Главная / Классному руководителю / Внеклассное занятие для старшеклассников “Картина мира, Вселенная, человек”, 10-11 класс.

Внеклассное занятие для старшеклассников “Картина мира, Вселенная, человек”, 10-11 класс.

Картина мира, Вселенная, человек.



Человек - инструмент познания

Богом самого себя.

Джордано Бруно



С каждым днём от момента рожденья
Мы бредём по дороге познанья.

Андрей Макаревич



Дорогой друг!

Внимательно посмотри вокруг себя, и ты увидишь, что все мы смотрим на окружающий мир и видим: он окрашен нашим собственным внутренним состоянием с разницей чувств, эмоций, восприятия. Ты много раз слышал и осознавал истину того, что разные люди видят и понимают мир совершенно по-разному, несмотря на то, что для всех светит одно и тоже небесное светило – Солнце. Но кого-то оно неприятно слепит, а кого-то его ласковые лучи приводят в восторг и наполняют энергией жизни. Однако все мы вместе, понимаем и принимаем мир, через призму внутренних чувств распространяя свое понимание все дальше и глубже. Воспринимая мир в разных красках, «цветах радуги», мы постепенно начинаем видеть и осознавать его обособлено, самостоятельно. Мы видим мир в призме нашего настроения, и у каждого из нас возникают личные представления об окружающем мире, которые различаются настолько, насколько отличается наш личностный опыт, возникший на основе одних и тех же явлений, сведений и т.д.


Мировоззрение.

Словарь

Мировоззре́ние — одно из основных философских понятий, представляющее собой совокупность (систему) устойчивых взглядов, принципов, оценок и убеждений, определяющая отношение к окружающей действительности и характеризующая видение мира в целом и место человека в этом мире. Обусловлено особенностями общественного бытия и социальными условиями.


Общественные науки

Мировоззрение - система взглядов на мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и к самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их идеалы, убеждения, принципы познания их деятельности, ценностные ориентации.

Мировоззрение есть общее понимание мира, человека, общества, определяющее социально-политическую, философскую, религиозную, нравственную, эстетическую, научно-теоретическую ориентацию человека.


Именно мировоззрение, а не объем знаний человека определяет его поведение и поступки.

Типы мировоззрения.

Существует три исторических типа мировоззрения: мифологический, религиозный и философский.


  • Мифологическое мировоззрение. Мифологический тип мировоззрения определяется как совокупность представлений, которые были сформированы в условиях первобытного общества на основе образного восприятия мира.


  • Религиозное мировоззрение. Сущность религиозного типа мировоззрения мыслится через концепцию религии либо как веры в сверхъестественное, либо как совокупности учений, связанных с верой в Бога (или богов).

Мифологическое и религиозное мировоззрения тесно взаимосвязаны и даже совпадают по ряду пунктов: 1) чаще всего религиозное мировоззрение предполагает наличие в нем мифологической системы; 2) мифологическое мировоззрение основано на религиозной вере; 3) мифологическое сознание, как и религиозное, в ряде случаев не содержит такого элемента, как "вера в сверхъестественное".


  • Философский тип мировоззрения. Философское мировоззрение рассматривает мир с точки зрения его предельных, последних оснований. Этот тип мировоззрения вычленяет законы мира — те силы, которые правят миром. В основе философского мировоззрения лежит логическая аргументация. Формами существования философского мировоззрения являются основные понятия философии, которые называются категориями. Мировоззрение может существовать вне философии, но философия обязательно формирует мировоззрение. Философия (в переводе) — «любовь в мудрости», она рассматривает общее основное, предельное в данных явлениях. Философское знание не всем одинаково доступно, для некоторых — легко, для других трудно.



Задание – рассуждение.     

Прочитайте стихотворение Андрея Макаревича - руководителя группы «Машина времени» и автора многих произведений. Попробуйте ответить на следующие вопросы: Какие понятия противопоставляет автор? Почему многие получаемые Знания, так и не переходят в Веру. И почему человек иногда моментально верит случайно услышанной информации?


Нас мотает от края до края,
По краям расположены двери.
На последней написано: «Знаю»,
А на первой написано: «Верю».

И, одной головой обладая,
Никогда не войдёшь в обе двери:
Если веришь - то веришь не зная.
Если знаешь - то знаешь не веря.

И своё, формируя сознанье,
С каждым днём от момента рожденья
Мы бредём по дороге познанья.
А с познаньем приходит сомненье.

И загадка останется вечной,
Не помогут учёные лбы:
Если знаем - ничтожно слабы.
Если верим – сильны бесконечно.


Задание – размышление.

Человек не может стать специалистом во всем, чего достигла человеческая цивилизация настолько, чтобы иметь собственные, проверенные личным опытом знания, дающие уверенность в их использовании. О многих вещах он имеет лишь сведения, полученные от других и, без собственной уверенности, - может только верить или не верить им.


Что вы еще можете добавить в это высказывание?



Упражнение. Рассмотрите отрывки из статьи Ф. Кирсанова «Мировоззрение – наше единственное оружие в жизненной борьбе».


Не мир нас радует, а мы радуемся; не мир нас обижает, а мы обижаемся (к слову сказать, обижаться на что угодно – уподобляться попугаю, возмущенному тем, что его не выбрали спикером палаты лордов – короче, глупо обижаться на мир). Мы сами формируем отношение к миру, в котором живем: один недоволен в роскоши, а другой счастлив в нищете – и оба правы. Насколько жизненная драма комична или трагична, добр ли мир или жесток – решать нам.


Единственное оружие, которое имеется в нашем распоряжении в борьбе с окружающим миром – это наше адекватное мировоззрение.


В процессе жизни у нас формируется представление о мире – мировоззрение, или вера в то, что мир адекватно отражен в нашем мозгу. Все наши знания, сомнения и заблуждения – это вера (не путать с более узким смыслом этого слова – религиозностью). Неверие – тоже вера: если атеист не верит в существование библейского бога, то это значит, что он верит в то, что библейский бог существует не в природе и не над природой, а в некоторых головах. Все люди верующие.


Наше мировоззрение напоминает многоэтажную пирамиду. Ее основание состоит из наиболее твердых убеждений, которые мы почти никогда не подвергаем сомнению, ибо они регулярно подтверждаются нашим личным опытом … Следующий уровень состоит из веры в простые умозаключения, вытекающие из убеждений первого уровня (тюльпаны вряд ли цветут на Южном Полюсе, а если шлепнуться с четвертого этажа – мало не покажется). И так далее – убеждения каждого следующего уровня произрастают из убеждений предыдущего…


Пирамида нашего мировоззрения представляет собой систему убеждений, которыми мы готовы руководствоваться в делах. Сколько людей – столько пирамид…


А теперь подумайте над увлекательными вопросами бытия:

  • Каково происхождение Вселенной?

  • Как я могу влиять на ход событий в мире?

  • Кто я?

  • Как я познаю мир?

  • Представляю ли я какую-то ценность?

  • Есть ли у меня какие-то обязанности?




Вселенная.

Над фундаментальными вопросами бытия задумывались люди до нас, над ними задумываются наши современники и будут задумываться наши потомки.

Итак, давайте еще раз попробуем понять, что это за вопросы, называемые мировоззренческими, вопросы. Ответ таков: прежде всего это вопросы о Вселенной в целом и о нашей планете Земля, в частности. Первыми людьми в Европе, которые начали задавать научные вопросы о том, как устроены Земля и Вселенная и каковы способы их существования, были древние греки....

Давайте рассмотрим некоторые вопросы и ответы о картине мира от эпохи Древней Греции до наших дней.


Много веков тому назад древнегреческого философа Сократа сначала интересовало устройство Вселенной, но постепенно он начал осознавать, что изучение вопроса о том, как следует поступать человеческим существам, было гораздо более важным, нежели открытие того, как устроена Луна. Поэтому он оставил свои занятия физикой и предался занятиям философией морали.


В то же время главы основных философских школ в античной Греции начали понимать, что невозможно построить правильное учение о природе нравственного поведения человека, не зная, во-первых, каково место человеческих существ в космосе и, во-вторых, какова их связь с принципами, которые управляют Вселенной.


Что лежит за наблюдаемой Вселенной?

Ответы, которые обычно дают на этот вопрос, можно разделить на два типа. Одни люди говорят, что за «первовеществом» Вселенной ничего нет; а другие, — что явно что-то есть. Рассмотрим эти варианты ответов более подробно.


Первый тип ответов:

Не существует ничего, кроме материи. Именно она является первичной вечной реальностью, существующей независимо ни от нашего сознания, ни от чего-либо другого. Она слепа и лишена цели. Однако она обладает способностью к развитию и самоорганизации, опять же не подчиненным никакой цели. Процессы развития приводят к тому разнообразию живой и неживой материи, которое мы наблюдаем сегодня во Вселенной, Такова философия материализма.

Второй тип ответов:

За материей, которая имела свое начало, стоит некий несотворенный, независимый творческий Разум, или, как сказали бы иудеи и мусульмане, Бог, а христиане — Бог и Отец Господа Иисуса Христа. Бог поддерживает Вселенную, взаимодействует с ней, но не является ее составной частью. Он дух, а не материя. Вселенная существует как выражение Его сознания и с целью выполнения Его воли. Такова философия теизма.



Задание - рассуждение.

Сформулируйте собственное мнение по поводу существования либо материи, либо независимого творческого Разума за наблюдаемой Вселенной. Возможно ли, дать единый ответ на вопросы: Каким образом возник наш мир? Как он развивался?


Первый тип ответов:

Неодушевленная материя сама по себе, не подчиненная никакому замыслу или цели, оформилась в тот конгломерат, который впоследствии стал Землей, а затем каким-то образом (который до сих пор не поддается объяснению и наблюдаемому воспроизведению) в силу присущих ему свойств в результате самозарождения привел к появлению жизни. Затем первичные низшие формы жизни начали эволюционировать путем мутации и естественного отбора — механизмов, также не имеющих замысла или цели, и постепенно превратились в то разнообразие форм жизни, которое мы имеем сейчас. Таким образом, в основе существования Вселенной и Земли вместе с ее обитателями не лежит никакая высшая разумная цель или замысел

Второй тип ответов:

Устройство Вселенной, солнечной системы и планеты Земля говорит о том, что они были задуманы и созданы таким образом, чтобы на Земле была возможна жизнь. Поразительная сложность живых систем и механизмов их жизнедеятельности также свидетельствуют об этом.


Какое именно мировоззрение служит отправной точкой в вашем восприятии и в вашей деятельности. Какие доводы вы можете привести в пользу вашего мировоззрения?


Вопрос: Что такое человек? Каково происхождение его рациональности и морального чувства?

Первый тип ответов:

Природа человека. Человеческие существа — это не что иное, как материя. Они лишены духа, а их способность к рациональному мышлению возникла из лишенной сознания материи путем процессов, в основе которых нет разумного начала.

Нравственность. Моральное чувство и чувство долга у человека возникают исключительно в результате социального взаимодействия между ним и его собратьями.

Права человека. У человеческих существ нет никаких присущих им от природы, естественных, прав, они обладают только теми правами, которые даются им обществом или современными им правителями.

Цель жизни. Человек сам ставит себе цели в жизни.

Второй тип ответов:

Природа человека. Человек создан Богом, в действительности, по образу и подобию Божьему. Своими мыслительными способностями человек обязан божественному Логосу, от которого он происходит.

Нравственность. Моральное чувство человека возникает из «законов Божьих», вложенных в него Творцом.

Права человека. Человек обладает определенными не отчуждаемыми от него правами, которые все другие человеческие существа и правительства должны уважать просто потому, что человек создан Богом, по образу Его и подобию.

Цель жизни. Главная цель человека — наслаждаться общением с Богом и служить Богу, а также служить своим собратьям во имя Бога.


Принципиальное различие между двумя типами ответов.

На первый взгляд может показаться, что ответы первого типа отражают научные взгляды на мир, а второго — религиозные. Однако это неверно. На самом деле, большинство ученых прошлого и современности согласилось бы с ответами из первой группы. В то же время среди не менее выдающихся ученых можно найти и таких, которые согласятся со второй группой ответов. Таким образом, суть конфликта между разными взглядами не сводится к конфликту между наукой и религией. Он, скорее, обусловлен различием фундаментальных философских предпосылок, которые определяют соответствующие интерпретации научных данных.


Картины мира.

Научная картина мира.


Научная картина мира - особая форма систематизации знаний, качественное обобщение и мировоззренческий синтез различных научных теорий. Будучи целостной системой представлений об общих свойствах и закономерностях объективного мира, научная картина мира существует как сложная структура, включающая в себя в качестве составных частей общенаучную картину мира и картины мира отдельных наук (физическая, биологическая, геологическая и т.п.).



Материалистическая наука.

По данным телескопических наблюдений, Земля – планета Солнечной системы. Из таких звездных систем и их объединений состоит Вселенная – окружающий нас мир (по данным радиотелескопов – в радиусе 106 световых лет).

Все небесные тела состоят из одних и тех же химических элементов (других не открыто).

Земля – исключительное, уникальное небесное тело, так как на ней есть жизнь.

Откуда все взялось и куда идет развитие – современная наука пока еще не знает.

Жизнь в естествознании трактуется как существование белковых тел, способных к обмену веществом с окружающей средой. По современным научным данным, жизнь на Земле возникла в спонтанном сочетании физико-химических условий и существует уже около 2-3 миллиардов лет. Попытки науки воссоздать «живой белок» пока не увенчались успехом.

Человек с точки зрения биологической науки – представитель животного мира – млекопитающее, живородящее животное, наиболее продвинутое из всех животных в умственном отношении. Это организм, физически ничем не отличающийся от организмов других животных. Обладает способностью к размножению: соединение двух зародышей – яйцеклетки и сперматозоида – есть начало сложнейшего периода воспроизведения почти всех копий животных. Затем жизнь 100 лет и смерть – окончание белкового обмена. По данным археологии, человечество появилось 23 миллиона лет назад.


Познание мира.

Совокупность результатов познавательной деятельности человека образует определенную модель (картину мира). Научная картина мира может отличаться:

  • от религиозных представлений о мире, основанных на авторитете пророков, религиозной традиции, священных текстах и т.д. Поэтому религиозные представления более консервативны в отличие от научных, меняющихся в результате обнаружения новых фактов. В свою очередь, религиозные концепции мироздания могут изменяться, чтобы приблизиться к научным взглядам своего времени;

  • от мировоззрения, свойственного бытовому или художественного восприятию мира, использующего бытовой (художественный) язык для обозначения объектов и явлений мира.

Отношения науки и философии являются предметом дискуссии. С одной стороны, история философии — это гуманитарная наука, основной метод которой - толкование и сравнение текстов. С другой стороны, философия претендует на то, чтобы быть чем-то большим, чем наука, ее началом и итогом, методологией науки и её обобщением, теорией более высокого порядка, метанаукой. Вместе с тем, философия осмысливает научные открытия, включая их в контексте сформированного знания и тем самым определяя их значение. С этим связано древнее представление о философии как о царице наук или о науке наук.

Бытовое или художественное восприятие мира. Вся жизнь человека буквально с самого рождения это - познание мира очень эффективными методами. Все, что он делает, тут же оценивается по результату, осознанно, но неизмеримо чаще - бессознательно. Вокруг каждого простираются области, освещенные знанием собственного опыта, в чем-то дальше, в чем-то ближе. Это - освоенные, протоптанные тропинки, пространства познанной жизни вокруг личного Я, простирающиеся к еще не познанному. И не бывает так, что надежно освоенная тропинка начинается где-то вне всего предшествовавшего опыта, из области непознанного, возникая внезапно и сама по себе, неся готовые знания о сотворении мира.


Упражнение. Прочитайте произведения Ф. Тютчева.


Тютчев Ф. И.: Наш век

Не плоть, а дух растлился в наши дни,
И человек отчаянно тоскует...
Он к свету рвется из ночной тени,
И, свет, обретши, ропщет и бунтует.
Безверием палим и иссушен,
Невыносимое он днесь выносит...
И сознает свою погибель он,
И жаждет веры - но о ней не просит...

Не скажет ввек, с молитвой и слезой,
Как ни скорбит перед замкнутой дверью:
"Впусти меня! Я верю, боже мой!
Приди на помощь моему неверью!.."

10 июня 1851
Москва


Тютчев Ф. И.: Чему бы жизнь нас ни учила...

Чему бы жизнь нас ни учила,
Но сердце верит в чудеса:
Есть нескудеющая сила,
Есть и нетленная краса.
И увядание земное
Цветов не тронет неземных,
И от полуденного зноя
Роса не высохнет на них.
И эта вера не обманет
Того, кто ею лишь живет,
Не все, что здесь цвело, увянет,
Не все, что было здесь, пройдет!
Но этой веры для немногих
Лишь тем доступна благодать,
Кто в искушеньях жизни строгих,
Как вы, умел, любя, страдать,
Чужие врачевать недуги
Своим страданием умел,
Кто душу положил за друга
И до конца все претерпел.
Ноябрь 1870
Петербург


А теперь подумай над вопросами:

Какую картину мира передает автор читателю? Какие строки убедили вас в этом? Что является похожим на твое мировоззрение? Что вам кажется индивидуальной картиной мира автора?


Домашнее задание. Опишите собственную картины мира. Какие главные нравственные законы будут лежать в вашей картине мира?



Внеклассное занятие для старшеклассников “Картина мира, Вселенная, человек”, 10-11 класс.
  • Классному руководителю
Описание:

Мировоззренческие установки ранней юности обычно весьма противоречивы. В процессе своих поисков юность ищет формулу, которая разом осветила бы и смысл собственного существования, и перспективы развития всего человечества и конечно ответ на вопрос: где взять такую формулу?

Мир взрослой независимой жизни, в которую вступает молодой человек, осваивающий старшую ступень школьной программы, полон противоречий. С одной стороны, мир полон увлекательный вещей, а с другой стороны, бремя независимости оказывается не таким уж легким: нужно встать на собственные ноги, выбрать профессию, определить свои жизненные цели, ценности и принципы. Создавая картины мира, сегодняшний старшеклассник постоянно задает себе жизненно важные вопросы, на которые однозначных ответов нет, и не может быть, их нужно выстрадать самому, к ним можно прийти только личным практическим путем.

При этом нравственное развитие с высоты понимания подростков на данном возрастном этапе, понимается, как способность жить среди людей, умение общаться с ними, находить решения в конфликтных ситуациях, умение сотрудничать, а результатом является формирование нравственного поведения.

Надо заметить, что в основе нравственного поведения лежит как знание моральных норм, так и умение формировать собственное эмоциональное адекватное и позитивное отношение к этим нормам, непосредственное отношение к другому человеку (знаем, со-чувствуем, сопереживаем, делаем).

Данное занятие одно из занятий серии по формированию основ духовной культуры и этики. На занятии по теме «Картина мира, Вселенная, человек» рассматриваются следующие вопросы: Что лежит за наблюдаемой Вселенной? Каким образом возник наш мир? Как он развивался? Что такое человек? Каково происхождение его рациональности и морального чувства?

Также на занятии представляется возможность учащимся определить к какой картине мира (научной или художественной) они больше склоны при построении собственной картины мира.

Цель занятия: помочь старшеклассникам определить какие нравственные основы лежат в их собственной картине мира, в их собственном мировоззрении.

Задачи:

  • 1.Ознакомить учащихся с основными философскими понятиями «мировоззрение», «вера», «картина мира».
  • 2.Научиться различать типы мировоззрения, сравнивать и отличать различные точки зрения на основные философские вопросы.
  • 3.Определить для себя какое мировоззрение и картины мира являются основополагающими в их видение мира.

При построении занятия используются упражнения рассуждения, упражнения- размышления, которые строятся на анализе литературных произведений, научных статей, притч, исторических и религиозных материалов. Также большую часть занятия педагог посвящается раскрытию значимости мировоззрения на успешность человеческой жизни. При этом отводится значительная часть занятия на анализ статьи Ф. Кирсанова «Мировоззрение - наше единственное оружие в жизненной борьбе».

Автор Москаль Ирина Владимировна
Дата добавления 17.07.2015
Раздел Классному руководителю
Подраздел Конспекты
Просмотров 575
Номер материала 60259
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓