Главная / Биология / Внеклассное мероприятие по биологии 8 класс

Внеклассное мероприятие по биологии 8 класс

«Кровь и кости»

Интегрированное внеклассное мероприятие.


Интегрированные мероприятия – эффективная форма реализации межпредметных связей при изучении вопросов, требующих синтеза знаний разных дисциплин. Предлагаемое внеклассное занятие - призвано углубить и обобщить знания учащихся по биологии и физической культуре. Проверить усвоение детьми основных законов и понятий. Участие в подобных викторинах развивает интерес и познавательную активность ребят.

Правила викторины аналогичны правилам телевизионной игры «Счастливый случай». Участвуют две команды по 6 человек. В ходе подготовки они придумывают название команды, девиз, эмблему, организуют выпуск стенгазеты. Остальные учащиеся оформляют зал. Учитель физической культуры выступает в роли «Тёмной лошадки» (гостя).

Для организации занятия потребуется соответствующее оборудование:

- 2 листа ватмана для стенгазет;

- плакта с названием темы викторины (ее можно написать мелом на классной доске);

- 6 чистых листов бумаги;

- карточки с именами учённых;

- 2 кроссворда;

- фломастеры (маркеры);

- 12 яблок, гранат, помидор, хурма, 12 йогуртов, гематоген, витамины «Ревит» (или любые другие), лекарственные препараты: бронхикум (или «Бромгексин»), «Валидол», «Анальгин»;

- таз с водой, полотенце, секундомер, песочные часы;

- пластиковый не прозрачный пакет (или небольшой мешочек) для проведения второго гейма.


Гейм первый « Дальше, Дальше …»


(За минуту каждая команда должна дать как можно больше правильных ответов на предлагаемые вопросы ведущего. Каждый правильный ответ 1 балл.)

Вопросы для первой команды:

  1. Название наружного слоя стенки сердца. (Эпикард.)

  2. Вещество, выделяемое клеткой против вирусов. (Интерферон.)

  3. Безъядерные клетки крови. (Эритроциты.)

  4. Вещества, способствующие свертыванию крови. (Витамин К. Соли Кальция.)

  5. За счёт чего кость растёт в толщину? (Надкостница.)

  6. Самая длинная кость в скелете человека. (Бедренная.)

  7. Что такое СОЭ? (Скорость оседания эритроцитов.)

  8. Название соединения гемоглобина с кислородом. (Оксигемоглобин.)

  9. Подвижное соединение костей. (Суставы.)

  10. Сосуды, несущие кровь к сердцу. (Вены.)

  11. Кровь, насыщенная кислородом. (Артериальная.)

  12. Белые кровяные клетки. (Лейкоциты.)

  13. Кто изобрёл первую вакцину? (Эдуард Дженнер.)

  14. Название околосердечной сумки. (Перикард.)

  15. За какое время кровь проходит по двум кругам кровообращения? (27 секунд.)

  16. Как называется стадия расслабления сердца? (Диастола.)

  17. Что придаёт костям гибкость и упругость? (Органические вещества.)

  18. Человек прожил 72 года. Сколько лет его сердце отдыхало? (36 лет.)

  19. Название наследственного заболевания человека – несвертываемость крови. (Гемофилия.)

  20. Бывает положительным и отрицательным. (Резус-фактор.)

  21. Препарат из готовых антител. (Сыворотка.)


Вопросы для второй команды

  1. Сосуды, несущие кровь от сердца. (Артерии.)

  2. Человек, отдающий кровь. (Донор.)

  3. Кровь насыщенная углекислым газом. (Венозная.)

  4. За счёт чего кость растёт в длину? (Хрящ.)

  5. Самые маленькие кости скелета человека. (Слуховые косточки.)

  6. Соединение гемоглобина с углекислым газом. (Карбогемоглобин.)

  7. Сколько костей входит состав скелета человека? (218.)

  8. Неподвижное соединение костей. (Шов.)

  9. Как называются кровяные пластинки? (Тромбоциты.)

  10. Как по-другому называется анемия? (Малокровие.)

  11. Препарат из ослабленных микробов. (Вакцина.)

  12. Повышенная чувствительность организма к некоторым факторам окружающей среды. (Аллергия.)

  13. Название среднего слоя стенки сердца. (Миокард.)

  14. Процесс сокращение сердца. (Систола.)

  15. Клапаны, находящиеся и в сердце, и в венах. (Полулунные.)

  16. Что придает костям твёрдость и прочность? (Неорганические вещества.) и микробов. (Фагоциты.)

  17. Как называются клетки, пожиратели микробов? (Фагоциты.)

  18. Местная реакция организма на попадание инфекции. (Воспаление.)

  19. Название внутреннего слоя стеки сердца (Эндокард.)

  20. В какую сумку нельзя ничего положить? (Суставная сумка.)

  21. Какой белок участвует в свёртывании крови? (Фибриноген.)

Гейм второй:

«Заморочки из мешочка»

(Конкурс капитанов)

(Из мешочка капитаны поочередно достают карточки с фамилиями учёных. Капитан должен схематично изобразить на листе бумаги то, что связанно с именем учёного. Его команда по рисунку называет имя и фамилию учённого. Каждый правильный ответ приносит команде 3 балла.)

Имена учёных (в скобках указано их открытие, т.е. то, что должны изобразить капитаны команд):

  1. Карл Ландштейнер. (Группы крови.)

  2. И.И. Мечников. (Фагоцитоз.)

  3. Луи Пастер. (Вакцина.)

  4. Уильям Гарвей. (Круги кровообращения.)


Гейм третий: «Ты мне, я тебе»

(Домашнее задание)

(Представители команд поочерёдно задают соперникам заранее подготовленные вопросы – по 2 вопроса команде. Каждый правильный ответ приносит 5 баллов.)

Вопросы первой команде:

  1. Предположим, что житель гор переехал в посёлок, расположенный на равнине. Как должно измениться в его крови количество эритроцитов и почему.

  2. Предположим, что в крови человека медики обнаружили резкое увеличение количества лейкоцитов. Каковы причины этого явления? Должно ли оно вызвать беспокойство у обследованного человека?

Вопросы второй команде:

  1. У молодого петуха удалили часть бедренной кости, оставив надкостницу. Через некоторое время кость у петуха восстановилась. О чём это свидетельствует?

  2. Человек рано утром имеет один рост, а к вечеру его рост уменьшается. Объясните, почему это происходит?


Гейм четвёртый:

«Тёмная лошадка»

(Гость поочерёдно задаёт командам свои вопросы. Каждый правильный ответ оценивается в 5 баллов.)

  1. Практическим путём выявить наличие или отсутствие плоскостопия.

  2. Практическим путём выявить нарушение осанки.

  3. Указать на теле человека возможные места прощупывания пульса.

  4. Какова реакция сердечнососудистой системы на дозированную физическую нагрузку.


Гейм пятый:

«Гонка за лидером»

(Ведущий по очереди задаёт командам вопросы. Каждый правильный ответ оценивается в 5 баллов.)

  1. Преступник, чтобы скрыть следы преступления, сжёг окровавленную одежду жертвы. Однако судебно-медицинская экспертиза на основании анализа пепла всё же установила наличие крови на одежде. Каким образом?

(В пепле остаются химические элементы, входившие в состав сгоревшего объекта; кровь отличается высоким содержанием железа, входящего в состав гемоглобина, и, если в пепле обнаружится повышенное содержание железа, значит, на одежде была кровь.)

  1. У больного низкий гемоглобин. Железодефицитная анемия, малокровие. Что можно ему предложить из лекарственных препаратов, фруктов, находящихся на столе? (На столе лежат: лекарственные препараты «Бронхикум», «Анальгин» и «Валидол», витамины «Ревит», гематоген, яблоко, гранат, хурма и помидор.)

(«Бронхикум» - лекарство от кашля, «Анальгин» - обезболивающий препарат, «Ревит» - витамин. Для повышения гемоглобина советуем принимать гематоген, а также яблоки, гранаты и хурму, которая является рекордсменом по количеству железа среди фруктов.)

  1. У человека цвет крови красный, у головоногих моллюсков – голубой. Объясните причину столь разной окраски крови.

(У головоногих моллюсков в крови имеется пигмент голубого цвета - гемоцианин, содержащий много меди, что и придаёт крови голубой цвет.)

  1. Свертывание крови – защитная реакция организма. Но есть заболевания, при которых кровь свёртывается внутри сосудов. Почему эти заболевания опасны для людей?

(Тромбы – причина таких тяжёлых заболеваний, как инсульт – закупорка сосудов мозга, инфаркт – закупорка венозных сосудов сердца. При этих заболеваниях происходит нарушение кровоснабжения жизненно важных органов.)




Бонус: кроссворд

(Каждой команде предлагается кроссворд. Учащиеся должны за 5 минут отгадать как можно больше слов. Каждое правильное отгаданное слово оценивается в 1 балл.)

1






















































































2




















3
































4






5














































6







7










































8






9
























































10

























11











12









По горизонтали: 3. Человек, которому переливают кровь. (Реципиент.) 4. Явление склеивания эритроцитов. (Агглютинация.) 6. Русский ученый – автор фагоцитарной теории иммунитета. (Мечников.) 8. Гормон, усиливающий работу сердца. (Адреналин.) 10. Английский учённый, открывший движение крови по двум замкнутым системам. (Гарвей.) 11. Чужеродные вещества, способные вызвать иммунную реакцию. (Антитела.) 12. Самая крупная артерия. (Аорта.)

По вертикали: 1. Способность сердца ритмически сокращаться под влиянием импульсов, возникающих в нём самом. (Автоматизм.) 2. Повышенное кровяное давление. (Гипертония.) 5. Способность организма защищать себя от болезнетворных микробов и вирусов, а также инородных веществ. (Иммунитет.) 7. Сосуды, несущие кровь к сердцу. (Вены.) 9. Межклеточное вещество, просачивающееся сквозь лимфатические капилляры. (Лимфа.)


Дополнительный вопрос для общего обсуждения

У детей в возрасте до года на темени прощупывается родничок, а в более позднем возрасте он полностью «зарастает». Что же такое «родничок»? Какие продукты вы порекомендуете для ребёнка, у которого зарастание родничка проходит медленно?

Бланк ответов

1-я команда

2-я команда

Визитная карточка (максимум 5 баллов)



1-й гейм (1 правильный ответ = 1 балл)

1

2

3

4

5

6

7

1

2

3

4

5

6

7















8

9

10

11

12

13

14

8

9

10

11

12

13

14















15

16

17

18

19

20

21

15

16

17

18

19

20

21















Итог:

Итог:

2-й гейм (1 полностью правильный ответ = 3 балла)

1


2


1


2


Итог:

Итог:

3-й гейм (1 полностью правильный ответ = 5 баллов)

1


2


1


2


Итог:

Итог:

4-й гейм (1 полностью правильный ответ = 5 баллов)

1


2


1


2


Итог:

Итог:

3-й гейм (1 полностью правильный ответ = 5 баллов)

1


2


1


2


Итог:

Итог:

Кроссворд (1 слово – 1 балл)

Количество баллов за кроссворд:

Количество баллов за кроссворд:

Общий итог:

Общий итог:


Подведение итогов и награждение победителей

Все полученные командами баллы заносятся в специальный бланк.

Каждый участник викторины награждается яблоком (для повышения гемоглобина) и баночкой йогурта (для укрепления костей). Участники победившей команды получают отметки отлично в журнал по биологии и физической культуре.

Внеклассное мероприятие по биологии 8 класс
  • Биология
Описание:

Интегрированное  внеклассное  мероприятие-викторина  "Кровь  и  кости"
Углубление  и  обобщение  знаний  обучающихся  по  биологии  и  физической  культуре,  проверка  усвоения  детьми  основных  понятий  по  предметам;
Участники  игры - две  команды- соперники  по  5  человек;
Данная  игра  состоит  из  5  геймов.  В  ходе  подготовки  к  игре  ребятам  было  дано  задание  создать  свою  визитную  карточку:  придумать  название  команды,  девиз,  эмблему,  вопросы  к  соперникам,  выпустить  стенгазету  по  здоровому  образу  жизни;

Применение  ИКТ  сделало  мероприятие  интересным  и  увлекательным.  Обучающиеся  остались  довольны  результатом  игры;

Подобные  мероприятия  решают  основную  цель:  повышение  мотивации  в  обучении.

Автор Погуляева Надежда Гелиевна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Биология
Подраздел
Просмотров 1398
Номер материала 44103
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓