Главная / Русский язык и литература / Внеклассное чтение по литературе по рассказу Э.П.Джонс

Внеклассное чтение по литературе по рассказу Э.П.Джонс

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА К УРОКУ ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ ПО РАССКАЗУ ПОЛИН ДЖОНСОН

"ЛЕБЕДИНАЯ ПЕСНЯ"


План- конспект урока.


Предмет: Литература

Класс: 5

Тема урока: «Урок внеклассного чтения по рассказу Полин Джонсон «Лебединая песня»

Тип урока: Урок  «открытия» нового знания


Цели:

Образова-тельные

1) Ознакомление с рассказом Эмили Полин Джонсон «Лебединая песня»;

2) Овладение навыками анализа художественного текста.

Развива-ющие

1) Развитие образного, логического, критического мышления, речи.

Воспита-тельные

1) Воспитание чувства сопереживания и ответственности за свои поступки;

2) Развитие творческих способностей.


Этапы урока

Этапы урока

Цели этапа

Приёмы и методы

Цели приёмов и методов

Вызов

Активизация каждого ученика;

Актуализация знаний;

Развитие логического мышления.

Анализ заголовка

Рассказ-предположение.

Активизация каждого ученика;

Расширение словарного запаса, развитие связанной речи;

Развитие мышления, устной  речи.

Осмысление

Организация активного восприятия текста;

Направление усилий на степень понимания текста

Чтение с остановками;

Постановка вопросов разного типа;

Открытый финал.

Организация активного чтения;

Отслеживание уровня понимания текста; развитие образного мышления.

Рефлексия

Обобщение и систематизация приобретённого читательского опыта, обобщение на уровне личностных впечатлений

Работа над синквейном, хокку, проектом.

Развитие умения выделять главное, обобщить на уровне личностных впечатлений.





Этап урока

Деятельность учителя

Планируемые ответ

Методы, формы, приемы

1.Стадия вызова

-Здравствуйте, ребята. Сегодняшний урок внекл.чтения я хотела бы начать с таких слов : ««Если человек ни разу не удивился тому, как моется муха, если он не потратил ни минуты на то, чтобы посмотреть, как смотрит щенок, сколько у него жизни в глазах, - он, этот человек, никогда не поймёт искусства, не поймёт красоты жизни…» (народный артист СССР С.В.Образцов).(слайд 1)

-Ребята, представьте, пожалуйста, себе лебедей. Какие эпитеты можно подобрать для  их описания?(Слайд 2).

  • В русском языке существует устойчивое     сочетание слов «лебединая песня». Что это означает, как вы думаете?(слайд 3)

Впервые оно встречается в одной из басен легендарного баснописца Древней Греции Эзопа (VI век до н. э.): «Говорят, что лебеди поют перед смертью». Поэт имел в виду легенду, согласно которой лебеди, эти непевчие, «молчащие» птицы, за несколько мгновений до смерти обретают голос, и это предсмертное пение лебедей удивительно и прекрасно красиво.


-Давайте послушаем с вами песню «Лебединая верность».

Подумайте о чем она? Какие чувства вызывает? (прослушивание записи)


-Итак, как вы думаете какова тема нашего сегодняшнего урока вн.чт?(слайд 4)

( Тема: «И от белых стай мир светлее стал…» по

рассказу канадской писательницы Полин Джонсон «Лебединая песня»)


Цель нашего чтения мы попытаемся определить тему, проблему и идею этого рассказа

Давайте вспомним, что означают эти термины.

-Что такое тема?


-Что называется проблемой?

 

-Что такое идея рассказа?

 

-Да, мы об этом мечтали.

- Они исследуют, находят ответы на интересующие их вопросы.

 

 

 

 Красивые, белоснежные, великолепные, чудесные, гордые, царственные, прекрасные и т. д.


Печальный, трагический, грустный. Лебедь поёт один раз в жизни перед смертью. Песня означает близкую смерть.


 

 

 

 

 

 

 




Тревоги, грусти, печали, жалости, одиночества


Рассказ о лебедях










Вопрос, требующий решения. (Зачем автор обращается к этой теме)

Основная мысль произведения. (То, чему учит нас произведение)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мотивация, побуждение к действию- «Мозговой штурм»

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспроизведение известной информации

 

 

 

 

  • -Рассказ называется «Лебединая песня».

  • Каким ,на ваш взгляд, он будет по настроению: грустным или веселым? Обоснуйте своё предположение.

- Попробуйте спрогнозировать сюжет. О чем может идти речь в рассказе? 


Хорошо, давайте посмотрим, так ли это будет. Прочитаем рассказ и увидим подтвердились ли ваши предположения.






Составление кластера (на доске)



Побуждающий

диалог

Прогнозирование развития сюжета (рассказ-предположение), работа в группах

2.Стадия осмысления

Раздаётся текст, разделённый на части.

Чтение вслух учеником текста  первого отрывка.

- Какими вы представляете себе героев рассказа?

-Каким вы представляете себе Ниагарский водопад?(слайд 5)


-Какими чувствами переполнен Джимми в начале рассказа?




-Какое чувство появляется в конце отрывка?

Какие слова помогают нам это понять?




Чтение вслух учеником второй части текста .

-Каким настроением пронизана эта часть текста?

-Давайте назовем ключевые слова, словосочетания, запишем.(слайд 6)










-Какие слова и словосочетания использует автор для описания птиц в начале рассказа и потом?


-Какого развития событий вы ожидаете после этих строк?


Чтение третьей части рассказа.

-В рассказе можно выделить трех героев?: лебедей, Джимми и людей. Охарактеризуем их, заполнив таблицу( на доске).











Чтение четвертой части текста.

  • Что вы нового можете сказать о характере Джимми?

  • -Закончите историю о мальчике Джимми?(предположите)

  • Чтение финальной части текста

  • - Почему Джимми с одной стороны испытывает несказанную радость, а с другой- печаль?

 



Огромный поток воды, готовый снести все на своем пути. Он прекрасен своей мощью, силой.

 

Восхищение красотой природы. (сверкающие радуги, как в чудесном сне, музыкальное эхо, прекрасные птицы)

 

Нарастает тревога за прекрасных птиц.(Смертельно устали, западня, они погибли)

 

 

 

 Настроением безграничной жалости, сочувствия, трагедии.


Словосочетания

Толкование

Бешенный гигантский поток

Огромная скорость воды, предостережение

Жалобный предсмертный крик

Лебеди погибали, становится их жаль

Возгласы собравшихся зрителей

Люди пытаются им помочь

Искалеченные тела

Поломанные ноги, свернутые шеи, распластанные тела.

Каменные сердца

Безжалостное, бесчувственное

Прекрасные, белоснежные, доверчивые - перебитая стая, искалеченные тела

 Люди бросятся на помощь птицам, постараются спасти тех, кого еще можно будет спасти.


Кто?

Какой?

Что делает?

Лебеди

прекрасные

доверчивые

беззащитные

прилетают

доверяют

погибают

Джимми

маленький

добрый

смелый

восхищается

сострадает

защищает

Люди

злые

жадные

бессердеч-ные

Не сочувствуют

разрушают

губят

 

 

 

 

Обсуждаются варианты ответов.


Чтение с остановками

(читаю - думаю — рассуждаю)

Постановка вопросов разного типа

Графическая систематизация материала

Открытый финал

3.Стадия рефлексии.

-Вернемся к нашему кластеру. Правильно ли мы предположили о чем этот рассказ по названию?

-Вспомним цель нашего урока?



-Какие два мира противопоставлены в сюжете рассказа? Тема рассказа- природа и человек ( слайд 7).


-Какие проблемы затрагивает автор рассказа внутри этой темы ( слайд 7).


-Какова идея этого рассказа? Чему он нас учит?

( слайд 7)



Подводя итог урока, вернемся к словам, которыми мы начали урок:…(слайд8)_ Какими качествами обладает человек, который не пройдет мимо выпавшего из гнезда птенца? Человек, для которого не останется незамеченной красота первой весенней травы и цветов?

- Я уверена, что в вашем сердце и животные, и растения всегда найдут защиту!


-Составьте по рядам, опираясь на таблицу, синквейны со словам лебеди, Джимми, люди.


2человека -(парами) хайку (хокку)


1 человек проект «Обращение к людям!»


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




В завершение урока я хочу познакомить вас со своим синквейном, где объект размышления- ученики.

Ученики

Активные,сострадающие

Работали, размышляли, поддерживали

Приятно было с вами работать

Молодцы.


А теперь оцените наш урок – нарисуйте рожицу



Определить тему, проблему и идею рассказа.

 

Мир людей и природы.

 

 


Человек ради собственной выгоды истребляет природу.

 

Человек должен беречь природу, а не губить ее.

 

 


Чувством прекрасного, человечностью, ответственностью, бережным отношением к природе








Лебеди

Прекрасные, искалеченные

Прилетают, доверяют, погибают

Птицы гибнут из-за жадности людей

Жертвы.

 

Джимми

Маленький, смелый

Восхищается, сострадает, защищает

Маленький мальчик спасает беззащитных птиц

Герой.

 

Люди

Жестокие, бессердечные

Не сочувствуют, разрушают, губят

Губят ради денег прекрасных птиц

Варвары.

 

Урок

Интересный,захватывающий

Читали, думали, сопереживали

Нам понравилось  исследовать, узнавать новое

Ученые.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 













Составление синквейна, хайку, проекта

работа в группах

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анализ собственной деятельности
























Средства обучения:

-учебно-методическая литература;

- текст произведения;

-карточки для составления схемы.

Планируемые результаты:учащиеся познакомятся с рассказом Полин Джонсон «Лебединая песня», проанализируют текст, приобретут опыт прогнозирования событий, систематизации материала в форме таблицы и синквейнов.

Универсальные учебные действия, формируемые у учащихся на уроке.

Познавательные УУД :

- умение анализировать текст;

-умение проводить анализ информации;

-умение обобщать .

Личностные УУД :

-проявление творческого отношения к процессу обучения;

-умение нравственно-этически оценивать содержание текста;

-проявление эмоционально-ценностного отношения к проблеме;

-следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Коммуникативные УУД :

-умение сотрудничать в ходе знакомства   и анализа текста;

-умение учитывать позиции собеседников;

-умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

-умение адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции.

Регулятивные УУД :

-умение прогнозировать предстоящую работу;

-умение оценивать учебные действия в соответствии с представленными задачами;

-умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Оборудование:

-компьютер учителя;

-мультимедийный проектор;

-экран;

- магнитная доска.

Цели использования:

-вызвать интерес учащихся к теме;

-наглядность представления материала.



Внеклассное чтение по литературе по рассказу Э.П.Джонс
  • Русский язык и литература
Описание:

Методическая разработка внеклассного чтения по литературе в 5 классе по ФГОС с презентацией.

  Учащиеся познакомятся  с творчеством канадской писательницы Эмили Полин Джонсон и ее рассказом "Лебединая песня", проанализируют текст, приобретут опыт прогнозирования событий, систематизации материала в форме таблицы, синквейна, хайку. 

  Кроме того, урок построен так, что способствует развитию логического и образного, критического мышления и речи, творческих способностей; воспитанию чувства сопереживания и ответственности за свои поступки.

 

 

Автор Демидович Елена Анатольевна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 719
Номер материала 32835
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓