в тех деревнях и селах, где живы еще национальные обычаи, где до сих пор сохранились традиционные ремесла и промыслы. Старики наши говаривали, что сила у человека есть до тех пор, пока он может носить воду в ведрах на коромысле. А паренек считался уже отроком, когда начинал носить воду таким способом.
Коромысло помогало нести, не уставая, на плечах два ведра воды несколько сот метров, перекладывая на ходу коромысло с одного плеча на другое. .
Ношение воды на коромысле - целый ритуал. Когда идешь за водой, два пустых ведра должны быть в левой руке, а само коромысло - в правой. И уж, конечно, разговоры у колодца. Бывает, десятками минут могут женщины разговаривать, держа при этом на плечах коромысло с полными ведрами. Вот уж поистине женская страсть к разговорам, за которыми и тяжести не замечают.

Ученик №6.У колодца ведро на коромысло цепляют сначала на заднюю часть, затем на переднюю. Главное при носке воды таким способом - держать равновесие. Можно сразу забросить на плечо коромысло с ведрами. Уверяем вас, это не так трудно, как кажется на первый взгляд. Еще надо уметь и воды зачерпнуть ведром на коромысле. Иногда бывает, слетит при этом у неумехи ведро с крючка коромысла прямо в колодец. Копайся потом, доставай. Будет тебе и от соседей нагоняй. На русских свадьбах невеста в день свадьбы должна принести ведра воды на коромысле, украшенном лентами, при этом не пролив ни капли.
В быту русских крестьян были известны коромысла разной формы. Дугообразные коромысла имели наибольшее распространение. Чаще всего изготавливают коромысла из березы, орешника (лещины), клена, бука, реже - из сосны и ели. Коромысло украшают резьбой, раскрашивают , что придает ему нарядный и праздничный вид. Из природных деревянных заготовок изогнутой формы получается очень красивое коромысло.

О коромыслах с ведрами составлено много загадок и пословиц:
«Два братца хотят подраться, да руки коротки»,
«Двое купаются, а третий дивуется»,
«Промеж двух морей, по мясным горам, гнутый мостик лежит».
«Бабий ум, что бабье коромысло: и косо, и криво, и на два конца».
«Ремесло не коромысло, плеч не оттянет».
«Пыль столбом, дым коромыслом - не то от тоски, не то от пляски!»

Танец с коромыслом под народную музыку.

Ученик №1.Коромысло с ведром
Загремело на весь дом:

- Никто по воду не ходит. Коромысла не берет.
Стали жить по новой моде - завели водопровод.
Разленились нынче бабы. Али плечи стали слабы?
Речка спятила с ума - по домам пошла сама!

А бывало, с перезвоном к берегам ее зеленым
Шли девицы за водой по улице мостовой.
Подходили к речке близко, речке кланялися низко:
- Здравствуй, речка, наша мать, дай водицы нам набрать!

А теперь двухлетний внучек повернет одной рукой
Ручку крана, точно ключик, - и вода бежит рекой!

Так сказало коромысло,
И на гвоздике повисло.

Ученик №2.

Времена теперь другие, как и игры, и дела.

Далеко ушла Россия от страны, какой была,

Но преданья старины забывать мы не должны.

Слава русской старине! Слава нашей стороне.

Внеклассное мероприятие .“Путешествие в прошлое. Знакомство с крестьянским бытом»
  • История
Описание:

 

 Внеклассное мероприятие .“Путешествие в прошлое. Знакомство с крестьянским бытом»

ЦЕЛЬ:Расширение и углубление знаний  учащихся по культуре русского быта,  предметам обихода и домашней утвари крестьянских изб в России;

развивать артистические способности, выразительность речи;

 воспитание глубокого уважения к истории Отечества и чувства патриотизма; учить детей чтить и уважать традиции русского народа.

Вступительное слово учителя:

 

Велик и вечен народ, который помнит свое прошлое и чтит своих предков! И нет страшнее проклятия, чем забвение. Так оградим же себя от греха и отправимся по дороге времени в таинственный, мудрый и прекрасный мир наших пращуров - мир образов старинного русского быта.

Автор Патрикеева Ольга Алексеевна
Дата добавления 29.12.2014
Раздел История
Подраздел
Просмотров 1162
Номер материала 17378
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓