Главная / Русский язык и литература / Внеклассное мероприятие по русскому языку для 5 класса на тему "День речевого этикета"

Внеклассное мероприятие по русскому языку для 5 класса на тему "День речевого этикета"

Этикет-это правила поведения людей. Речевой этикет-это правила обращения люде...
Жесты
Я люблю, когда при встрече Мы знакомым и родным «С добрым утром!» «Добрый веч...
«Добрые слова» -Здравствуйте! -Доброе утро! (день, вечер, ночь) -Привет! Салю...
1.А человечек за окном тем временем замедлил ход и сказал: -Привет! Можно мне...
2.Подойдя к двери класса, она с таким грохотом распахнула ее, что все ребята ...
3.Вот тут-то и появился Лис. -Здравствуй, -сказал он. -Здравствуй, - вежливо ...
«Как поживаете?» -Рад тебя видеть! -Как хорошо, что я тебя встретил(а)! -Как ...
«Прошу Вас» -Будьте любезны… -Дайте ,пожалуйста… -Если Вам не трудно… -Сделай...
1 из 10

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Этикет-это правила поведения людей. Речевой этикет-это правила обращения людей д
Описание слайда:

Этикет-это правила поведения людей. Речевой этикет-это правила обращения людей друг к другу, формы приветствия или прощания, поздравления и ответы на них.

№ слайда 2 Жесты
Описание слайда:

Жесты

№ слайда 3 Я люблю, когда при встрече Мы знакомым и родным «С добрым утром!» «Добрый вечер!
Описание слайда:

Я люблю, когда при встрече Мы знакомым и родным «С добрым утром!» «Добрый вечер!» «Доброй ночи!»-говорим. А.Яшин

№ слайда 4 «Добрые слова» -Здравствуйте! -Доброе утро! (день, вечер, ночь) -Привет! Салют!
Описание слайда:

«Добрые слова» -Здравствуйте! -Доброе утро! (день, вечер, ночь) -Привет! Салют! Приветик! -Здорово! -Здравия желаю! -Рад Вас приветствовать! -Приветствую Вас! -Разрешите Вас поприветствовать! -Мое почтение! -Хлеб-соль!

№ слайда 5 1.А человечек за окном тем временем замедлил ход и сказал: -Привет! Можно мне зд
Описание слайда:

1.А человечек за окном тем временем замедлил ход и сказал: -Привет! Можно мне здесь на минуточку приземлиться? -Да, да, пожалуйста, - поспешно ответил Малыш. (А.Линдгрен. Малыш и Карлсон)

№ слайда 6 2.Подойдя к двери класса, она с таким грохотом распахнула ее, что все ребята от
Описание слайда:

2.Подойдя к двери класса, она с таким грохотом распахнула ее, что все ребята от неожиданности подскочили на своих местах, и, помахав своей широкополой шляпой, что есть мочи крикнула: -Привет! Надеюсь, я не опоздала на таблицу уважения? (А.Линдгрен. Пеппи Длинныйчулок)

№ слайда 7 3.Вот тут-то и появился Лис. -Здравствуй, -сказал он. -Здравствуй, - вежливо отв
Описание слайда:

3.Вот тут-то и появился Лис. -Здравствуй, -сказал он. -Здравствуй, - вежливо ответил Маленький принц и оглянулся, но никого не увидел. (А.де Сент-Экзюпери. Маленький принц) 4.Маленький принц поднялся на высокую гору… И теперь он подумал: «С такой высокой горы я сразу увижу всю планету и всех людей». Но увидел только скалы, острые и тонкие, как иглы. -Добрый день, - сказал он на всякий случай. -Добрый день… день… день… - откликнулось эхо. (А.де Сент-Экзюпери. Маленький принц)

№ слайда 8 «Как поживаете?» -Рад тебя видеть! -Как хорошо, что я тебя встретил(а)! -Как жиз
Описание слайда:

«Как поживаете?» -Рад тебя видеть! -Как хорошо, что я тебя встретил(а)! -Как жизнь? -Как дела? -Как успехи? -Как у Вас? -Какие новости? -Что новенького? -Как здоровье? -Как поживаешь? -Какая встреча! -Давненько мы не встречались!

№ слайда 9 «Прошу Вас» -Будьте любезны… -Дайте ,пожалуйста… -Если Вам не трудно… -Сделайте
Описание слайда:

«Прошу Вас» -Будьте любезны… -Дайте ,пожалуйста… -Если Вам не трудно… -Сделайте одолжение… -Убедительно прошу… -Не откажите в любезности… -Вы не могли бы… -Вас не затруднит… -Нельзя ли…

№ слайда 10
Описание слайда:

Внеклассное мероприятие по русскому языку для 5 класса на тему "День речевого этикета"
  • Русский язык и литература
Описание:

Внеклассное мероприятие по русскому языку для 5 класса

« День речевого этикета»

Цель: познакомить учащихся с правилами вежливого поведения и речи, формировать умение активно пользоваться различными этикетными формами в устной и письменной речи с учетом речевой ситуации.

Ведущий ( учитель или подготовленный старшеклассник):

-Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас в классе пройдет День речевого этикета. Вы наверняка видели по телевидению передачи о встречах глав правительств разных стран. На что вы обратили внимание, какие моменты обязательно повторяются при встречах людей из разных стран? ( высоких гостей встречают у трапа самолета, им вручают цветы, проходит почетный караул, звучат государственные гимны ).

-Представьте себе, что может случиться, если прибывшему главе не будет оказан соответствующий прием?

-Что же такое этикет? ( Слайд1)

-Что такое речевой этикет? Что он устанавливает? ( правила обращения людей друг к другу, правила приветствия и прощания).

-Воспитанные люди должны знать правила этикета. В том числе и речевого.

Правил поведения существовало и существует великое множество, и в разных странах они бывают разные. Так, в древнем Китае насчитывалось около тридцати тысяч церемоний. Как постучаться в дверь, как войти, как встать, сесть, взять чашку с кофе- все было строго определено и расписано. Не один год уходил у детей феодалов и богачей на то, чтобы выучить эти правила .Да и для выполнения их требовалось столько времени, что позволить себе « церемониться» мог лишь не обремененный заботами и работой человек.

Люди общаются друг с другом, чтобы обменяться мнениями, мыслями, знаниями, сообщить что-то собеседнику, к чему- то его побудить. При этом они используют разные приемы этикета.. Одним из них являются жесты. ( Слайд 2).

Так, русские при расставании в знак прощания машут рукой , но при этом ладонь обращена от себя и кисть раскачивается вперед и назад. Англичане в подобных случаях раскачивают кисть из стороны в сторону. Итальянцы, прощаясь, раскачивают кисть вперед и назад, как и русские, но обращают ладонь к себе, как и мы, когда подзываем к себе кого-нибудь. Итальянский жест прощания у нас означает «идите сюда». Если вы так помашете в нашей стране, то это вызовет недоумение.

Много недоразумений в общении с болгарами связано с тем, что они в знак отрицания кивают головой. У других народов этот жест обозначает согласие.

Шуточный конкурс. Ведущий читает шуточное стихотворение. Дети должны сначала изобразить свое согласие-несогласие жестами « по –русски», затем

« по-болгарски». Первая часть стихотворения для девочек, а мальчики следят за правильностью выполнения задания, вторая часть- для мальчиков, а девочки следят за правильностью выполнения.

Караси в пруду живут,

На сосне грибы растут,

Любит мишка сладкий мед,

Плывет в поле пароход,

Дождь прошел- остались лужи,

Заяц с волком крепко дружат.

Ночь пройдет-настанет день,

Нам учиться в школе лень.

Праздник дружно проведем:

Завтра в школу не пойдем.

Нет рассеянных средь нас,

Все внимательны у нас.

-Выразительный жест может украсить нашу речь. Жестом можно подбодрить человека. Можно и обидеть. Жест-это пример несловесного речевого этикета, а чего начинается разговор, общение? ( С приветствия) . Правильно, поэтому очень важно выбрать те слова , которые помогут вам начать его, расположат к вам собеседника. Как важно при этом выбрать добрые слова.( Слайд 3)

- А всегда ли вы здороваетесь? Например, с сидящими у вашего подъезда старушками? Встречаясь с соседями? Входя в библиотеку? В купе поезда с будущими попутчиками? С учителями, которые преподают в других классах? Когда приходите к врачу? Какие формы приветствия при этом употребляете?

- Какие вы знаете добрые слова?( Слайд 4)

А сейчас прочитаем отрывки из известных вам произведений и найдем известные формы приветствия ( Слайды 5-7)

- А можно ли говорить «доброе утро» , нахмурясь, недовольным голосом? А как надо произносить эти слова?

Подбирая слова для приветствия, помните правила речевого этикета.

-Ребята, а какие вы знаете стихотворения о вежливых словах?

Среди невезенья иного,

Среди невеселого дня

Скажите мне доброе слово,

И слово утешит меня.

(Л Щипахина)

На доброе слово не надо скупиться,

Сказать это слово-

Что дать напиться.

( Н. Рыленков)

-Ребята, а от чего зависит успех нашего общения? ( От компонентов речевой ситуации: кому, почему, зачем, где, когда мы говорим или пишем.)

-Что вы говорите после приветствия ? От чего это зависит?( Это зависит от выражения радости или огорчения от встречи, от желания или нежелания продолжить разговор, осведомиться о жизни собеседника, его здоровье, особенно если это пожилой человек).( Слайд 8)

- Какие слова обычно используются при выражении просьбы? Как мы их обычно называем? ( Волшебными. Слайд 9)

- Ребята, как вы думаете, могут ли «волшебные» потерять свою силу? Учащиеся читают по ролям сказку Н.Семина.

Саша узнал о чудесной силе волшебного слова «пожалуйста».Не откладывая в долгий ящик, он решил испробовать его силу.

Вечером , когда папа сидел за столом и читал какую-то книгу, Саша подошел к нему и сказал:

-Давай сыграем в шахматы, папа!

-Нет времени, сынок, ты видишь, я занят. К лекции готовлюсь,- ответил папа.

-Ну , пап. Пожалуйста, я ведь очень прошу,- жалобно протянул Саша.

-Что с тобой делать! Ладно. Давай сыграем,- согласился папа.

Папа быстро проиграл одну партию, а одну сделал вничью. Он всегда играл плохо, когда у него желания не было.

Но Саша чувствовал себя победителем. Довольный и веселый, он забрался на диван и сел рядом с мамой. Мама вязала шерстяные носки.

-Прочитай мне сказку, мама, -попросил Саша,- Я очень люблю, когда ты читаешь.

- Не мешай,- сказала мама.- Ты же видишь, что я тебе носки вяжу. Ты теперь уже сам хорошо читаешь.

-Ну, пожалуйста, мама, очень тебя прошу. Я ведь говорю :

« Пожалуйста».

- Ладно,- согласилась мама, откладывая свою работу в сторону. –Носки подождут, давай книжку.

Целый час читала мама Саше, и это ему очень понравилось.

На следующее утро , встав с постели и умывшись, он подбежал к маме и крикнул: « Мама, подай мне полотенце, пожалуйста».

Мама посмотрела на Сашу с удивлением. Но полотенце подала.

Потом просьбы посыпались одна за другой.

- Мама, положи мои книги в портфель, пожалуйста!

-Мама, принеси мне попить воды, пожалуйста!

- Это что за фокусы?- возмутилась мама.- Ты что сам не можешь собрать портфель или воды принести?

- Могу,- ответил Саша.- Но ведь уже поздно. Я могу опоздать в школу. И потом, я ведь говорю: « Пожалуйста» , а это волшебное слово. Его слушаться надо.

Мама как- то странно посмотрела на Сашу, но ничего не сказала.

После школы вечером Саша долго катался во дворе на коньках.

-Иди домой,- сказала мама,- уроки делать надо.

-Еще немного,- попросил Саша.

-Иди домой, пожалуйста, - сказала мама.

Но Саша не слушал и умчался на другой край катка.

Через час он пришел домой , усталый и грязный. И, скинув на стул свою меховую куртку, сказал:

- Мама, повесь, пожалуйста.

- Сам повесь, слуг у нас нет,- ответила мама.

Саша повесил куртку и начал решать задачу. Но задача не решалась.

- Помоги мне решить задачу, попросил Саша,- пожалуйста.

Мама молчала.

-Пожалуйста, повторил Саша.- Я ведь говорю волшебное слово.- Нет, теперь это слово уже не волшебное,- ответила мама. – Теперь оно хитрое и ленивое. Все волшебство в нем пропало.

-Как это ?- удивился Саша. - Разве слово может измениться?

- А ты сам подумай и реши,- сказала мама и вышла из комнаты, оставив Сашу одного.

« Жаль, расколдовалось волшебное слово,- подумал Саша.- Почему так получилось?»

- Ребята, как вы думаете, почему расколдовалось слово пожалуйста? Почему оно потеряло волшебную силу? Что должен был сказать Саша, вернувшись с катка?

Ведущий

-Правила речевого этикета существуют и в письменной речи. Важно помнить о возрасте и положении адресата.

Конкурс на лучшее поздравление с праздником 8 Марта.

Папа Карло решил написать поздравительные письма к женскому празднику черепахе Тортиле, лисе Алисе и Мальвине. По своей рассеянности папа Карло забыл написать имя адресата. Вставь в текст недостающее обращение.

1 Достопочтенная …!

Поздравляю Вас с праздником! Желаю Вам быть по-прежнему доброй, мудрой и щедрой. Как и 300 лет назад, Вы по-прежнему обаятельная. Так держать!

Ваш преданный Карло.

2.Милая…!

Поздравляю тебя, дорогая девочка, с праздником больших и маленьких женщин!. Желаю тебе счастливой и безоблачной жизни, стать звездой театра и кино, а еще- сохранить дружбу со старыми друзьями- Буратино и Пьеро.

Целую тебя. Папа Карло.

3.Изобретательная…!

Поздравляю Вас с женским днем! Желаю Вам оставаться такой же умной, лукавой и привлекательной. Пусть Вам повезет с честным и предприимчивым другом, и Вы сможете заработать миллион.

Поклонник ваших талантов Карло.

Ведущий.

Дорогие ребята, я надеюсь , что добрые слова будут сопровождать вас не только сегодня, но и всегда :

Если кто-то загрустит, Добрым словом, добрым делом

Ты его не оставляй, Утешай и помогай!

Литература.

Богданова Г.А., Кириченко Г.И. Обучаем речевому этикету: Методические рекомендации для учителя.- М.: Мнемозина, 1999

Ладыженская Н.В. Сценарии компьютерных задач по речевому этикету/ Русский язык в школе. 1993 №2

Автор Воробьева Елена Ивановна
Дата добавления 02.11.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Презентации
Просмотров 587
Номер материала MA-061870
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓