Главная / Начальные классы / Внеклассное чтение. Б. Житков «Рассказы о животных»

Внеклассное чтение. Б. Житков «Рассказы о животных»

Русский язык

Чтение

4 класс

Учитель: Гринь Ирина Геннадьевна


Тема. Внеклассное чтение. Б. Житков «Рассказы о животных»

Цель:

  • Продолжить знакомство с творчеством Б.С. Житкова;

  • Обобщить знания учащихся о произведениях писателя о животных;

  • Формировать читательские умения и навыки: личностный избирательный интерес к книгам, желание и умение их осознанно выбирать и осмысленно читать;

  • Учить анализировать текст, обобщать, сравнивать, делать выводы;

  • Способствовать развитию речи и мышления учащихся, обогащению их словарного запаса;

  • Воспитывать книголюбов, прививать любовь к родной природе, внимательное отношение к животным, наблюдательность.


Оборудование:

  • Тематическая выставка книг Б.Житкова.

  • Выставка детских рисунков.

  • Фразеологический словарь.

  • Видеоролик «В мире животных»;

  • Слайд – шоу «Зоопарк» (физминутка)


Тип урока: комбинированный, тематический.


Форма проведения: творческая мастерская.


Ход урока


  1. Организационный момент. Мотивация учебной деятельности


Прозвенел звонок для нас.

Вы зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Вижу, класс наш хоть куда!

Мы начнём урок, друзья.


Все: Будем отвечать активно,

Хорошо себя вести,

Чтобы гости дорогие.

Захотели вновь прийти!



- Вспомните наш девиз: какими мы должны быть на уроке?

У: умными, успешными

Р: рассудительными, радостными,

О: организованными, образованными,

К: культурными, красноречивыми.


- Я вам желаю сохранить такой настрой в течение всего урока.

  1. Сообщение темы и цели урока.

- Готовясь к уроку внеклассного чтения, вы работали в творческих группах: «Журналисты», «Художники», «Теоретики - аналитики», «Эрудиты», «Исследователи», «Затейники». Сегодня на уроке мы увидим результаты вашего труда и ещё раз окунёмся в удивительный мир рассказов о животных Бориса Степановича Житкова.


III. Обобщение и систематизация знаний


1. Страничка биографии.

- Для того чтобы понять идею автора, нужно знать его биографию. Слово предоставляется «Журналистам», которые подготовили интересные факты из жизни писателя Б. Житкова. Слушайте внимательно, у вас будет возможность дополнить выступление.

Дополнение ответов учащимися и учителем.

- Как вы думаете, какие главные черты характера у человека, освоившего столько профессий? (Требовательность к себе, самодисциплина, умение дружить, бесконечная тяга к знаниям).

- Какой урок для себя мы можем вынести из биографии Бориса Житкова?

(Не нужно отчаиваться в сложных ситуациях, надо искать выход из любой ситуации).


2. Просмотр и обсуждение видеоролика.

- Посмотрите, пожалуйста, видеоролик « В мире животных». Обратите внимание, какие животные стали героями рассказов Б.Житкова.

- Назовите рассказы, в которых героями стали некоторые из увиденных вами животных.


3. Беседа по прочитанным произведениям.

 - В каких рассказах говорится о птицах? («Галка»).

- В каких рассказах – о зверях? («Про слона», «Про обезьянку», «Мангуста», «Медведь», «Волк»).

- А про каких животных написано несколько книг и отдельных рассказов? (Про слона.  «Как слон спас хозяина от тигра», «Как слон купался», «Какие слоны умные»; о волке и другие рассказы).

 -  Какой из прочитанных вами рассказов  показался самым веселым? Почему?

-  А самым грустным?

-Из какого рассказа узнали что-то новое для себя?

- За судьбу какого героя вы переживали больше всего? Почему?

- Кто из героев вам показался неприятным?

- Как вы думаете, почему так интересно писал Житков о животных?

(Хорошо знал повадки животных,  сам был  очень любознательный).


4. Словарная работа

Можно ли чтение рассказов Житкова назвать простым? (-)

С какими трудностями вы встретились?

(В рассказах много непонятных слов).

- Кто узнал, уточнил значение новых для вас слов?


5. Сравнение научного и художественного текстов.

- Отгадай те загадку:


Он огромней всех на суше,
У него большие уши.
Издаёт он трубный глас.
С ним встречались вы не раз,
В цирке или зоопарке.
А живёт он в странах жарких,
И на острове Цейлон.
Угадали? Это (Слон).


- Что вы знаете о слонах?


- Сейчас мы с помощью «Теоретиков – Аналитиков» проведём небольшое исследование; сравним два текста различные по стилю речи.

- Нам предстоит работа с текстом, поэтому мы сначала сделаем гимнастику для глаз.


Физминутка для глаз.



- Начнём наше исследование – сравнение со статьи «Слон» из энциклопедии о животных. Не забывайте на полях ставить пометы:

V – Я это знал и раньше; ! – это для меня новое; ? – об этом я хочу узнать больше.


Чтение статьи «Слон»
- Что нового вы узнали о слонах?

- О чём бы хотелось узнать больше?

- Определите тип текста, который мы прочитали (описание)

- Стиль речи (научный).

- Тема текста (слон).

- Кто прочитал рассказ Б.Житкова «Про слона»?


Прослушивание отрывка аудиозаписи рассказа «Про слона»


- Давайте прослушаем отрывок из этого рассказа. Подумайте, какой тип этого текста, стиль речи и тема текста. (аудиозапись)

- Тип данного текста… (повествование).

- Стиль речи (художественный).

- Тема рассказа .. . (Ручной слон на службе человека)

- Слово нашим «Теоретикам – Аналитикам» , которые сравнили и нашли различия между статьёй из энциклопедии и рассказом Б.Житкова.


Сравнение текстов учащимися.


- Аналитики рассказали нам о различиях научного и художественного текстов. А есть между ними сходство? Что общего между ними? (тема; Б.Житков в своём рассказе тоже использовал научные данные о слонах)

- Молодцы, вы отлично поработали, можно и отдохнуть.


Физминутка «Зоопарк»


6. Игра «Узнай животное».


- Какие дикие животные вам нравятся и почему?

- Давайте поиграем. Группа «Затейников» приготовила для вас загадки о животных по произведениям Б. Житкова. Они буду зачитывать описание животного, а вы определите, о ком идет речь, как называется рассказ.


7. Работа с рисунками учащихся.


- Готовясь к уроку, все попробовали себя в роли художника – иллюстратора. Прочитайте отрывок из произведения, который вы проиллюстрировали. Задание остальным: внимательно послушать и определить, удалось ли художнику воплотить свой замысел.



8. Работа с фразеологическими оборотами.



- Группе «Эрудитов» захотелось узнать, как появились некоторые фразеологические обороты, связанные с животными. В этом им помог «Фразеологический словарь».

Делать из мухи слона

Ворона в павлиньих перьях

Купить кота в мешке


9. Творческая мастерская.


- У нас в классе есть ребята, которые, решили испытать себя в роли писателей и поэтов. Все очень старались. Я хочу предложить вашему вниманию рассказ и стихотворение о домашних любимцах.

(Двое учащихся зачитывают свои произведения)


IV. Итог урока.

- Наш урок подходит к концу. Повернитесь друг к другу, чтобы получилось четыре группы. Выберите капитана. Сейчас мы посмотрим, какая группа лучше знает рассказы о животных

Б.С. Житкова.


Игра «Собери книжку»

Каждая команда получает файл с рисунками, отрывками из рассказов и заголовком. Необходимо к своему заголовку подобрать рисунок и отрывок, собрать книжку (приклеить на лист с заголовком).

Победившая команда презентует свою «книгу».


Оценивание.

- У вас на партах с нетерпением ожидали окончания урока ваши забавные зверюшки. Посоветуйтесь с соседом по парте и оцените свою работу на уроке. Не забудьте и о том, как вы готовились к уроку: сколько произведений за две недели прочитали, в работе каких групп принимали участие. Поставьте свою оценку на облачке.

Если вы довольны результатом. Поместите облачко под весёлым солнышком. Если ваша зверюшка ожидала от вас большего – под солнышко с тучкой.

- Рассказы Б. С. Житкова дают богатый познавательный материал. Взять хотя бы рассказы о слонах. Здесь и география, и быт далекой страны, и жизнь животных, и природа. Всё это дает нам толчок к мыслительной деятельности.

Я советую вам прочитать рассказы Житкова не только о животных, но и о людях труда, о различных профессиях, технике, о морских приключениях.

- Мне хочется добавить по баллу за подготовку к уроку, за активную работу на уроке, за творчество следующим учащимся: ………………………………………………………………………….

V. Домашнее задание.

- Готовимся к следующему уроку внеклассного чтения.

Астрид Линдгрен «Пеппи Длинныйчулок.


Внеклассное чтение. Б. Житков «Рассказы о животных»
  • Начальные классы
Описание:

Тема. Внеклассное чтение. Б. Житков «Рассказы о животных»

Цель:

  • Продолжить знакомство с творчеством Б.С. Житкова;
  • Обобщить знания  учащихся о произведениях  писателя о животных;
  • Формировать  читательские умения и навыки: личностный избирательный интерес к книгам, желание и умение их осознанно выбирать и осмысленно читать;
  • Учить анализировать текст, обобщать, сравнивать, делать выводы;
  • Способствовать развитию речи и мышления учащихся, обогащению их словарного запаса;
  • Воспитывать книголюбов, прививать любовь к родной природе, внимательное отношение к животным, наблюдательность.

 

Оборудование:

  • Тематическая выставка книг Б.Житкова.
  • Выставка детских рисунков.
  • Фразеологический словарь.
  • Видеоролик «В мире животных»;
  • Слайд – шоу «Зоопарк» (физминутка)

 

Тип урока: комбинированный, тематический.

 

Форма проведения:творческая мастерская.

 

                                                Ход урока

 

I.                   Организационный момент. Мотивация учебной деятельности


Прозвенел звонок для нас.

Вы зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Вижу, класс наш хоть куда!

Мы начнём урок, друзья.

 

Все: Будем отвечать активно,

Хорошо себя вести,

Чтобы гости дорогие.

Захотели вновь прийти!


 

- Вспомните наш девиз: какими мы должны быть на уроке?  


У: умными, успешными

Р: рассудительными, радостными,

О: организованными, образованными,

К: культурными, красноречивыми.


- Я вам желаю сохранить такой настрой в течение всего урока.

Автор Гринь Ирина Геннадьевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 3275
Номер материала 26869
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓